Новые формы дошкольного образования

«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»

«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»

I. Актуальность развития вариативных форм дошкольного образования.

Услуга дошкольного образования, независимо от вариативности форм ее предоставления, должна:

- соответствовать Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», другим нормативным документам, действующим в сфере дошкольного образования;

- обеспечивать охрану и сохранение здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;

- способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе;

- создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей;

- быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка;

- быть преемственной с основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Направление работы в вариативных формах дошкольного образования зависит от возраста и социальных характеристик детей.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. » (распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 г. № 1662 р) в качестве одних из первоочередных проблем отечественной системы образования определены следующие:

- внедрение инновационных технологий в образовании, применение проектных методов;

- конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;

- решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы;

- обновление организационно-экономических механизмов системы образования;

—повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования;

—предшкольная подготовка детей, поступающих в первый класс;

—полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставится задача по принятию мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ст. 23) ;

организация, осуществляющая образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2) .

Условно услугу дошкольного образования можно разделить на две составляющие:

1. реализация основной образовательной программы дошкольного образования,

2. присмотр и уход за детьми.

При этом услуга дошкольного образования может дифференцироваться:

- по возрастным группам – с 2 мес. до 1, 5 лет, с 1, 5 до 3 лет, с 3 до 7 лет;

- по длительности предоставления услуги - 12 час – полный день, 8-10, 5 час. – сокращенный день, 13-14 час. – продленный день, 3-5 час. - кратковременное пребывание, 24 час. – круглосуточное пребывание, группы организованные в выходные и праздничные дни;

- по направленности: общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная.

В настоящее время в системе дошкольного образования Нижегородской области реализуются следующие вариативные формы организации дошкольного образования:

— муниципальные ДОО;

— семейный детский сад;

— частное образовательное учреждение;

— гувернерские службы в семье;

— группы кратковременного пребывания детей;

— группы конфессиональной направленности (духовно-нравственное воспитание детей на традициях отечественной культуры и др.) .

Возможными организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть:

— детский сад для детей раннего возраста;

— группы общего развития, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

— группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок - родитель», «центр игровой поддержки ребенка», «адаптационная группа», организованные на базе детских садов, учреждений дополнительного образования;

— группы надомного образования («гувернерские группы», «детский сад на дому») .

На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста. Возможными организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть:

— детский сад для детей предшкольного возраста;

— группы общего развития, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

— группы кратковременного пребывания в детском саду;

— группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

— дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;

Видовое разнообразие вариативных форм дошкольного образования

«Адаптационная группа».

«Будущие первоклассники».

«Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня».

«Группы для детей с отклонениями в развитии».

«Группы кратковременного пребывания».

«Группы кратковременного пребывания для детей, у которыъ русский язык не является родным».

Группы «Особый ребенок».

«Группы развития».

«Консультативный пункт» (КП) .

«Лекотека».

«Семейный детский сад».

«Служба ранней помощи» (СРП) .

«Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР) .

Группы «Учусь плавать».

ДОО с мультикультурным компонентом.

Малокомплектный детский сад.

Существуют также и другие вариативные формы дошкольного образования.

II. Принципы построения вариативных форм дошкольного образования

1. Доступность дошкольного образования

Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей.

2. Вариативность дошкольного образования и единство требований

Необходимыми требованиями к системе дошкольного образования в настоящее время становятся вариативность (способность соответствовать различным образовательным потребностям) и единство (системность как способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников).

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами:

— многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;

— развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.

В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами.

3. Ориентация системы дошкольного образования на гражданский заказ

Гражданский заказ в сфере дошкольного образования формируется как интеграция различных позиций заинтересованных взрослых: родителей, медиков, педагогов, логопедов, психологов.

Построение гражданского заказа относительно образования предполагает поэтапное решение нескольких задач.

* Первая задача – информирование граждан о возможностях образования, о целях модернизации системы образования, о нововведениях. Дошкольное образование обладает большей мобильностью и большими возможностями в реагировании на запросы граждан относительно общего образования. Но для того, чтобы со стороны граждан эти запросы начали поступать (в перспективе такие запросы и оформление ожиданий – это гражданский заказ на дошкольное образование, первоначально необходимо открыть возможности для граждан высказывать свои ожидания и запросы (то есть предоставить «место», пространство для открытого обсуждения своих ожиданий от образования в переговорах с представителями образования, открыть спектр возможностей самой системы дошкольного образования, спектр услуг по обеспечению дошкольного образования (то есть предъявить те возможности дошкольного образования, вернее, образовательных программ, предъявить, ясно показать результаты). Обратная связь начинает выстраиваться с инициацией со стороны системы образования.

* Вторая задача, которую необходимо решать, – задача исследования ожиданий граждан от системы дошкольного образования, изучение удовлетворенности качеством оказываемых услуг в области дошкольного образования. На основании проведенных информационных кампаний, исследований ожиданий граждан появляется возможность для выстраивания диалога между представителями системы образования и институтами гражданского сообщества.

* Построение диалога (в формате переговорных площадок, например) – третья, самая сложная, задача в области оформления гражданского заказа в отношении дошкольного образования.

4. Ориентация системы дошкольного образования на оценку качества образования

На уровне муниципалитетов разрабатываются критерии оценки качества. Основным ориентиром при этом выступают способности детей (познавательные, коммуникативные и творческие). Для оценки качества дошкольного образования используются разные способы. Наиболее предпочтительные - опосредованные показателями качества дошкольного образования (не требуют непосредственного контроля и диагностик способностей дошкольников). В качестве таких показателей выступают образовательные условия, показатели динамики развития способностей и здоровья детей, опосредованные показатели развития способностей (например, успешность адаптации детей к школе). Индикаторами показателя высокого качества образовательных условий являются материальная и кадровая обеспеченность образовательного учреждения (в том числе уровень квалификации педагогов, в частности, их включенность в инновационную деятельность, а также образовательная программа, реализуемая в конкретном образовательном учреждении (лицензирование образовательных программ или наличие статуса инновационных) .

www.maam.ru

Вариативные формы дошкольного образования

Дошкольное образование включает помимо групп полного дня еще и другие формы пребывания ребенка в детском саду. В ряде дошкольных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания (ГКП) , которые порой оказываются более «полезными» и «щадящими» для детей.

Вне зависимости от направленности группы, между родителем и дошкольным учреждением заключается договор, в котором прописываются все обязанности сторон. Кроме этого, ежемесячно родители вносят плату. Единственное исключение - это группа «Особый ребенок».

Дошкольное образование в ГКП больше подходит детям из семей, где есть возможность сидеть с ребенком дома - малыши в группах занимаются от 2 до 5 раз в неделю. Занятия в детском саду длятся несколько часов, в зависимости от потребностей ребенка. Поспать малышам в группе не придется, так как занятия организуются либо в первой половине дня, либо вечером.

Записаться в эти группы можно так же, как и в группы полного дня - через комиссии или интернет.

Адаптационная группа

Адаптационная группа предназначается для детей от 2 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся вместе с мамами и направлены на то, чтобы малыши заранее привыкли к обстановке детского сада и к общению в коллективе.

Кроме этого, такие занятия полезны для мам - на дошкольных «уроках» они знакомятся с развивающими методиками, придерживаться которых можно в домашнем обучении. Такая группа, как показывает практика, очень востребована родителями.

Занятия построены на частой смене деятельности. Каждый блок занятий объединен одним сказочным сюжетом с использованием сказочных персонажей и игрушек.

Первая часть занятия заключается в приветствии - все садятся в круг и поют детскую песню. Сказочный персонаж здоровается по очереди с каждым малышом.

Далее педагог рассказывает сказку и приглашает малышей к творческой деятельности: лепка, рисование, аппликация. Проводятся подвижные и музыкально-ритмические игры. Обязательно часть времени отводится на свободную игровую деятельность.

В конце занятия дети прощаются со сказочным персонажем и говорят «До новых встреч».

Группа развития

Группа развития - это следующая ступень в дошкольном образовании малыша. Группа предназначается для детишек от 3 до 7 лет. Занятия проводятся без мам и являются продолжением занятий в адаптационной группе.

Основная цель - социализация малышей в коллективе.

Группа БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

В группе занимаются дети старшего дошкольного возраста. Основная цель - подготовка детей к школьному обучению.

Занятия в этой группе обязательно включают в себя физкультуру, математику, уроки грамоты, основы экологической грамоты, музыкальные упражнения, развитие речи и моторику. В обязательную программу входит и игровая деятельность со взрослым, ведь детство никто не отменял.

Группа ИГРАЯ, ОБУЧАЮСЬ

Группа организуется для детей от 1,5 до 7 лет. Основная цель - адаптация детей к дошкольному учреждению.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультминутки, оздоровительный бег, двигательная активность на прогулке. Дважды в в год организуются спортивные праздники.

Группа ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ

В группу входят дети от 4 до 7 лет. Основная цель - физическое развитие и приобщение детей к спорту. В группе проводятся не только спортивные мероприятия, но и другие занятия.

Например, в лыжной секции малыши, помимо освоения этого вида спорта, посещают творческие уроки.

Для наглядности приведем планирование деятельности в лыжной секции:

  • игровая - различные игры-эстафеты;
  • коммуникативная - прочтение сказок на тему, разучивание стихов;
  • трудовая - уборка участка с контролем дыхания;
  • познавательно-исследовательская - изучение видов шага;
  • музыкально-художественная - рисование на тему «Здоровый образ жизни», рассказ «Если бы я стал лыжником»;
  • выставка детско-родительского творчества;
  • развитие общей моторики, координации движений, гимнастика;
  • самомассаж и массаж.

Такие секции частно можно встретить в дошкольных учреждениях с приоритетным осуществлением физического развития.

Группа УЧУСЬ ПЛАВАТЬ

Группу «Учусь плавать» можно посещать с двухлетнего возраста. Это идеальный вариант для тех, кто хочет легко приучить ребенка к воде.

Обучение детей плаванию в группах осуществляется в комплексе с многообразными формами:

  • физкультурно-оздоровительными (физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры, занятия ЛФК, занятия ритмопластикой и прочее) ;
  • воспитательно-образовательными (музыкальные занятия, изобразительная деятельность, познавательные занятия и др.) .

Как правило, первый час отводится на занятия в бассейне, второй час посвящен музыкальным и ИЗО- занятиям.

Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в закаливании организма и укреплении здоровья.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Ссылка на источник www.deti-club.ru

Новые формы дошкольного образования

В настоящее время становится актуальным и востребованным создание вариативных форм дошкольного образования. Например, семейный детский сад, группы кратковременного пребывания, адаптационные группы и т.д.

Семейный детский садможет являться как подразделением (филиалом) образовательного учреждения любой организационно-правовой формы, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и частным.

Семейный детский садорганизуется в жилых домах или квартирах по меступроживания семьи, и должен соответствовать«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (с изменениями от 20.12.2010 № 164) .

Семейный детский сад как подразделение дошкольного образовательного учреждения открывается по распоряжению учредителя и руководителя учреждения.

Основаниями для открытия семейного детского сада являются:

- письменное заявление потенциального воспитателя семейного детского сада;

- акт обследования специалистами органа управления образования, службы Роспотребнадзора социально-бытовых условий жизни и психологического климата в семье потенциального воспитателя семейного детского сада;

- заявления не менее 3 родителей и заключение с ними договора о помещении ребенка в семейный детский сад;

- заключение трудового договора администрации учреждения с кандидатом в работники семейного детского сада о принятии его на работу с испытательным сроком на 3 месяца.

Работник семейного детского сада зачисляется в штат учреждения с установленной оплатой труда по договору с учреждением. С момента принятия на работу воспитателю семейного детского сада засчитывается педагогический стаж.

Финансирование семейного детского сада производится в соответствии с порядком, установленным учредителем.

Ребёнок в семейном детском саду является воспитанником учреждения и принимается в соответствии с порядком, установленным уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.

Питание детей в семейном детском саду организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведённом для этого месте. Допускается организация питания нескольких видов: с доставкой в специальной таре из учреждения или с приготовлением пищи по утвержденному меню, при наличии необходимых условий, из сырьевого набора продуктов, предоставленных учреждением. При отсутствии возможностей обеспечить детей горячим питанием работа семейного детского сада строится в режиме кратковременного пребывания детей.

Режим работы семейного детского сада и длительность пребывания в нёмдетей определяются уставом дошкольного образовательного учреждения,договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

Группа кратковременного пребыванияпри образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в течении определённого времени.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) .

Группы могут от-крываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает гибкое содержание и педа-гогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированноё развитие ребенка.

Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видовдеятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательныхуслуг за рамками основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительностипребывания детей) .

Группа вечернего пребыванияпри образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, направленная на оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, а также присмотра и ухода за детьми.

Группа выходного днядля детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели - форма организации детей дошкольного возраста в выходные дни года, направленная на присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели. Подобная форма предоставления услуг дошкольного образования может быть организована на базе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Задачами групп выходного дня могут являться:

  • помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;
  • усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;
  • социально-нравственное воспитание детей.

Подробней на сайте edu.tatar.ru

Определен порядок обучения дошкольников

Рубрика: Страничка директора

До вступления в силу закона об образовании в РФ деятельность ДОУ регламентировалась Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Теперь оно утратило силу, и деятельность дошкольных образовательных организаций определяется«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (далее - Порядок) , утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный N 30038) .

Задача руководителя образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, ознакомить с этим документом всех участников образовательных отношений, организовать образовательную деятельность в соответствии с ним, по согласованию с учредителем внести необходимые изменения и дополнения в локальные акты образовательной организации.

На кого распространяется документ

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы дошкольного образования (ДОУ, общеобразовательные организации и др.) , включая индивидуальных предпринимателей.

Где может быть получено дошкольное образование

Порядком установлено, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.

Формы дошкольного образования и обучения

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Может использоваться также сетевая форма реализации образовательной программы на основании договора между организациями.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСС ДОО) , если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно введенному порядку освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Возраст и сроки обучения

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДОО.

Содержание дошкольного образования

Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДОО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Языки обучения

Порядком установлено, что образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик в соответствии с их законодательством, но не в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В них осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Могут быть организованы без реализации образовательной программы:

  • группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходудля воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы) .

Режим работы

Режим работы - по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.

Группы могут функционировать в режиме:

  • полного дня (12-часового пребывания) ;
  • сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания) ;
  • продленного дня (13-14-часового пребывания) ;
  • кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания;
  • группы выходного дня - по запросам родителей (законных представителей) в выходные и праздничные дни.

Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Настоящим Порядком определена также организация дошкольного образованияи для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Установлено, что дошкольное образование их может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия, включающие:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего детям необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания образовательных организаций;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При этом воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия;
  • иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников в этом случае определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

О семейном образовании

Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примечание. Полный текст приказа на сайте «Гарант».

Курсив, жирный и цветной шрифт наш.

Поделиться

Подробней на сайте eduinspector.ru

Инновационные формы дошкольного образования - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Инновационные формы дошкольного образования

В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства, обновляется нормативно-правовая база, определяются приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Перед дошкольными учреждениями ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Указанные процессы нашли отражение в системных изменениях дошкольного образования в разных регионах России, в том числе в Москве, где предпринят ряд мер по развитию новых форм дошкольного образования.

Приказ Департамента образования города Москвы от 10 марта 2006 года № 116 о реализации постановления Правительства Москвы от 14.02.2006 № 104-ПП "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" стал первым документом, в котором отражена специфика организации деятельности дошкольных учреждений в новых условиях. Одна из основных предпосылок появления данного документа – дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Ожидаемый результат реализации постановления – организация новых форм дошкольного образования в соответствии с потребностями населения, увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

В Городской целевой программе развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг. были отмечены основные направления развития дошкольного образования, среди которых обеспечение его шаговой доступности и создание условий выбора родителями наиболее удобной формы воспитания и обучения. Этому способствует развитие новых форм дошкольного образования. Выделяются следующие новые формы дошкольного образования для детей с 2 мес. до 7 лет:

группы кратковременного пребывания (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения) ;

центры игровой поддержки ребенка (для детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения) ;

консультативные пункты (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи) ;

службы ранней помощи (для детей от 2 мес. до 3 лет, не имеющих возможности по состоянию здоровья или развития посещать дошкольные учреждения) ;

лекотеки (для детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, существенно затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида) ;

семейный детский сад (предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей от 1 года до 7 лет) .

Видовое разнообразие и кадровое обеспечение новых форм дошкольного образования представим в виде табл. 34-36.

Особое внимание развитию новых форм дошкольного образования уделено в основных направлениях "Программны развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.", где отмечается, что целью образовательной политики Москвы в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Для обоснования актуальности настоящего исследования важно отметить, что реализация поставленной цели предполагает решение задач в рамках следующих приоритетных направлений:

– доступность дошкольного образования: развитие его новых форм в соответствии с запросами населения;

– развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение сто доступности и определение образовательных маршрутов для детей с различными нарушениями развития и здоровья;

– обеспечение качества дошкольного образования: достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

Таблица 34

Материал studme.org

Тема: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

Цели:

  1. доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
  2. развитие инклюзивного, интегративного испециального дошкольного образования: обеспечение доступности образования иопределение образовательных маршрутов для детей.
  3. психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей всемье.

27 октября в нашем детском саду: прошёл информационно-практический семинар, основную проблематику которого обусловили вопросы реализации вариативных форм дошкольного образования.

«Надеюсь, что новые подходы в модернизации дошкольного образования, найденные в нашем детском саду, станут для кого-то ориентиром в собственной деятельности, для других – поводом для сравнения с эффектами модернизации, которые имеют место в их детских садах. Главное, что мы совместными усилиями решаем проблему доступности дошкольного образования для детей , соблюдая все требования «Закона об образовании» и Конвенции о правах ребёнка», -.

В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования.

Дошкольное образование является предметом депутатских слушаний и профессионально-общественных дискуссий. Это не случайно, так как потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена, очередность при всех предпринимаемых шагах не снижается (в очереди на получение места в ДОУ нуждаются 1,9 млн. детей) . Другими словами, система не успевает за ростом рождаемости и желанию, возможностям родителей отдать ребенк в дошкольное учреждение.

О том, какие меры по обеспечению доступности дошкольного образования принимаются в российских регионах. Введена новая форма материальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста – компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, в т.ч. негосударственных, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества

К новым организационным формам дошкольного образования относятся: так называемые «семейные детские сады», или встроенные детские сады, надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты – как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль. Что же необходимо для внедрения современных моделей дошкольного образования?

Прежде всего, нормативные механизмы - Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях»; новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год (помимо групп четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ. Далее - разработка рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

«Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это социализация в среде ровесников, сохранение здоровья детей, работа специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех нуждающихся в нём. Одна из главных проблем – несоответствие количества детей, нуждающихся в дошкольном образовании, организационно-техническим возможностям ДОУ в удовлетворении этих потребностей.

В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 23 функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания.

Её цель:

  1. достичь полноценного взаимодействия с родителями детей, организовать информационно-консультативную помощь родителям в подготовке детей к посещению детского сада и повысить уровень педагогической образованности родителей.
  2. формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья, развитие познавательных способностей, постепенно включая его в систему дошкольного воспитания.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка) .

В работу адаптационной группы включены следующие мероприятия:

• занятия познавательно-речевого цикла;

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Повышение доступности дошкольного образования

    Проект по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования в ДОУ, «Детский сад для каждого» Мдоау ДС «Солнышко» Ученые и специалисты-практики всего мира единогласно сходятся в...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Вариативные формы дошкольного образования

    «Классификация вариативных форм дошкольного образования» Классификация вариативных форм дошкольного образования. Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы ре...

  • Специальность дошкольное образование

    Специальность Дошкольное образование Шифр 1-01 01 01 Описание специальности Дошкольное образование - специальность, предметной областью которой является воспитание, обучение и развитие детей ранн...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...