Культура общения детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах: «Конституции» и в Законе РФ «Об образовании», где написано, что каждый человек имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных ценностей является культура поведения, а одной из её составляющих является культура общения.

Культура поведения, как считают учёные, широкое понятие, включающее в себя: культуру деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культуру общения. (Р. С. Буре, Л. И. Дурандина, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина) .

Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.

В нашем исследовании мы акцентировали внимание на культуре общения, под которой исследователи понимают:

- выполнение правил общения с окружающими людьми;

- вежливое поведение в общественных местах, быту;

- использование соответствующего словарного запаса и форм общения.

По мнению ряда психологов и педагогов, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации (М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, Т. А. Антонова, С. В. Петерина и др.) .

Аналитический обзор литературы показал, что данная проблема интересовала учёных в различных аспектах:

- культура общения старших дошкольников – Л. И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;

- культурно-гигиенические навыки – С. В. Петерина;

- современный этикет – И. Н. Курочкина.

- воспитание культуры речевого общения – М. В. Ильяшенко

В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Особое значение сформированности культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, и др., так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в детском саду и семье.

Прикреплённые файлы:

formirovanie-kultury-obschenija_1ibgr.pptx | 2148,24 Кб | Скачан: 107
www.maam.ru

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Формирование культуры общения детей старшего возраста

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста.

Свою работу с детьми над этой проблемой начала с заучивания «вежливых» стихотворений и загадок, с создания словаря вежливых слов. Стихи детям нравятся, стала их использовать для напоминания формул прощания, приветствия, благодарности.

Ведущей формой работы определила развивающие игры. Они вызывают живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Разыгрывали сюжетные этюды, ситуации, обсуждали поведение героев, которые способствовали развитию основ культуры общения. Детям интересны эмоциональные игры «Вежливо – невежливо», «Что было бы, если… », которые закрепляют умение общения. После этих игр рисовали пиктограммы – схематичное выражение лица с различным настроением. С помощью игр «Комплименты», «Волшебный апельсин», «Назови ласково» развивается чувство близости с детьми, проявляется доброжелательность. Дети научились не только принимать комплименты, но и дарить их друг другу и взрослым.

В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала темы разговоров:

- звонок на работу маме;

- разговор с другом по телефону;

- приглашение в гости;

- разговор с бабушкой, живущей в деревне.

На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.

Художественная литература – богатый материал, раскрывающий нормы речевого общения. В диалогической беседе при обсуждении литературных произведений знакомила детей с речевым этикетом, с нравственными норма-ми.

Этические беседы включила в систему многообразных методов. Содержание бесед составили в основном жизненные ситуации и опирались они на события, которые предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.

Интересно проходили «путешествия в страну Вежливости».

На них преодолевали различные препятствия. Чтобы открыть замок на воротах, нужно назвать «волшебные» слова, которые знают дети. А как же перейти реку, если нет моста? Мост через реку перекинулся, когда дети назвали правила дружбы… Такие путешествия заканчивались сюрпризным моментом.

Использовала разные виды театра: драматизация «Добрый день», «страна Вежливости», кукольный спектакль «Встречаем гостей», настольный театр «Подари подарок другу».

Работа, проводимая в группе с детьми, нашла продолжение в семье. Использовала совместную деятельность детей с родителями в сочинении рассказов о добрых поступках, чуткости. На родительском собрании обсуждали особенности общения ребёнка со сверстниками. На консультациях даны «рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми». Вместе с родителями оформлен альбом «Наши добрые поступки». Была организована выставка детских работ на тему «Добрые волшебники», на которую приглашались родители.

В результате проведённой работы дети не только приобрели знание норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты.

Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Заметно это сказывалось на занятиях по коммуникации, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы были проникнуты теплом и заботой о близких.

Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

www.maam.ru

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

“Ласковое имя”

Цель:развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”) . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Анечка, Юлечка, Дашуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель:развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.) .

“О чём спросить при встрече”

Цель:учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) . Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него.

Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.) . Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос — ответ”

Цель:развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с мамой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.) .

“Прощай”

Цель:учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.) . Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения:

“Как говорят части тела”

Цель:учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания.

Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель:развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д.

Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель:знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает...”

Цель:развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель:развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.) .

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе:

“Робот”

Цель:сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д.

Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель:учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.

Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки — ноги”

Цель:учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель:развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате.

Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель:развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.

В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт:

Цель:развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель:учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом.

И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель:развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.) . Партнёр должен определить, что нарисовано.

Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель:помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра.

Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель:помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

В структуру этических беседбыливключены:

1. Игры или игровые упражнения, направленные на:

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент», «Пошли письмо»;

- развитие речевых умений: «Интонации»;

- развитие умений, направленных на распознание чувств: «Море волнуется»;

- закрепление умений невербального общения «Любимый сказочный герой».

- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;

- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;

- развитие умения слушать собеседника «Испорченный телефон»;

- регулирование своего поведения «Выдержанный человек».

2. Беседыпо ранее прочитанным художественным произведениям: «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Винни-Пух» А. Милна.

3. Использование художественного слова:стихотворений, дразнилок, пословиц, рассказов Е. Н. Богуславской и Н. А. Купиной из сборника «Веселый этикет», Н. Дуровой «Заботливая подруга», А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы», В. Сухомлинского «Кому идти за дровами».

4. Проигрывание ситуаций, которые не только вводят в активный словарь достаточное количество этикетных стереотипов, но и формируют умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. Ситуации направлены на:

- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт) ;

- закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее приветствие, прощание на вокзале и др.) ;

- усвоение навыков поведения в общественном месте (магазин, автобус) ;

- умение вести разговор со знакомым и незнакомым взрослым;

-выражение сочувствия и сопереживания взрослым и маленьким детям.

5. Прием ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) :

- «Что было бы, если люди перестали бы благодарить друг друга?»;

- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (пошел дождь, заболела бабушка и т.п.) .

6. Продуктивный вид деятельности– рисование:

- на темы: «Автопортрет», «Мое имя».

7. Вспомогательный прием– слушание музыки, голосов птиц.

В заключительной части используются игровые упражнения и этюды, направленные на:

- мышечное расслабление: «Пылесос и пылинки», «Шалтай-Болтай», «Факиры», «Волшебный сон;

- двигательное раскрепощение: «Походки», «Пожалуйста»;

воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».

(8-ой слайд)

(Диагностические таблицы №2,3,)

Промежуточная и контрольная диагностика выявила положительную динамику в формировании навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

(9-ый слайд)

Данные исследований отражены в сравнительных гистограммах.

(10-ый-слайд)

(фото)

Для закрепления полученных результатов в семье, была проведена дополнительная работа с родителями, направленная на повышение их воспитательной активности:

  • проводились индивидуальные беседы с родителями,
  • круглый стол на тему « Речевой этикет и культура поведения в общении»;
  • консультация « Учимся общаться с ребенком», «Языки любви», « Плохие» слова»;
  • родительское собрание « Воспитываем добротой».

(11-ый слайд)

(фото)

Тема, над которой я работала, вызвала интерес и положительный отклик моих коллег. Свой опыт работы я представила в сообщении с презентацией «Рекомендации для воспитателей по совершенствованию собственных умений общения» на практическом семинаре «Совершенствование педагогической техники как основного элемента педагогического мастерства».

(12-ый слайд)

(фото)

Навыки культуры общения совершенствовались в проектах воспитательно – образовательной работы, которые разрабатывали педагоги учреждения, том числе и я .

В начале учебного года мы всегда включаем проекты, помогающие детям адаптироваться. Это проекты « Давайте познакомимся», « Наш любимый детский сад», в которых знакомим детей с детским садом. Совсем нерешительным, неуверенным детям, которые еще не успели завести друзей, тоскуют по маме, стараемся помочь с помощью игр « Волны,

« Волшебные очки»

(13-ый слайд)

(фото)

Для создания эмоциональной близости между детьми и педагогами проводятся веселые игры и праздники( Праздник ленточек и бантиков)

(14-ый слайд)

(фото)

Есть и кратковременные однодневные проекты, которые , тем не менее, производят большой эмоциональный резонанс и среди детей, и среди родителей — это проекты: « День открытых дверей», « День плюшевого медвежонка», « День домашних животных».

(15-ый слайд)

(фото)

В проектах – путешествиях ( « Путешествие в Индию»,

« Путешествие в Африку» и др.) , занимаясь поисковой деятельностью, погружаясь в интересующую всех тему, дети расширяли опыт общения, обращаясь с вопросами к взрослым, старшим детям ( школьникам) , осваивали культуру поведения в транспорте, развивали навыки невербального общения в играх « Пойми меня», « За стеклом» .

(16-ый слайд)

(фото)

Проекты, посвященные детским писателям, лучшим произведениям детской литературы, такие как « Приключения Незнайки и его друзей», « С. Я. Маршак — детям», « Вверх по радуге» посвященный творчеству К. И. Чуковского помогают на примерах героев анализировать собственное поведение, наслаждаться радостью творчества в совместной деятельности взрослых и детей.

(17-ый слайд)

(фото)

Навыки культуры поведения и общения в общественных местах закреплялись в проектах « Театр», « Библиотека», « Волшебный мир кино». Дети разыгрывали различные ситуации общения, примеряли на себя роли взрослых и детей, актеров, дикторов, режиссёров и даже мультипликаторов .

(18-ый слайд)

(фото)

Большой интерес у детей вызывает проект « Семья», с большим удовольствием они рассказывают о своей семье ( создают газеты, плакаты о своей семье) , а мы их учим чуткости, воспитываем желание помогать близким, проявлять свою любовь и заботу о них.

(19-ый слайд)

Считаю, что совокупность методов и приемов, взаимодействие специалистов учреждения, проектная деятельность, работа с родителями позволили поднять навыки культуры общения детей на новый качественный уровень. Намерена и дальше уделять теме « Формирование навыков культуры общения» пристальное внимание, так как согласна с выражением Ж. Ж. Руссо: « Детей надо учить не многому, детей надо учить хорошему…!»

По теме:

Формирование навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гар...

Читать далее nsportal.ru

«Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» » Воспитателям.ру

Опубликовано в рубрике Конспекты НОДДек, 10th, 2014

Автор: Купреева Л. Н., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №31 г. Ачинск, Красноярский край

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как принимать гостей, как вести себя за столом, разговаривать по телефону и т. д.) .

В детском саду культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:

Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей с взрослыми и сверстниками.

Достигать поставленную цель мне помогало решение следующих задач:

  1. Формирование у детей знаний норм и правил общения.
  2. Умение общаться с окружающими.

Для решения поставленных задач в группе я создала следующие условия:

  • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
  • Объяснение их значения.
  • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Чтобы достичь высоких результатов в развитии культуры речевого общения, я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности - это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип. Собеседники (дети исполняют определённые роли) , должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т.д.) , и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

-игры – путешествия,

- игры – импровизации

- игры – драматизации,

В подборе сценариев для игр опиралась на методику Н. Е. Богуславской, Н. А. Купиной «Весёлый этикет».

Важно воспитывать культуру общения у детей и в повседневной жизни, и в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (пословица) . Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

Кроме выше сказанного разработали с детьми следующие правила:

  • Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
  • Будь всегда приветлив и вежлив.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
  • С уважением относись к труду старших и товарищей.
  • Подними и подай оброненный кем-то предмет.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.

С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, «дни открытых дверей», привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы воспитания культуры общения, её значение, сущность, необходимость.

К концу учебного года в старшей группе у детей :

- повысилась активность на занятиях,

- повысилась наблюдательность, внимание, память, дети стали более усидчивыми.

- дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми,

начали замечать и исправлять ошибки в собственной речи и в речи сверстников.

Итог моей работы – знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками у детей сформировались.

Нормы и правила общения дети соблюдают в речевой деятельности с окружающими.

Список используемой литературы:

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

Арушанова А. Г. Истоки диалога.//Дошкольное воспитание. №12.- 2000.

Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников/ Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. A.M. Шахнаровича.

М., 1993.

Богуславская Н. Е., Куприна Н. А. Весёлый этикет /Развитие коммуникативных способностей детей/ Екатеринобург АРД ЛТД 1998.

Поделиться:

Источник vospitateljam.ru

Технология "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов.

"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

  • Формирование у детей знаний норм и правил общения;
  • Умение общаться с окружающими;
  • Желание ребенка вступать в контакт;
  • Предупреждает негуманное проявление эмоций.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

Речевое общение

- это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

  • Интерактивную,
  • Коммуникативную,
  • Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника

- это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. Как результат, выделение трех групп детей по уровню сформированности у них навыков культуры речевого общения.

Технология

Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, данных констатирующего эксперимента, проводимого на базе МДОУ ЦРР – детский сад № 51 города Озерска Челябинской области.

Обучение детей предполагает:

  • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
  • Объяснение их значения.
  • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

Особенность данной технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Основная цель технологии:

Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи технологии:

  • Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
  • Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
  • Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
  • Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

В основу технологии нами положены следующие принципы:

Учет возрастных особенностей

У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.

Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.

Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.

Особое внимание уделяется:

Материал с сайта festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...