Обучение дидактическим играм дошкольников

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия.

Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.

Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:

  • умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
  • членить предложения такого же состава на слова;
  • делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;
  • составлять слова из слогов;
  • выделять в слове первый и последний звук;
  • делать звуковой анализ слов.

Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков. Это порой рутинная, утомительная и сложно прогнозируемая по срокам работа. Однообразность и монотонность её вызывают определённые трудности у детей. При выполнении повторяющихся заданий у многих налицо нежелание заниматься этим видом деятельности.

В подготовительной к школе группе идет подготовка детей к звуковому анализу слова. В практических упражнениях мы закрепляем представление детей о предложении, слове, звуке, а также составление простейших схем.

Индивидуальные и групповые занятия должны проходить в игровой деятельности в непринуждённой форме. Обязательным условием проведение занятий являются индивидуальные возрастные психологические особенности детей.

Таким образом, чтобы замотивировать детей и поддерживать интерес в течение всего занятия необходимо использовать дидактические игры.

Все дидактические игры по грамоте можно разделить на четыре группы: фонетические, графические, грамматические и игры, развивающие устную связную речь.

Дидактическая игра содержит три компонента : дидактическую цель, игровое правило и игровое действие.

Дидактическая цельопределяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило– это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действиепредставляет собой её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции) , могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

Исходя из этого мы можем сказать, что дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы,

воспитатель может выбрать необходимые для занятия упражнение.

Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся играя”, “Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее) ”

“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” - на выделение и определение звука, “Кто больше?” - на составление слова с изученным звуком и так далее) .

Дидактические игры развивают фонематический слух ребенка,формируют

умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

В играх типа “Доскажите словечко” дети не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания) , но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.

Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в

имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и

маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные

упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку

оптимального темпа и ритма речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения звуков, сочинять свои.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука и буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью

детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про звуки и буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. У детей формируется желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации.

Все это мотивирует детей на занятие и поддерживает интерес в течение всей продолжительности деятельности. А так же стимулирует умственную деятельность дошкольников, развивает интерес к речи, окружающему миру, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и так далее) , рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Таким образом, каждый педагог дошкольного учреждения должен уметь мотивировать детей к любому виду деятельности и поддерживать интерес во время всего занятия. А для этого необходим большой запас знаний дидактических игр, который воспитатель будет с легкостью включать в сою деятельность.

Я хочу представить вашему вниманию ряд игр, мотивирующих детей к знакомству и усвоению грамоты.

Дидактические игры по обучению грамоте детей

старшего дошкольного возраста.

  1. Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия "звук и буква", научить детей правильно употреблять термины "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

Ход игры: детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очередность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначается этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твердому звуку (синий домик) . Если кто-то допустил ошибку, то карточка остается у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

  1. “Раз ступенька, два ступенька”

Цель:Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой) .

Дидактический материал (оборудование) :наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

Методика проведения:

1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.

2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

4 вариант. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение.

Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

  1. “Волшебные лучики”

Дидактический материал (оборудование) :Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.

Методика проведения:

1 вариант.В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.

2 вариант.В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.

3 вариант.Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

  1. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель: определять первый звук в слове и давать его характеристику.

Методика проведения: каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки.

- Я буду показывать символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.

  1. «Где звук?»

Цель: Развитие умений определять, где находится звук.

Оборудование: Карточки- картинки, в названии которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Ход игры: Воспитатель показывает картинки (или раздает каждому) , а дети должны определить, где находится данный звук.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах

  1. «Найди место»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Ход игры: Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

  1. «Звуковые часы»

Цель: определять первый звук в слове, находить мягкий или твердый согласный, гласный, делить на слоги.

Оборудование: звуковые часы

Вариант 1."Найди слова на заданный звук"

Найди слова, которые начинаются со звукаВ.

"волк", звукВ- согласный твердый

Вариант 2. "Найди пару"

Покажи слова, которые начинаются на мягкий согласный, или с одного звука…медведь-звук "мь" - согласный мягкий

лиса- звук "ль" - согласный мягкий

Вариант 3 "Найди ударение"

Найди слова, в которых ударение падает на первый гласный звук.

Вариант 4. «Раздели на слоги»

Покажи картинку название которой делится на 2 слога, на 1 слог. И т.д.

По теме:

Материал nsportal.ru

Дидактическая игра как средство обучения дошкольников

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

.1 История вопроса

.2 Психологические основы и особенности игры

.3 Технология игры

Глава II. Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе

.1 Общая характеристика дидактических игр

.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

Заключение

Литература

Приложение

Введение

кругозор дидактическая игра дошкольный воспитательный

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.

Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.

Проблема исследования: Какова роль дидактической игры в обучении старших дошкольников.

Объект исследования: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Дидактическая игра как средство обучения дошкольников.

Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;

. Выявить сущность понятия дидактическая игра;

. Проанализировать опыт воспитателей по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

. Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

.1 История вопроса

Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е. А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов.

Так у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется "придаваться ребячеству". У евреев слово "игра" соответствовало понятию о шутке и смехе.

В последствии на всех европейских языках слово "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

Слово "игра" не является понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом "игра", мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На различных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало.

Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника.

В связи с этим взрослые изготовлять орудия для детей. Возникли игры-упражнения. Детские орудия

s

Источник studsell.com
Похожая статья: Влияние занятий спортивными играми на показатели физической подготовленности занимающихся

- результат.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра) . Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия.

В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными.

С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.

В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке.

В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

- подготовка игрового оборудования;

- определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

- дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

- позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

- игровыми действиями, дидактическим материалом;

- развитие у детей игрового настроения, желания играть;

- показ игровых действий;

- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

- подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

- четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

- занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

- вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

- давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

- обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

- варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

- средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Литература:

1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) . Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976.

Похожие статьи

Материал www.moluch.ru

Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

  1. они являются чаще всего совместной деятельностью;
  2. имеют готовое содержание и правила, носящие формализо ванный и обязательный характер;
  3. действия участников игры реальны и однозначны;
  4. дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
  5. носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры закан чивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем) ;
  6. тип отношений играющих - состязательный, связанный с ус тановлением первенства в чем-либо одного из играющих.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.

Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспи тателю. Вне занятий дидактические игры проводятся во внеучебное время (утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня) , в группе или на участке.

В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оцени вает их поведение. Дидактичес кая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирую щего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:

  1. отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;
  2. обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
  3. позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  4. материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидак тической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  1. выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
  2. определение места и роли игры в системе обучения и вос питания;
  3. установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
  4. подготовка игрового оборудования;
  5. определение времени игры в режиме дня;

Проведение дидактических игр включает:

  1. ознакомление детей с содержанием игры, игровыми прави лами,
  2. игровыми действиями, дидактическим материалом;
  3. выработка у детей игрового настроения, желания играть;
  4. показ игровых действий;
  5. руководство ходом игры, обеспечение активности всех де тей, оказание помощи нуждающимся;
  6. подведение итогов игры.
  1. на выявление приемов ее подготовки и проведения;
  2. на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
  3. усложнение игры и обогащение новым материалом.

Руководство дидактическими играми встарших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготов ки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитан никами, организация обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал) , опре деление своей роли в игре от ее начала и до конца.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

  1. четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  2. занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
  3. вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
  4. давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
  5. варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изме нением игрового содержания;
  6. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
  7. средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  8. используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Итак, в работе со старшими дошкольниками воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дидактический материал для дошкольников

    Дидактические игры по математике для дошкольников 02 Август 2014 Дидактическая игра «Веселые цифры» «Веселые цифры» Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для детей дошкольного возраста, пр...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Игра в жизни дошкольника

    Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка". Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н....

  • Значение игры в развитии дошкольника

    Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...

  • Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...