Потешки для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Русская народная игра-потешка «Сорока белобока» для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры:

Игра способствует развитию мелкой моторики и общему физическому развитию малыша. Формирует у детей интонационную выразительность речи. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей. Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов.

Игра развивает:

• Мелкую моторику и слуховое восприятие малыша.

• Развивать тактильную чувствительность.

• Речь.

Игра развивает:

Забавная игра потешка-развивалка для самых маленьких. Данная игра имеет разные вариации.

1 Вариант игры: Самым маленьким малышам можно показывать и приговаривать нехитрый стишок и надевать сороку на палец руки, а потом её детёнышей.

2 Вариант игры: Со старшим дошкольным возрастом считать задачки (сколько прилетело или улетело птенцов и т. д.)

- Сорока - белобока! Где была?

- Далеко!

- Что делала?

- Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Ты дров не носил, ты печку не топил!

www.maam.ru

Потешки, стихи и прибаутки по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

23.3 балла из 30 возможных

Сумма за критерий:

  • Информация об администрации ДС - 2.5
  • Информация о педагогических работниках - 4.5
  • Условия обучения - 6
  • Юзабилити (удобство пользования) и полнота информации - 4.8

Общая сумма баллов - 23.3

Подробней на сайте nfdou12.edumsko.ru

Мышки-за корку,

Детки-за молочко!

Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках.

Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая) . Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток (приложение №1) . Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей.

Перед тем как приступить к показу того или иного театра следует дать детям возможность рассмотреть объемные или плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди. Работа по созданию интереса к русскому народному творчеству с помощью театральной деятельности проводится в несколько этапов:

1. Развивающая среда.

3. Работа с родителями.

4. Подготовка материала.

5. Совместная деятельность взрослых и детей при ознакомлении с русским фольклором с использованием различных видов театра.

6. Самостоятельная театральная деятельность детей.

Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе необходимо создать развивающую среду. В интерьер можно включить элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково, Городец, Филимоновская, предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды.

Создать библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное-это собрать коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов

Также следует составить перспективный план по ознакомлению детей двух-четырех лет с малыми фольклорными формами с использованием театра на занятиях. В течение года планируется 18 занятий, по 2 занятия в месяц. Остальная работа проводится в течение года в повседневной деятельности.

На родительском собрании нужно познакомить родителей с целью проведения этой работы. Заинтересовать родителей в активной поддержке, а затем провести консультацию по теме: «Использование театра в ознакомлении с русским фольклором».

Предложить родителям рассмотреть фабричные фигурки разных видов театра. Выработать общее решение по изготовлению игрушек и кукол из нетрадиционных материалов (природный, бросовый, тканевый, нитяной и др.) Предложить родителям распределить межу собой материал и вместе с детьми приступить к изготовлению кукол и игрушек для будущей театральной деятельности.

Как говорилось ранее, различают четыре вида театра:

1. Куклы Би-ба-бо (театр Петрушек) В этом театре используются куклы перчаточного вида. Кукла полая внутри, надевается на руку. В голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма большой и средний.

Такую куклу легко сшить самим, используя бросовый материал. Старые перчатки, варежки, детские носки, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки для глаз, носа и рта.

2. Пальчиковый театр-театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять картон, вырезать из него лицо человечка или мордочку животного, нарисовать глаза, нос, рот. Затем склеить кольцо из бумаги на палец и приклеить личико. Герой готов.

Также можно использовать половинки футляров от киндер сюрпризов или связать маленькие фигурки из остатков ниток. Кукол надевают на пальцы, по ходу действия двигая одним или несколькими пальцами, проговаривают текст сказки или потешки.

3. Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для детей двух-четырех лет. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театральной игры.

В этом виде театра для изготовления игрушек используется самый разнообразный материал: картон, глина, нитки. Ткань, пластиковые стаканы, шишки и др. Игрушки для театра имеют самые разные размеры от десяти до тридцати сантиметров, но их объединяет одно.

Они должны устойчиво стоять на столе.

4. Театр марионеток устроен по принципу больших кукол. Таких кукол сделать труднее, но возможно. Нужно взять старую тряпичную куклу или сшить новую и прикрепить ее рукам, ногам и голове лески. Затем изготовить крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки.

Привязать лески к дощечкам и кукла готова.

Каждую сказку, песенку, потешку следует рассказывать несколько раз, возвращаясь периодически к одному и тому же произведению. Поэтому каждый раз следует выбирать разный вид наглядности: разные виды театров, рассматривания иллюстраций или вообще без наглядности.

Использование разных видов театра активизирует внимание малышей, обеспечивая его целесообразность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми игрушками. В вечернее время к показу сказок целесообразно подключить родителей при этом заинтересованность детей возрастает.

Они с удовольствием играют вместе с родителями. В повседневной жизни используются различные куклы для осуществления режимных моментов, для каждого вида деятельности.

Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать.

Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга.

С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра.

Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

Ожидаемый результат методической разработки:

1. Дети проявляют постоянный интерес к произведениям русского фольклора.

2. Совместная деятельность взрослых детей создаёт общность интересов, возможность более глубокого общения друг с другом.

3. Дети эстетически воспринимают красоту родного языка, эмоционально реагируют на образы героев произведений, созданные с помощью разнообразных видов театра.

4. Запоминают и произносят новые слова, понимают их значение.

5. Развивают связную речь, строят небольшие предложения, состоящие из 2-3 слов и более.

6. Осознают такие нравственные понятия как «хорошо, плохо».

7. Проявляют такие качества как «доброта, щедрость».

Данная педагогическая идея может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду –М., 2003.

2. Васильева М. А., Гербова В. В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель», 2010.

4. Генов Г. В. Театр для малышей – М. : Просвещение, 1968.

5. Габова В. В. Приобщение детей к художественной литературе – Мозаика-Синтез, 2006.

6. Караманенко Т. С. Кукольный театр в детском саду –М. : Учпедгиз, 1980.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению с фольклором

с помощью различных видов театра в 1-ой младшей группе

1. Настольный театр «Курочка Ряба»

цель:Привлечь к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра.

Учить эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, реагировать на обращение, использовать доступные речевые средства.

Материал:Персонажи сказки «Курочка Ряба» (настольный театр или куклы Би-Ба-Бо, декорации – домик стол, лавки и т. д.

2. «Петушок, курочка и цыплята» потешки «Петушок», «Курочка Рябушечка» чтение.

Цель:Познакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке и цыплятах.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Формировать интерес к театральной деятельности.

Материал:Персонажи потешек «Петушок и курочка Рябушечка» (настольный или пальчиковый театр)

3. Настольный театр «Теремок» рассказывание сказки. Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Цель:Продолжать учить самостоятельно обследовать фигуры из настольного театра, высказываться по желанию;

Эмоционально откликаться на происходящее действие. Включаться в рассказывание сказки; внятно произносить звуки и слова.

Материал:Настольный театр «Теремок», красочный мешок, кукла-вертушка, изображение ворона.

4. Потешка «Огуречик, огуречик» рассказывание.

Цель:Познакомить детей с фольклорным текстом, используя игрушки настольного театра;

Обогатить словарь детей введением слов одного корня (огурец, огурчик, огуречик) .

Познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Материал:Стержневые куклы для настольного театра. Декорации к потешке: гирлянда листьев, на 1 листе две прорези, верхняя и нижняя для движения фигурок.

5. Игра-инсценировка «Колобок»

Цель:Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассматривании игрушек.

Привлечь к использованию отрывков из сказки к собственной игре.

Материал:2 комплекта игрушек для инсценировки, 4-5 колобков, декорации, мешок.

6. Чтение потешки «Наши уточки с утра», дидактическая игра «Кто пришел, кто ушел? »

Цель:Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Учить детей различать и называть птиц. Развивать внимание.

Материал:Фланелеграф, плоские фигурки для фланелеграфа.

7. «Пошел Котик на торжок» чтение песенки.

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки используя мягкие игрушки настольного театра.

Развивать воображение, Осознавать такое понятие, как щедрость. Учить внимательно слушать текст и проговаривать слова.

Материал:Мягкие игрушки настольного театра.

8. Р. Н. С. «Репка» игра-инсценировка.

Цель:Закреплять знания сказки «Репка». Обогащать словарь.

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Материал:Фигурки пальчикового театра (вязанные из футляров от киндер-сюрпризов, декорации.

9. Русская народная песенка «Заяц Егорка», игра «Зайка серенький сидит».

Цель:Познакомить с содержанием р. н. песенки.

Учить угадывать животное по описанию.

Поощрять попытки прочесть текст самим.

Материал:Театр марионеток (кукла-заяц)

10. Инсценировка сказки «Козлята и волк».

Цель:С помощью наглядности поддерживать речевую активность и инициативу, стремление вступать в речевое общение.

На основе сказки расширить представления об отношениях между матерью и детьми.

Укреплять материнский авторитет.

Прививать послушание, на примере образов Козы и Волка, показать противоборство добра и зла, Утвердить торжество доброго начала.

Материал:Фигурки конусного настольного театра, декорации.

11. Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки».

Цель:Помочь детям понять содержание потешки, запомнить её.

Учить внятному произношению слов.

Материал:Фигурки настольного театра.

12. Повторение сказки «Козлятки и волк», самостоятельная деятельность

Цель:Учить манипулировать куклами перчаточного типа. Учить соотносить слова героев с их образами. Играть в сказку с помощью педагога.

Материал:Куклы героев сказки «Козлята и волк» перчаточного типа.

13. Потешка «Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»

Цель:Познакомить детей с фольклорным жанром: потешками-небылицами.

Привнести на занятия настроения, веселья, балогурства.

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.

Материал:Фланелеграф и фигурки к нему.

14. Показ сказки «Маша и медведь».

Цель:Познакомить детей с новой русской народной сказкой.

Формировать умение сопереживать героям, объяснить значение слов: кузовок и изба.

Материал:Куклы-марионетки, декорации.

15. «Бежала лесочком Лиса с кузовочком» русская народная песенка.

Цель:Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Совершенствовать память и внимание, поощрять попытки повторения текста песенки.

Учить манипулировать игрушками театра.

Материал:Кукла Лисы на стержне, которая крутится вокруг своей оси, корзинка, муляжи грибов. Игрушки -резиновые лисята

16. Рссказывание сказки «Кот, петух и лиса»

Цель:Познакомить детей с р. н. с. «Кот, петух и лиса». Формировать умение слушать и смотреть внимательно.

Объяснить значение слова «гусли».

Формировать понятие о дружбе. Оценивать поступки героев.

Материал:Куклы (кота, лисы и петуха, перчаточные (Би-Ба-Бо, декорации к сказке

17. Русская народная закличка «Солнышко ведрышко»

Цель:Познакомить с р. н. закличкой «Солнышко- ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь и память.

Материал:Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа, иллюстрации.

18. Инсценировка потешки «Как у нашего Кота», игра рассматривание домиков у зверей.

Цель:Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки, развивать наблюдательность.

Формировать способность к диалогической речи.

Вызвать желание к самостоятельному инсценированию.

Материал:Фланелеграф, игрушки плоские, мягкая игрушка кота.

Во 2-ой младшей группе по такой же схеме планируются занятия по ознакомлению детей с русским фольклором с помощью различных видов театра. Знакомить можно с такими произведениями, как – песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик», «Ночь пришла», «Еду, еду к бабе, деду», «Тили-бом, тили-бом», «Как у нашего Кота», «Кисонька-Мурысенька», «Сидит Белка на тележке», «Заря-заряница», «На улице три курицы», «Тень- тень потетень».

Русские народные сказки: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики».

Подробней nsportal.ru

Потешки для детей

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон.

Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения.

В этом разделе собраны лучшие потешки для детей на все случаи непослушания.

Кто - кто в этом доме живет? Кто - кто вместе с солнцем встает? Это Дашенька проснулась вдруг сама на ножки встала! Здравствуй солнышко

Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила (шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка Динь - динь - дона - дона (слегка дергаем за ушко) А Мишаня (имя ребенка) дома?

Умываемся с потешкой

Моем ручки до и после еды с потешкой:

Ладушки, ладушки, Вот вам хлеб и ложки.

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

***

( гладим малыша от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки Вот уже растем, растем, растем!

***

(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках) , На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками) А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч) Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик)

Потешки для массажа головы, ручек и ножек малыша:

Поворачивая голову малыша:

Разводить ручки в стороны и скрещивать на груди:

Маменьке - сажень,

Потягивая за ручки в положение сидя:

Вот такой расти Ко мне в гости ходи Вот такой расти

Постукиваем кулачками ребенка друг о друга:

Вьюшки, вьюшки,

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,) Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек) А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове) Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

***

(ребёнок на спинке, мама сначала поочереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)

Ножки - топтышки пошли молотить

(две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)

Толкачики - рогачики, оп! Перевертушки!

(тянуть за ножки на себя)

Поехали - поехали за солью за солью

Потешки для массажа животика:

(гладить животик по часовой стрелке)

Розовый животик Кто же там внутри живёт? Кто мешает баиньки

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик) , Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малыша)

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый.

(«едем» ладонью по спине) Из последнего вагона Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали.

(щипаем спинку) Пришла лисичка, (гладим спинку) Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил.

(поглаживаем спину ладонями верх-вниз) Поставил стол, (изображаем стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал,

Материал www.chudesnayastrana.ru

Проект по развитию речи на тему "Потешки-лучшие друзья"(младший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Чистопольско-

Высельский детский сад» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Проект модели организованной образовательной

детей 2-3 лет (младшая группа)

на тему: «Потешки – наши друзья»

Автор проекта

воспитатель МБДОУ»Чистопольско Высельский детский сад»

Введение

Постановка проблемы

Тема "Развитие речи в раннем возрасте" является актуальной, так как речь является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи.

Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М. И., Запорожец А. В., Л. Г. Соловьева. Е. Д. Дмитриева. А. Катаева, Е. А. Стребелева, В. И. Лубовский, Л. П. Носкова, Е. А. Миронова, А. М. Бородич, Э. Г. Пилюгина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:

*поддержки разнообразия детства;

*сохранения уникальности и само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

*полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства обогащения детского развития;

*создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

*содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

*приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

*учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;

*формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, хотелось бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток.

Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

-воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

-обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы.

Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.

Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами.

С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

-формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь.

Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Краткосрочный проект для детей младшей группы

«Потешки – лучшие друзья».

Цель проекта

Разработать и реализовать модель организованной образовательной деятельности по речевому развитию направленного на формирование и развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством работы с малыми фольклорными формами.

Задачи проекта:

2. Разработка структуры и содержания организованной образовательной

деятельности.

3. Разработка ресурсной базы проекта.

4. Реализация плана организованной образовательной деятельности.

5. Определение эффективности проекта. Уточнение и отбор методик диагностик.

Целевая группа проекта Дети младшей группы

Срок реализации проекта 13.04.2015г. – 24.05.2015г

Место реализации проекта МБДОУ «Чистопольско-Высельский детский сад»

Этапы реализации проекта

Изучение методической литературы и разработка структуры и содержания организованной образовательной деятельности.

Разработка ресурсной базы проекта

Ссылка на источник infourok.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Потешки для дошкольного возраста

    Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста» Доклад к педсовету на тему: «Использование фольклорных произведений для развития детей младшего дошкольного возраст...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...