Проблемы дошкольного образования

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора.

При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда терминов и понятий.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) ;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) ;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) ;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ) .

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) ;

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ) ;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) ;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Исходя из статьи 18 Закона РФ "Об образовании" от 10 Июля 1992 г., понятие «дошкольное образование» содержит следующие положения:

- родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

- для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;

- органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В данной работе предлагается рассмотреть иной вариант сети дошкольных учреждений.

На сегодняшний день дети дошкольного возраста могут посещать ГБДОУ, предоставляемые им городом (или другой административной единицей). Если же мест в дошкольном учреждении нет, ребёнок «стоит в очереди» до момента освобождения или создания места в ДОУ. При этом, как дети, уже посещающие сад, так и «стоящие в очереди», могут посещать учреждения дополнительного образования. Может случиться так, что ребёнок не успевает попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Также есть мнение, что некоторые родители, отдав ребёнка в сад, не заботятся о том, какое образование он получает в стенах ДОУ, т. к. считают его неудовлетворяющим нужд ребёнка, поэтому прибегают к услугам дополнительного образования, как правило платного.

Многие родители, хотя их устраивает качество преподавания в ДОУ, все равно дополнительно «образовывают» своего ребёнка, т. к. некоторых дисциплин, действительно, нет в саду.

Есть родители, считающие, что не нужно отнимать у ребёнка детство, и предпочитающие не загружать чадо образованием до поступления в школу, предполагая, что «пойдёт в школу, а там его всему научат».

В связи с вышесказанным, рассмотрим следующую модель сети дошкольных учреждений.

Рассмотрим схему (Приложение 1, где сеть ДУ делится на учреждения, разделённые по типам образования (первого, второго, третьего и дополнительного образования, наличию образовательных функций и системе оплаты.

Учреждения первого типа, т. н. ухода и присмотра, представляют собой дошкольные учреждения, где осуществляется воспитательный педагогический процесс (ВПП, но отсутствует образовательный сегмент педагогический процесса. В течение дня осуществляется присмотр за детьми, проводятся режимные моменты (кормление, прогулка, сон, а в остальном у воспитанников проявляется самостоятельная деятельность. Оснащение групп – минимальное. Такие учреждения могут быть бесплатными для родителей, т. к. все расходы на содержание учреждений первого типа берёт на себя городская администрация. Таким образом, может быть закрыт вопрос о предоставлении бесплатного дошкольного образования в нашей стране.

Второй тип учреждений – учреждения, где осуществляется воспитательно-образовательный педагогический процесс (ВОПП) с минимальным набором образовательных функций (например, в сетке занятий оставлены все, но по одному в день и так в течение месяца (1 день-рисование, 2 день – физкультура, 3-экология, 4- музыка, 5- чтение, 6-лепка и т. д.) . Также соблюдаются все режимные моменты. Оплата – из расчёта себестоимости посещения в день за вычетом субсидий из бюджета города. Таким образом, с воспитателей снимается часть образовательной нагрузки, а родителям предоставляется минимальный необходимый набор услуг за небольшую плату.

Третий тип учреждений – ДОУ, функционирующие в настоящее время, где организован ВОПП с проведением всех режимных моментов, ведётся образовательная деятельность с соблюдением всех федеральных государственных требований к образовательным программам, введением парциальных программ, проводится активная работа с родителями и специалистами. Соответственно и оплата за посещение дошкольного учреждения будет по полной себестоимости, большая часть которой сейчас компенсируется из бюджета города. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в группах снизится количество детей и, как следствие, повысится уровень образования; на содержание детского сада не нужно тратить бюджетные средства, повысится уровень квалификации и заработной платы сотрудников, изменится отношение родителей в положительную сторону.

Четвертый тип – учреждения дополнительного образования, которые представляют собой учреждения, дающие возможность получить специфическое образование, имеющее узкую специализацию.

Выводы

1. Создавая учреждения первого типа решается вопрос о бесплатном образовании;

2. Создавая учреждения второго типа облегчается нагрузка на педагога, а родители получают необходимый набор услуг по минимальной стоимости;

3. В учреждениях третьего типа родителям и детям предоставляется максимальный набор образовательных программ и дополнительных услуг, снижается количество детей в группе, что влечёт за собой повышение качества образования за счёт возможности реализовать индивидуальный подход. Повышенная плата за посещение ДОУ решает 2 проблемы: самоокупаемость организации и моральное отношение к услугам, за которые платит родитель, т. к. низкий уровень оплаты ведёт к ухудшению отношения со стороны родителей.

Таким образом можно попробовать решить несколько актуальных проблем в современном дошкольном воспитании и образовании.

www.maam.ru

Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях". В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации "Об образовании" в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования, причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг.

Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %).

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.) . Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России, в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений. Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг. Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, реализующие дошкольные образовательные программы. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными.

Таким образом, построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

- группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

- группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

- группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;

- адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети. На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации).

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании) .

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

www.maam.ru

С. Л. Шикина, М. И. Корчина

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г.о. Тольятти)

Впервые понятие предшкольное образование прозвучало, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании.

Впервые подробные пояснения о том, что такое предшкольное образование и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко. По его словам, предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире.

Но для российского уха он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие – образование детей старшего дошкольного возраста.

В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Вместе с тем в последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе – группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45 % детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Только половина детей посещает ДОУ.

Остальные получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально-коммуникативные навыки.

Главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.

Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

В качестве ключевого решения данной проблемы рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый синзитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере, т.е. речь идет о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, ориентированных на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Введение предшкольного образования направлено на преодоление ряда проблем современного дошкольного образования, среди которых наиболее значимые:

- унифицированный режим, жесткая регламентация жизни детей и деятельности педагогов массового детского сада.

Ребенок с его интересами, эмоциональностью, познавательной активностью теряется между соблюдением режимных моментов. В таких условиях ребенок не имеет права выбора деятельности;

- современные программы дошкольного обучения подразумевают раннюю интеллектуализацию детей, что не всегда благотворно сказывается на состоянии их здоровья;

- отсутствие эффективных средств и систем сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе создает ряд проблем, порождающих девиантное поведение детей, угасание детского интереса к процессу образования, несогласованность действий семьи и учреждения, конфликтность между взрослыми и детьми и т.п.;

- при подготовке дошкольников к школьному обучению внимание родителей и воспитателей обращено на знаниевую подготовку, на формирование определенных навыков учебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом самочувствии детей.

Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков эффективного коммуницирования с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п.

- отсутствует согласованность программ дошкольных учреждений и школ. Сегодня происходит фактический перенос программы 1-го класса в дошкольное учреждение;

- при поступлении ребенка в школу происходит резкая смена социального статуса, повышаются требования к нему со стороны разных взрослых, отсутствуют условия перехода к новым учебным формам;

- изменяется режим дня, повышается физическая и психическая нагрузка у вчерашнего дошкольника, и при этом в школьном пространстве отсутствуют возможности для разгрузки;

- наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых и непосредственных форм поведения, которые еще являются преобладающими у детей 6-7 лет.

В связи с этим многие родители недовольны системой дошкольного образования, которая приводит к ухудшению здоровья; низкий уровень социализации порождает социальный инфантилизм и отсутствие психологической готовности ребенка к школе;

- происходит сокращение количества детских садов, неполное вовлечение детей по тем или иным причинам в систему дошкольного образования, например, в Московской области 32% будущих первоклассников не посещают ДОУ, а в целом по стране - 57,6%.

Решение проблемы охвата детей дошкольным образованием имеет огромное значение, поскольку от его уровня зависит успешность жизни ребенка, т.к. предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.

Введение новой формы образования обусловлено общественным запросом со стороны государства:

-необходимостью сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях;

-увеличением процента охвата детей дошкольным образованием.

Педагогам это позволит создать условия для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Родители получат возможность удовлетворить потребность доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения, а также объединить усилия ДОУ и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6- лет.

Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев:

- равные стартовые возможности обучения;

- вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ;

- приобретение детьми в детском саду опыта общения со сверстниками;

- сохранение самоценности дошкольного возраста, что должно стать концептуальной основой предшкольного образования, его непреходящего значения для развития человека в целом (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) .

Основная цель работы предшкольного образования – формирование готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.

Содержание предшкольного образования должно быть ориентировано на:

- формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

- формирование стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;

- развитие мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- становление основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей;

- овладение средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) ;

- формирование «детской компетентности» в различных сферах деятельности человека;

- физическое развитие ребенка, сохранение и восстановление здоровья.

Вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле:

- разнообразие типов и видов ДОУ;

- многообразие образовательных программ, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитание;

- разнообразные формы пребывания детей в ДОУ, соответствующие запросам и возможностям родителей.

Различные формы пребывания детей в ДОУ сочетаются в единой модели:

- группы полнодневного пребывания с полными образовательными циклами;

- вечерние группы;

- группы развития, сформированные под определенные образовательные заказы (психолого-логопедические, спортивно-валеологические, эстетические и.т.п.) ;

- группы с гибким режимом пребывания детей. Дети приходят к определенному времени на короткий срок, например, с 8 - 11, с 15-18 часов;

- адаптационные группы;

Условиями эффективного предшкольного образования должны стать:

- учет разнотемповости и разноуровневости развития каждого ребенка;

- адекватное медико-психологическое сопровождение;

- предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье.

Пути решения проблемы:

- Где обучать?

81% анкетируемых на данный вопрос ответили «В детском саду», аргументируя тем, что там детям спокойнее, есть возможность для осуществления индивидуального подхода, укрепления здоровья и нервной системы.

Однако, в современных условиях из-за острого дефицита мест решить эту проблему на базе только детских садов нельзя. Для этих целей придется использовать другие типы образовательных учреждений при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, предметно-развивающей среды, игровой зоны и др., примерные модели которых определены в стратегическом плане по переводу детей на предшкольное образование: Центр развития ребенка, общеобразовательные школы, лекотеки и Центры игровой поддержки ребенка.

- Кто обучает? Предполагаемые изменения в систему дошкольного образования должны осуществляться только при условии полной готовности педагогических кадров к работе с детьми 5-6 лет с учетом их возрастных возможностей и потребностей. Должное качество предшкольного образования будет обеспечено опережающей подготовкой педагогов к новому виду деятельности в системе дополнительного профессионального образования или их специализация в области предшкольного образования уже на этапе обучения в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях.

Решение этих задач требует от педагога владения технологическими подходами, которые позволяют ребенку предшкольного возраста стать полноправным и заинтересованным участником всех видов деятельности. Воспитатель должен иметь прочные знания в области психологии дошкольника, ориентироваться в современных концепциях образования, владеть новыми технологиями организации игровой, творческой, познавательной деятельности детей, методами развития мотивационной сферы дошкольника, уметь строить отношения сотрудничества с воспитанниками и их родителями.

- Как обучать? По мнению специалистов, для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания и обучения, обеспечивающую базис развития детей, предоставляющую вместе с тем возможность использования различных вариативных педагогических технологий. Наряду с обучением грамоте, в программе должны предусматриваться специфические для дошкольника виды деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка и др.) .

Предшкольное образование должно обеспечить оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей.

Таким образом, актуальная для родителей и школы проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение считать, писать, логически мыслить) , а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка.

Социальным эффектом модели предшкольного образования станет смена позиции родителей из наблюдателей в активных помощников.

И, конечно, решающую роль в решении назревших проблем дошкольного образования должны сыграть государство и общество.

Сошлемся на рассуждения П. Ф. Каптерева о роли государства и общества в образовании:

«Общество заинтересовано, прежде всего, не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением… Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей… Поэтому настоящая научная педагогия – требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество… Оно намечает пути в воспитании и образовании Государство пользуется уже готовыми результатами…»

Список литературы:

П. Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Качество дошкольного образования

Темирбулатова Сабина Рафаиловна,

студентка Башкирского государственного аграрного университета, г. Уфа.

В данной статье затронута одна из актуальных проблем на современном этапе –качество дошкольного образования. Также в статье рассматриваются типы и виды дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование, актуальные проблемы ДОУ.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования являетсяобеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Этот вопрос в большей степени вызывает дискуссию о качестве дошкольного образования и, конечно же, проблематику данного вопроса можно назвать не решенной до настоящего времени.

Это сложнейшая проблема. Она связана с нерешенными вопросами стандартизации, соотнесения содержания, объема, качества образовательных услуг с потребностями ребенка, семьи и школы. Решение именно этих проблем сегодня должно носить приоритетный характер, поскольку от них зависит отношение государства и общества к системе дошкольного образования в целом.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования .

Наиболее актуальные проблемы дошкольных образований:

  • повышение качества дошкольного образования;
  • обязательный минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе;
  • система оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;
  • обеспечение преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными звеньями;
  • выравнивание стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и практическая проблема;
  • пути достижения физического и психического здоровья ребенка.

Типы и виды образовательных учреждений:

  • Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) .
  • Детский сад.
  • Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.
  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
  • Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
  • Начальная школа – детский сад.
  • Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного.
  • Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.
  • Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.
  • Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования .

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория .

И конечно поэтому качество ДОУ зависит от факторов внутренней среды:

1) от качества работы воспитателей;

2) от отношений, сложившихся в коллективе;

3) от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;

4) от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Современное дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. В этом процессе должны участвовать не только администрация, обеспечивая контроль качества, ну и также все субъекты воспитательно-образовательного процесса .

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. М., 1985.

2. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: матер. науч. конф. М., 1994. С. 34 — 37.

3. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2001.

4. Логинова Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов./Л. Г. Логинова. – М.: АРКТИ, 2002. – 200 с.

5. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

Поступила в редакцию 20.12.2013 г.

2006-2015 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Читать далее
Читать далее www.jurnal.org

Современные проблемы дошкольного образования,

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:• Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?• Почему?

Фронтальная беседа

1. Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ставшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2. Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3. Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

-На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В.

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

  • Гуманизация(воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе) .
  • Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи) .
  • Деидеологизация дошкольного воспитания(приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада) .
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения(развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями) .

-Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно) .(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Эдвард де Боно(англ.Edward de Bono; род. 19 мая1933, Мальта) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины, создатель концепции «нестандартного мышления».

Студенты ведут краткую запись материала, делают пометки в табличках по методике ПМИ(плюс-минус-интересно)

Тема: Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования

1. Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы. Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:

1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений.

Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт.

В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.

3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества -это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

5. Необходимость диверсификации**(задание студентам - понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».посмотреть в словаре) , т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышенияметодической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.

7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей.

Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

9. Педагогов смущает отсутствиежесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.

10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

11. Информатизация дошкольного образования- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

2. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. В каком направлении велась работа в области дошкольного образования?

1. "Федеральные государственные требования к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДОв практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты»*на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение, так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

Задание студентам - выяснить значение понятия «Дорожная карта» (интернетhttp://ru.wikipedia.org) Понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».(см. Приложение 3)

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Давайте послушаем беседу с авторами ФГОС ДО.

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html 14 июня 2013

Сегодня вы познакомитесь с последним вариантом проекта ФГОС, который, по словам специалистов, и был утвержден 28 августа.

Выберите, пожалуйста, на каком носителе информации вам удобнее работать - на бумажном или в электронном виде. Преподаватель предлагает материалы - проект ФГОС на бумажном носителе или на сайте http://минобрнауки.рф.pdf.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО) .

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

Подробней на сайте ext.spb.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгос дошкольного образования 2015 текст читать онлайн

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование в великобритании

    Бесплатное образование в Англии осуществляется на первых 3-х уровнях, за высшее образование надо платить. Дошкольное образование в Англии В Англии дошкольное образование происходит в яслях и детс...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Дошкольное образование тюмень

    Центры дошкольного развития Тюмени, списки центров с телефонами, адресами и отзывами Дополнительное детское образование / Центры дошкольного образования Полный адрес: г. Тюмень, ул. Газовиков, д....

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Вариативные формы дошкольного образования

    «Классификация вариативных форм дошкольного образования» Классификация вариативных форм дошкольного образования. Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы ре...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Современное дошкольное образование теория и практика

    Журнал "Современное дошкольное образование. Теория и практика" | Образовательный портал Воронежской области О журнале Первые годы жизни ребенка являются тем временем, когда для его роста и развит...