Проблемы введения фгос дошкольного образования

Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I)

часть 2

«Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»

Уважаемые коллеги уже год мы с вами живем в условиях введения нового закона об образовании РФ- закон об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

За данное время педагогический коллектив проделал определенную работу. К началу учебного года изучили методические рекомендации по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы. Составили план по реализации и внедрению ФГОС ДО.Изменили структуру рабочих программ составили календарное планирование по ФГОС ДО, перестроили предметно-развивающую среду.

16 сентября на сайте «15-Всероссийский интернет-педсовет транслировалась видеолекция Скоролуповой Оксаны Алексеевны -руководителя Центра дошкольного образования Издательства «Просвещение», член рабочей группы по разработке ФГОС ДО.

Тема : «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»

В нашем детском саду прошло методобъединение по данной теме. Я предлагаю посмотреть презентацию по данной теме.

Стандарт включает 3 вида требований:

1) к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;

2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

До этого мы с вами работали по федеральным государственным требованиям, отменив ФГТ, стандарт тем не менее взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике дошкольного образования и то что педагоги успели освоить. Два этих документа ФГТ и ФГОС ДО безусловно являются документами преемственными, но тем не менее стандарт внес и много новаций в нашу жизнь.

Сначала о преемственности этих двух документов. Во первых она заключается в том, что содержание дошкольного образования по-прежнему представлена образовательными областями. В ФГТ этих областей было 10, в стандарте их стало 5, но основа деления всего содержания дошкольного образования на образовательные области осталась неизменной. Давайте вспомним в ФГТ за основу были взяты 4 основных направления развития ребенка, они были условно разделены на 10 образовательных областей, что происходит в стандарте?

За основу разработчики стандарта так же взяли 4 основных направления развития ребенка и поставили им соответствия образовательные области только одному направлению познавательно-речевому, соответствует две образовательные области: познавательное развитие и речевое развитие, для остальных соответствие прямое. Каждому направлению соответствует одна образовательная область. И при этом в стандарт включено положение о том, что в содержание образовательных областей реализуется в видах детской деятельности. Методик, посвященных разным направлениям развития ребенка, достаточно много, в частности, они включены в методический шлейф наших программ. А вот реализация основных принципов Стандарта – в этом и есть основные трудности наших педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО.

Поэтому мы сегодня будем говорить не о методиках реализации разных областей, мы будем говорить об основополагающих принципов стандарта и о необходимости их реализации

Это принципы, которые важно понимать и реализовать каждому педагогу.

1. Принцип: Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития

2. Индивидуализация дошкольного образования

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество Организации с семьёй

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей

До тех пор пока каждый воспитатель не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта эти базовые его положения, мы не сможем сказать, что стандарт внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Еще раз обращаю внимание главное не содержание образовательных областей, как мы с вами смогли уже увидеть оно изменилось мало в стандарте по сравнению с ФГТ. Основные новации стандарта как раз соблюдение этих принципов в их реализации

Рассмотрим первый принцип-«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником

(субъектом) образовательных отношений»

К этому принципу можно добавить, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно нужны какие то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду:

1. Викторины и конкуры

2. Проектная деятельность

3. Чтение

4. Ситуация

5. Коллекционирование

6. Экспериментирование

и исследование .

7. Беседа, загадка, рассказ, разговор

8. Мастерская

9. Игровое упражнение

10. Формы совместной музыкально-художественной деятельности

Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребёнку «… осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т. д. Эти виды деятельности ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жёстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи»

Рассмотрим форму совместной деятельности «Мастерская»

«Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т. д.)

1. Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем

2. Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит

3. Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы

4. Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата

5. Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, а также в ходе режимных моментов

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность—

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка

«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними

«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий

Формы экспериментирования и исследования :

Практическое, умственное, социальное

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр

Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций

Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка с его социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими, детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими). Цель: поиск новых эффективных форм и способов общения, удовлетворение потребности в самоутверждении, «поиск себя» в разных видах детской деятельности: конструировании, музыке, изобразительной деятельности и пр.

www.maam.ru

Проблемы внедрения ФГОС дошкольного образования

Проблемы внедрения ФГОС дошкольного образования

17 сентября на площадке сайта bestteachers.ru состоялся вебинар профессора кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ «Управление внедрением ФГОС в дошкольной образовательной организации» Майера Алексея Александровича.

На вебинаре рассматривались вопросы: основные трудности введения ФГОС, направления освоения ФГОС в дошкольной образовательной организации, технология управления внедрением ФГОС, интеграция и координация деятельности коллектива, взаимодействие с семьёй, нормативно-правовые аспекты сопровождения внедрения ФГОС в дошкольной образовательной организации.

В вебинаре принимали участие педагоги дошкольных образовательных организаций таких регионов РФ, как Дальний Восток, Сибирь, Центральная Россия, Подмосковье.

В ходе вебинара слушатели смогли получить ответы на следующие вопросы:

Как стыкуется регламентация необходимости учебного плана, плана-графика в локальных актах ДОУ и провозглашение ФГОС ДО ухода от учебно-дисциплинарной модели?

В какой части образовательной программы (обязательной или вариативной) должна быть представлена оценка индивидуального развития?

Какие критерии должна включать педагогическая диагностика по ФГОС ДО?

Имеет ли право ДОО, используя в качестве обязательной части одну примерную образовательную программу, пользоваться мониторингом из другой программы?

Нужно ли составлять локальный акт по присмотру и уходу при разработке ООП ДО? и другие.

С презентацией вебинара можно будет познакомиться на сайте «Сады детства» http://www.sd-mo.ru/.

Подробней на сайте mocdo.mgogi.ru

Семинар – практикум «Готовность ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения».

пн., 06.10.2014

МАДОУ детский сад к/ва «Синеглазка»

города Ноябрьска

В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус.

Впервые в истории дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.

Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов. По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью;

Чтобы предотвратить негативное влияние вышеуказанных факторов на введение новых образовательных стандартов в нашем учреждении была создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий (Приложение 1) , определила основные направления и формы методической поддержки педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Предлагаю вашему вниманию нестандартный сценарий семинара - практикума, проведённого в рамках плана мероприятий рабочей группы по введению и реализации ФГОС в практику нашей дошкольной организации.

Тема: Готовность ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения.

Форма проведения: мини – спектакль.

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе подготовки к введению ФГОС. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов ДОУ в условиях введения образовательных стандартов.

Задачи:

- методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов;

- актуализация информации, предоставленнойраннеепедагогам ДОУ;

- получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях;

- выявление основных проблем, испытываемых педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО.

Действующие лица:

Ведущий;

Три группы педагогов принявшие на себя разные роли: АДМИНИСТРАЦИЯ, РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ (каждая группа обозначена при помощи соответствующей таблички или бейджика) ;

2 педагога, принявшие на себя роль документов ФГТ и ФГОС.

Оборудование: бейджики с обозначением к какой группе относятся педагоги (администрация, родители, педагоги) , проектор, ноутбук, листы бумаги, ручки, таблички с надписью ФГТ и ФГОС.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

На протяжении нескольких лет педагогов города N сотрясали различные нововведения: вступление в силу Типового положения о дошкольном образовании и изменение в связи с этим Устава ДОУ, изменение условий оплаты труда и прохождения аттестации педагогических работников, введение Федеральных государственных требований, разработка рабочих программ, неоднократные изменения в системе планирования педагогической работы, появление новых органов самоуправления - Наблюдательный и Управляющий советы и это ещё далеко неполный список потрясений.

Бесконечно изменяющиеся условия не позволяли педагогам ДОУ жить тихо и размеренно. И вот наступило временное затишье. Но как оказалось, оно было недолгим. За видимым спокойствием, как гром среди ясного неба, педагоги ДОУ предстали перед необходимостью введения в практику Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) . Рабочая группа в составе 5 человек начала усиленно изучать личность ФГОС и вот как это было…… (демонстрация видеоролика Приложение 2)

Изучив анкету нового стандарта коллектив счёл необходимым принять его, и в учреждении встал вопрос об увольнении старого работника, раннее регламентирующего деятельность ДОУ-ФГТ. (Педагог, исполняющий роль ФГТ проходит по центру зала, открывает дверь и покидает зал, «прощаясь» с педагогическим коллективом) . Новый сотрудник не заставил себя долго ожидать и незамедлительно решил прийти на встречу с педагогами ДОУ для того, чтобылично познакомиться и более конструктивно побеседовать.

(В зал входит педагог исполняющий роль ФГОС ДО, с прикреплённой табличкой, обозначающей его роль. Разворачивается действие в лицах. Во время диалога используется презентация Приложение 3) .

Заведующий:

- Здравствуйте. Проходите пожалуйста! Представьтесь и расскажите о себе.

ФГОС (роль исполняет педагог) .

- Здравствуйте. Конечно, каждого из вас интересует вопрос кто я, и откуда появился? Я готов ответить на эти и другие интересующие вас вопросы.

(Слайд 1) С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Заведующий:

- Что послужило основанием для вашего появления?

ФГОС(роль исполняет педагог) :

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

- А на каких документах вы основаны?

ФГОС:

(Слайд 2) ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Заместитель заведующего:

- Какие права и гарантии закрепляет ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду № 3)

Педагог:

Скажите, пожалуйста, учетом чего реализовывается ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду №4)

Педагог:

- А что вы можете сказать в защиту ФГОС, чем же всё таки он отличается от раннеедействующих ФГТ?

ФГОС(роль исполняет педагог) :

(Слайд 5)

ФГТ - учтены особенности развития детей с ОВЗ.

ФГОС - обеспечивает права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, носит гуманистический характер образования, учитывает особые образовательные потребности детей различных категорий (ОВЗ, одарённые, мигранты..)

ФГТ - разработка ООП осуществляется на основе ООПДО, разработка которыхобеспечивается уполномоченным федеральным органом на основе ФГТ.

ФГОС - Программа утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательныхгрупп. При этом обеспечивается вариативность образовательных программ и форм дошкольного образования, появляется возможность формирования примерных программ различной направленности с учетом потребности общества.

ФГТ - выдвигает требования к развивающей среде.

ФГОС – направлен на создание социальной ситуации развития ребёнка дошкольника.

Если в ФГТ выделялось 4 направления развития ребенка и 10 образовательных областей, то в Стандарте это более обобщенные понятия: Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области, показанные на слайде. В ФГТ было 8 видов детской деятельности - в ФГОС- 9 (Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, элементарная трудовая, изобразительная, музыкальная, выделена отдельно конструирование из различных материалов, чтение художественной литературы переименовали на восприятие художественной литературы и фольклор) .

Педагог (один из участвующих в мини спектакле)

-Вы ведь к нам пришли по рекомендации?

ФГОС:

Ссылка на источник tmndetsady.ru

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения фгос до» с 08 октября 2014 года по 22 октября 2014 года объемом 108 часов - Документ

для прохождения курсов повышения квалификации

1. Бирюкова Надежда Николаевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Детский городок» г. Павлово;

2. Вахонина Наталья Александровна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25 «Сувенир» г. Павлово;

3. Зотова Татьяна Борисовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. Горбатов;

4. Волкова Татьяна Анатольевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г. Ворсма;

5. Вопилина Татьяна Ивановна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка» р.п. Тумботино;

6. Гомулина Любовь Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 " Юбилейный" р.п. Тумботино;

7. Гордова Юлия Львовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово;

8. Гусева Екатерина Александровна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грудцино;

9. Дикова Виктория Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Золотая рыбка» г. Ворсма;

10. Елышева Лариса Анатольевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 д. Ясенцы;

11. Жарова Елена Викторовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №25 «Сувенир» г. Павлово;

12. Жукова Лариса Веньяминовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Петушок» д. Ясенцы;

13. Жумагулова Галина Григорьевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад д. Комарово;

14. Зарубина Татьяна Борисовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Чебурашка» г. Павлово;

15. Ильичева Любовь Валентиновна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Золотая рыбка» г. Ворсма;

16. Кириллова Татьяна Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Ягодка» г. Ворсма;

17. Киселёва Галина Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. Горбатов;

18. Коровкина Елена Геннадьевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово;

19. Краснова Татьяна Евгеньевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дюймовочка» г. Павлово;

20. Лобанова Нина Алексеевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г. Ворсма;

21. Ломакина Елена Валерьевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Росинка» г. Павлово;

22. Лосева Любовь Ивановна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 г. Павлово;

23. Матенкова Татьяна Сергеевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г. Ворсма;

24. Семина Елена Вячеславовна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Вареж;

25. Скиба Алена Александровна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №13 г. Павлово;

26. Софронова Ольга Николаевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Ягодка» г. Ворсма;

27. Сухова Светлана Александровна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №31 «Родничок» г. Павлово;

28. Трусова Анна Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Ворсма;

29. Фадеева Наталья Николаевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Горбатов;

30. Харитонова Марина Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Аленушка» г. Павлово;

31. Харитонова Татьяна Анатольевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№23 «Колокольчик» г. Павлово;

32. Холина Анастасия Владимировна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №22 «Колобок» г. Павлово;

33. Цветова Светлана Евгеньевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников № 30 «Дельфинёнок» г. Павлово;

34. Шабашова Юлия Александровна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Ягодка» г. Ворсма;

35. Шипаева Алевтина Геннадьевна - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Теремок» г. Павлово.

Похожие работы:

  1. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа ... поактуальнымпроблемам ... объемомдо ... 22часа) Свободные механические колебания и условия ... годповведениюФГОС основного общего образования ... ФГОС ООО Информирование родителей обучающихся о подготовке к введениюФГОС ООО и результатах их ведения. Сентябрь-октябрь ...
  2. ... тема работы школы. 5 Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ ...

    Образовательная программа ... занятий Часы концертмейстеров Всего часовпо предмету Количество обучающихся Всего обучающихся 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Индивидуальные 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 1. Дошкольный возраст (до ...
  3. Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

    Документ ... ) охвачены услугами дошкольногообразования. Очередь на устройство в детские сады является постоянной и актуальнойпроблемой и на ... ОУ в условияхвведенияФГОС НОО в 1-х классах Для обучения в 2012–2013 учебном годупо новым стандартам ...
  4. Работы школы на 2013/2014 учебный год утвержден на педсовете

    Документ ... условийвведенияФГОС общего образования ... проблемы воспитательной работы позволили обозначить задачи на 2013-2014год: 1. Создание благоприятных условий ... До 15 октября Замдиректора по УР 10 Малый педсовет по итогам 1 полугодия, года январь Замдиректора по ...
  5. ... -Петербурга «Состояние государственно-общественного управления образованием в Центральном районе» 58 Оразвитии информационно ...

    Анализ ... форуме «Актуальныепроблемы сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывности образования» в марте ... дошкольных образовательных учреждений и 41 семья воспитанников ДОУ Центрального района. В этом году конкурс проводился по ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа ... дошкольного к начальному и основному общему образованиюПроблема ... - октябрь- открытые классные часы в ... по подготовке и введениюФГОС НОО 2013-2014уч.год Цель: обеспечение научно-методических условий ... образования Брянской области на срок с 22. 02. 2008г. до22 ...

Читать далее gigabaza.ru

Предварительный просмотр:

1. Вводная часть

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников образовательных отношений.

При введении ФГОС дошкольного образования детским садом организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей (законных представителей) о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для воспитанников.

Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической работы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС дошкольного образования.

Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандарта и комплексность всех видов сопровождения. Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в детском саду, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

Методическое сопровождение - взаимодействиесопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.

Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа старшего воспитателя и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на образовательный стандарт необходима мотивационная и методическая готовность педагогов детского сада. С этой целью в общей системе методической работы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.

В сентябре 2013 года составлен и утвержден заведующим детского сада план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ДО.

Основной целью методической работы детского сада является: создание проекта методического сопровождения перехода детского сада на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, создание предпосылок для реализации ФГОС ДО в детском саду, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Были определены приоритетные задачи:

  • создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС ДО,
  • создать методическое обеспечение введения ФГОС ДО,
  • обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
  • обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС ДО.

Считаю, что на этапе введения ФГОС дошкольного образования в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех педагогических работников в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Был разработан проект методической работы детского сада «Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в детском саду».

Цель проекта: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федерального государственного образовательного стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2.Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО.

3. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в детском саду.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта - профессиональная готовность педагогических работников детского сада к реализации ФГОС дошкольного образования.

Были определены сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2013-октябрь 2013)

2 этап. Основной (октябрь 2014 года – май 2014 года)

3 этап. Заключительный (июнь-август 2014 года)

На первом этапев сентябре 2013 года был проведен анализ состояния готовности педагогов к внедрению ФГОС дошкольного по следующим направлениям:

- анкетирование педагогических работников детского сада;

- изучение опыта работы педагогов детского сада;

- создание банка данных по внедрению ФГОС;

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

Анализ помог выявить готовность педагогов к введению ФГОС дошкольного образования. Педагоги введение ФГОС ДО воспринимают положительно; отмечают, что нововведения дают возможность творческого подхода в педагогической деятельности, реализации личностно-ориентированного принципа.

Отмечают и отрицательные стороны: сложности в планировании образовательного процесса и большие затраты на ведение документации. Отмечено активное участие педагогов в изучении ФГОС дошкольного образования.

Выявились и основные затруднения педагогов на этапе внедрения ФГОС: внедрение ФГОС дошкольного образования затруднено из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов:

- нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС дошкольного образования;

- педагоги дошкольной образовательной организации не готовы к изменениям в силу недостаточной информированности и несформированности новых профессиональных компетенций, необходимых для внедрения ФГОС ДО.

- большая часть педагогических работников испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.

Частичная неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки системы последовательных мер по подготовке педагогических работников к введению ФГОС ДО.

Проведен анализ ресурсного обеспечения проекта, который выявил следующее:

1. Материально-техническое обеспечение проекта

1. Наличие нормативных документов ФГОС ДО

2. Трудовые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов, на основе которого будет выстроена работа.

2. Привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

3. Информационные ресурсы

- Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.

- официальный сайт ДОУ (http://dou47.caduk.ru)

Также был проведен анализ рисков и способов их преодоления.

Планируемый риск

Подробней nsportal.ru

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОСДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный Стандарт включает в себя требования к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям их реализации, в том числе, кадровым, финансовым, материально-техническим и другим и результатам освоения основных программ.

Председатель рабочей группы, руководитель Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что "Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника не будет". Он подчеркнул, что проект стандарта будет проходить общественное обсуждение в течение всего периода разработки.

По мнению директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, "ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Также задачей нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи".

Проведённые в 2012 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнуладиректор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

"ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. По её оценке, в настоящее время наблюдается тенденция на форсированное обучение детей, что приводит к сокращению типично дошкольных видов деятельности.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

  • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

  • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

  • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

  • Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания.

При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителеи испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы.

Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей.

А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щирокимкругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системывзаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьии предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности ипривычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии ивоспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системывзаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:

- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с общественными организациями села.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Новые формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

Подробней на сайте porogoosh.edusite.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Информация по фгос дошкольного образования для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Преемственность фгос дошкольного и начального общего образования

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в нас...

  • Реализация фгос дошкольного образования

    Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в...

  • Цели фгос дошкольного образования

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Цели и задачи фгос дошкольного образования

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Качество дошкольного образования в условиях фгос

    Выступление на августовской встрече: «Введение ФГОС как условие повышения качества образования» Скоро пройдут августовские встречи по нашей стране. В этом году они в основном будут посвящены теме...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Анкета для воспитателей по фгос дошкольного образования

    Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО,...

  • Новое содержание дошкольного образования с введением фгос

    Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитан...