Нормативно правовая система дошкольного образования

Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях.

Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям Родителей

Ст. 54 гарантирует ребенку жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или их законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 оговаривает права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка) …

Семейный кодекс оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому, психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об основных гарантиях, прав ребенка в РФ»

Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ…

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства: дети-инвалиды; дети – жертвы межнациональных конфликтов; дети с отклонением в поведении; дети с ограниченными возможностями.

Ст. 7 Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

П. 2 Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов.

Ст.9, п.1 Установление абсолютного запрета на ущемление прав ребенка в семье, образовательных и других учреждениях.

Ст. 10 Обеспечение прав детей на охрану здоровья … осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривают профилактику заболеваний медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу…

Ст. 15 Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

П.1. … государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации…

О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Право ребенка на имя, отчество и фамилию

  1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию
  2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
  3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.

При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Семейный кодекс

  1. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия) .
  2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка на охрану физического здоровья

Ребенок имеет право на охрану здоровья. Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.

Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

Защита ребенка от:

- рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

- пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

- распространение печатной аудио – и видео продукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение.

Право ребенка на воспитание в образовательных учреждениях.

  1. Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.
  2. Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам человека;

- представления о нравственности;

- трудолюбия, готовности к выбору профессии, стремления к профессионализму;

- экологической культуры;

- эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, выражать себя в различных видах творческой деятельности;

- коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;

- физической культуры и навыков здорового образа жизни.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Государственные и правоохранительные, образовательные органы обязаны принимать необходимые меры для защиты ребенка от всех форм физического

или психического насилия от грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей или любых других лиц.

Согласно действующему уголовному законодательству, предусмотрена ответственность за совершение в отношении несовершеннолетних детей преступлений, а именно:

- за все формы сексуальной эксплуатации;

- за склонение или принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

- использование в целях эксплуатации детей в проституции или в другой сексуальной незаконной практике;

- использование детей в целях эксплуатации в порнографии и порнографических материалах.

ЗАКОН Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

П.1. Граждан Российской федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям) , возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

П.3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

П.6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 9. Образовательные программы.

П.2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Статья 12. Образовательные учреждения.

П.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализирующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

П.2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 18. Дошкольное образование.

П.1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

П.4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАНИНА НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) .

П.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

П.2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

П.3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Образование в Курской области осуществляется в соответствии с конституцией российской Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими нормативными актами области.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Статья 10. Требования к содержанию образования.

П.2. Примерные образовательные программы разрабатываются государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральные и областные компоненты.

Статья 11. Организация образовательного процесса.

П.1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утвержденными образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, типовым положением об образовательном учреждении и другими нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, государственных органов управления образованием области, собственным Уставом.

П.5. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Статья 13. Дошкольное образование.

П.1. Сеть дошкольных образовательных учреждений области создана в помощь семье и в целях охраны и укрепления здоровья детей, их интеллектуального, личностного и физического развития.

П.5. Отношения между родителями и дошкольным образовательным учреждением регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

П.6. Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

Статья 16. Специальное(коррекционное) образование для детей с отклонениями в развитии.

П.2. Специальное образование обеспечивает лицам с отклонениями в развитии получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

П.4. Граждане имеют право на освидетельствование в целях получения специального образования и государственного именного образовательного обязательства.

Лица с отклонениями в развитии имеют право на:

- бесплатное обследование психолого-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

- бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование, начиная с возраста шести-восьми лет, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой.

П.5. Родители (законные представители) ребенка с отклонениями в развитии имеют право:

- присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном законом;

- получать в психолого-медико-педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

Статья 17. Логопедическая служба и психолого-медико-педагогические комиссии.

П.1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 36. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.

П.1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и области, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа, вида и Уставом образовательного учреждения.

П.4. Образовательное учреждение несет ответственность в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Статья 46. Гарантии социальной защиты обучающихся студентов, учащихся и воспитанников.

П.9. Детям сотрудников милиции по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных учреждениях независимо от форм собственности. Порядок письма в указанные учреждения определяется учредителем учреждения и закрепляются в его уставе.

Подробней на сайте detsad4kursk.ru

Кратко:

Ключевые вопросы введения ФГОС ДО и разработки ООП ДО, практика управления внедрением стандарта, методические аспекты работы по новым правилам раскрываются на семинаре ведущими экспертами Санкт-Петербурга и лучшими специалистами города по дошкольному образованию. Для руководителей ДОУ, их заместителей, сотрудников органов управления образованием.

Подробно:

1.Изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) .

oАнализ стратегических перспектив развития дошкольного образования в РФ.

oСтандартизация системы дошкольного образования: причины и суть изменений. Задачи, проблемы и риски реализации ФГОС ДО.

oПреобразование локальных документов и актов дошкольной образовательной организации (ДОО) с учетом требований ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

oНезависимая оценка качества дошкольного образования. Нормативно-правовая регламентация оценки качества. Механизмы общественной и общественно-профессиональной оценки.

Профессиональный стандарт педагога как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования.

oВнутренняя система оценки качества дошкольного образования: цели, задачи, принципы, методы, формы.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) как инструмент реализации ФГОС ДО.

oТребования к структуре и содержанию ООП ДО.

oРазработка целевого раздела ООП ДО. Целевые ориентиры как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка (ранний возраст, этап завершения дошкольного образования) .

oРазработка содержательного раздела ООП ДО. Обзор современных вариативных образовательных программ дошкольного образования. Выбор модели образовательного процесса.

Проектирование содержания образовательных областей с учетом примерной ООП ДО и вариативных образовательных программ.

oПоддержка детской инициативы. Формы, способы, методы и средства реализации содержания ООП ДО. Становление детских видов деятельности как показатель субъектности ребёнка.

Взаимодействие с семьёй.

oРазработка организационного раздела ООП ДО. Механизмы выполнения требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде.

oДополнительный раздел ООПДО в виде презентации. Требования к подготовке презентационных материалов.

oЦели, принципы и формы планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Требования к планированию (целевые, содержательные, технологические) . Новые подходы к планированию в примерной основной ОПДО в соответствии с ФГОС.

3.Педагогическая диагностика (мониторинг) как оценка качества реализации ОП ДОО.

oРазработка критериев и индикаторов качества реализации образовательной программы ДОО.

oИндивидуализация мониторинга и проектирование карт развития ребенка как инструмента индивидуализации образовательного процесса.

4.Организация методической работы ДОО с учетом основных требований ФГОС.

oОпределение адекватных современной ситуации в системе дошкольного образования целей, задач, направлений и форм методической работы в ДОО.

oПрофессиональная компетентность воспитателя в контексте идей актуальных нормативных документов.

oУправление процессом разработки ООПДО.

oВзаимосвязь задач внутреннего обучения педагогических работников реализации ФГОС с выполнением задач повышения квалификации и выполнения требований профессионального стандарта «Педагог». Особенности формирования эффективного контакта с педагогом.

5.Выездное занятие в дошкольной образовательной организации Санкт-Петербурга: обмен опытом введения ФГОС ДО в деятельность организации, проектирование образовательной программы, документационного обеспечения деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

6.Круглый стол участников с возможностью презентации собственного профессионального опыта проектирования ООП ДО в соответствии ФГОС ДО.

Участники круглого стола, представившие свой опыт, получат:• Свидетельство участника о представлении собственного педагогического опыта (по заявленной теме) на межрегиональном семинаре;• Благодарственное письмо (письмо поддержки) за обобщение и распространение опыта на семинаре.Свидетельство и письмо выдаются от имени ЧОУ ДПО «ЦНТИ «Прогресс» и содержат регистрационный номер, подпись руководителя и печать организации. Заявка на участие в работе круглого стола оформляется в первый день семинара.

Получить программу семинара на e-mailВведите свои данные: Распечатать

Верховкина М. Е.к.с.н., доцент Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и другие специалисты.

Всем слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа (лицензия № 0327 от 25.01.2013) . Занятия проходят по очно-заочной форме. Срок обучения: заочная форма - с 23 ноября по 29 ноября 2015 года, очная форма с 30 ноября по 4 декабря 2015 года. Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

копию паспорта;

копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте) ;

копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась) .

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр-т, д. 36/40

Отправить заявку на участие:

Читать далее ppt.ru

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования

АКТУАЛЬНО!!!

Создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Планируется, что уже в марте первый проект стандарта дошкольного образования будет вынесен на широкое общественное обсуждение, в котором смогут принять участие как представители образовательного сообщества, так и все заинтересованные граждане.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

АКТУАЛЬНО:

Материал edu.shd.ru

Правовой аспект развития системы дошкольного образования - Страница 40

Правовой аспект развития системы дошкольного образования.

В настоящее время функционирование дошкольного образования в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования) .

Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования. В общем массиве нормативной правовой базы по дошкольному образованию имеется более 15 законов, 4 указа Президента РФ, около 10 постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также ряд нормативных правовых актов Минобразования РФ.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях.

Положения Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и др. Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон РФ "Об образовании".

Кроме Закона РФ "Об образовании", другие законодательные акты Российской Федерации содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области дошкольного образования и в большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их поддержку и развитие.

Последние полтора десятилетия привнесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. Все эти изменения закреплены законодательно.

На социальном уровне произошла трансформация статуса некогда единого "общественного дошкольного воспитания" в весьма неоднородный институт — "дошкольное образование".

Постановлением Правительства РФ утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Этим нормативным правовым актом регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования.

На организационном уровне произошла смена унифицированного "детского сада" разными видами и типами дошкольных учреждений (законодательство выделяет 3 категории и 6 видов ДОУ) , т.е. кроме детских садов различных видов существуют еще учебно-воспитательные комплексы "Школа — детский сад", "Центров развития", открытия дошкольных групп на базе школ и др.

Вопросы финансирования, оплаты и регламентации труда, аттестации педагогических и руководящих работников, лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и другие вопросы также отражены в ведомственных актах.

Минобразованием РФ утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Роспотребнадзор утвердил форму личной медицинской книжки для работников, деятельность которых связана с воспитанием и обучением. Госкомстатом России утверждена Инструкция по учету платных услуг населению.

Дошкольное образование обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его развитием. В нормативных правовых актах отражены некоторые такие особенности.

Согласно Закону РФ "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Дошкольные образовательные учреждения, в отличие от прочих типов образовательных учреждений не выдают обучающимся по окончании документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Применительно к дошкольному образовательному учреждению особой ролью обладает свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

На программно-методическом уровне произошла смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план ДОУ новых занятий ("Экология", "Иностранный язык" и др.) , разработка "сквозных", интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса. ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам.

На финансово-экономическом уровне наблюдается фактическое свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, делегирование ответственности региональным и местным бюджетам, появление многоканального финансирования, увеличение числа платных образовательных услуг.

Законом РФ "Об образовании" урегулированы вопросы, касающиеся родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может в настоящее время превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей) , имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10%. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Важную роль в системе развития дошкольного образования играют вопросы распределения компетенции между различными уровнями власти.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также дополнительного образования детям относится к полномочиям органов местного самоуправления. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования — за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который, наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания. В этом отношении следует упомянуть о Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Таким образом, в настоящее время правовая база дошкольного образования представляет собой достаточно сложный комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.

Материал otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...

  • Правовое обеспечение дошкольного образования

    Нормативно-правовое обеспечение деятельности МДОУ в рамках ФГОС (Выступление на курсах повышения квалификации на тьюторской площадке МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида») Тьютор:...

  • Нормативно правовая база дошкольного образования

    Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям Родителей Ст. 54 гарантирует ребенку жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, п...

  • Нормативно методические документы дошкольного образования

    Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образов...

  • Современная система дошкольного образования в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Дошкольное образование как педагогическая система

    Эссе на тему: «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема». В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Ст...

  • Модернизация системы дошкольного образования

    Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного о...

  • Нормативно правовые документы по фгос дошкольного образования

    Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих введение и реализацию ФГОС дошкольного образов...

  • Система дошкольного образования российской федерации

    Дошкольное образование - ГБОУ ДПО ЧИППКРО Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» В Российской Федерации Национальный план действий в интересах...

  • Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования

    в соответствии с новыми нормативно-правовыми документамипо введению ФГОС дошкольного образования» ФГОС ДО: КОРОТКО О ГЛАВНОМ ФГОС ДО (федеральные государственные стандарты) - нормативные правовые...

  • Система дошкольного образования

    Система дошкольного образования в России В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей. Ясли-сад Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже...

  • Нормативно правовое обеспечение системы дошкольного образования

    Реферат: Нормативно-правовое обеспечение образования - Xreferat.com - Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ 3. Документ, являющийся основой для определения нормативных к...

  • Система дошкольного образования в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...