Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Автореферат

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Нравственному воспитанию детей огромное внимание уделяли педагоги античности – Аристотель, Сократ.

Наставления великого педагога Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.

Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания:

- военно-патриотическое воспитание;

- героико-патриотическое воспитание;

- национально-патриотическое воспитание;

- гражданское воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. В нашем детском саду по программе Вераксы Н. Е.

Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- знакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.

- приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;

- организовывать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей.

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Также огромную роль в жизни дошкольника играет приобщение к литературе. В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра – играться. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной.

На первом этапе нашей практической работы был определен исходный уровень сформированности нравственно-патриотических представлений у дошкольников. Для этого использовались методы наблюдения и беседы. Также была проведена диагностическая работа с родителями детей и воспитателями ДОУ.

На втором этапе были апробированы средства и методы работы с детьми по данной проблеме.

На заключительном этапе мы провели повторное диагностическое исследование, проанализировали полученные данные и сформулировали выводы, а также разработали проект и перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

Работа проводилась на базе дошкольного учреждения города Саратова в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172». Было обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.

Из наиболее эффективных видов деятельности по патриотическому воспитанию нами выделяются: НОД, игровая и учебная деятельности.

В своей работе мы используем разнообразные формы и методы патриотического воспитания: целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев, наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством.

Диагностический этап работы мы начали с индивидуальных бесед с родителями, целью которых стал сбор информации о воспитательных воздействиях патриотического характера в семье.

Мы выяснили, что во всех семьях дома есть книги для детей. Среди них и произведения на общественную тематику, но подбор их случаен как по тематике, так и по содержанию, жанру, стилю изложения. Родители не отбирают специально для ребенка литературу по ознакомлению с городом, а приобретают ту, которая встречается на прилавке магазинов и киосков.

Мы также провели беседы и с воспитателями МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172».

Свою работу с детьми мы начали с диагностического обследования детей, с выяснения их уровня развития, осведомленности детей о государственной символике, столице нашей Родины, родном городе, крае и достопримечательностях, знании детей о других народах и их национальностях, о главных Российских праздниках.

Всем детям были заданы вопросы по разным.

В диагностике участвовало 18 человек. Мы получили неутешающие результаты.

Таким образом мы поняли, что нужно усовершенствовать знания и представления детей о государственной символике, главных российских праздниках, представление о родном городе, крае, достопримечательностях; о культуре, обычаях, традициях своего и других народов; знания о российских праздниках.

Нами был разработан проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе и перспективный план по разным направлениям.

Таким образом, мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала.

Заключение

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Мы выяснили, что данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

В ходе опытно – практической работы мы убедились, что все изученные средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

Из этого следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

www.maam.ru

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле.

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.

Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Теоретической базой для изучения вопросов по теме «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» могут стать идеи известных представителей отечественной дошкольной педагогики Н. К. Крупской, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, Э. К. Сусловой.

Интересны работы других авторов – Н. В. Алешиной, И. Казаковой, М. Кирилиной, Л. Коломейченко, М. Ю. Новицкой, Л. А. Кондрыкинской и других авторов.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании. Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму? »

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания, отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности. Занималась вопросами патриотического воспитания в игре.

Новицкая М. Ю. отмечает, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.

я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна

Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков:

• Что я знаю о себе;

• Я и моя семья;

• Мой детский сад;

• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .

Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей. Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и родителей.

На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Должны учитываться возрастные особенности детей. Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей.

Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

www.maam.ru

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель: патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только высокохудожественные произведения.

Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается героико - патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников. Познакомить детей с лучшими качествами российского народа.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

• Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.

• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь, пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.

• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.

• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину.

Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание патриотических чувств.

На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев.

В группе нужно организовать уголки творчества, где дети в свободное время могут рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства (или альбомы с их изображением). Все это обогащает и углубляет детские представления об искусстве, языке и быте разных народов.

Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, нужно знакомит их с репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организует встречи с народными умельцами.

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.

Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей.

Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине.

www.maam.ru

Личный сайт воспитателя Киселевой Л. В.

Патриотическое воспитание дошкольников

Актуальность, цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению.

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Знакомство дошкольников с культурными истоками своей страны становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В именно в детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду) .

Условия патриотического воспитания

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству;

- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей;

сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

- единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства - педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

- использование системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики) :

сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов) , обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно - литературное творчество, общение, творческо - продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих г. Щелково Московской области.

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи) , адекватные возрасту - интеллектуально-развитый;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному - любознательный;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи - креативный;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности - инициативный;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы) , искусства - чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

Модель развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок

Открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников

Возможность органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста

Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т.д.) , и соотноситься с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности

Проект рассчитан на 3,5 учебных года.

Меню сайта

Источник vospitatel.moy.su

Казенноеучреждение. ХМАО. Урайский Специализированный Домребенка.

Докладнатему :«Патриотическоевоспитаниеудетейдошкольноговозраста.

Выполнила: воспитатель

Урай 2013г

Патриотическоевоспитаниеудетейдошкольноговозраста.

Чрезвычайноважнымваспектепроблемывоспитанияпатриотизмаявляетсяобщепринятоемнениеотом, чтоэтотпроцесснеобходимоначинатьвдошкольномвозрасте. Вэтотпериодпроисходитформированиедуховно-нравственнойосновыребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмовсоциальнойадаптациивобществе, начинаетсяпроцессосознаниясебявокружающеммире.

Данныйотрезокжизничеловекаявляетсянаиболеесинзитивнымдляэмоционально-психологическоговоздействиянаребенка, таккакегообразывосприятияоченьяркиисильныипоэтомуониостаютсявпамятинадолго, аиногдаинавсюжизнь, чтооченьважноввоспитаниипатриотизма. Втожевремяследуетотметить, чтоцелостнаянаучнаяконцепцияформированиягражданина, патриота Россиивсовременныхусловияхещенесоздана. Упедагогов-практиковвсвязисэтимвозникаетнемаловопросов, втомчисле: чтовходитсегоднявсодержаниепатриотическоговоспитания, какимисредствамиследуетегоосуществлять.

Важнейшимсредствомпедагогическоговоздействияприформированиипатриотическихчувствдошкольниковявляетсяорганизованноенаблюдениеокружающейдействительности. Онивидяткаклюдитрудятся, какиескладываютсятрудовыеотношения, какоцениваетсятрудокружающими, каконивыражаютсвоёуважениектем, ктохорошоработает.

Однакоеслипедагогсведётработутолькокорганизациинаблюдений, оноченьограничиткругзнанийипредставленийдетей, несможетдостичьглавнойцели - познакомивсособенностямиродногокрая, пробудиввсердцеребёнкаинтерескнему, показатьемужизньвсейстраны, воспитатьлюбовькотечеству. Этизадачиможнорешитьтолькоумелосочетаянаблюдениясчтениемхудожественныхпроизведений, слушаниеммузыки, рассматриваниемкартинииллюстрацийккнигам. Передребёнкомширеоткроетсяокновмир, емулегчебудетсделатьнеобходимыеобобщения, проявитьвозникшиечувства.

Воспитаниегражданинаипатриотазнающегоилюбящегосвою Родинунеможетбытьуспешнорешенобезглубокогопознаниядуховногобогатствасвоегонарода, освоениянароднойкультуры. Культура Россиивключаетнародноеискусство, раскрывающееистокидуховнойжизнирусскогонарода, нагляднодемонстрирующееегоморальные, эстетическиеценности, художественныйвкусиявляющеесячастьюегоистории.

Национальнаясамобытностьвоспитанияиобучениярассматриваласьмногимирусскимипедагогамикакважнейшееусловиеразумногопостроениясистемыобразования. Так, помнению В. А. Сухомлинского, "толькочеловек, личнозаинтересованныйвсудьбах Родины, по-настоящемураскрываетсякакличность; …самоеглавное - открыватьглазанадорогоеиродное".

Т. Н. Мапькорская, относяпатриотизмкнравственнымкачествам, включаетвеголюбовьк Отечеству, готовностькегозащите, неразрывнуюсвязьсинтернационализмом, нетерпимостьклюбымпроявлениямнационализмаишовинизма, приверженностькнароднойкультуре, знаниенациональныхтрадиций, национальноедостоинство, гордостьичесть, чтонаходитсвоевоплощениевгражданственности.

Сухомлинский В. А., раскрываяпонятие «Родина», увязываетегоспонятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родноеслово», «природнаясреда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» идр.. Отсюдаможносформироватьцельизадачигражданско-патриотическоговоспитаниястаршихдошкольников.

А. С. Макаренкоотмечал, чтопатриотизмпроявляетсянетольковгероическихпоступках. Отнастоящегопатриотатребуетсянетолько "героическаявспышка", ноидлительная, мучительная, нажимнаяработа, частодажеоченьтяжелая, неинтересная, грязная".

И. Ф. Харламоврассматриваетпатриотизмкаквзаимосвязаннуюсовокупностьнравственныхчувствичертповедения, включающуюлюбовьк Родине, активныйтруднаблаго Родины, следованиеиумножениетрудовыхтрадицийнарода, бережноеотношениекисторическимпамятникамиобычаямроднойстраны, привязанностьилюбовькроднымместам, стремлениекукреплениючестиидостоинства Родины, готовностьиумениезащищатьее, воинскуюхрабрость, мужествоисамоотверженность, братствоидружбународов, нетерпимостькрасовойинациональнойнеприязни, уважениеобычаевикультурыдругихстранинародов, стремлениексотрудничествусними .

Достижениеобщейцели - формированияосновгражданственностиудетейдошкольноговозраста - предполагаетпоследовательноерешениерядазадач:

- воспитанияуребенкалюбвиипривязанностиксвоейсемье, дому, детскомусаду, улице, городу;

- развитияинтересакрусскимтрадициямипромыслам;

- формированияэлементарныхзнанийоправахиобязанностяхчеловекаигражданина;

- знакомствасгосударственнойсимволикой России;

- расширенияпредставленийогородахирегионах России;

- формированиячувстваответственностиигордостизадостижениянашейстраны;

- формированияуважениякдругимпародамиихкультуре.

Какпоказываетанализпрактическихнаработокотечественныхпедагогов, существеннуюрольвграмотномрешенииданныхзадачиграетучетследующихпринципов:

- принципаотблизкогокдалекому;

- принципаучетарегиональныхусловийвпропагандепатриотическихидей, означающийпропагандуидейиценностейнетолькообщероссийскогопатриотизма, ноиместного, характеризующегосялюбовьюксемье, городу, краю.

Такимобразом, наиболееоптимальнымсценариемпостроенияработыпопатриотическомувоспитаниюдошкольниковвидитсяследующаямодель:

«семья - детскийсад - роднаяулица - роднойгород - роднаястрана».

Длярешениязадачпатриотическоговоспитаниявдетскомсадунеобходимотакжеохватыватькакможноболееширокийкругформработы. Этомогутбытьбеседы, викторины, игры, праздники, чтение, труднаприродеит.п. Большоезначениевформированиипатриотическихчувствудетейможетиметьграмотноорганизованнаяэкскурсионнаяимузейнаядеятельность, главноеприееосуществлении - избежатьформализма.

Большоезначениедляпатриотическоговоспитаниядетейимеетихактивная, разнообразнаядеятельность, таккакбытьпатриотом - этонетолькознатьилюбитьсвоюстрану, ноиактивнодействоватьнаеёблаго. Мыпедагогинаходимдлядетейтакуюдеятельность, чтобысодержаниееёсогласовывалосьсзадачамивоспитания, аформабыладоступнойкаждомуребёнкуисоответствоваласодержанию. Дляэтогонамнужнохорошознатьсодержание, особенностиорганизацииируководствавсемивидамидеятельностидетей (занятиями, трудом, игрой) , атакжеуметьсочетатьихвединомпедагогическомпроцессе, подчинивединойзадаче.

ИГРЫ, такжекакизанятия, способствуютрешениюзадачпатриотическоговоспитания. Игру, начинаясдетьмипосленаблюдениязатрудовымпроцессом, атакжеподвлияниепонравившегосяимхудожественногопроизведенияилисюжетногорисования, перерастаетвинтереснуюдлительнуюигру, вкоторойребятаприменяютсвоизнанияиуженакопленныйимижизненныйопыт. Задачанаша - поддержатьинтересктакойигре, датьейнужноенаправление.

Впроцессереализациизадачможнополучитьследующиерезультаты:

- повыситьуровеньразвитиядошкольников;

- обеспечитькомплексныйподходкразвитиюпатриотическихчувствудошкольников;

- повыситьпознавательныйинтересудетейкродномукраю, ксвоейстране;

- повыситьзначимостьпатриотическоговоспитаниявглазахродителейвоспитанников.

Уясняясущностьисодержаниепатриотизмаиегоогромноезначениевразвитиииформированииличности, нельзянепривестиполныеглубочайшегосмысласлова К. Д. Ушинского. «Какнетчеловекабезсамолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- такнетчеловекабезлюбвикотечеству, иэталюбовьдаетвоспитаниюверныйключксердцучеловекаимогущественнуюопорудляборьбысегодурнымиприродными, личными, семейнымииродовыминаклонностями»

Взаключениеотметим, чтопедагогическаятеорияипрактикаубедительнопоказывают, чтоформированиетакогосоциальнозначимогокачестваличностикакпатриотизм, непростовозможно, ноинеобходимоначинатьссамыхраннихлетжизни. Существующаявнашейстранесистемадошкольногообразованиярасполагаетдостаточнымиресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) длярешенияданнойактуальнойзадачи, аизменениявгосударственнойполитикевэтойобласти, выразившиесявразработкеипринятиирядаправительственныхдокументов, обеспечиваютэтомужизненноважномудлянашей Родиныпроцессунеобходимуюправовуюоснову.

Списокиспользуемойлитературы:

1. Сухомлинский В. А. Рождениегражданина Издат. Радяньскашкола 1989г

2 freepapers.ru/16/vospitanie-patriotizma.../197627.1191457.list5.html

3. В. Д. Сиповский «Роднаястарина». - М./ Современник, 1993.

4. Харламов И. Ф. Педагогика

5. Михайлова М. А. Развитиемузыкальныхспособностейдетей. Ярославль. Академияразвития: 2003.-260.с.

6. Кленов А. С. Япознаюмир: Детскаяэнциклопедия. М.: 1999гс.864.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Патриотическое воспитание дошкольников через познавательную деятельность

Отчёт по самообразованию в средней группе

Тема: «Люблю тебя мой край родной»

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная земля,-

Это всё называется родина,

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землёю своею-

Здесь хорошие люди живут…

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с формирования у ребёнка любви и уважения к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к родному детскому саду, месту, где он родился и вырос. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение культуре народов, её населяющих. Воспитывая в детях патриотизм, я поставила такую цель.

Цель. Расширять представления детей о родном посёлке, культуре и традициях родного края. Продолжать формировать интерес к своему посёлку, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему посёлку, области, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способность формированию нравственных чувств.

В целом система и тематическая последовательность работы по патриотическому воспитанию детей состоит следующим образом:

  • «Я и моя семья, мой дом, мой детский сад» и «Культура русского народа» - вторая младшая группа;
  • «Мой посёлок» и «Культура русского народа» - средняя группа;
  • «Мой край» и «Культура русского народа» - старшая группа;
  • «Моя страна» и «Культура народов, проживающих в России» - подготовительная группа.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.

  1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

  1. Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно – патриотическим содержанием) .

  1. Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что – то для других. Труд с общественной мотивацией организовывается и в детском саду, и дома систематически. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы ребёнок понял значение результатов человеческого труда, рассказываю и показываю, например, как выращивают хлеб, но ещё в большей степени он осознаёт необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На подоконнике в детском саду, дети совместно с воспитателем в горшочки садят лук, ухаживают за ним, наблюдают за его ростом, затем собирают урожай – плоды своего труда.

  1. Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными в семье, помощь в работе на огороде взрослым, подкормка птиц в зимнее время, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному посёлку, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц) .

Методы работы с детьми были такими как:

  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике улицы и т.д.;
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом и наблюдениями детей;
  • Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение) ;
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, и поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.) ;
  • Обогащение и стимулирование детского творчества;
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Систематически проводятся беседы о подвигах воинов, устраиваются тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, героев труда.

Любой край, любой посёлок, село неповторимы . В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в посёлке Комсомольск Тисульского района Кемеровской области. Природа нашего посёлка поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие, раздольные луга и поля.

Недалеко от Комсомольска в селе Макарак протекает река Кия. Летом отдыхать на берегу реки с удочкой в руках одно удовольствие. Она красива в любое время года.

Наш детский сад находится в живописном месте. Его окружают высокие белоствольные берёзы. На детской площадке ребятам не бывает скучно.

Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в разное время года.

Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, подвожу к пониманию того, что их посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

Чтобы познакомить детей с понятием «Родина», я вырабатываю у них представление о малой Родине. Моя цель: уточнить и расширить представление детей о том, что находится на главной улице посёлка. Знакомство с посёлком продолжали, посещая разные предприятия: это памятник погибшим в Великой Отечественной войне, администрация посёлка, аптека, почта, сбербанк, полиция, магазины, детский сад.

Проводила беседы о том, что в нашем посёлке существует традиция: 9 мая, в день победы, к памятнику приходят взрослые и дети, пожилые люди и ветераны войны, чтобы почтить память погибших минутой молчания.

Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности. Они рисовали плакаты «На парад», делали аппликации « По улицам едут машины», занимались ручным трудом, из коробочек изготавливали «Дома на нашей улице», конструировали из строительного материала дома, детский сад.

Прогулки, экскурсии, беседы учат замечать то, что находится вокруг них. Уточняя знания детей о настоящем и прошлом нашего посёлка, это – шахта по добыче золотой руды, золотоизвлекательный завод, я стараюсь использовать приём сравнения старого быта и современного.

Организуя экскурсии по родному посёлку, на природу, стараюсь построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы, но и могли сделать для себя какие – то выводы, установить логические связи. Всё это не только способствует углублению интереса к своей семье, посёлку, области, но и развивает любознательность, умение размышлять, как сохранить то, что имеем.

Беседуя с детьми о том , сколько гибнет ёлочек в лесу перед празднованием Нового года, решили выпустить листовки «Не рубите ёлочки в лесу», распространили их среди населения. Принимали активное участие в районном конкурсе рисунков под названием «Ёлочка живи», где заняли первое место. В областном конкурсе детских рисунков о родном Кузбассе, также дети приняли активное участие, приуроченный к юбилею 70 лет Кемеровской области.

В результате проделанной работы у ребят пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажёгся огонёк любви к родному посёлку, родному краю, появились обширные и прочные знания. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в НОД по ознакомлению с окружающим.

От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок.

По патриотическому воспитанию ведётся работа с родителями. Выпуск газеты «Дружная семейка», родительское собрание «Семейные традиции», рекомендации для родителей, проводился праздник «Славим возраст золотой», с участием детей, родителей, а также бабушек и дедушек. Проводился областной конкурс рисунков «Бабушкины сказки», где наши бабушки с внуками приняли активное участие и 4рисунка вышли победителями в районе и отправлены в область для третьего областного тура.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если ребёнок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

- Обращайте внимание ребёнка на красоту родного посёлка.

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, аптеки. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

- Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

- Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.

- Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2007.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2009.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2011.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2011.
  6. Журнал «ребёнок в детском саду» №4, 2003.
  7. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3, 2004.
  8. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2006.
  9. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3, 2006
  10. Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2008.
  11. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3, 2009.
  12. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2009.
  13. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 1, 2010

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Методики работы с детьми дошкольного возраста

    Проект «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: групповой, долгосрочный. Современное состояние общества, в...

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста . Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

    Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав...

  • Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыс...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

    Педагогический проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Строя свою «школ...