Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева) .
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе) .
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова) .
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г. ». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд) .
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели) ;
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества) ;
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения) ;
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров) ;
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
В результате изучения данной главы обучающийся будет:
– знать предмет и основные понятия, термины "ребенок как объект научного исследования" и "субъект воспитания", функции и методы дошкольной педагогики как науки, этапы ее становления и развития; основные положения концепции целостного развития ребенка как субъекта деятельности;
– уметь характеризовать признаки дошкольной педагогики как науки, определять основные категории дошкольной педагогики как науки, формулировать свое отношение к феномену дошкольного детства и субкультуре ребенка-дошкольника, описывать особенности вхождения ребенка в социум;
– владеть способами определения значимости связей дошкольной педагогики с другими науками в зависимости от их влияния на изучение закономерностей развития, воспитания и обучения детей в условиях педагогического взаимодействия.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу: от рождения до 7 лет.
Выделяют следующие источники формирования понятийно-терминологического ноля дошкольной педагогики как науки:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях и обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.
При этом дошкольная педагогика как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики (рис. 1) .
Вместе с тем исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение: на пересечении сфер общей философии воспитания, педагогики (истории педагогики, общей и возрастной педагогики) , детской психологии и педагогической психологии, возрастной анатомии и физиологии. Например, философия и дошкольная педагогика имеют ряд общих проблем: всестороннее развитие и формирование личности, становление мировоззрения, понимание сущности процесса воспитания и обучения, взаимосвязь коллектива и личности и др. (рис. 2) .
Рис. 1.Дошкольная педагогика как отрасль общей педагогики
Дошкольная педагогика имеет свои объект и предмет исследования, отличные от объекта и предмета других наук, перечисленных на рис. 2. В то же время и дошкольная педагогика, и все эти науки касаются проблем развития детей дошкольного возраста.
В качестве объекта дошкольной педагогики выступает ребенок (в соответствии с одной точкой зрения) или педагогический процесс (с другой) .
В качестве предмета – соответственно, преобразование свойств и качеств воспитуемых в процессе развивающего взаимодействия воспитателя и детей (согласно одной точке зрения) или компоненты педагогического процесса – цели, задачи, содержание и формы, методы и средства и их своеобразие (согласно другой) .
Рис. 2.Связь педагогики с другими науками
Как наука, дошкольная педагогика имеет общую, специальную и частную методологию:
– общая методология дошкольной педагогики – методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие, в целом, диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада и гуманистический подход как идейную философскую основу дошкольной педагогики и характеристику социально-ценностного мировоззрения педагогов;
– специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике ребенка дошкольного возраста и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него, в частности, в нее входят индивидуальный и деятельностный, системный и комплексный подходы;
– частная методология дошкольной педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Например, сюда относится учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, свойств индивидуальности и развития творческих способностей детей и др.
Рис. 3. Функции дошкольной педагогики как науки
В соответствии с общей, специальной и частной методологиями дошкольной педагогики определяются ее основные категории как науки, характеризующие следующее:
1) объект педагогики (личность, индивидуальность) ;
2) предмет педагогики (социализация, образование, воспитание, обучение, развитие) ;
3) категории, интегрирующие основные педагогические средства (педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие) .
Опираясь на них, в настоящее время выделяются следующие отрасли внутри дошкольной педагогики как науки:
– дидактика дошкольного образования;
– теория и методика воспитания дошкольников;
– международные стандарты предшкольного развития ребенка;
– теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.
Каждая из них демонстрирует свои способы реализации функций дошкольной педагогики как науки (рис. 3) .
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
2. Объект, предмет дошкольной педагогики
3. Основные понятия дошкольной педагогики.
4. Источники развития дошкольной педагогики.
5. Связь дошкольной педагогики с другими науки
6. Методы дошкольной педагогики
1. Козлова С. А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2008
Основное содержание ответа:
Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .
Дошкольная педагогика изучает:
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях) .
Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста в условиях воспитания, обучения и образования.
Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.
Постоянные вневременные задачи дошкольной педагогики:
Временные задачи дошкольной педагогики:
Дошкольная педагогика оперирует педагогическими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, целостное развитие личности, детство.
Воспитание - передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования заданных качеств. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними. Обучение предполагает создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей.
Целостное развитие - гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы. Внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность.
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении, образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) .
Педагогический процесс – специально организованное, развивающее во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных качеств и свойств воспитанников.
Предметно-развивающая среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка. Становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка
Амплификация развития дошкольников - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, «обогащение» содержания детского развития (А. В. Запорожец) наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.
Дошкольная дидактика - отрасль общей дидактики, изучающая теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.
Источниками дошкольной педагогики являются:
Народная педагогика.
В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.
Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.
В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.
Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.
Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.
В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.
Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.
Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации, детских работ.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, математика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.
Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, которые человек использует в практической деятельности.
Процессы воспитания, образования, развития и формирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду») , которое означает «детовождение» или «детоводство».
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.
Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлетворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании.
Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.
9
По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.
Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.
Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы.
Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ребенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкретный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.
Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.
Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее поколение передавало детям определенные обряды, учило владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.
С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образовательные и воспитательные учреждения, формируется новый тип деятельности – организованная педагогическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.
Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.
10
С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.
Педагогические идеи уже содержатся в философских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.) , Аристотеля (384–322 до н.э.) , в трудах педагогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) , Кампанеллы (1568–1639) .
Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего времени, он призывал «Учить всех всему». Его фундаментальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики.
Для развития теории дошкольной педагогики особое значение имеет его труд «Материнская школа». Эта работа посвящена воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Я. А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на работу родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я. А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.
Построению научных основ педагогики много содействовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858) , И. Г. Песталоцци (1746–1827) , А.
Дистервег (1790–1866) , Р. Оуэн (1771–1858) , А. Г. Радищев (1749–1802) , В. Г. Белинский (1811–1848) , А. И. Герцен (1812–1870) , И.
Г. Чернышевский (1828–1889) , Н. А. Добролюбов (1836–1861) .
Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К. Д. Ушинский (1824–1870) , которого называют отцом отечественной педагогики.
К. Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий характер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, морально-политических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
11
Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, так как выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Обучение – познавательная деятельность, направленная на усвоение ребенком определенной части общественно-исторического опыта человечества осуществляемая под руководством специально подготовленного человека.
Кроме основных понятий, педагогика как наука оперирует другими терминами и понятиями, отражающими ее сущность. Среди них можно назвать следующие: содержание, принципы, методы, организация процессов обучения и воспитания, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, физическое развитие и формирование личности ребенка.
В настоящее время в связи с увеличением потока информации, сложностью воспитательной и учебной деятельности большое значение приобретают процессы самовоспитания и самообразования.
Особенную актуальность для педагогики имеет такое понятие как социализация. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
С общим понятием социализации личности тесно связано понимание социальной ситуации развития каждого ребенка.
Понятие социальной ситуации развития ребенка впервые ввел Л. С. Выготский, который полагал, что на каждом возрастном этапе развития детей складывается своеобразное и исключительное для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающим миром, прежде всего социальным.
12
Педагогика подразделяется на ряд пограничных дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования.
Общая педагогика изучает основные закономерности процесса воспитания и образования.
Возрастная педагогика исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов. В системе возрастной педагогики особое место занимает дошкольная педагогика, которая в настоящее время имеет большие научные достижения.
. В самостоятельную отрасль педагогики выделяется педагогика взрослых.
Коррекционная педагогика занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха.
Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдопедагогику – воспитание и обучение глухонемых и глухих детей, тифлопедагогику – воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию – обучение и воспитание детей с расстройствами речи, имеющих нормальное развитие, олигофренопедагогику – воспитание и обучение умственно отсталых детей.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
История педагогики изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
В настоящее время активно развиваются новые отрасли педагогики, которые становятся относительно самостоятельными – военная педагогика, правовая педагогика, педагогика семейного воспитания, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика.
Все эти отрасли педагогики получают разнообразное по значимости развитие и успешно функционируют в обществе.
13
Частные методики исследуют специфику применения общих закономерностей обучения применительно к отдельным учебным предметам.
В дошкольной педагогике успешно разрабатывается методика проведения занятий с детьми различных возрастных групп. Главное в этих методиках – не копировать проведение школьных уроков, не лишать детей радости уже в дошкольные годы.
Педагогика как наука развивалась и продолжает развиваться в тесной связи с другими науками. В первую очередь у педагогики сложились тесные связи с философией и психологией.
Методологические основы педагогической науки определяет ее связь с философией. Связь педагогики с философией во многом способствовала созданию педагогических концепций и целого ряда новейших теорий обучения и воспитания.
В последние десятилетия большую помощь педагогической науке оказывает социология, которая изучает различные стороны общественной жизни.
Педагогика тесно связана с анатомией, физиологией, учением о высшей нервной деятельности. Особенно значительна для педагогики теория И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, которая раскрывает естественно-научные основы формирования и развития психики, сознания ребенка.
Педагогика тесно связана с психологией. Эти связи довольно многообразны.
Педагогические выводы, научно обоснованные рекомендации опираются на психологические закономерности развития ребенка. Разрабатывая вопросы технологии и методики воспитания детей, педагогика как наука обязательно использует данные психологических исследований о восприятии, мышлении, памяти, речи, воображения, чувствах, воли и т.д.
Знание психологии как науки необходимо каждому дошкольному работнику, так как оно делает его наиболее уверенным в работе с детьми, в развитии личности каждого ребенка.
14
В свое время К. Д. Ушинский отмечал, что «психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками».
В настоящее время развиваются связи педагогики с социологией, компьютерными технологиями, общей теорией систем, информатикой. Генетика, как ветвь биологии, помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания в развитии человека.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида. В этом отношении важна связь педагогики с медициной. Именно эта связь привела к появлению коррекционной педагогики.
Вместе с медициной педагогика разрабатывает систему средств и технологий, с помощью которых достигается положительный эффект в обучении и воспитании детей, имеющих определенные отклонения в развитии.
Заметна и связь педагогики с экономическими науками, которые и определяют условия развития всей системы образования.
Новые возможности для развития педагогики открылись с появлением быстро развивающейся области знания, получившей название науки управления.
Педагогическая наука использует материалы и данные других наук для решения задач воспитания и образования на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
1. Что является предметом педагогической науки?
2. Назовите отрасли педагогики. Что изучают общая педагогика, возрастная и коррекционная педагогика, история педагогики?
3. Раскройте взаимосвязи педагогики с другими науками.
На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.
А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!
Категории дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...
Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...
Дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста
Дошкольная педагогика и психология. Педагогика +и психология дошкольного возраста. Большой выбор программ. Дистанционно! Идет набор.новогодние акции. 36 часов ? 1 неделя. Стоимость ? 2 000р. 72 ч...
Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...
Дошкольная педагогика как наука
Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...
Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...
Источники развития дошкольной педагогики
Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...
Курсовая работа по педагогике дошкольного образования
Дипломные и курсовые работы | Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования НОЗС-11: 7 ноября (пятница) в 10 часов НОЗ-09: 13 ноября (четверг) в 10 часов Явка обязательна!...
Козлова куликова дошкольная педагогика
Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников (Козлова С. А., Куликова Т. А.) 06.11.2010 17:21 Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. завед...
Старшего дошкольного возраста предмет исследования
Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...
Дипломные работы по педагогике дошкольное образование
Факультет психологии и педагогики Расписание государственной аттестации, направление подготовки «Психология», профиль «Психология личности», группа ПВ-6 (.pdf) Расписание обзорных лекций для студ...
Индивидуализация дошкольного образования по фгос
Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...
Основная образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...