Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению"

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

- посещение занятий в районной библиотеке.

- практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе"

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

- Участие в проектах

- Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Выполнил (а) : воспитатель

старшей группы "Светлячок"

Главатских Ольга Григорьевна

Тел. 8-923-473-00-18

www.maam.ru

Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Литература - огромный пласт культурной жизни, с рождения способствующий формированию личности в многообразии проявлений и реализации. Первые шаги ребенка сопровождаются потешками, прибаутками и поговорками, которые вводят ребенка в мир устного народного творчества. Затем короткие стихи, речевые игры, рассказы постепенно раскрывают чудесный мир русского языка. Душа ребенка с огромной радостью впитывает сказки, находя отклик в душе ребенка и формируя его эмоциональный мир, нравственные представления и определенные социально-коммуникативные качества. Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедической группе детского сада.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, по- нимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недоста- точно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, пов- торять слова и словосочетания, создавать условия для активизации словаря.

Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем, вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.

Книга формирует будущего читателя, который пронесет мир образов через всю жизнь.

www.maam.ru

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Старший воспитатель МДОУ д/с №4 «Солнышко» г. Фурманов Ивановской области.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Задачи:

- обобщение знаний педагогов по организации занятий с детьми по художественной литературе.

- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход мероприятия.

Уважаемые, коллеги!

Ведущий: В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

Сегодня я предлагаю деловую игру: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Она поможет вам освежить ваши знания по этой теме и повысить профессиональную компетентность в вопросе: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Я предлагаю начать с высказывания русского поэта

А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение! »

А теперь уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию небольшую разминку:

Зачитываются строки из произведения, выдолжны назвать автора.

1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый поступает хорошо (В. Маяковский) .

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он – ленинградский почтальон (С. Маршак)

3. Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин)

4. В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома.

Ни дома, нив школе, нигде, никому

Не верил упрямый Фома ничему (С. Михалков)

5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам! (К. Чуковский)

Разделимся на 2 команды:

Жеребьевка: у кого красный кружок – команда «Солнышко», у кого желтый – «Лучики»

Первое задание: (за правильный ответ фишка)

Задание 1. (презентация)

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)

3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)

4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)

5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

6. Стимулировать подражание речи взрослого человека, активизировать речевые реакции на знакомое произведение. Радоваться от встречи с игрушками, из знакомого произведения. (группа ранего возраста от 1.5 -2 лет)

Задание 2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)

4. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)

5. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

6. Потешки, короткие стихи, песенки, пестушки – народный фольклер (группа раннего возраста 1.5 -2 лет)

Задание 3 (презентация)

Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой» (кто больше назовет)

Метод Приёмы

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Задание 4

А сейчас уважаемые коллеги предлагаю творческое задание.

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла отгадать:

1) «У страха глаза велики»

2) «За 2 зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Задание 5

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 6

Назови одним словом:

• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

• короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка) .

А сейчас подведем итог нашей деловой игры, какая команда унас более компитентная в обучении детей художественной литературе.

Ведущий: Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Закончить нашу игру хочиться отрывком из оды «Ода воспитателю»

В былые времена, скажу я вам,

Считалось, что престижней нет на свете

Свой опыт знания нести ученикам,

Когда к тебе с доверием приходят дети!

Вот доктор – лечит организм,

Важнейшая, казалось бы задача.

Его ошибки очень дороги,

Здоровье в жизни много значит!

А кто врачует душу ребятне?

Идет дорогой детства с ними рядом?

Его, конечно, знают все –

Простой и скромный детский воспитатель.

Он в море жизни, словно пламенный маяк,

Ведет кораблик детства за собою,

И сотни, тысячи девчонок и ребят

Идут за ним с открытою душою.

Да здравствует трудяга-педагог!

Усталый, добрый, любящий и строгий,

Твой скромный труд так важен и глубок,

В нем есть и радость, и тревоги!

Уважаемые коллеги!

Подошло к концу время нашего общения.

Рефлексия:

У Вас на столах лежат листочки: красный, зеленый, желтый.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленый листок

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтый листок.

Если не понятно и не интересно – поднимите красный листок.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

www.maam.ru

Спортивное развлечение «В гостях у игрушек» - 2-е мл. группы

воспитатели

Просмотр презентации для детей старших и подготовительных групп «Мастер - карандаш»

старший воспитатель

Работа с молодыми специалистами «Развитие речи детей. Чтение художественной литературы»

старший воспитатель Молодые специалисты

Семинар – практикум «Ознакомление детей с художественной литературой»

Презентация проекта «Книги», проектов воспитателей.

старший воспитатель

Итоговым мероприятием в нашем детском саду по данной теме стало практическое занятие семинар-практикум: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», которому предшествовало теоретическое, где были рассмотрены вопросы о назначении художественной литературы, раскрыты основные функции литературы как одного из видов искусства, рассмотрена методика и формы работы с художественной литературой, представлены нетрадиционные технологии.

Цель:

совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Задачи:

Повышать уровень теоретических знаний педагогов;

Расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности;

Углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;

Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Вступление: Проблема создания в России прогрессивной системы непрерывного образования предполагает не только усвоение современных знаний и технологий, но и развитие мыслящей и деятельной личности. Одним из наиболее действенных и актуальных средств решения поставленной задачи в современных условиях остается детская художественная литература, призванная развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

Художественная литература позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт, дает возможность познать и пережить широкий спектр человеческих отношений.

Задание педагогам: назовите основное средство в ознакомлении детей с художественной литературой (книга) .

В 2011 – 2012 учебном году в нашем детском саду № 7 был запущен и реализован проект «Книги». В нем приняли участие многие педагоги нашего детского сада. В результате этой проектной деятельности и взрослые и дети получили положительный эмоциональный отклик от общения с книгой.

У нас обновились книжные уголки, пополнились художественной литературой. В конкурсе «Уголок книги» многие группы добились высокого результата. Прежде, чем приступить к презентации своих достижений, давайте освежим в памяти основные моменты по ознакомлению детей с художественной литературой.

Блицопрос «Актуализация знаний»

3 группы педагогов, каждой предлагаются карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.

Вопросы:

Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?

В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?

Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?

Отчего зависит структура занятия по художественной литературе?

Какие литературные жанры вы знаете?

Терминологический диктант «Назови одним словом»

Воспитателям предлагаются определения, они должны найти карточку с ключевым словом:

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление (поговорка) ;

Короткий рассказ, чаще всего иносказательного содержания с выводом – моралью (басня) ;

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички) ;

Устное – народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (былина) и т.д.

Мы приступаем к презентации успехов ваших проектов (выслушиваются воспитатели первых и вторых младших групп) .

Презентация проектов.

Интерактивная игра «Найди пару» (под музыкальное сопровождение)

Педагоги встают в две команды. Одни - получают карточки с высказываниями, другие – определение вида творчества. Необходимо «найти пару». Например:

Не краска красит, а разум. (Пословица)

На дворе трава, на траве – дрова (Скороговорка)

«Литературный театр»

Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений) . Педагоги должны показать, например:

Как волочить «тяжелый ящик»;

Дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое и т.д.

Мы приступаем к презентации успехов проектов педагогов и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Презентация проектов.

Методика «Солнышко»

Каждый педагог получает карточку, на одной стороне которой нарисовано улыбающееся солнышко, на другой – грустное. Дается время на обдумывание своего настроения после семинара-практикума. Затем все педагоги показывают карточку со своим настроением, высказывают свое мнение по итогам семинара-практикума.

Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов, основанное на активизации их познавательной деятельности, способствует проявлению у них самостоятельности, подталкивает к творческому поиску, развивает способность анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. А проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых) .

В процессе проектной деятельности к формировании ключевых компетенций дошкольников по ознакомлению с художественной литературой и воспитатели, и дети нашего детского сада почувствовали радость созидания, увлеченность, плодотворность коллективных усилий.

Литература

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.

Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

Подробней на сайте psychology-msk.ru

Спортивное развлечение «В гостях у игрушек» - 2-е мл. группы

воспитатели

Просмотр презентации для детей старших и подготовительных групп «Мастер - карандаш»

старший воспитатель

Работа с молодыми специалистами «Развитие речи детей. Чтение художественной литературы»

старший воспитатель Молодые специалисты

Семинар – практикум «Ознакомление детей с художественной литературой»

Презентация проекта «Книги», проектов воспитателей.

старший воспитатель

Итоговым мероприятием в нашем детском саду по данной теме стало практическое занятие семинар-практикум: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», которому предшествовало теоретическое, где были рассмотрены вопросы о назначении художественной литературы, раскрыты основные функции литературы как одного из видов искусства, рассмотрена методика и формы работы с художественной литературой, представлены нетрадиционные технологии.

Цель:

совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Задачи:

  1. Повышать уровень теоретических знаний педагогов;
  2. Расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности;
  3. Углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;
  4. Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Вступление: Проблема создания в России прогрессивной системы непрерывного образования предполагает не только усвоение современных знаний и технологий, но и развитие мыслящей и деятельной личности. Одним из наиболее действенных и актуальных средств решения поставленной задачи в современных условиях остается детская художественная литература, призванная развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

Художественная литература позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт, дает возможность познать и пережить широкий спектр человеческих отношений.

Задание педагогам: назовите основное средство в ознакомлении детей с художественной литературой (книга) .

В 2011 – 2012 учебном году в нашем детском саду № 7 был запущен и реализован проект «Книги». В нем приняли участие многие педагоги нашего детского сада. В результате этой проектной деятельности и взрослые и дети получили положительный эмоциональный отклик от общения с книгой.

У нас обновились книжные уголки, пополнились художественной литературой. В конкурсе «Уголок книги» многие группы добились высокого результата. Прежде, чем приступить к презентации своих достижений, давайте освежим в памяти основные моменты по ознакомлению детей с художественной литературой.

Блицопрос «Актуализация знаний»

3 группы педагогов, каждой предлагаются карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.

Вопросы:

  1. Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?
  2. В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?
  3. Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?
  4. Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?
  5. Отчего зависит структура занятия по художественной литературе?
  6. Какие литературные жанры вы знаете?

Терминологический диктант «Назови одним словом»

Воспитателям предлагаются определения, они должны найти карточку с ключевым словом:

  1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление (поговорка) ;
  2. Короткий рассказ, чаще всего иносказательного содержания с выводом – моралью (басня) ;
  3. Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички) ;
  4. Устное – народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (былина) и т.д.

Мы приступаем к презентации успехов ваших проектов (выслушиваются воспитатели первых и вторых младших групп) .

Презентация проектов.

Интерактивная игра «Найди пару» (под музыкальное сопровождение)

Педагоги встают в две команды. Одни - получают карточки с высказываниями, другие – определение вида творчества. Необходимо «найти пару». Например:

Не краска красит, а разум. (Пословица)

На дворе трава, на траве – дрова (Скороговорка)

«Литературный театр»

Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений) . Педагоги должны показать, например:

  1. Как волочить «тяжелый ящик»;
  2. Дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое и т.д.

Мы приступаем к презентации успехов проектов педагогов и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Презентация проектов.

Методика «Солнышко»

Каждый педагог получает карточку, на одной стороне которой нарисовано улыбающееся солнышко, на другой – грустное. Дается время на обдумывание своего настроения после семинара-практикума. Затем все педагоги показывают карточку со своим настроением, высказывают свое мнение по итогам семинара-практикума.

Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов, основанное на активизации их познавательной деятельности, способствует проявлению у них самостоятельности, подталкивает к творческому поиску, развивает способность анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. А проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых) .

В процессе проектной деятельности к формировании ключевых компетенций дошкольников по ознакомлению с художественной литературой и воспитатели, и дети нашего детского сада почувствовали радость созидания, увлеченность, плодотворность коллективных усилий.

Литература

  1. Евдокимова Е. С.Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.
  2. Юченкова Л. А.Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

По теме:

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Читать далее nsportal.ru

  1. Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -старший воспитатель….
  2. Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» -воспитатели групп
  3. Открытый просмотр: физкультурное интегрированное занятие по сказке «Теремок» в старшей группе №7 – воспитатель по физо ….; занятие в логопедической группе №6 «Библиотека» - учитель-логопед…; литературный КВН между подготовительными к школе группами №10 и №12 – музыкальный руководитель ….
  4. Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры «По ознакомлению дошкольников с художественной литературой»-старший воспитатель ….
  5. Домашнее задание педагогам:

- проанализировать раздел «Художественная литература» в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

- подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о роли книги в развитии и воспитании человека.

Повестка дня:

  1. Подведение итого тематической проверки «Ознакомление с художественной литературой» - старший воспитатель ….
  2. Обсуждение результатов анкетирования родителей – выступление воспитателей каждой группы.
  3. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -проводит старший воспитатель ….
  4. Решение педагогического совета
  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

срок - в течение учебного года; ответственный – ст. восп-ль …

  1. Спланировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) , посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

срок – в течении 2011-2012 учебному году; ответственные – творческая группа

  1. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».

Срок – с 28 марта по 1 апреля; ответственные – ст. восп-ль …

и педагоги детского сада.

  1. Подготовить и провести мини-семинар «Учимся у книги»

срок – февраль 2011г.; ответственные – ст. восп-ль …

Проведение педагогического совета

1. Вступительное слово заведующей детского сада….

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книгеизменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

2. Выступление старшего воспитателя …..

Подведение итогов тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественное литературой»

3. Обсуждение результатов анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

Выступление воспитателей каждой возрастной группы. Подведение итогов анкетирования старшим воспитателем.

4. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:

*повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Педагоги заранее разделены на две команды. Было выбрано жюри.

Состав жюри: председатель – зав. д/с …

члены: воспитатель ….

Материал nsportal.ru

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособ

Стр. 355

§ 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия) , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему) ; определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка) ; улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения) .

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

из 410

Читать далее pedlib.ru

  1. Выступление на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников».
  1. Блиц-опрос воспитателей по теме семинара.
  1. Творческо-практическая часть.
  1. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность п риобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.

Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.

Работа по развитию речи включает в себя:

- Работу над звуковой культурой речи

- Формирование грамматических навыков,

  • Развитие речевого творчества

- Развитие связной речи

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.) , пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец) , представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию:

  • • в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
  • • в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
  • • народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
  • Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь .
  1. Блиц-опрос для воспитателей
  • Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?

(Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос) .

  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?

( Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения об героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой) .

  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?

( До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения) .

  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?

( Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову) .

-Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с худ.произведением?

(Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью) .

  • Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?

(Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения) .

  • Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?

(Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи) .

3. Творческое задание для педагогов.

Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”

Воспитателям предлагается прочитать сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.

«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.

«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.

«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п. в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука, жуков,муравья, муравьев и т.п.

«Кто как передвигается?(глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?

«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)

Муравей ползает, а бабочка…..

Гусеница ползает, а кузнечик….

Бабочка порхает, а червяк…..

«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравище

«Объясни словечко» - землемер, сенокосец, водомерка, листовертка

«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.

от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв

« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот

«Назови короткое слово» – жук, гусеница

«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница

Развитие грамматического строя речи(картинки)

В лесу растет береза

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме: