Отчет по самообразованию развитие речи дошкольников

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.

Цель моей работы:

формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:

- воспитание желания и умения совместно играть;

-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

-Исполнение воспитателем главной роли;

-Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

-Внесение образных игрушек;

-Прием параллельной игры;

-Прием ролевой игры с продолжением;

-Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Работу я начала по следующим направлениям:

-изучение литературы,

-работа над созданием развивающей среды,

-занятия с детьми,

- взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме

• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

• Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

• Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.

• Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

• Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)

В течении года мною были подготовлены и проведены:

• ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».

• Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .

• Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .

• Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .

• Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .

• Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

• Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

• консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников»

МБОУ «Сахзаводская СОШ»

Дошкольные группы

Отчет по самообразованию

«Влияние сюжетно – ролевых игр

на развитие речи дошкольников»

Жиронкина Елена Васильевна

2014-2015

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:

- развитие связной диалогической речи;

- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

- расширение и активизация словарного запаса;

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

- Исполнение воспитателем главной роли.

- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

- Внесение образных игрушек.

- Прием ролевой игры с продолжением

- - Игра в телефон.

- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

- Участие воспитателя в игре (главная роль) .

- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

- Изменение игровой среды.

- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .

- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.

- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.

- Поощряю проявление детского словотворчества.

- Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (игры в семью, детский сад) ;

- производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .

- игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

- игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .

В течение года мною были подготовлены и проведены:

- Беседы о профессиях.

- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .

- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .

- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

- Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

В 2013- 2014 учебном году я работала над темой самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников».

Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:

- воспитание желания и умения совместно играть;

-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Игра в телефон;

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

Участие воспитателя в игре (главная роль) ;

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) ;

Изменение игровой среды;

Наблюдение;

Создание воображаемой ситуации: объявление по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

. Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Виды сюжетно-ролевых игр:

. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) .

. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .

. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме

• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

• Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

• Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.

• Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

• Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)

В течении года мною были подготовлены и проведены:

• ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».

• Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .

• Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .

• Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .

• Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .

• Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

• Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

• консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки»

Творческий отчет по самообразованию

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова) .

ФИО педагога: Паршикова Галина Владимировна

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через рассказывание сказки»

Цель: - повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.

Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активном включения детей в игровые действия ;

- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.

Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Мне в работе с этим пособием было интересно работать, т. к. оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.

В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки.

Для родителей в течение года провела консультации: «Сказка ложь - да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». В «День открытых дверей» для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.

Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

На 2015 – 2016 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи, которые предполагают использование модельных схем: составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»

воспитателя Мельниковой И. Е.

Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные навыки использовала в своей работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори. Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Поэтому свою тему по самообразования считаю актуальной и значимой во все времена.

Приёмов для развития детского ума существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры - шнуровки, массаж и самомассаж рук).

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка.

В соответствии с целью самообразования я начала работу по изучению влияния развития мелкой моторики на воспитанниках своей группы детей раннего возраста. С самого начала учебного года систематизировала имеющиеся игры и упражнения для режимных моментов на развитие мелкой моторики. Общеобразовательная программа позволяет мне как педагогу расширять и добавлять словарный запас воспитанников, во всех образовательных областях. Участие моих воспитанников почти во всех мероприятиях МАДОУ,

а также в запланируемых групповых мероприятиях учебного года способствовало напрямую развитию речи. Например, праздник Осени, Колядки, Рождественская сказка, Масленица, День Смеха, День рождения детского сада и т. д.

Продолжаю работу по пополнению предметно-развивающей среды группы и для развития мелкой моторики в том числе. Приобретены игры с упражнениями для пальчиковой разминки, приобретены детские простейшие конструкторы, рисование проводим не только классическим методом, но и используем метод оттиска. Лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким на праздник.

Работу с родителями для развития речи через мелкую моторику в учебном году считаю конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали родители многих воспитанников со мною, как воспитателем, неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания. Для родителей были предложены консультации, беседы, круглый стол, мастер – класс нетрадиционные рисование (ватными палочками) .

На второй учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников уже Средней группы.

Мельникова И. Е.

www.maam.ru

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

Аналитический отчет по самообразованию

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Прежде всего дети усваивают

• бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

• природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;

• эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См. : Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.) ;

• лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) . Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т. к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация, развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации. Игра - эффективное средство словарной работы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Происходит коррекция поведения. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. 10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста Цели: • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; • обогащение словаря детей, активизация его; • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.

При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.

С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это? », «кто это? », «какой? », «что делает? », «что с ним можно делать? ».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация — в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей.

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

www.maam.ru

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.

Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.

Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: • развитие интереса к различным видам искусства • формирование художественно-образных представлений • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; • развитие сенсорных способностей • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства

Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.

Задачи:

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Повышение общекультурного уровня среди родителей

- разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. - Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.

Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

- Легко отмывается и не оставляет следов.

- Безопасно при попадании в рот.

- Не липнет к рукам при лепке.

- Можно сушить на воздухе.

- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:

бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы, чеснокодавилку, расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений.

Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется?

Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий

Читать далее nsportal.ru

10. Музыкальные игры.

11. Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.

По теме:

Источник nsportal.ru

Тема:«Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Гришко Н. Ф.

2015г.

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы

Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов.

Серию этих квадратов мы рисовали вместе с детьми. Я сразу объяснила деткам, что по этим рисункам можно интересно рассказать о диких животных, и что каждое окошко что – то обозначает.

Например, зачёркнутый домик говорит о том, что это не домашнее животное, а дерево со стрелочкой вверх – что это животное живёт на дереве.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ.

Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап:Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап:После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, для занятий изготовила конверты на каждого ребёнка с карточками. На квадратиках схематично изображены герои знакомых сказок: лиса – большой оранжевый кружок, медведь – большой коричневый, волк – большой – серый, ёж – серый маленький.

В нужном месте на занятии обращаю внимание детей на конверты, которые им приготовила Мудрая Сова, предлагаю достать содержимое и определить, о какой сказке пойдёт речь. А затем выстраиваем сюжет.

Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Формирование национальных традиций у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью мною определены задачи:

1. Определить специфику культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ.

2. Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели.

3. Определить эффективность выявленных условий приобщения детей к национальным традициям.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления.

Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые.

Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважению к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Эмоциональный позитивный отклик ребёнка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объёмной информацией об окружающем мире.

В дошкольном возрасте народная культура по – прежнему остаётся основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру.

Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель) , домашней утвари, посуде (горшок, самовар) , игрушках (матрёшка, лошадка) , кухне. Дети под моим руководством активно включались в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражали полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной) . В течение года проводилась систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники) , государственные праздники, создавалась обстановка общей радости, хорошего настроения, формировались чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.

Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Формировала у детей чувства причастности к событиям, которые происходили в детском саду, семье, стране, воспитывала любовь к близким людям, Родине.

Стимулировала желание детей познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества.

Важной задачей остаётся воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Планирование своей работы по этому направлению позволяло знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, мне необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование показало, что 78% родителей – с очень низким уровнем знаний о русской культуре, православных праздниках.

У 25% родителей – имеется представление о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

8% безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы. Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, проводилась через активные формы взаимодействия детей и родителей.

В течение года я использовала два вида проектной деятельности по темам: «Сибирь – мой край родной» и «Русский народный костюм», краткосрочный и длительный.

Работая над проектами, совместно с родителями был собран фольклорный материал и изготовлены для детей русские народные костюмы семьями воспитанников.

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление с особенностями традиционной русской культуры, были организованы такие формы работы, как консультации, размещение информации в родительском уголке, фотовыставки. Родители стали активными участниками педагогического процесса, были созданы условия для совместной творческой деятельности, что способствовало единению педагогов, родителей и детей.

Я считаю, что поставленные задачи решены, перспективами деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре. Мне удалось определить наиболее важные направления в работе по приобщению детей к традиционной народной культуре.

Для этого я выделила несколько компонентов, с помощью которых удалось определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;

Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;

Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.

Результатами проведённой работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи) .

Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Отчет о работе по самообразованию

по теме:«Формирование лексико-грамматического строя

у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

через использование в образовательной деятельности интерактивной доски SMART Board»

за 2014-2015 учебный год

Цель:Формирование лексико-грамматического строя и развития речи у детей с нарушениями речи через использование интерактивных технологий, включающих информационные и активные методы обучения в рамках внедрения образовательного стандарта.

Задачи:

  • Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по данной теме.
  • Обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.

  • Создать условия для повышения уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом и их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка с нарушениями речи.

В соответствии с последними документами образования неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.Именно инновационные технологии помогают достигать максимальных результатов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Они значительно оптимизируют процесс коррекции речи детей.

Воспитанники, поступающие в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, имеют не только нарушения звукопроизношения, но и проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления. У них присутствует различная степень моторного недоразвития, пространственных представлений и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации.

Очень часто у ребят наблюдается сниженный интерес к обучению, повышенная утомляемость. Все это в дальнейшем отразится на школьной успеваемости. Поэтому основная задача логопеда в детском саду – устранить речевые недостатки у ребёнка, а подспудно предупредить возможные проблемы обучения в школе.

Интерактивная доска и специальное программное обеспечение в руках учителя-логопеда становятся мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать коррекционные задачи. Специальное программное обеспечение Smart Notebook позволяет создавать интерактивные занятия, благодаря которым повышается мотивация. Тактильное управление объектами на интерактивной доске помогает реализовывать различные задачи обучения, в том числе и коррекционные.Задания на электронной доске привлекают внимание детей, они становятся более активными, сконцентрированы на процессе и мотивированы на результат.

Анализ психолого-педагогической литературы, программно-методических материалов, изучение педагогической практики по использованию интерактивной доски SMART Board по данной теме выявил противоречие, которое заключается в том, что имея интерактивное оснащение предметно-развивающей среды, которое существенно повышает эффективность, расширяя возможности образовательного процесса в коррекционной работе, отсутствуют практические разработки по применению интерактивной доски в образовательной деятельности.

В рамках самообразования:

  1. Создала медиатеку презентаций, игр и разработок по разделам:

- лексико-грамматический строй,

- психологическая база речи (по лексическим темам) ,

- «Динамическая пауза» - упражнения для глаз для профилактики нарушений зрения, снятия мышечного напряжения, комплексы артикуляционной гимнастики,

- «Музыкальная пауза» - аудио звуки, голоса птиц и животных, звуки природы, логопесенки.

  1. Составила перспективный комплексно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий.
  2. Разработала цикл конспектов непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи с использованием возможностей работы на интерактивной доске.
  3. Активно использовала в работе материалы медиатеки при обследовании лексико-грамматического строя, обучающие презентации по лексическим темам, развивающие интерактивные игры для развития грамматического строя речи воспитанников;
  4. Применяла электронные образовательные ресурсы в работе с родителями для повышения их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка с нарушениями речи;
  5. Представила опыт работы «Использование интерактивной доски в деятельности учителя-логопеда был представлен» на городском методическом объединении учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
  6. Участвовала в вебинаре «Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр» (сертификат участника) .

Учитель-логопед Н. Ю. Богданова

Материал с сайта nsportal.ru

« Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

Цель:Создание оптимальных педагогических условий по формированию связной речи дошкольников средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  1. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  3. Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
  4. Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  5. Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
  6. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Литература:

  1. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972
  2. Корнеева Е. И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год
  3. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год
  4. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9
  6. путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
  7. Ресурсы интернета.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Развитие речи младших дошкольников

    Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...

  • Роль загадки в развитии дошкольника самообразование

    Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характериз...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...