Михайлова носова логико математическое развитие дошкольников

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект)

Информационная характеристика педагогического проекта

Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Исполнители проекта:

• дети группы,

• родители воспитанников,

• воспитатели ДОУ,

• старший воспитатель.

Заказчик проекта: администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы по проекту: сентябрь 2013 г. – май 2015 г.

Аннотация

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Актуальность

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Моя методическая тема: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

1. на современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;

2. дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Так как, при подготовке к школе не главное, что ребенок знает цифры, научился их писать, считать, складывать и вычитать. Потому что, при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающим в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить логико-математическое развитие детей средних и старших групп (детей 4-6 лет, отвечающее современным требованиям.

Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу: в том, что проведенная работа по логико-математическому развитию детей 4-6 лет, будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.

Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями.

Цель проекта: создание условий для логико-математического развития у детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Задачи:

1. выявить уровень развития логических и элементарных математических представлений детей 4-5 лет;

2. изучить новые технологии в обучении логико-математического развития детей дошкольного возраста;

3. составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

4. развивать - логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции;

5. формировать настойчивость, терпение, волю.

Средства для решения задачи:

1. диагностика;

2. создание развивающей среды;

3. игры, упражнения, задания на развитие логико-математических эталонов;

4. фронтальные и подгрупповые занятия;

5. кружковая работа;

6. работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

ориентированы не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

Формы организации работы:

1. занятия обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности;

2. совместная и самостоятельная деятельность вне занятий;

3. игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные) .

В процессе работы над проектом используются следующие методы и приемы:

1. практические (игровые) ;

2. экспериментирование;

3. наглядные;

4. индивидуальная работа.

5. интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление) .

Перспективы дальнейшего развития проекта:

1. сбор, накопление материала;

2. обобщения опыта работы среди коллег;

3. презентация проекта;

4. открытые занятия;

5. внедрение информационных технологий (компьютерных игр) ;

6. расширенная работа с родителями;

7. создать проект совместно с детьми и родителями.

Этапы и пути реализации проекта

1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г. и сентябрь-октябрь 2014 г.)

Задачи

1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.

2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.

Мероприятия

1. Изучение специальной литературы.

2. Составление перспективного плана по «Логико-математическому развитию»

3. Создание условий для развития логических и математических представлений. Приобретение настольных игр, с помощью родителей (1000 руб., рабочие тетради «Игралочка» (2400 руб.)

4. Родительское собрание «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте»;

2 этап – практический (ноябрь 2013 – май 2014 г. г. и ноябрь 2014 – май 2015 г. г.)

Задачи

1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по логико-математическому развитию детей.

2. Работа с родителями.

Мероприятия

1. Организация кружковой работы по логико-математическому развитию: «Математические ступеньки»

2. Познакомить с правилами игр «Где солнышко? », «Чья лента длиннее? », «Встречаем гостей», «Подбери ключи» и др.

3. Совместно с родителями создать проект:

• «Для чего нужна математика? »

• провести игру «Что, где, когда? »

3 этап – обобщающий (май 2011 г. и май 2012 г.)

Задача

Определить эффективность работы по проекту

Мероприятия

1. Проанализировать диагностические результаты.

2. Выступление на педсовете по результатам работы.

3. Родительское собрание.

Таким образом, за 2 года до школы можно оказать значимое влияние на развитие логических и элементарных математических способностей дошкольника. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет, то учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворения.

Диагностика:

1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

Методическая литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

2. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. / Жукова Р. А. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.

4. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. – М. ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.

5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.

7. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.

www.maam.ru

Логико-математическое развитие дошкольников

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

- изменение ситуации, осуществление преобразования;

- активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт. Измерение, классификация, сериация и др.) .

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.

Однако в практике логико-математические игры во всём своём многообразии не нашли должного применения. Чаще всего они используются бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, состоят в следующем:

- воспитатели недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5 – 6 лет) ;

- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;

- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель) .

Правомерно требуют решения вопросы:

- систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;

- раскрытия разнообразия способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности;

- совершенствования педагогической компетентности педагогов.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы.

Дидактические пособия для логико-математического развития детей дошкольного возраста.

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:

- логические блоки Дьеныша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;

- цветные счётные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;

- наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы.

Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств.

Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития:

- логические и математические игры («Кубики для всех», «Логика и цифры», «Играем в математику», «Логическая мозаика», «Геоконт», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат» и др.) ;

- проблемные ситуации, задачи вопросы;

- творческие ситуации, задачи, вопросы;

- экспериментирование и исследовательская деятельность;

- логико-математические сюжетные игры.

Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

- стимулирования детской самодеятельности.

Логические и математические игры:

«Сложи квадрат» Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части, формирование логического мышления и умения развивать сложную задачу на несколько простых.

«Найди и назови» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

«Только одно свойство» Цель: закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру и охарактеризовать её.

«Составление геометрических фигур» Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки.

Задания:

- составь квадрат и треугольник маленького размера;

- составь маленький и большой квадрат и т. д.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умением формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации – способность развитию творческих способностей ребёнка.

Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы, способствующие осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности.

Взрослый может, например, задать такой вопрос: «Как распределить все блоки по трём обручам (отдельно расположенным в пространстве? » Дети предлагают варианты ответов (рассортировать блоки по цвету, по форме, по размеру). Каждое предложение обсуждается, принимается или отрицается.

В проблемные ситуации для детей включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, на столе лежат две красные палочки, между ними чёрная. Педагог задаёт вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы чёрная палочка стала крайней, не трогая её? »

Не длительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её; усиливает практическую направленность. К примеру, детям из 5 палочек (розовой, красной, сиреневой, бордовой и оранжевой) нужно составить лесенку. Сначала они высказывают свои предположения о вариантах построения лесенки (односторонняя со ступенями справа, односторонняя со ступени слева, двусторонняя со ступенями слева и справа и др.)

Проблемная ситуация разрешается поэтапно:

1) осознание и принятие проблемы;

2) высказывание детьми предположений;

3) практическая проверка предположений;

4) обоснование рационального способа решения проблемной задачи.

Для сюжетной логико-математической игры, специально сконструированной для детей, характерны игровая направленность деятельности; насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами; наличий ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение мер, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребёнок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном строительном материале). Это могут быть связи сходства или отличия по окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдения этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей) .

Методическое обеспечение:

З. Н. Михайлова, Е. А. Носова

Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

З. А. Михайлова

Игровые задачи для дошкольников. – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

З. А. Михайлова

Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1981.

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая

Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб. : Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

А. А. Смоленцева, О. В. Суворова

Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

А. А. Смоленцева А. А., О. В. Пустовойт

- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. СПб. : Корвет, 2001.

Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева

Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший дошкольный возраст. Учебное пособие. – СПб. : Речь, 2007.

www.maam.ru

Программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста "Занимательная математика"

Разделы:Работа сдошкольниками

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.

Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности

Условия реализации программы подразумевают наличие:

– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями; – специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности; – литературы по детской педагогике и психологии; – новейших научных разработок в данной области; – временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут; – возрастного принципа формирования группы; – учета индивидуальных особенностей каждого ребенка; – принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы; – литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы; – новых научных разработок по данной теме; – разработок бесед и консультаций с родителями; – папки – презентации данной программы; – подробных разработок на каждое занятие; – набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Задачи:

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; – строить простые высказывания о сущности выполненного действия; – находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем; – активно включаться в коллективную игру; – помогать сверстнику в случае необходимости; – свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”. Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”. Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. “Палочки Кюизенера”. Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. “Художественно-творческая деятельность”. Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование) .
  5. “Опыты и исследовательская деятельность”. Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. “Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми) :

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности. – Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей. – Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала. – Равноправного партнерства взрослого и ребенка. – Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

Правила поведения.

Материал festival.1september.ru

от прошлого к настоящему»

Автор: М. Н. Спиридонова

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, систематизацией, при условии использования математического содержания является по сути своей логико-математической.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер) логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов) , классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности, от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого) .

В 60-70 годах 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Достоянием этого периода следует признать разработку и популяризацию развивающих игр Б. П. Никитиным и обучающих логико-математических игр А. А. Столяром, Р. Ф. Соболевским, Н. К. Рузиным.

Основным и особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша, и цветных счетных палочек Х. Кюизенера основными дидактическими средствами. Авторов, кроме эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферу ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении дошкольников, активизировать практическую и умственную деятельность, теснейшим образом связанные в процессе познания.

В силу этого в 80-е годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. На ее основе впервые разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов («Математика, 0», «Давайте поиграем») . В результате в методике математического развития дошкольников четко выделился предлогический компонент, связанный с подготовкой мышления ребенка к конструированию простых логических высказываний.

Основным содержанием предлогической подготовки являлось освоение детьми высказываний с включением логических операций отрицания, использования логических связок «и», «или», «если, то» и развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. При этом первоначально обучающие игры были сориентированы на 6-летних детей.

А. А. Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

- возможность моделирования в играх доступных ребенку 4-6 логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого) .

На основе данных исследования ученицы А. А. Столяра Е. Н. Носовой, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет) . Были определены основные линии движения в предлогическом развитии дошкольников:

- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация) ;

- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой) .

Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были представлены в учебно-методических изданиях З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». В них раскрыта методика включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Экспериментально доказана возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки.

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

- на выявление свойств – цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.) ;

- на освоение детьми сравнения, классификации обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.) ;

- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями(«Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса») .

В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить) , проявив при этом познавательную инициативу и творчество. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

В процессе освоения детьми логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность. Все это создает условия для проявления активности в самореализации личности ребенка в деятельности.

Однако в практике дошкольных учреждений логико-математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения, а если используются, то чаще всего бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, в следующем:

- воспитатели ДОУ недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению;

- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;

- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя. Ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности.

Правомерно требуют решения вопросы:

- систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;

- разнообразия способов поддержки ребенка в логико-математической деятельности;

- совершенствования педагогической компетентности воспитателей ДОУ.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приемы.

Литература

1. Касабуцкий, Н. И. Давайте поиграем: математические игры для детей : книга для воспитателей детского сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская. – М. : Просвещение, 2001.

2. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем : методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : Корвет, 2004.

3. Кларина, Л. М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализация в детском саду : методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

4. Гарднер, Г. Структура разума. Теория множества интеллекта. – М. ; СПб. ; Киев, 2007.

5. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей : учебно-методическое пособие. – СПб. : Речь, 2007.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Логико-математическое развитие дошкольников, Е. А. Носова, З. А. Михайлова

ISBN:9785898149079

В пособии описаны основное содержание, пути и эффективные методы логико-математического развития дошкольников, рассмотрены современные дидактические пособия. Должное внимание уделено роли педагога, его компетентности в области применения основных способов логико-математического развития детей; приемам педагогической поддержки детей в логико-математических играх; конструированию и практической организации игровых развивающих ситуаций.

Представлены различные формы организации игровой математической деятельности: совместная с педагогом, самостоятельная, в виде развивающих игровых ситуаций. Предложен мониторинг качеств - показателей развития ребенка в логико-математической деятельности (в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования) . Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей.

Ссылка на источник lookforabook.ru

З. А. Михайлова, Е. А. Носова - Логико-математическое развитие дошкольников

Описание: В пособии описаны основное содержание, пути и эффективные методы логико-математического развития дошкольников, рассмотрены современные дидактические пособия. Должное внимание уделено роли педагога, его компетентности в области применения основных способов логико-математического развития детей; приемам педагогической поддержки детей в логико-математических играх; конструированию и практической организации игровых развивающих ситуаций.

Представлены различные формы организации игровой математической деятельности: совместная с педагогом, самостоятельная, в виде развивающих игровых ситуаций. Предложен мониторинг качеств - показателей развития ребенка в логико-математической деятельности (в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования) . Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей. Цена:~ 3.83 евро, ~5,17 долларов США или 153,20 Российских рублей. или

Ссылка на источник buch.ru

тельская деятельность

Творческие задачи, вопросы и ситуации

Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр следующие: овладение детьми средствами познания –эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания- сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, сериацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки.

Условно можно выделить три этапа освоения играми: 1. Игры со взрослыми и сверстниками (совместные) , 2. Игры на уровне проявления самостоятельности, 3. Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне.

Проблемные ситуации рассматриваются не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, действия. Включают занимательные задачи, вопросы, задачи-шутки и другие виды нестандартного математического материала.

Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, являются образовательные развивающие ситуации. Для них характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными и творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Е. А. Носовой разработан комплекс игровых развивающих ситуаций с логическими блоками Дьенеша, в котором дети осваивают логические зависимости: выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер, толщина) , сравнение, классификацию и обобщение, а также логические действия и мыслительные операции.

В образовательных ситуациях дети осваивают средства и способы познания (сенсорные и измерительные эталоны, речь, модели, сравнение, счет и обобщение, измерение, классификация и сериацию) , соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний, умения действовать по указанию педагога, образцу, правилам и алгоритмам, собственному замыслу.

Образовательная ситуация может состоять из завязки-сюжета, определения действующих лиц, последовательности в развитии сюжетной линии, действий схематизации, преобразования и тд.

Какова роль экспериментирования и исследовательской деятельности? Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Чаще осуществляется в детском экспериментировании, в процессе которого дети осваивают действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ, принцип сохранения,, знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.) , учатся использовать познавательные книги как источник информации.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

-новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами (о геометрических формах, величинах, разных способах измерения, значимостях чисел) .

-новая информация о новом исследуемом объекте (о простых приборах для измерения длин, об отражении предметов в воде, зеркале, действия магнита) .

-знания о способах исследования и его результатах ( о простейших опытах, экспериментах, выдвижении предположений, необходимости вариьирования при выборе способов организации исследования, оценке результата и прогнозе дальнейших исследований) .

Какова роль творческих задач, вопросов и ситуаций? Несмотря на многообразие творческих задач, существуют определенные трудности в выборе их для детей. Существует несколько уровней трудности задач. Первый- ребенок может решить задачу самостоятельно.

Второй - самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решает самостоятельно. Третий- не может решить, но может понять ход решения и ответ. Четвертый- не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ (Ю.

Г. Тамберг) . Из этого следует, что нужно предполагать задачи первых трех уровней сложности.

Ребенку дошкольного возраста целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить творческие вопросы после того, как необходимые для решения знания уже имеются у ребенка.

Результатом включения в образовательные ситуации творческих задач, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувства юмора и удовольствия от умственного труда и общения.

Таким образом, современные технологии позволяют разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями, экспериментированием и опытами.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие логико-математических способностей у детей

старшего дошкольного возраста

Каждый день мы сталкиваемся со множеством задач, решение которых требует от насспособности к логическому мышлению. Основы логического мышления закладываются ещё в детстве.

С помощью логического мышления, человек может анализировать ситуации и выбирать самые наилучшие варианты действий в сложившихся условиях. Но большая часть людей мыслит стереотипно, поскольку у них плохо развито логическое мышление. Логика нуждается в постоянных тренировках и делать это надо с раннего детства.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10) . Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два) , и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.)

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) .

В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает. Он постигает мир под девизом "Хочу все знать!".

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является ситуация, с которой начинается процесс размышления.

Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач и открытию мира математики.

В математике главное - научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну.

Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

В. А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях большое внимание следует уделять его разнообразию, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестает выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними. Кроме этого, таким играм свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий.

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2005.

2. Консультации для воспитателей.Тема: Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр.Автор:Макарова Р. Х. http://www.moi-detsad.ru/konsultac553.html

3. Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 С.

4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.

5. Пантина Н. С. Выходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы психологии, № 3, 1993.

6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.

7. Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок". Тема: Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. http://ds82.ru/doshkolnik/4359-.html

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Логико математическое развитие дошкольников михайлова носова скачать

    Логико-математические игры в работе с дошкольниками Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетвор...

  • Логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Математическое развитие дошкольников

    Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Диагностика математического развития дошкольников

    Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия,...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...