Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) .

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Атрибуты для конструирования.

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека - книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Художественное творчество.

Рисование. Детский рисунок - это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка - это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Театрализованная деятельность.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы) .

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность) .

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

Литература.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) .

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

www.maam.ru

Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»

"Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста"

Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребёнка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выступают в онтогенезе. Эмоциональные процессы, являясь мощным регулятором психики и жизнедеятельности ребёнка, выполняют многочисленные и разнообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются. При этом специфика регулирующей роли эмоций и их конкретных функций на самых ранних этапах развития в значительной мере

обусловливается содержанием и динамикой взаимодействия взрослого с ребёнком.

На начальном этапе развития эмоциональные проявления ребёнка имеют аффективную природу. Их появление тесно связано с органическими

потребностями (еда, тепло и т. д.) . Отрицательные аффекты являются единственным готовым от рождения средством, с помощью которого ребёнок сигнализирует о характере своих потребностей и результате их удовлетворения (Бауэр, А. Валлон, Р. Заззо и др.) .

На протяжении первого года жизни существенно изменяется и расширяется как содержание доминирующих у младенца переживаний, так и их функциональная роль. Причём достаточно ярко обнаруживается полифункциональность эмоциональных проявлений, которые могут не только выступать как сигнал неблагополучия состояния организма или его отдельных систем, но и выполнять функцию жалобы, разрядки, средства привлечения к себе внимания взрослого и даже функцию способа общения и взаимодействия со взрослым.

Для детей второго и затем третьего года жизни характерно усложнение взаимодействия с окружающим миром и, как следствие, возникновение значительного усложнения в структуре эмоциональной жизни. Продолжается опосредование и «опроизволивание» аффективного поведения ребёнка. Вместе с тем аффективные тенденции остаются в детском возрасте достаточно выраженными: «огромное значение аффективных тенденций сохраняется на протяжении развития ребёнка».

Как уже было сказано, уже на первом году жизни, а более заметно – в младшем дошкольном возрасте аффект как выражение крайней беспомощности ребёнка начинает всё чаще рядополагаться, а затем и уступать место другому типу эмоционального поведения, а именно – ситуативным эмоциям, возникающим на определённом содержании, социальном или предметном. А. Н. Леонтьев писал: «Многообразие и сложность эмоциональных состояний являются результатом раздвоения первичной чувственности, в

которой её познавательные и аффективные моменты слиты… Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят», на своём языке эти ситуации и отдельные объекты, иногда даже входящие в них случайно или косвенно… Речь идёт… о возникающей дифференциации в образе его предметного содержания и его эмоциональной окраски… ».

Таким образом, ситуативно возникающие эмоции выполняют функцию оценки.

В свою очередь, эмоциональные оценки начинают дифференцировать в сознании ребёнка окружающие предметы и объекты на притягивающие и отталкивающие, на красивые и безобразные, приятные и неприятные, тем самым, задавая в дальнейшем избирательное отношение к ним.

Для дальнейшего развития эмоционально-оценочного поведения чрезвычайно важным обстоятельством является то, как эти оценки реализуются ребёнком вербально: в виде каких речевых штампов, как часто, на каком содержании, на каком эмоциональном фоне.

С прохождением кризиса трёх лет, протекающего по оси перестройки социальных отношений ребёнка с окружающими людьми, всё больше усложняется предметное содержание эмоциональных проявлений, усложняется модальность эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы достаточно длительных и глубоких чувствований (обиды, чувства вины, ревности, зависимости, сопереживания и т. д.) . Изменяется форма проявления эмоций детьми. Ребёнок начинает сам искать средства, которые помогли бы ему овладеть своим состоянием, что в известной мере начинает ему удаваться.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей специфически человеческих эмоций, социальных не только по своей природе, но и по содержанию: сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия, играющих чрезвычайно важную роль для социального и особенно нравственного развития ребёнка. В этом заключается личностная функция эмоций.

Таким образом, функциональная роль эмоциональных процессов складывается в онтогенезе постепенно, по мере освоения ребёнком социального и предметного содержания и выражается в виде системы надстраивающихся друг над другом конкретных функций эмоциональных явлений.

Дошкольный период называют возрастом аффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффекта., в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познаёт окружающий мир и самого себя. Всё это окрашено яркими переживаниями ребёнка. Он ещё мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

По исследованиям П. М. Якобсона эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдающиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причём они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдалённым результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим видом деятельности ребёнка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому

содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребёнка существенно изменяется. Если раньше ребёнок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщёнными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слёзы, можно заметить у ребёнка в 3-4 года. Хотя малышу это ещё плохо удаётся. Старший дошкольник начинает управлять выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слов.

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребёнка и включаются в переживание им отношений к определённым поступкам или действиям.

Ребёнок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и

оценочным отношением самого ребёнка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к

людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребёнка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребёнка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребёнок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «… Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Изучив эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, можно выделить следующие особенности этого развития:

- ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

www.maam.ru

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно - способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника - это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры

Материал paidagogos.com

Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» | Социальная сеть Pandia.ru

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

(Л. Выготский)

  • Выполняют регулирующую и охранную функции

(например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения) ;

  • Побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведения в целом;
  • Способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
  • Помогают приспособиться к ситуации;
  • Сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т. д.) и все виды деятельности;
  • Являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина, формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В предлагаемом вниманию читателей материале раскрываются возможности совместной деятельности для развития эмоциональной сфере детей. Они здесь не связаны строгими временными рамками, более раскованны в общении, свободны в выборе - участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре и т. д. Совместная деятельность, как правило, проходит в непринужденной, свободной от жестких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Работу важно строить с учетом следующих положений:

  • Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлением малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.
  • Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом ( сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение) .
  • Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельсти, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельсти (Д. Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи. Активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагог с детьми, родителей с детьми.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.

Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника

Игра «Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева.

Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются.

Игра «Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок.

Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

Игра «Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

(информация и подборка материалов подготовлена воспитателем О. Н. Данилова)

Делитесь:

Подробней на сайте pandia.ru

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

( Л. Выготский)

  • Выполняют регулирующую и охранную функции

( например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения) ;

  • Побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведения в целом;
  • Способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
  • Помогают приспособиться к ситуации;
  • Сопровождают общение ( выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;
  • Являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина, формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В предлагаемом вниманию читателей материале раскрываются возможности совместной деятельности для развития эмоциональной сфере детей. Они здесь не связаны строгими временными рамками, более раскованны в общении, свободны в выборе- участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре и т.д.

Совместная деятельность , как правило, проходит в непринужденной, свободной от жестких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Работу важно строить с учетом следующих положений:

  • Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы ( ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлением малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.
  • Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом ( сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение) .
  • Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельсти, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельсти( Д. Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи. Активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности- иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор . Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагог с детьми, родителей с детьми.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.

Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка.Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника

Игра «Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева.

Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются.

Игра «Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок.

Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

Игра «Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

(информация и подборка материалов подготовлена воспитателем О. Н. Данилова)

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Тема 19 Развитие эмоций в дошкольном возрасте

ПЛАН

1 Особенности эмоционального развития в немовлячому возрасте

2 Эмоциональное развитие в раннем детстве

3 Эмоциональное развитие в возрасте 3-7 лет

4 Характеристика нравственных чувств дошкольника

5 Расстройства эмоциональной сферы дошкольников

Литература

1 Бреслав Г М Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения - М: Педагогика, 1990 - 144 с

2 Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред Л Н Проколы-енко, В К Котырло - М.: Сов школа, 1987 - 174 с

3 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред А М Виноградовой - М: Просвещение, 1989 - 96 с

4 Гаспарова Е Эмоции ребенка раннего возраста в игре / / Дошкольное воспитание - 1981 - № 10 - С 61-64

5 Денисова С В Механизмы эмоционального поведения ребенка / Под ред Н И Касаткина - М: Наука, 1978 - 144 с

6 Захаров А И Как преодолеть страхи у детей - М: Педагогика, 1986 -112 с

7 Колосова Е Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами / / Дошкольное воспитание - 1981 - № 7-С65-67

8 Кононко О Л Социально-эмоциональное развитие личности-К, 1998 - 255 с

9 Люблинская Г О Детская психология - К: Высшая школа, 1974 - С 257-279

10 Мещерякова С Ю Особенности \"комплекса оживления\" в младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми / / Вопросы психологии - 1975 - № 5 - С 81-89

11 Миронов В Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы / / Дошкольное воспитание - 1993 - № 10 - С 41-42

12 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред А В Запорожца, Я С Неверович - М: Педагогика, 1986

- 176 с

13 Рояк А Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / / Дошкольное воспитание - 1977 - № 2 - С 12-19

14 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд центр \"Академия\", 1997 - С 244-264

15 Чистякова М И психогимнастики / Под ред М И Буянова

- М: Просвещение, 1990 - 128 с

16 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред А Д Коше-левой - М: Педагогика, 1985

1 Особенности эмоционального развития в немовлячому возрасте

Познание человека направлено на отражение объективных свойств и закономерностей действительности В результате возникают образ, мысль, знания

По-другому отражается действительность в эмоционально-волевых процессах Своеобразие заключается в том, что чувство отражают значение объектов для жизни человека в форме переживания (приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия)

Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворения

Учитывая значение объектов, человек регулирует свою деятельность посредством воли: избегает вредного и усваивает полезное Эмоционально-волевые процессы иногда называют аффективной сферы личности

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта

Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, которые служат удовлетворению ее высших потребностей Чувство носят предметный характер, поскольку связаны с каким-либо конкретным объектом

Способность к эмоциональных переживаний проявляется сразу после появления ребенка на свет Проведенные наблюдения показывают, что первые эмоции - негативные, они вызваны действием резких для новорожденного раздражающих икив: яркого света, прикосновениями одежды до нежного тела, громких звуков Ряд исследователей рассматривает момент рождения как эмоциональный стресс: \"Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни Эта май гическая маска на лице, закрытые глаза, крик Эта перехилена голова, руки охватывают ее, ноги, напряженные до максимума \"(Есть В Субботський, Ф Лабуайе) Негативные переживания преобладают в первые недели после рождения ребенка и связанные с физиологическими причинами Через крик, плач, двигательные реакции эмоции выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии ребенка: голод, болезнь, м окри пеленки, потребность спать и т.д. (Н Л Фигурин, М П Денисова) Теперь от внимательности и ухода взрослого зависит эмоциональное благополучие ребенка Удовлетворение всех органических потребностей ребенка способствует быстрому понятен зования организма, увеличению периода активности по сравнению со сном Во время активности малыш находится в постоянном контакте со взрослым, который направляет ему свои улыбки, радость, ласковые слова Взрослый становится особенно значимым фактором окружения ребенка, его появление в поле восприятия малыша вызывает у последнего оживление, внимание, а в конце первого месяца жизни и первую улыбку Реакции малыша сви дчать о его положительные эмоции при контакте с близким взрослым, до трех месяцев усложняются, охватывающих все тело ребенка (ручки, ножки, лицо) Систему таких эмоциональных реакций Н Л Фигурин и М П Д енисова назвали \"комплексом оживлениява назвали "комплексом пожвавлення".

Эмоции ребенка начинают приобретать особых социальных функций: включаясь в процесс общения со взрослым, они не только сигнализируют о состоянии самочувствие ребенка, но и становятся средством обмена впечатлениями ниями между взрослым и ребенком Важным для дальнейшего развития малыша, в частности его личности, Отзыв взрослого на эмоциональные состояния ребенка, свидетельствующие о любви взрослого, его личностное отношение к малышу как к уникальной и драгоценной существа Отсутствие интенсивных положительных эмоциональных контактов младенца со взрослым приводит к явлению госпитализм Это понятие введено в 1940-х гг ф зьким ученым Рене Спицем по результатам исследований малышей в госпиталях для детей, потерявших матерей во время войны сравнению с детьми с семей, которые всегда в хорошем настроении, жизнерадостные, требовательны, настойчивые, доброжелательные, младенец из дома ребенка проявляет противоположные эмоции .

В семьях, где родители не считают нужным уделять внимание эмоционально позитивным контактам с ребенком, где взрослые реагируют только на негативные переживания ребенка, растет капризный и плаксивый ребенок

Ребенок не только реагирует на выраженные отношении нее лично эмоции взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, чутко реагирует на него В раздраженной мамы малыш плачет, в горькой и истощенной й - малыш тревожный, страдает бессонницей, у него снижена заинтересованность окружающим Как исследовала М И Лисина, у малыша формируется определенное отношение к окружающему под влиянием взрослого Если взрослый чрезмерно в охраняет ребенка от внешнего мира, пытается вызвать у ребенка страх перед всем новым, неизвестным, то это значительно снижает познавательную активность малыша, вместо интерес окружающим у нее возник ае страх и недоверие, стремление избежать, спрятаться Страх малыша перед посторонними людьми возникает после 8 месяцев, при чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5-2 рок2 роки.

Бурную радость и восторг вызывают у ребенка первые удачные попытки захватить и удержать предмет, манипулирование с ним Ребенок проявляет повышенное внимание и заинтересованность относительно новых игрушек, в случае ку выявления в них новых свойствй.

При достижении малышом шести месяцев его общения со взрослым приобретает ситуативно-деловой формы Радость малыша вызывают действия с предметами, с игрушками, которые демонстрирует взрослый Впоследствии она с удовлетворения оленных включается в предметную действие взрослого, действует вместе с ним До конца года у ребенка возникает огорчение, если ей не удалось получить ожидаемого результата предметной действия трясет погремушкой, которое \"как чить \", не может получить шарик из коробочки, хотя долго пытается это сделать Выражение отрицательных эмоций, как правило, адресуется взрослом как призыв о помощи Получая боль от некоторых действий с предметом тами, ребенок реагирует недовольством, плачем: попала пальчиком в отверстие коробочки, а вытянуть не может, открыла крышку деревянной коробки, которая резко упала, ударив руку т.д. Ребенок начинает избегать действий с предметами, вызвавшие негативные переживанияивні переживання.

В процессе предметных манипуляций ребенок познает окружающее, у нее развиваются познавательные процессы, неотделимо связаны с эмоциональной жизнью малыша Особенно важным для развития познавательной акти ности ребенка выступают реакции на новизну, их эмоциональная окрашенность и интенсивность Сенсорная активность ребенка в ответ на новые раздражители, проявляется с первых месяцев жизни, до конца рок в начинает сопровождаться выраженным удивлением Ориентировочный рефлекс \"что такое?\" до дійсності.

К концу 1-го года у ребенка возникает способность к эмоциональному отклику на негативные переживания других людей Вот играют два мальчика, у каждого - машинка Один из ребят хочет подержать машинку другого, вы иривае ее из рук ровесника Тот - в плач Малыш удивленно и испуганно смотрит на ровесника несколько секунд и возвращает ему игрушку Если мама закрывает лицо руками, то малыш приближается к ней, озабоченно смотрит в глаза, пытается отодвинуть руки матери от ее лица Способность проявлять сочувствие и симпатию к другим возникает на основе подражания взрослого, поэтому без соответствующего примера у ребенка не формируетсяується.

Заключение об особенностях эмоционального развития младенца:

- врожденная способность ребенка к эмоциональной жизни проявляется сразу после рождения в форме негативных переживаний;

- любовь и забота взрослых становятся источником появления позитивных переживаний ребенка, связанных с благополучием его организма и с удовлетворением потребности в общении;

- при овладении ребенком хватанием манипулирования предметами начинает вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции зависимости от их результатов;

- к концу первого года реакция на новые раздражители сопровождается удивлением - первой интеллектуальной эмоцией;

- ребенок заражается эмоциями близких людей, на основе чего возникают первые проявления симпатии, сочувствие

Если вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней на сайте uchebnikionline.com

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...