Методы воспитания дошкольников

Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- содержания материала;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- количества детей;

- интереса детей;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

- манипулирование с предметами

- познавательно-исследовательские действия,

- восприятие музыки, детских песен и стихов,

- двигательная активность

- тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год - 3 года)

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс], режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok

www.maam.ru

Воспитание детей дошкольного возраста - Психология - Современная медицинская энциклопедия

Методы воспитания детей дошкольного возраста

По сути, существует 3 основных метода воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, индукция и «демонстрация нелюбви». Их применение позволяет достичь разных результатов.

Авторитарный метод воспитания

В основе этого метода лежит стремление добиваться детского послушания как главного результата воспитания. Если ребенок не признает авторитета родителей, его строго наказывают.

Однако такая тактика родителей приводит к тому, что ребенок выполняет требования только из страха быть наказанным. Для него в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.

Индукция

При данном стиле воспитания ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество - при возникновении каких-либо недоразумений родители вместе с ребенком пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом ребенку дают понять, что он тоже имеет право голоса.

«Демонстрация нелюбви»

Это достаточно распространенный метод воспитания детей дошкольного возраста, при котором родители демонстративно показывают ребенку свою обиду, не общаются с ним (не разговаривают, не играют с ним, иногда даже делают вид, что и вовсе не замечают его) . Таким образом, они дают понять ребенку, что он поступил неправильно и не оправдал их надежд. У большинства детей дошкольного возраста такой метод воспитания становится причиной сильных внутренних переживаний. У многих из них возникают комплексы и чувство вины.

Метод воспитания детей дошкольного возраста характеризует родителей

То, как родители воспитывают своих детей, может многое рассказать о них самих - об их детстве, характере. Лети очень хорошо «чувствуют» настроение взрослых: их искренность, доброту или неприязнь по отношению к ним.

Они нередко идентифицируют себя с теми людьми, которые их воспитывают, и становятся похожими на них. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».

Воспитание малышей

Воспитание - это не дрессировка. Требования родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, но еще хуже не предъявлять вообще никаких требований.

Маленькие дети обладают хорошей памятью. Сильные впечатления, испытанные в раннем детстве оставляют глубокий след в памяти ребенка. Поэтому важно не только заботиться о физическом здоровье ребенка, но и окружить его заботой и любовью.

Часто при общении с детьми родители проявляют излишнюю активность. Необходимо дать ребенку больше свободы действий. Он должен самосовершенствоваться и сам познавать окружающий мир. Не следует постоянно все делать за него.

Ребенок любопытен по натуре, поэтому многое способен познать и без помощи родителей.

Психика дошкольника

Для здоровья ребенка очень важен режим дня с обязательным тихим часом. Без послеобеденного отдыха день для него будет слишком длинным и утомительным. Благодаря сну ребенок может отдохнуть и накопить силы для игр во второй половине дня.

В таком возрасте у детей еще нет четких границ между реальным миром и фантазиями, поэтому родители должны проявлять понимание и не смеяться над его фантазиями.

Речь дошкольника

Детский лепет - это первые речевые упражнения. Предложениями ребенок обычно начинает говорить в возрасте трех лет. Постоянное общение с ребенком оказывает огромное влияние на его интеллектуальное и речевое развитие.

Гигиена дошкольника

Не стоит проявлять слишком большого упорства при обучении ребенка «ходить на горшок». На втором году жизни он научится этому самостоятельно. В этом случае очень важно доверять своему ребенку.

Если он «сходил на горшок», то за это его надо обязательно похвалить.

Что должны уметь малыши?

До пятого года жизни дети должны приобрести немало навыков:

  • Бегать, ходить по ступенькам, а также выполнять несложные поручения.
  • Брать предметы.

Читать далее doktorland.ru

Популярные методы воспитания детей дошкольного возраста

Методы воспитания детей дошкольного возраста по вальдорфской системе

Согласно данной методике, малыша до семилетнего возраста не стоит нагружать обучением письму, чтению, счету и логике. При этом родители должны всячески раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, воспитывая его в гармонии с природой. Крохе предлагается петь, рисовать, танцевать и т.д.

Методы воспитания детей по Глену Доману

Данная методика в первую очередь направлена на обучение малыша чтению. Ее суть состоит в том, что взрослый на короткое время (1-2 секунды) предлагает ребенку взглянуть на карточку с написанным словом, после чего произнести его.

При этом рядом со словом помещается соответствующее изображение. Автор методики утверждал, что таким образом малыш запоминает все слово, а не обучается чтению по слогам.

К недостаткам данной системы обучения можно отнести то, что при просмотре карточек ребенок выполняет пассивную роль. Кроме того, процесс их изготовления довольно трудоемкий, что требует значительных затрат вспомогательного материала.

Методика воспитания и развития детей по системе Марии Монтессори

Данная методика рассчитана на детей 2,5-3 лет. Ее главным принципом является то, что ребенку предоставляется полная свобода выбора, он сам выбирает вид занятия и его продолжительность.

Автор данной системы настаивала на том, что малыша не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать, поэтому она разработала целый комплекс занятий и упражнений. Для многих из них нужны различные материалы, например, дощечки, фигуры, рамки и вкладыши.

Методика Николая Зайцева

Данная система предполагает обучение малышей чтению при помощи специальных кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с ними, кроха составляет различные слова.

Помимо того, такие кубики отличаются по цвету, объему, весу, и даже по звучанию наполнителя, что также способствует когнитивному развитию ребенка. В то же время методика требует терпения со стороны родителей и немалой усидчивости со стороны детей.

Методики воспитания детей дошкольного возраста по системе Никитиных

Главной задачей воспитания, согласно данной методике, является максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных способностей малыша. Игры Никитиных развивают у ребенка логическое мышление, а также учат его принимать решения. Заниматься по этой системе можно с детьми, достигшими 1,5 года.

Какую методику предпочесть?

Если родители стоят перед выбором подходящей методики для своего ребенка, им стоит помнить, что нет смысла слепо придерживаться той или иной системы развития лишь на основании ее популярности. Каждый ребенок индивидуален, поэтому если предложенные ему методы оказываются не достаточно эффективными либо вызывают у него негативные эмоции, взрослым не нужно настаивать.

Универсальной методики воспитания детей не существует и успешное выполнение заданий в некоторых случаях является менее важным, чем формирование у ребенка важных ценностей и морально-этических принципов, привить которые невозможно без личного примера.

Традиционные методы воспитания детей в семье

Люди с консервативными взглядами на развитие и обучение детей, не считают нужным применять какие-то специальные системы и методики, поэтому они воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Зачастую они являются приверженцами следующих педагогических методов:

  • убеждение, путем объяснений;
  • поощрение и наказание;
  • воспитание на личном примере.

Метод поощрения и наказания для многих родителей является основным способом воспитания своего чада. При этом за хороший поступок малыш вознаграждается, а за плохой – несет заслуженное наказание, но ни в коем случае не телесное. В этом деле главное, не переусердствовать, чтобы ребенок не превратился в вымогателя.

Замечательным методом воспитания детей в семье являются занятия в форме игры. Ведь обыгрывая определенную ситуацию, малыши учатся находить верное решение в жизни. При этом различные психологические проблемы ребенка легче поддаются коррекции с помощью игровых занятий и сказкотерапии.

Детей подросткового возраста рекомендуется воспитывать методом беседы, ведь в этот период все остальные способы оказываются уже недейственными.

Еще один метод воспитания детей в семье – формирование самостоятельной личности ребенка путем предоставления ему свободы выбора. Малыш с рождения является свободным и принадлежит не родителям, а себе.

Но не стоит путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством. К сожалению и это можно наблюдать в некоторых семьях, но данный метод является преступным по отношению к малышу.

Оцените статью

Материал www.wjtoday.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Материал www.vashevse.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Подробней на сайте www.vashevse.ru

Другие статьи по теме:

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...

  • Методы физического развития дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Воспитание дошкольников

    Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Гендерное воспитание дошкольников

    Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»Е. А. Удовиченко МБДОУ «Детс...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные...

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...

  • Трудовое воспитание дошкольников

    Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Методы социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Экономическое воспитание дошкольников

    Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста С изменение социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основа...

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...