Области фгос дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное (ФГОС дошкольного образования будет утвержден к 1 сентября 2013 года, установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность трех групп требований:

- к структуре Программы;

- к условиям реализации Программы;

- к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса;

- повышения качества образования;

- экономии всех видов ресурсов;

- единства измерения результатов образовательного процесса.

При разработке Стандарта учтены:

- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможности освоения ребёнком основной образовательной программы на разных этапах её реализации.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Содержание Программы должно охватывать:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

«Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоро-вье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гиб-кости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и фи-зическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.

В практику работы нашего ДОУ внедряется проектная деятельность по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Оздоровительные дорожки» по организации самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Реализуется совместный проект детского сада и родительской обще-ственности «Детский сад – территория здоровья» по изготовлению нетрадиционного оборудования для проведения как НОД, так и самостоятельной двигательной деятельности детей.

В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологический блок.

В ДОУ разработана программа оздоровления воспитанников «Солнышко твоего здоровья», основная цель, которой — сохранение и укрепление здоровья детей. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа.

С целью реализации программы «Солнышко твоего здоровья» разработан Комплексный план профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов учреждения, который обновляется и утверждается ежегодно на начало учебного года.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется физиотерапевтическое оборудование, физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2011г. – 24, 8%, 2012г. – 25, 2%, 2013г. – 29 % (при норме 15-40%) .

В 2012/2013 учебном году, согласно годового плана работы, педагоги ДОУ работали над единой методической темой «Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад-семья»». Для работы над которой, творческой группой разработан план работы на год.

Для расширения оздоровительной работы с дошкольниками наше учреждение осуществляет сетевое взаимодействие с социумом п. г. т. Новоаганск через программу «Лучики содружества». Программа «Лучики содружества предполагает преемственность в работе образовательных и оздоровительных учреждений по вопросам оздоровления дошкольников

Работа Новоаганского МБДОУДСПиО «Солнышко» по здоровьесбережению была отмечена дипломом II степени Национальной премии «Элита Российского образования» в конкурсе инноваций «Здоровьесберегающие технологии в образовании 2013»;

Детский сад является обладателем:

- Гранта Главы администрации Нижневартовского района в рамках реализации ПНПО как «Лучшее дошкольное образовательное учреждение в номинации «Здоровье и образование», 2011 год;

- Гранта Главы администрации Нижневартовского района в конкурсном отборе ОУ, внедряющих инновационные образовательные проекты в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа» по теме: «Обновление и совершенствование качества образования», 2013 год.

- в ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Здоровейка» для младших дошкольников, кружок танцевально-игровой гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ» для старших дошкольников) ;

Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по здоровьесбережению как ведущий принцип организации деятельности в ДОУ направлена на достижение единой цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Прикреплённые файлы:

doklad_qi0sm.pptx | 2684,13 Кб | Скачан: 710
www.maam.ru

Деловая игра для педагогов изучению ФГОС дошкольного образования «Знатоки ФГОС»

Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО.

Задачи:

1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа». Разрезанные сюжетные картинки.

Ход игры.

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Сегодня вся дошкольная система замерла в ожидании тех перемен, которые принесет ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность в аспекте введения ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Сегодня мы постараемся сделать несколько шагов навстречу ФГОС ДО. Деловая игра «Знатоки ФГОС» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в этом направлении.

Для этого необходимо разделиться на две команды.

- Перед вами разрезанные картинки. Возьмите по одной части картинки. Сложите их. Мы получили две сюжетные картинки, а значит, у нас образовались две команды воспитателей.

Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждой команде взять карточку с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.

Команда должна, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

ВОПРОСЫ:

Вопрос №1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? Назовите их.

а) 4;

б) 5;

в) 10. (Ответ: 5)

Вопрос №2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(Ответ: познавательное развитие)

Вопрос № 3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

(Ответ: манипулирование с предметами)

Вопрос №4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

(Ответ: 60% и 40%)

Вопрос №5. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации. (Ответ: в)

Вопрос №6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

(Ответ: а)

Вопрос №7. К какой образовательной области относится знакомство с ЗКР, грамматическим строем речи, связной речью.

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие. (Ответ: в)

Вопрос №8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

(Ответ: г)

Вопрос № 9. К какой области относится развитие эмоционального интеллекта?

- К какой области относится знакомство с книжной культурой?

- К какой образовательной области относится развитие сопереживания персонажам художественных произведений?

-К какой образовательной области относится формирование представлений о социокультурных ценностей нашего города?

Разминка

-Дети реагируют и понимают каждую интонацию своего воспитателя:

1 команда: Произнести фразу «Иди сюда»

2 команда: Произнести слово «Молодец»

тихо, громко, таинственно, требовательно, возмущенно, удивленно, нежно, иронично, восторженно, напевно.

Вопрос № 10. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

(Ответ: б)

Вопрос № 11 Стандарт является основой для:

а) разработки основной образовательной программы дошкольного образования

б) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования

в) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы

г) объективной оценки соответствия образовательной деятельности в ДОУ требованиям ФГОС

д) формирование содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации

е) оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии ндивидуальн6ых способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

(Ответ: а, б, в, г, д, е)

Вопрос №12. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

(Ответ: в)

Вопрос №13. Восстановите правильную структуру документа:

а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;( 2)

б) Общие положения; (1)

в) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;( 4)

г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. (3)

(Ответ: б, а, г, в)

Вопрос №14. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

в) содержательный;

г) организационный. (Ответ: б)

Вопрос № 15. На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы

б) квалифицированное медицинское обслуживание

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. (Ответ: а, в)

Вопрос №16. На что направлена педагогическая диагностика (мониторинг?

а) индивидуализация образования

б) итоговая диагностика к школе

в) оптимизация работы с группой детей (Ответ: а, в)

Рефлексия: Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования и определили педагогические условия успешного и полноценного развития детей.

www.maam.ru

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования

Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение ФГОС на дошкольную ступень, мы разрабатываем новые образовательные программы. Образовательные области немного изменились, и они очень хорошо скорректированы в этой книге. С удовольствием делюсь информацией!

Компоненты образовательных областей по ФГОС

дошкольного образования.

Образовательные области Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей.

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.

Развитие социального и эмоционального интеллекта.

Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие. Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине и Отечестве, планете Земля.

Речевое развитие. Овладение речью как средством общения и культуры.

Обогащение активного словаря.

Развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие речевого творчества.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений исскуства.

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Формирование элементарных математических представлений о видах исскуства.

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие. Приобретение опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Овладение подвижными играми с правилами.

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни.

П. 2.7 ФГОС ДО – конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.

Литература:

1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.

www.maam.ru

1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ;

5) принципы и подходы к формированию Программы.

2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению 10 образовательных областей: Физ-ра, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной лит-ры, Художественное творчество, Музыка.

4. Содержание коррекционной работы.Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы,

5. Планируемые результаты освоения детьми общеобр-ой программы.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Разделы:

1) Целевой раздел включает в себя:

– пояснительную записку;– цели и задачи реализации основной образовательной программы;

– значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

– целевые ориентиры

2) Содержательный раздел

– цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

– содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Обязательная часть:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ;

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

четырёх образовательных областях:коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития: – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.) , а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; (физ-ра)

– игровой(сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами) ;

– коммуникативной(конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения) ; (развитие речи)

–познавательно-исследовательской(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) ; (окружающий мир)

– восприятия художественной литературы и фольклора; (художественная лит-ра)

– элементарной трудовойдеятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе) ; (труд)

– конструированияиз различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.) ; (конструирование, ФЭМП)

– изобразительной(рисования, лепки, аппликации) ; (ИЗО)

– музыкальной(пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах) .(Музыка)

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) ;

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) ;

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

2. Формируемая участниками процесса

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) .

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Часть, формируемая участниками процесса:

Составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

1. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

– поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

– сложившиеся традиции Организации (группы) .

Может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

2. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ) .

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ

3. Организационный раздел

должен включать:

– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

– особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

– характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе) ;

– способы и направления поддержки детской инициативы;

– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

4. Дополнительный раздел программы

Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

? возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

? реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

? характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

? иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

  1. Объем программы

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

  1. Время реализации

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.( Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.)

  1. Программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ1

Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

  1. Содержание

Должно:

• соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ;

• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") ;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Должно:

Материал nsportal.ru

ФГОС дошкольного образования

kids.htm

ФГОС дошкольного образования

На дошкольное образование всегда возлагались и возлагаются большие надежды . В нашей стране и зарубежом признано что детский возраст, это основа для развития основ деятельности, основных навыков, потом останутся с человеком на всю жизнь.

Одновременно с федеральным стандартом готовится и проект профессионального стандарта для подготовки педагогов в области дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования с нетерпением ждут не только воспитатели, но и родители с учителями. И у всех свои ожидания.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Этому предшествовала следующая работа:

  • Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
  • Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
  • Что же обсуждалось рабочей группой? - требования к программе; - требования к условиям; - требования к результатам социализации. Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
  • Не является ли Стандарт риском для системы образования?
  • В чем уникальность Стандарта?
  • Каковы будут результаты?
  • Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; 5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь?

Чего ждут от Стандарта: В О С П И Т А Т Е Л И -Обеспечения безопасности; -Толерантного отношения со стороны родителей; -Снижение документооборота; -Больше доступных образовательных программ; -обучение счету и письму должно быть в школе; - желание обучаться – курсы ПК

Родители - за раннее и ускоренное развитие; - за образование отвечает государство; - главное – здоровье детей; - кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Для чего создан ФГОС?

Два основания для введения ФГОС ДО: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан в следующих документах:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ.

Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг» Закон об образовании РФ предусматривает:

  • Доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
  • Обнародование Стандарта в 2013 году.
  • Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
  • Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
  • Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
  • Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
  • Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) . До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС

  • Единство образовательного пространства: -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
  • образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
  • развивающая предметно-пространственная среда;

Источник poskladam.ru

Консультация для педагогов ДОУ "ФГОС ДО"

муниципальные документы

документы образовательной организации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Основные положения.

Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, нужно обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому 1 сентября 2013 года. Этот закон внес ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в целом, так непосредственно в дошкольное образование.

В структуру Российского образования входят: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменения структуры системы образования заключаются в следующем, добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень подготовки кадров высшей квалификации.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень дошкольного образования особенный: во первых он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку какую либо ответственность за результат.

Уровень образования - согласно федеральному закону это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Мы переходим от ФГТ дошкольного образования к ФГОС. Работа по внедрению ФГТ начата в марте 2010 года, с 1 января 2014 года вступают в силу ФГОС.

В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года об утверждении стандарта сказано:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями.

Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие, физическое развитие.

Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка физическое развитие, социально- личностное, познавательное – речевое, и художественно – эстетическое развитие.

Вы уже видите преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. Обратите внимание на слайд. Слева 5 образовательных областей нового стандарта. Справа 4 направления развития согласно ФГТ.

Итак, социально – личностное развитие теперь называется социально- коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие.

Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно остаются, как и прежде. Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием?

Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально – коммуникативное:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  • Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.

В младенческом возрасте - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте - это освоение целого ряда видов детской деятельности.

Что это за виды детской деятельности? Они были прописаны в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития.

Давайте еще раз на них остановимся.

Это:

Коммуникативная (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками) .

Познавательно – исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными доступными детям способами, экспериментирование с ним) .

К реализации основной образовательной программы относится так же оценка индивидуального развития детей, в виде мониторинга. Образовательный стандарт выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.

Педагогическую диагностику проводит педагогический работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе дальнейшего планирования. Что это значит?

Это внутренний педагогический мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.

Психологическую диагностику можно проводить дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с целью выявления индивидуальных психологических особенностей детей. Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.

Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок может развиваться гибко и пластично. Что это значит? Он может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это нормально для данного возраста.

Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут сильно отличаться друг от друга по своему уровню развития.

Непосредственность и непроизвольность являются особенностями дошкольного детства.

А также дошкольное образование имеет свои собственные системные особенности: во первых это не обязательность уровня дошкольного образования в РФ. Что значит не обязательность уровня?

Не закончив один уровень образования, человек не может перейти на следующий уровень. К дошкольному образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому что мы не имеем права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат.

Маленькие дети не могут нести полноценную ответственность за результат, за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать, другое дело требовать.

Что же вытекает из этой специфики. Учет выше перечисленных особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к ребенку дошкольного возраста каких - то конкретных образовательных достижений.

Мы знаем, что от ребенка в школьном возрасте требуются достижения. У дошкольников это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для:

  • аттестации педагогических кадров
  • оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга
  • оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения в показатели качества выполнения задания
  • распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО

Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования, вспомните интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.

ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать. Почему это происходит, если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации». Там описаны следующие основные уровни направления дошкольного образования:

- формирование общей культуры;

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- сохранение и укрепление здоровья.

У остальных есть свои уровни направления образования:

- овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Это основные задачи начального общего образования.

Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом. Это не значит, конечно, что если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо ограничивать, но это и не значит, что его надо заставлять.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.

Подробней estalsad65.edumsko.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...

  • К принципам дошкольного образования не относится

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...