Музыкальное развитие дошкольников

Музыкально-творческие дети. Развитие музыкальных способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности

Музыкальный руководитель

ГБДОУ ЦРР-детский сад №68

Красносельский райн СПб «Росток»

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т. к. они определяли прогресс человечества. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Каковы же задачи развития творчества детей?

1. Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, танце

2. Способствовать общему развитию дошкольников

3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания

4. Привлекать детей к исполнительской деятельности в ДОУ и на городских концертных площадках

5 .Учить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности

Цели

(1 создать условия развития личности ребенка)

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов.

(2. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка)

В импровизациях ребенок эмоционально применяет все то, что усвоил в процессе обучения

(3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству)

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.

Но для того, что бы творчество ребенка было более продолжительным необходимо учитывать следующие моменты:

1. Деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность

2. Деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности.

3. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по решению проблем, но является важным для самого ребенка.

Развитие музыкально-творческих способностей подразумевает:

Музыкальность – это сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков музыкальной деятельности это:

1. ладовое чувство

2. музыкально-слуховые представления

3. чувство ритма

(Творческие способности)

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя. Придумывая, изображая. Ребенок берется за любые темы.

Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному

у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых. -неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке

Каковы показатели успешного музыкального творчества?

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Первый показатель муз творчества- это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества

Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

От того, какая музыка окружает ребенка, зависят становление музыкального вкуса, его кругозор, интерес к музыкальной деятельности. А потому музыкальные произведения должны отвечать определенным требованиям .

Художественность предполагает отбор муз. произведений- образцов музыкальной классики и современности.

Доступность - произведения должны быть понятны детям, форма произведения должна быть простой, музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта детей играет музыка. Ведь музыка – это и есть собственно эмоция, и сам процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. В процессе и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизации, сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового.

Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры- является естественным природе ребенка способом общения с музыкой. Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.

Общие исполнительские умения

-Эмоциональное восприятие музыкального образа

-понимание музыкального образа

-создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности

Специальные исполнительские умения

-Певческие

-танцевально-ритмические

-инструментальные

Успешность в решении этих задач зависит от согласованных действий воспитателя, который обеспечивает условия становления общих исполнительских умений

и музыкального руководителя, чья деятельность связана с формированием специальных умений: пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах

В песенном творчестве успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, умение петь чисто и выразительно. Хоровое пение объединеняет детей. Создает условия для их эмоционального музыкального общения. А. Ветлугина определяет песенное творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе.

Детское танцевальное творчество можно разделить на исполнительское и композиционное- Такое разделение использует педагог Е. Горшкова, детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально- пластических, танцевальных образов. Детское композиционное творчество в танце - это создание новых танцевальных образов, которые являются более или менее завершенными танцевальными композициями. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам, дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на музыку. Придумывая движения под музыку ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным прежде всего себе.

Этому помогают специальные упражнения, этюды, игры-превращения, инсценировки. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру образам песни, движения под музыку также естественны для детей, как и пение.

Творчество в танце у детей проявляется в :

-Умении комбинировать знакомые элементы танца

-Создавать новые движения

-Придумывать собственный танец

Овладение элементарными навыками игры на инструментах обеспечивает успешное инструментальное творчество. Дети стремятся к самостоятельному музицированию, к выполнению творческих заданий. Игра на детских инструментах- еще один вид детской исполнительской деятельности., который привлекает дошкольника. В исполнительстве процесс творчества возможен только при условии, если в деятельности ребенка интегрируются как общие так и специальные исполнительские умения. Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. С удовольствием выполняет творческие задания: придумать и доиграть конец песенки, продумывает какими наиболее яркими чертами показать музыкальные образы. В подготовительной группе можно приступать к таким заданиям, как подбор по слуху, используя методику Трубниковой. Условием детского музыкального творчества-является накопление опыта исполнительства, выразительности и мастерства. Выступления на концертных площадках закаляют волю детей, совершенствуют приобретенные ранее навыки. Выступления на концертных площадках, значительно поднимает художественный и эстетический уровень выступления детей, их артистизм. Качество исполнительских умений и навыков, оригинальность в воплощении творческого замысла. Призовые места в номинациях свидетельствуют об уровне работы по художественно-эстетическому воспитанию детей. Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

www.maam.ru

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, а так же на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью музыкально – ритмических движении и речи. Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии : недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и. т. д. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые виды арт-терапии, например, музыка и движение.

Ритмика – является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз (1865 - 1950) . Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально ритмического воспитания –в её гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умении выражать себя в движениях.

В наше время его систему поддерживают многие педагоги. Я обучалась у них – это Ольга Валерьевна Кацер - курс «Музыкальное воспитание детей в системе арт - терапии». А так же Анна Иосифовна Буренина «Ритмическая мозаика», Майя Ивановна Родина, И. Новоскольцова, И. Каплунова, Т. Суворова и другие.

Опираясь на теоретические исследования и практический опыт педагогов, я выбрала основное, особенное направление в моей работе.

Особенность заключается в том, чтобы четко выполнять взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи.

Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга. При активной речи мы можем жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, мы троекратно воздействуем на ребенка.

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О. Радынова).

Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку

Отсюда следует:

Цель: Освоение основных и специальных задач музыкального воспитания.

Коррекционно-профилактические задачи:

1. Создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия.

2. Снижения эмоционально – психического напряжения.

3. Формирование положительных эмоций и душевного равновесия. Обеспечивать возможность в двигательном и эмоциональном самовыражении.

4. Формирование и развитие лучшего понимания себя и других. -

Социально-комуникативные навыки: общение, сопереживание, доброжелательность и взаимодействие с другими детьми.

5. Совершенствование психических процессов: интерес, внимание,

воображение, память и другое.

Специальные задачи музыкального воспитания:

1. Формирование образа и схемы тела. Умение ощущать свое тело и управлять им.

2. Формирование и координация общей и тонкой моторики рук и ног.

3. Формирование пространственной организации движения

4. Развитие артикуляции и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики.

5. Развитие речедвигательной координации

6. Формирование восприятия музыки и умение согласовывать ее с движением.

7. Формирование речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции, звукообразование, речевые и певческие интонации.

8. Комплексное формирование музыкальных способностей:

- чувство ритма и темпа,

- развитие слухового внимания и памяти

- развитие музыкального, тембрального и ладового слуха

-формирования начального навыка музыцирования.

(активное взаимодействие с музыкальным материалом.)

Основные принципы:

- Взаимосвязь: музыки – движения и речи

- Игровая методика развития музыкальных способностей

- Особое отношение педагог-ребенок

Основные методы моей работы:

1. Наглядный метод (в музыкальном воспитании имеет две разновидности) :

• наглядно-слуховой- является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.

• наглядно-зрительный – имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картинки, рисунки т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Познакомить с музыкальными инструментами и т. д

2 Словесный метод - беседа, рассказ, пояснение, разъяснение,

словесное сопровождение ритмических движений.

3 Практический метод– очень важен. Показ педагогом исполнитель-

ских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой)

В процессе занятий у детей постепенно развиваются способности, необходимые для более глубокого и точного восприятия и выражения в движениях содержания музыки.

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

Первое - развитие, воспитание вербальных процессов у детей: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

Второе - направление связано с профилактикой речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т. д.

Основные направления в моей работе:

Логоритмика осуществляется различными средствами:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти) ;музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяю развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.

Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

В результате анализа, изучения методик по логоритмике, программы «Ритмическая мозаика», мною ведется работа по взаимодействию музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей для детей старшей и подготовительной группы, используются игры на развитие чувства ритма, темпа, дыхания, разработаны этюды с элементами психогимнастики, композиции сюжетных, национальных, характерных танцев.

Логика подачи материала. Новая тема прорабатывается на протяжении 3-х занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождая речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры.

На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

С упражнений в спокойной ходьбе и маршировки, как правило, начинаются все музыкальные занятия. Они позволяют настроить детей на занятие, организовать их внимание на выполнение коллективных действий. Почему же я выбираю марш? Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

При этом происходит развитие двигательной сферы: у детей развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки, умение передавать в движениях смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка) .

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от их речевого развития.

Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

На занятиях я обязательно провожу упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому, появляется умение распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинаю с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи

При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма, сначала привлекаю внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платки, бубен, палочки, шумелки и др.

На заданиях по слушанию музыки детям предлагаю как вокальную, так и инструментальную музыку. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т. д. Часто предлагаю, слушая музыку детям под нее двигаться. После прослушивания я, вместе с детьми, обсуждаю музыкальное произведение.

При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаю детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т. д.

Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, я тем самым способствую развитию у него не только мими-ческой, но и артикуляционной моторики

Речедвигательные упражнения - это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие.

Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаю коррекционные задачи.

Подвижные игры способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразным видам движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.

Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования, а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.

Парные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки, ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька, использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т. д.) .

Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

Используя импровизацию, я тем самым ухожу от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание что-либо выполнять, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается.

Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая творческие способности детей, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Результативность и перспектива

Диагностическое обследование выявило положительную динамику музыкально-ритмического развития детей: появилось умения управлять своим телом, умение выражать своё внутреннее состояние, выработались двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки.

Дети стали проявлять стойкий интерес и потребность в музыкальных занятиях. Благодаря развитию речи и движений дети стали артистичнее, раскованнее, пластичнее, у них появились такие качества, как сострадание, сочувствие, отзывчивость, и именно музыка явилась организующим и руководящим началом для достижения этого.

Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Мой лозунг в работе с детьми: «Чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех».

www.maam.ru

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость) : учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1) Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2) Лежало большое бревно на песке,

(3) И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5) А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит) .

6 - быстро качаем ладонями (дрожь) .

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот) .

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1) Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2) Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3) А вот моя книжка, могу почитать,

(4) Могу вам картиночки в ней показать.

(5) Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6) Его я бросаю над головой.

(7) А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком?

Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов.

Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство.

Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется.

Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) , металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : дан-дан-дан.

Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо) .

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками.

Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей.

Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре) , слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы) .

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же) . Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор) ; птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор) .

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев) .

5. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1. Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2. Поощрять творческие способности детей.

3. Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4. Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей.

У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1.Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3.Ветлугина Н. А.. Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Музыкальные занятия в детскомсаду. М., 1984.

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5.Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6.Гусева Е. П.. Левочкина И. А.. Печенков В. В.. Тихомирова И. В. Эмоциональныеаспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования) . М.,1994,

7.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Музыкальный руководитель: Журавлева Наталья Николаевна

ГБДОУ ЦРР-детский сад №68 Красносельский райн СПб «Росток»

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т.к. они определяли прогресс человечества.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Каковы же задачи развития творчества детей?

1. Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, танце

2. Способствовать общему развитию дошкольников

3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания

4. Привлекать детей к исполнительской деятельности в ДОУ и на городских концертных площадках

5 . Учить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности

Цели

(1 создать условия развития личности ребенка)

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов.

(2. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка)

В импровизациях ребенок эмоционально применяет все то, что усвоил в процессе обучения

(3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству)

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.

Но для того, что бы творчество ребенка было более продолжительным необходимо учитывать следующие моменты:

1. Деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность

2. Деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности.

3. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по решению проблем, но является важным для самого ребенка.

Развитие музыкально-творческих способностей подразумевает:

Музыкальность – это сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков музыкальной деятельности это:

1.ладовое чувство

3.чувство ритма

(Творческие способности)

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя. Придумывая, изображая.

Ребенок берется за любые темы.

Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному

у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых.-неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке

Каковы показатели успешного музыкального творчества?

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Первый показатель муз творчества- это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества

Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

От того, какая музыка окружает ребенка, зависят становление музыкального вкуса, его кругозор, интерес к музыкальной деятельности. А потому музыкальные произведения должны отвечать определенным требованиям .

Художественность предполагает отбор муз. произведений- образцов музыкальной классики и современности.

Доступность - произведения должны быть понятны детям, форма произведения должна быть простой, музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта детей играет музыка. Ведь музыка – это и есть собственно эмоция, и сам процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. В процессе и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизации, сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового.

Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры- является естественным природе ребенка способом общения с музыкой . Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.

Общие исполнительские умения

Материал nsportal.ru

Музыкальное развитие дошкольников – это просто! Советы по музыкальному развитию детей на каждый день.

Наверное, на земле не найдётся человека, которого хоть раз в жизни не очаровывала бы музыка. Это могла быть колыбельная из уст любящей мамы, старинная русская песня, которую напевала бабушка, когда пекла пироги или лирическая баллада нашей юности. Удивительная сила музыкального воздействия похожа на волшебство, однако на самом деле, абсолютно логична и научно доказана.

Ребёнок начинает воспринимать музыку ещё в материнской утробе и после рождения сохраняет повышенную чувствительность к её диапазону и громкости звучания. Любая мама может подтвердить, что тихое, размеренное напевание помогает грудничку успокоиться, а громкие, резкие звуки, наоборот, могут напугать и вызвать плач. Однако мало кто знает, что музыка чрезвычайно полезна для развития малыша!

Сочетание мелодии, ритма и голоса способствуют более быстрому и прочному установлению новых связей между клетками головного мозга. Именно эти связи становятся основой для интеллекта, логического мышления, долговременной памяти и склонности к языкам.

Более известен факт полезности музыки для развития слуха. Чем больше разновидностей звуков слышит ребёнок в дошкольном возрасте, тем более восприимчив будет его слух. Так, например, большинство взрослых утрачивают способность слышать звуки в крайних областях диапазона, но прослушивание разнообразной музыки в детстве помогает закрепить эту способность на всю жизнь.

Музыкальные упражнения занимают важное место в работе логопеда, поскольку они помогают быстрее освоить правильное произношение звуков, а также справиться с такими проблемами, как перестановка звуков местами и начинающееся заикание.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста также положительно влияет на духовную составляющую личности. Хорошая музыка может вызывать в душе по-настоящему сильные переживания, заставляя детей думать, сопереживать и более чутко воспринимать других людей.

«Да, это всё очень хорошо и замечательно, – можете возразить вы, - но я совершенно ничего не знаю о музыке!» На самом деле, чтобы заниматься с детьми музыкальным развитием, совершенно не обязательно иметь какие-то специальные знания или навыки. В этом вам помогут наши практические советы по музыкальному развитию детей на каждый день!

Три главных правила музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста:

1. Пусть музыка станет регулярной частью ваших занятий. Выделите на них хотя бы 15 минут в день, каждый раз используя разные задания и игры. Музыкальные занятия можно начинать прямо с рождения, однако наибольшей пользы и интенсивности они достигнут, когда ребёнку будет от 1,5 до 5 лет.

2. Сделайте музыку частью вашей повседневной рутины. Пусть у вас будет своя песенка или мелодия для утренней зарядки, гигиенических процедур, совместного приготовления ужина. И не забудьте о приятной колыбельной песне перед сном, как на диске Натальи Фаустовой!

3.Используйте как простые незатейливые мелодии и детские песенки, так и настоящие произведения музыкального искусства. Возьмите за правило каждую неделю прослушивать хотя бы одно классическое произведение. Если вы не знаете, на чём именно остановить свой выбор, то найдите диски с «избранным» таких композиторов, как Бах, Моцарт, Штраус, Лист, Дебюсси, Бетховен, Шуман.

Практические советы по музыкальному развитию детей:

1. Игра «Стишата».

Подготовьте небольшую подборку коротких детских стихов. В качестве ориентира можно использовать короткие колыбельные песни или детские стихи перед сном. Предложите ребёнку сделать из них песенки, напевая на любую мелодию, которая придёт в голову.

Для детей постарше можно усложнить задание, предложив спеть «как медведь», или «как зайчик», или «как Бременские музыканты».

Эта простая игра помогает установить правильный режим дыхания, что очень важно для хорошей дикции. Также она способствует развитию фантазии, творческого мышления и расширяет кругозор.

2. Игра «По нашей улице с оркестром».

Вам понадобится набор простых музыкальных инструментов: дудочка, барабан, маракасы, тарелки. Вы вполне можете часть их них сделать самостоятельно, например, заполнив пластиковые баночки горохом, гречневой крупой или бобами. В качестве барабана и тарелок большинство детей с радостью используют кухонную посуду.

Выберите простую песенку, которую знаете и вы, и ребёнок. Спойте её, стараясь подыгрывать себе на имеющихся инструментах. Неважно, если у вас не будет получаться сразу! В этой игре главное – это именно процесс, а не результат!

Когда оркестр освоит одну песенку, можно попробовать сымпровизировать и даже, возможно, выступить с концертом перед друзьями и близкими.

Такая игра развивает слух и чувство ритма, учит работать в команде, стимулирует творческий потенциал.

3.Игра «Звуки музыки».

Выберите любую гласную букву и пропойте её несколькими разными способами: громко-тихо, высоко-низко, глухо-звонко, в свёрнутую трубкой газету, в металлическую кастрюлю или сложенные ракушкой руки. «Так поёт лисичка, - говорите вы, - а так лев, так – ворона, а так – корова». Пусть ребёнок попробует сам придумать разные способы пропеть ту же самую букву.

После того, как гласная будет освоена, проделайте тоже самое со слогами, например, А – ЛА – РА – ША и т.д.

Эта игра развивает артикуляционный аппарат, способствует постановке правильного произношения.

4.Упражнение «Учимся слушать».

Если вы когда-то умели играть на каком-либо из музыкальных инструментов, сейчас самое время вспомнить этот навык. В качестве помощи мы предлагаем вам посмотреть нашу подборку Нот колыбельных песен для фортепиано. Если вы не умеете играть, найдите аудиозаписи простых детских песен и мелодий, которые сыграны на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте или ударных инструментах.

Попросите ребёнка закрыть глаза и воспроизведите мелодию. Затем расскажите о том, какая именно песня сейчас прозвучала и на каком инструменте. Спросите, понравилось ли ребёнку и почему да или нет.

Можно вместе попробовать придумать, на что похожи звуки того или иного инструмента.

Эту же игру можно проводить и на природе, используя «естественные звуки»: шум воды, пение птиц, голоса домашних животных, шелест деревьев на ветру.

Такое упражнение развивает слух, внимание, способствует развитию логики и пространственного мышления.

5. Упражнение «Учимся слышать».

Это упражнение похоже на предыдущее, но проводить его нужно неожиданно, в самый разгар других занятий, например, во время прогулки. Попросите ребёнка закрыть глаза и молча послушать то, что происходит вокруг.

Спросите, какие звуки он слышит. Это может быть шум автомобилей, чьи-то разговоры, музыка, звучащая издалека, голоса птиц, а может быть и что-то совсем необычное. Чем больше звуков получится распознать, тем полезнее и интереснее окажется такое упражнение.

Всячески поощряйте такие поиски, потому что подобное вслушивание стимулирует внимание и способность сконцентрироваться.

6. Игра «Вечер воспоминаний».

Вспомните и расскажите ребёнку о тех песнях и мелодиях, которые вам нравились в детстве.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста – занятие несложное и очень увлекательное как для самих детей, так и для их родителей. Оно не только способствует интеллектуальному и духовному развитию, но и помогает всей семье сблизиться, укрепляет чувство привязанности, создаёт хороший семейный микроклимат.

Слушайте музыку, играйте с музыкой, творите музыку, и пусть она станет частью вашей жизни!

Ссылка на источник dreamsong.ru

Предварительный просмотр:

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников.

Германизация общественной жизни - одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому.

От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей.

У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни) . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика) , различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная) , музыкальных жанрах (песня, танец, марш) . «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер

Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Виды музыкальной деятельности дошкольников

    Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...

  • Развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в...

  • Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие...

  • Рекомендации по развитию дошкольников для родителей

    Развитие мышления дошкольников (рекомендации родителям) Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что з...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...