Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Шапошникова Т. В.

МБДОУ №1

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями мы должны воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными. Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной. В программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.

Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема «Эмоционально – личностное развитие младших дошкольников в процессе общения с взрослыми и сверстниками» и поставлены следующие задачи:

1. Создать условия по эмоционально-личностному развитию детей в группе (развивающая среда) .

2. Изучить новинки методической и психолого-педагогической литературы по теме.

3. Составить перспективный план работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом учебном году (2011-12 год, набирая малышей, я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в ДОУ. Мною была поставлена цель: формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми: сотрудничестве, инициативном общении на познавательные темы и инициативном общении со сверстниками.

Задачи в работе с детьми:

1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

2. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».

3. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение) .

4. Вызвать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида.

Изучив программу социально-личностного развития детей «Я-Ты-Мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной я постаралась создать в группе условия для эмоционально-личностного развития детей. С этой целью совместно с родителями были изготовлены пособия и игры:

• Коробочка примирения;

• Подушка примирения;

• Кубик эмоций;

• Мешочек радости;

• Пособие «Ворчун и весельчак»

• «Семейное дерево».

В содержании работы выделила следующие этапы:

1 этап - цель: формирование у детей потребности в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве, получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях.

На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы: Игровые образовательные ситуации:

А) «Ребенок и кукла»

Б) «Отражение в зеркале»

В) «Какого цвета глаза».

В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица. Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали. Дети совершали с куклами действия, соответствующие изображенной эмоции: жалели, качали, прижимали к себе «плачущую» куклу.

2 этап. Цель: формировать потребность в общении со взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:

Игровые образовательные ситуации:

А) «Как мы выражаем свои чувства»

Б) Знакомство с эмоциями

В) Просматривание альбомов «Вот я какой! », «Эта книжка для меня»;

Игровые упражнения:

• «Узнай, где твоя ладошка (ступня) ;

• «Имена».

• «Догадайся, о ком я расскажу».

• «Сравни себя с другими».

Изготовление родителями и рассматривание индивидуальных альбомов детей: «Вот какой я! », «Это книжка про меня», в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе. В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я»: употребление в речи местоимения «Я», сложились представления об особенностях своей внешности, стали проявляться устойчивые предпочтения, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели.

3 этап. Цель: формировать потребность в общении со сверстниками и развитии на этой основе социальных навыков. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Через создание проблемно-игровых ситуаций, связанных с внесением новой игрушки, мы подводили детей к осознанию некоторых причин возникновения ссор, в играх «Поссорились-помирились», «Подружились» давали образец простых способов выхода из конфликта. Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения».

Начали работу по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребенка, где в качестве наглядности используем панно «С Днём рождения», на котором демонстрируем портреты именинников, даем образец поздравления: традиционный «Каравай», добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в нашей группе стали подарки и сюрпризы для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, под контролем взрослого начали проявлять способность подчиняться элементарным правилам общежития, с помощью слов, жестов выражали сочувствие к другому ребенку.

Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Интересными, на мой взгляд, были следующие формы работы:

• Родительское собрание "Права ребенка - обязанности родителей";

• Изготовление пособия «Семейное дерево»,

• Индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка для меня».

Проводились индивидуальные беседы с родителями, где было предложено побеседовать дома с ребенком на следующие темы: О вашем собственном детстве, о дружбе, о ссорах, о страхе, о смелости.

В группе сложились и свои традиции:

• «Подари улыбку другу»

• Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)

• Игры с «сонными игрушками»

• «День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков) .

В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

• Отсутствие психологического давления на ребенка

• Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими) .

ВЫВОД:

1. Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказание помощи в одевании, проявляли способность под контролем взрослого подчиняться элементарным правилам общежития, выражать словом, жестом сочувствие, сопереживание.

2. У детей происходит формирование образа «я», употребляют в речи местоимение «я».

3. Дети начали проявлять более яркие и разнообразные эмоции, наблюдается эмоциональная избирательность.

Прикреплённые файлы:

yemocionalno-lichnostnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrast_d975h.ppt | 7701 Кб | Скачан: 102
www.maam.ru

57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по социально- эмоциональному развитию детей 2 младшей группы с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.

ТЕМА: «Солнышко в гостях у ребят»

Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

1. Закрепление умения распознавать и понимать эмоции других.

2. Упражнение детей умению передавать эмоциональное состояние (радость, грусть) героя сказки, используя мимику, пантомимику.

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, речи, уверенности в себе.

5. Воспитание навыков позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», драматизация отрывков произведения, рассматривание иллюстраций к сказки. Мотивация: Оказание сказочному персонажу эмоциональной поддержки. Материал к занятию: наглядный: мягкая игрушка солнышко, два бумажных сундучка (на одном изображена пиктограмма радости, на другой- грусти) ; ведерко для бумажного салюта; комочки цветной бумаги (для игры в «салют») ; мешочек с изображением солнышка, карандаш оранжевого или желтого цвета, раздаточный материал: картинки с изображением отрывка из сказки «Заюшкина избушка» (один- грустный, другой- веселый) .; листы бумаги разного цвета. Формы организации: фронтальная с элементами игровой деятельности, групповая и индивидуальная.

Содержание занятия:

1. Вводная часть.Ритуал начала занятия.

Упражнение «Приветствие».

Цель: способствовать сплочению детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, создать положительный эмоциональный настрой.

Педагог вместе с детьми встает в круг.

Воспитатель: «Мы дружно за руки возьмемся (пауза) и друг другу улыбнемся (все улыбаются) , скажем: «Здравствуйте!».

Если ребенок не улыбается, без настроения, то нужно сказать ему ласково:

- Здравствуй Мишенька! ( далее акцентрировать внимание на занятии на тех детей, которые не улыбнулись) .

Дети садятся на стульчики, которые стоят по кругу.

Рефлексия прошлого занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами на прошлых занятиях говорили о настроении, узнали, что настроение бывает веселое и грустное.

А у вас какое сейчас настроение? (обращаюсь к некоторым детям, или к детям, которые скажут, что настроение грустное) Вот сейчас мы будем веселиться, чтобы поднять настроение у Миши, Вани, чтобы у Насти, Варе настроение было еще веселее.

К нам в гости сегодня пришло волшебное солнышко. Хотите его увидеть?

Игровое упражнение «Соедини ладошки».

Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с ребенком, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.

Воспитатель: Встаньте в круг, ручки в стороны, ладошки друг другу покажите, соедините ваши ладошки все вместе. Чувствуете тепло ладошек друг друга? Вам приятно так стоять? (ответы детей) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом, то солнышко появится. Повторяйте шепотом волшебные слова: «Поднимись, поднимись, над нами окажись!» (дети произносят слова) .

Откройте глазки, ручки опустите. Вот мы и увидели волшебное солнышко. Садитесь тихонечко на стульчики.

2. Основная часть.

Педагог обыгрывает появление игрушки- солнышка!.

Обыгрывание педагогом появление игрушки.

Солнышко здоровается с детьми:

- Здравствуйте дети. Я очень радо вас видеть.

Воспитатель: Детки, что это с солнышком, оно загрустило, заскучало. Давайте развеселим его, поиграем с ним в разные игры, согласны?

Сюрпризный момент. Рассматривание двух сундучков со сказками.

Цель: активизировать интерес к занятию, развитие умения определять эмоцию радости и грусти по пиктограмме, умения сравнивать, развивать речь.

Воспитатель: Посмотрите, у солнышка есть два волшебных сундучка, в них живут сказки (воспитатель показывает два сундучка, затем показывает на сундучок, на котором изображена веселая пиктограмма)Скажите, сундучки одинаковые или разные? Верно, заметили, они разные. На сундучках изображены рожицы.

Эта рожица веселая, или грустная? (воспитатель показывает на сундучок, спрашивает одного из детей, дети называют) .Конечно, же - эта веселая рожица. И в этом сундучке живут веселые отрывки из сказок. А это рожица на сундучке веселая или грустная? (ответы детей) Верно – грустная. В этом сундучке живут грустные отрывки из сказок.

Игра «Найди картинку к сказке и определи настроение героев».

Цель: способствовать умению соотносить прослушанный текст сказки с соответствующим изображением на картинке, умению отвечать на вопросы воспитателя;развитие умения определять настроение героев произведения, слухового внимания, памяти, умение анализировать.

Педагог показывает несколько картинок в руке.

Воспитатель: Но вот случилась беда, подул сильный ветер и сундучки упали, сказки из них высыпались и все перепутались. Вот видите, у меня картинки из разных сказок ( педагог раздает каждому ребенку по две картинки- одну с грустным эпизодом, другую с веселым, дети рассматривают) .На одних картинках нарисованы грустные сказки, на других веселые отрывки их сказок.

Поможем солнышку правильно разложить картинки по сундучкам? Но сначала я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны найти картинку к этой сказке и сказать веселый отрывок или грустный? Слушайте внимательно.

Чтение отрывка сказки воспитателем.

Отрывок 1. Из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

…Попросилась лиса у зайчика погреться. Зайчик пустил ее к себе в дом, накормил, напоил. А Лиса его и выгнала…Идет зайчик и плачет…..

Беседа по прочитанному отрывку.

Вопросы к детям:

- Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «грустный») .Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку.

Создание ситуации успеха (авансирование успеха) :

- Я знаю, вы сможете правильно найти.

- Опустите картинку.

- Скажите, что зайчик чувствует? Он веселый или грустный? (ответы детей) Верно зайчику плохо, обидно, что лиса его из дома выгнала. Он печальный, несчастный.

- Покажите на своем лице, как зайчику грустно.

Игровое упражнение «Изобрази героя сказки».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное состояние героя сказки и передавать его (радость, грусть) , используя мимику, способствовать расслаблению мышц лица.

Дети мимикой изображают грустного зайчика.

- Ему страшно, он боится в лесу один.

- А чтобы ты, Миша, сделал, чтобы зайчику не было грустно? (ответы детей)

- А теперь слушайте внимательно еще один отрывок из сказки.

Чтение отрывка сказки воспитателем.

Отрывок 2. . Из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

.... Выскочила лисица из избушки и в лес убежала. Так ее петушок напугал!

А зайчик вместе с петушком стали жить да поживать да добра наживать….

Беседа по прочитанному отрывку.

Вопросы к детям:

- Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «веселый») .Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку. Опустите картинку.

- Что чувствует зайчик, ему стало весело или грустно?

- Почему зайчик стал веселым? (предполагаемые ответы детей: «петушок лису прогнал»…..)

- Вы умнички! Зайчик стал веселым, потому что лису прогнал Петушок, да и зайчишка теперь не один, у него друг появился, ему теперь будет его защищать, играть с ним. Да и зайчик будет заботиться о Петушке.

Вместе всегда веселее.

Дидактическая игра «Разложи картинки по сундучкам».

Цель: развивать умение дифференцировать эмоции и чувства героев сказки, зрительной внимание.

Воспитатель:А сейчас, тот, кого я назову, пойдет и положит свои картинки, веселые в один сундучок, а грустные в другой.

(Воспитатель первым вызывает ребенка, который наверняка правильно справиться с заданием, задает вопросы)

Создание ситуации успеха (авансирование успеха и блокирование состояние страха) :

- Миша, я знаю, ты справишься с этим заданием, ничего страшного нет.

- Посмотри, (педагог показывает на веселого)зайчик на этой картинке какой: веселый или грустный? Как ты догадался? Я думаю, ты по мордочке определил. Рот у него улыбается, глазки веселые. А почему ты эту картинку положил в этот сундучок? Ложи картинки.

Молодец. Иди на место и покажи, как шагал веселый зайчик.

(Затем воспитатель вызывает других детей, можно сразу нескольких, дети при этом отвечают на вопросы воспитателя, некоторых детей педагог просит выразить пантомимикой и мимикой эмоции) .

Воспитатель берет игрушку солнышко и от его имени говорит:

- Спасибо ребятки, вы мне очень помогли, а то я бы сама никогда не справилась. А давайте с вами поиграем в интересную игру «Салют».

Подвижная игра «Салют» под веселую музыку.

Цель- снятие излишней агрессивности у детей, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, тактильной чувствительности, формирование положительного психологического микроклимата в группе, создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитатель:Поиграем с солнышком? Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (воспитатель берет лист бумаги и сжимает ее в комок)вот так, и подбросим его вверх. Это будет у нас салют.

Берите листочки и бросайте.

Воспитатель может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.

Воспитатель:Какие вы молодцы, как весело играли! А сейчас солнышко хочет поиграть с вами в игру, которую вы хорошо знаете «Карандашик и кисточка». Подойдите к стульчикам, но не садитесь, (дети встают в круг у стульев, но так, чтобы стулья им не мешали) .

3. Заключительная часть.

Игровое упражнение на снятие мышечного напряжения «карандашик – кисточка». Цель: Снять психическое и физическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия.

Воспитатель напоминает детям, как изображать карандашик- Руки прижаты к туловищу, напряжены, ноги и спинка прямая. А кисточка – руки и ноги ослаблены, слегка согнуты, как бы болтаются.

По сигналу ведущего «карандашик» - дети напрягаются, изображая карандаш, «кисточка» - расслабляются. Упражнение повторяется несколько раз.

Рисование воспитателем солнышка на ладошках детей.

Цель: развивать тактильную чувствительность, вызвать у детей эмоциональную удовлетворенность.

Воспитатель:Солнышку с вами было очень хорошо, весело, ему понравилось играть и с… (называет всех детей ласково) .И солнышко хочет вам на память сделать очень приятный подарок (воспитатель одевает на руку куклу солнышко, берет в руки карандаш и рисует солнышко с улыбкой у каждого ребенка на ладошке)Что ты чувствуешь, когда солнышко рисует у тебя на ладошке? Тебе приятно?

Рефлексия занятия.

Воспитатель:Те, кому занятие понравилось - поднимите свои ручки с солнышками. Умнички. Опустите ручки. Поднимите ручки с солнышками, кому понравилось с солнышком играть? (дети поднимают) . Кому не понравилось играть с солнышком- поднимите руки. Солнышку нашему стало очень весело, но ему пора уходить.

Давайте покажем ему, как мы всегда прощаемся после занятия друг с другом. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».

Дружно хлопнули в ладоши,

Все, во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобой.

Материал с сайта nsportal.ru

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игра в песок, особенно для малышей, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Что нужно для игры в песок в помещении?

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ребёнку нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Важным достоинством игр с песком является и то, что создание картин на песке, в отличие от рисунка, не требует каких-либо умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Это важно для всех, кто не уверен в себе, боится, что у него не получится или получится недостаточно хорошо.

Условия организации игр с песком

Общие рекомендации по подготовке и проведению игр с песком с детьми младшего дошкольного возраста:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой малышей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости, игра ненавязчиво завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Уважаемые педагоги предлагаю вам окунуться в волшебный мир песка. (Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.)

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Ведущий просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Педагог: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.

А что чувствуете вы?” Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения.

Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Игра-упражнение «Секретик».

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали “секретики”. Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блёстков, цветочков и пр. А ведь “засекречивать” можно не только это, но и игрушку.

Игра-упражнение «Где спряталась мышка?»

Педагог. Сейчас наши руки могут превращаться в мышек. Вот так.

(Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в мышек? (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев) . Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой мышонок.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка) , а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки) .

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов) .

Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) .

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом — «жучки здороваются») .

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки, можно предложить построить разноцветный заборчик вокруг норки из счётных палочек.

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на эмоциональное развитие малыша .

Как вы думаете, в каких видах деятельности можно использовать песочные игры?

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Песок раскрыл перед Вами многие свои секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью. Я поделилась с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество.

В Добрый час!

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Все мы вышли из детства»,- сказал однажды Антуан де Сент – Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остается открытым…

Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени-дефицит доброты! Это влияние имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира-психологическому здоровью детей.

В настоящее время большое количество детей с различными заболеваниями. Чтобы сохранить здоровье детей необходимо обратить внимание на развитие эмоциональной сферы. Эмоции( от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Из практики видно, что год от года дети приходят в д\с с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то только в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми.

Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее чувствительны к чувствам других. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.

Результаты проведения опроса воспитанников в июне этого года позволила сделать вывод: среди изученных индивидуальных особенностей детей у 20% воспитанников крайне редко проявляется эмоциональная отзывчивость и у 15% детей проявляется редко, в зависимости от ситуации. Данный фактор сподвиг нас на углубленное изучение данной темы. Мы решили провести педагогическое исследование с целью: создание условий повышения эффективности процесса формирования эмоциональной сферы.

Объект исследования— эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования— процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности Цель исследования: выявление условий повышения эффективности эмоционального развития дошкольников .

Задачи исследования :

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы.
  2. Проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать систему занимательной театрализованной деятельности, оценить ее эффективность. Гипотеза исследованияпостроена на предположении о том , что использование театральной деятельности в процессе занятий и других форм работы с детьми будет способствовать эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые. В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка.

При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания. Выготский Л. С. и Запорожец А. В. указывали на то, что только согласованное функционирование этих двух систем -эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

Проанализировав опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы развития дошкольников, мы попытались проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

И пришла к выводу, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, эмоционального развития.

Вся работа проводилась в несколько этапов:

1этап-диагностический.

3этап-практический.

4 этап-обобщающий.

На первом этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»; В самом начале работы было проведено анкетирование с родителями ,в ходе анкетирования были выявлены противоречия между тем, что родители считали формирование эмоциональной сферы у детей важным моментом . Но не придавали особого значения ее формированию ни в детском саду, ни дома, считая, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать.

Наблюдая за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми, была проведена диагностика уровня эмоциональной сферы по следующим критериям:

-отклик на эмоции близких людей и друзей

-сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

-эмоциональное реагирование на произведение искусства

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

-представление об эмоциональных состояниях.

Вывод: результаты диагностики подтвердили насколько слабо развиты критерии эмоциональной сферы детей.

2 этап -организационно-прогностический. На данном этапе содержание работы заключалось в разработке плана внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс в совместной и самостоятельной деятельности. При составлении плана я придерживалась следующей последовательности.

Сначала идет ВОСПРИЯТИЕ – слушание (рассказывание, чтение, аудиозаписи) , визуальное восприятие (показ воспитателя, демонстрация) . Затем идет ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (режиссерские игры, драматизация, перевоплощение, обыгрывание, спонтанные театрализованные игры, игры-имитации) . И последний этап ТВОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ(импровизация, режиссерские самостоятельные театрализованные игры) .

Формы работы с детьми,которые мы используем на первом этапе – этапе восприятия– это: чтение, показ, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, наблюдения.

Второй этап -этап воспроизведения.То есть ребенок уже способен воспроизвести действия того или иного персонажа, перевоплотиться в него, но творчески обыграть сюжет он не может, здесь мы используем такие формы, как драматизация, обыгрывание, игры-имитации, перевоплощение.

Третий этап-этап творческого преобразования уже заключительный, на котором ребенок способен самостоятельно импровизировать, обыгрывать сюжет. На этом этапе эффективны такие формы работы, как импровизация, режиссерские, самостоятельные театрализованные игры, авторские театрализованные игры.

3 этап работы -практический.

На этом этапе создавалась развивающая предметно-пространственная образовательная среда.

Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр на ложках, театр на палочках, театр миниатюр, театр игрушек, театр би-ба-бо) . В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, легкая, с занавесом для смены декорации)

Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

2. Реализация плана

Например в образовательной деятельности «Художественная литература»знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

В образовательной деятельности «Художественная творчество»проводим знакомим с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим.

В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыка»-знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.

«Коммуникация»-использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.

«Физическая культура»-в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т.д.

«Социализация»-использование дидактических игр.

Здоровье сберегающие технологиииспользуемы в работе:

-дыхательная гимнастика

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Толерантность для детей дошкольного возраста

    Развитие толерантности у детей дошкольного возраста 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по реш...

  • Развивающие игры для детей дошкольного возраста

    Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию сенсорного во...

  • Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Коммуникативные способности детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...