Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

1. Вступление

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизни.

Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – это состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

У детей познавательная деятельность проявляется в поисковых действиях, экспериментировании, при постановке проблемных задач и ситуаций. Вся познавательная деятельность ребенка направлена на получение новых впечатлений об окружающем его мире.

2. Познавательные процессы, к которым относятся: внимание, память, воображение, мышление мы развиваем в детях на протяжении всего дошкольного возраста, в старшем возрасте особое внимание мы уделили любознательности детей, направляя на познание окружающего мира.

В начале года мы поставили перед собой задачи и определили основные направления познавательного развития детей:

Обогащать сознание детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению представлений о мире;

Познакомить детей с такими понятиями, как время, буква, цифра, дорожные знаки, символы государства – флаг, герб, азбукой;

Систематизировать накопленную и получаемую информацию путем логических операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации;

Побуждать детей к дальнейшему накоплению информации, обсуждая факты и сведения.

3. С начала учебного года мы начали проект «Помощники в путешествии: глобус и карта», где познакомили детей с историей появления и использования глобуса. Проведена большая работа по теме: «Земной шар на столе». Мы определили в группе место для глобуса, куда дети могут свободно подойти и самостоятельно рассмотреть глобус. При рассматривании глобуса мы выделяли и называли моря и океаны, континенты, острова и полюса, обратили внимание на соотношение воды и суши на планете. В старшем возрасте познавательные потребности ребенка выражаются вопросом «Хочу все знать! », и чтобы поддержать познавательную активность детей, мы внесли в группу географическую карту – портрет Земли. После появления глобуса и карты мы вместе или дети уже самостоятельно рассматривали их, сравнивая, называя материки, океаны, крупные реки. В литературном уголке появилась «полочка умных книг» с иллюстрированными альбомами, различными энциклопедиями «Все обо всем», «Энциклопедия дошкольника», набором открыток и фотографий с городами, потому что очень важно обогащать развивающую среду познавательно-справочной литературой. Мы познакомили детей с энциклопедиями, показали, как правильно пользоваться книгой, чтобы найти интересующую информацию. Мы знакомили детей с животным и растительным миром Севера, Арктики, тундры, тайги, путешествовали по смешанному лесу, степи, исследуя природу этих мест. Дети проделывали небольшие эксперименты и узнавали, почему в степи нет высоких деревьев, как выживают животные на севере. Детям предлагались дидактические игры: «Путешествия по странам и континентам», «Животный мир», «Мир растений», «Зоологическое лото», «В лесу, на лугу, в поле» и др., были внесены новые энциклопедии «Живой мир», «Загадки дикой природы». Дети зарисовывали новые изученные места в альбомы и на карте отмечали значками. Мы пополнили уголок чтения книгами Е. Чарушина, Пришвина, Бианки. Знакомя детей с жизнью животных, в уголке художественного творчества добавились детские работы по произведениям Е. Чарушина (рисунки и аппликация). Мы выходили с детьми в библиотеку, где для ребят была сделана подборка материала по рассказам Чарушина о животных.

Затем мы внесли в группу политическую карту мира и карту России. Дети узнали, что на политической карте мира показаны разные страны, их около 200, что есть страны большие, как наша и очень маленькие. У каждой страны есть границы, свой флаг и герб, своя столица. Мы познакомили детей с нашей столицей, флагом, рассказали историю возникновения Москвы и Санкт-Петербурга. В рамках темы знакомства с Россией, у нас прошел праздник, посвященный Дню Защитников Отечества. На праздник были приглашены моряки-подводники, которые рассказали детям о создании Российской армии (со времен богатырей, о родах войск, о создании флота. Наши дети были активны, задавали вопросы и сами отвечали на вопросы гостей. Ко дню нашего города, 19 апреля, мы внесли в группу карту Ленинградской области, на «полочке умных книг» появились новые познавательные книги и журналы с историей и иллюстрациями нашего края, фотографии города.

Этот большой проект мы начали со знакомства с глобусом и заканчиваем знакомством с родным краем. Это знакомство было интегрированным и проходило через все образовательные области: социализацию, коммуникацию, чтение художественной литературы, познание и музыку.

4. Помимо знакомства с глобусом и картами, мы знакомили детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, закрепляя знания в играх, художественном творчестве и конструктивной деятельности. Детьми был сделан макет «Улицы, по которым мы ходим», дети вместе с родителями рисовали схему-план «Путь из дома до детского сада», составляли рассказы на тему «О чем говорят знаки на улице».

5. Нами была проведена работа по ознакомлению детей с космосом и космонавтами.

Целью этого проекта было:

Приобщить детей к современным знаниям о Вселенной;

Донести до детей уникальность нашей планеты и важность ее изучения;

Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

Формировать представления о роли человека в изучении космического пространства.

Совместно с детьми был сделан макет звездного неба, мы внесли в группу плакат Солнечной системы, сделали подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии ученых и космонавтов, космических аппаратов, телескопа, познавательной литературы. В уголке чтения добавились книги о первых космонавтах, космических кораблях, планетах. Организовали выставку «Путь к звездам», вместе с детьми оформили альбом «Юрий Гагарин – первый космонавт», провели консультации с родителями на темы: «Где побывать с ребенком в День космонавтики», «Что рассказать детям о космосе», приобщили родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Развивая в детях умение фантазировать и анализировать мы предложили им включиться в фантазийную деятельность и попутешествовать к далеким звездам, к таинственным планетам или на машине времени. Дети с удовольствием придумывали разные истории и рассказы, делали иллюстрации, лепили корабли, инопланетян, из бумаги были созданы макеты ракеты и лунохода. С детьми проводились познавательные беседы на темы: «Зачем нужно изучать космос? », «Планеты и звезды», «Земля – наш общий дом», «Какие бывают космические корабли? », «О чем рассказал телескоп? ». Мы планируем закончить знакомство с космосом открытым тематическим занятием «Если очень захотеть, можно в космос полететь», совместно с музыкальным работником Ушаковой Ларисой Ивановной.

6. Накануне Дня Победы мы начали знакомить детей с историей и героями Великой Отечественной Войны. Мы поставили перед собой цель, не только познавательного характера, но и патриотического воспитания детей.

Развивать интерес и уважение к истории своей страны;

Обобщать и систематизировать знания детей о В. О. В. ;

Познакомить с памятниками и памятными местами нашего края.

Мы запланировали создание в группе фотовыставки (картины, открытки, фотографии о войне, чтение и заучивание стихотворений, цикл бесед: «Наша армия», «Письма с фронта», «Блокада Ленинграда», «Дорога жизни», «Женщины и дети на войне», чтение художественной литературы о детях на войне, выставку детских рисунков о войне, возложение цветов к мемориалу «Берег Мужественных».

7. На сегодняшний день у детей, наверно, самый главный интерес «Хочу стать школьником! ». На протяжении всего времени мы поддерживали этот интерес, предлагая детям новую информацию, систематизируя уже имеющиеся знания. Мы познакомили детей с буквами и азбукой, цифрами, счетом, различными мерками и способами измерения, весом, объемом. Эту информацию дети получали экспериментальным путем и путем сравнения. Дети познакомились с различными символами и правилами (правилами поведения, хороших манер, этикета, дорожного движения). Мы развивали в детях любознательность, умение работать с книгой, самостоятельно узнавать информацию из других источников. Выходили с детьми на экскурсию в 7 школу, где учителя подобрали материал по теме: «В гости к букве Ц». дети отгадывали загадки, выполняли различные задания и упражнения. Учителя начальной школы остались довольны подготовкой детей и их интересом к учебе.

Вывод: Мы развили в детях интерес к познанию, к предметам окружающего мира, научили наблюдать и устанавливать взаимосвязи.

www.maam.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2

пгт Даровской Кировской области

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

(памятка воспитателю по работе с семьей)

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

• формирование умения ставить перед собой цели исследованияокружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

•формирование специфических способовпознавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления) ;

•развитие речикак средства передачи информации и активизации мышления;

•развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- бережное и уважительное отношение к живому;

- готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

- орудия труда, инструменты– взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;

- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

- игрушки– ребенок использует по своему усмотрению;

- материалы(конструкторы, изоматериалы и т.п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты– рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Педагоги и психологи дошкольного образовательного учреждения могут и должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды.

В каких формах педагоги могут осуществить помощь?

Прежде всего перечислим традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

1. Общая лекцияоб особенностях познавательной деятельности ребенка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

2. Памяткадля каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.

3. Подбор соответствующего справочного материалаи размещение его на стенде для родителей. Например, полезна будет информация о торговых предприятиях, где можно приобрести качественную детскую мебель, оборудование, пособия, игрушки.

4. Создание библиотечки для родителей, куда войдут периодические методические и познавательные издания.

5. Консультации по теме и индивидуальные консультациис учетом особенностей каждого ребенка (темперамент, интересы и т.п.) . по желанию родителей можно организовать такую дополнительную услугу, как выездная консультация педагога или психолога на дому.

6. Семинар-практикумпо организации исследовательской деятельности ребенка.

Примерные темы консультаций:

• «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

• «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и телепрограммы.

• «Как знакомить детей с буквами».

• «Как учить детей считать».

Подобные консультации проводит педагог. Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как практические занятия, тренинги.

С помощью тренингову родителей формируют необходимые для создания развивающей среды навыки:

- общения с ребенком, стимулирующие его собственную познавательную и творческую активность (проводит психолог ДОУ) ;

- организации наблюдения живых объектов в природе (проводит педагог) ;

- проведения простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребенком (проводит педагог) ;

- проведения познавательной беседы, чтения познавательной литературы, просмотра познавательных видео- и телепрограмм и т.п. (проводит педагог) .

Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».

Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе, например дискуссионные клубы.

Предметом обсуждения могут стать темы:

• «Семейный досуг для любознательных».

• «Праздник в семье как повод узнать что-то новое».

• «Мы идем в музей».

• «Путешествия юных натуралистов» и т.п.

Родительские встречипозволяют за чашкой чая рассказать о собственных хобби. Эти встречи предполагают обмен такими материалами, как любительские видеофильмы, коллекции, фотоальбомы. Некоторые материалы педагоги смогут использовать и для проведения занятий с детьми.

Важно, чтобы увлечения взрослых нашли место в жизни детского сада, чтобы с ними могли познакомиться и родители, и дети.

Встречи с увлеченными специалистамипомогут заинтересовать родителей новыми сферами познания. Например, можно провести экскурсию в зоопарк только для взрослых, чтобы впоследствии во время семейного посещения они смогли больше рассказать своим детям.

Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.

По теме:

Источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в зимний лес"

Программное содержаниe: Продолжать формировать представления у детей о части суток, закреплять понятия широкий - узкий, короткий –длинный, много- ни одного, счет до 5, закреплять представления о геометрических фигурах, развивать творческое воображение, познавательный интерес, воспитывать бережное отношении к природе.

Демонстрационный материал:большая кукла, коробочка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) , ёлочки аппликация(для куклы) , картинки с временами суток(день-ночь) ,широкая и узкая дорога, Лиса и 3 зайца.

Раздаточный материал: по три треугольника на каждого ребенка.

Индивидуальная работа:активизировать с помощью вопросов Ясмину и Савелия.

Интеграция:познание, коммуникация, физическая культура (малоподвижная игра) .

Ход Непосредственно образовательной деятельности:

Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, художественное слово, поощрение, проблемная ситуация.

(Дети садятся за столы) .

-Ребята, cегодня к нам пришла в гости кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней.

-Ребята, здравствуйте! Вы любите играть? А Путешествовать? я предлагаю вам отправится в путешествие в зимний лес.

Но чтобы попасть туда сначала нужно выполнить следующее задание ( достает фигуры) . Вам знакомы эти фигуры ? это геометрические фигуры. Давайте назовем их все вместе (круг, треугольник, квадрат) .

Основная часть: 10 минут.

Методические приемы:вопросы к детям, беседа, показ , напоминание, пример другого ребенка, поощрение, прием запланированной ошибки.

-Богдан, какая это геометрическая фигура ? какого она цвета? На что похож круг?

- А это какая фигура? (треугольник) . Как вы думаете почему его назвали треугольник? (потому что у него 3 угла) . Чем отличается круг и треугольник? (у круга нет углов, а у треугольника есть углы) .

-Квадрат можно прокатить? Почему? что мешает?( углы) . Кто хочет посчитать сколько углов у квадрата? ( четыре) . Молодцы!!

-Ребята, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Треугольники) . Какого они цвета? Сколькотреугольников? как вы думаете что можно сделать из этих треугольников. Ёлочку? а какого цвета ёлочка? А всегда ли ёлочка зеленая?

Даже зимой ёлочка зёленая. давайте сложим из треуголиков ёлочку.

- Сколько ёлочек у Марса? Одна. А у Саввы? Одна. А у куколки Маши сколько ёлочек? МНОГО( пять) . А у меня? Ни одной.

-Молодцы! Как вы думаете сейчас какое время суток ?утро или ночь? Как вы догадались?(светит солнце, светло) . Утром и днем лучше всего отправляться в путешествие.

-Ребята, давайте встанем со стульчиков.. . И сейчас мы с вами отправимсяв путешествие. Перед нами 2 дороги. Как вы думаете почему они все в снегу. Какое сейчас время года?

Зима. Перед нами две дороги узкая и широкаяРебята, вы слышите…Куколка нам подсказывает, чтобы попасть в лес нам нужно пройти по широкой дороге. Покажите, пожалуйста, широкую дорогу…как вы догадались?(она шире, а эта уже) . По широкой дорожке шагают наши ножки.

Молодцы!!

-Ребята, посмотрите какая поляна …а кого вы видите на поляне? (Лиса, зайчики) . Какие это животные? Домашние или дикие? Дикие. Они живут в лесу. Лиса большая, а зайчики какие?

Маленькие. Сколько зайчиков? много, а лиса…. ОДНА. Давайте посчитаем сколько зайчиков.

Считаем- их 4. Можно сказать , что поровну лисичек и зайчиков? Нет. Почему? потому что зайчиков больше.

А теперь внимательно посмотрите на хвостик зайчика он какой? Длинный или короткий? А у лисы?

Длинный?Ребята, посмотрите зайчики убежали, как мы теперь скажем Лиса одна, а зайчиков НИ ОДНОГО.Молодцы!

Ребята, посмотрите какие ёлочки растут на полянке. Покажите пожалуйста высокую и низкую ёлочку

ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

А сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите здесь 2 домика.посмотрите здесь какая фигура ? круг и квадрат.

На полу 2 обруча..внутри каждого круг и квадрат. ..кому я раздам круг вам по сигналу нужно будет занять свой домик где нарисован круг… а кому квадрат тот займет домик с квадратом. Сейчас давайте побегаем. Ударяет бубен . Ребята, ищите свой домик.

Заключительная часть: 2 минуты.

Методические приемы: вопросы к детям, поощрение.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы путешествовали? В зимний лес.

Что вам понравилось больше всего?

- сейчас какое время года?Зима, а совсем скоро наступит весна.

- Вы молодцы!

Читать далее nsportal.ru

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

По теме:

Материал nsportal.ru

«Как квадрат превращается в круг» (при быстром вращении) ;

• «Научи яйцо плавать» (вода должна быть соленой) ;

• «Наживка для льда» (приморозить к кубику льда нитку с помощью соли) ;

• «Чудо-хризантема» (окрашивание цветка от цветной жидкости) ;

• «Как из соленой воды добыть питьевую» (выпаривание на солнце) .

Исследования, предложенные А. И. Савенковым

Исследования, предложенные А. И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований.

Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

А. И. Савенков выделяет основные этапы проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) ;

– выработка гипотез, предположений;

– поиск и предложение возможных вариантов решения;

– сбор материала;

– подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ) ;

– защита.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере – с двумя.

Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками – макет, проект, отчет и т. п. Второй – самый важный, назовем его педагогическим. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект.

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками

Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования.

Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно. Педагог в данном случае должен выполнять обязанности консультанта, вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, помогать детям управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезированию и на их основе – классификации, обобщению информации.

1 этап – тренировочные занятия.

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее.

Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям.

Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и ко всем детям.

Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие – «подумать».

Следующий вопрос: где еще мы можем узнать что-то новое о попугае? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм) .

Можно предложить и другие методы, например получить информацию у компьютера, позвонить по телефону другу или просто маме, папе или бабушке. Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей.

Подумать. Например, подумав, приходим к выводу – «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» – о теплом климате.

Следующая идея, например,– «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может закрепить идею «о ярком оперении».

Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

Спросить у другого человека. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности.

Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны (Ж. Пиаже и др.) , им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей. И если специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая, серьезная личностная проблема.

Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе. Учителя начальной школы часто говорят о том, что дети не умеют слушать учителя и друг Друга.

Узнать из книг. Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как неумеющему читать узнать из нее что-то новое?

Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия, кроме воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу.

И быть готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

2 этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно.

На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры) .

Проведение исследования

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе.

И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведению и другим предметным сферам.

В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад.

Все это нужно сделать, не затягивая время – в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей.

Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны.

Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время) .

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

5) Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Для ребенка характерна жажда познания, обогащенная яркими образами окружающего мира. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В разработке проекта могут принимать участие педагог, дети и их родители.

Старшим преподавателем ИПК и ПРНО МО г. Москвы И. В. Штанько разработана технология проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В основе проекта лежит творческое решение проблемы как результата исследовательского поиска, итог которого представляет собой одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от одной недели до трех месяцев) .

Целостный процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов:

выявление проблемы, определение цели и задач;

поиск форм реализации проекта;

разработка содержания образовательного процесса и предметно-развивающей среды;

организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

работа над частями проекта;

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...