Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Речь ребенка развивается в процессе подражания.

Орудие речи это язык.

Язык – это знаковая система, используемая людьми для формирования и выражения мыслей, а так же для общения.

Знаки – это слова, звуки, предложения, фразы.

Речь имеет три значения:

1 речь – как процесс деятельности

2 речь – как результат деятельности

3 речь – как ораторский жанр

Речь необходима для общения, она служит средством познания. Дети накапливают эти познания на всем периоде жизни.

1 Познавательная функция

2 Функция воздействия на других людей – это просьба приказ и побуждение, к каким то действиям. Это волевой акт говорящего.

3 Регулятивная функция внешней и внутренней речи – это устройство человеческих взаимоотношений и регулятор поведения ( что можно, а что нельзя делать дети должны узнать к трем годам ) . Такие слова побуждают самосознание ребенка, дисциплинирует его, укрепляют его волю – все это является залогом черт его характера.

4 Функция общения

Развитие человека происходит по следующим возрастным ступеням:

1 младенческий возраст - от 1,5 до 3 лет

2 ранний возраст – от 3 до 7 лет

3 дошкольный возраст – от 7 до 11 лет

4 младший школьный возраст – от 11 до 17 лет

5 подростковый возраст – от 11 до 17 лет

6 юношеский возраст – от 17 до 20 лет

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается

1 определенными физическими размерами

2 строением органов и систем

3 определенными возможностями организма

Речевая деятельность организма– это результат согласованных действий многих органов и систем.

Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи. Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.

Мышление – это когда ребенок логически мыслит.

Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера.

Если взрослый требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения у них задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.

Мыслительные операции в речевой деятельности–это анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация по определенному признаку, а так же выделение свойств.

Речевые качества

1 Навыки речевого общения ни только с взрослыми, но и сверстниками. Особое внимание уделяется культуре. Для этого необходимо пополнять словарный запас в разные режимные моменты.

2 Дети должны использовать в своей речи сложные предложения (уметь делить трехсложные слова на части, уметь слушать своего товарища, свободно пересказывать)

Использовать общий речевой фон в группе, негромкая речь в повседневной жизни, на занятиях громкая оживленная.

Факторы, влияющие на развитие речи:

1 анатомические (правильное строение речевого аппарата)

2 наследственные

Развитие речи первого года жизни

Младенчество делится на два этапа:

Первый этап – от 0 до 5-6 месяцев.

Второй этап – от 6 до 12 месяцев.

1 этап– комплекс оживления (гуканье, гуление)

2 этап– связан с установлением зрительно-двигательных координаций между рукой и глазом. Манипулирование предметом и предметное восприятие.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать.

С 6 месяцев путем подражания произносит слоги, затем появляются элементы звучащей речи. Малыш воспринимает определенное звукосочетание и связывает их с предметами или действиями.

С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев у ребенка появляется реакция на слова.

Это подготовительный этап, на котором происходит подготовка к овладению речью.

Закономерности усвоения языка

:1 Способность к восприятию разной речи, которая зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Для владения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата. Эти движения должны быть скоординированы со слухом ребенка. Ребенок слушает, чужую речь повторяет, подражая этой речи с помощью органов речи.

2 Понимание смысла речи, которая зависит от усвоения лексических и грамматических знаний.

3 Усвоение выразительности речи она зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. При заучивание стихотворений дети интуитивно усваивают особенность родного языка, то есть одну мысль выразить разными интонациями.

4 Усвоение норм речи зависящих от развития чувства языка у ребенка – это способность человека использовать в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, чувства языка.

5 Усвоение письменной речи, которая зависит от развития устной речи. Приобучение чтению и письму к работе органов речи подключаются работа мышц глаза и пишущей руки. Письменная речь для ребенка это второй этап овладения речью.

Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

6 Темпы обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков.

Структура речевых навыков – чем лучше развита устная речь у ребенка, тем лучше он запоминает стихи, сказки, рассказы, и тем точнее он может передать содержание.

7 Формирование познавательной активности у детей (развитие интереса к слову к работе со звучащим словом) для этого используется логические упражнения:

а) назовите звонкие (главные и тихие) слова – зонт рыба

б) вспомните слова, которые оканчиваются на – ок (молоток песок дружок)

в) назвать два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом)

г) из окружающих предметов назовите слова начинающиеся со звука –к (кубик кровать)

д) назовите слова, в которых нет звука (стол стул)

е) найдите в комнате предметы с длинными названиями

Все это связано с познавательной деятельностью детей.

Методические принципы обучения родному языку

Лингводидактические принципы– это теоретические положения, которые используются учителем, воспитателем выбирая средства обучения.

1 Принцип внимания.

К материи языка к физическому развитию органов речи и пишущей руки – это, значит, выбрать средства обучения, что бы они обеспечивали физическую нагрузку речевого аппарата ребенка и руки.

2 Принцип понимания языков знаний.

Для этого воспитатель должен обеспечить тренировку мысли ребенка и выработать у него мыслительные навыки (анализ, синтез, умозаключение) на занятиях по развитию речи:

- составление рассказов по игрушке предмету

- пересказ литературного текста

- рассказ из личного опыта

3 Принцип оценки выразительности речи– это отбор дидактического материала, который развивал бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи (подбор стихов, диалог по сказкам, инсценировки) .

4 Принцип развития чувства языка.

Осуществляется через усвоение традиций запоминание фактов родного языка.

5 Принцип опережающего развития устной речи перед письменной речью.

Для этого необходимо подбирать материал, на котором дети учатся координировать движения своих органов речи (мышцы лица, гортани, легких) , а так же слухового аппарата. Для этого проводятся упражнения ”Угадай, кто сказал?”, “Давай послушаем, о чем говорит улица”.

Научить детей переходить от устной формы деятельности к письменной.

6 Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи.

Даем ни только новые знания, но и обязательно повторяем пройденный материал.

Развитие детей второго года жизни

1 этап – от1,5 до 2 лет 2 этап – от 2 до 3 лет

В этом возрасте у детей совершенствуются понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции звуков речи. Ребенок охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова.

В этом возрасте ряд твердых согласных звуков дети заменяют мягкими, в основном это относится к переднеязычным звукам. Произносят укороченные слова. Иногда у детей проявляется невнятное произношение звуков.

У детей недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос у ребенка слабый.

В 1год 6 месяцев у детей насчитывается не более 30-40 слов.

Первые слова носят обобщенно смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием может объяснить предмет или просьбу. Ребенок понимает речь взрослых, может выполнить указания воспитателя. Для ребенка характерно понимание словесного объяснения взрослых.

С1,5 лет слово у детей приобретает обобщенный характер. Детям многократно говорим одно и то же действие. Развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит медленно, а после 1,5 лет ребенок владеет большим количеством слов и становиться инициативным просит назвать тот или иной предмет.

Под руководством взрослых ребенок употребляет до 300 слов к концу 2 года жизни. Ребенок может изменять звуковую форму слова, так как не в полной мере обладает фонетическим звуком и не владеет звуковой артикуляцией.

В общении с взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, а четкое произношение слов воспитателя влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. В этом возрасте ребенок овладевает зрительными действиями, которые помогают ему определить некоторые свойства предметов и регулировать практические действия с ним.

На ряду со зрительными анализаторами у детей интенсивно развивается и слуховое восприятие, поэтому большая часть слов усваивается детьми до 3 лет. Дети могут обозначать предметы определять их действия. Большое внимание в данном возрасте уделяем развитию мышления, формируя у детей обобщенные понятия.

И так к концу 3 года жизни дети самостоятельно употребляют осмысленные слова. Дети начинают овладевать фразовой речью, для этого необходим активный словарный запас ребенка.

Особенности речи второго года жизни

- речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим

- в первом полугодии интенсивно развивается понимание речи окружающих

- во втором полугодии овладевают умением понимания слов, обозначающие признаки предметов, пространственные отношения, по слову взрослого дети могут выполнить поручение

- речь становится средством общения, формируется регулирующая функция ребенка (можно, нельзя, спасибо)

- у детей формируется слушанье и понимание литературных произведений, народных песенок и небольших стихов А. Барто.

На 2 году жизни ребенок активен в своих действиях и в стремлении к общению с взрослыми. В 1 полугодии у ребенка интенсивно развивается понимание речи. Активный словарь ребенка увеличивается медленно. К 1году 6 месяцам ребенок овладевает 30-40 словами.

Во 2 полугодии дети могут определить признаки предметов, характеризовать пространственные понятия (там, наверху) . Дети могут по слову взрослого выполнить отдельные поручения (положи шарик в ведро) . Ребенок начинает пользоваться правильными словесными обозначениями. Начинает употреблять сложные по звуковому составу слова (игрушки, пирамида) . В целях развития понимания речи широко используется прием показа (на пирамидах, кубиках, матрешках) . Обязательно называем предметы, которые показываем детям. Хорошо использовать “чудесный мешочек” (2-3 игрушки) . К концу 2 года можно использовать игры-инсценировки (“Репка”) .

Воспитатель решает задачи:

- обогащение словаря через игровые функции (кормление куклы, переодевание куклы)

- рассматривание картинок (домашние животные – различать и звуковое подражание)

- чтение потешек.

В развитие активной речи дают приемы речевого подражания за воспитателем. Для того чтобы дать детям возможность говорить.

- учить уметь отвечать на вопросы взрослых Кто пришел? Кто плачет?

- знакомить детей с групповой комнатой, спальней, ванной.

Дидактические игры

“Устроить кукле комнату”. “Купание куклы”. “ Возьмем куклу погулять”.

Дети познают мир через взрослых.

Развитие детей третьего года жизни.

В этом возрасте наступает качественно новый этап усвоения речи.

У ребенка появляется желание узнать рассказать поделиться своими мыслями.

На 3 году развивается звуковая сторона речи. Дети овладевают грамматическими формами. В плане усвоения словаря дети овладевают обобщением. Коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций (дети должны знать, что можно, а что нельзя) .

Коммуникативная функция– это желание общаться со сверстниками и взрослыми.

Развитие разных сторон речи составляет основу для овладения словаря. Ребенок овладевает:

1) морфология – изменение слов по родам и падежам

2) синтаксис – построение предложения

Приформирование звуковой культуры речи дети должны овладеть фонематическим слухом (слушать и слышать) .

Развитие словаря:обобщение

На 3 году работаем над усвоением уменьшительных ласкательных слов.

Воспитываем интерес к труду близких ребенку людей.

Дети начинают овладевать связной речью.

Дети не только понимают речь взрослых на и должны отвечать на простые вопросы.

Особенности развития речи 3 года жизни.

- речь ребенка превращается в универсальное средство общения, так как дети уже понимают нас

- формируется активная речь ребенка, появляется связная форма речи

фонетика лексика грамматика

(звук) (словарный запас) (построение предложения)

связная форма речи

-дети умеют пользоваться диалогической речью

- развивается регулирующая функция речи (можно - нельзя) .

Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.

Программа воспитания и обучения в детском саду стр. 76.

Речь включает все виды деятельности– общение, познание, регулятор поведения.

В дошкольном возрасте усложняется общение с взрослыми и сверстниками. Расширяется круг жизненных связей и отношений в плане развития: словаря, звуковой культуры речи и грамматического строя, дети используют объяснительную речь.

В своей речи дети пользуются обобщающей, коммуникативной, планирующей и регулирующей функцией.

В звуковой культуре речи дети усваивают правильное звукопроизношение, четкую дикцию при рассказе, пересказе и заучивание стихотворений. Учатся использовать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность.

Дикция –это четкое произношение слов.

В этом возрасте:

- дети усваивают почти все грамматические формы и части речи

- связная речь:

младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ)

средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста составление рассказа)

- формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание раскрывается в самом контексте

- объяснительная речь (самая сложная форма речи в дошкольном возрасте) и опирается она, на развитие мышления требуя от детей отражать в своей речи причинно – следственные связи.

Особенности развития речи детей от 3 до 5 лет.

- речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения

- у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность

- ребенок учится излагать свои мысли связно логично рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов

- речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье беседа рассуждение)

- завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи

- у детей возникают предпосылки для освоения грамматики.

Формирование познавательной активности детей

Речь сопровождает все виды деятельности.

Опираясь на имеющиеся знания, о слове учитывая большой интерес к слову, воспитатель создает ситуацию в работе с детьми со звучащим словом. Для этого используются логические упражнения:

1) Назовите звонкие слова. Почему они звучат звонко, а некоторые слова тихо? (замок, мяч, дом, знак) .

2) Вспомните слова на – (дымок, прыжок, песок, крючок, котенок)

3) Два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом, яблоко – облако, кубик – тюбик, окно – дупло, мыло – шило, трава – дрова)

4) Из окружающих предметов скажи слова начинающиеся на звук (картина, карандаш, кофта, кружка, кубик, кран, кактус, корзина) .

5) Слова, в которых нет звука – (молоток, стол, окно, клоун, одеяло, ковер, туфли, стул) .

6) Слова, начинающиеся со звук и заканчивающиеся на звук (шпон, шпион, Шопен, шатен, шифон, шафран, шаман) .

Resource id #4146

Ссылка на источник nsportal.ru

Терпение и творчество, упорство и победа-

Вот главные этапы в работе логопеда.

Все Нади, Васи, Вити должны заговорить,

От нас и Вас зависит - быть им или не быть.

Речь— это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.

Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий.

Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этапов.

Итак, первый этап— подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года) .

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной) . Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет(агу-угу, тя-тя, ба-баи т. п.) . Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги(ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-паи др.) .

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями(тик-так, дай-дай, бух) .Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них) .

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего) .

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.) .

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап— преддошкольный (от одного года до 3 лет) .

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.

При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.

Например, словокашаможет означать в разные моментывот каша; дай кашу; горячая каша.Или словопапаможет означатьпришел папа; нет папы; папа, подойдии т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!) ; к 3 г. — около 1000 слов .

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —Мама,дайТатепопить молока) . Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап— дошкольный (от 3 до 7 лет) .

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместополивать из лейки«леять», вместо лопатка«копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам,

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей») .

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют») .

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки.

т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет) .

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически (Sота(греч.) — тело человека (организм) .) здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Материал взят из учебника:

Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ...

  • Нарушение слуха у детей дошкольного возраста

    Особенности детей с нарушением слуха Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску пла...