Обучение чтению дошкольников

Обучение чтению дошкольников

В вашей семье есть ребёнок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось?

Давайте попробуем вместе!

Обучение, за которое вы берётесь, должно быть для ребенка желанным. А чего хотят все дети дошкольного возраста? Играть и общаться со своими родителями.

Значит, для обучения чтению нужно подбирать игровые методы. Они уже существуют. Просто нужно с ними познакомиться и научиться их применять.

Основная задача родителей – не отбить интерес ребёнка к обучению грамоте.

Дети очень тонкие психологи. Если Вы предложите ребёнку: давай поиграем, а сами начнете нудно обучать его грамоте, не ожидайте хороших результатов. Ребёнок быстро раскусит Ваши педагогические намерения и будет избегать их при любой удобной возможности.

Ваша задача – создать для малыша обучающую среду и всячески поддерживать его интерес ко всему, что связано с будущим умением читать.

Первый секрет обучения чтению дошкольников заключается в том, что начинать учить ребёнка читать нужно не с изучения букв, а со знакомства со звуками.

Прежде чем начать обучение ребёнка, вы сами должны хорошо ориентироваться в том, что БУКВУ мы видим и пишем, её можно слепить, нарисовать, смастерить из конструктора. ЗВУК мы произносим и слышим.

Давайте пригласим наших детей в путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. В этом сказочном городе все улицы и дома разноцветные. Вот красная улица, здесь проживают ГЛАСНЫЕ. Это звуки - « девчонки», их всего шесть: А О У И Э Ы.

Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.

Давайте послушаем, какие песни получаются у гласных.

Нужно пропеть каждым гласным звуком знакомую детскую песенку: «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие.

Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка»:

А-А-А-А-А-А-А-А

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь покажите, как будет петь У и т.д.

А вот район СОГЛАСНЫХ. Согласные петь не умеют (попробуйте пропеть согласный с ребёнком: Б, М, Н…) . Они ворчат, жужжат, звенят, кряхтят, пыхтят, рычат, свистят, фыркают, но песни у них не получаются.

В синих домиках живут ТВЁРДЫЕ согласные. В зелёных МЯГКИЕ согласные. У одних характер «твёрдый», как лёд (Т Д Р Н С…) , а у других «мягкий», как травка(ТЬ ДЬ РЬ НЬ СЬ ..) .

На некоторых домиках есть колокольчики. Здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. У них очень звонкий голос.

Приложите ладошку к горлу и произнесите Б Д В Г Ж З. Чувствуете, как звенит колокольчик?

А на других домиках нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Проверьте это таким же образом: П Т Ф К Ш С.

Согласные и гласные звуки очень дружны и любят ходить друг к другу в гости. И когда они берутся за руки, получаются слоги и слова

(М – А + М – А - МАМА) .

На этом этапе самое главное научить ребёнка НАХОДИТЬ ЗВУКИ в словах, играть со звуками.

*Игра «Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок , сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

*Игра «Цепочка слов»

Первый игрок (взрослый или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя.

Главная задача игры - не разорвать цепочку.

*Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

*Игра «В каком вагоне едет Звук?»

Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

*Игра «Бусы»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.

Рассыпались у Люсеньки

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки) .

*Игра "Сколько звуков?"

Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

*Упражнение «Схема слова»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

*Игра «Придумай слово?»

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка. С «песенкой мотора» - рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

*Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.

Только после того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.

Продолжим нашу сказку.

У звуков есть волшебные костюмчики, надев которые они превращаются в буквы, становятся заметными для всех. Но если гласным звукам нарядов хватает всем, то согласным, к сожалению, костюмов на всех не хватает. Но братики-звуки (М - МЬ Т - ТЬ Д –ДЬ С –СЬ ) не расстраиваются и носят один костюм на двоих.

Второй секрет обучения дошкольников чтению состоит в том, что выучить с ребенком буквы – очень просто.

Попробуйте буквы смастерить!

Подробней на сайте nsportal.ru

Обучение чтению дошкольников

В вашей семье есть ребёнок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось?

Давайте попробуем вместе!

Обучение, за которое вы берётесь, должно быть для ребенка желанным. А чего хотят все дети дошкольного возраста? Играть и общаться со своими родителями. Значит, для обучения чтению нужно подбирать игровые методы.

Они уже существуют. Просто нужно с ними познакомиться и научиться их применять.

Основная задача родителей – не отбить интерес ребёнка к обучению грамоте.

Дети очень тонкие психологи. Если Вы предложите ребёнку: давай поиграем, а сами начнете нудно обучать его грамоте, не ожидайте хороших результатов. Ребёнок быстро раскусит Ваши педагогические намерения и будет избегать их при любой удобной возможности.

Ваша задача – создать для малыша обучающую среду и всячески поддерживать его интерес ко всему, что связано с будущим умением читать.

Первый секрет обучения чтению дошкольников заключается в том, что начинать учить ребёнка читать нужно не с изучения букв, а со знакомства со звуками.

Прежде чем начать обучение ребёнка, вы сами должны хорошо ориентироваться в том, что БУКВУ мы видим и пишем, её можно слепить, нарисовать, смастерить из конструктора. ЗВУК мы произносим и слышим.

Давайте пригласим наших детей в путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. В этом сказочном городе все улицы и дома разноцветные. Вот красная улица, здесь проживают ГЛАСНЫЕ. Это звуки - « девчонки», их всего шесть: А О У И Э Ы.

Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.

Давайте послушаем, какие песни получаются у гласных.

Нужно пропеть каждым гласным звуком знакомую детскую песенку: «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие.

Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка»:

А-А-А-А-А-А-А-А

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь покажите, как будет петь У и т.д.

А вот район СОГЛАСНЫХ. Согласные петь не умеют (попробуйте пропеть согласный с ребёнком: Б, М, Н…) . Они ворчат, жужжат, звенят, кряхтят, пыхтят, рычат, свистят, фыркают, но песни у них не получаются.

В синих домиках живут ТВЁРДЫЕ согласные. В зелёных МЯГКИЕ согласные. У одних характер «твёрдый», как лёд (Т Д Р Н С…) , а у других «мягкий», как травка(ТЬ ДЬ РЬ НЬ СЬ ..) .

На некоторых домиках есть колокольчики. Здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. У них очень звонкий голос.

Приложите ладошку к горлу и произнесите Б Д В Г Ж З. Чувствуете, как звенит колокольчик?

А на других домиках нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Проверьте это таким же образом: П Т Ф К Ш С.

Согласные и гласные звуки очень дружны и любят ходить друг к другу в гости. И когда они берутся за руки, получаются слоги и слова

(М – А + М – А - МАМА) .

На этом этапе самое главное научить ребёнка НАХОДИТЬ ЗВУКИ в словах, играть со звуками.

*Игра «Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок , сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

*Игра «Цепочка слов»

Первый игрок (взрослый или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя.

Главная задача игры - не разорвать цепочку.

*Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

*Игра «В каком вагоне едет Звук?»

Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

*Игра «Бусы»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.

Рассыпались у Люсеньки

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки) .

*Игра "Сколько звуков?"

Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

*Упражнение «Схема слова»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

*Игра «Придумай слово?»

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка. С «песенкой мотора» - рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

*Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.

Только после того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.

Продолжим нашу сказку.

У звуков есть волшебные костюмчики, надев которые они превращаются в буквы, становятся заметными для всех. Но если гласным звукам нарядов хватает всем, то согласным, к сожалению, костюмов на всех не хватает. Но братики-звуки (М - МЬ Т - ТЬ Д –ДЬ С –СЬ ) не расстраиваются и носят один костюм на двоих.

Второй секрет обучения дошкольников чтению состоит в том, что выучить с ребенком буквы – очень просто.

Попробуйте буквы смастерить!

Подробней на сайте nsportal.ru

Обучение дошкольников чтению

Статья «Обучение дошкольников чтению» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе».

Что нам дал букварь Жуковой?

Буквы мы с Катей начали изучать по букварю Жуковой. О нем на блоге «Развивашка» много хороших отзывов, согласна с ними. Я решила применить описанную методику.

Что привнесла свое - все занятия длились 5 минут и меньше.

Букварь Жуковой

Занятие у нас длилось буквально несколько минут. Я задавала 2-3 вопроса по уже известным буквам. А потом показывала новую буковку, называла ее, и просила, чтобы Катя повторила.

Называла Б а не Бэ, Н а не э Н. За 2 месяца ребенок выучил все буквы. Дальше дело застопорилось. В 1,8 года мне было сложно объяснить ребенку, что буковку нужно тянуть, когда человечек бежит от одной буквой к другой.

Проблемы с обучением чтению

Я попробовала учить слогами. На альбомном листе большими буквами написала 8 слогов. Я показывала слог и читала его. Через несколько дней я называла слог и просила ребенка показать где он.

Затем готовила следующее «пособие». Так мы прошли 5-6 листов, но я заметила интерес пропал, занятия в тягость.

В 3 года знаем буквы хорошо, но вот складывать их в слова не получается. Ребенок делает попытки читать, но звуки называет отдельно, цельного слова не получается. Доходило до смешного.

- Катя давай по буквам слово читать, что написано? Вожу вместе с ней пальчик «К. О. Т.». Что получилось?

- ДЕДУШКА!

В какой-то момент я стала жалеть, что учила звуки, а не буквы. Но с другой стороны помню свое детское непонимание, буква Дэ, но почему она читается Д? когда просили назвать букву, прочитать слово, я сначала думала, как эти буквы правильно прочитать/назвать.

Активные попытки научить чтению я решила пока оставить. Мы знакомились с различными азбуками, повторяли буквы. В комнате повесили алфавит.

Во время чтения крупного шрифта (как правило это были названия сказок) я читала и вела пальчик дочки там, где читала. Сначала читала по слогам, потом слово целиком. Мне сложно сказать, как это повлияло на понимание принципов чтения, но написание многих слов ребенок запомнил.

Хотя это фотографическая память. Когда гуляем я читаю ей вывески магазинов.

Крупный шрифт в книгах

Буквы - они везде

Буквы в книжке? Совсем не обязательно. Мы складывали буквы из карандашей, трубочек. С буквами можно поиграть.

2 перекрещенные трубочки это Х. А если их немного сдвинуть, то на что похожа буква… на Л, а если поперек положить трубочку, то А будет.

Буква «Л» из веточки

На даче искали ветки похожие на буквы. В какой-то день пилили дерево, вот где было раздолье, в крайнем случае можно было помочь пилой подправив буковку. Легко нашли У, Л, П, Ш, Г… были найдены даже такие как Щ, К, Ё. Букв Н, Р С конечно обнаружено не было.

Но букву О нашли на стволе, там где была ветка остался круглый след.

Сколько букв в слове

Я медленно проговариваю, тяну слово, а дочка считает буквы. Потом мы определяем какая буква первая, вторая, третья… В слове есть буква Р, а буква О? Вот тут мне кажется она и начала понимать, что слово надо прооопеееввааать.

Первая буква в слове

Еще когда только учили буквы я обращала внимание на первые буквы слов:

- «Гусь» - первая буква Г,

- «Лось» - первая буква Л.

Игра «Шифровка слов»

Мы в семье ввели «шифр». Сладкое не называли прямо, чтобы не провоцировать Катю. Говорим: торт - «Т», шоколад - «Ш», конфеты - «К» и т.д.

Сейчас ребенок уже разгадал его, и даже придумывает свой.

- Мама дай мне «С».

И тут я уже думаю, а что она имеет ввиду. Хоть маскировка наша и провалилась, я не особо жалею. На один шаг ближе к пониманию структуры слова.

Игра «Слова на заданную букву»

Эту игру опять подсказал мой папа.

Допустим буква К. По очереди называем слова на эту букву. Интереснее, когда участников больше 2-х.

Веселясь, дочка выкрикивает и непонятные слова, больше похожие на набор букв, но бывают и редко используемые. Может она их где-то услышала, и всплыло в памяти, а может случайно скаламбурила.

Вот так мы и обучаемнашу девочку - дошкольницучтению.

Если Вам понравилась эта статья - подпишитесь на новые СТАТЬИ по RSS или получайте наши новые СТАТЬИ на E-mail:

Рекомендую почитать также:

Подробней на сайте WunderKind-blog.ru

Программа «Раннее обучение чтению детей дошкольного периода»

Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С. Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи.

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов.

Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная) ;

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи 1-й год обучения (4-5 лет) :

- подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

- учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • читать слоги:
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный) ;
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Задачи 2-й год обучения (5-6 лет) :

- читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • простое двусоставное предложение без предлога;
  • простое предложение с предлогом;
  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки) ;
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- доброжелательный климат

- недопустимость менторской позиции и порицания

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность

Ведущая деятельность– игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия) , продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

- 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

- 2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 72 занятия 32 часа в год.

Содержание программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

сроки

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников грамоте

1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  1. Дать представление о звуках русского языка.
  2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  3. Показать детям связь звука с буквой.
  4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.

Упражнения на подробное знакомство с буквой:

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы) , выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “ пропускает” буквы и слоги через пальцы.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
  4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.) ;

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный) ;

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- "чтение" по "записи" (по фишкам) ;

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.

Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.

Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова) .

Например:

Начинать звукобуквенный анализ следует начинать в старшей группе со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак) ; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.) .

После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.) .

Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:

"Узнай звук и напиши букву в окошко"; "Найди домик буквам"; "Какой гласный (согласный) звук слышится в слове"; "Напиши первую и последнюю буквы слова"; "Где спрятался гласный звук?"; "Какой звук спрятался в конце слова?"; "Хлопни столько раз, сколько звуков услышал"; "Назови звуки слова"; "Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы) "; "Сложи из букв свое имя" и др.

Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению

  1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым) .
  3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
  6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова.

Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.) . Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.) .

Приведем некоторые виды работ:

  1. Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
  2. Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
  3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе) , "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.

Для улучшения качества обучения, исходя из особенностей детей, я разработала:

  • перспективный план для подготовительного этапа (Приложение 1) ;
  • перспективный план для основного этапа (Приложение 3) .

Планирование предпологает проведение занятий в следующей последовательности:

средняя группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 15-20 минут; старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут; подготовительная группа 2 занятия в неделю; продолжительность - 25-30 минут;

В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения (Приложение 2. Приложение 4) .

Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Была проведена обширная работа с родителями (Приложение 5) ; создана предметно-развивающая среда, способствующая обучению детей читать и писать. (Приложение 6)

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Читать далее
Читать далее festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Чтение для дошкольников

    Программа «Раннее обучение чтению детей дошкольного периода» Пояснительная записка Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ», Но только он подрос, как начали ему Пре...

  • Чтение по слогам для дошкольников

    Учимся читать по слогам - обучению чтению по слогам | Скачать бесплатно Опубликовано 25.04.2013 18:33 | Автор: administrator | Просмотров: 9463Рейтинг: Отлично Представленное Вашему вниманию учеб...

  • Обучение чтению детей дошкольного возраста

    Обучение чтению детей среднего дошкольного возраста Моя статья адресована больше родителям моей группы. У нас средняя группа и по программе развития, обучение чтению начинается со старшей группы....

  • Обучение грамоте дошкольников

    «Первые уроки грамоты». Дидактические игры для обучения грамоте Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляет...

  • Журова обучение дошкольников грамоте

    Обучение грамоте в подготовительной группе. Конспект занятия «Цветик — семицветик» Обучение грамоте Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе....

  • Текст для чтения по слогам для дошкольников

    Текст для чтения дошкольникам В этой статье освящается тема "Текст для чтения дошкольникам" . В данной статье мы предлагаем Вашему вниманию тексты для чтения. Также эти тексты для чтения вы сможе...

  • Тексты для чтения для дошкольников

    Текст для чтения дошкольникам В этой статье освящается тема "Текст для чтения дошкольникам" . В данной статье мы предлагаем Вашему вниманию тексты для чтения. Также эти тексты для чтения вы сможе...

  • Обучение математике дошкольников

    Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходи...

  • Методики обучения дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Формы обучения дошкольников

    Активные методы и формы обучения дошкольников Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавател...

  • Методы обучения дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Принципы обучения дошкольников

    Сущность дошкольного обучения - Страница 8 СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кт...

  • Развивающее обучение дошкольников

    Методы и приёмы развивающего обучения - Страница 14 - моделирование. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям...

  • Обучение дошкольников

    Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка...