Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные документы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»

ФГОС ДО

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы»

План работы дошкольного учреждения на 2014-15 год

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержании Программы входит образовательная область социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р. С. Буре)

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С. А. Козлова)

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

Старшая группа

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• расширение представлений о городах России;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Подготовительная группа

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• продолжать расширять представления о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

• приобщение родителей к педагогическому процессу;

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с родителями

- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

-Педагогические беседы с родителями;

-Круглый стол с родителями;

-Тематические консультации;

-Конференции с родителями;

-Совместные досуги;

-Диспуты;

-Открытые НОД с детьми в ДС для родителей;

-Организация «уголков для родителей»;

-Посещение семьи;

-Оформление витрин (фотомонтажей, мини-музеев;

-Дни открытых дверей;

-Использование ИКТ;

-Работа с родительским активом группы;

-Семейные клубы;

-«Родительская почта» и «Телефон доверия»;

-Семинары-практикумы;

-Совместная экскурсия;

-Родительские конференции.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение») .

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото или видеорепортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий:

-круглый стол по любой теме;

-тематческие выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

-семейные спортивные встречи;

-семейные проекты "Наша родословная";

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

-интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Использование ИКТ

ИКТ- это всё то, что предоставляет широкие возможности для коммуникации (компьютер, интернет, графические программы, телевизор, DVD и CD проигрыватели, мультимедийная установка, экран и т. д.)

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) .

И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

www.maam.ru

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм и патриотическое

воспитание

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,

вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Концепция патриотического

воспитания граждан РФ.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей

Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

www.maam.ru

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. » утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем д/с создана ПРС, целью, которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств. Это территория русской и бурятской культуры, экологическая зона с живым уголком, идет работа над проектом по краеведению «Баргузиноведение», проект «Комната боевой славы», также рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.

Актуальность вопроса:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

В своей работе используем различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- визуальные,

- проектные,

-ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы выстроена следующим образом-

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Рождество - колдовство», «Масленица», «Праздник Белого месяца», «Осенины», акцию «Наряди живую елку».

Блок - «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным селом, республикой и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Баргузин — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

Блок – «Вижу чудное раздолье… »

Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего села (участка). Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

семинары – практикумы,

посиделки,

конкурсы,

выставки.

Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы наших воспитанников в разного рода конкурсах:

-Диплом 3 степени в конкурсе новогодних представлений «Елочка живи» районной природоохранной акции «Наряди живую елочку – 2014г»;

-Всероссийский творческий марафон «Времена года» в номинации «Рисунок» - Механиков Рома 1 место;

-Всероссийский творческий марафон «Времена года» в номинации «Рисунок» - Бикмулин Дима 3 место;

-Всероссийский творческий конкурс «Семейный портрет» - Коневина Арина 1 место;

-Всероссийский творческий конкурс «Семейный портрет» - Толстихин Стас 1 место;

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

www.maam.ru

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)

Введение

Воспитание нравственности у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время возрастает интерес к корням, обычаем русского народа, которое долгое время были в забвении.

Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования их нравственных, патриотических чувств и развития духовности.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры должно отводить важное место для:

- воспитание любви к Родине, родному городу

- формирование основ моральных качеств

- формирование нравственных чувств

- возрождение национальной памяти (традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство.)

Актуальность проекта необходима педагогам, т. к. в наши дни нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу.

Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература) .

Цель: реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных качеств у детей посредством знакомства с русским народным творчеством.

Задачи:

1. Изучить имеющуюся литературу по воспитанию нравственных качеств детей.

2. Определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств в образовательном пространстве детского сада.

3. Разработать систему тематического планирования.

Глава 1

Тенденции развития нравственного воспитания дошкольников

Проблема нравственного воспитания всегда была актуальна в исследованиях педагогов и психологов. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, а также исследования итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.

С. А. Козлова и Т. А. Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретно общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия выражения к людям, природе, самому себе.

Нравственное воспитание включает в себя формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает к воспитанию верный ключ к сердцу человека… », именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям и национальной культуре нашего народа.

В справочниках научной литературы понятные определения «нравственности» следующие:

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс, с помощью которого дети анализируют общественные понятия, что такое хорошо и что такое плохо.

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношении с другими людьми ценности, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Народное творчество – это художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Народная культура – это совокупность отдельных направлений, видов, жанров, объектов.

С. А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

В. Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитанника и требования с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель облагораживания человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Качества умного, воспитанного человека не рождаются вместе ребенком, они приходят, в процессе формирования человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Начиная работу по проекту «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей » нами выделены три основных параметра нравственного воспитания:

1. Осознание нравственных категорий (т. е. наличие у детей представления о нравственных категориях, личностных качеств человека, нравственно-правовых знаний и знаний правил поведения, норм взаимоотношений с окружающими) .

2. Наличие ценностных ориентаций (насколько у ребенка развита эмоционально-чувственная сфера, личностное принятие нравственных знаний) .

3. Сформированность отношений к окружающим людям (сформированность нравственных отношений в поведении, наличие активности у дошкольника в разных видах деятельности, оценочные суждения об окружающих людях) .

Исходя из этого, составлен перспективный план работы, который включает 5 тематических блоков:

1. Устное народное творчество;

2. Обрядовые праздники;

3. Народные игры;

4. Русское народное пение;

5. Декоративно-прикладное искусство

Поставленные задачи в каждом блоке решаются во всех видах детской деятельности: на интегрированных занятиях (изо деятельность, физическая культура, музыкальная деятельность, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только нравственные качества, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Каждый блок содержит разработки непосредственно образовательной деятельности, бесед, праздников.

Достоинства разработок заключаются в том, что

• Они органически вписываются в общую образовательную программу детского сада, помогая решить поставленные задачи специфическими формами и средствами;

• Предусматриваются в динамике, по ступенчатому признаку развитие нравственных знаний, умений и навыков у дошкольников, в том числе и народного материала;

• Акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;

• Предусматривают тесное взаимодействие с социальными учреждениями города: краеведческим музеем, хором русской песни.

При проведении непосредственно образовательной деятельности направлена:

• Создание положительной познавательной мотивации детей;

• Организацию их внимания;

• Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников;

• Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

Каждое мероприятие включает материал близкий, интересный и доступный детям. Характерными особенностями является повторное обращение к одним и тем же объектам; таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, навыки.

Среди средств обучения не маловажную роль играют:

• Специально подобранный материал;

• Игрушки, карточки, иллюстрации, предметы старины и др. ;

• Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-творческая игра;

• Разучивание потешек, народных песен, пословиц, поговорок и т. д. ;

• Инсценирование сказок, стихов и песен;

• Разучивание народных игр;

• Просмотр видео материалов.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы педагога детьми; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам; иллюстрациям, моделирование сказок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения художественной литературы.

Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.) ; приготовить с детьми различные блюда; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.

Нам хочется надеяться, что наше будущее поколение усвоит вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

www.maam.ru

Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ФГОС.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и дети. Нет сомнений в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Работая над нравственно патриотическим воспитанием, большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

• игровые,

• информационные,

• коммуникативные,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• консультативные,

• визуальные,

• проектные,

• ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся родители и воспитатели. Любовь маленького ребенка – дошкольника самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, детскому саду, родному городу впоследствии приведет к возникновению любви к Родине, формирование чувств гордости за свою страну. Через формирование доброжелательного отношения к его родственникам мы, педагоги, имеем уникальную возможность привить детям лучшие нравственно патриотические качества. Активное воздействие семьи и педагогов помогает воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, формировать его внутренний мир. Родной дом – это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, в которой ребенок родился. Атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, дом, где он живет, его первых друзей. Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже его родная улица, детский сад, родной город (село, позднее не только малая родина (родной край, но и большая, многонациональная родина – Россия- гражданином которой является ребенок и, наконец, планета Земля. Любовь, привязанность к родному дому служат первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возрастаю. В нравственно – патриотическом воспитании ребенка огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни членов семьи – дедушек, прадедов участников ВОВ, на их фронтовых подвигах необходимо формировать у детей такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, боевой и трудовой подвиг. В детском саду эта работа проводится в процессе экскурсий, целевых прогулок, рассматривание фотографий городов- героев. Участие в конкурсах рисунков. Оформление уголка по патриотическому воспитанию

www.maam.ru

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

«Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский В. А.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем.

Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников; принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что "мы должны вооружить ребят знаниями, давать им больше методов изучения окружающего", "давать детям умение отображать и практически действовать".

Дошкольное учреждение – центр, обеспечивающий социально - воспитательную политику, основу которой составляет совместная работа с семьей и воспитанниками по различным вопросам. Одной из главных проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. Самым слабым звеном в воспитании нравственно – патриотической личности является современная семья.

Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать русские традиции, ценности, созданные предками, исторические материалы. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.

В процессе взаимодействия с семьёй необходимо повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Маленькие дети очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы к материалу. Они с легкостью откликаются на все просьбы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Яркие моменты и впечатления о семье, окружающей природе, об истории своего края, о Родине, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом с большой буквы.

Одним из главных факторов формирования патриотического сознания маленького ребенка является ненавязчивое, в форме игры, ознакомление его с историей своего края, его традициями, праздниками.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОСДО»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ») . Одной из основных задач ФГОС ДО является:«объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтомунравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, станице, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

В рамках работы по патриотическому воспитанию в 2013-2014 году были проведены следующие мероприятия:

с педагогами:

Тематический педагогический совет:

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОСДО»

Консультации:«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе»; «Формирование у детей нравственно – патриотических чувств к своей Родине»; «Развитие нравственных качеств через игру»

Семинар – теоретический:

« Особенности организации нравственно- патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».

Педагогические часы:

«Знакомство детей с народной кубанской культурой, обычаями, традициями, фольклором, песенным творчеством на музыкальных занятиях»;«Мини-музей в ДОО»

Оформление родительских уголков, папок-передвижек, изготовление памяток, буклетов.

Участие в месячнике оборонно-массовой и военно – патриотической работы.

с воспитанниками:

Тематическая непосредственно образовательная деятельность, беседы: «Слава Армии родной», «Моя родина Россия, моя родина-Кубань» «День великой победы»; «Подвиг солдата бессмертен», «Богатыри земли русской», «Олимпиада, вперед!», «Олимпийские игры. Сочи-2014», «Наши космонавты», «Моя родословная», «Семья вместе и душа на месте», «О чем мечтали дети войны», «Семейный герой», «Их помнит Кубань, их помнит наша станица» и др.

Выставки детского рисунка:

« Моя Родина Кубань»; « Россия – наша Родина»; «Цвети, моя станица!»

«День Победы», «Мой дом-моя крепость»

Фотовыставки:

«Мои бабушка и дедушка» (к Дню пожилого человека)

«Мамина улыбка», «Помогаю маме» (к 8 Марта)

Литературные выставки:«Произведения Кубанских писателей и поэтов», «Никто не забыт, ни что не забыто»

Конкурс рисунков:

Материал nsportal.ru

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Презентация опыта работы воспитателя Задумкиной И. А.

24 Май 20140(6292) Просмотры

Направленность работы:гражданско-патриотическое воспитание детей 4-7 лет.

Презентация адресована воспитателям дошкольных учреждений и предлагает систему работы с детьми 4 -7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. Она призвана помочь воспитателям эффективно и увлекательно проводить работу по данной теме.

Актуальность разработки

В настоящее время Россия претерпевает ряд сложных изменений, не только во внешней политике, но и непосредственно внутри своего государства. Стремительно меняется жизнь, и вместе с ней меняется и мы сами.

Сегодня, благодаря многочисленным СМИ, люди получают информацию в большем размере, чем раньше и гораздо правдоподобнее, чем в былые времена. К сожалению, некоторые меры, которые предпринимают политики, не всегда являются популярными.

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и с гордостью говорить о настоящем и будущем России.

Цель презентации:воспитывать гуманные чувства, прививать духовно-нравственные ценности, формировать гражданско-патриотическую позицию, достойную будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

- формировать чувство привязанности к своему дому, своим близким, познакомить с родственниками мамы и папы;

- формировать понятие – семейные традиции;

- формировать в воображении детей образ малой родины, понимание выражения «малая родина», воспитывать чувство любви к своей Родине;

- формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России;

- закреплять знания о государственных символах РФ. Воспитывать гражданско - патриотические чувства. Объяснить понятие «гражданство» и «гражданин»

- закреплять и обобщать знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы;

-формировать понятие народные традиции;

Материал PlanetaDetstva.net

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС. Дом и семья | Советы тут

Время публикации Август 21st, 2015 автор admin

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Теги: патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию.

Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на системном подходе, по формированию у людей ценностных качеств, патриотического самосознания, чувства долга. Для полноценной защиты своей Родины необходимо иметь потенциально здоровое поколение. Таким образом, здоровье ребенка– важная составляющая патриотического воспитания, поэтому профилактика здорового образа жизни необходима для детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • занятия в соответствии с темами;
  • увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) ;
  • работа с родителями;
  • экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

{lang: 'ru'}

Расскажите об этой статье друзьям:

Friend me:

Предлагаю прочитать похожие статьи по теме:

Материал sovety-tut.ru

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так) ,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом – большое благо.

Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.

Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.

Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности ребенка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно - исторической педагогики развития.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии, обучении, воспитании, социализации.

Под психолого - педагогическим сопровождением понимается последовательность организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно п.2.3 ФГОС) .

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС) .

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не привязаны к педагогической диагностике (мониторингу) (п. 4.3. ФГОС) .

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования, сделав его по существу в образование психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа (Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Образовании в Российской Федерации», федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.13 г №1155) и определяет новое содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.

Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задача психолого-педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) ;
  • сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограни ченных возможностей здоровья) ;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) .

Содержание образовательной работы:

Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценности ориентации и социализации:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
  • формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;
  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том. «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (двигательный режим, закаливание, полезные привычки и др.)
  • Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного) мира природы.

Содержательный раздел образовательной работы включает:

  • цели и задачи образовательной работы с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
  • содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учетом используемых примерных ООПДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
  • описание основных технологий реализации Программы (формы, методы, приемы, средства образования) .

Психолого-педагогические условиям сопровождения патриотического воспитания:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) ;
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Психологическая безопасность сопровождения:

Читать далее dohcolonoc.ru

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы) .

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.

Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.

Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших.

По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построть дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек.

Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб.

Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу.

А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым.

Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и в семье,

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Материал с сайта www.detsad72.ru

Другие статьи по теме:

  • Гражданско патриотическое воспитание дошкольников

    Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире …. 3 2. Теоретические аспекты патрио...

  • Презентация патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников Слайд 1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель: Северина Г. А. Слайд 2 Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...

  • Духовно нравственное воспитание дошкольников в рамках фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Нравственное воспитание дошкольников по фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Задачи нравственного воспитания дошкольников

    Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания вперв...

  • Нравственно патриотическое воспитание дошкольников

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги...

  • Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Социально нравственное воспитание дошкольников

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Средства нравственного воспитания дошкольников

    Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа...

  • Методы нравственного воспитания дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....