Комплексное развитие речи дошкольников

Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно

г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита

2. Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

II. Практическая работа по диагностике и формированию словаря детей

3. Работа с родителями (консультации)

Список литературы

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения.

Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний) .

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич и др.) ; психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский) .

I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста 1. Периодизация развития речи у детей

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи.

Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.

На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же

html-cсылка на Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольниковBB-cсылка на скачать реферат Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников бесплатноПрямая ссылка на реферат Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно без регистрации

Похожие рефераты:

Источник trainingst.ru
* ГРУППА РАННЕГО РАЗВИТИЯ от 1 до 3 лет (занятия вместе с родителями) * «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ» от 3 до 5 лет* «ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

ОТКУДА?» от 5 до 7 лет (подготовка к школе) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ от 5 летАНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК от 5 лет (занятия в дневное и вечернее время) по методике В. Мещеряковой «I can speak»ФОРТЕПИАНО для детей от 6 летГИМНАСТИКА на больших мячах для детей 4-6 летИндивидуальные консультации и занятия с нейропсихологом и логопедомНаш адрес: ул. Сивашская, д. 7, корп. 2

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - Центр - Программы для детей дошкольного возраста, дошкольное образование, занятия с дошкольниками, комплексное развитие : познавательное, развитие речи, воспитание, математика для дошкольников, английский язык

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «ОРФЕЙ» для детей от 7 лет до подростков (актерское мастерство, театральные игры, сценическая речь, танец, пластика, интересное в искусстве) МАСТЕРСКАЯ «САМОДЕЛКИН и Ко» от 6 до 9 лет (научные опыты, работа с разными материалами, создание кукольного театра своими руками) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ от 7 лет начальная ступень, продвинутый уровеньАНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для младших школьников (начальная ступень изучения языка по методике Валерии Мещеряковой «I can speak») , для старших школьников («I can speak», «I can read», I can write») АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК от 10 летФОРТЕПИАНО для детей от 6 лет

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МИР ВОЛШЕБСТВА» для детей 4-10 лет (с элементами сказкотерапии, песочной и игротерапии) Наш адрес: ул. Сивашская, д. 7, корп. 2Подробнее: Программы для детей

Наши занятия

Зачем дошкольнику учиться? Незачем. Учиться он будет потом: в школе, колледже, институте… А пока все, что нужно человеку трех-четырех и даже пяти-шести лет, - это развитие: развитие всех его потенциалов, а также внимания и послушания.

Мы работаем с дошкольниками с 1999 года. Наши занятия создавались для детей, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад.

Проработав год, мы поняли, что среди наших детей много тех, которые ходят и в детский сад, и к нам (родители удивительным образом научились это сочетать) . Создавая программу обучения, мы принципиально отказались от «кружковости»: чуть-чуть танцам поучить, чуть-чуть английскому, чуть-чуть математике. Дошкольнику интересно и важно все.

Поэтому программа обучения и развития дошкольников у нас комплексная: ребенок занимается 2 раза в неделю от одного часа до двух с половиной часов (сюда входят и переменки) . За это время у него могут быть в разных сочетаниях: развитие речи и математических представлений, английский язык, музыкальное развитие (ритмика, танец, пение) и изобразительное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование) . И это не просто самостоятельные предметы. Для детей 3-5 лет все эти предметы объединены одной темой или сказкой.

Как это? Возьмем, например, сказку "Три медведя". Можно познакомить детей с математическими понятиями «величина» и «размер» (большой, поменьше, маленький) , можно сравнивать эти величины (Какой больше?

Какая самая маленькая?) . Конечно, нужно поговорить о том, какие животные живут в лесу, как называются их детеныши (знакомство с природой и познавательное развитие) . Можно поговорить о том, какие медведи ( бурые, мохнатые, сердитые) , что умеют делать ( бегать, лазать, рычать и т. д.) и поучиться образовывать слова: медведь, медведица, медвежонок, медвежий ( вот вам и развитие речи) . А на музыкальном занятии учиться отличать «голоса» по их высоте (так рычит папа, а так - медвежонок) , знакомиться с музыкальными инструментами, подходящими по звучанию к характерам героев сказки. И еще встретиться с картиной Шишкина "Утро в сосновом бору" и сделать аппликацию медведя из кусочков меха (изо) . А когда сказка будет усвоена на родном языке, ее можно услышать и даже поиграть в нее на английском.

Вот такое «сказочное» занятие. И таких сказок и занятий много, одна сказка сменяется другой. Поэтому программа так и называется: "Сказка за сказкой".

У детей 5-7 лет важно запустить процесс мышления, поиска ответов на вопросы, которые сыплются из них, как осенью листья. Поэтому объединяются все вышеперечисленные предметы вопросом, который когда-то нам задали сами дети: «Почему птицы улетают на юг?», «Откуда берется дождь?», «Куда бежит ручей?», «Почему листья осенью желтеют?».

Программу для этого возраста мы назвали "Почему? Зачем? Откуда?".

Развитие речи дошкольников и математические представления

Вопрос помогает создать атмосферу поиска, мотивирует детей к активной деятельности, к разрешению проблемной ситуации, задаваемой педагогом. «Весна идет?» - спрашивает преподаватель. «Да!» -- радостно отвечают дети. «А когда кто -то идет, он может оставлять следы. Какие у Весны следы?

Пойдемте, поищем!» - предлагает педагог. И мы превращаемся в следопытов.

Чтобы отыскать следы Весны, несколько уроков мы проводим на улице, на природе, в нашем саду. Для ребенка мудреное слово «проталина». «Везде снег, а здесь черное оконце. Почему, кто знает?» - спрашивает педагог.

А дальше кто как может, так и объясняет. Ответы бывают разные, но в данной ситуации нет неправильных. Есть даже поэтические :«Это чудо, потому что здесь Весна прошла, наступила, и землю согрела, и вот ее след,». «А называется это место проталина» подытоживает взрослый.

Вот вам и открытие!!! «Кто еще видит проталины?», «Сколько же их?», «А где больше, где меньше? А по величине, какая больше? Почему?

А какой они формы?» и т.д.

Для того мы и вышли в сад, чтобы дети подобные открытия сделали. Жалко показывать на картинках то, что каждую весну демонстрирует нам сама природа. Пусть ищут сами, сравнивают сами, с вопросом ходят, спрашивают, сомневаются в чем-то.

Еще мы обязательно рассмотрим, как изменился снег с приходом весны: «Каким он стал? Почему? А где он еще прячется?

Почему его там больше?» Измерим высоту сугробов, толщину льдинок, глубину лужиц при помощи мерки, которую тут же сами и придумаем ( кто в резиновых сапогах, тот и сапогами может измерять) . И сравнивать будем: где выше, где глубже, где тоньше. А потом еще и подумаем, почему. А после этого, уже в кабинете, эксперименты проведем с принесенными льдинками и снежками.

Обязательно понаблюдаем, как почки набухают на деревьях, как проклевываются первые листочки, как проклевывается первая травка. В кабинете сами посадим зернышки в горшочек и будем наблюдать, что происходит. После подобных наблюдений приходит понимание принципа последовательности и природных закономерностей (что сначала, а что потом) . А дальше, в следующих темах, будем прослеживать эти цепочки последовательностей на других примерах.

Будем учиться узнавать и различать птиц по их голосам и внешнему виду. «Кто же птицам говорит, что пора домой возвращаться?» Иногда и тишина в ответ, потому что из них никто никогда не задумывался над этим. И радостно-робкие предположения: «Наверное, солнышко!» А бывает, что вопрос останется без ответа. Кто-то забудет, а кто-то спросит у мамы, у папы, у бабушки… С этого начинается исследование.

А потом будем вслушиваться, как звучат слова «птица», «воробей», «синица», «скворец», «грач», «ворона» и др., выделять в них первый и последний, гласные и согласные звуки, искать и читать эти слова на карточках, будем складывать из букв или кубиков Зайцева, составлять с ними предложения.

И самое трудное - описывать весну словами. Поэтому будем учиться этому у русских писателей и поэтов: подбирать рифмы к весенним словам, слушать и учить стихи и сказки о весне и даже сами их сочинять. И многое другое.

Музыка и танец

Продолжим искать следы весны в искусстве. Сначала мы учились слышать весну на улице (как шумят деревья, как звенит капель, как поют птицы, как журчит ручеек) , а на музыкальном занятии услышим это в произведениях композиторов-классиков: Вивальди «Весна», Чайковского «Детский альбом» («Жаворонок») , «Времена года» («Подснежник») и др.. «А какой у весны характер?

С каким человеком ее можно сравнить?» «Радостная! Нежная! Робкая!

Сильная!» - после развития речи так легко подбираются слова. « Давайте станцуем танец Весны!» и начинается пластическая импровизация, маленькие танцевальные этюды и ритмические упражнения. А потом учимся, как в старину, закликать весну и красное солнышко, играем на свистульках, поем весенние песни.

Изобразительное искусство

«А как нарисовать весну? Легко? А эта картина про весну или зиму?

Как догадались?» - с таких вопросов может начаться занятие по изодеятельности. А потом посмотрим и сравним, как ласково пригревает солнышко на картине Левитана «Март» и как робко оно пробивается сквозь пелену туч у Саврасова в «Грачи прилетели». «На какую музыку похожа эта картина?» - вопрос сложный, но для тех, кто только что слушал ее на занятии, а тем более танцевал под нее, это не так уж трудно.

И конечно, дети сами становятся художниками, чтобы все что видели, слышали, прочувствовали и представили передать на бумаге. Краски смешиваем, чтобы получилось весеннее небо, весенний снег и ручейки. Учимся лепить птичек, отрезать или отрывать от листа бумаги нужные по размеру и форме кусочки, чтобы получились облака, льдины на реке, первые цветы, делать оригами и многое другое. А еще и в Третьяковской галерее любуемся теми шедеврами, которые видели на занятии (такие поездки -экскурсии мы организовываем сами, но ездим вместе с родителями) .

Английский язык

Вы спросите, как сюда вплетается английский? Очень легко. Любимая игрушка, собачка Фаня, покажет и расскажет сказку на английском языке, ту самую, которую ребята инсценировали на развитии речи.

А также в игры веселые поиграем, где солнышко греет - снежок тает. Песенку споем про дождик и солнышко, про ручеек. И всё на английском языке.

Ребенок с 3-4 лет может приобщиться к английскому языку, но учить его совсем не нужно. Что больше всего любят делать дети этого возраста? Конечно, петь и играть!

Именно поэтому мы используем на занятиях по английскому языку музыкально-игровую форму по методике Валерии Мещеряковой. И в этом основную помощь оказывает аудиоприложение к нашим занятиям диск I CAN SING для детей 3-5 лет и методическое пособие I CAN SPEAK для детей 5-7 лет.

Цель обучения по этому методу - не заучивать отдельные слова и фразы, а учить общаться на английском, учить играя. У детей 3-9 лет существует способность «впечатывать» в мозг целые языковые блоки, не анализируя их.

Именно благодаря этой способности все мы обучились родной речи. И именно эту способность используем мы, работая по данной методике. «Впечатывание» структур изучаемого языка происходит наиболее эффективно при погружении в языковую среду, поэтому уроки ведутся полностью на английском языке.

Учитель владеет целым арсеналом средств, позволяющих довести смысл сказанного до ребенка, минуя прямой перевод. Это и наглядность, и жесты и пр. Подробнее об этой методике можно узнать здесь: http://i-love-english.ru/parents/

Чтобы у вас не сложилось впечатление, что мы весь год с дошкольниками на улице проводим, надо сказать, что все-таки большинство занятий проходят в наших помещениях, где есть все необходимые пособия и материалы для развития детей. Главное, чтобы все, что мы считаем, читаем или рассматриваем на картинке, не было абстрактным, т. е. тем, о чем ребенок не имеет представления, потому что нет опыта. Овощи и фрукты мы приносим на занятия с дошкольниками настоящие: помидор можно разрезать, попробовать и знать, что он мягкий, сочный и с зернышками, а огурец твердый и хрустящий, снаружи зеленый, а внутри белый; душистый лимон кислый, а ароматные яблоки разноцветные.

Наша программа работы с дошкольниками основывается на базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», рекомендованной министерством образования, а также мы пользуемся методиками Зайцева, Никитина и другими разнообразными парциальными и вариативными методиками.

Праздники

Праздники - это часть нашей программы обучения и развития дошкольников. Праздник для нас - это не просто утренник, на котором дети читают стихи и поют песни.

Для нас - педагогов - это возможность подарить дошколятам чудо: в тех маленьких спектаклях, в которых играют дети вместе с педагогами, в песнях, которые дети исполняют, помогая сказочному герою, в играх и конкурсах для родителей с детьми. И еще - это возможность учиться видеть и слышать других, радоваться успехам других. Праздники мы проводим 4 раза в год.

Начало учебного года

Это обязательно сказка, которую разыгрывают сами педагоги. Для детей и родителей - это возможность познакомиться с теми, кто их детей будет учить. А еще с тем, что мы любим и чему хотим научить детей.

Новый год

Прежде всего - это чудо и волшебство. Дарит это чудо дошкольникам самый главный волшебник Дед Мороз, а помогают ему педагоги, иногда старшие ребята, которые учатся в театральной студии.

Сказки, которые могут увидеть дети: «Щелкунчик», «Золушка», «Снежная королева», «Синяя птица», «Сказка о маленькой звездочке», «12 месяцев». И, конечно, выступления детей - как подарок Деду Морозу и Снегурочке.

8 марта

Концерт для любимых мам, бабушек, нянь и даже пап. В этот день традиционно «зрители» перемешиваются с «артистами», преподаватели уступают сцену родителям, и уже они разыгрывают сказки - импровизации, поют песни, участвуют в конкурсах вместе с детьми.

Окончание учебного года

Всегда немного грустный и трогательный праздник. Ведь мы расстаемся: с кем-то на целое лето, а с кем-то …. Младшие с удивлением и восторгом смотрят на старших-выпускников, а те, в свою очередь, глядя на выступления малышей, думают: «Неужели мы были такими?» И, конечно же, снова сказка, как напутствие: «Паровозик из Ромашково», «Сказка о Царе Салтане», «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «По законам живой природы»…

(Кстати, мы трепетно относимся к классике, поэтому тексты Пушкина, Андерсена, Аксакова и других авторов в наших сценариях искажению не подлежат)

Немного организационных вопросов по обучению и развитию дошкольников (2011-2012 год)

Дети занимаются в возрастных группах: 3-4, 4-5, 5-6, и 6-7 лет.

В группах до 10 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Утренние начинаются с 9:00, дневные с 16:00, а заканчиваются в зависимости от возраста детей и расписания группы (продолжительность от полутора до двух с половиной часов) .

Стоимость обучения дошкольников в 2011-2012 году - от 4000 рублей в месяц. Оплата через Сберегательный банк России. У нас нет скидок, оплата не пересчитывается, даже если ребенок пропустил по болезни месяц.

Занятия не восстанавливаются, но неравнодушные педагоги все равно зовут детей, пропустивших много занятий, на дополнительное время по их усмотрению: кому-то нужно две встречи, а кому-то пять. Кому-то только развитие речи, а кому-то еще и математика, и английский.

Занимаемся с дошкольниками мы с начала сентября до конца мая (несмотря на то, что кто-то уже начинает выезжать на дачу, что не желательно, т.к. мы дорожим каждым днем нашей программы) .

Каникулы у дошкольников 1 раз в году (сразу после новогоднего праздника с конца декабря до Рождества) .

Для родителей обязательно проходят встречи и занятия, на которых знакомим их с тем, как и что на занятиях изучают их дети, учимся играть, беседуем на волнующие темы и по пожеланиям организуем семинары (двух- или однодневные) , охватывающие тот или иной пласт вопросов.

НОВОЕ! Логопедические группы

Внимание! С сентября 2011 года в нашем центре работают логопедические группы. После предварительной встречи с логопедом, ребенок может быть зачислен в такую группу (утреннюю или дневную) . Таким образом, весь комплекс занятий, описанный выше, работает для логопедических групп так же, только преподавателями в группах являются логопеды и, кроме групповых, дети имеют индивидуальные занятия. Стоимость обучения выше, чем в обычных группах.

Справки по телефону 739-50-43 или можно отправить заявку на адрес: kids-eos@yandex.ru

Приглашаем:

Материал с сайта www.newacropol.ru

Курсовая работа: Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников.

г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита

2. Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

II. Практическая работа по диагностике и формированию словаря детей

3. Работа с родителями (консультации)

Список литературы

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения.

Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний) .

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского и др.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич и др.) ; психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский) .

I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста

  1. Периодизация развития речи у детей

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи.

Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.

На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется.

Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.

Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.

Несомненно, речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно.

  1. 0 – 3 лет

С 3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом - мама, папа, баба, дядя, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.

От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.

А к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов.

  1. 3 – 4 года

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.

Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов.

Ребёнок уотребляет почти все части речи: существительные (кто? что?) , глаголы (что делает?) , прилагательные (какой?) . Употребляет предлоги -- за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3 лет говорит:"Договорились, сначала я морковку сьем, а потом пойдём с тобой гулять".

Или:"Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!" Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар) ; обобщать (яблоко красное и флажок красный) ; делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ) . Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая собачка (кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.)

3 года – момент интенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе Ц. Н. С., речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.

Некоторая рассогласованность в работе Ц. Н. С. в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения. Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития.

Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. Иногда их называют эволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д.

Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик) ; правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

  1. 5 – 6 лет

К 5-6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами.

Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

  1. Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита

Первая наиболее полная периодизация В. Штерна на русском языке была опубликована в работе "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" в 1914 г. и долгое время оставалась очень популярной и часто цитируемой отечественными исследователями. В. Штерном выделены: предварительная стадия (первый год жизни) , в течение которой у ребенка появляется лепет, подражание комплексам звуков, примитивное понимание предложений, а затем четыре эпохи (периода) :

первая эпоха (1 год - 1 год 6 мес) характеризуется наличием в речи ребенка небольшого количества имеющих смысл звуковых реакций, которые можно рассматривать как однословные предложения. Элементы речи еще не имеют определенного грамматического или связанного с понятиями характера. В звуковом отношении они еще близки к лепету. В речи преобладают звукоподражание и звуковые речедвигательные реакции;

вторая эпоха (1 год 6 мес - 2 года) - "пробуждается сознание значения языка и воля его завоевывать". Запас слов сильно возрастает, появляются вопросы о названиях вещей. Предложение состоит уже из нескольких слов. Возникает понятие о частях речи;

третья эпоха (2 года - 2 года 6 мес) - начало изменений по флексиям. Ребенок выражает тонкие, формальные изменения понятий при помощи изменения слов. Различные виды флексий (спряжение, склонение, степени сравнения) развиваются практически одновременно. Вопросительные, восклицательные, утвердительные предложения строятся в форме главного предложения;

четвертая эпоха (2 года 6 мес - 4-5 лет) , в течение которой ребенок научается передавать главенство и подчиненность, овладевает придаточными предложениями. У него обнаруживается склонность к словообразованию.

Материалы Н. А. Рыбникова и А. Н. Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка. Они отметили, что звукоподражательные слова появляются у ребенка с 9,5 мес (у В. Штерна - с 1 года) . Это - существительные, употребляющиеся в именительном падеже, в единственном числе.

В период с 1 года 6 мес до 1 года 8 мес наряду с двусловными предложениями ребенком усваивается повелительное наклонение глаголов, поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

С 1 г 8 мес до 1 года 10 мес в речи появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. А. Н. Гвоздев, как В. Штерн, отметил, что у ребенка с 1 года 6 мес до 2 лет наблюдаются первый период вопросов о названии вещей ("Что это?") и связанный с этим явлением рост словаря.

Важным новообразованием является появление в возрасте 3 лет грамматических форм, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи) , во времени (глагольные времена) . Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Но полное овладение падежными формами происходит позднее. Возраст 4-5 лет характеризуется появлением в речи ребенка многословных фраз, монологов, соединительных союзов и местоимений, придаточных предложений, второго периода вопросов - о причинно-следственных связях ("Почему?") .

В работах как зарубежных (переведенных на русский язык) , так и отечественных исследователей было показано, что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет и практически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечал Н. А. Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеология плакатов и афиш.

По данным Д. Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.

в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

В 1979 г. сотрудниками НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР был проведен сравнительный анализ результатов ранних и более поздних отечественных и зарубежных исследователей, который показал, что количественные данные о словарном запасе детей 1 года -7 лет, приведенные Н. А. Рыбниковым, совпадают с данными Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и других: максимальный рост словаря наблюдается в период с 2 до 5 лет. В этом же исследовании отмечено, что наиболее исследованной областью в психологии детской речи является речь детей от 1 года до 4 лет.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении морфологической системой, связано с активностью ребенка по отношению к языку. В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только средством общения, но и предметом сознательного изучения.

  1. Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми.

У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.

На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение.

Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений) .

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал) .

Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.

Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.

Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.)

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:

- занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)

- занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями) ,

- занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) , составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог.

Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы. На следующем этапе ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.

Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.) , детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

  1. Практическая работа по диагностике и формированию словаря детей

  1. Диагностика

2. Дидактические игры (на формирование словаря)

«Перепрыгни через ров»

Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Организация занятия.

Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см) .

Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:

Если хочешь

Ссылка на источник text.tr200.biz

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Актуальные проблемы речевого развития дошкольников

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи младших дошкольников

    Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие связной речи дошкольников в условиях фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...