Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
Г. о. Краснотурьинск
Девизом работы МА ДОУ № 32 на протяжении многих лет является:
«Права ребенка нужно знать, не только знать, но соблюдать! »
Поэтому правовое воспитание детей дошкольного возраста – один из актуальных целевых ориентиров деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Достижения данной цели осуществляется при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: детский сад – дети – родители.
МА ДОУ № 32 используя новые технологии добился больших результатов.
На сегодняшний день можно констатировать следующее:
- МА ДОУ № 32 стал образовательным учреждением, гарантирующим охрану и защиту прав ребенка и семьи.
- Введены в практику интерактивные методы обучения по правовой грамотности, положительно влияющие на продуктивность и качество работы среди всех участников образовательного процесса.
- Дети дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования – это социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями с прочным устойчивым духовным правовым иммунитетом (невосприимчивостью) к совершению любых нарушений правовых норм.
- педагогический коллектив обладает правовой, психолого- педагогической и методической компетенцией по организации различных форм деятельности с детьми и родителями по охране прав ребенка.
- Налажено тесное сотрудничество со специалистами правоохранительных органов, институтами социальных служб города и здравоохранения про проблеме создания безопасной «территории МА ДОУ»
И как результат или итог работы в 2008 году выпущен продукт нашей деятельности в виде Сборника методических рекомендаций для педагогов МА ДОУ города в области правового воспитания детей дошкольного возраста «Правовое воспитание дошкольника: миф или реальность? », который является ярким примером активной диссимиляции опыта работы МА ДОУ № 32 и профессиональной позиции в области правового воспитания дошкольников.
Достижения педагогического коллектива по проблеме правового воспитания дошкольников:
2005 год
1. Реализация программы «Работа с семьей».
2. Реализация образовательной программы (нравственно-правовая программа «По законам добра») .
3. Семинар Глав городов Свердловской области Почетная грамота Главы города, Почетная грамота Главы города
Благодарственное письмо МОУО города Краснотурьинск
2006 год
1. Проведение межведомственного семинара-совещания по вопросам обеспечения безопасности детей дошкольного возраста городов Северного управленческого округа
2. Реализация оздоровительной программы «Крепыш»
3.«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами креативной терапии в условиях МА ДОУ».
4. Правовой педсовет «Правовое воспитание дошкольников: миф или реальность? »
5. Участие в городском конкурсе «Я здесь живу» на лучшее благоустройство прилегающих территорий среди бюджетных учреждений Благодарственное письмо начальника МОУО города Краснотурьинск; Диплом МЧС России Министерства общего и профессионального образования Свердловской области аз плодотворную работу по обучению детей основам пожарной безопасности по профилактике гибели и травматизма детей;Почетная грамота МОУО
5. Выступление на научно-практической конференции «Современные проблемы социально-педагогической поддержки семьи и детства», г. Серов, Северный педагогический колледж
6. Обмен опытом на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», Диплом за представление своего опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
2007 год
1. «Воспитание правовой личности в условиях дошкольного образования»
2. «Система работы МА ДОУ и семьи по соблюдению прав о законных интересов детей» - обмен опытом работы
3. Выступление на научно-практической конференции «Слагаемые успеха и успешности личности: теория и образовательная практика», г. Серове, Северный педагогический колледж.
Информационно-просветительный брифинг для руководителей МА ДОУ города Краснотурьинск
2008 год
1. Окружной семинар-презентация по обмену опытом работы «Правовое воспитание дошкольника: миф или реальность? » для руководителей МА ДОУ Северного управленческого округа
2. Сборник конспектов занятий с детьми по правовому воспитанию в интеллектуально-правовом клубе «Правознайка» МА ДОУ Презентация работы по правовой грамотности детей – дошкольников в МА ДОУ № 32
Представление опыта работы с детьми на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
2009 год
1. «Жить – Родине служить» - городской конкурс от представительства Краснотурьинской ТИК
2. Участие в региональном семинаре «Алгоритмы инновационной деятельности педагога» обмен опытом работы с проблемными семьями и неорганизованными детьми
3. Проведение выставки для педагогического сообщества города «Игровые модели и предметно-развивающая среда развития детей раннего возраста в познавательно-практической деятельности» Благодарственное письмо (председатель Краснотурьинской ТИК Кокшаров Ю. Р) ;Благодарственное письмо
2010 год
1. Участие в областном конкурсе «Избирательный процесс глазами российской семьи»
2. Презентация проектов по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
3. Участие в областном педагогическом форуме «Ребенок в современном образовательном пространстве» - участие в секции «инновационная деятельность в ДОУ»:Благодарственное письмо, Грамота за активную работу по правовому просвещению граждан и активное участие в конкурсе проектов по нравственно-правовому воспитанию дошкольников, Благодарственное письмо
2011 год
1. «В стране Витаминии» - участие во II областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
2. Участие в региональном семинаре для педагогического сообщества Северной территории «Проблемы и перспективы предшкольного образования в условиях ДОУ»
3. Участие в региональной выставке педагогического сообщества Северной территории «Инновации в дошкольном образовании» - презентация продукта деятельности с дошкольниками по правовому воспитанию II место и грамота, Благодарственное письмо
2012 год
1. Городской семинар – тренинг для старших воспитателей города
2. Участие в социальной программе «Территория РУСАЛ» с социальным проектом «Детское конструкторское бюро»
3. Участие в городской программе «Я здесь живу» Презентация результатов за 5 лет работы по правовой грамотности детей – дошкольников в МБ ДОУ № 32. Победители: I место по городу
2013 год
1. Участие в международном конкурсе
«К вершинам профессионального успеха 2012/2013 гг. » Диплом Лауреата международного конкурса, Диплом
2014 год
1. Работа с социальными института по сопровождению семей групп "риска"
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и ищем новые, более совершенные и интересные формы работы с педагогами, воспитанниками и их родителями. Мы верим, дружба будет продолжительной и продуктивной. Ведь интересна, увлекательно-познавательная, нравственно-правовая и тепло эмоционально-окрашенная жизнь воспитанников МБ ДОУ № 32 напрямую зависит от нас, работников детского сада и родителей наших воспитанников.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние дети – этот наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы их воспитаем - таким будет наше будущее и будущее нашей страны!
Старший воспитатель МА ДОУ № 32 Данишкина Надежда
Уважаемые коллеги! Недавно я выступала с сообщением "Система правового воспитаниия В ДОУ", которое сопровождалось слайдами презентации. на муниципальном объединении педагогов ДОУ. Просмотрев презентацию. Вы сможете увидеть детальный план развития ДОУ по правовому воспитанию и многое другое. Я думаю это может пригодиться в дальнейшей работе по правовому воспитанию дошкольников.
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире. (2 слайд)
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?
Скорее всего, и я в этом убеждена, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст —особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью (Л. И. Божович) Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям. (2слайд)
Правовое воспитание дошкольников---приоритетное направление в моей работе.
(3слайд)
Творческой группой, которую я возглавила, была составлена «План развития ДОУ по правовому воспитанию дошкольников» (4-10слайды)
Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
(11слайд)
Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д. (12-14 слайды)
Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. (15-17 слайды)
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.
Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель озна-комления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». (18-20 слайды)
С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет. Его девиз «Знаю, реализую, защищаю» Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т е нести нужную и полезную для практической работы информацию и в тоже время занимательным, и творческим для участников
Педсовет я оставила из двух частей : теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На её основе было понятно, как провести занятие с детьми. Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.
Значение педсовета
расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ;
знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребёнка;
довести до сведения дошкольников положения о правах ребёнка (игры, беседы, повседневная жизнь) ;
разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребёнка на занятиях; (21слайд)
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы мы провели общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка» (22слайд)
Педсовет «Ребенок и книга» был посвящен проблеме художественная литература как средство правового воспитания дошкольников (23слайд)
Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как"старая сказка на новый лад" Работа над сказкой «Приключения Буратино» стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности. (24слайд)
Проекты по правовому воспитанию Применительно к детям своего возраста я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права. (25-28слайды)
- Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях( 29слайд)
Экскурсии помогли мне подвести детей к знакомству с правом на гражданство, на медицинскую помощь, на образование. С правом исповедовать свою религию нас познакомили в храме, где мы с воспитанниками бываем регулярно.
(30слайд)
С помощью мобильной групповой библиотечки дети знакомятся с окружающим миром -- так выполнялось право детей на получение информации. (31слайд)
Слова благодарности( 32слайд)
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.
Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
- С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
- С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются разнообразные формы обучения правового сознания педагогов.
Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.
В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в упомянутых программах не ставится.
Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.
Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
- гуманитарно-пропедевтическим,
- содержательно-доминирующим,
- деятельностного и интеграционного подходов,
- включенности субъекта,
- регионально-обусловленного содержания,
- открытости.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:
1. Мои права и обязанности;
2. Моя страна;
3. Гражданин мира.
В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных мероприятий “Приключения маленького человечка”; настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру; этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”. Целесообразно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др., приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.
Таким образом, разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, мы предположили, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города) ;
– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;
– организация предметно-пространственной среды в ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.) .
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Актуальность.
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
В дошкольном возрасте является возможным формирование:
- уважительного отношения к установленным правилам поведения;
- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
- установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Цели и задачи.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:
- логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения) ;
- эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения) ;
- принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей) .
Основные задачи правового воспитания в ДОУ:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
- создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
- повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;
- создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
- повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;
- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Механизм реализации.
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:
- с педагогическим составом;
- с родителями;
- с детьми.
На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.
Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.
Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле. Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.
Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.
ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО:
- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
- на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
- на медицинский уход;
- на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
- на отдых;
- выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;
- на бесплатное образование;
- говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.
ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.
© МДОУ "Детский сад № 30" города Ярославля, 2010 - 2015
Опубликовано 08.07.2015 - 23:37 - Сапарова Альтеншаш Калимулловна
Система правового воспитаниия в ДОУ
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы?
Не поздно ли?
Скорее всего, и я в этом убеждена, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст —особый период в жизни человека.
Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью (Л. И. Божович) Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Правовое воспитание дошкольников---приоритетное направление в моей работе.
Творческой группой, которую я возглавила, была составлена «План развития ДОУ по правовому воспитанию дошкольников
Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д
Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.
Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира».
С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет. Его девиз «Знаю, реализую, защищаю» Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т е нести нужную и полезную для практической работы информацию и в тоже время занимательным, и творческим для участников
Педсовет я оставила из двух частей : теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На её основе было понятно, как провести занятие с детьми.
Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.
Значение педсовета
расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ;
знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребёнка;
довести до сведения дошкольников положения о правах ребёнка (игры, беседы, повседневная жизнь) ;
разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребёнка на занятиях;
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы мы провели общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка»
Педсовет «Ребенок и книга» был посвящен проблеме художественная литература как средство правового воспитания дошкольников
Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как"старая сказка на новый лад" Работа над сказкой «Приключения Буратино» стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.
Проекты по правовому воспитанию Применительно к детям своего возраста я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права
- Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Восп-ль: - А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.(инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)
Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису?
Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса нарушила право. Но какое же? Как это узнать?
Звучит голос: - Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.
Восп-ль: - Это же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят цветок) .
Восп-ль зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила лиса - плутовка. Право петуха на жизнь и свободу.
Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Восп-ль: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка») . И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они?
Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки».
А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками) . «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)
А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу. Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты.
Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы.)
Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик) .
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.
Восп-ль: - Так кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик) .
Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а
Восп-ль: - Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо.
Ребята, давайте поищем его.
Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти. (Дети находят лепесток, выходит лиса из избушки) .
Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.
Восп-ль: -Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».
Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка») . У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.
Давайте поиграем на кольцах Лулия. Вспомните, кто, где живет и постарайтесь правильно соединить карточки левой колонки с карточками правой колонки.
Восп-ль: - Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке.(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Восп-ль: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Восп-ль: - Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела?
Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что?
Восп-ль: А «цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что?
Восп-ль: - И разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову) . Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой) , - Вы это что, за ними пришли?
Восп-ль: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется.
Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника.
А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права.
И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: - Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне.
Восп-ль: - Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают) . - Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?
Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.
Восп-ль: - Тогда давайте представимся Б. Яге, а эхо нам поможет. (Игра «Эхо», дети становятся в круг, называют свои имена, остальные хором их повторяют. ) - Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Восп-ль: - Это почему?
Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - только дети врачей.
Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: - Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами) .
Восп-ль: - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.
Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.(Дети собирают цветы, стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой) .
Восп-ль: - Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья». Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают) . Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. (Танец «Лолипоп»)
Восп-ль: - А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.
Дальнейшие рекомендации включают в себя следующее:
создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей;
поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя;
проведение индивидуальной работы и выполнение дифференцированных заданий по уровню сложности во внеклассной работе.
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых) ; 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; 3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ; данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Отмечаю, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность.
Программа реализовывалась мной на протяжении 2 недель. Для оценки ее эффективности были проведены входной, промежуточный и итоговый контроль. Срезы проводились по всем трем направлениям: работа с детьми, воспитателями и родителями.
Таблица № 2 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста.
Вопросы Положительные ответы (%) Входной Контроль Промежуточный контроль Итоговый Контроль Знаете ли Вы, что есть документы о правах детей?52555Зачем ребенку знать свои права?153060Какие права детей Вы знаете?155075
Таким образом, проведенное исследование позволяет определить положительную динамику в ответах детей. Увеличилось количество детей, которые знакомы с документами о правах детей, понимают значимость правовых знаний и могут привести от 3 до 5 примеров прав детей.
Таблица № 3 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста (опрос родителей) .
Вопросы Положительные ответы (%) Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей?255580Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет есть права?204555Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка457585Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?456070Согласны ли оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?607590
Анализ данных, полученных при диагностике родителей показал, что большинство родителей повысили свой уровень в плане знакомства с правовыми документами, согласны оказывать помощь образовательному учреждению в процессе правового воспитания дошкольников. Тем не менее, отмечается меньший рост родителей, которые считают, что дети должны знать свои права. Данное положение допустимо, т.к. наряду с недостаточным ростом количества родителей, тем не менее, отмечается положительная динамика, что является несомненно, позитивным моментом.
Таблица № 4 Мониторинг данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста (опрос воспитателей) .
Вопросы Положительные ответы (%) Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый Контроль Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей?507090Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет есть права?657090Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?80100100Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?608090Оцените деятельность ДОУ (в том числе и собственную) по организации правового воспитания дошкольников, в формировании представлений о собственных правах4 балла - 404 балла - 705 баллов - 30 4 балла - 70
Оценка анкет, проводимых среди воспитателей также показала положительную тенденцию по всем направлениям, заметно вырос уровень в принятии и знании воспитателями документов, отражающих права человека и детей, акцентировано внимание на повышении роли ДОУ в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста в ДОУ.
Таким образом, проведенное исследование показало, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательного учреждения, работе с родителями, проведении специально разработанных занятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у дошкольников, но и у педагогов, и у родителей.
Заключение
Права ребенка - обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.
Проанализировав литературу по теме работы, я определила, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.
Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость преподавания правовой культуры в ДОУ. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. На основании темы исследования, мною была составлена программа по правовому воспитанию дошкольников и предложен конспект проведенного мероприятия по правовому воспитанию.
Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.
Список использованной литературы
1. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А. А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.
СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1985.
. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. - М.: ВЛАДОС, 2003.
. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
. Иванова Н. П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
. Методика правового воспитания учащихся. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
. Мордовец А. С., Магометов А. А., Силантьев Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
. Репина Е. А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.
. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского) . - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
Приложение
Анкета для родителей
. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.
. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?
. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?
. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?
. Согласны ли оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?
Анкета для воспитателей
. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.
. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?
. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?
. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?
.какие формы и методы работы в ДОУ позволяют вести правовое просвещение дошкольников?
. Какие, на Ваш взгляд, недочеты в работе ДОУ, не позволяют в полной мере осуществлять правовое воспитание дошкольников?
Анкета для детей
. Знаете ли Вы, что есть документы о правах детей?
. Какие права детей Вы знаете?
. Зачем ребенку знать свои права?
Благотворительность Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше….. © 2003 - 2014 «Библиофонд».
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...
Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста
Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...
Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста
Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...
В результате труда детей дошкольного возраста создаются
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...
Воспитание детей дошкольного возраста это
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...
Характеристика детей дошкольного возраста
Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...