Подготовка к школе детей с нарушением зрения

Из опыта работы специалистов ДОУ по подготовке слабовидящих детей к школьному обучению.

Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать детские учреждения. Процессы обновления предъявляют повышенные требования и заставляют искать и находить нестандартные подходы в решении целей и задач, встающих перед теорией и практикой дошкольного воспитания.

На современном этапе развития системы российского образования особое внимание уделяется подготовке детей к школьному обучению. Уровень школьной готовности определяет успех ребенка в дальнейшем обучении. Готовность к обучению предполагает наличие знаний, умений и способов умственной деятельности, сформированность необходимых личностных качеств, которые помогут ребенку преодолеть трудности, связанные с ломкой динамического стереотипа в период перехода из детского сада в школу.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность у детей сенсорных функций, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нем, требует развитого аналитического восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Ребенок должен владеть устной речью и элементами знаний. Очень важно, чтобы в нем были воспитаны навыки общения и жизни в коллективе. Работа специальных дошкольных учреждений помимо всестороннего развития детей с нарушениями зрения направлена на то, чтобы к семилетнему возрасту, слабовидящие дети могли начать систематическое обучение в школе.

Готовность к школе состоит из трех основных частей: физическая, умственная и личностная готовность. В конце дошкольного возраста необходимо провести обследование готовности ребенка к школьному обучению, к овладению учебной деятельностью. Для установления готовности к новой деятельности и новым ее условиям необходимо внимательно обследовать ребенка не только со стороны возможностей познавательной деятельности, но и с позиции возможностей использования в новых условиях тех знаний и навыков, которые он приобрел в предыдущий период жизни.

Наибольшие трудности в период предшкольной подготовки слабовидящие дети испытывают в плане умственной готовности. Ее отставание у слабовидящих детей объясняется недостаточной коррекционной направленностью воспитательной работы по формированию у каждого ребенка общих способов умственной деятельности. Подготовка к школе, по мнению Т. П. Свиридюк, на практике осуществляется путем формирования частных способов умственных действий (по математике, чтению, изобразительной деятельности, что не может обеспечить полноценную готовность ребенка к учебной деятельности.

При изучении готовности детей с нарушениями зрения к коллективной жизни и деятельности в школе следует помнить, что учебная деятельность, по сравнению с ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельностью, является общественной по содержанию и форме.

Наблюдения (Т. П. Свиридюк) за поведением детей с нарушениями зрения показывают, что значительная часть этих детей не включается в общение с педагогом, если он обращается не персонально к отдельному ребенку, а ко всему классу в целом. Они часто повторяют ошибки товарищей даже после того, как они были исправлены учителем. У большинства детей с нарушениями зрения в предшкольный период наблюдается низкий уровень мотивационной и особенно волевой готовности к школьному обучению. Причины низкой волевой готовности детей с нарушениями зрения к школе можно объяснить следующими фак-торами:

психофизическими особенностями развития ребенка (быстро наступающей утомляемостью, соматической ослабленностью и др.)

излишней опекаемостью этих детей в семье и детском саду, недостаточным вниманием взрослых к формированию волевых качеств личности;

Исследования состояния физического развития детей, страдающих нарушениями зрения, обнаружили некоторое отставание их по сравнению с нормально видящими сверстниками. Они часто физически ослаблены, легче подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. У некоторых детей обнаруживаются нарушения нервного статуса, сколиозы, вялая осанка, нарушение координации движений, плоскостопие. Наличие подобных дефектов, сопутствующих ослабленному зрению, отмечают М. И. Земцова, Л. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.

Многие слабовидящие дети к моменту поступления в школу отстают в формировании физических навыков (бег, метание, прыжки). У таких детей отмечается затруднение в пространственном ориентировании при переключении с одного движения на другое, при выполнении заданий, связанных с передвижением по ограниченной и приподнятой плоскости. В содержание физического разлития входит и трудовая деятельность, в том числе и навыки самообслуживания.

Отставание в готовности к школе слабовидящих детей связано с недостаточной сформированностью у них компенсаторных приспособлений. Это предполагает компенсаторно-педагогическую направленность всей системы работы педагогов-дефектологов, что означает вооружение слабовидящего ребенка способами действий, которые обеспечат ему безболезненное вхождение в коллективную учебную деятельность в условиях классно-урочной школьной системы.

Обзор литературных данных позволяет констатировать, что проблема школьной готовности слабовидящих детей недостаточно изучена. Поэтому педагогический коллектив МБДОУ № 93 Московского района г. Н. Новгорода в рамках районной экспериментальной площадки предпринял успешную попытку изучить уровень готовности к школьному обучению наших воспитанников. Обобщение экспериментальных данных позволило разработать типологические группы детей, по уровню их психологической готовности к школе, и дана их подробная характеристика.

1 группу составляют дети с высоким уровнем готовности к школе, к ним относятся 28% дошкольников. Высокий уровень готовности к школе характеризуется тем, что представленные ребенку задания были выполнены практически без ошибок. Ребенок легко сравнивал, обобщал и находил отличия в предметах. Отвечал четко и правильно на поставленные вопросы. Помощь со стороны исследователя не требовалась. Ребенок действовал строго по инструкции. На выполнение задания требовалось немного времени.

2 группу составляют дети с умеренным уровнем готовности к школе, к ним относятся 36% дошкольников. Умеренный уровень готовности к школе характеризуется тем, что при выполнении заданий ребенок испытывал затруднения и допускал некоторые ошибки. В некоторых заданиях ребенок ждал помощи со стороны исследователя. У ребенка отмечались затруднения при сравнении, нахождении отличий и обобщений предметов.

3 группу составляют дети с низким уровнем готовности к школе, к ним относятся 36% дошкольников. Низкий уровень готовности к школе характеризуется тем, что ребенок выполнял большинство заданий с трудом и допускал много ошибок. Ребенок испытывал значительные трудности при сравнении, нахождении отличий и обобщении предметов и явлений окружающей действительности, с трудом отвечал на вопросы. Ему требовалась помощь исследователя.

Для 36% детей с умеренным уровнем готовности к школе необходимым условием успешного обучения является пополнение активного словарного запаса, расширение кругозора и развитие навыков мыслительной деятельности.

Для 36% детей, у которых отмечается значительное отставание в умственной готовности к школе, требуется проведение комплексной психокоррекционной программы, направленной на развитие умственных способностей.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению требует своего дальнейшего разрешения в рамках разработки психокоррекционных программ, рекомендаций, более детального рассмотрения уровней и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. -М. : РАО, 2001.-С. 29; 34-41; 54-57.

2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - СПб. : Образование, 1995.-С. 81-82.

3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -М. : Просвещение, 1998.-С. 109-110.

4. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе. -НИИ педагогики УССР. : Рад. школа, 1 984.-С. 5; 14-15; 17-19; 24.

5. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. -М. : Полиграф-сервис, 2000.-С. 78-80; 97-99; 169-170.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В процессе обучения формируются не только базовые академические знания, но и происходит интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться и в результате этого у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.

Подготовка детей к обучению в школе, задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, а формирование мотивационной готовности к школьному обучению – только один из компонентов подготовки детей к школе.

Проблемой мотивационной готовности детей к обучению в школе занимались Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, И. И. Будницкая, которые под мотивационной готовностью понимали: не только совокупность знаний, умений, навыков, но и сформированность личностной, физической и интеллектуальной готовности.

Анализ психолого-педагогической и тифлопедагогической литературы Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян, Т. П. Свиридюк по данной проблеме позволили увидеть относительно детей с нарушением зрения, то, что направлений, путей, содержания и организации работы в том числе показателей сформированности мотивационной готовности в теоретических исследованиях данных авторов недостаточно полно изучено и представлено.

Поэтому вопросы изучения мотивационнойготовности к школьному обучению слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и формирование ее в процессе комплексной подготовки к школьному обучению детей с нарушениями зрения приобретают особую актуальность.

Ученые отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного периода происходит впервые осознание самим ребенком расхождения между его объективным положением и его внутренней позицией

Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу

Работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе, у детей с нарушением зрения работа дошкольного учреждения строиться из двух направлений:

1) Работа с детьми (диагностическая и коррекционно-развивающая)

2) Работа с родителями (консультации)

Для более успешного развития адекватной мотивации, выделяют три направления работы.

1. Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы, которая выражается в том, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к своим вопросам и видит готовность взрослых ответить на них.

2. Стимуляция проявления познавательного интереса, которая достигается и благожелательным отношением к вопросам ребенка, и раскрытием нового в обыденных вещах. Здесь важно учитывать интересы ребенка.

3. Использование игры для поддержания познавательной потребности. Много знания, которые ребенок получил в игре, находят применение в его дальнейшей жизни. Игра становится союзником в деле развития познавательной потребности ребенка.

У слабовидящих детей игра является первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность по собственной инициативе, т.е. добровольно, подчиняться различным требованиям.

Но не все дети способны к сознательному подчинению своих желаний требованиям игры, а в дальнейшем и требованиям учителя. Часто эти требования противоположны желаниям ребенка.

Отличительными особенностями личностно-мотивационной сферы детей с нарушением зрения являются:

недоразвитие учебно-познавательного мотива;

несформированность адекватной самооценки, уровня притязаний и потребности в достижениях;

наличие затруднений в общении с чужим взрослым;

несформированность навыка принятия задачи, что отражается на времени ее выполнения.

Следовательно, недоразвитие мотивационной сферы у детей со зрительными нарушениями может привести к возникновению ряда трудностей, в частности при формировании внутренней позиции школьника, являющейся одним из важнейших показателей школьной зрелости.

Руководствуясь актуальностью данной проблемы, мы определили целью своей работы изучить особенности формирования мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению.

И выдвинули предположение, что эффективному решению задач у детей с нарушением зрения будет способствовать коррекционно-развивающая работа

направленная на повышение самооценки, формирование адекватного уровня притязаний и формирование адекватной мотивации.

цель которой – повысить уровень личностно-мотивационной сферы, т.е. максимально приблизить показатели мотивационной готовности к школьному обучению у детей с нарушениями зрения к норме.

Коррекционно-развивающая работа включает:

Материал nsportal.ru

Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и его значение при подготовке к школе | pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

Сидоревич С. М. учитель – дефектолог высшей квалификационной категории

Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и его значение при подготовке к школе

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Внимание – это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное (1) .

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определённых участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки находятся в состоянии торможения (по Павлову И. П.) . Для понимания физиологического механизма внимания ценное значение имеют работы Ухтомского А. А., его учение о доминанте (1) .

Последовательность основных этапов развития детского внимания.

1. Первые недели – месяцы жизни: появление ориентировочного врождённого признака непроизвольного внимания детей.

2. Конец первого года жизни: возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания детей.

3. Начало второго года жизни: обнаружение зачатков произвольно внимания под влиянием речевых инструкций.

4. Второй-третий год жизни: достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной года - пять лет: появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет: возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

7. Школьный возраст: дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое (2) .

Наблюдая за поведением ребёнка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребёнка. Кроме этого можно определить уровень развития свойств внимания.

Устойчивость – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Переключаемость – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Объём внимания – это способность ребёнка сознательно удерживать в своём сознании определённое количество объектов за короткий промежуток времени. Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно 12-20 секунд.

Концентрация – это выделение сознанием объекта и направление на него сосредоточения. Концентрация необходима для более полного и глубокого изучения объекта, а с другой стороны, чрезмерная концентрация приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности при восприятии других объектов.

Особенности зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) .

1. Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.

2. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами.

3. Замедленность процесса зрительного восприятия, его неполнота и фрагментарность оказывают отрицательное влияние на активность внимания, его объём, концентрацию, устойчивость и на темп переключения зрительного внимания (4) .

4. Нарушения внимания возможны и как следствие болезни или утомления и проявляются в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости и отвлекаемости (1) .

В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушением зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз) .

Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объёма памяти (4) .

Активизации зрительного внимания способствуют: яркость объекта, внезапность появления, необычность (новизна) , интерес к данному объекту, актуальность.

Учёт требований учителя – дефектолога к проведению упражнений и игр на развитие зрительного внимания: знание зрительного диагноза, зрительной нагрузки, остроты зрения, возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей.

У детей с нарушением зрения внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастности. Дефицит внимания отчётливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным поиском.

Вместе с тем формирование полноценного внимания очень важно, т. к. оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно – исследовательской деятельности ребёнка в зрительной среде. При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности: игровой, учебной, трудовой и др. (2) . Следовательно, необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предметов.

Очень важна роль игровых моментов в коррекционно-развивающей работе, которые позволяют привлечь внимание и повысить работоспособность детей с нарушением зрения. Большое значение имеет и цветовая насыщенность демонстрационного материала, которая позволяет учебный материал превратить в лёгкую, доступную, интересную для ребёнка игру.

Предлагаемые игры, задания, упражнения позволят повысить уровень внимания детей с нарушением зрения, развить такие свойства внимания как устойчивость, распределение, переключение, увеличить объём внимания, что так необходимо при обучении в школе.

1. Развитие внимания в процессе зрительного поиска: «Подбери папу», «Подбери к предмету его изображение», «Что выше, что ниже», «Найди одинаковые предметы», «Дорисуй изображение», «Кто в домике живёт», «Подбери все зелёные, жёлтые, синие предметы» и др.

2. Игры и упражнения на формирование качества распределения внимания: «Собери по образцу», «Построй дом, улицу», «Изобрази предметы так, как они стоят в шкафу», «Пройди по лабиринту», « Составь картинку по описанию», «Помоги белке отыскать все шишки» и др.

3. Игры на развитие объёма внимания: «Запомни и нарисуй», «Запомни и расскажи», «Что лишнее?», «Повтори рисунок», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что изменилось?» и др. (5.6) .

Советы педагогам и родителям:

  • Занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
  • Возьмите на себя руководство вниманием ребёнка; вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Находите новые оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для детей то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
  • Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, исчерпывающей.
  • Берегите внимание детей. Если ребёнок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
  • Если хотите, чтобы ребёнок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, интересных журналов и книг, движущихся объёктов.
  • Задания для детей дошкольного возраста должны быть яркими, красочными, проводить их нужно в игровой форме и не дольше чем 15 минут в день (3) .

Используемая литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Т. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения», Москва, Просвещение, 1990г.

2. «Специальная психология» под редакцией Лубовского В. И., Москва, «Академия», 2006г. ст. «Внимание при нарушениях зрения».

3. Усова А. П. «Обучение в детском саду», Москва, 1981г. ст. «Воспитание внимания на занятиях».

4. Солнцева Л. И. «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста», Москва, «Полиграф сервис», 2000г

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих) детей.

6. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

Делитесь:

Читать далее pandia.ru
27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

Дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в ходе учебной деятельности. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка является уровень зрительного и речевого восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Важным в работе тифлопедагога ГБОУ является изучение и коррекция особенностей речевого развития у старших дошкольников, имеющих нарушения зрения и речи, и обоснование возможностей целенаправленной коррекции и развития коррекционно – речевых и зрительных функций у таких детей.

Исследования Б. Г. Аванесова, Л. С. Выготского, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия, И. В. Новичкова, С. Л. Рубинштейна и др. показали, что в детском возрасте идет интенсивное развитие экспрессивной и импрессивной сторон речи, а именно развитие понимания логико –грамматических структур языка. А овладение логико – грамматическими структурами языка является необходимой предпосылкой для изучения грамоты и математики.

В ГБОУ детский сад для детей с нарушением зрения №340 г. Москвы специалистами проводится изучение детей с нарушением зрения и речи. Опыт тифлопедагога в диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речевой и зрительной функций, показал следующее:

1. В силу нарушений деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования речевых навыков у детей, имеющих нарушения зрения.

2. Дети с нарушенным зрением помимо ведущих фонетических нарушений имеют лексико – грамматические нарушения, связанные с нарушением зрения: ограниченный словарный запас, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, ошибки в употреблении обобщающих понятий и грамматических категорий, затруднения в составлении предложений и развернутых рассказов (связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно – двухсловных предложений) .

3. Сложные речевые нарушения у детей, связанные с нарушением зрения, вызывают необходимость ранней диагностики речевого развития детей с нарушением зрения.

4. Коррекция, развитие, компенсация зрительного и речевого недоразвития происходит лишь при включении в деятельность полисенсорных чувствований.

5. Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением зрения должно быть построено на развитии познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и проводиться параллельно с формированием у них зрительного восприятия.

6. Обязателен системный подход к формированию речи: работа тифлопедагога на любом этапе должна проводиться по коррекции речи в целом (фонетико – фонематической, лексической и грамматической) .

7. Использование специальной наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

8. Обязательна включенность специальных зрительных гимнастик и упражнений в логопедические занятия.

9. Специальные занятия тифлопедагога включают и работу по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и подготовку детей к обучению грамоте.

10. Включение игровых упражнений для повышения эмоциональной и умственной активности детей с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры.

Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и речи направлена на формирование навыков полисенсорной ориентации таких детей в соответствии с их сенсорными возможностями.

А это и есть лучший фактор социализации детей с множественными (комбинированными) нарушениями.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru
69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по теме : «Развитие зрительно-моторной координации как эффективный способ подготовки дошкольников с нарушением зрения к школьному обучению».

Всем взрослым хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Данный переход будет успешным, если к концу периода дошкольного детства у ребёнка сформированы разнообразные психофизические навыки, способствующие положительным результатам в обучении в школе.

Но под влиянием различных причин ( врождённые нарушения, болезни, травмы и т.д. ) у детей могут возникать как нарушения одной функции зрения, так и нарушения нескольких зрительных функций. В связи с этим многие дети к моменту поступления в школу не овладевают зрительно-моторными координациями, зрительно-сенсорными эталонами в соответствии с возрастными требованиями. Нарушения двигательной сферы приводят к нарушениям координации движений, их точности, а также отрицательным образом влияют на развитие зрительно-моторной координации.

Учитывая данные современных отечественных психолого-педагогических исследований, доказавших наличие связи между успешностью подготовки дошкольников к школьному обучению, в частности формирования навыка письма, и уровнем развития зрительно-моторной координации, я пришла к выводу, что именно этому направлению коррекционно-развивающего процесса должно отводиться одно из ведущих мест не только в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, но и в обычных детских садах. Подготовка к школе детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации.

К тому же, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, также страдающего в условиях нарушения зрительных функций, работа в этом направлении будет способствовать развитию зрительного восприятия. Во время выполнения ребёнком определённых заданий, у него будут совершенствоваться процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формироваться и развиваться такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.

К сожалению, в специальной литературе практически нет описанной системы и методики работы по формированию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения. Имеющиеся технологии, в основном, направлены на коррекцию письменной речи детей уже школьного возраста и в полной мере для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием неприемлемы.

В литературе понятие «зрительно-моторная координация» определяется как такая зрительная координация, для осуществления которой необходимо участие зрительной информации, и рассматривается как соотношение между прослеживающей функцией глаза и движением руки, т.е. зрительный контроль за координированным движением руки. Движения рук связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение.

При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нём, и на этой основе строятся исполнительные действия. И. П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определённом движении … вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите».

Психофизиологической основой для развития зрительно-моторной координации, как неотъемлемой части всего психического развития ребёнка, являются различные виды детской деятельности. В предметно-практической и в графической (рисование) деятельностях происходит её становление, а в графической деятельности происходит совершенствование за счёт предъявления к действующей руке и контролю глаз жёстких требований, обусловленных содержанием этой деятельности, т.е. в период дошкольного детства должно произойти развитие зрительно– моторной координации, уровень которой позволил бы выполнять эти жёсткие требования.

Систематический педагогический процесс общего психического развития дошкольников с нарушением зрения способен обеспечить такой уровень развития зрительно-моторной координации, который позволит ребёнку успешно обучаться в школе.

По мнению Л. И. Плаксиной развитие у детей с нарушением зрения движения рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрительного анализатора у детей возникают сложности формирования двигательных умений.

При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны.

Рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-моторных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия в системе «глаз-рука». Всё это определяет замедленность в развитии зрительного анализатора у детей с нарушением зрения.

Анализ имеющейся литературы показал, сто все авторы сходятся во мнении о необходимости работы по формированию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте, до поступления их в школу.

Моя концепция основывается на данных современных отечественных психолого-педагогических исследований, доказавших наличие связи между успешной подготовкой к школьному обучению и уровнем развития зрительно-моторной координации.

Углублённая работа по проблеме формирования зрительно-моторной координации проводилась с 2011 учебного года в группе № 9 ГБДОУ № 36 компенсирующего вида Приморского района Санкт- Петербурга. На фоне таких зрительных диагнозов как сходящееся содружественное косоглазие, расходящееся косоглазие, амблиопия различной степени и других, имелись и различные сопутствующие диагнозы.

В целях более эффективной организации коррекционно-развивающего процесса, при поступлении детей в группу, совместно с дефектологом и психологом, я тщательно изучала диагнозы детей, состояние зрительных функций, определяла уровень усвоения детьми базисной программы по возрасту, а также проводила обследование детей на готовность их к школьному обучению. Одной из его задач являлось изучение сформированности зрительно-моторной координации как необходимого условия готовности их к обучению в школе.

Обобщив результаты диагностики, я получила следующие данные:

* у 72,3 % детей при поступлении в группу имели уровень развития зрительно-моторной координации ниже возрастной нормы;

* у 27,7 % детей этот уровень развития соответствовал возрастным требованиям;

* дети с уровнем развития выше возрастной нормы отсутствовали.

Эти данные ещё раз подтвердили необходимость целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации и сформулировать её цель:

развитие зрительно-моторной координации детей с нарушением зрения посредством проведения совместных мероприятий по формированию элементарных математических представлений.

Также результаты диагностического обследования позволили сформулировать следующие задачи работы с детьми по развитию зрительно-моторной координации:

1) развивать навыки прослеживания глазами за действиями руки ( система «глаз-рука» ) ;

2) закреплять умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

3) развивать умение пользоваться ручкой и карандашом;

4) обучать умению проводить линии ( прямые, косые, изогнутые ) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

5) развивать умение писать цифры по образцу и самостоятельно;

6) учить выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий;

7) развивать осязание и мелкую мускулатуру пальцев рук;

8) создать развивающую среду, способствующую развитию зрительно-моторной координации.

Перечисленные выше задачи наиболее успешно и результативно были реализованы в организованных формах взаимодействия с детьми, в частности при проведении совместных мероприятий по формированию элементарных математических представлений, т.к.:

- они проводятся систематически по 2 раза в неделю и в старшей, и в подготовительной группах, что позволяет выстроить систему работы ;

- содержание программного материала по ФЭМП созвучно поставленным задачам ;

- фронтальная организация совместных мероприятий приучает детей к работе в коллективе и на более высоком уровне формирует учебные навыки, такие как: умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в общем темпе. Кроме того, дети получают возможность учиться не только у взрослых, но и у сверстников.

Весь материал был разбит по месяцам, что позволило:

*уменьшить объём нового материала на каждом совместном мероприятии;

*отрабатывать понятия, которые трудно усваиваются детьми, на нескольких занятиях;

*разнообразить методы преподнесения материала;

*качественнее реализовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям;

*чаще повторять и закреплять пройденное;

*дополнять каждое совместное мероприятие по ФЭМП коррекционными упражнениями по развитию зрительно-моторной координации.

За основу была взята программа Л. И. Плаксиной «Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения».

Обязательной частью каждого совместного мероприятия по ФЭМП являлись зрительная гимнастика и динамические паузы.

На каждом совместном мероприятии по ФЭМП была предусмотрена специальная работа по развитию зрительно-моторной координации:

-рисование наклонных и изогнутых линий по образцу;

-корректурные пробы;

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...

  • Подготовка детей к школе программа

    Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...

  • Подготовка детей к школе

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...

  • Дошкольная подготовка детей к школе программа

    Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа) Пояснительная записка Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается а...

  • Рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе

    Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» Статья «Подготовка детей к школе – рекомендации родителям». Подготовила: Базанова Л. А., воспитатель МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».Ниже...

  • Разработки занятий по подготовке детей к школе

    Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний». Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и пс...

  • Подготовка детей к школе в детском саду

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе “Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих...

  • Подготовка детей к школе презентация

    Подготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменени...

  • Шарохина психологическая подготовка детей к школе скачать

    Аттестационное занятие педагога-психолога ДОУ «Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник». Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсаль...

  • Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

    Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» Статья «Подготовка детей к школе – рекомендации родителям». Подготовила: Базанова Л. А., воспитатель МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик».Ниже...

  • Подготовка детей к школе консультация для родителей

    Консультация для родителей «Подготовка детей к школе». Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Ваш ребенок скоро станет школьником, и вы стали задумываться о том, как сделать так, чтобы в школе ем...

  • Подготовка детей к школе конспекты занятий

    Конспект занятия по подготовке детей к школе Цель: Формировать у детей устойчивую позицию школьника. Задачи: 1. Формировать положительное отношение к школьному обучению; социально-личностную и во...

  • Методика подготовки к школе дошкольников

    План работы по самообразованию. Тема: «Использование инновационных методик в подготовке детей к школе» Цель: Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школ...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...