Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!»

Задачи:

1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями.

2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели.

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, эмоционально-чувственный опыт детей, мелкую моторику рук и воображение.

4. Снятие психофизического напряжения.

Форма занятия: подгрупповая (4-5 чел)

Материал: песочница, песок, Песочная Фея (игрушка-кукла, миниатюрные игрушки или предметы (мячик, ракушка, машинка, кукла, кошка) по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте, ребята! Как же я рада вас видеть! Мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что здесь случилось. Дети, посмотрите что это? (на полу в кабинете стоит ящик с песком)

1. Упражнение «Знакомство с песком».

-Ребята, что такое песок?

- Какого он цвета?

- Какой он?

- Что интересного можно рассказать о песке? (дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта) .

- Песок – это очень интересный материал, из него можно построить замки, башни, мосты, пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?

Дети. Да!

Педагог. Тогда проходите к моей песочнице и рассаживайтесь поудобнее.

2. Упражнение «Знакомство с хозяйкой песочницы - Песочной Феей».

Педагог. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это хозяйка нашей песочницы и песка - Песочная Фея. Она добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками (дети показывают игрушки, если у них они есть, и по возможности называют их и свои имена). Песочная Фея хочет вам показать много интересных игр в песочном мире.

Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Дети. Здравствуй, песок!

Педагог. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир (дети осматривают песочницу, дотрагиваются до бортиков). Она здесь хозяйка. И она сейчас разрешает нам с вами войти в ее песочный дом (дети осматривают песочницу).

Посмотрите борта песочницы голубого цвета, как небо, а дно песочницы тоже голубого цвета, как вода в море.

У Песочной Феи, в ее песочном доме существуют правила поведения в песочницы, вот послушайте их:

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.Ведь это подружки нашей Песочной Феи. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы) .

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей) .

3. После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.

4. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу) .

Также можно выучить с детьми стих о правилах поведения в песочнице:

Здесь нельзя кусаться драться

И песком в глаза кидаться

Можно строить и творить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Песок – мирная страна,

Здесь добро и красота!

А теперь, когда вы познакомились с правилами поведения в песочнице и с песком мы с вами попробуем оставить следы на песке.

3. Упражнение «Следы на песке»

- При помощи чего вы сделаете следы?

Дети. Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони (дети оставляют следы на песке) .

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях.

Педагог. “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что вы почувствовали?

Дети. Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…

Педагог. Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (ответы детей)

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх.

Педагог. “Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? (ответы детей). Мне не очень удобно держать так руки. А вам? ” (ответы детей).

Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить.

- можно подвигать руками,

-“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком) .

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Педагог. А теперь давайте спрячем руки в песок, постепенно поднимайте по одному пальчику, какие у вас ощущения?

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему) .

4. Игра – сюрприз «Найди предмет в песке»

Педагог. Ребята, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Вот и Песочная Фея приготовила нам сюрприз. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может что и найдете необычное (дети, играя, находят какие-нибудь предметы (по количеству детей, например, мячик, ракушку, машинку и т. д). Что вы нашли? (ответы детей).

Какой он? (маленький, разноцветный, гладкий, круглый, прыгучий и т. д.)

Давайте с ним поиграем!

5. Прощание с Песочной Феей и песком.

Педагог. На этом наше знакомство с песком и Песочной Феей заканчивается.

Вам все сегодня понравилось? Что вы сегодня узнали о песке? Какой он?

Что запомнили? С кем познакомились?

Песочная Фея с нами не прощается, а говорит нам «До свиданья! Приходите ко мне в гости, я буду рада вас видеть вновь и в следующий раз, мы с вами поиграем в другие интересные игры».

www.maam.ru

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящики с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны педагогом - психологам работающих с детьми дошкольного возраста. Игра направлены на развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, застенчивости и замкнутости, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться высказывать свои ощущения при прикосновении с песком.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Играя с песком у ребенка усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для игры в песочном ящики с детьми.

Упражнение "Волшебный песок"

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки) ;

• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик) ;

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию психолога? что легче говорить или понимать (чувствовать?

Упражнение "Отпечатки наших рук"

Цель: учить совместному действию

Задача: оценить собственные ощущения

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Литература.

Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

www.maam.ru

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Работая по программе "ОТ рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, я решила более глубоко развить у детей несколько интегративных качеств у детей, таких как "эмоционально-отзывчивый", "овладевший способами общения со взрослыми и сверстниками". Для этого я применяю метод песочной терапии, а конкретнее работаю над темой: "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Изучение эмоциональной сферы детей на сегодня является одной из актуальных тем. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов, способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, развивается связная и образная речь.

Актуальность и проблема исследования определили цель моей работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных качеств личности ребенка, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:

* изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;

* разнообразить способы песочной терапии и разработать систему занятий с детьми;

* создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

* Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений посредством игровых упражнений.

В ходе работы были выделены группы методов и приемов песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.

2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.

3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.

4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.

Занятия организованы в формах:

- индивидуальная;

- в парах;

- групповая, длительность определяется желанием ребенка. Занятия по песочной терапии вызывают огромный интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Податливость песка, его природная магия очаровывает не только детей, но и их родителей. Родители стали моими главными помощниками в работе. Они готовят рабочий материал, т. е. фильтруют песок, красят его, изготавливают оборудование.

Доступность песка делает процесс рисования естественным – не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Очень часто, начиная работать, ребенок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности. Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше другого предмета. Три – если рисунок вышел криво… - провел ладошкой и начинай сначала.

Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это дает возможность в непринужденной обстановке решать поставленные задачи.

На начальном этапе работы главная задача вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки. В этот период используется простой песок – это работа на световом столе, рисование на зеркале, работа с «мини-песочницей» - составление небольших панорам.

После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей – это уже следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или с использованием (как подложки) цветной бумаги, картона, морских камней и др.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта

Чтоб вера в детство не пропала,

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

В него вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес

Пройдя познания дорогу.

Прикреплённые файлы:

pesokt_i52rr.pptx | 7886,8 Кб | Скачан: 83
www.maam.ru

Песочная арт-терапия с детьми дошкольного возраста.

Песочная арт – терапия с детьми дошкольного возраста .

Опыт многолетней работы с маленькими детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт – терапию более интересной и успешной .

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир.

Лето - самая веселая пора в детском саду. Организованная деятельность детей ориентирована на включение их в разные формы досуговой активности. Познакомить детей дошкольного возраста с разными способами использования своего времени с выгодой для своего здоровья и развития одна из задач воспитания здорового образа жизни. С этой целью можно познакомить детей с играми в песочнице. Песок завораживает детей, игры с с ним и сооружение построек из него – одной из самых увлекательных занятий детей в летнее время.

Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт своего внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Какие же цели преследует арт – терапия? Не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой

Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Методы арт – терапии могут применяться:

• с целью диагностики;

• оказания первичной психологической помощи;

• в процессе краткосрочной психотерапии;

• долгосрочного психотерапевтического воздействия.

www.maam.ru

Песочная терапия (подборка книг)

Книга"Песочная терапия" Большебратская Э. Э. - Петропавловск, 2010 г.

Пособие "Песочная терапия" Большебратская Э. Э. предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психотерапевтической работы. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр и тренингов, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие) , интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

Песочная терапия в практике

Цели занятий (соответственно предмету ) :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия) , памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7. Снижение психофизического напряжения

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

-"Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 c.

В книге предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Издание адресовано родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему.

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Первая часть книги «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» называется «Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками».

Она адресована родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. Предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Авторы также пока¬зывают родителям и педагогам преемственность работы в рамках «песочной те¬рапии» с детьми от 2,5 лет до более старшего возраста.

Вторая часть — «Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры» — поможет как родителям, так и преподавателям центров временного пребывания, реабилитации и коррекции, классов и групп «особый ребенок» образовательных учреждений в воспитании и социальной адаптации умственно отсталых детей и молодых людей. Эти игры также подойдут и для занятий с дошкольниками, не имеющими нарушений в развитии.

Содержание

Часть I. Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками 7

Глава 1. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук 15

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения 19

Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Индивидуальные игры на песке 24

Групповые игры на песке 26

Глава 3. ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ 28

Индивидуальные игры на песке 29

Групповые игры на песке 35

Приложение. Определение стиля ситуативной коммуникации 36

Часть II. Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры 46

Индивидуальные игры с пуговицами, спичками .... 47

Групповые игры с бытовыми предметами 53

Литература 63

-"Юнгианская песочная психотерапия" Штейнхардт Л. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — | (Серия «Практикум по психотерапии») .Отрывок, Оглавление

Книга представляет собой компактный и высокоинформативный обзор истории, теории и практики юнгианского подхода в песочной терапии как составной части терапии через искусство. Тогда как иные подходы в данном виде арт-терапии фокусируют внимание на значении используемых миниатюрных объектов, Л. Штейнхард обращается к анализу создаваемых песчаных форм, анализируя баланс природных, культурных и рукотворных элементов в творчестве клиентов. Детальное описание и анализ отдельных терапевтических случаев, наглядный иллюстративный материал, захватывающие перспективы нового подхода делают это пособие неоценимым руководством для психотерапевтов, консультантов, социальных работников и представителей других помогающих профессий, вызовут интерес каждого творчески ориентированного читателя.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 8 БЛАГОДАРНОСТЬ 12

ПРЕДИСЛОВИЕ 14 ЧЕРЕПАХА 16

Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия 20

Фундамент и форма 26

Создание основы и классификация форм 33

Факторы, влияющие на создание основы 36

Личный опыт автора, связанный с использованием песочницы и изобразительным творчеством 38

Краткий обзор содержания книги 40

ЧАСТЬ II ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ

Глава 2. История и описание песочной терапии44

История М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм 48

Обсуждение 65

ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов 68

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность 72

Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочной терапией

Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve) 80

Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы 84

Кабинет 84

Три группы материалов для художественного творчества 85

Критерии классификации материалов 88

Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии 100

Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии 101

Оформленные материалы, используемые в арт-терапии 103

Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 106

Песочница: метод, материал и движения 106

Песочница, изобразительное искусство и грязь 108

Создание изображений и отпечатков 112

Глава 9. Материалы песочной терапии 118

Введение 118

Используемый в песочной терапии набор предметов 127

Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии 131

Песок и вода 131

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии 132

Глава 11. Цвет 135

Синие оттенки: кобальт и лазурь 138

Цвет в качестве составной части живых систем .... 139

Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии 141

ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 12. Визуальная экспрессия 146

ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ВВЕДЕНИЕ 168

Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169

Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов 187

Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу 201

Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 17. Ниспровержение коллективного 221

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр 256

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита 277

Глава 20. Заключение 302

ЛИТЕРАТУРА 307

-"Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии" Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - Речь, 2007 г. - 340 c.

Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для клиента, и для специалиста форме психотерапевтической работы. Авторы описывают принципы и методы песочной терапии и консультирования с использованием песочницы, рассказывают о путях глубинной диагностики личности клиента, об особенностях консультирования женщин, приводят примеры из практики.

-"В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" Кузуб Н. В., Осипук Э. И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74

Фрагмент статьи

Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его душе эхо далеких детских воспоминаний. Вот малышу впервые показывают песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус.

Маленькие пальчики пытаются схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой встречей, песок раскрывает перед маленьким человечком свои тайны, свою могучую и хрупкую прелесть.

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Маленький человек становится в песочнице «Созидателем, почти Богом».

Один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия: все приходит и все уходит; нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния равновесия с миром и собой.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

-"История и современные тенденции песочной терапии" Сакович Н. А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №2. – C. 94-97

Фрагмент статьи

Песочная терапия (Sandplay) , которая опирается на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиентов, методом, который может выстроить своеобразный связующий мост между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.

Часто клиент не может найти слов для объяснения своих трудностей или конфликтов. Он не понимает причин происходящего с ним, не видит решения возникших проблем.

Песочная терапия может обеспечить клиенту возможность образно представить то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, посредством которого клиент может передать свой бессознательный «материал» не только психологу, но и самому себе. А благодаря пониманию меняется поведение.

Литература

Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. Sandplay therapi. — London: W.W.Norton and Company, 2000

Kalff, Dora. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. — Santa Monica: Sigo Press, 1980

Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей /Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии /Под редакцией Бадхена А. А, Кагана В. Е. — М.: Смысл, 1997

-"Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение) " Сакович Н. А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №3. – C. 105-108

Продолжение. Начало в № 2, 2007 год.

Фрагмент статьи

Песочная терапия уникальна для каждого клиента, так как отражает его индивидуальность. Для некоторых начало работы с песком ? размышление о том, какой должна быть их жизнь. Для других — это путь, раскрывающий проблему.

Для третьих ? это глубокое сосредоточение и расслабление. Рассмотрим структуру процесса песочной терапии. Терапия начинается, когда клиенты переходят от невербальной, бессознательной игры на подносе с песком к вербальной сознательной игре.

Первоначально психолог лишь поощряет клиентов, позволяя их «внутреннему голосу» руководить процессом. На этапе осознания клиентом происходящего психолог начинает играть все более активную роль

-"Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение) " Сакович Н. А. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 93-97

Продолжение. Начало — в «Вестнике практической психологии образования» № 2, 3 за 2007 год.

Фрагмент статьи

Молчаливое строительство и «проживание» своего мира имеют определенную терапевтическую ценность. У клиента появляется возможность «перенести» на поднос свои самые сокровенные мысли и чувства, сделать их видимыми. «В творческом строительстве в песке изображение появляется постепенно, без беспокойства относительно «уровня зрелости» его окончательного внешнего вида. Это позволяет автономно снизить множество защит, без тревоги о том, как эти защиты могли бы быть преодолены» (Ryce-Menuhin, 1992) .

-"Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей." Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова.

Под редакцией профессора Л. Б. Баряевой. (СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008)

В пособии рассматриваются образовательные ситуации, в которых используются стол-ванна для игр с водой и песком, а также набор для аквапескотерапии. Эти ситуации способствуют познавательному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Кроме того, описаны игры и игровые упражнения с привлечением литературного материала и с применением оборудования для занятий с водой и песком. Пособие предназначено для специалистов (воспитателей, учителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) , работающих с детьми в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных) , а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей.

Читать далее fusionpiter.ru

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами.

Существенно разнообразить работу воспитателя в сохранении здоровья дошкольников поможет множество нетрадиционных методик. Обозначим некоторые из них: аромотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

В своей работе я применила такой вид нетрадиционной методики, как песочная терапия. Актуальность выбора этой здоровьесберегающей методики раскрывается в широком спектре решаемых ею проблем. Песочная терапия помогает:

? Контролировать собственные чувства

? Снизить отрицательную энергию (наиболее актуально в работе с аутичными, капризными, гиперактивными и агрессивными детьми)

? Более гармонично и интенсивно развивать познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память)

? Существенно усилить желание ребёнка работать самостоятельно

? Развивать «тактильную» чувствительность как основу «ручного» интеллекта

? Развивать способность к преодолению трудностей

? Обрести чувство уверенности

? Предметно-игровая деятельность помогает в дальнейшем развитию коммуникативных навыков

? Снять агрессию

? Научиться принимать себя таким, какой он есть

? Повысить самооценку

? Выявить переживания и страхи, которые он не может выразить словами

? Избавиться от страхов

Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Песочница, по его мнению, это «безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. Цель моей работы - введение элементов песочной терапии во все виды деятельности воспитанников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить методику проведения песочной терапии;

- проанализировать влияние песочной терапии на детей;

- разработать серию игровых ситуаций для детей среднего возраста с использованием песочной терапии.

В песочной терапии приемлема как индивидуальная форма работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, исследователь ставит перед собой цель – тщательное наблюдение за воспитанником, выяснение причин дисгармоничного состояния и нахождение его решения.

В групповой форме педагог ориентирует детей на само исцеление: воспитанники сами играют в песочнице и ведут диалог со своим «я». Групповая форма обеспечивает погружение в работу сразу нескольких нуждающихся в помощи детей. Главное учесть количество детей при выборе оборудования для проведения этой нетрадиционной методики. Что же понадобится для работы с песком?

Первое, водонепроницаемый деревянный ящик. Его внутренняя поверхность окрашена в синий или голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Ящик «удерживает» как создателя, так и его создание.

Второе, чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Ящик заполняется песком на две трети (4-6 кг) . При создании песочных картин достаточно использовать 1 кг.

Третье, «коллекция» фигур со средним размером 8 см. Из разных материалов: натуральных и искусственных, яркие или одноцветные, различного качества. Фигурки можно условно поделить на различные тематические категории.

Также можно еще включить сюда, например, ящики с сокровищами, деньги.

Мы вводим ребенка в новый еще неведомый ему мир, имеющий также свои правила. Изложить их сущность поможет сказочный персонаж. Это может быть песочная фея, волшебник, гном и др.

Чтобы активизировать внимание детей на этом моменте используйте стихотворную форму.

Например: Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок – мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?

Для достижения максимально качественного результата во время игры можно использовать стихотворные «разминки», например:

Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.

Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.

А еще желательно делать все внимательно!

Задача педагога – это проведение элементов песочной терапии через все формы работы, то есть режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность. Именно в этом случае действие песочной терапии будет наиболее эффективно, ведь ребенок на протяжении всего дня может впитывать ее благоприятное воздействие. Рассмотрим конкретные примеры, проработанные мною на практике.

Режимный момент - утро. Многие дети спокойно переносят расставание с родителями, но иногда некоторые воспитанники капризничают. Причины могут быть разные. Очень хорошее средство решения этой проблемы – это завлечь ребенка рисованием песком.

Для него это будет интересно, ново. На начальном этапе педагог помогает создавать картину, чтобы у ребенка не возникло отторжение от работы с песком из-за неопытности. Такое же занятие полезно предложить воспитаннику, пришедшему с грустным настроением.

Нарисуйте лицо человека, который улыбается, далее предложите ребенку перечислить названия животных, которые также могут радоваться жизни, смеяться. Пусть ребенок оценит все эти рисунки (скажет красивые они или нет) . Затем нарисуйте лицо грустного человека и дайте ему также оценку.

Пусть ребенок вместе с вами придет к правильному выводу. В конце можно предложить воспитаннику нарисовать его семью жизнерадостными, улыбающимися. Конечно, если у ребенка есть веская причина для печали, рисование песком используется после беседы.

В этом случае она применяется для формирования уверенности у ребенка, что все плохое уйдет и все будет хорошо. Именно так, как нарисовал он.

Режимный момент – прогулка. Возможно использование элементов песочной терапии в сюжетно-ролевой игре «Маленький кондитер». Дети из снега создают пирожные, торты, украшая их разноцветным песком.

В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Поможет песок и в исследовательской деятельности.

Предложите детям разукрасить цветным песком, найденные следы на снегу, попробуйте сообща определить, кому они принадлежат. Такой элемент повысит внимательность детей и интерес к беседам на прогулке.

Следующий режимный момент – вечер. Как правило, в каждой группе есть дети, которые с наступлением вечера не хотят играть, ходят потерянные, проявляют негативное отношение к другим, по той или иной причине тоскуют по родителям. Также дети, которых забирают последними.

Все они испытывают стресс. Как не старается педагог занять ребенка, оставшегося последним, пустота группы дает свое воздействие. Ребенок становится менее активным, молчаливым.

В группе есть дети с задержкой речевого развития. Прекрасная возможность завлечь и направить в позитивное русло энергию этих детей позволяет песочная терапия. Можно предложить ребенку построить «свой мир» в песочнице.

Воспитанник, который загрустил по родителям, вовлечется в игру и забудется. Ребенок с задержкой речевого развития получит необходимую помощь, при этом у педагога есть возможность не заострять на нем все внимание, а уделить время всем детям.

В непосредственно образовательной деятельности с помощью песочной терапии решаются следующие задачи:

- обучающая. Облегчение процесса обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

- познавательная. С ее помощью дети узнают об окружающем мире.

- проективная. Игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с ее помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Таким образом, игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью материализации фантазий. Это в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

Также песочная терапия обеспечивает активное развитие мелкой моторики рук. Песочная терапия позволяет каждому ребенку самостоятельно укреплять ладони и пальцы, укреплять мышцы.

Материал с сайта nsportal.ru

Игра в песке «Песочная терапия»

От автора:Жду обратной связи. Как ето происходит на моем занятии, с песочной терапии.

Приветствие.

1 . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2 . Нельзя бросать песок в других.

3 . После игры в песке нужно помыть руки.

1 . Упражнение «Песочный дождик»

Ход упражнения.

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочных дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

1 . Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь) .

2 . Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они миняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер» ( Дыхательное упражнение ) .

1 . Ученики учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

Для этих игр понадобятса одноразовие трубочки для коктейля.

2 . Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении) . Ребенок вдыхает запах специально подобранной для нее ароматической смеси ( тонизирующей или расслабляющей) . При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

2 . Упражнение « Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: « Не злись, НЕ капризничай, возьми себя в руки» . В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, поскольку запрет на проявление негативных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику, и усиливает чувство вины за плохое поведение.

Игра « Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение .

Песочная фея:

«Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? ( Ответы учащихся ) .

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются учителя или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться.

Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее .

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.

А затем, ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: « В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваюютса все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен» . По желанию ученик может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

3 . Игра «до свидания, песочек»!

Психолог от имени феи просит «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронутса к песку .

Психолог : «А теперь прошу поздороваться с песочком разными и способами»:

• Ученик прикасается к песку поочередно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

• Ученик легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

• Ученик прикасается к песку всей ладошкой - внутренней, затем внешней ее стороной.

• Ученик перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка».

Песочек в ответ также хочет «попрощаться» с учениками(ом) . Песочным дождиком! Психолог берет в кулак песок и медленно сыплет его в руки учеников(а) . Песочек может «поздороваться» с каждым пальчиком отдельно - тогда психолог сыплет песочек на отдельные пальчики.

Для того чтобы разнообразить игру, можно предложить учащимся закрыть глаза и положить на песок ладонь с розведенными пальчиками; психолог сыплет песок на какой-либо палец, а ученик закрыв глаза, называет этот палець. Ученики могут меняться ролями и сами друг другу сыпать песок угадывая пальчик.

Обсуждение

Источник www.b17.ru

Другие статьи по теме:

  • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое...

  • Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

    Игра как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Игра, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» ИТОГОВАЯ РАБОТА Самара...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Агрессивность у детей дошкольного возраста

    Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы. Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста : Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Развитие моторики у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От паль...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...

  • Развитие креативности у детей дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Творческие способности детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...