Конструктивная деятельность дошкольников

Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. 6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. 7. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила : перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения. Порядок на рабочем месте -необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей организованного труда, эстетических чувств. Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов, подобран природный материал. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности. Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы. Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек, геометрических фигур. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Конструирование с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Также можно широко использовать природный материал в качестве конструирования. Собирать вместе с детьми на прогулке листья, семена растений, камни. Привлекать к сборке природного материала и родители попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.

При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.

В подготовительной группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе. Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Для этой группы, как и всех других групп, занятие конструированием тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее, обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: - четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; -иметь хорошие технические навыки; -видеть последовательность операции, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Воспитатель так должен вести занятие, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты, одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна их важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно относиться к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скрепления, придания выразительности образу и т. д. но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию, открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования.

www.maam.ru

Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | pandia.ru

из бумаги для детей старшей группы

Тема: Поделка из плотной бумаги «Корзиночка»

Программное содержание: Учить детей складывать квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратов, делать четкие сгибы, надрезать линии сгибов. Формировать умение обследовать предмет с точки зрения его практического назначения. Развивать мышление, восприятие.

Воспитывать аккуратность, прививать навыки эстетического вкуса.

Материал: образец, листы бумаги, ножницы, клей.

Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель показывает детям корзиночку, украшенную аппликацией, предлагает ее рас­смотреть и задает вопросы: «Как можно использовать эту корзиночку? (Складывать туда желуди, цветочные семена и т. д.) Какой она формы? (Квадратной.) Из каких частей она состоит? (Дно, стенки, ручка.) Для чего они нужны? (На дно кладут семена.

Стенки — чтобы семена не высыпались, ручка — чтобы удобнее держать корзиночку.) » Обследовав корзиночку, воспитатель показывает, как ее делают: складывают лист пополам, затем каждую сторону тоже пополам, потом поворачивают квадрат так, чтобы линии этих сгибов располагались вертикально, и повторяют те же сгибы — получается квадрат, разделенный на маленькие квад­раты. Квадрат надрезается с двух противоположных сторон (справа и слева по одному квадрату) . Воспитатель предлагает детям подумать, как сложить и склеить эту готовую выкройку, чтобы получилась вот такая корзиночка (надрезанные квад­раты загнуть внутрь) . Если дети затрудняются найти самостоятельно решение, воспитатель помогает.

Воспитатель предлагает детям изготовить такие же корзиночки. Ручку и апплика­цию дети делают самостоятельно. Во время практической деятельности детей воспи­татель следит за тем, чтобы они хорошо проглаживали сгибы и делали точные надрезы.

Занятие по конструированию

из бумаги для детей подготовительной к школе группы

Тема: Постройка моста через реку для пешеходов и транспорта.

Программное содержание: Формировать у детей умение конструи­ровать (создавать замысел) предмет в соответствии с конкретными условиями, анализировать эти условия и в соответствии с ними контролировать свою практиче­скую деятельность. Развивать умение анализировать. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: листы бумаги, ножницы, клей.

Методика проведения занятия. Это занятие проводится тогда, когда дети уже освоили различные конструкции моста и имеют опыт конструирования по условиям. В начале занятия воспитатель проводит короткую беседу с целью уточнить представления детей о различных конструкциях мостов. По его заданию дети вспоминают, какие мосты они видели, рассматривали на картинках, какие строили раньше, чем они отличаются (у моста для транспорта спуски поло­гие, у пешеходного — ступеньки и т. д.) и что их объединяет (опоры, проезжая часть, спуски, перила) .

Воспитатель обращает внимание детей на имеющийся у них материал (лист голубой бумаги — река, две машинки, фигурки людей) и предлагает построить мост через реку (показывает лист бумаги) такой ширины, чтобы по нему могли ходить пешеходы по обеим сторонам и ездить машины в разные стороны. В процессе работы воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли условия задания. Ана­лизируя постройки, воспитатель отмечает те, которые не только отвечают всем условиям, но и имеют оригинальное конструктивное решение.

Конспект занятия по конструированию в старшей группе

из строительного материала

(для детей с интеллектуальной недостаточностью)

Тема: Дом для друзей.

Программное содержание: Формировать обобщенные представления о домах, учить детей сооружать высокие постройки. Закрепить умение отбирать нужные для постройки детали, научиться работать по образцу, определять отдельные части постройки.

Формировать умение анализировать образец. Развивать мелкую моторику рук, глазодвигательную координацию, зрительный контроль за работой рук. Воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: письмо, набор строительного материала на каждого ребенка, набор мелких игрушек.

Предварительная работа: до занятия на прогулке следует обратить внимание детей на то, что дома бывают не только одноэтажные, но и многоэтажные. Подвести детей к обобщению: дома бывают разные - большие и маленькие, низкие и высокие, но у всех домов есть стены, окна, двери, фундамент, крыша.

Ход занятия: воспитатель приходит на занятие с конвертом.

В-ль: дети, я сегодня получила письмо из Солнечного города. С нашими друзьями «веселыми человечками» случилась беда. Все дома Солнечного города разрушил злой Ураган.

Жители просят вас о помощи.

- Как вы думаете, сможем мы помочь нашим друзьям?

Дети: да.

В - ль: как же мы сможем помочь нашим друзьям?

Дети: мы построим дома для «веселых человечков».

В - ль: дети, а кто строит дома?

Дети: дома строят строители.

В - ль: я предлагаю вам стать строителями и отправиться в Солнечный город.

- Скажите мне, пожалуйста, а из чего можно строить дома?

Дети: дома строят из кирпича, дерева, глины.

В - ль: какой же строительный материал имеется у нас?

Дети: кирпичики, кубики, призмы и т. д.

В - ль: (напоминает детям, что дома бывают одноэтажные и двухэтажные ) Дети, скажите пожалуйста, если дом имеет один этаж, как он называется?

Дети: дом, имеющий один этаж, называется одноэтажным.

В-ль сообщает, что сегодня они будут строить для «веселых человечков» многоэтажные дома, и предлагает рассмотреть чертеж дома. Дети отмечают основные части и детали из которых сделан дом. Особое внимание в-ль обращает на фундамент. Затем в-ль подробно объясняет последовательность и способы постройки:

1) нужно сделать фундамент, для этого необходимы кубики, они ставятся плотно друг к другу;

2) стены делаем из кирпичиков (положить слева на право) ;

3) на перекрытие построим следующий этаж;

4) сверху сделаем крышу из призм;

5) впереди положим кирпичик - это крылечко.

Все этапы сопровождаются показом.

В-ль: а теперь вы сами сделаете такую же постройку. Но прежде чем начать строительство, мы должны хорошенько подготовиться.

Физкультминутка:

Источник pandia.ru

Развитие конструктивных способностей дошкольников, Новости - ДЕТСКИЙ САД №22 Чебоксары

12.10.2015 Развитие конструктивных способностей дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.

Процесс конструирования, организуемый педагогами второй младшей группы №12 "Смешарики" превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей.

Фотоотчет мероприятия можно просмотреть здесь

Читать далее www.dou-22.ru

Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие д

Особенности конструктивной деятельности дошкольников

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) .

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.

Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.) , то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» - одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».

из 260

Источник pedlib.ru

  1. Конструирование по собственному замыслу

По результатам обследования нами было выделено 3 уровня развития конструктивной деятельности: низкий, средний и высокий.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что шесть детей имеют низкий уровень сформированности конструктивной деятельности, трое - средний, высокий уровень выявлен не был.

В результате проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

  1. У большинства детей отмечается несформированность подлинного интереса к деятельности.
  2. Со строительным материалом многие дети действовали хаотично, часто переходили на неадекватные действия, наличие которых свидетельствует о непонимании функциональных свойств самих конструктивных материалов.
  3. Низкий уровень деятельности обусловлен отсутствием ориентировки на пространственные свойства материалов: восприятие и воспроизведение пространственного расположения элементов оказались затрудненными даже в условиях непосредственного подражания.
  4. Допускается большое количество ошибок при конструировании по образцу: наблюдались замены одних форм другими; вводились в постройку дополнительные детали; пропускались фигуры. Во время деятельности отсутствовало речевое сопровождение и словесный отчет о проделанном.
  5. Отмечается низкий уровень сформированности анализирующего восприятия.

Цель формирующего экспериментазаключалась в создании серии коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. формировать подлинный интерес к конструктивной деятельности;
  2. развивать способность понимать функциональные свойства конструктивных материалов;
  3. развивать ориентировку на сенсорные и пространственные свойства строительных деталей;
  4. формировать умения конструировать по подражанию, по образцу, по собственному замыслу;
  5. развивать способность планировать предстоящую деятельность и давать словесный отчет о проделанной работе;
  6. учить обыгрывать созданные постройки.

В эксперименте были заняты 10 детей средней группы МДОУ, задействованных в констатирующем эксперименте. Формирующий эксперимент проходил с октября 2005 по февраль 2006 года. По просьбе дефектолога коррекционная работа велась со всеми детьми группы.

Работа осуществлялась в 2 этапа:

  1. Подготовительный. Обучение проводилось в режимные моменты, в дневное время как часть индивидуального занятия, в качестве домашних заданий. На этом этапе было проведено 7 занятий.
  2. Основной этап. Обучение осуществлялось в ходе проведения специально разработанных занятий. Этот этап включал 12 занятий.

На основном этапе работа велась по 4 направлениям последовательно сменяющим друг друга.

  1. Непредметное конструирование по подражанию
  2. Предметное конструирование по образцу
  3. Предметное конструирование по собственному замыслу.

Подробнее рассматривалась модель занятия по конструированию по объемному образцу, где в основной части были выделены следующие этапы:

  1. Изучение готовой конструкции-образца, которое включает в себя целостное восприятие объекта; выделение основных частей и деталей в конструкции-образце; определение формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей; установление последовательности выполнения постройки.
  2. Выполнение задания детьми.
  3. Анализ построек.
  4. Обыгрывание построек.

По завершению формирующего эксперимента нами был проведен контрольный.Цель - оценка эффективности коррекционно - развивающей работы. Контрольное исследование осуществлялось с использованием тех же заданий, что и в констатирующем эксперименте. Критерии оценки аналогичны тем, которые использовались первоначально.

После проведенной коррекционно-педагогической работы уровни сформированности конструктивной деятельности изменились. Трое детей по-прежнему имеют низкие результаты выполнения заданий, но оценка их работы возросла; 7 детей имеют средний уровень; высокого уровня не достиг ни один ребенок.

После проведенной коррекционной педагогической работы интерес к конструктивной деятельности стал более выраженным. Большинство детей работали активно, с желанием, эмоционально, доводили начатую работу до конца.

• Расширилась тематика построек, но во всех случаях замысел оставался не оригинальным, заимствовался из опыта обучения.

• Обследуемые давали отчет о проделанной работе, сопровождая действия речью, но высказывания в большинстве случаев носили примитивный характер.

• При решении конструктивной задачи большинство детей научилось проводить целенаправленный отбор строительного материала, что говорит о появлении планирующего компонента деятельности.

• При повторном обследовании испытуемые стали с большим желанием обыгрывать созданные постройки, однако подлинной сюжетной игры неполучалось, т.к. они ограничивались лишь процессуальными действиями.

  1. Дети научились конструировать по подражанию, практически не

допуская ошибок. В случае затруднения ими используется стимулирующая помощь.

  1. При конструировании по образцу по-прежнему наблюдаются

следующие ошибки: замена одних форм другими; введение в постройку дополнительных деталей; пропуск фигур. Для исправления ошибок требовалась стимулирующая и направляющая помощь.

Данные контрольного эксперимента позволяют сделать следующий вывод: разработанная серия коррекционно-развивающих занятий позволила повысить уровень конструктивной деятельности и существенно изменила отношение детей с нарушениями интеллекта ко всем ее компонентам.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Конструктивная деятельность дошкольника. - Студопедия

  1. Билет 68. Абразионная деятельность океанов и морей

Предпосылки конструктивной деятельности закладываются уже в раннем возрасте. Ребенок овладевает предметными действиями, у него развивается зрительно-двигательная координация, происходит отделение действия от предмета и себя от своих действий.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост.

По нему поедет машина (или пойдет кукла) », - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов.

В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое, а детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению.

Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Выделяют такие виды конструирования:

1. По образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок) ;

2. По условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрешки, а матрешка имеет определенный размер) ;

3. По замыслу.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, значение которой состоит в следующем:

1) Дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

2) Позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.) , но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.) .

3) На ее основе ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. В 5-6лет дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение.

Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и воли. Успешность зависит от умения удержать цель деятельностиисамостоятельно ее ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений) . На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета для придания устойчивости сооружаемой постройки.

Вопросы для самопроверки

1. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Как развивается рисование дошкольника?

3. Назовите основные функции изобразительной деятельности дошкольника.

4. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок?

5. Как развивается рисование ребенка?

6. Охарактеризуйте основные виды конструирования в дошкольном возрасте.

7.

Ссылка на источник studopedia.ru

Ремезова Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. — Сам

Термин “конструирование” (от латинского слова construere - построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое.

Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучался А. Р. Лурия (1948) . На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л. А. Венгер (1970, 1982) . Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

В дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят психологические исследования А. Р. Лурия (1948) ; Е. Н. Кабановой-Миллер (1968) ; Н. П. Линьковой (1973) ; Т. В. Кудрявцевой (1975) ; Н. П. Поддьякова (1977) ; Э. А. Фарапоновой (1977,1978) ; Л. И. Цеханской (1977) ; С. Леон Лоренсо (1979) ; Л. А. Венгер (1982) и др.

B. C. Мухина (1981) заметила, что конструирование даёт возможность учить детей планированию своих предметных действий.

На занятиях по конструированию дети учатся понимать строение предмета, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют при конструировании построек. Обогащение представлений тесно связано с работой по формированию чувственной основы слова, его предметной соотнесённости.

из 123

Материал pedlib.ru

Конструктивная деятельность как средство сенсорного развития детей с нарушением зрения

Как указывается в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца развитие сенсорных эталонов происходит в присущей детям деятельности такой, как конструирование.

А. Н. Давидчук дает следующее определение понятию «конструирование»: «Конструирование (от латинского слова construere - построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов».

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку во время занятий дети существенно углубляют свои познания о различных свойствах предметов.

Процесс конструирования позволяет получать более полные представления о разнообразных свойствах деталей конструктора. Умение выделять отдельные детали из сложного целого формируется у детей не сразу и требует специального обучения.

Младших дошкольников обучают таким умениям на очень простых постройках, детей среднего и старшего дошкольного возраста - на более сложных. В ходе формирования этих умений происходят существенные сдвиги в развитии восприятия ребенка - у него развивается способность к точному расчленению сложного целого на отдельные элементы.

Конструктивная деятельность требует от ребенка умения не только выделять отдельные детали из сложного целого, но и устанавливать пространственное положение одной детали относительно других. Если ребенка не научить этому, он будет делать грубые ошибки в конструировании.

В ходе конструктивной деятельности ребенок сталкивается еще с одним важным качеством предметов - с их строением - с особенностями пространственного расположения основных частей. Если ребенок не умеет выделять основные части предмета и определять, как они пространственно расположены относительно друг друга, то его конструкторская деятельность будет затруднена. Еще до процесса конструирования детей следует ознакомить с основными деталями.

А. Н. Давидчук отмечает, что в имеющихся работах, посвященных вопросам детского конструирования и строительной игры, достаточно широко разработана задача конструирования по предмету и мало изучены конструктивные задачи по условиям, мало раскрыты взаимовлияния и взаимозависимости между группами задач.

Анализ работ ряда исследователей З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой показывает многообразие форм обучения конструированию: по образцу, по заданной теме, по условиям, по замыслу, по модели. Каждая из этих форм влияет на развитие той или иной стороны мыслительной деятельности.

Исследования Е. Шаламон и Э. А. Фаранковой показывают, что конструирование по замыслу трудно для детей ввиду отсутствия конкретных образов и задач конструирования, что приводит к соскальзыванию поиска замысла постройки. Таким образом, конструирование по замыслу близко к конструированию по заданной теме. Разница лишь в ограничении заданной тематики.

Конструирование по модели описано в работе А. Р. Лурия «Развитие конструктивной деятельности дошкольника». Им сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер протекания его конструктивной деятельности, и формируют новые формы познавательных процессов. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

В специальной педагогике проблема обучения конструированию рассмотрена Л. И. Солнцевой, Л. А. Головчиц, А. А. Катаевой, О. П. Гаврилушкиной, Г. И. Обуховой, Н. Г. Минаевой.

В работах Л. А. Головчиц, А. А. Катаевой, Г. И. Обуховой рассматривается своеобразие овладения продуктивными видами деятельности у детей с нарушением слуха, указывается, что без специальной разработанной методики дети испытывают затруднения. Продуктивная деятельность у глухих и слабослышащих детей очень бедна по замыслу, но при систематически правильном руководстве эти дети могут достичь того же уровня, что и слышащие.

Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. Если нужной Вам работы не оказалось - ее можно заказать

В работе О. П. Гаврилушкиной «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей» рассмотрены особенности конструктивной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Действуя с элементами наборов, необученные дети с нарушением интеллекта чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются самими детьми.

Таким сооружениям свойственна, как правило, крайняя неустойчивость, они с грохотом рассыпаются, вызывая у детей с нарушением интеллекта чаще всего неадекватную радостную реакцию. Надо сказать, что некоторые из них специально разбивают постройки, радуясь моменту разрушения. Эти признаки характерны для первых занятий по конструированию, в последующем они бережно относятся к своим моделям, и сами просят их не ломать.

Характеризуя конструктивные действия необученных детей с нарушением интеллекта, нельзя не обратить внимания на наличие действий, которые не только не направлены на получение продуктивно-предметного результата, но которые по своей сущности противоречат конструктивным свойствам строительных материалов. К их числу относятся облизывание, покусывание, постукивание об стол и так далее. Чаще всего стремление ребенка с нарушением интеллекта схватить, завладеть строительными деталями, продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы находятся в руках другого ребенка.

Поэтому первостепенной задачей предстоящего обучения детей с нарушением интеллекта конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям.

Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.

Поэтому сенсорное воспитание детей с нарушением интеллекта в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величины, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны - на формирование действий восприятия, обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

Л. И. Солнцева, проанализировав процесс обучения конструированию слепых детей, показала компенсаторную роль памяти, речи, мышления в преодолении трудностей возникающих у слепых детей при овладении конструированием. Большое значение в компенсации слепоты имеет организация деятельности по определенному плану.

У слепых детей младшего дошкольного возраста важно алгоритмизировать процесс осязательного восприятия и четко определить порядок предметных действий. В среднем дошкольном возрасте дифференциация деталей изделия подчинена представленному образцу постройки, что несет в себе элементы «планирования» конструктивной деятельности. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте дети учатся обследовать образец и усваивать правила его построения, осознанно запоминать порядок воспроизведения.

Л. А. Ремезова в своей работе «Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения» выделяет следующие трудности при обучении конструктивной деятельности у детей с нарушением зрения.

Первая группа - трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия.

Роль зрительного восприятия в конструктивной деятельности велика: чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребенок должен воспринимать признаки и свойства конструктивных особенностей этого предмета (формы, пропорции, пространственное расположение элементов, составляющих целое) .

При нарушениях зрительного восприятия «страдают» такие его свойства, как:

- предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов, фрагментарности восприятия, следствием которой является неполное и неточное отображение в сознании ребенка внешнего мира;

- константность, что приводит к затруднениям в определении местоположения;

- обобщенность, что снижает возможность вычленять в объекте существенные признаки, так как внимание фиксируется на случайных элементах.

Вторая группа - трудности, связанные с нарушением тонкой моторики и зрительно-моторных координаций.

Третья группа - трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально - психологическими особенностями личности детей с недостатком зрения.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности приводит к тому, что дети сталкиваются с трудностями в обследовании образца, плохо запоминают схемы, испытывают сложности в словесном описании предмета и предварительном планировании своих действий. В основе этих трудностей лежит неразвитость таких операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и так далее.

Л. И. Плаксина разработала методические рекомендации по проведению коррекционной работы в разных видах детской деятельности, в том числе и в конструировании:

1. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации) .

2. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование - это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы, и они по-разному соединяются вместе.

3. Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий) , главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно - практической деятельности формируется единая система «глаза - рука». Развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью.

Данные рекомендации выделены на основе понимания и осознания трудностей, которые возникают у детей с нарушением зрения при конструировании:

1. Несформированность зрительного восприятия (зрительного внимания) .

2. Несформированность пространственной ориентировки.

4. Недостаточность развития мыслительной деятельности.

В соответствии с возникающими проблемами, в процессе конструирования выделяют следующие коррекционные задачи:

1. Развивать зрительно-моторную координацию (глаза - рука) .

2. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.

3. Учить соотносить формы объемных предметов с заданными эталонами.

4. Учить делить сложную форму на составные части.

5. Развивать глазомер, учить соотносить размеры объектов, расстояние между ними, определять местоположение деталей объектов.

6. Развитие представления о трехмерности пространства.

7. Развивать анализирующее восприятие: обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации.

8. Развивать словесную ориентацию.

9. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Все это свидетельствует об огромных потенциальных возможностях, которые содержатся в конструктивной деятельности. Анализируя разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию слепых детей, детей с нарушением слуха и интеллекта можно сделать вывод, что все авторы указывают на позитивное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития аномального ребенка. Ученые утверждают, что обучение конструированию должно вестись с учетом особенностей развития аномальных детей, что в процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития аномальных детей в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе.

В целом, резюмируя, можно сделать следующие краткие выводы:

1. Процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, совершенствует запас знаний и навыков, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, помогает укреплению принципов дисциплины и порядка, положительно влияет на социальный климат группы, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи.

2. Обучение дошкольников конструированию эффективно и многозначно только при условии активного целенаправленного включения его в учебно-воспитательный процесс.

3. Анализ конструктивной деятельности показывает, что дети с нарушением зрения испытывают значительные затруднения в этой деятельности.

4. Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием сенсорного развития в связи с недостаточностью зрительного восприятия. Зрительный дефект не позволяет им в полном объеме детально анализировать объект, поэтому формирование сенсорного опыта затруднено.

5. Проведенный анализ литературных данных, рассматривающих вопросы сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения, позволяет обосновать целесообразность изучения особенностей конструктивной деятельности детей с косоглазием и амблиопией в целях использования ее в процессе коррекции сенсорного развития этих детей.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru) обязательна.

Подробней на сайте superinf.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Продуктивная деятельность дошкольников

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Продуктивные виды деятельности дошкольников

    Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности» Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей» Почему возникла эта проблема? Актуальность проблемы • Развитие продуктивных с...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Изобразительная деятельность дошкольников

    Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования» УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Многие современные профессии треб...

  • Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

    Проект «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста» Условия возникновения, становления опыта 1. Социальный заказ на тв...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников

    Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Подготовила: Здоровов...

  • Григорьева изобразительная деятельность дошкольников

    Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребё...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...