Познавательная деятельность дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том, что:

• детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения) ;

• экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

• детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов) ;

• детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

Задачи:

1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я выделила этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

- младший дошкольный возраст (вторая младшая группа) : начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем) .

- средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? ».

- старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … .». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Исходя из этапов развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников, я составила перспективное планирование по каждой из данных возрастных групп.

Также в группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Также мы не забываем о безопасности опытов, поэтому перед началом экспериментирования мы обязательно вспоминаем правила безопасности.

Во второй младшей группе, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, проводила работу по темам: «Вода», «Песок».

При изучении темы «Вода» я помогла детям сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей, в воде растворяются соль и сахар, а также вода встречается в твердом состоянии (лед). Также дети научились рассказывать о воде по вспомогательным схемам.

А также увидели такие свойства воды, когда она льется, когда капает. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, я провела беседу «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», т. е. дети узнали, какое значение имеет вода для человека и растений.

При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Сыпем, сыпем, посыпаем» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжая работу по обучению детей элементарному экспериментированию, я планирую изучить следующие темы: «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина» - средняя группа, и «Почва», «Камни», «Воздух», «Круговорот воды в природе», «Вулканы», «Растения», «Природные явления» - старшая группа.

Хочется отметить, что сложность опытов в этом возрасте возрастает. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Через элементарные опыты у детей я планирую сформировать представления о физических свойствах жидких и твёрдых тел. Ребята не только научатся определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения.

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел - это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации. Проводимая мною работа с детьми младшей группы по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Дети активно проявляли познавательный интерес, который заметно возрастал с каждым днем. Что, в свою очередь помогло детям усвоить весь материал. В целом результаты за год возрастают в среднем на 4, 7%: первое полугодие – 76, 6%, второе полугодие – 81, 3%.

При организации детской экспериментальной деятельности, я постоянно ставлю перед собой вопрос: А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого, он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».

Использованная литература:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.

4. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание».

6. Рыжова Н. В. Игры с водой и песком. / Обруч, №2-1997 г. /

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

9. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.

www.maam.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольника путем экспериментирования

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

В экспериментировании достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте -ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Целью нашей работы стало разработать материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойства предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях.

В своем опыте работы мы придерживались определения, предложенного Подьяковым Н. Н. : «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой». Из него следует что, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Основным направлением в нашей работе стал выбор деятельности. В ходе работы выяснилось, что поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Для «чистоты» опыта работы было очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Важно развивать у детей внимание, мышление, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Чтобы выполнить все эти задачи, надо было создать в группе условия для исследовательской активности детей. Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, мы начали эту работу с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.

В уголке экспериментирования разместились приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Чем сильнее развивались изобразительные способности ребенка, тем точнее регистрировались результаты природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникала необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Аналогичные взаимоотношения возникали между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой, с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. В процессе работы у ребят вырабатывалось умение четко выразить свою мысль, что облегчало проведение опыта.

Наш детский сад «Одуванчик» расположен среди массива жилых домов. Природное окружение скудное. Каждую весну сажали саженцы кустов и цветы, за ними и производилось наблюдение. Ребята приобщаются к природе и с помощью уголка природы в группе и экскурсий, наблюдений за высадкой насаждений и т. д.

Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность. Детям давалось больше знаний о растительном и животном мире.

Мы обращали внимание на цветы: одуванчики, колокольчики, на деревья: березу, рябину, елку. Читали про них стихотворения. Дети с интересом слушали, старались запомнить тексты стихов. Мы старались, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на участке. Не только полюбили, но и бережно к ней относились. При ознакомлении детей с природой мы стремились дать им образец гуманного отношения ко всему живому, объясняли, что все живое украшает нашу землю.

По итогам бесед и экспериментов дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов. И все-таки некоторые дети продолжали рвать цветы, листочки с кустов. Остальные дети сердились на них.

В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года. Различное состояние деревьев и кустов, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяли в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если они в малом возрасте не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, березе на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.

Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно, попробовать на вкус. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, использовались несложные опыты. Опыт, это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) .

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно было, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Дети были активными участниками обсуждения. Важно было не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов становилось основой для составления различных логических и творческих заданий.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мы проводили вечера вопросов и ответов, создала специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

ВЫВОД: Возросший интерес к экспериментальной деятельности на 27 % к подготовительной группе говорит об эффективности созданной методики работы по детскому экспериментированию.

Детям старшего дошкольного возраста в условиях созданной системы методической работы с взаимосвязанными видами детской деятельности свойственно проявление познавательной активности и любознательности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности.

По результатам проведенного обследования мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty-azarova_lvqe8.pptx | 4954,68 Кб | Скачан: 156
www.maam.ru

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - Детский сад №14 город Ухта

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Давайте же определимся, что же такое познавательно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В. И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

• Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

• Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

• Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

• Анализ полученных фактов и формирование выводов;

• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А. И. Савенкову) :

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование) . Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования) .

Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом) . Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны) .

Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7.Провести эксперимент (опыт) , наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И. М. Коротковой) :

• Опыты (экспериментирование) (задача - освоение причинно-следственных связей и отношений) . Деятельность в контексте «опыты»:

- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...) ;

- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

• Коллекционирование (классификационная работы) (задача - освоение родовидовых отношений) . Деятельность в контексте «коллекционирования»:

- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения - рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный - размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов) .

• Путешествие по карте (задача - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира) ) Деятельность в контексте «путешествие по карте»:

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками - метками (животних, растений, людей, занятых типичным трудом) .

• Путешествие по «реке времени» (задача - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему) ).

Более подробное описание работы с детьми см.: Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. - журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.

Материал
Материал www.ds14-ukhta.ru

Развитие познавательной деятельности у младших дошкольников в наблюдении за природой

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

- наблюдение;

- демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

- некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве

самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

Наблюдение,

по определению Б. Г. Ананьева, есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а В. Г. Загвязинский утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдение как познавательная деятельность, считают В. И. Логинова, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова " это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте". Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, "играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка".

Один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов;

- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

- высокая умственная активность и самостоятельность детей.

При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития.

И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы.

Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.

В связи с этим, мною был разработан цикл занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом.

Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.

"Зимушка-зима"

Карта №1 Тема: "Наблюдение за свежевыпавшем снегом"

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при роды, радость от прогулки.

Ход наблюдения

Все блестит и все бело. Нет свободного местечка

Подробней на сайте festival.1september.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

9. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М., 1999.

10. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М., 1950.

11. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности (6) .

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

из 70

Подробней на сайте pedlib.ru

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Познавательная деятельность дошкольников базируется прежде всего на процессах, чувствах и восприятии, которые являются основой приобретения знаний.

Сенсорные процессы приема сигналов, поступающих к нам из окружающей среды или нашего собственного тела – их прием осуществляется в так называемых аналитических центрах нашего мозга.

Сигналы, которые получены, это не что иное, как стимулы, для которых характерно определенное количество информации.

Сложные стимулы несут с собой больше информации, а простые передают меньше информации. Прием первых мы называем впечатлениями, а вторых, т. е. более сложных, восприятием или наблюдением.

К сожалению, сегодняшний день приносит нам избыток информации, или просто шума, из которого нужно научиться задерживать то, что для нас самое главное. Этот процесс называется обнаружением сигналов.

Возвращаясь к процессу наблюдения, следует также отметить, что оно касается приема сигналов, составляющих чувственные представления реальности, которые невозможно разделить на отдельные фрагменты, например: наблюдение лица среди других сопровождающих его стимулов или прослушивание мелодий, которые сопровождают еще и другие звуки в фоне.

Более точные исследования привели психологов к признанию двух уровней процесса восприятия (наблюдательности) . Ими являются:

Уровень фигуральный, иначе сенсорномоторный, который извлекает фигуры и символы, составляющие единое целое в пространственно-временном смысле.

Уровень семантический – процесс анализа полученных сигналов из окружающей среды.

Высокая и идеальная форма познания – это процесс мышления, который позволяет создавать новую информацию на основе старой.

Мышление – это обработка информации, содержащейся в фактах и представлениях.

Акт мышления – это цепочка умственных операций, с помощью которых мы обрабатываем информацию, закодированную в вопросах, фактах, представлениях и понятиях.

В это определение входит только тип мышления целенаправленного, то есть имеющего начало и конец, направленного на решение какой-то проблемы, это мышление стимулирует умственные операции, предназначенные для того, чтобы дать решение проблемы.

Отмечается также существование другого типа мышления, называемого мышлением ассоциативным, которое заключается в свободном анализе мыслей и укладке их в последовательности, что часто происходит независимо от стимулов, которые приходят из окружающей среды.

Одной из разновидностей такого мышления являются, в частности, сновидения.

С понятием мышления и его формирования в ходе психического развития ребенка, связано также понятие совершенствования распознавания образов, что относится к процессам восприятия.

В начале нашей жизни, у нас еще не так развиты процессы мышления, чтобы уметь извлечь при анализе особенности каждого предмета, описания всех особенностей, и если нам это удастся, то мы не можем связать их в единое целое.

Крайним проявлением такого восприятия является синкретизм, который легко заметен у очень маленьких детей, например, которые пытаются положить в рот всю тарелку с пищей, что свидетельствует об отсутствии различения и сопоставления предметов.

Еще одним типом познавательных процессов, являются процессы памяти. Память – это гипотетическая система кодирования, которая содержит полученные или воспроизведенные в уме сведения. В этом процессе можно выделить три фазы.

  1. Запоминание – это кодирование, запись в память полученных данных или форм поведения.
  2. Сохранение – это удержание в памяти полученной записи.
  3. Воспроизведение – это актуализация того, что было записано и сохранено.

Другими видами познавательных процессов, которые оказывают существенное влияние на познавательную активность, являются: интеллект, межличностная коммуникация и собственное творчество.

Также способность разговаривать, основанная на языке и речи, является важной составляющей в познавательной активности, через устное выражение знаний, обсуждение и постановку вопросов.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – поэтапно

В первый год жизни, который называется младенчество, познавательная активность является относительно небольшой. Это меняется вместе с увеличением сенсорной чувствительности и все более короткими периодами бодрствования.

Рецепторы, анализаторы начинают реагировать на раздражители из внешней среды, но только с близкого расстояния. Примерно от третьего до пятого месяца жизни, ребенок имеет бинокулярное зрение, что означает видение вдаль.

Меняется это примерно к тринадцатому месяцу его жизни, когда острота зрения равна резкости взрослого.

Также уже в период младенчества, мы можем говорить о зачатках интеллекта, называемых сенсомоторным интеллектом.

Проявляется он в познавательных действиях ребенка – направленных к получению новой информации и накоплению опыта, познания окружающего мира. Основной ее примером является преднамеренной хватание предметов.

Действия с определенными предметами в период до года зависят от определенных факторов, таких как: привлекательность предмета, опыт, возраст, пол ребенка, темперамент.

Кроме того, также сильные эмоциональные стимулы, составляют основу исследовательской деятельности ребенка. В результате таких действия ребенок учится не реагировать на постоянно повторяющиеся раздражители, то есть на те, после которых не наступает усиление.

Малышучится избирательности внимания и накопления информации об окружающем его мире, реальности. Изучение преобразования реальности – это одновременно и изучение действия в соответствии с предназначением предметов.

Таким образом, чадоформирует свое новое представление физического мира и окружающей среды.

В период после одного года психо-моторное развитие становится все более интенсивным. Около второго года жизни происходит удлинение шага, улучшение координации, исчезновение лишних движений.

На третьем году жизни самостоятельности ребенка уже достаточно, чтобы достигать всех интересующих его мест. Таким образом, действия, связанные с познавательной деятельностью, становятся намного проще.

Второй год жизни, это дальнейшее развитие специфической манипуляции, во время которой ребенок настраивает свои движения до величины и специфики предметов. Начинается период подражания взрослым, которое проявляется больше всего в обращении с предметами обихода.

Это также период, в котором динамично развивается сенсомоторный интеллект. Выражается он в способности преобразования рефлекторных реакций на психические действия.

В дальнейших стадиях развития сенсомоторного интеллекта, около второго года жизни, ребенок начинает понимать символические особенности различных предметов.

Примерно на третьем году жизни, приобретает знания о своих психических состояниях, что называется "детской теорией разума". Это способность думать о вещах отсутствующих, о возможных событиях, это также проявляется в возможности говорить о прошлом и планировать будущее.

Четвертый год жизни ребенка, приносит понимание понятия умственной деятельности. Ребенок начинает понимать, что ум – это совокупность психологических состояний, желаний, мыслей, знаний.

Известно, что мозг активно производит умственные состояния, что приводит, к пониманию таких действий, как распознавание лжи, говорение метафорами и прочее.

Познавательная активность ребенка и речь

Развитие познавательной деятельности дошкольника также напрямую зависит от процессов речевого развития. Можно наблюдать параллель в этих двух взаимосвязанных процессах развития дошкольника.

С увеличением словарного запаса и овладением новыми навыками в говорении, ребенок получает доступ к большему количеству информации через постановку вопросов родителям, педагогам и сверстникам.

Развитие познавательной деятельности дошкольников – это сложный процесс, который затрагивает многие сферы деятельности ребенка.

Именно благодаря познавательной активности дошкольник достигает успехов в освоении основных жизненно важных бытовых навыков, получении базовых сведений об окружающей среде и людях.

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Материал с сайта sosed-domosed.ru

Что я слышу – я забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. Дошкольники – прирожденные исследователи.

И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача воспитателей дошкольных учреждений, родителей – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Мы должны помочь ребенку самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных связей детей, становление опытных экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению к школе. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, способствует формированию у детей положительного отношения к миру.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности.

Основной формой работы является совместная деятельность:путешествия, эксперименты, экскурсии, также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

При разработке совместной деятельности нужно учитывать следующие условия:

Разнообразная интеллектуальная и практическая деятельность.Однообразие информации и способов исследования быстро снижают интерес детей и вызывают скуку.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным для детей.Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса и не создаёт чувства радости от победы.

Важно чтобы при проведении опытов дети были активными участниками, а при обсуждении результата опытов подводить детей к самостоятельным выводам.

Роль взрослого в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель, родитель непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом, родителем текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель, родитель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.

Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В ходе опытно–экспериментальной работы необходима технология поэтапного развития познавательной активности детей, которую можно назвать - «педагогика ожидания». Первый этап - ребенок проводит эксперимент и наблюдает.

На втором этапе идет осмысление детьми информации, накопление опыта. Важным условием второго этапа является не торопить ребенка с выводами. Используется так называемая в народе «молчаливая педагогика».

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель, родитель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Варианты познавательно - экспериментальной деятельности:

Эксперимент 1.«Поиск воздуха»

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.) .

Эксперимент 2.«Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя) , не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ.

Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Эксперимент 3. « Снежинки».

Предложить детям увидеть, как образуются снежные звездочки. Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег.

Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.

Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой плёнке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Эксперимент 4.«Резиновое яйцо».

Предложить детям поместить сваренное вкрутую куриное яйцо в уксус. Уксус растворит яичную скорлупу, а само яйцо превратится в подобие резины.

Для проведения этого опыта вам понадобятся:

- сваренное вкрутую куриное яйцо

- глубокая чашка или стакан (любая емкость, в которую можно поместить яйцо целиком)

- уксус

План работы:

1. Положите яйцо в емкость и полностью залейте его уксусом.

2. Понаблюдайте за яйцом. Вы увидите на его поверхности крошечные пузырьки. Это уксусная кислота атакует карбонат кальция, содержащийся в яичной скорлупе.

Через какое-то время яичная скорлупа изменит свой цвет.

3. Через 3 дня достаньте яйцо и аккуратно промойте его водопроводной водой.

4. Посмотрите, что получилось. Попробуйте надавить на яйцо. Проверьте, как оно будет отскакивать от твердой поверхности.

5. Для сравнения вы можете попробовать замочить в уксусе на 3-4 дня сырое яйцо. Скорлупа яйца станет мягкой и эластичной. Вы можете слегка сдавить яйцо.

Но мы не рекомендуем вам пробовать его ударять об пол и другие твердые поверхности.

Эксперимент 5. «Подводная лодка из винограда»

Предложить детям взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.

Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь.

Он увеличивается, и рыба всплывает.

Эксперимент 6. «Добыча питьевой воды».

Предложить детям выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев.

Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску) , и посмотреть: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх.

Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Эксперимент 7. « Умывальников начальник»

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто.

Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку.

Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Эксперимент 8.«Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (не завинчивающейся) .

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Экспериментальная деятельность дошкольников

    Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируетс...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Семинар практикум познавательное развитие дошкольника

    Семинар-практикум «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Семинар - практикум: «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Цель: познакомить со способа...

  • Познавательный интерес дошкольников

    Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности Концептуальное изложение педагогического опыта В настоящее время в России остро...