Музыкально дидактические игры для дошкольников

Музыкально-дидактические игры дошкольников

Музыкальный руководитель

Детский санаторий №47

Егорова Ольга Михайловна

Наш оркестр

Игровой материал. В расписном сундучке лежат музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, треугольники, бубны, ложки) .

Ход игры: Показываю детям сундучок, достаю музыкальные инструменты, знакомлю детей с ними. Дети играют по выбору на этих музыкальных инструментах. Затем читаю стихотворение про дирижера и оркестр.

Оркестр

Дирижера назначаем

И в оркестре поиграем

За рукой его следите,

Вместе музыку ведите,

С дирижером начинайте

Палочкой взмахнет – играйте.

Звучит русская народная мелодия «Во кузнеце» или любая другая.

Второй вариант игры «Наш оркестр»

Дети образуют круг, перед ними на столе лежат музыкальные инструменты.

Под марш дети идут по кругу друг за другом.

С окончанием музыки берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходят дирижировать.

Лесенка

Ребенок показывает всем, как звучит мелодия: передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз и поет: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Одновременно дети показывают это движением руки.

Игра «Где мои детки? »

Учу детей различать звуки разные по высоте. Дети отвечают тоненьким голоском кошки, птички и т. д. и твердо знают, что мама – кошка поет низким голосом, а котенок – высоким.

Еще дети определяют музыку и ставят на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки – медведя, зайчика - на среднюю, птичку – на верхнюю. Таким образом игровая форма задания дает возможность научить детей распознавать низкие, средние и высокие звуки.

Волшебный мешочек

Игровой материал. Мешочек с аппликацией. В нем игрушки: заяц, птичка, петушок, мишка.

Ход игры: «Дети, к нам пришли гости, а где же они спрятались? (Показываю мешочек). Вы послушаете музыку и узнаете, кто там? ».

Я исполняю знакомые детям произведения. «Серенькая кошечка» музыка В. Витлина, «Петушок», - русская народная песня, «Воробушки» М. Красева и др.

Дети узнают музыку, достают из мешочка соответствующую игрушку, показывают ее.

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Катя, металлофон. У детей в руках курица и цыплята.

Ход игры: я беру куклу Катю и говорю детям, что она живет в домике, у нее много кур и цыплят. Их нужно кормить. Катя зовет, а кого узнайте? Играет на металлофоне ре второй октавы. Дети показывают цыплят. Кукла кормит их.

Просит детей спеть «Пи – пи – пи». Затем Катя играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур и поют на этом же звуке «ко – ко – ко».

«Поезд» - музыкальный рассказ

От перрона отходит поезд. Он медленно начинает движение, затем все быстрее и быстрее, вот он мчится быстро. Гудок. Впереди виден вокзал. Поезд замедляет ход и останавливается.

Мимо речек и полей

Мчится поезд все быстрей,

Ничего, что путь далек-

Мы приедем точно в срок.

Дети очень нравится музыкальное сопровождение игры.

Музыкальный кубик – игра для развития чувства ритма.

Игровой материал. Кубики по числу играющих. Дети, кубиками должны передать ритмический рисунок.

Если тихо - он молчит,

А под музыку звучит

Нам сыграет ритм любой

Музыкальный кубик мой.

Звучит музыка в разных ритмах. Дети простукивают этот ритм кубиками.

Волшебный волчок

Игровой материал. Показываю детям круг со стрелкой, на нем изображены картинки с программными произведениями послушанию или пению. Ребенок вращает стрелку.

Ход игры: Я исполняю музыкальное произведение. Выбранный ребенок вращает волчок, а стрелка указывает на картинку и останавливается. Ребенок называет композитора.

Вариант 2. Играю мелодию на металлофоне, знакомую по программе. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к этой мелодии.

Вариант 3. Ребенок – ведущий стрелкой указывает на любую картинку, остальные дети поют песню, по содержанию этой картинки. Эта игра особенно хороша для младшего дошкольного возраста.

Узнай песню по картинке

Игровой материал. Карточки с изображением игрушек.

Ход игры: играю знакомую мелодию, а дети, по желанию подходят к столу и, узнав песенку, поднимают карточку с изображением игрушки (картинку). Игра проводится на занятиях и в свободное время.

Музыкально-дидактическая игра

«Веселый кубик»

(для детей младшей группы)

Имею набор кубиков. На одном из кубиков изображены животные: петушок, кошечка, собачка, птичка.

Задача:

Научить детей подражать звучанию голосов животных, изображенных на кубике, используя возможности своего голоса.

Ход игры:

Предлагаю детям встать в круг. Играю музыку, дети передают кубик друг другу. Говорят слова:

«Кубик детям передай

Кто пришел к нам угадай».

Я спрашиваю ребенка, у которого оказался кубик, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Я предлагаю ребенку изобразить голосом, как здоровается собачка («гав-гав-гав», кошечка («мяу-мяу-мяу») и др.

Игра продолжается несколько раз.

«Кубик угадай»

(для детей средней группы)

Уже с другим кубиком, на котором изображены предметы: самолет, машина, капельки, часы.

Задача:

Научить детей подражать голосом звучание различных предметов.

Ход игры:

Посадить детей полукругом. Передавать кубик с картинками друг другу. Я играю музыку, с ее окончанием кубик остается у одного ребенка. Я спрашиваю: «Что это? ». Ребенок, который держит кубик, голосом изображает как могут звучать часы: «Тик-так, тик-так», капельки дождя: «кап-кап» и т. д.

«Кубик-оркестр»

(игра для детей старшей группы)

Задача:

Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах, вниманию, чувству ритма.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, говорят слова, передавая кубик по кругу:

«Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу,

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть».

Ребенок, у которого остался кубик, подходит к столу и берет музыкальный инструмент, любой по желанию, кладет на свой стульчик, так все дети разбирают инструменты и играют в «оркестр», исполняя русскую народную мелодию.

Игру повторяют несколько раз, получая радость от совместного музицирования.

«Музыкальный кубик»

(игра для детей средней группы)

Задача:

Развивать музыкальные способности детей, доброжелательность, интерес от совместной игры на музыкальных инструментах.

Ход игры:

Показываю детям кубик, на гранях которого изображены музыкальные инструменты (барабан, треугольник, свирель, металлофон) .

По кругу дети передают кубик по кругу и поют:

«Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет! ».

Ребенок, в руках которого оказался кубик с окончанием музыки, называет инструмент на верхней грани, берет его и показывает детям. Далее играет на нем знакомую мелодию. Дети оценивают его игру (хлопают в ладоши) .

Игра повторяется несколько раз.

Музыкально-дидактическая игра «Птички»

(для детей 3-х, 4-х лет)

Задача:

Учить детей согласовывать движения с пением. Развивать активность детей, используя шапочки птичек, учить детей имитировать движения птичек.

Ход игры:

Обращаюсь к детям: «Кто хочет быть птичками? ». Одеваю желающим шапочки птичек. Дети поют знакомую песню про птичек:

«Летели две птички,

Ростом невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились».

Все дети сидят на стульчиках и смотрят как летят птички, как они садятся, затем опять летят.

Затем выбираю новых птичек. Игра повторяется несколько раз.

Музыкально-дидактическая игра «Конь»

Задача:

Развивать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать умение согласовывать движения с музыкой.

Ход игры:

Я строю детей друг за другом в колонну, одного ребенка назначаю командиром. Он берет лошадку на палочке. Все дети тоже будут лошадками. Куда скачет командир, туда поскачут все его лошадки.

Дети исполняют песню «Конь» (муз. М. Красева) .

После песни «лошадки» начинают движение медленно, потом все быстрее и быстрее, после лов: «тпру» - останавливаются. Музыка заканчивается.

Слова – может произнести ребенок или воспитатель:

«Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети конь скоро-скоро,

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру».

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Сначала медленно, затем быстро.

Дети останавливаются и произносят: «Тпру».

Игра «Курочка-рябушечка»

Задачи:

Развивать активность, упражнять в правильном звукопроизношении, соотносить действия с музыкой.

Ход игры:

Выбираю считалкой курочку, надеваю ей шапочку.

Задаю вопрос детям: «Как цыплятки просят пить? ».

Дети громко: «Пи-пи-пи».

Показываю детям картинку с изображением «рябушечки» и объясняю, почему ее так называют.

Затем дети исполняют русскую народную песню «Курочка-рябушечка».

Дети запевают, а «Курочка-рябушечка» отвечает.

«Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На речку. » и т. д.

В конце песни дети воспроизводят интонацию цыплят: «Пи-пи-пи».

Выбираю курочкой всех детей по очереди и даже робких, застенчивых, чтобы они перебарывали эти качества характера.

Игра «Еду-еду»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в их умении соотносить действия со словами, развивать речевую активность, воспитывать согласованность действий.

Игровое действие:

По сигналу начинать производить действия. Сначала я произношу слова стихотворения:

«Еду-еду,

К бабе, к деду.

На лошадке

В красной шапке».

Я спрашиваю, понравилось ли стихотворение. Предлагаю поехать к бабушке, дедушке.

Еще спрашиваю детей: «Как цокают копыта у лошадки? ». Дети цокают: «Цок-цок-цок».

«Как мы останавливаем лошадку? ».

«Тпр-рр» - говорят дети.

Прошу детей встать в круг друг за другом, читаю стихотворение, а дети под музыку, «натянув вожжи», скачут по кругу.

Атрибуты для игры: красная шапка, вожжи для детей, лошадка на палочке.

Фотоотчет:

www.maam.ru

Авторские музыкально-дидактические игры для дошкольников

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»

для детей младшего возраста

«Волшебные цветы»

Предлагаю вашему вниманию игру по технологии – цветочная терапия для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает музыкальный слух, передавая положением руки движение мелодии.

Назначение. Для музыкальных руководителей ДОУ. Используется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми.

Дидактическая задача:

Различать движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением бабочки на цветке.

Материал:

Карточки с изображением цветов и накладная (переносная) бабочка. Ее можно передвигать вверх – вниз над цветами.

Руководство:

В эту игру можно играть от одного до четырех человек.

Педагог играет звуки на металлофоне (фортепиано, а ребенок ведет бабочку по цветам соответственно вверх или вниз.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

для детей среднего возраста

«Собери казака»

Предлагаю вашему вниманию забавную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает певческие навыки, слух, мелкую моторику.

Назначение. Для родителей, педагогов ДОУ.

Используется на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей.

Учить на куплет песни собирать картинку казака.

Развивать ловкость, чувство соревнования.

Материал:

Разрезная картинка «казак» 2 шт.

Руководство.

Все дети поют песню «У Кубани» (можно любую кубанскую). На куплет песни 2 ребенка собирают картинку казака. Кто быстрее собрал, тот и победил.

Аналогично проводится игра «Собери снеговика».

«Собери снеговика»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГОЛОСА КОЛОКОЛЬЧИКОВ»

для детей старшего дошкольного возраста

«Голоса колокольчиков»

Предлагаю вашему вниманию интересную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает слух, внимание и зрительное восприятие.

Назначение. Для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детского сада. Используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.

Дидактическая задача:

Учить различать колокольчики по голосам.

Развивать музыкальный слух, зрительное восприятие.

Материал:

Карточки с изображением колокольчиков, таблички с надписями голосов колокольчиков.

Руководство:

Напишите на 6 маленьких табличках голоса колокольчиков. Разложите эти таблички в любом порядке по одной под каждым колокольчиком. Чем больше ребят примут участие в игре, тем веселее будет играть. Один из вас станет ведущим. Внимательно посмотрите на колокольчики, запомните их голоса и отвернитесь. Ведущий в это время переворачивает таблички с голосами надписями вниз. Теперь все снова поворачиваются, а ведущий показывает на какой-нибудь колокольчик и спрашивает: «Как он звенит? » Кто первым вспомнит голос колокольчика, тот получает 1 очко.

Игра повторяется несколько раз. Чтобы интересней было играть, можете время от времени менять таблички местами. Кто первым наберет определенное число очков (3, 4 или больше, тот и выиграл.

www.maam.ru

Опубликовано 22.02.2015 - 9:51 - Япончинцева Ирина Сергеевна Музыкально - дидактическая игра «Колечко»

Ребёнок поёт:

Кач – кач, кач – кач, Ты, колеченько не плачь. Ты со мною подружись, Да в глазочек превратись.

Ребёнок держит колечко за тесёмочку, на конце которой находится большая бусина. Затем кладёт колечко на ладошку и, взявшись за него, превращает в глазок. После этого дёргает за бусинку так, как будто звонит в дверь.

Ребёнок говорком: Динь – динь – динь!

Взрослый: Кто там?

Ребёнок говорком: Это гости пришли к вам!

Примечание: В эту игру могут играть дети, разделившись на две команды: одна подгруппа – гости, а другая – хозяева.

Музыкально - дидактическая игра «Светофор»

Педагог показывает кружки или флажки:

Красный – дети играют на металлофоне один звук. Жёлтый – дети играют на двух звуках. Зелёный – дети играют мелодию, заранее подготовленную.

Музыкальная игра «Подушечка»

Все поют:

Подушечка – раздушечка, ты поди, погуляй И друзей приглашай поиграть, а не спать.

Дети стоят в кругу и передают друг другу подушку. Как только песня заканчивается – подушка останавливается. Тот, у кого оказалась подушка в руках прячется за неё и поёт.

Ребёнок:

За подушечкой стою песню весело пою: «Ля – ля – ляй, ля – ля – ляй!»

Все говорком:

Кто поёт, угадай?

В кругу стоит ребёнок с завязанными глазами. Он и должен угадать того кто поёт. Музыкально-дидактическая игра «Вот идут матрёшки» 1. Вот идут, гуляют крошечки матрёшки, (дети стучат матрёшкой по ладошке) А на ножках, посмотри, красные сапожки. (дети крутят матрёшку) Свет зелёный на пути можно весело идти, Дружно с песнями шагать ножки поднимать!

ПРОИГРЫШ (дети стучат матрёшкой по зелёному кружочку светофора) 2. Жёлтый свет теперь горит – он матрёшкам говорит, Что пора остановиться и на месте покружиться. Ни к чему теперь спешить, лучше тихо покружить.

Ни к чему теперь спешить, лучше тихо покружить. (дети сначала ставят матрёшку на жёлтый кружок, а затем её крутят) 3. Загорелся красный свет – стой, движений больше нет! Стойте, стойте же матрёшки, отдохнут пусть ваши ножки. Вы постойте, отдохните, никуда не уходите. Вы постойте, отдохните, никуда не уходите. (дети ставят матрёшку на красный кружок и грозят ей пальчиком)

Игровое упражнение «Пирожок» .

Испеку я пирожочек – будет вкусным мой дружочек. Его на блюдце положу и тихонечко скажу: «Ты скорее остывай, про меня не забывай!»

Игровое упражнение «Ладушки»

Ладушки, ладушки, звонкие ладошки. Хлопали ладошки, хлопали немножко (2 раза) . Кулачки сложили, кулачками били: Тук – тук, тук – тук.

Туки – туки, туки, тук (2 раза) . Ладушки плясали – деток забавляли: Ля – ля – ля, ля – ля – ля (2 раза) . Ладушки устали, ладушки поспали: Баю – баю, баюшки. Баю – баю, ладушки. Ладушки проснулись – дружно потянулись.

Ладушки проснулись – детки улыбнулись!

Скачать:

Материал nsportal.ru

Музыкально-дидактические игры - Детский сад компенсирующего вида № 53 "Чайка"

- лист-подсказка - 1 шт.

«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

  1. Взрослый показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
  2. Взрослый читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Взрослый показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно - берет карточку себе.
  4. Взрослый показывает инструмент - дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Взрослый называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.

Струнно-смычковые инструменты

В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.

1. СКРИПКА - пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по-разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.

2. АЛЬТ - инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше.. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос - за виолончельный.

3. ВИОЛОНЧЕЛЬ - вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель - прежде всего певучий, мелодичный инструмент.

По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.

4. КОНТРОБАС - инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах.

В оркестре контрабасы выполняют особое поручение - поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.

Деревянные духовые инструменты.

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.

5. ФЛЕЙТА - серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах.

Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.

6. ГОБОЙ - дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.

7. КЛАРНЕТ - как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность.

Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.

8. ФАГОТ - самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос.

Главная задача его в оркестре - басить.

Медные духовые инструменты

Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.

9. ТРУБА - блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом.

Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

10. ВАЛТОРНА - закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна - самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.

11. ТРОМБОН - Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать.

А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.

12. ТУБА - большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.

Ударные инструменты

Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия - ритм.

13а. ЛИТАВРЫ - медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками.

Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.

13б. ТАРЕЛКИ - два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук.

В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и РОЯЛЬ, и ОРГАН.

14. АРФА - изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн.

Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

«НАЙДИ НОТКУ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить различать положение нот на клавиатуре.
  2. Учить читать мелодии по клавиатуре.

«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ»

ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
  2. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре.

Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА

II младшая группа

  1. «ГРОМКО - ТИХО»

Дети берут музыкальные инструменты. Ведущий показывает карточку динамического оттенка (fили р) , дети играют громко или тихо.

«НАЙДИ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ ТАК»

Ведущий показывает карточку, дети ищут инструменты, которые играют в соответствии со звуком (громко или тихо) .

«СЫГРАЙ СВОЙ ЗВУК»

Дети делятся на две группы: 1 группа - р (тихо) 2 группа -f ( громко) Ведущий показывает карточку с их динамическим оттенком, дети играют на инструментах.

Средняя группа

Ведущий предлагает расположить карточки по возрастающей (усиление звука p) или по убывающей (ослабление звука рр) .

«ЧТО ГРОМЧЕ?»

Ведущий берет одну из карточек, просит найти какая звучит громче, какая тише. Например: ведущий - тf

громче - f тише - р

Старшая группа

«НАЙДИ САМЫЙ ... »

Ведущий предлагает детям из набора карточек САМЫЙ ГРОМКИЙ (ff) , САМЫЙ ТИХИЙ (рр) , САМЫЕ ПОХОЖИЕ (тр, тf)

Подготовительная к школе группа

«СПОЙ ИЛИ СЫГРАЙ ТАК, КАКПОКАЖУ»

Ведущий показывает карточку и дети выполняют задание согласно динамическим оттенкам (pp, pp, f>p)

ПРИМЕЧАНИЕ: Каждая следующая игра дополняет копилку игр и может использоваться в следующей возрастной группе для решения отдельных задач, для индивидуальной работы с детьми.

Динамические оттенки музыки

Читать далее xn--53-jlcsocpc9acaf6jub.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai

Вариант 3.

Педагог предлагает детям поиграть в «Музыкальный магазин». Дети должны узнать, какие инструменты есть в магазине. Детские музыкальные инструменты раскладывают за ширмой.

Ведущий - Продавец - исполняет простой ритмический рисунок на каком-либо инструменте или мелодию. Дети по звучанию должны узнать инструмент. За правильный ответ ребёнок получает карточку с изображением этого инструмента.

У кого набирается больше карточек, тот становится продавцом музыкального магазина.

Вариант 4.

Педагог показывает пособие «Музыкальный домик».Рассказывает, что домик необычный, в нем живутмузыканты, играющие на разных музыкальныхинструментах. Если хорошо прислушаться, то можноопределить, звуки каких инструментов слышны изразных окон домика.

Педагог включает музыкальныеотрывки со звучанием различных инструментов, детиподнимают карточки с изображением звучащего инструмента. Педагог для проверки ответа открывает окно домика, в котором «живёт» названный музыкант-исполнитель.

В младшей и средней группах в эту игру можно играть, используя детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, металлофон, барабан, ложки, колокольчик) . Играть на них за ширмой.

«Музыкальное лото по памяти»(для старшей и подготовительной группы)

Программное содержание:Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.

Предварительная работа:Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, принадлежностью к разным видам оркестров.

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.

Методика проведения:

Педагог раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого-то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все картинки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке.

Если это их картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.

«Кто больше знает?»(для средней и старшей группы)

Программное содержание:Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название) .

Игровой материал:Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий.

Методика проведения:

Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?». Тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе.

Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

«Какой инструмент лишний?»(для подготовительной группы)

Программное содержание:Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Предварительная работа:Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, внешним видом, принадлежностью к разным видам оркестров: духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.

Игровой материал:Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.

Методика проведения:

Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек (примерно 4-5) . Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

Литература:

  1. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. Москва. «Просвещение» 1986 г.
  2. Игра «Парочки» Л. Г Новосёлова, М. В. Чистякова, Е. Ю. Дегтярева. Издательство «Витаминка» ООО «Центр ИНВАСС» 2001 г.

Рубрики

Подробней на сайте www.deti-club.ru

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты.

Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш,

развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.

Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная) .

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную) , и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная) . Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.

Читать далее nsportal.ru

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Курбанова Лилия Рафаиловна

Д/С №3 МБДОУ "Ласточка"

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста (Е.

И. Тихеева, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова) Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др. В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.

Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие- определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных) . В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.

Музыкальные игры различны по задачам и видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности, другие- на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке) . Среди различных видов игр в музыкальной деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Специфика их в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила. Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Основное назначение музыкально-дидактических игр:

-Формировать у детей музыкальные способности

-в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте

-развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух

- побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе НОД по МРД.

Музыкально-дидактические игры

«В ЛЕСУ»

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

"ВЕРТУШКА"

Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ»

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

Игровые правила: Слушать знакомые мелодии,

не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?»

Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ) .

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь) , при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

«УЗНАЙ БУБЕНЧИК»

Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.

Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом,

где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий.

Бубенчики висят,

Повторим мы их звон:

Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение

Источник www.perluna-detyam.com.ua

Другие статьи по теме:

  • Музыкально дидактические игры для дошкольников с картинками

    Авторские музыкально-дидактические игры для дошкольников МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ» для детей младшего возраста «Волшебные цветы» Предлагаю вашему вниманию игру по технологии...

  • Музыкальная игра для детей дошкольного возраста

    Музыкально-дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Кубики цветные» Программное содержание: развивать импровизацию, творческое воображение, память, внимание, чувства ритма. Ход игры: Иг...

  • Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

    Словесно-дидактические игры для детей старшего возраста ТЕМА:Страна "Выдумляндия". ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, в...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Интеллектуальные игры для дошкольников

    Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших ло...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Дидактические игры по математике для дошкольников

    Дидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольников Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом во...

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...