Музыкальные способности детей дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, а так же на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью музыкально – ритмических движении и речи. Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии : недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и. т. д. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые виды арт-терапии, например, музыка и движение.

Ритмика – является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз (1865 - 1950) . Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально ритмического воспитания –в её гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умении выражать себя в движениях.

В наше время его систему поддерживают многие педагоги. Я обучалась у них – это Ольга Валерьевна Кацер - курс «Музыкальное воспитание детей в системе арт - терапии». А так же Анна Иосифовна Буренина «Ритмическая мозаика», Майя Ивановна Родина, И. Новоскольцова, И. Каплунова, Т. Суворова и другие.

Опираясь на теоретические исследования и практический опыт педагогов, я выбрала основное, особенное направление в моей работе.

Особенность заключается в том, чтобы четко выполнять взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи.

Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга. При активной речи мы можем жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, мы троекратно воздействуем на ребенка.

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О. Радынова).

Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку

Отсюда следует:

Цель: Освоение основных и специальных задач музыкального воспитания.

Коррекционно-профилактические задачи:

1. Создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия.

2. Снижения эмоционально – психического напряжения.

3. Формирование положительных эмоций и душевного равновесия. Обеспечивать возможность в двигательном и эмоциональном самовыражении.

4. Формирование и развитие лучшего понимания себя и других. -

Социально-комуникативные навыки: общение, сопереживание, доброжелательность и взаимодействие с другими детьми.

5. Совершенствование психических процессов: интерес, внимание,

воображение, память и другое.

Специальные задачи музыкального воспитания:

1. Формирование образа и схемы тела. Умение ощущать свое тело и управлять им.

2. Формирование и координация общей и тонкой моторики рук и ног.

3. Формирование пространственной организации движения

4. Развитие артикуляции и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики.

5. Развитие речедвигательной координации

6. Формирование восприятия музыки и умение согласовывать ее с движением.

7. Формирование речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции, звукообразование, речевые и певческие интонации.

8. Комплексное формирование музыкальных способностей:

- чувство ритма и темпа,

- развитие слухового внимания и памяти

- развитие музыкального, тембрального и ладового слуха

-формирования начального навыка музыцирования.

(активное взаимодействие с музыкальным материалом.)

Основные принципы:

- Взаимосвязь: музыки – движения и речи

- Игровая методика развития музыкальных способностей

- Особое отношение педагог-ребенок

Основные методы моей работы:

1. Наглядный метод (в музыкальном воспитании имеет две разновидности) :

• наглядно-слуховой- является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.

• наглядно-зрительный – имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картинки, рисунки т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Познакомить с музыкальными инструментами и т. д

2 Словесный метод - беседа, рассказ, пояснение, разъяснение,

словесное сопровождение ритмических движений.

3 Практический метод– очень важен. Показ педагогом исполнитель-

ских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой)

В процессе занятий у детей постепенно развиваются способности, необходимые для более глубокого и точного восприятия и выражения в движениях содержания музыки.

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

Первое - развитие, воспитание вербальных процессов у детей: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

Второе - направление связано с профилактикой речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т. д.

Основные направления в моей работе:

Логоритмика осуществляется различными средствами:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти) ;музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяю развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.

Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

В результате анализа, изучения методик по логоритмике, программы «Ритмическая мозаика», мною ведется работа по взаимодействию музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей для детей старшей и подготовительной группы, используются игры на развитие чувства ритма, темпа, дыхания, разработаны этюды с элементами психогимнастики, композиции сюжетных, национальных, характерных танцев.

Логика подачи материала. Новая тема прорабатывается на протяжении 3-х занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождая речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры.

На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

С упражнений в спокойной ходьбе и маршировки, как правило, начинаются все музыкальные занятия. Они позволяют настроить детей на занятие, организовать их внимание на выполнение коллективных действий. Почему же я выбираю марш? Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

При этом происходит развитие двигательной сферы: у детей развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки, умение передавать в движениях смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка) .

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от их речевого развития.

Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

На занятиях я обязательно провожу упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому, появляется умение распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинаю с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи

При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма, сначала привлекаю внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платки, бубен, палочки, шумелки и др.

На заданиях по слушанию музыки детям предлагаю как вокальную, так и инструментальную музыку. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т. д. Часто предлагаю, слушая музыку детям под нее двигаться. После прослушивания я, вместе с детьми, обсуждаю музыкальное произведение.

При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаю детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т. д.

Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, я тем самым способствую развитию у него не только мими-ческой, но и артикуляционной моторики

Речедвигательные упражнения - это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие.

Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаю коррекционные задачи.

Подвижные игры способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразным видам движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.

Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования, а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.

Парные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки, ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька, использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т. д.) .

Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

Используя импровизацию, я тем самым ухожу от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание что-либо выполнять, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается.

Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая творческие способности детей, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Результативность и перспектива

Диагностическое обследование выявило положительную динамику музыкально-ритмического развития детей: появилось умения управлять своим телом, умение выражать своё внутреннее состояние, выработались двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки.

Дети стали проявлять стойкий интерес и потребность в музыкальных занятиях. Благодаря развитию речи и движений дети стали артистичнее, раскованнее, пластичнее, у них появились такие качества, как сострадание, сочувствие, отзывчивость, и именно музыка явилась организующим и руководящим началом для достижения этого.

Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Мой лозунг в работе с детьми: «Чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех».

www.maam.ru

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость) : учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1) Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2) Лежало большое бревно на песке,

(3) И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5) А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит) .

6 - быстро качаем ладонями (дрожь) .

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот) .

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1) Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2) Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3) А вот моя книжка, могу почитать,

(4) Могу вам картиночки в ней показать.

(5) Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6) Его я бросаю над головой.

(7) А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке?

Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок?

Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов.

Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство.

Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется.

Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) , металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : дан-дан-дан.

Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо) .

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками.

Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей.

Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре) , слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы) .

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же) . Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор) ; птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор) .

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев) .

5. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1. Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2. Поощрять творческие способности детей.

3. Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4. Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей.

У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1.Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3.Ветлугина Н. А.. Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Музыкальные занятия в детскомсаду. М., 1984.

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5.Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6.Гусева Е. П.. Левочкина И. А.. Печенков В. В.. Тихомирова И. В. Эмоциональныеаспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования) . М.,1994,

7.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник nsportal.ru

1. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

2. Н. А. Ветлучина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

3. М. Б. Запецина «Музыкальное воспитание в детском саду»

4. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду».

5. Л. Н. Комисарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

6. Н. А. Ветлучина

А. В. Конеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»

Условия возникновения опыта

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию творческих способностей.

В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Противоречие

Анализ современной ситуации приводит к выявлению следующих противоречий:

Чтобы достичь определенных успехов на занятиях музыки в дошкольных образовательных учреждениях, соблюдая при этом возможности вышеназванные мною, существует ряд противоречий:

  1. Нехватка профессиональных кадров в дошкольных образовательных учреждениях, знающих специфику и методику преподавания и обучения детей на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий.
  2. Размытостью нравственных ориентиров в обществе и необходимость воспитать их именно в дошкольном возрасте, в том числе и на музыкальных занятиях в детском саду, первоначальные музыкальные азы именно в дошкольном возрасте.
  3. Арсенал музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста и отсутствие педагогической системы по их изучению именно в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность

Актуальностьвыбранной темы считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения.

Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Педагогическая идея

Ведущий идеей опыта являются развивающие обучение на музыкальных инструментах через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми дошкольного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.

Отсюда вытекает цель опыта:

Создание дошкольного детского музыкального оркестра.

Задачи.

Овладению игре на детских музыкальных инструментах и развитию творческих способностей дошкольника требует решения следующих задач:

  1. С помощью детских музыкальных инструментов побудить ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
  2. Научит детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.

Обновление содержания музыкальных занятий в детском саду провожу по следующим направлениям:

  1. Введение в музыкальные занятия с учетом возрастных особенностей дошкольников музыкальных игрушек.
  2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих игр и заданий.
  3. Обновление репертуара осуществляется с применением музыкальных инструментов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и увеличением количества инструментов.

Теоретическая основа

Внедрение моего опыта основывается на определенных теоретических положениях.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания инструментов. У детей улучшается качество игры на детских инструментах и музыкально-ритмические способности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогают передать чувства, внутренний духовный мир.

Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д. пересматривается плотность занятия, тщательно продумывается его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематический применяю на музыкальных занятиях различные игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям, расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую активность.

Немало времени уделяю более способным и активным ребятам, с которыми готовлю «сюрпризы» для утренников или развлечении. Они становятся организаторами различных концертов, музыкально - дидактических игр, в свободное от занятий от времени помогают детям ,осваивают игру на инструменте.

На индивидуальных занятиях продолжаю обучение игре на металлофоне, барабане , бубне начатое в процессе музыкальных занятий. Напоминаю правила пользования инструментом, обращаю внимание на правильную осанку, еще раз объясняю расположение звуков на инструменте, отрабатываю приемы звукоизвлечения, напоминаю, как нужно держать молоточек в руке, чтобы звук был чистым и звонким. При этом слежу, чтобы ребенок не зажимал сильно моточек.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.

В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.

Надо отметить, что многие дети слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются. Назгуль ударила молоточком не туда, и у нее вырвалось «ой». Свою ошибку она исправляет самостоятельно.

Большую индивидуальную работу с детьми, обучающимися игре на ложках, провожу в ансамбле ложкарей. В основном учу на музыкальных занятиях, индивидуально обучаю тех, кто играет в замедленном темпе, не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому тоже учу на индивидуальных занятиях.

На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.

Бубен издает звуки, различные по характеру, в зависимости от того, как ударяют по его перепонке пальцами, мягкой кистью ладони или одним большим пальцем. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.

Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические рисунки.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению.

Занятия помогают выявлять интересы и склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно- поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко.

Музыкально-дидактические игры и их роль

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умение слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звуков, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

Роль воспитателя

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями , играми, играй на детских музыкальных инструментах.

Оркестр в детском саду

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность , робость.

В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

Еще в начале своего трудового пути, работая с дошкольниками, я понял, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек и инструментов.

Результативность

В проведении воспитательных мероприятии, большое внимание уделяю проведение праздников, утренников, развлечений, концертов.

За время работы в детском саду «Улыбка» сделал 6 выпусков, которые получили первоначальные азы музыкальной подготовки. В настоящее время они продолжают успешно развивать свои музыкальные способности в начальных классах, музыкальной школе. Некоторые из них являются призерами конкурсов школьного и районного масштаба

  1. В 2001 году коллектив детского сада «Улыбка» был награжден почетной грамотой занявший 1 место в районном конкурсе «Творчество детей детских садов».
  2. В 2004 году благодарственное письмо от администрации МОУ «Кош-Агачская начальная школа- детский сад № 2 ».
  3. В 2005 году Почетной грамотой награжден педагогический коллектив ДОУ «Улыбка» за проявленную творческую инициативу в проведении творческого отчета, посвященного 250- летию воссоединения алтайского народа в состав России.
  4. 2005 году Почетной грамотой награжден Ажимканов Е. Б. за умелую организацию смотра художественной самодеятельности посвященного 60-летию Победы.

Перспективность

Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности я вижу разработку собственных подходов к развитию познавательной активности обучающихся через увеличение и совершенствования на музыкальных инструментах в детском оркестре.

Адресность

Свой опыт адресую: Учителям музыки в начальных классах, музыкальным руководителям детских садов и молодым специалистам.

По теме:

Источник nsportal.ru

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа дала мне возможность полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении. Работа с отстающими детьми позволяла мне найти причину задержки в музыкальном развитии.

Например, низкий диапазон голоса Андрея не позволял ему петь в более высоком регистре. И проводя с ним индивидуальную работу я транспонировала песни в удобный для него диапазон и постепенно расширяла его в течение года.

Теперь он может петь сливаясь с голосами остальных детей. У некоторых детей причиной нечистого интонирования в пении является неразвитость одной из музыкальных способностей.

Поэтому я старалась подобрать специальные упражнения «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла» , с помощью которых эта способность развивалась наиболее успешно. Чисто интонирующим детям подбирала другой репертуар (с более широким диапазоном) «Ласточка моя», «Наследники России».

Выявив склонности детей в певческой деятельности, я советовала родителям, обучать детей в школе искусств пению.

Использование песенного репертуара на праздниках и развлечениях.

Песни становятся основой проводимых в детском саду разнообразных развлечений и праздников. Они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. В своей работе я использовала различные виды развлечений, праздников, музыкальные сказки, концерты, театрализованные постановки по сказкам, которые организовывала по инициативе детей, подбирала наиболее любимые из разученных ими песни; драматизации; фольклорные праздники, где дети исполняли русские народные песни, некоторые из них в сопровождении шумовых инструментов. Приложение № 14.

Масленица

Театрализованные постановки по сказкам.

Использование различных видов театров.

Сезонные праздники, где песни исполняли не только дети, но и взрослые; праздники, посвященные знаменательным датам . Приложение № 15.

Выпуск в школу

Осенние встречи

День защитников Отечества

Дети с удовольствием показывают свои достижения родителям, детям и гостям детского сада. Частыми гостями на праздниках являются учителя, завучи, директор общеобразовательной школы №3.

Дети нашего детского сада постоянно участвуют в концертах в

г. Фокино, г. Дятьково, г. Брянске в конкурсах детского музыкального творчества, где показывают высокие результаты исполнительства. Ежегодно наши дети становятся участниками последнего звонка в общеобразовательной школе №3.

Частыми гостями нашего детского сада являются дети, обучающиеся в школе искусств, которые знакомят детей с музыкальным искусством.

Многие наши воспитанники становятся учащимися школы искусств, в частности отделения «Народное пение».

Результативность по опыту моей работы подтверждена:

  • Положительной динамикой обследования певческих, творческих навыков детей.
  • Победами воспитанников детского сада в городских, районных конкурсах детского творчества.
  • Победами бывших моих воспитанников, ныне учащихся школы искусств, отделения «Народное пение» в городских, районных, областных, конкурсах детского творчества. Приложение № 16.

Федорцова Наташа– воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных и областных конкурсов. Летом 2002 года с фольклорной группой ездила в Германию.

Морозова Рита– воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных и областных конкурсов.

Ковардакова Александра– воспитанница музыкального руководителя Самсоновой Натальи Михайловны в детском саду «Лесная сказка» и школы искусств.

Участница городского конкурса «Весенние звездочки».

Победитель VI областного конкурса юных исполнителей «Дебют на концертной сцене».

Победитель I областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

Победитель II областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

Победитель городских и районных конкурсов юных исполнителей народной песни.

Вокальный ансамбль школы искусств г. Фокино бывшие воспитанники музыкального руководителя Н. М. Самсоновой, победители городских, районных и областных конкурсов.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

Работа с воспитателями.

Свою работу я организовала в тесном контакте с воспитателями. Составила план работы. Приложение № 17.

С большой серьезностью воспитатели подходили к изучению репертуара, музыкально – дидактических игр, активно участвовали в развлечениях, праздниках, где исполняли роли, пели сольно и дуэтами. Всегда советовались, как лучше организовать развлечения в группах, на участках.

Часто использовали знакомые песни, песенные упражнения на других занятиях. В работе с воспитателями использовала различные формы работы: занятия по развитию музыкальных способностей, индивидуальную работу, совместное планирование, анкетирование, выставку литературы, консультации. Приложение № 18.

Работа с родителями.

Также свою работу организовывала и в тесном контакте с родителями. Спланировала систему работы с родителями, составила план приложение №19,определила направление и формы работы, провела анкетирование. Приложение № 20.

Обучала родителей практическим умениям; вовлекала в образовательный процесс (проводила дни открытых дверей) ; проводила деловые игры; выступала на родительских собраниях; устраивала совместные праздники «День матери», «Поле чудес», КВН; готовила материалы для родительского уголка, проводила консультации. Приложение №21.

В группах для родителей обновляла папки – передвижки с кармашками для текстов песен, которые они пели с детьми дома.

Оформила стенд для воспитателей и родителей, в котором регулярно меняла материал. Вопросы музыкального воспитания, в частности, обучение детей пению вызывают у родителей некоторые вопросы.

Как преодолеть застенчивость, как развивать музыкальные способности детей в пении дома, как правильно научить детей петь. Чтобы ответить на все интересующие вопросы проводила консультации, в основном индивидуально.

Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Отвечая на вопросы родителей стремилась дать им квалифицированный совет, чему – то научить. Тематика консультаций была разнообразна.

Она определялась задачами музыкального воспитания и потребностями родителей. Однако, планируя консультации, учитывала уровень подготовленности родителей в вопросах музыкального воспитания.

Для более качественного развития музыкальных способностей детей в пении составила и использовала программу развития музыкальных способностей в пении и оформила её в таблицу с выделением целей каждого занятия по принципу от простого к сложному. В неё включила 10 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих навыков в пении, сочинении.

Занятия проводила в форме игр, упражнений, то есть в доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия заимствованы у М. А. Михайловой. Работу осуществляла во всех видах музыкальных занятий на материале русского фольклора. Ведь именно фольклор расширяет запас музыкальных представлений (интонационных, ритмических и т. п.) .

Программа включала в себя два этапа.

1 этап – развивающий (занятия с 1 по 6) был направлен на накопление

навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: музыкальных игр, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап – репродуктивно – творческий (занятия с 7 по 10) . Погружала детей в творческую деятельность. Дети импровизировали и сочиняли на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Приложение №22.

Чтобы проверить эффективность моей системы работы провела в конце учебного года диагностику. Приложение № 23.

Сравнительная диагностика

уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессеобучения пению

Сравнивая уровень развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в начале и конце года видим, что количество детей с высоким уровнем тембрового слуха увеличилось до 6 человек, что составляет (50%) , со средним уровнем 6 человек (50%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%.

В категории мелодический слух повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%) , количество детей со средним уровнем составило 2 человека (16,7%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8, 3%) . В категории звуковысотный слух повысилось количество детей с высоким уровнем 7 человек (58,3%) , количество детей со средним уровнем составило 5 человек (41,7%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%. В категории чувство ритма повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%) и 5 человек (41,7%) , количество детей со средним уровнем составило 6 человек (50%) и 3 человека (25%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8,3%) и до 0%. В категории музыкальная память повысилось количество детей с высоким уровнем 8 человек (66,7%) , количество детей со средним уровнем составило 4 человека (33,3%) , а количество детей с низким уровнем 0%. В категории творческие навыки также наблюдались значительные изменения: количество детей с высоким уровнем 6 человек (60,%) , со средним 4 человека (33,3%) , с низким 2 человека (6,7%) .

Диагностика в конце года показала, что повысился уровень детей во всех категориях, а количество детей с низким уровнем снизился в среднем до 1 человека.

Сравнительная диагностика показала, что к концу года , во всех категориях повысился высокий уровень развития музыкальных способностей в пении.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, пришла квыводу:

1. Музыкальный слух:

Мелодический слух.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

Тембровый слух

Дети без особого труда различают разные тембры. Дают им образную характеристику.

Звуковысотный слух.

У детей расширился диапазон голоса, они умеют пользоваться им. Интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квинты на различные слоги.

  1. 2.Чувство ритма.

Дети умеют работать с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.

  1. 3.Музыкальная память.

Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

  1. 4.Творческие навыки.

В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

Заключение

1. Изучив определенную теорию, выделены критерии музыкальных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста пению (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, творческие навыки) . Определены уровни развития музыкальных способностей в пении.

2. Составлена программа развития музыкальных способностей в пении для детей старшего дошкольного возраста, которая включила в себя два этапа.

1 этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

2 этап: репродуктивно – творческий носит более сложный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности, так как дети сочиняют, импровизируют на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

    «Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста» Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста. В наше время вокальное воспитание детей дошкольного возраста осуществл...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

    Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста «Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Эпиграфом своей работы я взяла слова Натальи Кончаловсо...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Творческие способности детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че...