Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 комбинированного вида»

Г. о. Краснотурьинск

Девизом работы МА ДОУ № 32 на протяжении многих лет является:

«Права ребенка нужно знать, не только знать, но соблюдать! »

Поэтому правовое воспитание детей дошкольного возраста – один из актуальных целевых ориентиров деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Достижения данной цели осуществляется при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: детский сад – дети – родители.

МА ДОУ № 32 используя новые технологии добился больших результатов.

На сегодняшний день можно констатировать следующее:

- МА ДОУ № 32 стал образовательным учреждением, гарантирующим охрану и защиту прав ребенка и семьи.

- Введены в практику интерактивные методы обучения по правовой грамотности, положительно влияющие на продуктивность и качество работы среди всех участников образовательного процесса.

- Дети дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования – это социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями с прочным устойчивым духовным правовым иммунитетом (невосприимчивостью) к совершению любых нарушений правовых норм.

- педагогический коллектив обладает правовой, психолого- педагогической и методической компетенцией по организации различных форм деятельности с детьми и родителями по охране прав ребенка.

- Налажено тесное сотрудничество со специалистами правоохранительных органов, институтами социальных служб города и здравоохранения про проблеме создания безопасной «территории МА ДОУ»

И как результат или итог работы в 2008 году выпущен продукт нашей деятельности в виде Сборника методических рекомендаций для педагогов МА ДОУ города в области правового воспитания детей дошкольного возраста «Правовое воспитание дошкольника: миф или реальность? », который является ярким примером активной диссимиляции опыта работы МА ДОУ № 32 и профессиональной позиции в области правового воспитания дошкольников.

Достижения педагогического коллектива по проблеме правового воспитания дошкольников:

2005 год

1. Реализация программы «Работа с семьей».

2. Реализация образовательной программы (нравственно-правовая программа «По законам добра») .

3. Семинар Глав городов Свердловской области Почетная грамота Главы города, Почетная грамота Главы города

Благодарственное письмо МОУО города Краснотурьинск

2006 год

1. Проведение межведомственного семинара-совещания по вопросам обеспечения безопасности детей дошкольного возраста городов Северного управленческого округа

2. Реализация оздоровительной программы «Крепыш»

3.«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами креативной терапии в условиях МА ДОУ».

4. Правовой педсовет «Правовое воспитание дошкольников: миф или реальность? »

5. Участие в городском конкурсе «Я здесь живу» на лучшее благоустройство прилегающих территорий среди бюджетных учреждений Благодарственное письмо начальника МОУО города Краснотурьинск; Диплом МЧС России Министерства общего и профессионального образования Свердловской области аз плодотворную работу по обучению детей основам пожарной безопасности по профилактике гибели и травматизма детей;Почетная грамота МОУО

5. Выступление на научно-практической конференции «Современные проблемы социально-педагогической поддержки семьи и детства», г. Серов, Северный педагогический колледж

6. Обмен опытом на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», Диплом за представление своего опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»

2007 год

1. «Воспитание правовой личности в условиях дошкольного образования»

2. «Система работы МА ДОУ и семьи по соблюдению прав о законных интересов детей» - обмен опытом работы

3. Выступление на научно-практической конференции «Слагаемые успеха и успешности личности: теория и образовательная практика», г. Серове, Северный педагогический колледж.

Информационно-просветительный брифинг для руководителей МА ДОУ города Краснотурьинск

2008 год

1. Окружной семинар-презентация по обмену опытом работы «Правовое воспитание дошкольника: миф или реальность? » для руководителей МА ДОУ Северного управленческого округа

2. Сборник конспектов занятий с детьми по правовому воспитанию в интеллектуально-правовом клубе «Правознайка» МА ДОУ Презентация работы по правовой грамотности детей – дошкольников в МА ДОУ № 32

Представление опыта работы с детьми на Всероссийском фестивале «Открытый урок»

2009 год

1. «Жить – Родине служить» - городской конкурс от представительства Краснотурьинской ТИК

2. Участие в региональном семинаре «Алгоритмы инновационной деятельности педагога» обмен опытом работы с проблемными семьями и неорганизованными детьми

3. Проведение выставки для педагогического сообщества города «Игровые модели и предметно-развивающая среда развития детей раннего возраста в познавательно-практической деятельности» Благодарственное письмо (председатель Краснотурьинской ТИК Кокшаров Ю. Р) ;Благодарственное письмо

2010 год

1. Участие в областном конкурсе «Избирательный процесс глазами российской семьи»

2. Презентация проектов по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

3. Участие в областном педагогическом форуме «Ребенок в современном образовательном пространстве» - участие в секции «инновационная деятельность в ДОУ»:Благодарственное письмо, Грамота за активную работу по правовому просвещению граждан и активное участие в конкурсе проектов по нравственно-правовому воспитанию дошкольников, Благодарственное письмо

2011 год

1. «В стране Витаминии» - участие во II областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

2. Участие в региональном семинаре для педагогического сообщества Северной территории «Проблемы и перспективы предшкольного образования в условиях ДОУ»

3. Участие в региональной выставке педагогического сообщества Северной территории «Инновации в дошкольном образовании» - презентация продукта деятельности с дошкольниками по правовому воспитанию II место и грамота, Благодарственное письмо

2012 год

1. Городской семинар – тренинг для старших воспитателей города

2. Участие в социальной программе «Территория РУСАЛ» с социальным проектом «Детское конструкторское бюро»

3. Участие в городской программе «Я здесь живу» Презентация результатов за 5 лет работы по правовой грамотности детей – дошкольников в МБ ДОУ № 32. Победители: I место по городу

2013 год

1. Участие в международном конкурсе

«К вершинам профессионального успеха 2012/2013 гг. » Диплом Лауреата международного конкурса, Диплом

2014 год

1. Работа с социальными института по сопровождению семей групп "риска"

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и ищем новые, более совершенные и интересные формы работы с педагогами, воспитанниками и их родителями. Мы верим, дружба будет продолжительной и продуктивной. Ведь интересна, увлекательно-познавательная, нравственно-правовая и тепло эмоционально-окрашенная жизнь воспитанников МБ ДОУ № 32 напрямую зависит от нас, работников детского сада и родителей наших воспитанников.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние дети – этот наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы их воспитаем - таким будет наше будущее и будущее нашей страны!

Старший воспитатель МА ДОУ № 32 Данишкина Надежда

www.maam.ru

Система правового воспитаниия в ДОУ

Уважаемые коллеги! Недавно я выступала с сообщением "Система правового воспитаниия В ДОУ", которое сопровождалось слайдами презентации. на муниципальном объединении педагогов ДОУ. Просмотрев презентацию. Вы сможете увидеть детальный план развития ДОУ по правовому воспитанию и многое другое. Я думаю это может пригодиться в дальнейшей работе по правовому воспитанию дошкольников.

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире. (2 слайд)

Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?

Скорее всего, и я в этом убеждена, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст —особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью (Л. И. Божович) Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям. (2слайд)

Правовое воспитание дошкольников---приоритетное направление в моей работе.

(3слайд)

Творческой группой, которую я возглавила, была составлена «План развития ДОУ по правовому воспитанию дошкольников» (4-10слайды)

Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

(11слайд)

Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д. (12-14 слайды)

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. (15-17 слайды)

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель озна-комления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». (18-20 слайды)

С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет. Его девиз «Знаю, реализую, защищаю» Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т е нести нужную и полезную для практической работы информацию и в тоже время занимательным, и творческим для участников

Педсовет я оставила из двух частей : теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На её основе было понятно, как провести занятие с детьми. Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.

Значение педсовета

расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ;

знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребёнка;

довести до сведения дошкольников положения о правах ребёнка (игры, беседы, повседневная жизнь) ;

разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребёнка на занятиях; (21слайд)

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы мы провели общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка» (22слайд)

Педсовет «Ребенок и книга» был посвящен проблеме художественная литература как средство правового воспитания дошкольников (23слайд)

Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как"старая сказка на новый лад" Работа над сказкой «Приключения Буратино» стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности. (24слайд)

Проекты по правовому воспитанию Применительно к детям своего возраста я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права. (25-28слайды)

- Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях( 29слайд)

Экскурсии помогли мне подвести детей к знакомству с правом на гражданство, на медицинскую помощь, на образование. С правом исповедовать свою религию нас познакомили в храме, где мы с воспитанниками бываем регулярно.

(30слайд)

С помощью мобильной групповой библиотечки дети знакомятся с окружающим миром -- так выполнялось право детей на получение информации. (31слайд)

Слова благодарности( 32слайд)

www.maam.ru

Правовое воспитание в условиях ДОУ

Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

- С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.

- С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.

Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются разнообразные формы обучения правового сознания педагогов.

Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.

В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в упомянутых программах не ставится.

Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.

Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:

- гуманитарно-пропедевтическим,

- содержательно-доминирующим,

- деятельностного и интеграционного подходов,

- включенности субъекта,

- регионально-обусловленного содержания,

- открытости.

В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:

1. Мои права и обязанности;

2. Моя страна;

3. Гражданин мира.

В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных мероприятий “Приключения маленького человечка”; настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру; этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”. Целесообразно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др., приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.

Таким образом, разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, мы предположили, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города) ;

– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;

– организация предметно-пространственной среды в ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.) .

www.maam.ru

Правовое воспитание дошкольника

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Актуальность.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

В дошкольном возрасте является возможным формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

- установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Цели и задачи.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:

- логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения) ;

- эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения) ;

- принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей) .

Основные задачи правового воспитания в ДОУ:

- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

- создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

- повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

- создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

- повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;

- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Механизм реализации.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

- с педагогическим составом;

- с родителями;

- с детьми.

На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле. Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО:

- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

- на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

- на медицинский уход;

- на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

- на отдых;

- выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;

- на бесплатное образование;

- говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.

ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

© МДОУ "Детский сад № 30" города Ярославля, 2010 - 2015

Материал mdou30.edu.yar.ru

Статья (подготовительная группа) на тему: статья "Система правового воспитания в ДОУ"

Опубликовано 08.07.2015 - 23:37 - Сапарова Альтеншаш Калимулловна

Система правового воспитаниия в ДОУ

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы?

Не поздно ли?

Скорее всего, и я в этом убеждена, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст —особый период в жизни человека.

Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью (Л. И. Божович) Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Правовое воспитание дошкольников---приоритетное направление в моей работе.

Творческой группой, которую я возглавила, была составлена «План развития ДОУ по правовому воспитанию дошкольников

Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира».

С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет. Его девиз «Знаю, реализую, защищаю» Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т е нести нужную и полезную для практической работы информацию и в тоже время занимательным, и творческим для участников

Педсовет я оставила из двух частей : теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На её основе было понятно, как провести занятие с детьми.

Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.

Значение педсовета

расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ;

знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребёнка;

довести до сведения дошкольников положения о правах ребёнка (игры, беседы, повседневная жизнь) ;

разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребёнка на занятиях;

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы мы провели общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

Педсовет «Ребенок и книга» был посвящен проблеме художественная литература как средство правового воспитания дошкольников

Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как"старая сказка на новый лад" Работа над сказкой «Приключения Буратино» стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.

Проекты по правовому воспитанию Применительно к детям своего возраста я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права

- Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях

Читать далее nsportal.ru

Правовое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Курсовая работа (т) . Читать текст оnline -

Нам будут в этом помогать

Герои разных сказок.

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль глядя, широкими глазами,

Шли ребята знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают нас на свете.

Восп-ль: - А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.(инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)

Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису?

Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса нарушила право. Но какое же? Как это узнать?

Звучит голос: - Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.

Восп-ль: - Это же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят цветок) .

Восп-ль зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила лиса - плутовка. Право петуха на жизнь и свободу.

Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Восп-ль: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка») . И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они?

Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки».

А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками) . «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)

А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу. Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты.

Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы.)

Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик) .

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.

Восп-ль: - Так кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик) .

Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а

Восп-ль: - Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо.

Ребята, давайте поищем его.

Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти. (Дети находят лепесток, выходит лиса из избушки) .

Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.

Восп-ль: -Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».

Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка») . У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.

Давайте поиграем на кольцах Лулия. Вспомните, кто, где живет и постарайтесь правильно соединить карточки левой колонки с карточками правой колонки.

Восп-ль: - Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке.(Появляется Баба Яга)

Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Восп-ль: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.

Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Восп-ль: - Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела?

Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что?

Восп-ль: А «цветок Счастья » там видела?

Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что?

Восп-ль: - И разноцветные лепестки с него сорвала?

Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову) . Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой) , - Вы это что, за ними пришли?

Восп-ль: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется.

Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.

Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника.

А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права.

И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.

Б. Яга: - Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне.

Восп-ль: - Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают) . - Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?

Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.

Восп-ль: - Тогда давайте представимся Б. Яге, а эхо нам поможет. (Игра «Эхо», дети становятся в круг, называют свои имена, остальные хором их повторяют. ) - Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.

Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?

Восп-ль: - Это почему?

Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - только дети врачей.

Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.

Б. Яга: - Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами) .

Восп-ль: - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.

Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.(Дети собирают цветы, стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой) .

Восп-ль: - Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья». Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают) . Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. (Танец «Лолипоп»)

Восп-ль: - А теперь пора возвращаться в детский сад.

Мы «цветку Счастья» помогли

Теперь нам в детский сад пора.

До встречи, добрые друзья.

Дальнейшие рекомендации включают в себя следующее:

создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей;

поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя;

проведение индивидуальной работы и выполнение дифференцированных заданий по уровню сложности во внеклассной работе.

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых) ; 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; 3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ; данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.

Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.

Отмечаю, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность.

Программа реализовывалась мной на протяжении 2 недель. Для оценки ее эффективности были проведены входной, промежуточный и итоговый контроль. Срезы проводились по всем трем направлениям: работа с детьми, воспитателями и родителями.

Таблица № 2 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста.

Вопросы Положительные ответы (%) Входной Контроль Промежуточный контроль Итоговый Контроль Знаете ли Вы, что есть документы о правах детей?52555Зачем ребенку знать свои права?153060Какие права детей Вы знаете?155075

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить положительную динамику в ответах детей. Увеличилось количество детей, которые знакомы с документами о правах детей, понимают значимость правовых знаний и могут привести от 3 до 5 примеров прав детей.

Таблица № 3 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста (опрос родителей) .

Вопросы Положительные ответы (%) Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей?255580Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет есть права?204555Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка457585Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?456070Согласны ли оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?607590

Анализ данных, полученных при диагностике родителей показал, что большинство родителей повысили свой уровень в плане знакомства с правовыми документами, согласны оказывать помощь образовательному учреждению в процессе правового воспитания дошкольников. Тем не менее, отмечается меньший рост родителей, которые считают, что дети должны знать свои права. Данное положение допустимо, т.к. наряду с недостаточным ростом количества родителей, тем не менее, отмечается положительная динамика, что является несомненно, позитивным моментом.

Таблица № 4 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста (опрос воспитателей) .

Вопросы Положительные ответы (%) Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый Контроль Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей?507090Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет есть права?657090Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?80100100Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?608090Оцените деятельность ДОУ (в том числе и собственную) по организации правового воспитания дошкольников, в формировании представлений о собственных правах4 балла - 404 балла - 705 баллов - 30 4 балла - 70

Оценка анкет, проводимых среди воспитателей также показала положительную тенденцию по всем направлениям, заметно вырос уровень в принятии и знании воспитателями документов, отражающих права человека и детей, акцентировано внимание на повышении роли ДОУ в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста в ДОУ.

Таким образом, проведенное исследование показало, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательного учреждения, работе с родителями, проведении специально разработанных занятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у дошкольников, но и у педагогов, и у родителей.

Заключение

Права ребенка - обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.

К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проанализировав литературу по теме работы, я определила, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость преподавания правовой культуры в ДОУ. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. На основании темы исследования, мною была составлена программа по правовому воспитанию дошкольников и предложен конспект проведенного мероприятия по правовому воспитанию.

Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Список использованной литературы

1. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А. А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.

. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.

СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.

. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1985.

. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.

. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. - М.: ВЛАДОС, 2003.

. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.

. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.

. Иванова Н. П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13

. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.

. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.

. Методика правового воспитания учащихся. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.

. Мордовец А. С., Магометов А. А., Силантьев Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.

. Репина Е. А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.

. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского) . - М.: «Прогресс», 1989, - 400с

. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.

Приложение

Анкета для родителей

. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.

. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?

. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?

. Согласны ли оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?

Анкета для воспитателей

. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.

. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?

. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?

.какие формы и методы работы в ДОУ позволяют вести правовое просвещение дошкольников?

. Какие, на Ваш взгляд, недочеты в работе ДОУ, не позволяют в полной мере осуществлять правовое воспитание дошкольников?

Анкета для детей

. Знаете ли Вы, что есть документы о правах детей?

. Какие права детей Вы знаете?

. Зачем ребенку знать свои права?

Благотворительность Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше….. © 2003 - 2014 «Библиофонд».

Источник bibliofond.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

    Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...