Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я два года работаю по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

- «Бесконечная классификация»;

- «Найди по описанию»;

- «Найди лишний предмет»;

- «Узнай по тени дерево»;

- «Соберем урожай»;

- «Садовник и цветы»;

- «Поиск общего»;

- «Поиск аналогов»;

- «Что к чему подходит? »;

- «Что растет на грядке? »;

- «Поиск противоположных предметов»;

- «Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:

«Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой, использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».

«Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели звуки по домикам», «Угадай по описанию».

Реализация проекта: «Морские обитатели», занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку», которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление новых дидактических игр;

2. создание картотеки дидактических игр для родителей;

3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;

www.maam.ru

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

М. А. Сухомлинский

Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.

Яркость, таинственность пластиковых крышек очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит знания цветов. Для достижения разных целей можно сделать различные игры.

Дидактическая игрушка «с цветными крышками и закручивающими предметами» - способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей 2-3 лет.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Развивается познавательная активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.

В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей.

Педагогическая технология по ознакомлению дошкольников с крышками носит интегрированный характер в воспитательно-образовательном процессе. Поощряет детское экспериментирование, развивает навыки исследовательской работы.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому важная задача - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Вместе с ребенком достаточно поиграть 10 – 15 минут 2-3 раза в неделю индивидуально или с подгруппой в утренний, вечерний отрезок времени, или во время непосредственной образовательной деятельности.

Предполагаемый результат:

• развитие мелкой моторики рук;

• формирование логического мышления;

• обогащение словаря;

• подготовка руки к письму;

• развитие наблюдательности;

• формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве.

В своей работе я использую дидактические игры, которые учат детей ориентироваться в цветной гамме, дают понятие о величине (большой, средний, маленький, способствовать развитию моторики пальцев рук, учат решать логические задачи, развивают творческие способности.

Когда ребенок видит, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Для изготовления игр я использую любые цветные крышки от пищевых продуктов.

"Но почему именно крышки? "- спросите вы.

Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время. Из крышек от пластиковых бутылок можно сделать замечательные тренажеры для маленьких пальчиков. Для изготовления такого тренажера можно использовать и верхние части ненужных бутылок (горлышки) .

Крышки от пищевых продуктов, а значит, допущены санитарными нормами.

Игры с крышками я включаю в занятия по развитию элементарных математических представлений, конструированию, а также и в свободное от занятий время. Применять эти игры можно в индивидуальной работе с детьми.

Чтобы ребенку было интереснее играть, придумайте какой-нибудь сюжет для игры, например по морю плывет корабль, светит солнце, летают птички. Под крышки можно «поселить» разных персонажей - нарисовать или наклеить картинки.

Едет поезд, растут деревья, бегают животные; машина едет по дороге, светофор. Картинки можно сделать из аппликации, а колеса, окна, сигналы светофора – из крышек. Картинку можно дорисовать фломастерами или дополнить наклейками. А чтобы игра служила дольше, обклейте картинки скотчем или заламинируйте.

Для изучения цветов можно наклеить цветы разного оттенка и подобрать к каждому по цвету сердцевину. Формировать цветовое восприятие можно и с простыми крышками, сортируя их по цвету. Возможно использовать разноцветные крышки вместо мозаики, составляя из них разные картинки и узоры.

Игра «Парные картинки» поможет развить у ребенка память. Ее тоже не трудно сделать самим. Для этого подберите крышки от бутылок, желательно одинакового размера и цвета. Картинки можно вырезать из азбуки или найти в интернете.

С маленькими детьми я начинала изучать цвет, с помощью крышек, нанизывать и приставлять крышки, что полезно для развития мелкой моторики. Очень важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, ведь мелкая моторика рук связана с развитием речи. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти "конструированию" несложных рисунков и орнаментов.

Крышки могут стать игровыми фишками для «бродилок», других настольных игр, даже шашками и фишками для нардов (нужно только набрать 2 комплекта одинаковых по размеру крышек двух цветов).

Игра "Собери гусеницу".

1 вариант: Логическая. Закрепляет представления детей о четырех основных цветах, развивает мелкую моторику. Я предлагаю детям рассмотреть головки гусениц разного цвета на крышках и побуждаю детей собрать гусеницу из цветных крышек.

2 вариант: Цифровая. Счет прямой, обратный. Найди пропущенные цифры.

3 вариант: Цветовая. Изучение основных цветов радуги. Классификация: холодные, теплые оттенки.

4 вариант: Театральная. Выложить по – порядку героев сказок "Колобок", "Репка", «Теремок».

5 вариант: Музыкальная. Разложить ноты по порядку. Классификация: музыкальные инструменты: духовые и струнные.

Игра "Часы".

1 вариант: правильно разложить цифры по циферблату.

2 вариант: вставить пропущенные цифры.

3 вариант: исправить ошибки в расположении цифр

Игра "Логическая цепочка". Формируется понятие ряд, столбец. Варианты игры: воспитатель убирает 1-2 или 2-3 крышки и прошу восстановить логическую цепочку. При этом ребенок объясняет свои действия. Другой вариант: разложить по-правилу 1 ряд – зеленые, 2 ряд – красные и т. д.

Игра "Придумай слово". Для детей 6-7 лет. Придумай слово из четырех букв, первая буква Л (лиса).

Похожая игра "Составь слово по картинке". Например: дана картинка "лисы". Нужно составить из букв слово "лиса".

Игра "Найди сюрприз". Поле может быть проще или сложнее в зависимости от возраста детей. Под крышкой спрятан сюрприз (конфетка или киндер - игрушка, дети должны говорить местоположения крышки, которую нужно открыть, например: верхний ряд, правая крышка. Воспитатель открывает крышку, проверяя угадал ребенок или нет.

Игра "Скажи, где находится" (могут быть картинки любых животных, предметов или растений). Воспитатель говорит: "Положи крышку с медведем во вторую строку по - середине" или поле заполнено воспитателям заранее "Скажи, где находится картинка с лисой", ребенок отвечает.

Игра "Заполни клеточки". Решение логических задач. Воспитатель раздает детям карточки с логическим заданием и предлагает внимательно их рассмотреть и затем заполнить пустые карточки - крышечками. В конце игры дети объясняют свои действия.

Игры несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество.

www.maam.ru

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством дидактических игр

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам опыт своей работы по теме:

(Слайд 1)

Развитие познавательной активности старших дошкольников через дидактические игры

(слайд 2)

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, сообразительными – короче говоря, умными. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо освоить большой поток информации. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное.

(слайд 3)

Цель: проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности старших дошкольников.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Именно поэтому игра как ведущая деятельность является средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.

(слайд 4)

Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог развивает познавательную активность. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

(слайд 5)

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

(слайд 6)

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы работы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

(слайд 7)

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Пик познавательной активности складывается к пяти-шести годам.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Все это и обусловило актуальность темы.

(слайд 8)

При изучении психолого-педагогической литературы выявила противоречие между необходимостью развития познавательной активности старших дошкольников и минимальным использованием дидактической игры. Это позволило обозначить проблему: использование дидактической игры в процессе развития познавательной активности и сформулировать тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников через дидактическую игру».

(слайд 9)

Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

(слайд 10)

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

(слайд 11 – план)

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

(слайд 12)

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

(слайд 13)

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку:

(слайд 14)

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• спросить у ребят, сколько у них варежек; выяснив, что у каждого по 2 варежки, подвести итог: «А когда мы их все кладем сушиться, их получается много», установить соответствие между количеством рукавов и рук, штанин и ног и т. п. ;

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

(слайд 16)

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• убирая массажные коврики, определить количество, цвет;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

(слайд 17)

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

• при разливании супа обращать внимание детей на то, когда тарелки у них пустые, а когда – полные;

• напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. п.

Прогулка:

(слайд 18)

• выкопать в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка;

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

(слайд 19)

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

(слайд 20)

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

(слайд 21)

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

(слайд 22)

Тематика родительских собраний:

1. «Давайте поиграем! »

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Лепим куличики, пускаем кораблики»

4. «НЕ надо ставить условий»

5. «Я познаю окружающий мир»

6. «Поразмыслим на досуге»

7. «Домашние задание для родителей»

8. «Здоровье сберегающие технологии в играх детей».

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

(слайд 23)

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкой познавательной активности.

(слайд 24)

В процессе работы у детей сформировались интегративные качества: стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

(слайд 25)

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

(слайд 26)

www.maam.ru

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

чт., 19.12.2013

"Детский сад "Сказка"

с. Аромашево

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим) . Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т.к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Цель:проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников.

Гипотеза:развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующиезадачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды работы:изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявленыпедагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну) .

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

Тематика родительских собраний:

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Домашние задание для родителей»

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература

1. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.

2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

4. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

5. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.:1981

6. Казанский О. А. Игры в самих себя - М.:1995

7. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком- М:1990.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

11. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002277,

штрих код (№ квитанции) 62502669050261 Дата отправки 21 декабря 2013 г.

Подробней tmndetsady.ru

  1. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры:

В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому»

Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

  • Игры головоломки;
  • Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил.

Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  • Работа с родителями:

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 41% родителей не часто играют с детьми не смотря на то, что дети любят играть со взрослыми. Играют родители с детьми в основном на компьютере, а после игры не разбирают допущенные детьми ошибки. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.
  • Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.
  • Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовила и провела консультации:

  1. Дидактическая игра в жизни ребёнка.
  2. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

папки передвижки:

  1. Родителям о детских играх и игрушках.
  2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».
  3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

  1. Играя, мы можем научить детей;
  2. Какие игрушки нужны детям;
  3. Виды игрушек;

В которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть, советы, задания.

На родительском собрании проведённом вместе с детьми познакомила родителей с новыми дидактическими играми и пособиями. На собрании родители вместе со своими детьми играли, а затем обсуждали проведённые игры.

В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

  • Работа с социумом.

Цель моей работы в данном направлении использовать возможности взаимодействия с социумом для развития познавательной активности детей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями.
  • Воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры.
  • Формировать у детей правила поведения, умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми, сверстниками.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личной культуры установлены тесные связи с областным художественным музеем, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Живая радуга».

В2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века».

Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире. На этой встрече с дошкольниками провели дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кому что нужно».

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Кукольный театр и музыкальная школа приобщают детей к большому искусству. Учащиеся школы искусств №3 провели концерт для наших маленьких зрителей, рассказали о народных инструментах и показали, как на них играть.

Дети нашей группы постоянно участвуют в фестивалях «Дельфийские игры», участвуют в конкурсе чтецов на базе КЦ и Д «Спутник».

  • Взаимосвязь с педагогами.

При совместной деятельности с другими педагогами решаю следующие задачи:

  • Улучшение качества образовательной работы.
  • Повышение уровня самообразования своего и педагогов.
  • Многообразить формы работы.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Поделилась опытом работы по теме: «Игровая деятельность», в рамках проекта: «Здоровье ребёнка в наших руках» провела презентацию материала по ЗОЖ дорожки здоровья, развлечение: «День Матери» цель: Обогатить знания детей о лесе и лекарственных растениях родного края.

Организовала и провела экологическую акцию: «Животные лесов Зауралья: с использованием дидактических игр. Приняла участие в зоочном педчтении по К. Д. Ушинскому по теме: «Игровая деятельность» из опыта работы.

Также мною были разработаны проекты по познавательному развитию, в которые вошли дидактические игры на разные темы:

  • «Животные наших лесов»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

  • « Птицы»

Цель: Расширять представление детей о птицах.

  • « Сюжетно-ролевая игра: «Школа»

Цель: Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представлений о жизни школы.

  • « День Победы»

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.

  • « Транспорт»

Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.

В своей работе использовала опыт работы Харченко Натальи Васильевны «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру», и воспитателя Хлыновой Светланы Юрьевны «Познавательное развитие детей через художественную литературу»

В результате проведённой мною работы дети научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Список литературы

Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З. М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л. А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

Мухина В. С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» 2010

«История педагогики» под руководством Шабаевой М. Ф., М., Просвещение, 1981.

Максаков А. И., Туманова Т. А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Ерофеев Т. И. «Занимательная математика».

Тихеева Е. И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы из сайта maaam.ru

По теме:

Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

творческий отчет...

Материал nsportal.ru
41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации.

От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Одним из эффективных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго.

Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.

Выбирая тему по самообразованию, я исходила из того, что одной из ведущих видов деятельности детей является игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Цель данной работы- изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе воспитания; проанализировать уровень развития речи у детей; апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи.

Исходя из цели поставила перед собой следующие задачи:

1) изучить методическую литературу по данной теме;

2) поднять уровень знаний, умений, навыков своей профессиональной подготовки.

В начале учебного года, я составила план изучения темы, наметила сроки и методические рекомендации. Изучила и подобрала методическую литературу:

-Программа «Детство»;

-Игры для детей 2-6 лет;

-Дошкольное воспитание;

-Развивающие игры для детей 3-7 лет;

-Развивающие игры для дошкольника, А. В. Печерога, 2008;

И д.р.

Мной была проведена работа с родителями. Для того, чтобы родители получили как можно больше информации о развитии речи ребенка, я разработала рекомендации для родителей на тему: «Развитие правильной речи ребенка в семье».

Также были подготовлены памятка для родителей: «Игры и игровые упражнения для развития речи» и консультация «Сущность дидактической игры, её виды». После проведенных индивидуальных бесед, я была приятно удивлена, что наши родители не остались в стороне и всячески пытаются понять важность данной темы. Сейчас очень большой выбор дидактических игр для развития речи в продаже, они очень красочно оформлены, дети с удовольствием играют в них.

Беседуя с родителями, я узнала, что много дидактических игр приобретается для детей и все больше родителей играют в эти игры с детьми дома. Это подтверждается и тем, что дети все чаще приносят дидактические игры в детский сад.

Я тоже решила внести свой вклад и изготовила дидактические игры своими руками: «Магазин», «Лото», «Волшебные картинки», в которые дети с удовольствием играют. Также были приобретены готовые дидактические игры для развития речи: «Транспорт», «Шиворот-навыворот», «Хитрые предметы».

Для более углубленного изучения этой темы, я составила картотеки: «Дидактические игры для развития речи», «Пальчиковые игры», в которые включила игры, предусмотренные программой «Детство» в средней группе.

В начале учебного года мной был составлен перспективный план проведения дидактических игр с указанием цели и задач, методов проведения каждой игры, в котором выделила 2 момента:

1) ознакомление с окружающим;

2) развитие речи;

Также были составлены конспекты игр и занятий. В которых дети с удовольствием принимали участие, были активны и эмоциональны.

Была проведена фотосессия детей в процессе игровой деятельности.

Проведя всю запланированную работу в учебном году, мной была сделана диагностика. По результатам, которой видно, что уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель и задачи проведенной работы достигнуты.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Дидактические игры своими руками для дошкольников

    Дидактическая игра своими руками для дошкольников «Кармашки с сюрпризом» Представляю Вашему вниманию дидактическую игру для детей 4 - 5 лет "Кармашки с сюрпризом". Цель: Совершенствовать у детей...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста Тема: Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Старший дошколь...