Министерство образования рт дошкольное образование

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ Республики Татарстан

Уважаемые коллеги, в этой публикации я хочу вам рассказать об инновациях в дошкольном образовании в республике Татарстан. В нашей республике два государственных языка-татарский и русский.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении

Стратегии развития образования

в Республики Татарстан на 2010-2015 г. г.

«Килячяк»(Будущее)

, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Для обучения в детских садах был составлен

учебно-методический комплект

, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках.

Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые транслируются на канале «ТНВ». Наше дошкольное учреждение тоже работает по этой программе. Наш детский сад относится к национальным. Обучение и воспитание ведется на татарском языке, но по этой программе все дети дошкольного возраста, независимо от национальности должны одинаково хорошо знать оба государственных языка. Поэтому материалы для ДОУ поступают с учетом основного языка обучения, в нашем случае мы обучаем детей татар русскому языку. Одновременно программа адаптирована и на изучение своего родного языка.

Учебно-методический комплект включает в себя и аудиозаписи с песнями на русском и татарском языках, музыкальными сказками, видеозаписи танцев и демонстрационные уроки, литературу для обучения детей музыке и танцам.

также в комплект входят пять выпусков видеодисков с мультфильмами на татарском языке. Кроме того, на портале Министерства образования и науки РТ постоянно обновляется видеотека с мультфильмами на татарском и русском языках со ссылкой на скачивание.

Два года тому назад в рамках этой программы и наше ДОУ получило два ноутбука и мультимедийное оборудование для демонстрации. Дети очень любят в режимные моменты смотреть добрые советские мультфильмы.

Учебно-методический комплект включает в себя рабочие тетради для средней, старшей и подготовительной групп по русскому и родному языкам.

А также рабочие тетради по обучению грамоте.

По всем разделам программы имеются демонстрационные и раздаточные материалы. Они очень красочные, выполнены профессиональными художниками. Одно удовольствие работать с таким наглядным материалом. Невозможно всего продемонстрировать, это материалы в нескольких папках А3 формата.

Демонстрационный материал.

Раздаточный материал. Он у нас хранится в конвертах по темам и отдельно для каждого возраста детей. Например, "Игрушки" 4-5 лет.

Или "Одежда" 6-7 лет.

Маски тоже входят в комплект.

Персонажи для кукольного театра тоже есть.

В рамках одной публикации невозможно продемонстрировать весь материал. Конечно это только небольшая часть всего комплекта, притом материалы продолжают регулярно поступать.

Диагностика выполнения программы за последние два года говорит сама за себя. Дети несравненно лучше начали усваивать материал, у них возросла заинтересованность в обучении.

В заключении хотелось бы выразить огромную благодарность

руководству Республики Татарстан, Министерству образования и науки РТ

за огромный вклад во введение инновационных технологий в образовательный процесс в дошкольном образовании.

www.maam.ru

В Казани обсудят проект ФГОС дошкольного образования и «дорожные карты» его введения

05.10.2013

С 7 по 9 октября в Казани состоится межрегиональный семинар на тему «Обсуждение проекта ФГОС дошкольного образования и «дорожных карт» введения ФГОС ДО», где будут обсуждены проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) , пути его введения, преодоление проблемных зон, которые могут возникать у участников образовательного процесса на разных уровнях и на разных этапах работы по введению стандарта.

В семинаре примут участие специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, координирующие вопросы дошкольного образования, преподаватели и методисты учреждений дополнительного профессионального образования, руководители и педагоги дошкольных организаций Приволжского, Южного и Северо-Кавказкого федеральных округов.

Организаторы семинара - Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки РТ и Институт развития образования РТ.

Справочно:

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в РФ» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание ФГОС дошкольного образования - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Спецификой концепции ФГОС является уникальное сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества, которое можно определить словами «нестандартный стандарт».

Преобладание в документе «рамочного подхода», позволившее найти консенсус представителям традиционных и новаторских взглядов на содержание и форму дошкольного образования, предоставляет свободу выбора путей достижения образовательных результатов, открывает пространство для мобильного реагирования на социальные изменения, позволяет педагогам максимально раскрыть свой творческий профессиональный потенциал. Однако эти же факторы определяют повышение ответственности каждого взрослого участника образовательных отношений за его результат.

Введение ФГОС в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты» на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение, так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования. В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Межрегиональный семинар позволит участникам обсудить содержание ФГОС, определить пути его введения, проблемные зоны, наметить средства преодоления тех трудностей и рисков, которые могут возникать у участников образовательного процесса на разных уровнях и на разных этапах работы по введению стандарта.

Программа семинара

9.00 - 13.00-Регистрация участников семинара

10.00 -13.00- Работа выставки товаров и услуг для детей дошкольного возраста

в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

13.00 - 14.00- Обед

Открытая дискуссия по обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования с участием СМИ, профессиональной общественности, родителей.

Вопросы к «панельной дискуссии»:

1. Как распределяются полномочия органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях при создании механизмов введения и реализации ФГОС ДО?

2. Как сочетается установка на вариативность основных образовательных программ в ФГОС ДО с принципом сохранения единого образовательного пространства России?

3. Какие критерии следует применять при оценке качества дошкольного образования в контексте ФГОС ДО?

8 октября 2013 г.

10.00 - 11.30- Пленарное заседание«ФГОС дошкольного образования»

11.30-12.00- Перерыв

12.00-13.00- Пленарное заседание«Проект «дорожных карт» введения ФГОС ДО»

13.00 - 14.00- Обед

14.00 - 15.30- Методологические мастерские

Мастерская 1.«Создание инфроструктуры для успешного развития детей с особенностями психо-социального развития на этапе дошкольного образования и внедрения ФГОС» (Модератор - Е. М. Шепелина, директор школы «Кенгуру» г. Казань)

Мастерская 2. «Внедрение инновационных технологий и реализация ФГОС в обучение детей второму не родному языку» (Модератор - З. М. Зарипова, доцент ИЭУП г. Набережные Челны)

Мастерская 3. «Подготовка педагогических кадров для дошкольных организаций в условиях двуязычия и реализации ФГОС» (Модератор - А. Г. Залялова, директор Казанского педагогического колледжа, к.п.н.)

15.30 - 15.45- Перерыв

15.45 - 17.00- Круглые столы

Круглый стол 1.«ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» (Модератор - Т. Т. Федорова - начальник управления общего образования МО и Н РТ)

Вопросы для обсуждения:

1.Что является традиционным и новым в проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования?

2.Как ФГОС дошкольного образования может обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования?

Круглый стол 2.«Вариативность основных образовательных программ дошкольного образования как условие реализации ФГОС» (Модератор - В. Г. Закиева - заместитель директора по образовательной деятельности ИПП КФУ, д.п.н., профессор)

Вопросы для обсуждения:

1. В какой степени реализуемые сегодня в ДОУ основные общеобразовательные программы соответствуют ФГОС ДО?

2. Какие факторы обеспечивают качество разработки основных образовательных программ дошкольного образования в ДОУ?

3. Каковы механизмы разработки основных образовательных программ для групп, реализующих инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ?

Круглый стол 3.«Частно-государственное партнерство в дошкольном образовании: опыт реализации» (Модератор - Д. М. Мустафин -1-ый заместитель министра МОи Н РТ)

Вопросы для обсуждения:

1. Что предусмотрено законодательством по организации и регулированию частно-государственного партнерства?

2. Каковы цели частно-государственного партнерства?

3. Какие социальные эффекты и предполагаемые результаты ожидаются от реализации моделей частно-государственного партнерства?

9 октября 2013 г.

10.00 - 12.00- Мастер-классына базе дошкольных организаций г. Казани:

1. «Организация воспитательной и образовательной работы, обеспечивающей обучение на двух государственных языках»

Детский сад №396 Приволжского района г. Казани (ул. Дубравная, д.15, тел. (843) 268-34-15, 261-83-70, заведующая - Сатарова Гульнур Гариповна)

Детский сад № 60 комбинированного вида Советского района г. Казани (ул. Сахарова, д.12А, тел. (843) 262-14-64, заведующая - Низамова Альфинур Хасановна)

2. «Технологии инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения семьи»

Детский сад № 283 комбинированного вида Вахитовского района г. Казани (ул. Привольная 1-я, д.20А, тел. (843) 236-25-53, заведующая - Андреева Айзиряк Габдулкаюмовна)

3. «Современные информационно-коммуникационные технологии развития и воспитания детей»

Центр развития ребенка - детский сад № 106 Приволжского района г. Казани

(ул. Ю. Фучика, д.70 «а», тел. (843) 263 - 01=44, заведующая - Исхакова Милявша Ильясовна)

4.«Преемственность дошкольного образования и начального общего образования»

Детский сад № 152 комбинированного вида Авиастроительного района г. Казани (ул. Побежимова, д.40, тел (843) 571-07-86, заведующая - Павлова Татьяна Николаевна)

5.«Опыт организации частного детского сада в условиях государственно-частного партнерства»

Детский сад «Егоза» (ЖК «Лесной городок», ул. Брусничная, д.3, тел. (843) 253-57-26, директор - Реснянская Наталья Леонидовна)

13.00 - 14.00- Подведение итогов Межрегионального семинара

Подробней mon.tatar.ru

Управление дошкольного образования Нижнекамского муниципального района

21 (все детские сады расположены в сельской местности) центр развития ребенка

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления дошкольного образования было и остаетсяобеспечение доступности дошкольных учреждений.

Реализация данного направления осуществлялась за счет:

  • открытия 10 дополнительных групп на 180 мест на базе функционирующих ДОУ;
  • строительства нового дошкольного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №90» на 260 мест в мкр.34, при участии частного инвестора ОАО «Татнефть» (торжественно открылся 01.06. 2011г.) ;
  • завершения строительства дошкольного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №91» на 260 мест в мкр.28, в рамках Президентской программы «Бэлэкэч» (торжественно открылся 07.11.2011г.) ;
  • открытие детского сада на 40 мест в здании сельского Дома культуры с. Шереметьевка (торжественно открылся 01.12.2011г.) ;

В течение года велась работа по внедрению вариативных форм дошкольного образования:

  • для поддержки многодетных семей, функционируют 6 семейных детских садов, как структурные подразделения муниципальных ДОУ;
  • обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского сада функционируют 15 адаптационных групп для детей с 3-х месяцев до 2-х лет;
  • для обеспечения равных стартовых возможностей перед поступлением в школу работают 10 групп предшкольного образования для детей 5-6,5 лет, не посещающих детский сад;
  • в целях оказания квалифицированной психолого-медико-педагогической поддержки детям с нарушениями в физическом и психическом здоровье организована работа 6 служб ранней помощи (мини-центры) ;
  • для оказания помощи родителям в воспитании и развитии детей, не посещающих детские сады открыты 4 центра игровой поддержки.

Рост охвата детей старшего возраста различными формами дошкольного образования позволил добиться того, что в этом учебном году 97% первоклассников пришли в школу подготовленными.

Контактная информация

Материал udo-nk.ru

Энгель Фаттахов: «Сегодня нужно выстраивать целостную систему подготовки специалистов – начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием»

14.12.2013В Набережных Челнах прошел большой республиканский семинар, посвященный внедрению инновационных образовательных технологий в систему дошкольного образования. 14 ноября этого года в России был впервые утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обозначивший эту ступень в качестве первого уровня общего образования.

Параллельно не утихают страсти вокруг грядущего повышения родительской платы за детские сады… Как видим, дошкольное образование нынче по всем статьям, что называется, выходит из тени. О проблемах и перспективах дошкольного образования в республике мы говорили с заместителем Премьер-министра - министром образования и науки Татарстана Энгелем Фаттаховым. - Энгель Навапович, раньше дошкольному образованию не уделяли такого внимания.

Что сейчас изменилось? - Стало понятно, что мы многое можем упустить, если на уровне детского сада не подготовим детей к начальной школе - не подготовим психологически, не оценим их способности. Нужно перестать относиться к детскому саду просто как к месту, где родители оставляют детей на время работы.

Мы хотим коренным образом поменять уровень подготовки наших детей на этой ступени. Сегодня нужно выстраивать целостную систему подготовки специалистов - начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Такую систему мы хотим создать в республике. - Что для этого предполагается делать? - В первую очередь необходимо создать условия. К 2016 году мы должны всех детей старше трех лет обеспечить местами в дошкольных учреждениях. - А сейчас это разве не так? - В целом мы сейчас выходим на обеспечение трехлетних детей местами в детских садах к 1 сентября текущего года.

По последним данным у нас сейчас более тысячи детей старше трех лет стоят в электронной очереди, ждут места. Это те, кому три года исполнилось после 1 сентября. Особенно остро проблема стоит в Казани и в Набережных Челнах.

А к 2016 году мы будем к означенной дате обеспечивать местами всех детей, кому в течение предстоящего учебного года будет исполняться три года. Чтобы достичь этого, разработана трехлетняя программа, она осуществляется за счет софинансирования из федерального бюджета.

На 2013 год нам выделили 962 миллиона рублей из федеральных средств и миллиард триста - из республиканского бюджета. Мы должны создать более шести тысяч новых мест - пять тысяч двести в муниципальных учреждениях и еще примерно восемьсот - в частных детских садах, которые также планируется активно развивать.

На будущий год в республике должно появиться одиннадцать тысяч новых мест, из республиканского бюджета на это будет выделено более трех миллиардов рублей. И на 2015 год планируем около тринадцати тысяч новых мест, на это уйдет около трех с половиной миллиардов рублей республиканских средств.

Как видите, средства выделяются огромные. Будут строиться новые детсады, реконструироваться старые здания и создаваться новые группы в существующих садиках.

Кроме того, мы сегодня все дошкольные учреждения обеспечили новыми учебно-методическими комплектами для изучения двух государственных языков. Многое делается для достойного обеспечения наших садиков игрушками и наглядными материалами.

Более двухсот миллионов рублей в этом году руководство республики выделило, чтобы обеспечить все детсады мультимедийным оборудованием - ноутбуками, проекционной техникой, экранами. - Что предполагают новые федеральные стандарты дошкольного образования? Требуют ли они, чтобы дети на выходе из садика могли писать, читать, работать с компьютером? - Нет, задача подменить начальное школьное образование не ставится.

Детей надо прежде всего психологически готовить к школе, оценивать, в каком направлении у них проявляются способности, вместе с родителями стараться их развивать. Необходимо также, чтобы малыши на определенном уровне овладели двумя государственными языками.

Вообще, каждое дошкольное учреждение должно будет с помощью методистов Института развития образования разработать свою образовательную программу. Но хочу сказать, что никаких экзаменов и тестирований в детсадах не будет. - В них уже есть много разных развивающих кружков, за которые, как правило, надо дополнительно платить… - Хочу акцентировать внимание на том, что все игры, занятия, прогулки - все, что предусмотрено образовательным стандартом, должно обеспечиваться бесплатно!

Платные дополнительные занятия обязательными быть не могут - это только по желанию родителей! Не допускается организация платных кружков вместо основной образовательной программы.

Кроме того, есть санитарные нормы, которые не допускают перегрузки детей, так что число дополнительных занятий должно быть ограниченным. К сожалению, тема так называемых поборов сегодня актуальна не только для школ, но и для садиков, и нас это тоже беспокоит.

За одиннадцать месяцев текущего года департамент надзора и контроля министерства провел в дошкольных учреждениях триста девяносто девять проверок, по результатам которых выдано триста девяносто восемь предписаний об устранении нарушений. В восьми детсадах выявлены признаки коррупции.

В трех садиках - в Арске, Бавлах и Нижнекамске - уволены руководители. В отношении заведующей сорок вторым нижнекамским детским садом возбуждены два административных дела.

Совместно с руководителями муниципальных образований мы эту работу и дальше будем вести. - Говоря о том, что детские сады должны выйти на принципиально новый уровень работы, мы не можем не вспомнить о грядущем повышении родительской платы за их посещение. Как бы не получилось так, что новые «продвинутые» садики просто останутся без малышей, чьи родители не смогут оплатить их услуги… - Да, для родителей это больной вопрос.

Но напомню, что в республике вводится система адресной социальной защиты в зависимости от доходов семьи. Вот конкретный пример расчета для семьи, где доход меньше десяти тысяч рублей на человека и ребенок посещает детский сад пять дней, группа десять с половиной часов.

Раньше они платили 1108 рублей. Сейчас должны будут платить 2283 рубля. Но им сохраняется прежняя компенсация в двадцать процентов на первого ребенка, это 228 рублей, и дополнительно вводится еще одна компенсация, в 684 рубля.

И фактически они будут платить только на 261 рубль больше, чем прежде. А за второго ребенка - на 90 рублей больше. А за третьего - даже меньше, чем раньше платили.

На сайте нашего министерства есть электронный калькулятор, где каждый может самостоятельно все это рассчитать. И убедиться, что люди с невысокими доходами не очень почувствуют это повышение. - Будет ли повышаться зарплата воспитателям, нянечкам, другому младшему персоналу? - Конечно.

У нас сегодня средняя зарплата воспитателя двадцать тысяч рублей, это на семьдесят процентов больше, чем в прошлом году. Отмечу, что с 1 января 2013 года в связи с повышением размера тарифной ставки первого разряда до 5205 рублей, увеличения оплаты за качество работы и увеличения размера премиальных выплат повышение зарплаты младших воспитателей в среднем по республике составило сто двенадцать процентов, помощников воспитателей - сто четыре процента.

Кроме того, постановлением Кабинета Министров республики от 29 июня 2013 года с 1 июля увеличена заработная плата группам должностей учебно-вспомогательного персонала первого и второго уровня (в том числе помощникам воспитателей и младшим воспитателям) . Им установлена надбавка за специфику образовательной программы в десять процентов. В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Татарстана от 30 января и от 26 августа этого года с 1 января и 1 июля 2013 года увеличены надбавки педагогическим работникам за специфику работы в дошкольных образовательных учреждениях до 45 процентов, за наличие квалификационной категории - до 35 процентов, за сложность и напряженность работы с детьми дошкольного возраста - 42 процента.

Фонд надбавок за качество работы возрос с 15 до 26 процентов. - В связи с повышением родительской платы возник и вопрос у сотрудников дошкольных учреждений: раньше они водили своих детей в садик бесплатно, сохранится ли это правило? А то ведь побегут люди с работы… - Да, эта проблема может встать.

Но это не наша прерогатива, тут все решается на уровне муниципалитетов. Пока мы с ними данный вопрос прорабатываем. - Как вы считаете, смогут ли работающие сейчас воспитатели справиться с теми новыми задачами, которые ставятся перед детскими садами? - Квалифицированные кадры - это, конечно, один из самых важных моментов работы в новых условиях.

И мы это понимаем. Поэтому сейчас большие деньги выделяются на переподготовку, повышение квалификации воспитателей. Повторю: сейчас дошкольное образование становится приоритетом.

И родители должны почувствовать, что детские сады у нас действительно работают по-новому, обеспечивают совершенно иное качество образования и воспитания.По материалам газеты «Республика Татарстан»

Подробней на сайте mon.tatarstan.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Дошкольное образование тюмень

    Центры дошкольного развития Тюмени, списки центров с телефонами, адресами и отзывами Дополнительное детское образование / Центры дошкольного образования Полный адрес: г. Тюмень, ул. Газовиков, д....

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Программы дошкольного образования презентация

    образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №13 Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным станда...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Курсы дошкольного образования

    Курсы по реализации ФГОС дошкольного образования в образовательной программе «Детский сад 2100» Всем доброго дня! В этом году, осенью, мне предстоит пройти аттестацию. Кто проходил, тот знает, чт...

  • Цели фгос дошкольного образования

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается

    Механизм управления процессом разработки основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС Изменения в системе дошкольного образования на современном этапе осуще...

  • Проблемы дошкольного образования на современном этапе

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Модернизация системы дошкольного образования

    Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного о...

  • Дошкольное образование мастер класс

    Мастер-класс для педагогов ДО «ФГОС — инвестиции в дошкольное детство» Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани...

  • Газета дошкольное образование

    Дзержинск Детский сад №8 - Электронные ресурсы. Дошкольное образование. Журнал "Воспитатель ДОУ" это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ; ценнейший опыт лучших ДОУ; четкая структура,...