Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Условия возникновения опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) .

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Я работаю с детьми младшего возраста по развивающей комплексной программе «Детство» в соответствии с ФГТ, использую

новые технологии по сенсорному развитию детей.

Актуальность опыта

Организация системы работы по сенсорному развитию детей

позволяет воспитателю :

* создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;

развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками : «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

(диаграмма)

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны .

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.

Ведущими задачами является следующее:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :

• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники которые всегда с тобой».

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Кружковую работу

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры (схема)

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Созданы галерея нетрадиционных игр и пособий

Детский уголок экспериментирования

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я разработала и реализую проект «Песочные сказочки – мокрые загадочки» - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования : рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, тресут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

www.maam.ru

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Цель:

-создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .

№ Разделы плана Задачи и содержание плана Сроки выполнения Форма предоставления результатов Результаты работы

Организационно-ознакомительный этап.

1 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е. И. Тихеева, М. Манасеина) Ознакомится с основными методами и системами развития сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста. Сентябрь.

2 Планирование и методика проведения занятий (подготовка) Разработать план по проведению занятий на развитие сенсорного восприятия. Октябрь. План.

Основной этап.

3 Проведение диагностики Выявить уровень сенсорного восприятия. Октябрь. Диагностическая карта.

4 Разработка дополнительной образовательной программы кружка «Живая бумага» Совместить работу по развитию сенсорного восприятия с работой кружка по художественно-эстетическому развитию. Ноябрь. Дополнительная образовательная программа кружка.

5 Подборка игр и дидактических пособий Создать базу наиболее подходящих игр и упражнений для детей 2-3 лет. Ноябрь. Картотека игр на развитие сенсорного восприятия

6 «Значение сенсорного восприятия» Ознакомить родителей с понятием сенсорное восприятие и его развитием. Декабрь. Консультация для родителей.

7 Занятия по сенсорному восприятию Развивать сенсорное восприятие. В течение года. Составление картотеки.

8 Сенсорное воспитание (форма цвет, величина)

Помочь родителям в выборе игр наиболее необходимых отдельно взятому ребенку. Январь. Папка-передвижка для родителей.

9 Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста Обмениваться опытом с коллегами. Январь. Доклад.

10 Создание уголка Создать оптимальные условия развития сенсорного восприятия. В течение года.

11 Обзор в интернете по данной теме Обмениваться опытом с коллегами. В течение года.

Заключительный этап.

12 Проведение итоговой диагностики. Выявить уровень сенсорного восприятия. Май. Диагностическая карта.

13 Выступление по итогом. Май. Отчет.

www.maam.ru

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить, этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно поэтому в ДОУ огромное внимание уделяется сенсомоторному развитию детей.

Ведущими задачами является следующее:

*Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

-разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

-расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

-удовольствие;

-знакомство с нормами, правилами жизни;

-общение со сверстниками;

-возможность выражать свои эмоции;

-возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, место) ;

-внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Изготовление дидактических игр и пособий для организации сенсомоторного уголка в группе.

Необходимым условием для сенсомоторного развития детей и организации игровой деятельности является создание развивающей среды.

В нашей группе находятся дети от 1, 5 до 3 лет, вследствие чего, игровое пространство насыщено дидактической игрушкой, которая предназначена для развития ручных умений, приобретения сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.

В уголке сенсомоторного развития представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.

- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

В группе предусмотрен специальный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа на нем организуется по двум направлениям:

1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально, цель которых – развитие сенсорных способностей, формирование представлений о сенсорных эталонах, представлений о величине, цвете, фактуре предметов;

2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.

Комплектация дидактического стола включает: пирамидки, вкладыши разного вида, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками и др.

Для украшения интерьера и для развития мелкой моторики сшили сенсорный коврик, сенсорную книгу. Дети усаживаются вокруг и расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д.

Игрушки также расположены в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольную посуду – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу комнаты и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться в материале, приучает убирать игрушки на место.Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

www.maam.ru

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа)

Введение

Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе

Проблема развития способностей занимает важное место, как в психологической, так и в педагогической теории, и ей посвящено значительное количество исследований.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан ведущими отечественными психологами: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн).

Как показывают исследования, большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу[17].

Начальные этапы познания мира обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу всех представлений человека. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от развитости ощущений и восприятий.

Особое значение чувственное познание окружающего мира имеет в дошкольном детстве. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт[19]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, но, абсолютно известно, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д. [3].

Как показывают исследования, развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста определяется предметной деятельностью, присущей предыдущему возрастному этапу. При этом, внешние свойства предмета перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.) .

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования в педагогике и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами, и поэтому нужно учить их видеть, учить воспринимать предметы и объекты в окружающем мире, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

Значение развития сенсорных способностей ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Одним из таких средств на наш взгляд, являются занятия по математике, на которых не только развиваются математические навыки детей, но и осваиваются основные сенсорные эталоны (цвет, форма, геометрические фигуры, пространственные ориентировки и т. д.) .

Поэтому цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем показать влияние занятий по математике на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом исследования является процесс сенсорного развития детей во 2-й младшей группе детского сада.

Предмет исследования: занятия по математике как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических упражнений и игр, используемых на занятиях по математике для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.

www.maam.ru

Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

Я решила построить свою работу по направлению развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений.

Цель: создание оптимальных условий для усвоения детьми сенсорных эталонов с помощью игр и упражнений. Задачи:изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме; выявить уровень развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в группе;создать предметно-развивающую среду, направленную на сенсорное развитие каждого ребенка; подобрать наиболее эффективные методы и приемы для сенсорного развития детей;

сформировать у воспитанников сенсорные способности в процессе игровой деятельности.

Аналитическая часть

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Обследование вновь поступивших детей в нашу группу показало, что у малышей недостаточное развитие сенсорных представлений. Проанализировав результаты проведенного обследования, я решила построить свою работу по сенсорному воспитанию в трех направлениях: обогащение предметно-развивающей среды; воспитательно-образовательная работа с детьми; организация взаимодействия с родителями.

В группе был организован уголок сенсомоторного развития детей, предназначенный для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние, развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности, активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Тематика его – «Уголок Лунтика». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов.

В уголке собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием «Разноцветная мозаика».

Большим спросом у детей пользуется «Сенсорный сундучок», в котором находятся упражнения с дидактическими материалами и игрушками.

Следующий раздел уголка – «Кладовая природы». Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа.

В нашей группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

С увлечением малыши обследуют «Сенсорную юбку» в поисках новых открытий. Хороший эффект для развития тактильных ощущений дает использование массажных мячей. Сделала «Осязательные ванночки» для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Организовала в группе «Центр воды и песка».После дневного сна дети с удовольствием ходят по «Сенсорной тропе для ног».

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой – в свободной деятельности у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Проводились циклы занятий «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей.

На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды (игры с брызгалками) .

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком.

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик (работы педагогов и исследователей Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др., мною был разработан перспективный план по сенсорному воспитанию.

Активно использую в практике дидактические развивающие игры, такие как: на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Узнай фигуру») ;игры и упражнения для закрепления понятия формы («Найди предмет такой же формы») ; игры и упражнения на закрепления понятия величины («Самая длинная, самая короткая», «Дальше – ближе») ;игры и упражнения на закрепление цвета («Собери гирлянду», «Какого цвета не стало») .

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т. д

При проведении каждого мероприятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т. п. ».Сначала детей учила различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывали со словом. Развивали у ребят память, внимание, логическое мышление.

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Они обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Например, игра «Шарики», цель которой состоит в том, что бы подобрать каждому шарику ленточку в тон. Среди дидактических игр большой популярностью у детей пользуется игра «Радуга»: разделенные на две части лучи, подбираются по цветам между собой.

Для сюжетно-ролевыми игр родителями были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цвета. При надевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом».

Создала альбомы, в каждом из которых представлены предметы определенного цвета: «Красный цвет в окружающем мире», «Синий цвет в окружающем мире» и др.

В совместной работе с детьми использовала сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов.

Также в своей работе активно применяла информационно-коммуникационные технологии: компьютерные презентации, познавательные видеоролики.

В процессе работы стала очевидной необходимость подключения родителей к совместной активной деятельности. С целью выявления уровня осведомленности родителей в вопросах сенсорного развития детей возникла необходимость проведения анкетирования «Сенсорное развитие». По итогам анализа анкет были проведены родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику». Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. На стенде для родителей размещаю информацию по сенсорному воспитанию, например, "Играем дома». Организовали клуб «Умей-ка – развиваемся с мамой», в котором проводили мастер-классы по изготовлению развивающих и дидактических игр для детей.

В конце учебного года вновь была проведена диагностика по основным показателям сенсорного развития детей.

При проведении обследования я использовала следующие методики: Волосова Е. Б. "Развитие ребёнка раннего возраста", Стребелева Е. А "Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) : Ранняя диагностика умственного развития".

Все задания представлены в форме игр. Предлагаемые задания рассчитаны на обследование детей третьего года жизни. Результаты диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 20%.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

www.maam.ru

Проблемы сенсорного развития ребёнка в дошкольном возрасте в рамках ФГОС

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Важная особенность работы с детьми раннего возраста - низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.

С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей. Необходимо использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным способностям согласно с ФГОС ДО. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи это подтверждает ФГОС ДО.

Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое») .

Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников. Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В опыте сенсорного воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше? », «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет) .

Для сенсорного развития детей в группе создаётся развивающая предметная среда. Имеется дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т. д.)

Так же имеется дидактический стол по сенсорике. Там есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей, мобильные( «Вишни», Снеговик», »Машины», «Бусы»), сюжетные («Клоун», «Кошкин дом», «Виноград») сенсорные тренажёры и другие игры. Эти развивающие тренажёры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход воспитателя, его желание сделает занятие более увлекательным, интересным и познавательным.

Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажёры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Очевидно, что сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей. Понимание сенсорного эталона – это не просто умение правильно назвать какое-либо свойство. Нужно четко представлять все разновидности этого свойства, и уметь применять такие представления в дальнейшем анализе.

www.maam.ru

Рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "РОСИНКА" ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опубликовано 17.11.2014 - 18:19 - ГОЛОВКИНА ИРИНА ИВАНОВНА

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой позиции мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного) , на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи, каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Чем больше ребёнок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На раннем этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, Декроли, а также, известные представители отечественной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакули справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, необходимого для успешного обучения в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Актуальность:

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств) . Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) . Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.

Цель:

Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие собственного познавательного опыта.

Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО, создание образовательной среды для познавательного, речевого развития детей, обогащение их сенсорного опыта.

Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества) .

Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) .

Планируемые результаты:

  • выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек) .
  • сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;
  • обобщение (по выделенным признакам) .
  • собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки;
  • подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого -- из 3 деталей
  • подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной) .
  • с помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".
  • самостоятельно собирает пирамидку из 2--3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого -- из 4-5 колец разной величины.
  • выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет) .
  • выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики) , форму и цвет (красные шарики и кубик) . При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.
  • в игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый) , выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.
  • с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".

Методы:

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) .

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Скачать:

Подробней nsportal.ru

Статья (младшая, средняя группа) по теме: Авторские сенсорно развивающие дидактические игры для детей от 2-5 лет

Опубликовано 04.11.2015 - 21:12 - Бутырина Марина Николаевна

М. Н Бутырина воспитатель

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение– Центр Развития Ребенка - детский сад №84 города Орла

На данном этапе развития современного общества к образованию молодого поколения предъявляются все более строгие требования. Реформирование системы образования, направленно на улучшение качества, в том числе и систему дошкольного образования.

Каждый период детства по-своему важен для развития и воспитания ребенка, поэтому многие исследователи, такие как Т. В. Гончарова, Т. Н. Доронова, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др., в своих трудах предлагают использовать для повышения эффективности процесса воспитания и развития, специфические для каждогоиз периодов детства виды деятельности и познания окружающего мира.

Для раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеет сенсомоторное развитие и предметная деятельность, так как, по словам Л.C. Выготского, в этот период формирование всех функций сознания ребенка происходит «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» .

Еще во второй половине 20 века отечественные психологи, такие как Л. А. Венгер, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, H.H. Поддьяков, А. Г. Рузская и др., в своих исследованиях выявили функциональные и генетические закономерности формирования перспективных действий детей и выделили ранний возраст в особый период сенсорного развития, где формируются действия, основанные на использовании предметных предэталонов, а дошкольный – как сенситивный период для освоения более сложного типа действий, основанных на применении общепринятых сенсорных эталонов .

В сложившихся условиях,проблема сенсорного развития и развития мелкой моторки детей раннего и дошкольного возраста, становится особенно актуальной, так как новые подходы к воспитанию и образованию дошкольников требуют практических решений поставленных задач.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенноребенокслышит, видит, осязает окружающее .

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта игра выступает, как форма социализации ребёнка.Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходитчерез игру, как ведущую детскую деятельность.

В практике дошкольных учреждений для сенсорного развития и развития мелкой моторики дошкольников, традиционно используются разнообразные дидактические пособия и игры, большой выбор которыхсейчас предлагают магазины. Однакодидактические игры, изготовленные своими рукамиприносят больше пользы и доставляют детям особую радость, так как в них чувствуются тепло и забота взрослого.

Создавая панно или какое-то иное дидактическое пособие, мы стараемся сделать его так, чтобы оно привлекало внимание детей, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции. Таким образом, игры на сенсомоторное развитие, которые мы предлагаем детям, помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Включая в наши игры элементы двигательной активности, мы способствуем и физическому, и умственному развитию детей.

Авторские сенсорно – дидактические игры изготовлены из тканей различных цветов и фактур. Самое простое дидактическое пособие –сенсорная книжка-малышка для детей от 2-3 лет.

Дети еще не умеют читать, а трогают, листают, разглядывают ееи потихоньку начинают привыкать к новой форме информации – книге. На каждой странице – свой собственный сюжет («Цветок», «Поляна», «Дерево», Ферма», «Кукла») . Книжка получилась яркая, веселая, подбирались такие сочетания цветов, чтобы они вызывали радость и были приятны глазу, контрастировали друг с другом, и были при этом гармоничными. В то же время, обилие деталей и элементов разных фактур, делает книжку настолько занимательной, что дети готовы не выпускать ее из рук, ощупывая детали, придумывая различные истории, тем самым, развивая не только моторику и сенсорику, но и воображение, речь, внимательность, усидчивость.

Вторая игра – математическая подушка «Сосчитай-ка» для детей 3-4 лет. Дидактическая игра направленана формирование представлений о порядковом счете, соотнесение цифры и числа, усвоение понятий «число» и «количество».

Лицевая поверхность подушки разделена на клетки при помощи фактурной тесьмы двух контрастных цветов. В каждой клеткенашиты яркие фетровые цифры от одного до девяти. Так,открепляя и прикрепляя прищепки, перебирая бусины, расстегивая и застегивая молнию, дети развивают мелкую моторику, рассматривая и ощупывая разноцветные элементы,одновременноусваивают счет, закрепляют цветовые представления.

Еще одна игра– тожематематическая подушка «Форма, цвет» для детей 4-5 лет. Такая игра помогает детям закрепить знания цвета и формы предметов.

Использовать такую подушку можно различными способами, например, подобрать фигуры одного цвета и расположить их в разных квадратах или подобрать только красные (зеленые) треугольники, либо просто треугольники, независимо от цвета. С помощью такой дидактической игры «Форма, цвет» можно играть в своеобразные «крестики-нолики», то есть, поочередно делая ход, заполнить горизонталь, вертикаль или диагональ фигурами одной формы или цвета.

Итак, игры с такими дидактическими пособиями обогащают чувственный опыт детей, помогают закрепить умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, способствуют формированию умения обследовать предметы, активно включая движения рук по предмету и его частям, определять фактуру предмета.

Они дарят радость, позволяют детям почувствовать мои тепло и заботу.

Список литературы

1. Афанасьева И. П. «Маленькими шагами в большой мир знаний». Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005. – 128с.

2. Широкова Г. А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». Диагностика. Игры. Упражнения. Серия «Школа развития».

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. – 256с.

3. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2000. – 152с.

4. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с.

5. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» - Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007. – 32с.

7. Демина Е. С. сост. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»: Учебно-методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

Материал с сайта nsportal.ru

«Сенсорное развитие детей младшего возраста как основа умственного воспитания» - Реферат - стр.1

9.1. Приложение № 1 «Перспективный план работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста»……………………………………………………………....27

9.2. Приложение №2 «Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста»…………………………………………………………………………..29

9.3. Приложение №3 «Консультации для родителей»…………………………………..……..45

9.4. Приложение №4 «Консультации для воспитателей»…………..…………………........…50

Введение

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия в психологии. Чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений.

Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от разновидности ощущений и восприятий. В дошкольном детстве особое значение имеет познание чувствительности. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности.

Сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармоничного сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставление.

Содержание сенсорного развития представляет собой круг свойств, качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действие) . В предметах важно выделять форму, величину, цвет, материал, части , то есть способы обследования.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка.

Цель работы: Определить особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста.

Объект работы: Сенсорная сфера детей в младшем дошкольном возрасте.

Предмет работы: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза работы: Я предполагаю, что детей младшего дошкольного возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) при помощи педагога с опорой на наглядный материал, что способствует у детей четкого представления о предмете в целом.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

2. Определить особенности развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

3. Определить эффективность проведенной работы.

Методы работы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; исследование возможности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; наблюдения за игровой деятельностью детей, методы тестирования. Ведущим комплексным методом проверки достоверности данных явилась опытно-экспериментальная работа с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система игр, стимулирующих сенсорное развитие детей, может быть использована в работе с детьми в условиях как общественном, так и семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем:

  • Разработки перспективного плана;

  • Подбор картотеки игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;

  • Консультации для родителей;

  • Консультации для воспитателей.

  1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Большее значение в жизни ребёнка имеет чувственный опыт.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие.

Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая.

Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части.

Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности у младшего дошкольника. Дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания, от внешних практических манипуляций с предметами.

Возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок и преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Оно позволяет уловить их взаимосвязи, охватить все детали и качества. Формируется акт рассматривания.

Урунтаева Г. А, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Полнота и точность образов, совершенство восприятия зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник.

В младшем возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.

Младший дошкольник в результате сенсорного развития овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л. А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета) . Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойства предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Источник gigabaza.ru

Развитие сенсорики и мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это.

Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные игры и т. д. Работая не один год над проблемой «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры» я создала развивающею среду в своей группе таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Игры, развивающие сенсорные способности детей позволяют так же и мелкую моторику. Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть.

В своей группе я не стремлюсь покупать большое количество развивающих игр, многое делаю своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них.

Достоинство этих игр ещё в том, что они не требуют какого-то специального материала, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание помочь детям.

В изготовлении игр использую не только приобретённый в магазине материал, но и бросовый – это пробки от бутылок, различные баночки, старые фломастеры, пластинки. Обращаюсь к родителям, видя над какой важной проблемой, я работаю в развитии детей, они мне не отказывают в помощи изготовления игр. Вашему вниманию представлены игры, изготовленные мной и в сотрудничестве с родителями.

На протяжении нескольких лет работы мной активно используются различные игры - тренажёры, как заимствованные у других педагогов, так и разработанные лично. С их помощью решаются различные дидактические задачи. Такие как:

1. Знакомство с сенсорными эталонами;

2. Развитие мелкой моторики руки;

3. Формирование и активизация словаря ребёнка и другие.

Для изготовления этих игр так же использую различный бросовый материал. Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей.

Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в непосредственно образовательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила вниман...

  • Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Добрый день! «Воспитание сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы возникла в связи с тем что я раб...