Особенности развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников».

МБДОУ № 30

ст. Воздвиженская

Курганинского района

Краснодарского края

Учитель-логопед

Т. А. Деревщукова.

Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники.

На лицо видно, что как никогда перед педагогами, и родителями стоит проблема связной монологической речи у детей. Результат обучения дошкольника связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитие речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой. Много времени проводит перед телевизором. Никакие игрушки роботы, компьютеры не научат ребёнка общаться. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.

Развитие монологической речи ни отделима от решения отдельных задач речевого развития: обогащения и активации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.

Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.

Задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

1. Описание – это характеристика предмета в статике, один из компонентов монологической речи.

2. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Катится колобок. … А на встречу… .И покатился колобок… ., постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о домашних животных, о семье, о том, как провели выходные дни) .

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Жили – были…. И не было у них… .… Взяли дед и баба…. Снегурочка была для них… .»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.) .

Также в старшей и подготовительной группе используются театрализованные занятия. Речь воспитателя должна быть четкой, эмоциональной.

Детям читают выразительно сказку «Аленушка». Предлагают сюжетные картинки к сказке .

По травинкам и камушкам

Тропинкою лесной

Алёнушка с Иванушкой

Идут к себе домой

И хочет пить Иванушка

В лесу колодца нет

Вдруг в траве за камушком

Увидел чей-то след.

А в том следу была вода,

Прозрачная до донышка.

А в той воде была беда

Где братец твой Алёнушка?

Далее воспитатель задаёт вопросы: «Что видно на картинках? ».

Дети: Очень жарко. Солнышко греет. Кругом красиво. Летают бабочки,

только братец не обращает на это внимание. Он хочет пить. И т. д.

Эмоциональный отклик. Дети говорят, сопоставляют, сравнивают, высказывают собственные суждения, доказывают точку зрения.

Сквозь каждое слово, как через прозрачное стекло ребёнок видит живую и подлинную действительность.

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Работа по развитию связной монологической речи детей в нашем детском саду, проводится логопедом и воспитателями логопедических групп. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях в содержание которых входит формирование лексико - грамматических средств языка и развития связной речи.

Наш детский сад, работает по программе Н. В. Нищевой. Основной задачей программы является – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматической речью и навыки речевого общения.

В своей работе, по развитию связной монологической речи, я использую театрализованные сказки. Цели занятий не только развивать эмоциональность у детей, а также вырабатывать дикцию, выразительность, память, мышление, развитие общей и мелкой моторики.

Занятие.

«КОЛОБОК».

Программное содержание

Цель: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационную образную речь. Развитие связной монологической речи. Развитие мелкой моторики. Умение составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Чтение и рассказывание сказки. Приготовить «Колобок» — игрушку.

Ход занятия

Воспитатель катает Колобка по столу: - Ребята давайте поиграем в пальчиковую игру.

«Я Колобок, Колобок! -катают шарик.

По амбару метен, -правой ладонью скребут по левой ладони.

по сусекам скребен, -левой ладонью скребут по правой.

на сметане мешен, -загибают пальцы, сначала с левой руки начиная с мизинца.

в печку сажен, потом правой руки. (повтор)

на окошке стужен.

Я от бабушки ушел,

я от дедушки ушел,

а от тебя, зайца, не хитро уйти». – показывают все пальцы.

Вспомнили сказку? Это русская народная сказка «Колобок».

— С кем встречался Колобок? — С волком, медведем, зайцем, лисой.

— Какой был Колобок по характеру? — Веселый, беззаботный, бесхитростный, глупый.

— Вот лиса его и съела. Она была хитрой, умной. Печальный конец сказки, правда? — Жалко Колобка. (Все новые слова дети повторяют хором и индивидуально) .

Воспитатель. А что, если мы придумаем другой конец сказки? Например, спасем Колобка. Сидела Сорока на дереве, увидела, что Колобок на носу у Лисы сидит, подумала: «Сейчас она его съест! ». Слетела и схватила Колобка прямо с носа Лисы и унесла в свое гнездо. Лисе там не достать его. Так и ушла не солоно хлебавши. Сорока пожалела колобка, вернула дедушки и бабушке. Придумайте, кто еще может спасти Колобка. (Заслушивается 2—3 варианта). Воспитатель просит детей не повторять рассказы друг друга. Помогает, оценивает.

Воспитатель. А может быть, Колобок набрался храбрости и стал

смелым, находчивым, умным? Обманул Лису — подпрыгнул и шлепнул Лису по носу. Она вскрикнула: «Ой! » Закрыла глаза от боли, а

Колобок тем временем укатился далеко, далеко. Лиса его и догнать

не успела.

— Подумайте, какие приключения могли быть теперь у Колобка: куда он покатился? Что с ним приключилось? Чем закончилось приключение? Повтори, (Имя ребенка, как надо рассказывать.

Воспитатель дает время на обдумывание. Заслушивает 3—5рас-сказов. Оценивает рассказы вместе с детьми, отмечая творчество ребенка, кто интереснее придумал.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Колобку понравилось быть

смелым, умным и находчивым. Он хочет с вами поиграть и узнать,

кто из вас умный, внимательный и находчивый.

Игра называется «Подбери». Цель: подбор прилагательных к существительным. Колобок катится к тебе, Катя, я говорю «Лиса! »,

а ты отвечаешь, какая она — хитрая, ловкая и т. д. Вставайте в круг.

Катится Колобок, подкатывается к Лене — Заяц. Лена отвечает —Косой, трусливый и т. д. Называются герои русских народных сказок и дети подбирают прилагательные. Кто не отвечает быстро, уходит из круга. Игра идет 1—2 минуты.

Детям предлагаются пройти за ширму, выбрать персонаж, одеть куклы на руки. Начать разыгрывать сказку.

Дед 1- ребёнок— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

Заяц- 2ребёнок .— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Колобок- 3 ребёнок.

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк:

Волк-4 ребёнок. — Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

Медведь 5 ребёнок — Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

И опять покатился — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метен,

На сметане замешен

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

Лиса 6- ребёнок.

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: 1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ; 2) логически последовательно раскрыть заданную тему; 3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.

Вывод: у детей целенаправленно необходимо развивать связную монологическую речь, формировать широкий круг умений в театрально-игровой деятельности.

На своих занятиях, применение в работе сказок с использованием театрализации дало возможность повысить уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развить их творческие способности.

Используемая литература:

1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе с ОНР.

2. Н. В. Нищева «Коррекционная программа в логопедических группах с ОНР».

3. Пересказ К. Д. Ушинского М. :дет. литература 1992 год.

www.maam.ru

Понятие связной речи - Страница 37

Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) , обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь– это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Основная функция связной речикоммуникативная. Она осуществляется в двух основных формахдиалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речьпредставляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения,привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский) . Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь– связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимывнутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

Здесь тоже важны неречевые средства(жесты, мимика, интонация) , умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов) ; связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) .

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания(Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев) .

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Часто общение протекает в форме диалогас монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного) .

Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из промежуточных форм является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседуназывают в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речьсвязана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речив отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога.

Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речив детском саду.

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин) .

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Подробней otveti-examen.ru

Особенности сформированности связной речи старших дошкольников

Т. В. Мартыненко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 «Филиппок»

г. Нижневартовск

Аннотация

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.

Однако речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Вместе с тем язык и мышление – не тождественные понятия. Язык есть орудие мышления и познания, является средством выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, монологическая речь, речевая коммуникация, коррекционное обучение и воспитание.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые подгрупповым методом (5-6чел.) . Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.

Работа по формированию связной речи строится в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности) . Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Рассмотрим методику, предложенную Глуховым В. П. Коррекционная работа по формированию связной монологической речи детей с ОНР включает в себя ряд разделов, предусматривающие постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным, т.е. от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. Овладение детьми навыками монологической речи происходит в следующих формах:

  1. составление высказываний по наглядному восприятию;
  2. воспроизведение прослушанного текста;
  3. рассказывание с элементами творчества.

По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми навыками и способами действий (особенности обучения построения данного вида монологического высказывания, его планированию и др.) , а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи :

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) , тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
  • формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

А) усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.) ;

Б) формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

В) обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной монологической речи в соответствии с периодами обучения.

В I периодепервого года обучения (сентябрь – ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во II периоде(декабрь – март) вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде(апрель – июнь) наряду с совершенствованием навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной монологической речи детей.

Содержание работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной монологической речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

В коррекционной работе по формированию связной монологической речи детей с ОНР предусматривается тесная взаимосвязь работы логопеда и воспитателей групп. Ряд занятий по формированию монологической речи проводится воспитателем под руководством логопеда.

Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками связной монологической речи. Воспитателем проводится подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда. На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной монологической речи.

Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:

  • коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи;
  • целенаправленное развитие фразовой речи;
  • навыков речевого общения;
  • обучение рассказыванию.

Итак, суммируя вышеизложенное, можно отметить, что успех коррекционного обучения детей с ОНР во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях, в содержание которых входит формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Кроме того, проводится работа по формированию звуковой культуры речи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глухов В. П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2—е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение» 1998.
  3. Еремина В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами // Дефектология. 5 / 2002.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Особенности развития связной речи у дошкольников - Курсовая работа , страница 1

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции- общения (коммуникативную) , передачи "накопленного человекомопыта (функция познания) , регуляции поведения, деятельности. Всефункции речи диалектически связаны между собой: ониформируются посредством друг друга и действуют одна в другой.

Чтобы эти функции речи своевременно появились и полностьюреализовались, необходимы соответствующие условия.

Данное обстоятельство и определило выбор темы нашегоисследования.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в возрасте 6-7лет заканчивается один из важнейших периодов (а пожалуй иважнейший) в жизни человека, первый его «университет». А средимножества задач воспитания и обучения детей развитие речи,речевого общения - одна из главных.

Цель исследования - изучить условия, необходимые дляполноценного развития речи и своевременной реализации еефункций.

В ходе исследования - нам предстоит решить следующие задачи:

- Выявить особенности психофизиологического развития_детей 6-7 лет

- Проанализировать процесс развития речи у детей 6-7 лет.

- Опираясь на результаты исследования, изучить развитие связной речи детей 6-7 лет.

Для получения научной информации в данной работе использован комплекс методов исследования, адекватных его задачам:

1. Теоретический анализ научно-методической и практической литературы.2. Изучение влияния психофизиологического развития детей 6-7лет на развитие их речи.

- Наблюдения за развитием связной речи детей 6-7 лет.

- Опытно - экспериментальная работа.

I. Особенности психофизиологического развития дошкольников 6-7 лет.

1. Физическое развитие .

Физическое развитие детей- непрерывный процесс. Он характеризуется определенным комплексом связных между собой и с внешней средой морфофункциональных свойств организма и обусловленным этими свойствами запасом физических возможностей.

К 6-7 годам происходит первое изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как кажущееся и относительное вытяжение: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых. Все это может служить критерием соматической зрелости . Физическое развитие детей 6-7 лет характеризуется тем, что их скелет в большей мере ещё остается хрящевым, мышцы слабы, что затрудняет длительное сохранение одной позы, в том числе и артикуляционной. Поэтому к 6 годам сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи.

Активная деятельность щитовидной железы, изменившийсясостав крови, возросший объем легких сказываются в ускорениипроцессов окисления, обмена веществ. Все жизненные процессы вэтом возрасте протекают очень интенсивно, обеспечивая накоплениезначительных запасов энергии.

Значительно возрастает подвижностьребенка. При этом координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата, в частности, между артикуляторным и дыхательным, неустойчивы.

Необходимой предпосылкой для развития речи является, преждевсего, нормального созревания и функционирования центральнойнервной системы. С ее развитием движения ребенка к 7 годамстановятся все боле разнообразными, точными, координированнымии все заметнее подчиняются регуляции со стороны ребенка.

Речедвигательный аппарат ребенка развивается исовершенствуется, он говорит все чище и свободнее, т.е. с развитиеммозга, тех его областей, от которых идут команды на речевыемышцы, у ребенка развивается свободное владение мускулатуройречевого аппарата.

Механизмы речи, как уже было отмечено выше, связаны сдеятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое иззвеньев которой вносит свой специфический вклад в характерречевой деятельности. В основе созревания речевойфункциональной системы лежит афферентация, т.е. поступление извнешнего мира через различные анализаторы разнообразныхсигналов, прежде всего речевых.

При правильном образе жизни и организации деятельностиребенка на протяжении дошкольного периода у семилетних детейоказывается выработанной известная уравновешенность нервныхпроцессов. Условные рефлексы образуются очень легко, но они ещене обладают достаточной устойчивостью.

Труднее вырабатываетсяусловный тормоз. Значительные достижения в развитии нервнойдеятельности, способствуя дальнейшему морфологическомусозреванию коры, обеспечили возможность первичной регуляцииребенком собственного поведения.

В период 6-7 лет повышается ранимость нервных механизмов

речевой деятельности. Это третий критический период в развитии речи ребенка. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.

Таким образом, физическое развитие играет значительнуюроль в развитии речи ребенка. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно.

2. Психическое развитие.

Для того чтобы выполнять все свои функции, речь проходитсложный и большой путь развития, тесно связанный с общимпсихическим становлением ребенка - обобщением его деятельности,восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Детям 6-7 лет становятся доступны первичные формыпроизвольного сосредоточения, запоминания и припоминанияматериала, подчинение правилам, волевая разумная деятельность.

В норме в этом возрасте у детей возникает регулирующая .функция речи. Она имеет большое значение для перехода ребенка кшкольному обучению. Л. С. Выготский показал, что первоначальнопланирующая речь является внешней по своей форме, а затемпереходит во внутренний план.

Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

К новой учебной деятельности подготовлена вся психикадошкольника 6-7 лет. Ребенку доступно аналитическое восприятиецелого несложного предмета и его изображения, узора, картинки или простого, близкого жизненного события.

Это восприятиенаходит свое выражение в разных формах синтезирования: врисунке, игре, конструировании, рассказе. Аналитико-синтетическоевосприятие является необходимым условием для последующегоовладения первоклассниками буквенных знаков.

Умение смотреть ислушать есть показатель подготовленности ребенка к основнымвидам учебной деятельности, которыми он будет заниматься вшколе. Действия и достижения ребенка все больше направляются,организуются и контролируются речью.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеетслово. У старших дошкольников слово завершает процессвосприятия. Назвав предмет, дети перестают его детальноанализировать.

Развитие восприятия - фундамент мышления. У ребенка 6-7 летотчетливо обнаруживается способность к логическому мышлению,что является следствием всей его жизни в прошедшие годы. Оннакопил богатый запас знаний.

Которые чаще всего представляютсобой короткие цепочки ассоциаций. Но ребенок оперирует нетолько разрозненными представлениями об отдельных предметах,но и некоторыми житейскими понятиями. Он способен к ихгруппировке, устанавливает или, по крайней мере, ищет различныесвязи между явлениями, и если не всегда способен выделить действительно существенные зависимости, то, во всяком случае, направляет свои усилия на их поиски.

К концу дошкольного детства действительным средством мышления становится речь. Она уже развита до определенного уровня. Ребенок в возрасте 6-7 лет обычно обладает фонетически правильной речью.

Он пользуется относительно богатым запасом слов. Семилетний ребенок пользуется не только простыми грамматическими формами, но, как правило, употребляет и некоторые сложные грамматические структуры. В своей активной речи дети к концу дошкольного возраста выражают свои знания,мысли, свое понимание окружающей жизни, переживания,требования.

Память дошкольников 6-7 лет становится более сознательной и организованной. У них начинает формироваться произвольнаяпамять.

Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Но наглядно-образная память пока развита лучше, чем смысловая.

Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Объем внимания дошкольников невелик.

Преобладающим видом внимания детей 6-7 лет является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое необычное.

Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своимвниманием. Это можно объяснить тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.

Таким образом, чувственное познание является основой всейпознавательной деятельности старшего дошкольника, где особаяроль принадлежит восприятию и наглядному мышлению. Познавательная функция речи формируется в процессе становлениявсех психических функций.

II. Развитие речи дошкольников 6-7 лет.

1. Развитие повествовательной речи.

Повествовательная речь наиболее сложна. Она отличается развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.

Повествовательная речь требует хорошей памяти, напряженноговнимания к содержанию и форме речи. В то же время она опираетсяна последовательное, логическое мышление.

Повествовательная речь сложна в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должныиспользоваться полные, распространенные предложения, наиболееточный словарь.

Умение пользоваться повествовательной речью играет большуюроль в процессе общения. Для ребенка это умение является такжесредством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связнаяповествовательная речь. Он может без помощи взрослого передатьсодержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать теили иные события свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.) .

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрытьсодержание картинки, если на ней изображены предметы, которыеему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке онеще часто концентрирует свое внимание главным образом наосновных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На седьмом году повествовательная речь ребенка становится всеболее точной в структурном отношении, достаточно развернутой,логически последовательной. При пересказах, описаниях предметовотмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

Вэтом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описаниеигрушки предмета, раскрывать содержание картинки, пересказыватьсодержание небольшого художественного произведения,просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку рассказ,развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенокспособен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенокначинает пользоваться объяснительной речью, которая требуетособой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

Читать далее works.doklad.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Презентация развитие связной речи у дошкольников

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Связная речь дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...