Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Речь ребенка развивается в процессе подражания.
Орудие речи это язык.
Язык – это знаковая система, используемая людьми для формирования и выражения мыслей, а так же для общения.
Знаки – это слова, звуки, предложения, фразы.
Речь имеет три значения:
1 речь – как процесс деятельности
2 речь – как результат деятельности
3 речь – как ораторский жанр
Речь необходима для общения, она служит средством познания. Дети накапливают эти познания на всем периоде жизни.
1 Познавательная функция
2 Функция воздействия на других людей – это просьба приказ и побуждение, к каким то действиям. Это волевой акт говорящего.
3 Регулятивная функция внешней и внутренней речи – это устройство человеческих взаимоотношений и регулятор поведения ( что можно, а что нельзя делать дети должны узнать к трем годам ) . Такие слова побуждают самосознание ребенка, дисциплинирует его, укрепляют его волю – все это является залогом черт его характера.
4 Функция общения
Развитие человека происходит по следующим возрастным ступеням:
1 младенческий возраст - от 1,5 до 3 лет
2 ранний возраст – от 3 до 7 лет
3 дошкольный возраст – от 7 до 11 лет
4 младший школьный возраст – от 11 до 17 лет
5 подростковый возраст – от 11 до 17 лет
6 юношеский возраст – от 17 до 20 лет
На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается
1 определенными физическими размерами
2 строением органов и систем
3 определенными возможностями организма
Речевая деятельность организма– это результат согласованных действий многих органов и систем.
Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи. Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.
Мышление – это когда ребенок логически мыслит.
Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера.
Если взрослый требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения у них задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.
Мыслительные операции в речевой деятельности–это анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация по определенному признаку, а так же выделение свойств.
Речевые качества
1 Навыки речевого общения ни только с взрослыми, но и сверстниками. Особое внимание уделяется культуре. Для этого необходимо пополнять словарный запас в разные режимные моменты.
2 Дети должны использовать в своей речи сложные предложения (уметь делить трехсложные слова на части, уметь слушать своего товарища, свободно пересказывать)
Использовать общий речевой фон в группе, негромкая речь в повседневной жизни, на занятиях громкая оживленная.
Факторы, влияющие на развитие речи:
1 анатомические (правильное строение речевого аппарата)
2 наследственные
Развитие речи первого года жизни
Младенчество делится на два этапа:
Первый этап – от 0 до 5-6 месяцев.
Второй этап – от 6 до 12 месяцев.
1 этап– комплекс оживления (гуканье, гуление)
2 этап– связан с установлением зрительно-двигательных координаций между рукой и глазом. Манипулирование предметом и предметное восприятие.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать.
С 6 месяцев путем подражания произносит слоги, затем появляются элементы звучащей речи. Малыш воспринимает определенное звукосочетание и связывает их с предметами или действиями.
С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 месяцев у ребенка появляется реакция на слова.
Это подготовительный этап, на котором происходит подготовка к овладению речью.
Закономерности усвоения языка
:1 Способность к восприятию разной речи, которая зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Для владения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата. Эти движения должны быть скоординированы со слухом ребенка. Ребенок слушает, чужую речь повторяет, подражая этой речи с помощью органов речи.
2 Понимание смысла речи, которая зависит от усвоения лексических и грамматических знаний.
3 Усвоение выразительности речи она зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. При заучивание стихотворений дети интуитивно усваивают особенность родного языка, то есть одну мысль выразить разными интонациями.
4 Усвоение норм речи зависящих от развития чувства языка у ребенка – это способность человека использовать в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, чувства языка.
5 Усвоение письменной речи, которая зависит от развития устной речи. Приобучение чтению и письму к работе органов речи подключаются работа мышц глаза и пишущей руки. Письменная речь для ребенка это второй этап овладения речью.
Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.
6 Темпы обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков.
Структура речевых навыков – чем лучше развита устная речь у ребенка, тем лучше он запоминает стихи, сказки, рассказы, и тем точнее он может передать содержание.
7 Формирование познавательной активности у детей (развитие интереса к слову к работе со звучащим словом) для этого используется логические упражнения:
а) назовите звонкие (главные и тихие) слова – зонт рыба
б) вспомните слова, которые оканчиваются на – ок (молоток песок дружок)
в) назвать два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом)
г) из окружающих предметов назовите слова начинающиеся со звука –к (кубик кровать)
д) назовите слова, в которых нет звука (стол стул)
е) найдите в комнате предметы с длинными названиями
Все это связано с познавательной деятельностью детей.
Методические принципы обучения родному языку
Лингводидактические принципы– это теоретические положения, которые используются учителем, воспитателем выбирая средства обучения.
1 Принцип внимания.
К материи языка к физическому развитию органов речи и пишущей руки – это, значит, выбрать средства обучения, что бы они обеспечивали физическую нагрузку речевого аппарата ребенка и руки.
2 Принцип понимания языков знаний.
Для этого воспитатель должен обеспечить тренировку мысли ребенка и выработать у него мыслительные навыки (анализ, синтез, умозаключение) на занятиях по развитию речи:
- составление рассказов по игрушке предмету
- пересказ литературного текста
- рассказ из личного опыта
3 Принцип оценки выразительности речи– это отбор дидактического материала, который развивал бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи (подбор стихов, диалог по сказкам, инсценировки) .
4 Принцип развития чувства языка.
Осуществляется через усвоение традиций запоминание фактов родного языка.
5 Принцип опережающего развития устной речи перед письменной речью.
Для этого необходимо подбирать материал, на котором дети учатся координировать движения своих органов речи (мышцы лица, гортани, легких) , а так же слухового аппарата. Для этого проводятся упражнения ”Угадай, кто сказал?”, “Давай послушаем, о чем говорит улица”.
Научить детей переходить от устной формы деятельности к письменной.
6 Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи.
Даем ни только новые знания, но и обязательно повторяем пройденный материал.
Развитие детей второго года жизни
1 этап – от1,5 до 2 лет 2 этап – от 2 до 3 лет
В этом возрасте у детей совершенствуются понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции звуков речи. Ребенок охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова.
В этом возрасте ряд твердых согласных звуков дети заменяют мягкими, в основном это относится к переднеязычным звукам. Произносят укороченные слова. Иногда у детей проявляется невнятное произношение звуков.
У детей недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос у ребенка слабый.
В 1год 6 месяцев у детей насчитывается не более 30-40 слов.
Первые слова носят обобщенно смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием может объяснить предмет или просьбу. Ребенок понимает речь взрослых, может выполнить указания воспитателя. Для ребенка характерно понимание словесного объяснения взрослых.
С1,5 лет слово у детей приобретает обобщенный характер. Детям многократно говорим одно и то же действие. Развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит медленно, а после 1,5 лет ребенок владеет большим количеством слов и становиться инициативным просит назвать тот или иной предмет.
Под руководством взрослых ребенок употребляет до 300 слов к концу 2 года жизни. Ребенок может изменять звуковую форму слова, так как не в полной мере обладает фонетическим звуком и не владеет звуковой артикуляцией.
В общении с взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, а четкое произношение слов воспитателя влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. В этом возрасте ребенок овладевает зрительными действиями, которые помогают ему определить некоторые свойства предметов и регулировать практические действия с ним.
На ряду со зрительными анализаторами у детей интенсивно развивается и слуховое восприятие, поэтому большая часть слов усваивается детьми до 3 лет. Дети могут обозначать предметы определять их действия. Большое внимание в данном возрасте уделяем развитию мышления, формируя у детей обобщенные понятия.
И так к концу 3 года жизни дети самостоятельно употребляют осмысленные слова. Дети начинают овладевать фразовой речью, для этого необходим активный словарный запас ребенка.
Особенности речи второго года жизни
- речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим
- в первом полугодии интенсивно развивается понимание речи окружающих
- во втором полугодии овладевают умением понимания слов, обозначающие признаки предметов, пространственные отношения, по слову взрослого дети могут выполнить поручение
- речь становится средством общения, формируется регулирующая функция ребенка (можно, нельзя, спасибо)
- у детей формируется слушанье и понимание литературных произведений, народных песенок и небольших стихов А. Барто.
На 2 году жизни ребенок активен в своих действиях и в стремлении к общению с взрослыми. В 1 полугодии у ребенка интенсивно развивается понимание речи. Активный словарь ребенка увеличивается медленно. К 1году 6 месяцам ребенок овладевает 30-40 словами.
Во 2 полугодии дети могут определить признаки предметов, характеризовать пространственные понятия (там, наверху) . Дети могут по слову взрослого выполнить отдельные поручения (положи шарик в ведро) . Ребенок начинает пользоваться правильными словесными обозначениями. Начинает употреблять сложные по звуковому составу слова (игрушки, пирамида) . В целях развития понимания речи широко используется прием показа (на пирамидах, кубиках, матрешках) . Обязательно называем предметы, которые показываем детям. Хорошо использовать “чудесный мешочек” (2-3 игрушки) . К концу 2 года можно использовать игры-инсценировки (“Репка”) .
Воспитатель решает задачи:
- обогащение словаря через игровые функции (кормление куклы, переодевание куклы)
- рассматривание картинок (домашние животные – различать и звуковое подражание)
- чтение потешек.
В развитие активной речи дают приемы речевого подражания за воспитателем. Для того чтобы дать детям возможность говорить.
- учить уметь отвечать на вопросы взрослых Кто пришел? Кто плачет?
- знакомить детей с групповой комнатой, спальней, ванной.
Дидактические игры
“Устроить кукле комнату”. “Купание куклы”. “ Возьмем куклу погулять”.
Дети познают мир через взрослых.
Развитие детей третьего года жизни.
В этом возрасте наступает качественно новый этап усвоения речи.
У ребенка появляется желание узнать рассказать поделиться своими мыслями.
На 3 году развивается звуковая сторона речи. Дети овладевают грамматическими формами. В плане усвоения словаря дети овладевают обобщением. Коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций (дети должны знать, что можно, а что нельзя) .
Коммуникативная функция– это желание общаться со сверстниками и взрослыми.
Развитие разных сторон речи составляет основу для овладения словаря. Ребенок овладевает:
1) морфология – изменение слов по родам и падежам
2) синтаксис – построение предложения
Приформирование звуковой культуры речи дети должны овладеть фонематическим слухом (слушать и слышать) .
Развитие словаря:обобщение
На 3 году работаем над усвоением уменьшительных ласкательных слов.
Воспитываем интерес к труду близких ребенку людей.
Дети начинают овладевать связной речью.
Дети не только понимают речь взрослых на и должны отвечать на простые вопросы.
Особенности развития речи 3 года жизни.
- речь ребенка превращается в универсальное средство общения, так как дети уже понимают нас
- формируется активная речь ребенка, появляется связная форма речи
фонетика лексика грамматика
(звук) (словарный запас) (построение предложения)
связная форма речи
-дети умеют пользоваться диалогической речью
- развивается регулирующая функция речи (можно - нельзя) .
Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
Программа воспитания и обучения в детском саду стр. 76.
Речь включает все виды деятельности– общение, познание, регулятор поведения.
В дошкольном возрасте усложняется общение с взрослыми и сверстниками. Расширяется круг жизненных связей и отношений в плане развития: словаря, звуковой культуры речи и грамматического строя, дети используют объяснительную речь.
В своей речи дети пользуются обобщающей, коммуникативной, планирующей и регулирующей функцией.
В звуковой культуре речи дети усваивают правильное звукопроизношение, четкую дикцию при рассказе, пересказе и заучивание стихотворений. Учатся использовать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность.
Дикция –это четкое произношение слов.
В этом возрасте:
- дети усваивают почти все грамматические формы и части речи
- связная речь:
младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ)
средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста составление рассказа)
- формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание раскрывается в самом контексте
- объяснительная речь (самая сложная форма речи в дошкольном возрасте) и опирается она, на развитие мышления требуя от детей отражать в своей речи причинно – следственные связи.
Особенности развития речи детей от 3 до 5 лет.
- речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения
- у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность
- ребенок учится излагать свои мысли связно логично рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов
- речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье беседа рассуждение)
- завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи
- у детей возникают предпосылки для освоения грамматики.
Формирование познавательной активности детей
Речь сопровождает все виды деятельности.
Опираясь на имеющиеся знания, о слове учитывая большой интерес к слову, воспитатель создает ситуацию в работе с детьми со звучащим словом. Для этого используются логические упражнения:
1) Назовите звонкие слова. Почему они звучат звонко, а некоторые слова тихо? (замок, мяч, дом, знак) .
2) Вспомните слова на – (дымок, прыжок, песок, крючок, котенок)
3) Два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом, яблоко – облако, кубик – тюбик, окно – дупло, мыло – шило, трава – дрова)
4) Из окружающих предметов скажи слова начинающиеся на звук (картина, карандаш, кофта, кружка, кубик, кран, кактус, корзина) .
5) Слова, в которых нет звука – (молоток, стол, окно, клоун, одеяло, ковер, туфли, стул) .
6) Слова, начинающиеся со звук и заканчивающиеся на звук (шпон, шпион, Шопен, шатен, шифон, шафран, шаман) .
Resource id #4146
Терпение и творчество, упорство и победа-
Вот главные этапы в работе логопеда.
Все Нади, Васи, Вити должны заговорить,
От нас и Вас зависит - быть им или не быть.
Речь— это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.
Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий.
Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этапов.
Итак, первый этап— подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года) .
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной) . Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет(агу-угу, тя-тя, ба-баи т. п.) . Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги(ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-паи др.) .
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями(тик-так, дай-дай, бух) .Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них) .
В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего) .
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.) .
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап— преддошкольный (от одного года до 3 лет) .
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.
При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.
Например, словокашаможет означать в разные моментывот каша; дай кашу; горячая каша.Или словопапаможет означатьпришел папа; нет папы; папа, подойдии т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!) ; к 3 г. — около 1000 слов .
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —Мама,дайТатепопить молока) . Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап— дошкольный (от 3 до 7 лет) .
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.
Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместополивать из лейки«леять», вместо лопатка«копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам,
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей») .
На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют») .
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки.
т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет) .
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
быть психически и соматически (Sота(греч.) — тело человека (организм) .) здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Материал взят из учебника:
Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
Развитие речи в дошкольном возрасте кратко
Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...
Фольклор для детей дошкольного возраста
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...
Виды игр для детей дошкольного возраста
Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...
Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...
Формирование словаря у детей дошкольного возраста
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...
Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста
Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...
Коррекция речи у детей дошкольного возраста
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...
Пословицы для детей дошкольного возраста
Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...
Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...
Методика развития речи детей дошкольного возраста
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ...
Нарушение слуха у детей дошкольного возраста
Особенности детей с нарушением слуха Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску пла...