Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

Практикум-семинар «Полоролевое воспитание детей»

Полоролевое развитие детей.

Проблема полового воспитания подрастающего поколения- одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становиться проведение гендерных исследований.

Пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы МАСКУЛИННОСТИ (мужественности) и ФЕМИННОСТИ (женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных –у девочек.

На сегодняшний день уже проведен ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты, к сожалению, не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по- прежнему остается «бесполой». Проведенное научно- экспериментальное исследование показало, что работники ДОУ и родители понимают необходимость полового воспитания и полоролевого развития мальчиков и девочек, но зачастую не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей и задач полоролевого развития, не владеют дифференцированным подходом к воспитанию детей разного пола.

ПОЛОВОЕ\ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ - система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако применительно к детям дошкольного возраста многие авторы считают целесообразным говорить не о половом, а именно о полоролевом воспитании. Процесс полового воспитания рассматривался, как правило, в системе нравственного и физического развития ребенка, и только в последние десятилетия гендерное самоопределение признано специфической проблемой социализации человека.

Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию. ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально- ценностного отношения к совей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития- формирование позитивной полоролевой идентичности.

ПОЗИТИВНАЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально- нравственным ценностям и нормам, выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.

Понятие позитивной полоролевой идентичности включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. КОГНИТИВНЫЙ отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке; ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ описывает вероятную поведенческую реакцию, т. е. конкретные действия.

Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач, в числе которых:

-формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;

-создание целостного позитивного «Образа Я»

-изучение маскулинных и феминных качеств человека;

-обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мальчики и девочки;

-изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;

-воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности и мужественности;

-формирование эмоционально - положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;

-развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

Ребенок дошкольного возраста в значительно большей мере эмоциональное, нежели рациональное существо. Он воспринимает мир и себя прежде всего на уровне чувствования, переживания. Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребенка эмоционально- ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию своей половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика девочки

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Воспитание по своей сущности есть управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета – в данном случае структур и их взаимоотношений между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.

Принято выделять три этапа полового развития человека.

1этап- формирование полового самосознания (От рождения до 6лет)

2этап-усвоение половой роли (от 5-13 лет)

3этап-формирование психосексуальных ориентаций (от 13-18лет)

Первичная половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать данную атрибуцию. «Образ Я» девочки-мальчика в основном складывается у детей уже к 2-3 годам. Но исследования показывают, что, выбирая из ряда изображений детей и взрослых картинки с людьми своего пола, некоторые дети младшего возраста допускают ошибки. Таким образом, можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.

Ребенок в 3-4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков и допускает принципиальную обратимость, т. е. возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.

Изучение особенностей половозрастной идентификации, т. е. способности построения себя в возрастной последовательности (младенец- дошкольник- школьник- юноша-мужчина-старик, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста не обладают данным умением. Если попросить такого ребенка показать на картинке, какой он сейчас, ребенок выберет изображение младенца, поскольку «сейчас он еще маленький, зато потом вырастет». По- видимому, такая половозрастная идентификация связана с тем, что некоторые родители и воспитатели относятся к детям как к маленьким, а другие, напротив, внушают им, что они уже почти взрослые, стимулируя к большей самостоятельности.

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек.

Выстроить половозрастную последовательность дети 4-5 лет тоже способны не всегда. Однако они чаще идентифицируют себя с дошкольниками или школьниками, аргументируя выбор словами: «Я большой», «Я скоро пойду в школу».В старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию практически безошибочно.

Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном - младшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика- период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской» мир. В это время у ребенка формируется близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.

Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психологические особенности детей разного пола. Но прежде чем описывать отличия мальчиков и девочек, следует отметить ряд принципиальных моментов.

1гендерные различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.

2они не зависят от характера воспитания, а напротив, сами в значительной мере определяют его; характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному выявлению и развитию гендерных черт.

3наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола необязательно, это скорее признак типа вообще.

Общечеловеческие качества и свойства присуще большинству людей и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких- либо из них у мужчин или женщин.

4наличие психологических особенностей в характере мышления, в реакции на различные события и явления должно рассматриваться не изолированно, а в системе. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают преимуществами лишь в определенных ситуациях.

5знаие этих очень важно для воспитателей, и должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.

Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола.

www.maam.ru

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Ерохина О. В.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 204 «Колокольчик»

Первые педагоги – родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Именно в первые 5-6 лет жизни формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Ни один другой возраст не знает таких головокружительных темпов развития.

Иногда для иллюстрации этих темпов используют образное сравнение, утверждая, например, что примерно половину пути интеллектуального развития человек проделывает к 4 годам. Не менее поразительны темпы развития и других сторон личности: ребёнок проходит путь от способности к общению до потребности в общении и инициативного общения, выделяет себя из среды и осознаёт своё физическое и психическое «Я», проходит период «кризиса 3-летних» и 6-7 годам начинает осмысливать собственные переживания и ориентироваться в них. Изменяясь под влиянием среды, ребёнок меняет своё отношение к ней: стремление к удовлетворению органических потребностей всё более перерастает в диктуемую содержательными и эмоциональными мотивами деятельность. Это возраст, в котором адаптация преобладает над индивидуальностью, но и предполагает её как необходимое условие. Даже в младенчестве, когда среда создаёт условия для развёртывания врождённых программ, дети неодинаковы: уже в это время могут быть выявлены некоторые различия в реагировании и поведении мальчиков и девочек. Ребёнок развивается не просто как индивид, а как индивид определённого пола, поэтому неотъемлемая часть общего развития дошкольников – процесс гендерной социализации, включающий формирование психических половых различий и полоролевой дифференциации.

Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители стисулируют детей к проявлению полоролевых черт.

До недавнего времени мало внимания обращалось на то, что не только влияние взрослых, но и общение со сверстниками своего и противоположного пола играет важную роль в половой социализации. Оценка сверстниками физических особенностей и поведения, а также реакция на них оказывают чрезвычайно сильное, а подчас и решающее влияние на оценку ребёнком себя как представителя пола. Группа сверстников, в целом более осведомлённая, чем каждый отдельный ребёнок, помогает своим членам постичь множество необходимых, но замалчиваемых взрослыми сведений, связанных с полом. Поэтому изоляция ребёнка от сверстников может значительно затормозить психосексуальное развитие.

Дошкольники задают вопросы о происхождении детей, физических половых различиях, об органах и функциях ребёнка другого пола. В этом сказывается их собственная половая идентификация, их стремление разобраться и утвердиться в своей половой принадлежности.

Пятилетние дети имеют неполные и неточные представления о репрудакционном процессе. Почти все они знают, что ребёнок появляется из материнского живота, но роль отца для них смутна и неопределённа.

В младенчестве родители или постоянно заменяющие их лица составляют основную среду обитания ребёнка, от которой зависит развитие его психики и даже жизнь: существуют наблюдения, что дети, лишённые эмоционального контакта со взрослыми, могут при отсутствии соматических заболеваний в возрасте 4-5 лет погибнуть при явлениях маразма.

Наибольший интерес вызывает не столько раздельное понимание миссии отцовства и материнства, сколько роль семьи, в которой эти миссии обретают конкретное выражение.

Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников очень неоднозначно. В большинстве отечественных публикаций основное внимание сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков.

Разумеется, говоря о половом воспитании, невозможно не обратить внимание на режимно-гигиеническую сторону вопроса. Значение его усиливается тем, что, воспитывая детей в гораздо более благоприятных условиях, чем росли они сами, родители не всегда могут соблюсти необходимую меру в уходе за ребёнком.

Навыки опрятности должны быть дифференцированы по полу. На 2-3-м году ребёнок изучает своё тело при любом обнажении, например, при купании. Дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение, необходимые разъяснения при вопросах ребёнка предупреждают избыточную фиксацию на этом.

Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они никоим образом не исчерпывают полового воспитания. Принципиальное значение имеет естественное и спокойное отношение взрослых к телу и телесным отправлениям, Оно вне зависимости от декларируемых и осознаваемых родителями намерений определяет нюансы их поведения, как воспитывающие ребёнка влияния.

Возраст появления «острых» вопросов, их форма и сопутствующие им обстоятельства могут варьироваться. Отношение же взрослых к ним, как правило, настороженное и негативное. Необходимые сведения о поле ребёнка должен получать по мере проявления к ним интереса. Родители не должны подавлять детскую любознательность, на какие стороны жизни она ни обращалась бы. В семье должна быть атмосфера не только готовности ответить на любые вопросы ребёнка, но и заметить их, помочь в формировании. Отрицательные реакции взрослых отталкивают ребёнка, лишают его возможности обратиться с этими вопросами к родителям в будущем и прямо толкают его в объятия «уличных просветителей», способствуя тем самым как раз тому, чего так опасаются противники бесед с детьми о поле, а именно – восприятию циничных и пошлых установок. Ответы должны быть информацией не только о фактах и процессах, но и об их значении в человеческой жизни.

Нередко приходится слышать от взрослых, что он (ребёнок) ещё маленький. Действительно, ребёнок часто не понимает, но всегда стремится и пытается понять. Воспринимая даже не очень для него ясное – те или иные образы ситуаций и поведения, ребёнок накапливает необходимый опыт. Держать ребёнка «под колпаком» нельзя, да и не нужно.

Половое воспитание дошкольников разворачивается в возрасте максимальной восприимчивости детей, формируя у них отношения к миру и полу вообще, в том числе и своему полу, в период становления половой идентичности и поло-ролевого поведения. Таким образом, оно прямо связано с формированием личности, подготавливает ребёнка к разрешению и преодолению предстоящих противоречий и трудностей развития, в конечно итоге гармонизируя взаимоотношения общечеловеческого и полового в структуре развивающейся личности.

Список использованной литературы

1. А. М. Щетинина, О. И. Иванова. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М, 2010.

2. Н. А. Баранникова. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. М., 2012.

3. Н. Е. Татаринцева. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012.

4. Т. В. Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. ИТД «Корифей», 2008.

www.maam.ru

Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»

Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Современное состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющуюся одним из важных периодов в становлении личности. И в связи с этим, актуальной является программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Основные принципы содержания программы:

• Принцип активности;

• Принцип двух начал;

• Принцип контраста;

• Принцип учета модальности;

• Принцип опосредования;

• Принцип разных стартовых возможностей;

• Принцип моделирования жизненных ситуаций;

• Принцип интеграции.

Задачи:

1. Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «я» мальчиков/девочки, переживаний дошкольников;

2. Развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками;

3. Развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;

4. Развитие способности идентифицировать себя с представлениями своего тела;

5. Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

6. Создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;

7. Воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме, чистоте, внешнем виде;

8. Формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

9. Развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;

10. Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

Тема беседы Цель Содержание

Из чего же сделаны мальчишки и девчонки? Дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах. 1. Рассказ воспитателя о физиологических различиях полов с использованием наглядных пособий.

2. Беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом.

3. Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании.

Одежда девочек и мальчиков Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков, развивать стремление заботиться о своем здоровье. 1. Беседа «Одежда девочек и мальчиков», работа с картинками.

2. Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью.

3. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идет в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж) ». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод».

Питание и режим дня мальчиков и девочек Дать знания о рациональном питании, режиме дня мальчиков и девочек. 1. Беседа о полезных и вредных привычках

• Можно ли девочкам увлекаться пирожными?

• Как стать стройным?

• О пользе каш.

• Зачем есть фрукты и овощи?

• Как стать сильным?

• Нужно ли жевать жвачку?

2. Беседа о режиме дня

• Для чего нужна зарядка?

• Значение прогулки.

• Воздух, солнце и вода – наши друзья.

3. Сочинение сказок о полезных и вредных продуктах.

Поведение девочек и мальчиков Дать знания о различиях поведения мальчиков и девочек. 1. Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа».

2. Работа с пиктограммами.

3. Ролевые игры.

Должен ли мальчик быть рыцарем? Формирование норм поведения мальчика. 1. Чтение «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказка о мертвой царевне… »

2. Беседа «В чем сила и слабость мальчика? »

3. Анализ житейских ситуаций.

4. Составление кодекса рыцаря в рисунках.

5. Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 Марта».

Как девочке стать привлекательной? Формирование норм поведения девочки. 1. Анализ форм поведения героинь в сказках «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и т. д.

2. Составление кодекса «благовоспитанной дамы» в рисунках.

Игры и игрушки мальчиков. Дать понятие о различии игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм. 1. Игра «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек) ».

2. Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников? », «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек? »

3. Совместная игра.

Лагерь мальчиков и девочек: почему они враждуют? Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношения полов. 1. Беседа «Драться или не драться? »

• Как попросить помощи?

• Как попросить игрушку, конфету?

2. Игра «Попроси игрушку».

3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками.

Дружба мальчиков и девочек Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками. 1. Чтение сказок «Снежная королева», «Цветик- семицветик».

2. Беседа

• Как подружиться с девочкой?

• Как оказывать знаки внимания?

• Почему мужчины и женщины целуются?

3. Ролевые игры. Игровые ситуации «Разрешите представиться».

Моя семья Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата. Осознание партнерского характера жизни в семье. 1. Беседа «Моя семья».

2. Рассматривание репродукций картин по теме, фотографий «Семья».

3. Игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся семья поедет в лес».

Наши мамы Формировать представление о роли матери в семье. 1. Анализ произведения «Сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка».

2. Беседа «Может ли семья обойтись без мамы? »

• Члены семьи – мамины помощники.

3. Сочинение рассказов «Я – будущая мама».

4. Ролевые игры: «Мама готовит», «Уборка квартиры», «Мама спешит на работу», «Мама заболела».

Мой папа Формировать представление о роли отца в семье. 1. Беседа «Как я провел выходной день».

2. Анализ стихотворений по теме.

3. Сочинение рассказов «Я – будущий папа».

4. Ролевые игры: «У папы выходной», «Прогулка с папой».

Откуда берутся дети? Удовлетворить познавательные потребности детей в знаниях о деторождении. 1. Рассказ воспитателя «Откуда я появился? » с использованием наглядных пособий.

2. Коллективное рисование «Зарождение новой жизни»

3. Ролевые игры: «Семья ждет ребенка», «В семье маленький».

Отношения между братьями и сестрами Формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). 1. Анализ рассказов Н. Носова «Фантазеры», Э. Шим «Брат и младшая сестра»; стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида».

2. Беседа «Мои братья и сестры».

3. Ролевые игры: «Сестренка заболела», «Идем на прогулку», «Сестренку обидели», «В семье появился братик (сестренка) », «Мы с братом (сестрой) играем».

Домашние обязанности мальчика, девочки Формировать представление о домашних обязанностях девочки и мальчика (мужских и женских) и о необходимости их равного распределения. 1. Анализ стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если был бы я девчонкой», А. Барто «Помощница».

2. Беседа

• Мужская и женская работа.

• Чем я могу помочь маме и папе?

3. Игры на «домашние сюжеты»: «Уборка дома», «Стирка», «Готовимся к празднику», «Ждем гостей», «День рождения», «8 Марта».

Женские и мужские профессии Познакомиться с особенностями мужских и женских профессий, их важностью. 1. Беседы «Кем я хочу стать? », «Профессии родственников».

2. Чтение стихотворений В. Маяковского «Как быть? », С. Маршака «Кем стать? », Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

3. Игры: «Кто знает больше профессий? », «Примеряем работу».

www.maam.ru
  1. прищепки.

Ход занятия

Дорогие ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и, конечно же, очень веселые и сообразительные. Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и ответьте мне на вопрос: “Чем же отличается девочка от мальчика?”

(одежда, внешность) Молодцы, правильно все сказали.

Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые.

И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

Но прежде чем отправиться в сказку, я расскажу вам одну историю. Давайте присядем на ковер.

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело.

Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков.

Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но, оказывается, есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену, и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам?

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите: “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

Игра “Найди пару”

Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!

Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

Игра “Взаимное доверие”

Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

А как ты ощущал себя в роли поводыря?

Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется, первые камни посыпались со стены.

Ну, а теперь нас ждут следующее задание. Пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте парами.

Посмотрите на столах у вас стоят разносы, на них лежат схемы-поведения мальчиков и девочек, возьмите их, рассмотрите внимательно, разложите на столе со стороны девочек схемы-поведения для девочек, а стороны мальчика схемы – поведения мальчиков. (Работа в парах.)

Помогайте друг другу. Ну как получается? (проверяю выполнение задания, после выполнения предлагаю проверить у партнеров) .

Отличная работа. И еще камни упали со стены.

А мне поможете разложить картинки? Они все перепутаны.

Вот Аня, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь? А потом?.. (воспитатель показывает картинки последовательности возрастного и полового развития человека)

Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

Очень хорошо!

Ребята вы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается.

Ну а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога. Становитесь все за мной. И в путь!

Нас с вами ждут великие дела.

Двигательный тренинг

“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками.

Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли!

Молодцы!

Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

А нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек строиться за Катей, и команда мальчиков строиться за Сережей.

А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек.

По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит, разрушиться стена или нет.

Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

Ну, вот все задания выполнены.

Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышен сигнал о приходе смс-сообщения)

Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем. (читаю смс-сообщение)

“Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием “Дружба”. Посылаем вам посылку с медальонами на память о нашей стране “Дружба”

(приходит посылка с медальонами из страны “Дружба”.)

Ребята, посмотрите, какие красивые медальоны. Вам они нравятся? (медальоны выполнены из соленого теста в виде изображения лиц принцев и принцесс) . Ой, ребята, а здесь чего - то не хватает? (на медальонах не нарисованы улыбки) А почему же? (достаю письмо)

“Мы хотели, вам подарить улыбающихся человечков, но, к сожалению, за долгие годы разлуки, мы забыли, как выглядит улыбка”

А вы ребята помните, как выглядят улыбки. А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуют улыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Рассаживайтесь за столы. Нарисовали.

А теперь подарите друг другу медали!

А вы хотели бы подарить свои улыбки девочкам и мальчикам из страны “Дружба”? Как это можно сделать?

(сфотографироваться и послать фото, послать смс с картинкой улыбающегося человека, отослать посылку с медалями и т.д.)

А давайте выпустим в окно надувные шарики с изображением улыбающихся мальчика и девочки? Я очень надеюсь, что попутный ветер донесет наши улыбки в страну Детство, а пока они будут лететь, пусть все знают, что есть такой детский сад “Ласточка”, где живут веселые дружные, добрые ребята старшей группы.

Выпускает шары на улицу.

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

1.5. Семья - главныйвоспитательполоролевогоповедения.

Посколькуполоролевоевоспитание, какивсякийдругойвидвоспитания - проблемапедагогическая, новажнуюрольздесьдолжнаигратьсемьяипреждевсего - отецимать. Ведьименноониединственныевоспитателисвоегоребенка.

Ксожалению, некаждыеотециматьпонимают, чтоимвсемьенадонетолькоодеватьикормитьдетей, ноирешатьмногочисленныесложныевоспитательныепроблемы, втомчислеивобластиполоролевоговоспитания. Самыйнужныйисаммыйглавныйвоспитатель - личныйпримернравственностиродителей.

Ниводнойобластивоспитаниявоздействиесемьинеимееттакогорешающеговлияния, каквсференравственности. Взаимоотношенияродителей, ихповседневноеповедениеявляетсятоймоделью, которойподражаютдети, насоновекоторойунихформируютсяустановки, понятияомужественностииженственности.

Словаиделавзрослыхпреломляютвпоступкахиповедениидетей. Примерродителейдемонстрируетнетолькоправа, ноиобязанностипредставителейкаждогопола.

Всовременныхусловиях, когдаотецвсеболееутрачиваетролькормильцаиглавысемьи, авнутрисемейныеотношенияначинаютстроитьсянановыхпринципах, этоприобретаетособенноезначение, таккаквследствиинеправильныхподходовкраспределениюролейздесьмогутнаблюдатьсятакиеявления, какфеминизациямужскогоимаскулинизацияженскогоповедения.

Отстранениеотцаотвоспитаниядетейиперекладываниеэтойролитольконаматьприводитктому, чтоихсыновьянеготовятсякисполнениюмужскойроли, отцовскихобязанностей, нередкоусваивают «женскийтип» поведения (феминизация) . Такиемальчикичастоинициативны, болееробки, менеезрелывсоциально-гражданскомотношении.

Девочки, воспитанныебезотца, неимеютправильногопредставленияомужественности, ононередкоискажаетсянебезусилийматери, котораясвойгорькийличныйопытобобщаетираспространяетнавсехмужчин.

Ототцавсовременнойсемьеследуетожидатьнетолькоматериальноговклада, ноимудройстрогости, рассудительнойсправедливостивоценкеположительныхиотрицательныхсобытий, сдержанностивпроявлениичувств, уверенностиинадежности. Отматерибольшеожидаетсяумениесоздаватьуют, атмосферудушевнойтеплоты, способностьчуткореагироватьнарадостьиогорчениявсехчленовсемьи, готовностьвсегдапридтинапомощь.

Ейпринадлежитважнаярольввоспитаниимягкости, добротыимногихдругихположительныхкачествудетей. Считается, чтосраннеговозрастаматобучаетребенкатому «как», аотец - тому «что», отецучитдетейбыть «кем-то», амать - быть «кем-тодлякого-то».

Родителисчитают , чтоумальчиковонидолжнывоспитыватьответственность, уважениекстаршимиженщинам, трудолюбие, честностьсамостоятельность, умениеприниматьрешения, аудевочекпреждевсегонеобходимовоспитатькачества, ценимыевотношенияхмеждулюдьми, аименнодоброту, ласку, нежность, чуткость, терпимость, умениесопереживать, любовь.

Реализацияполоролевыхпредставленийродителейввоспитаниичастоосуществляетсянанеосознаваемомуровне.

Осуществлениеродителямиполоролевыхсоционормативныхпредписанийвовзаимодействиисребенкомибиологическиепредпосылкичащевсегоприводятктому, чтодевочкавбольшейстепениориентировананадостижениеблагополучныхотношенийсокружающими, амальчик - надостижениявсфередеятельности. Этипсихологическиеособенностимальчиковидевочекнеобходимоучитыватьпривыбореспособовпоощренияинаказания.

Соционормативныепредставленияродителейтакжепроявляютсявихвзаимоотношенияхдругсдругом, которыепостепенновводятребенкавстильотношениймеждумужчинаиженщинами. Демонстрируемыеотношениястановятсяобразцамиполоролевогоповедениядляребенка, подражаниекоторымзависитотихвосприятияиоценки.

Полоролевыеустановкиродителей, реализуемыеимикаквдетско-родительских, такивсупружескихотношениях, являютсяосновнымифакторамиполоролевойсоциализацииребенкавсемье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

Полоролевое воспитание

Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте. Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм

общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.

Проблема полового воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала 20 в. И до 1930-х гг. Однако вскоре большее распространение получили идеи «бесполой» педагогики, и практически до 1990-хгг вопросами полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания.

Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки - дочери, жены, матери.

полоролевое воспитание– система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию– непрерывному процессу количественных изменений и качественных преобразований феминных (спец. Жен.) и маскулинных (спец. Муж.) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития – формирование позитивной полоролевой идентичности.

Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение следующих задач:

- формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;

- создание целостного позитивного «образа Я » (мальчика/девочки) ;

- изучение маскулинных и феминных качеств человека;

- обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;

- изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;

- воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности или мужественности;

- формирование эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;

- развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

Для того, чтобы реализовать эти задачи нам необходимо понимать, чем же отличаются мальчики от девочек и девочки от мальчиков. Сначала давайте разберем с вами Особенности обучаемости и познания мира: мальчики позже, чем девочки, включаются в занятия, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи.

Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Девочки включаются быстрее в занятия, лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики, а этап поиска исключается (его берет на себя взрослый) . Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны.

Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё представленное им пространство.

Что касается незнакомой обстановке девочки насторожено относятся к ней, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель.

Мальчики же легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны.

При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики – когда уже все сделано и готов результат. Поэтому им сложнее научиться выполнять корректирующие действия в ходе задания.

Задавая дополнительные вопросы, они используют их для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослыми. Иначе говоря, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагога действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована.

Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно какое впечатление они произвели. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «Я тобой недоволен».

Он должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действия по исправлению ситуации. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, ему нельзя спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает понять, за что ее ругают.

Кроме того, девочка будет еще долго переживать, а мальчик вместо переживаний переключится на продуктивную деятельность. Педагог может использовать прием опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции.

Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек.

Воспитание по своей сути является управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета- в данном случае структур и их взаимоотношения между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.

Принято выделять три этапа полового развития человека:

1 – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)

2 этап – усвоение половой роли ( от5-6 лет до 13) .

3 этак – формирование психосексуальных ориентаций ( от 13 до 18 лет) .

Итак, понимание неизменности пола у ребенка происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует более новому вычленению и осознанию половых различий.

Развитие ребенка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика и девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие большие времени с мамой, в будующем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности.

При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.

Во-вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчеркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от нее, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского. В-третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства.

Все это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: «Как тебе не стыдно плакать», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой», «Это не мужское дело» и т.п., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.

Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской», мир. В это время у ребенка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «Женского» мира.

Девочки находятся в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.

Так что же должна содержать в себе работа с детьми по развитию полоролевой идентификации:

- знакомство детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин женщин в разных видах деятельности;

- формирование навыков и умений поведения, а так же выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.

Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры.

Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли.

Кроме того, воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций.

Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Так А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, основываясь на собственном педагогическом опыте работы с детьми, подчеркивали, что в группе, где мальчики мужественные, у девочек легко воспитать женственность.

И наоборот, женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков. Поэтому так важно, чтобы в детском обществе представителей разного пола объединяли общие интересы, чувства и дела.

Вместе с тем, многочисленными исследованиями социологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопостовляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Например, низкомаскулинные женщины и высокофеминные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии.

Высокомаскулинные мужчины и женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных отношений. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей мужского и женского поведения.

Следовательно, основная задача воспитателей - формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций.

Учеными обнаружена связь андрогинии с самоуважением, высокой самооценкой, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Такие качества полезны как для девочек, так и для мальчиков, которым в будущем придется активно утверждаться в социальном мире.

Рекомендации по эффективному полоролевому воспитанию:

- соблюдать главные принципы нравственного воспитания – поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, поэтому необходимо учитывать потребности и интересы мальчиков и девочек, варьировать формы педагогических воздействий;

- формировать основы нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевую игру, игры-драматизации, продуктивную деятельность и т.п.) ;

- использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожим) ;

По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.».

По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Дядя Степа», «На льдине», «Шел по улице солдат», «Два брата» и т.п..

- преодолевать разобщенность детей разного пола в старших группах, чему способствуют:

а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней,

б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию,

в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные,

г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста

    «Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШИМ ДЕТЯМ (валеологическое воспитание детей д...

  • Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...