Кризисы дошкольного возраста

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития - естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет) .

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

  • всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)

  • появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание) . Подобные вспышки - реакция на непонимание со стороны взрослых.

  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений - с одной стороны - стремление к самостоятельности, а с другой - необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации) .

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)

  • создавая запреты, не делайте их слишком много

  • старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  • Негативизм - реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

  • Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

  • Строптивость - общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

  • Своеволие - ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей) . Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.

  • Протест-бунт - ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

  • Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам) , может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения) , у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)

  • ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики - бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но) .

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

- переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению) .

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.

  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.

  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

  • "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

  • Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.

  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его

  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его

  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет - возраст «почемучек»)

  • будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)

  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

Материал с сайта www.psydoy8.ru

Кризисы дошкольного возраста

Подробности Просмотров: 738

Кризисы возрастные - особые относительно непродолжительные по времени (не больше года) , периоды развития личности, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

Кризисы возрастные относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет и подростковый кризис (10-11 лет) .

Что мы можем вынести из этого краткого описания возрастных кризисов: 1. Кризис - поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью и конфликтностью. 2. Кризис - это совершенно закономерное и нормальное явление в ходе развития человеческой личности.

Поэтому не стоит бояться возникновения сложностей во взаимоотношениях с вашим растущим ребенком, а нужно постараться помочь, прежде всего, ему самому, переступить трудный для него рубеж и научиться новому.

Абсолютно правильно говорится: «кто предупрежден, тот вооружен», с этой целью подробнее рассмотрим особенности каждого кризиса раннего возраста.

Кризис 1 года.

Основное достижение 1 года жизни: ребенок начинает ходить. Для ребенка мир открывается совсем по-иному. Он начинает смотреть на все совершенно под другим углом зрения - одно дело передвигаться ползком, видеть мир из коляски, а другое дело видеть все стоя на ногах.

Ко всему этому добавляется еще свобода перемещения, ребенок очень быстро понимает, что он самостоятельно может осваивать мир, не прибегая к помощи взрослого. Зачастую такое освоение принимает очень бурный характер: малыш залезает во все углы, хватает, бросает, тянет все, что попадается ему на глаза.

Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Малыш протестует против каких-либо ограничений, он хочет сам решать, когда будет одеваться, есть, играть.

Кризис 3 лет.

Кризисная ситуация повторяется снова, но на новом витке развития. Этот кризис выражен, как правило, ярче, чем кризис 1 года. Связано это с тем, что к концу раннего возраста ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.

Характерен для кризиса целый набор симптомов:

ярко выраженный негативизм - это не простое нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот;

упрямство - ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;

проявление строптивости - постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый;

своеволие - ребенок хочет все сделать сам, очень часто этот кризис еще называют «Я сам», а в зарубежной психологии (Э. Эриксон) - возраст 3 лет рассматривается как этап автономии, т.е. отделения обесценивание ребенком личности близких: дети, начинают называть родителей бранными словами, которые раньше никогда не употребляли.

Иногда может показаться, что ранний возраст ребенка - это один большой кризис. Все же это не так. Действительно, маленькие дети с рождения и до 3 лет развиваются и растут очень интенсивно, поэтому и проблемных моментов в развитии личности ребенка бывает более чем достаточно.

В итоге взрослые и дети учатся справляться с кризисными ситуациями, и все происходит, как должно.

Кризис 6-7 лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки) , оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.

Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

  • <<

Материал www.d10162.edu35.ru

Предварительный просмотр:

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития– естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет) .

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

  • всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)
  • появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание) . Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений– с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации) .

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  • создавая запреты, не делайте их слишком много
  • старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  • Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
  • Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
  • Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  • Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей) . Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.
  • Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
  • Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам) , может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения) , у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но) .

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению) .

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.
  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
  • Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуацияхобсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
  • будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста | Статьи по психологии

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, здоровым и воспитанным человеком. На протяжении всей жизни мы прилагаем немало усилий для того, чтобы у нас это получилось. Мы радуемся первому шагу, слову нашего чада, гордимся его успехами в школе и в спорте, всегда хвалим его.

Однако бывают моменты, когда послушный и уравновешенный ребенок может превратиться в непослушного, капризного и кричащего непоседу. Вы задаете вопрос: "Что же случилось?".

Все очень просто: в жизни ребенка наступает момент, когда он хочет высказать свою точку зрения, проявить характер. И его не интересует, что вам это не нравится. В психологии такие периоды называют возрастными кризисами.

Их мы и рассмотрим подробнее.

Кризис одного года

Это период перехода от младенчества к раннему детству. В этом возрасте ребенок чаще всего уже ходит, что дает ему больше возможностей для исследования окружающего мира.

Он пытается засунуть пальцы в розетку, открывает шкафы и тумбочки, взбирается на стулья, диваны и кресла. В этот период дети особо остро реагируют на слово "нельзя". Они могут кричать, топать ножками, плакать.

Ребенок негативно реагирует, если его не понимают.

Нужно набраться терпения и выдержки. Родители должны понимать, что малыш хочет и может быть более самостоятельным. Он пытается сам пить, есть, одеваться, и родные обязаны всячески это поддерживать.

Но место для самостоятельных игр должно быть безопасным: никаких режущих, колющих предметов. Все вещи, которые вы считаете опасными для малыша, уберите на достаточную высоту, чтобы малыш не мог ничего достать, а вы должны находиться рядом, чтобы при необходимости можно было помочь вашему чаду.

Кризис трех лет

Обычно этот возрастной кризис наблюдается у детей в возрасте 2,5-3 лет. В этот период малыши хотят чувствовать себя взрослыми и самостоятельными. У них есть свое " хочу", и они готовы отстаивать его до последнего.

В этом возрасте малыш делает для себя много открытий.

Особенностью этого периода является то, что ребенок пытается делать все наоборот. Он не хочет ложиться спать, идти есть, одеваться. Родителям нужно набраться терпения и дать малышу право выбора.

Когда у малыша начинается истерика, попытайтесь переключить его внимание на что-то другое.

Каждый из этих периодов требует терпения и выдержки родителей. Кризис проходит, и малыш снова становится самим собой. Ваша задача в период кризиса – понять и поддержать свое чадо.

?Также читайте:

Подробней на сайте www.psyhodic.ru

Работа 28 с., 2 рисунка, 25 источников.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, САМООЦЕНКА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, КРИЗИС.

Цель работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологические исследования кризиса трех лет.

2. Проанализировать психологические исследования кризиса семи лет.

3. Исследовать влияние самооценки на психологические способности дошкольников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования (методика «Лесенка» Щур В. Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных способностей») ; математическая обработка результатов исследования.

Объект исследования: самооценка и уровень реальных психологических возможностей.

Предмет исследования: особенности самооценки и реальных психологических возможностей.

Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его психологические возможности.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.

Содержание

Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного возраста

1.1 Анализ психологических исследований кризиса трех лет

1.2 Анализ психологических исследований кризиса семи лет

Глава 2. Исследование особенностей самооценки и реальных психологических возможностей дошкольников

2.1 Методы, организация и процедура исследования

2.2 Результаты диагностики и их интерпретация

Заключение

Приложение

Введение

Дошкольный возраст -- период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом -- от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 -- 4 года) , средний (4 -- 5 лет) и старший (5 -- 7 лет) дошкольный возраст. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека.

Именно в это время закладываются интеллектуальные задатки, моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.

Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Толчком к развитию личности ребенка и переходу его на новый этап развития является возрастной кризис.

Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

В отечественной психологии термин "возрастные кризисы" введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Л. С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий .

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Но Л. С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Л. И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего.

Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность этого процесса .

Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Бенедиктов Б. А. и др.; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к. сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному ребенку, считают его «ненормальным». В связи с этим темой нашей курсовой работы является «Кризисные периоды развития в дошкольном возрасте».

Цель работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста.

Задачи исследования:

4. Проанализировать психологические исследования кризиса трех лет.

5. Проанализировать психологические исследования кризиса семи лет.

6. Исследовать влияние самооценки на психологические способности дошкольников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования (методика «Лесенка» Щур В. Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных способностей») ; математическая обработка результатов исследования.

Объект исследования: самооценка и уровень реальных психологических возможностей.

Предмет исследования: особенности самооценки и реальных психологических возможностей.

Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его психологические возможности.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.

Результаты данного исследования будут интересны студентам педагогических специальностей, педагогам-психологам учреждений дошкольного образования, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного возраста

1.1 Анализ психологических исследований кризиса трех лет

В настоящее время для детской психологии основополагающим является положение о том , что личность ребенка формируется в процессе сотрудничества с окружающими людьми. В этом контексте успешность ее формирования во многом зависит от социальной ситуации развития ребенка, системы отношений со взрослыми и сверстниками в детском саду и семье - двух важнейших социальных институтах общества. Есть основания считать, что социальная ситуация развития современного ребенка очень изменилась. Это нашло отражение и в изменении возрастных границ дошкольного возраста .

Внимание к кризису трех лет является, с нашей точки зрения, вполне обоснованным. Так, являясь нижней границей дошкольного возраста именно этот период развития во многом определяет психологическую готовность детей к обучению в школе (то есть верхнюю границу дошкольного возраста) . В то же время если кризис семи лет являлся предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, кризис трех лет сравнительно мало изучен.

Помимо этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет, полученные в разных исследованиях мало согласуются друг с другом. До сих пор остаются неразработанными критерии, свидетельствующие о наступлении критического возраста, а отсюда недостаточно четко определяются сроки, когда ребенок вступает и выходит из кризиса трех лет. Называемые возрастные рамки кризиса до сих пор являются условными и, по выражению Л. С. Выготского, скорее " паспортными", чем реальными. Однако можно выделить ряд основных симптомов кризиса трех лет:

1. Негативизм. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых.

Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Он вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому.

Кроме того, ребенок всегда пост...

Популярные

Материал roovee.net

Другие статьи по теме:

  • Развитие детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Основные проблемы дошкольного возраста

    Реферат - Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5 - Остальные рефераты Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольног...

  • Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

    Но у меня есть милый друг- Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг,- И всем покоя нет! В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК, Сто тысяч ПОЧЕМУ! Между 6-7 и 8-9 годами происхо...

  • Особенности развития детей дошкольного возраста

    Особенности развития детей дошкольного возраста 12091Добавить в избранное В избранном Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а н...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...

  • Дошкольный возраст особенности развития

    Особенности развития воли в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начин...

  • Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

    1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых л...

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Детские страхи у детей дошкольного возраста

    Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся разл...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Агрессивные дети дошкольного возраста

    Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы. Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста : Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть...

  • Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...