Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Рабочая программа «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 - детский сад общеразвивающего вида г. Тулы

(МБДОУ№107)

Рабочая программа

«Обучение плаванию детей дошкольного возраста».

Разработана: старшим воспитателем

МБДОУ№107

Овчинниковой М. А.

.

г. ТУЛА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Содержание программы.

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность программы.

2.2. Цель программы.

2.3. Задачи.

2.4. Ожидаемый результат.

2.5. Предшествующая работа.

2.6. Различные формы работы.

2.7. Формы подведения итогов.

3. Учебно-тематический план:

- первого года обучения (2 младшая группа) .

- второго года обучения (средняя группа) .

- третьего года обучения (старшая группа)

- четвертого года обучения (подготовительная группа)

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

5. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольника невелика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В процессе обучения плаванию вырабатывается хорошая осанка, укрепляются стопы ребенка, что предупреждает плоскостопие.

Физические занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. Укрепляется нервная система, активизируется дыхательная система, обмен веществ. Способствует эмоциональному и двигательному раскрепощению ребенка, побуждает к творческой деятельности в создании новых движений и композиций, повышает интерес к различным способам плавания.

Плавание благотворно влияет на формирование личности ребенка.

Программа разработана на основе программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду ».

Программа рассчитана на детей 3-7 лет.

1.2. Цель программы:

• обучение детей плаванию;

• укрепление здоровья детей;

• закаливание детского организма;

• воспитание выносливости, ловкости, силы.

1.3. Задачи:

• учить двигаться в воде;

• формировать интерес к плаванию;

• обучение способам плавания, согласованности рук, ног и дыхания;

• создание условий для личностного роста ребенка и развития его творческого потенциала;

• способствование положительному эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Объем программы 144 часа, которые распределяются следующим образом:

• первый год обучения – 36 часов;

• второй год обучения – 36 часов;

• третий год обучения-36 часов;

• четвертый год обучения-36 часов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

• личностно - ориентированного подхода (признание самобытности, уникальности каждого ребенка,

• природных данных ребенка (учитывается возраст ребенка, состояние здоровья, уровень его физического развития) ;

• систематичности, последовательности, наглядности и доступности обучения.

1.4. Ожидаемый результат.

Обучение по данной программе построено по принципу «от простого – к сложному», поэтапно:

• первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой) ;

• второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно (учатся держаться на поверхности воды – всплывать, лежать, скользить) ;

• на третьем этапе дети обучаются плаванию определенным способом;

• на последнем, четвертом этапе обучения плаванию продолжается совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

Постепенность и последовательность при переходе от привыкания к воде, во время простого передвижения по дну, к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей.

Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм обучения плаванию.

Групповая форма предусматривает подачу учебного материала всем детям группы.

Индивидуальная форма работы это закрепление материала с одним ребенком.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы работы:

• разучивание движений ног;

• разучивание движений рук;

• разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук, ног и дыхания;

• совершенствование плавания с полной координацией движений.

Рабочая программа строится на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной.

Рабочая программа отличается тем, что:

-обучение детей рассчитано на 1 занятие в неделю;

- разработаны учебно – тематические планы для каждого года обучения с общим количеством учебных часов;

- в методических рекомендациях дан подробный материал, который можно использовать на занятиях по обучению плаванию в игровой форме;

- разработано перспективное планирование для каждого года обучения (4 года) ;

1.5. Предшествующая работа.

На физкультурных занятиях и на занятиях «Ребенок и окружающий мир» (ОБЖ) проводятся беседы о пользе плавания, о том, что умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и необходимо человеку в самых разнообразных ситуациях.

1.6. Программа предусматривает различные формы работы:

Беседы о правилах личной гигиены, правилах поведения в бассейне, наглядный показ упражнений и способов плавания, словесные объяснения, звуковые и зрительные ориентиры, практические методы и приемы (упражнения-повторения, игры, соревнования). Для детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа) проводятся занятия в сухом бассейне, проводится экскурсия в бассейн. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения - стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать.

Занятия проводятся со 2 младшей группы 1 раз в неделю.

1.7. Формы подведения итогов.

Выполнение программы отслеживается через:

- диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года и предназначена для выявления знаний, умений и навыков детей по пройденным темам;

- выступления детей на праздниках, вечерах развлечений.

- выступления инструктора по плаванию на советах педагогов;

- выступления инструктора по плаванию на родительских собраниях.

Учебно-тематический план первого года обучения

(2 младшая группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Знакомство с бассейном,

обучение правилам поведения в бассейне 2

2. Обучение спускаться в бассейн,

Выходить из него. 3

3. Самостоятельные передвижения в воде 5

4. Погружение в воду 4

5. Знакомство с горизонтальным положением пловца 2

6. Передвижение на руках по бассейну 4

7. Самостоятельное передвижение по всему бассейну 4

8. Приседание в воде, опускание в воду лица 6

9. Обучение делать глубокий вдох и выдох 6

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план второго года обучения

(средняя группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Беседа о свойствах воды 1

4. Ходьба по бассейну (самостоятельно) 2

5. Погружение лица в воду 2

6. Переход от одного бортика к другому 3

7. Горизонтальное положение в воде, передвижение по дну бассейна 3

8. Обучение движения ногами, как при плавании кролем. 3

9. Вдох и выдох в воду. 3

10. Выполнение энергичных движений в воде. 3

11. Погружение в воду с головой 3

12. Погружение в воду с головой с задержкой дыхания 3

13. Вращательные движения рук в воде 2

14. Движения в воде парами 3

15. Всплывание и лежание на воде 3

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план третьего года обучения

(старшая группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Беседа о свойствах воды 1

4. Обучение способу плавания – кролю (на груди и на спине) 2

5. Погружение в воду с головой 2

6. Передвижение парами, держась за руки 3

7. Обучение выдоху в воде 3

8. Обучение открывать глаза в воде 3

9. Скольжение на груди, разучивание движений ногами в воде 3

10. Обучение движения ног в скольжении 3

11. Лежание на поверхности воды 3

12. Движение в воде в разных направлениях 3

13. Всплывание и лежание на спине 2

14. Скольжение с доской или игрушкой 2

15. Передвижение по дну с выполнением гребков 2

16. Плавание на груди с гребковыми движениями рук 2

Итого: 36 часов

Учебно-тематический план третьего года обучения (подготовительная к школе группа)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов

1. Беседа о пользе плавания 1

2. Правила поведения в бассейне 1

3. Передвижение в воде самостоятельно 1

4. Обучение способу плавания – кролю (на груди и на спине) 2

5. Погружение в воду с головой 2

6. Передвижение парами, держась за руки 3

7. Обучение выдоху в воде 3

8. Всплывание и лежание в воде 3

9. Лежание на спине, положение «стрела» для скольжения по поверхности воды 3

10. Обучение движения ног в скольжении с выдохом в воду 3

11. Побуждение плавать на груди и на спине 3

12. Овладение общей координацией плавательных движений - согласование движений рук с дыханием. 3

13. Показ всех способов плавания 2

14. Движение рук и в скольжении всеми способами плавания 2

15. Скольжение на груди и спине с движениями рук всеми способами плавания 2

16. Плавание всеми способами (кролем, брассом) 2

Итого: 36 часов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Закон Тульской области «Об образовании» от 26.09.2013г.

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №56/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №26 от 15.05.2013 года Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

5. Рекомендации Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» 2003г.

5. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения№107-детского сада общеразвивающего вида г. Тулы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной.

2. «Как научить ребенка плавать» И. В. Сидорова (практическое пособие) М., 2011г.

3. «Фигурное плавание в детском саду» М. Д. Маханева, Г. В. Баранова (методическое пособие) М. 2009г.

4. «Учите малышей плавать» Макаренко Л. П. М, 1985

5. «Программа обучению детей плаванию в детском саду» Е. К. Воронова С-П., 2010г.

6. «Плавание: основы самостоятельной работы» З. В. Гребенщикова (учебно- методическое пособие, Тула 2007г.

www.maam.ru

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Поскольку в программах, предлагаемых по обучению детей дошкольного возраста плаванию недостаточно представлены игровые приемы, художественное слово, опорные зрительные сигналы, приемы поощрения детей за их успехи, мы разработали и изготовили все это сами.

Время занятия 40 - 45 мин.

Задачи:

  1. Упражнять в технике попеременной работы ног, характерной спортивному стилю плавания “Кроль на груди”.
  2. Закреплять навык задержки дыхания в безопорном положении.
  3. Совершенствовать технику скольжения на груди.
  4. Развивать физические качества: силу, выносливость.
  5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей.

Оборудование: обруч, удочка, игрушка-паучок, карта-схема путешествия, карточки-напоминалки выполнения упражнений.

I. Подготовительная часть: 5 - 7 мин.

Инструктор предлагает детям отправиться в морское путешествие за кладом с известными детям персонажами; котом Матроскиным и псом Шариком.

Дети знакомятся с картой путешествия, которую потом крепят на борт бассейна (карта должна быть достаточно крупной, чтобы дети могли видеть задания, и в пленке, защищающей её от брызг) .

Разминка на суше:

  1. Упражнение на подвижность плечевого сустава: а) “Мельница” вперед; б) “Мельница” назад.
  2. Упражнение на развитие пластичности голеностопа. И.п. - сидя на голеностопных суставах попеременно поднимать колени, помогая руками. Темп медленный. Выполнять 6 - 8 раз правой и левой ногой.
  3. Имитация попеременной работы ног в положении на груди.

II. Основная часть (в воде) : 25 - 30 мин.

Звуковой, зрительный ориентир на построение у бортика бассейна.

Инструктор по плаванию - Мы отправляемся в путешествие на лодках (см. Приложение 1 п.1) .

Зрительный ориентир

на размыкание в колонне (см. Приложение 2, № 5) . (Дети размыкаются) .

Инструктор по плаванию - В путь! (Дети имитируют попеременную работу рук стиля “Кроль на груди” с продвижением вперед - 1 круг) .

Звуковой сигнал к окончанию упражнения.

Инструктор акцентирует внимание детей на карту - Дети, мы приплыли к острову “Свистков - сигнальщиков” (см. Приложение 1 п.2) .

Послушайте задание:

Если вы услышите один свисток, то должны присесть в воду с головой.

Если два свистка - поменять направление бега (6 сигналов)

(Дети бегут, помогая себе руками, выполняют команды)

Звуковой, зрительный ориентир на построение у бортика.

Инструктор по плаванию - Дальше наш путь лежит через залив “ Морских звезд” (см. Приложение 1 п.3) .

Зрительный ориентир на выполнение размыкания в шеренге

(см. Приложение 3 №.5) , дети выполняют команду.

Инструктор по плаванию - Раз, два, три - все на звездочку легли, (дети выполняют упражнение “звездочка на груди”. Раз, два, три, четыре, пять - будем “звездочкой” опять (упражнение повторяется) .

Звуковой, зрительный сигнал

к построению у бортика , (дети выполняют команду) .

Инструктор по плаванию - Следующий по курсу - остров “Рыбаков”, (см. Приложение 1 п. 4) . Чтобы рыбку вам поймать, “поплавком” должны вы стать. Чей “поплавок” дольше продержится на воде, тот и поймал рыбку.

Звучит команда: “ 1, 2, 3 - рыбку лови”. Инструктор “закидывает” удочку, “ловит ” рыбку. Дети выполняют упражнение “поплавок”.

Инструктор по плаванию отмечает детей, дольше всех задержавших дыхание и выполнившие правильную группировку, “поймавшие" рыбку.

Зрительный сигнал к выполнению следующего задания.

Инструктор по плаванию - Мы сейчас на воду ляжем “стрелки” разные покажем. На меня вы посмотрите, “стрелочку”, как я пустите. Звучит команда: “ 1, 2, 3 - стрелочка скользи” (см. Приложение 1 п.5) . Показ инструктора (дети выполняют скольжение на груди с разным положением рук 6 раз) .

Инструктор по плаванию - “Стрелку” мы перевернем, на спине скользить начнем” (дети выполняют скольжение на спине 2 раза) .

Звуковой зрительный ориентир на выполнение следующего задания

Инструктор по плаванию - А теперь мотор включаем и в морской тоннель ныряем. Дети ныряют в тоннель (обруч) и скользят на груди с попеременной работой ног 2 раза)

Зрительный ориентир на выполнение следующего задания

Инструктор по плаванию - Мы всем можем показать, как “ дельфинчиком” нырять, 1, 2, 3 - все “дельфинчиком” нырни (дети выполняют упражнение “ныряющие дельфинята”) . 1, 2, 3, 4, 5 - Мы “дельфинчики” опять (упражнение повторяется) .

Зрительный ориентир на выполнение следующего задания

Инструктор по плаванию - На пути у нас Жучок!

Что ты хочешь паучок? (Дети отвечают: “Поиграть”) .

Игра: “Жучок - паучок”

Правила игры: Выбирается водящий (Жучок - паучок) , который встает на “красный пятачок” (середина бассейна) . Остальные игроки берутся за руки и сплетают паутинку вокруг водящего. Дети идут по кругу со словами:

“Жучок-паучок” вышел на охоту, Не зевай, поспевай, прячься все под воду.

После этих слов дети разбегаются в стороны, спасаясь от “Жучка-паучка” под водой. Участники игры, не успевшие нырнуть под воду, выбывают из игры, отходят в сторону и выполняют заданное упражнение “насос” (на дыхание) , “моторчик” (на попеременную работу ног) с учетом уровня развития двигательных умений. Игра продолжается 1 мин.

Зрительный сигнал к окончанию игры и построение у бортика

.

Инструктор по плаванию отмечает самых ловких игроков и действия водящего. (По желанию детей игра может повторяться) .

Зрительный ориентир на карту,

Инструктор по плаванию - Наше путешествие продолжается... Но что это? Дети, оказывается папуасам грозит беда, их остров скоро затопит вода. С острова мы слышим SOS (сигнал бедствия) .

В беде поможет наш.....

Дети - насос.

Звучит команда: Настроить насос. (Дети встают лицом к поручню, держась за него прямыми руками, наклоняются так, чтобы подбородок касался воды) .

Звучит команда: “Насос включить”. (Дети выполняют вдох над водой, выдох в воду, 8 раз) .

Звуковой сигнал

: “ Упражнение закончить”

Инструктор по плаванию - Все ребята молодцы, испытания прошли. Вот и подошло к концу наше путешествие, сундучок нашли, (см. Приложение 1 п.10) . Мы желаем вам дальнейших успехов в обучении плаванию.

III. Заключительная часть:

Дети выходят из воды, принимают душ, одеваются.

Из сундучка инструктор по плаванию достает и награждает детей дипломами (см. Приложение 4, Приложение 5) .

Материал festival.1september.ru

Педагогические аспекты обучения плаванию детей дошкольного возраста

Предмет:детей, плаванию, воде, обучения, упражнений, упражнения, плавания, воды, игровых, движения, ног, движений, дети, игры, рукиПроцент оригинальности:

Глава 1. Педагогические аспекты обучения плаванию детей

дошкольного возраста…………………………………………6

1. 1. Актуальные вопросы обучения плаванию детей дошкольного возраста…………………………………………………………. . . 6

1. 2. Этапы обучения плаванию детей дошкольного возраста……. . 8

1. 3. Особенности обучения плаванию дошкольников……………10

1. 4. Техника безопасности при обучении плаванию дошкольников…………………………………………………. . 18

Глава 2. Влияние игровых упражнений на формирование навыков

плавания дошкольников……………………………………. . 20

2. 1. Значение использования игровых упражнений при обучении

плаванию………………………………………………………. . 20

2. 2. Требования и подбор игровых упражнений……………………20

2. 3. Особенности организации игровых упражнений на воде при

обучении плаванию……………………………………………. . 24

Список используемой литературы……………………………………28

Вступление:

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. При этом следует помнить, что оптимальным возрастом для серьезного обучения плаванию является возраст 5 – 6 лет.

В этот момент вестибулярный аппарат ребенка полностью готов к водной невесомости. А до этого в качестве подготовительной работы полезна организация игр и игровых упражнений на воде.

Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.

Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

При подборе игровых упражнений в процессе обучения плаванию необходимо учитывать этап обучения плаванию, возрастные особенности детей, уровень подготовленности (тренированности и закаленности) .

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремится к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание.

Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство.

Важным элементом обучения плаванию детей дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки.

Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей дошкольного возраста и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений, но и знания, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Все сказанное позволяет утверждать, что теме данной работы – «Роль игровых упражнений в обучении плаванию детей дошкольного возраста» – является актуальной.

Объект исследования – обучение плаванию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровые упражнения при обучении плаванию в детском саду.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему нашей работы следующим образом: каковы условия эффективной организации игровых упражнений на воде при обучении дошкольников плаванию. Ее решение составило цель работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть значение плавания детей в дошкольном возрасте.

2. Раскрыть этапы и основные особенности обучения плаванию дошкольников.

3. Дать представление об основных видах игровых упражнений на воде и о методике их организации в процессе обучения плаванию.

4. Показать влияние игровых упражнений на формирование навыков плавания у дошкольников.

Для решения поставленных задач мы использовали метод анализа теоретического материала.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение:

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на небольшой глубине, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные виды игровых упражнений, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Выбирая игровые упражнения и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.

Игровые упражнения подбираются в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды) . Чем прохладнее вода, тем короче и оживленнее должна быть игра, тем энергичнее должны быть движения в ней. Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Нужно выбрать удобное место для руководства игрой. Преподаватель должен постоянно наблюдать за играющими и быть готовым в любой момент прийти на помощь.

Организуя игровые упражнения, рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить ее на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.

Все игровые упражнения могут быть условно разделены по возрастным группам. Их использование во многом зависит от того, в каком возрасте будет начато обучение. В связи с этим возможно проводить игры, предназначенные, например, для старших дошкольников, на занятиях в младших и средней группах, но в облегченном варианте.

Список литературы:

1. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М. : Просвещение, 1977.

2. Бутович Н. А. и др. Плавание. – М. : Фи С, 1985.

3. Васильев В. С, Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию – М. : Просвещение, 1973.

4. Кардамонова Н. Н. Плавание. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Левин Г. Плавание для малышей. – М. : Фи С, 1974.

6. Лейнус Х. Игры для детей различного возраста //Плавание. – 1977. – Вып. 1.

7. Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста. – М. : НИИ дошкольного воспитания, 1985.

8. Методические рекомендации по обучению детей плаванию в детских садах/Под ред. В. С. Шичанина и др. – М. : Просвещение, 1987.

9. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

10. Осокина Т. И. Как научить детей плавать. – М. : Просвещение, 1985.

11. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М. : Просвещение, 1983.

12. Физическое воспитание детей в детском саду / Сост. А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1983.

13. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М. : Фи С, 1983.

14. Фирсов З. П. Плавать раньше, чем ходить. – М. : Фи С, 1980.

Бесплатные работы:

Читать далее www.ornatus.ru

Обучение плаванию детей дошкольного возраста | МАЛЫШАТА

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата!

Берем ласты, маску и начинаем Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

Плаванье – отличное развлечение и прекрасный вид спорта.

Многие родители полагают, что обучение плаванию детей дошкольного возраста поможет им стать здоровее, хорошо укрепит иммунитет.

Другие же напротив, думают, что бассейн подарит их чаду новый инфекционные заболевания.Так, кто же прав? Давайте рассмотри все «за» и «против»

«За»

  • Хочется отметить, прежде всего, что плавающие дети очень редко болеют простудными заболеваниями. А если и болеют, то недолго и в легкой форме.
  • Плавание хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат, полезно для обмена веществ.
  • Наши дети постоянно сидят, то в школе, то за компьютером, а от этого страдает позвоночник у многих сколиоз. Но его можно вылечить благодаря занятиям в бассейне.

«Против»

  • Опасения многих родителей можно понять. Вода холодная, много людей и стойкий запах хлорки. Конечно, есть бассейны, где запах не такой резкий. Все дело в том, что такой отвратительный запах дает не хлор, а соединение, хлора с загрязнениями. Получается, чем грязнее вода, тем хуже запах. Поэтому нужно выбирать тот бассейн, где хорошая очистительная система.
  • Еще один вопрос не дает покоя родителям: велик ли риск подхватить инфекцию в бассейне. Да, риск существует, но не в воде, так как вода хлорированная. Заразиться можно при касании с лавочками, стенками, бортиками. Постарайтесь ограничить контакт с этими предметами и все будет прекрасно.

Когда начинатьобучение плаванию детей дошкольного возраста?

  • Если малышу 2 -3 года предварительно поговорите с педиатром. Ведь бассейн может спровоцировать отит, дыхательную аллергию. Только имея на руках разрешение от доктора, можно смело идти на занятия.
  • Если же Вы хотите для своего ребенка спортивной карьеры, то тренеры рекомендуют бассейн с 5 -7 лет. Такие детки уже могут выдерживать серьезные спортивные нагрузки, понимать и выполнять указания тренера.

Как правильно выбрать бассейн?

  • Для начала выбирайте бассейны с глубиной, где ребенок может уверенно встать на ноги, оптимальная глубина «по грудь». Длиной бассейна должна быть от 5 до 7 метров.

Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Обучение плаванию детей дошкольного возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо! *****************************************

Подробней malushata.ru

Обучение плаванию детей дошкольного возраста: советы и правила | Две мамы одного ребенка

Опубликовано Мама Артурки в Кружки и секции | Нет комментариев

Начинать профессионально учить детей плавать можно примерно с пятилетнего возраста (если не считать грудничковое плавание) . Плавание развивает у детей легкие, укрепляет сердечную и сосудистую системы, способствует общему закаливанию организма, воспитывает смелость.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста в основном начинают летом. Но не исключением является и зимний период, когда можно пойти в бассейн или, к примеру, поехать на отдых в Паттайе, где пляжный сезон всю зиму. В любом случае, есть общие советы по обучению дошкольников плаванию.

10 простых советов: с чего начать обучение дошкольника плаванию

  1. Если занятия будут проходить в водоеме, следует подобрать место с ровным дном, плавным течением, чистой водой и песчаным дном.
  2. Не рекомендуется отходить дальше, чем на 2-3 метра от берега, глубина воды должна быть не больше 50 см.
  3. В первые дни занятий по обучению плавания их длительность составляет 2-5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
  4. До того, как ребенок зайдет в воду, с ним необходимо провести небольшую разминку, которая включает в себя 6-8 упражнений.
  5. Перед купанием ребенку желательно сходить в туалет.
  6. Не следует проводить занятия раньше, чем через час после еды.
  7. Заходя в воду, необходимо сперва намочить лицо и подмышки.
  8. Если вода холодная и ребенок замерз, его необходимо сразу же вывести на берег и растереть махровым полотенцем.
  9. Никогда не заставляйте малыша плавать, если он этого не хочет.
  10. Старайтесь чаще хвалить ребенка за успехи и больше заинтересовывайте его в процессе проведения занятий.

Как преодолеть страх воды у ребенка

Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него проявляется страх перед водой. Для начала постарайтесь уменьшить этот страх, позвольте побегать по берегу, поиграть с резиновыми игрушками.

Дети в большинстве случаев испытывают интерес и тягу к воде, но при первых занятиях могут падать и захлебываться, это зачастую и порождает страх перед водой. Но это очень быстро проходит. Во время выполнения упражнений ребенок научится быстро вставать на ножки и перестанет бояться воды.

Обучаем ребенка дошкольного возраста плаванию шаг за шагом: важные правила

  • Некоторые элементы плавания могут оказаться для ребенка слишком сложными, в обучении следуйте методике системности и постепенно усложняйте задачу. Всегда объясняйте ребенку спокойным голосом, не раздражайтесь, если у него что-то не получается, дополняйте словесное объяснение личным показом.
  • Перед показом ребенку нового плавательного элемента можно выполнить его сначала на суше, например на небольшой скамеечке. Дети повторяют движения на суше, а затем пытаются сделать это же упражнение в воде.
  • Во время занятий можно использовать надувные круги, нарукавники, мячи и другие предметы, дополнительно помогающие удерживаться на воде.
  • Учить нырять необходимо постепенно. Сначала ребенок погружается в воду до плеч, затем по шею, а только после ныряет с головой. Можно попросить малыша поднырнуть под круг или достать со дна какой-либо тонущий предмет.

Групповые и индивидуальные занятия с тренером

Если у вас по каким-либо причинам не получается правильно обучить ребенка плаванию, можно обратиться за помощью к специалисту. Для этого есть выбор между индивидуальными занятиями и занятиями в группах.

Для дошкольников формируются небольшие группы, поэтому тренер вполне успевает каждому ребенку уделить внимание, плюс к этому в группах дети общаются между собой, преодолевая проблемы с социализацией.

У индивидуальных занятий тоже есть свои плюсы, они очень эффективны, но при этом более затратные.

Автор статьи Валерия Приходько, специально для «Две Мамы.ру»

Еще интересные статьи по теме!

Подробней на сайте dvemamy.ru

детей младшего дошкольного возраста

Цели и задачи программы

Основной целью данной методики является обучение детей младшего дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем) .

Организация занятий по плаванию

Обучение плаванию в детском саду ведет тренер-преподаватель или педагог-инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности занятий на воде; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.

Тренеру-преподавателю необходимо не только знать комплекс физических и плавательных упражнений, но и самому владеть основными элементами техники упражнений. Он занимается организационными вопросами и руководит учебно-воспитательным процессом, проводит занятия по плаванию, беседует с воспитателями групп и родителями.

Вместе с медсестрой он проверяет условия проведения занятий, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены. Тренер-преподаватель полностью отвечает за порядок во время занятий, и преподаватель полностью отвечает за порядок во время занятий и безопасность детей.

Младший возраст (3—4 года)

Двигательные навыки

При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что, первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться.

При неправильно сформированных навыках в плавании (в скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень трудно.

Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности.

Игровая деятельность дает малышу возможность проявить самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений. В игре ребенок имеет возможность оценить свои действия и поведение, а также оценить партнеров. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются такие игры, в которых ребенок подготавливается к более сложным подвижным играм.

При закреплении движений в воде используется соревновательный момент. Детям предлагается выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит упражнение и окажется победителем соревнования.

Упражнения для общефизической подготовки

Занятия проходят в зале сухого плавания.

Строевые упражнения:

построения — в колонну, в круг, стайкой, врассыпную;

перестроения — парами, в колонну по два, в несколько кружков, нахождение своего места в строю;

повороты — по примеру воспитателя, используя зрительные ориентиры.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) :

для развития рук и плечевого пояса — исходные положения руки на пояс, к плечам, за спину, вниз, в стороны;

для мышц туловища — исходные положения стоя, стоя на четвереньках, сидя на стульях, скамейке, на полу ноги вместе, ноги врозь, лежа на животе;

для мышц ног — исходные положения стопы параллельно, ноги вместе, широко врозь.

Движения в ОРУ выполняются на 2 счета, в среднем темпе (для мышц туловища в более медленном темпе) ; движения носят имитационный характер; предъявляются требования по технике выполнения (не сгибать колени, не отрывать пятки от пола, слушать счет, соблюдать темп движения и т. п.) .

Упражнения для специальной подготовки

Предварительно происходит ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками; с правилами поведения в бассейне; посещение занятий по плаванию старших групп.

Спускв бассейн производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.

Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу в прямом направлении.

Действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде) .

Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой.

Погружения в воду с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей» (долгий выдох) , дуть на воду.

Скольжения на животе — держась за руки преподавателя; за поручень; опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно) ; передвигаться, держась за плавательную доску; с поплавком на спине; лежа на животе свободно без опоры: принять положения «стрелка», «запятая», «звездочка», «поплавок»; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры) .

Игры для ознакомления со свойствами воды

и освоения передвижений в воде

Змейка.Дети заходят в воду и располагаются вдоль бортика бассейна, руки свободны. По сигналу преподавателя они передвигаются по периметру бассейна. При передвижении можно помогать себе руками (гребковые движения в воде) , но надо держаться за бортик.

Паровозик.Дети передвигаются вдоль бортиков бассейна, положив руки друг другу на плечи.

Невод. Малыши располагаются вдоль бортика бассейна, берутся за руки и так передвигаются к противоположному бортику.

Каждый по своей дорожке. Дети становятся вдоль короткого бортика. По сигналу преподавателя они расходятся или разбегаются врассыпную (каждый по своей дорожке) . По второму сигналу дети бегут на свои места к бортику.

Пятнашки.Выбирается водящий, который старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим, поднимает руку и громко произносит: «Я вожу!» Пятнать разрешается только над водой.)

Пятнашки парами. Двое водящих, взявшись за руки, стараются поймать участника игры. Из пойманных игроков составляются новые пары водящих.

Игра заканчивается, когда все игроки пойманы. Не надо толкаться, топить друг друга, хватать за руки.

Карусели:Дети образуют круг в, центре бассейна и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу и произносят:

Еле-еле, еле-еле

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Физические упражнения для детей дошкольного возраста

    JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Двигательная активность детей дошкольного возраста

    Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физи...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...