Проектная деятельность дошкольников

Проектная деятельность дошкольников

При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.

• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.

• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.

Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

• Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.

Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок: родители пишут заголовок, а ребенок украшает страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребёнка, сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок самостоятельно проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрений и одна из должна принадлежать ребенку.

Третья страница посвящена выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребёнка.

Четвертая страница посвящена возможным способам проверки предложенного ребенком ответа.

Пятая страница изображается результат проверки правильности ответа.

Шестая страница где можно применить проект.

• Третий этап – защита проекта.

• Четвертый этап педагог организует выставку проектов.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.

Творческие проекты создается новый творческий продукт.

• На первом этапе проводится подготовительная работа.

• Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

• Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта

• Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.

• Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.

• Шестой этап информирование родителей.

• Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.

• Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.

• Девятый этап презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

a. Запрещающие

b. Позитивно нормирующие

c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть

• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.

• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.

• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.

Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.

www.maam.ru

Проектная деятельность с дошкольниками

По определению американского

психолога и педагога Вильяма Килпатрик:

«Проект – есть всякое действие, совершаемое

от всего сердца и с определенной целью».

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни, а также в условиях модернизации отечественного образования, в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО) , реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Так, одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и значимых методов обучения детей в современном информационном обществе становится метод проектов.

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность, ведущая к достижению поставленной цели. В проектном методе обучения меня привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Я работаю над темой «Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «Деревья».

Цель проектной деятельности:

1. Создать систему работы по формированию основ экологической культуры дошкольников, по приобщению их к исследовательской работе по теме «Деревья», через различные виды деятельности: циклы наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, проектов.

2. Развитие свободной творческой личности ребенка: предоставление воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей.

Задачи развития детей в проектной деятельности.

1. Развитие познавательных способностей: познакомить с явлениями природы, представителями растительного и, связанного с ним, животного мира, устанавливать взаимосвязи в природе, формировать систему элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

2. Активизировать интеллектуально – познавательную деятельность и творческое самовыражение.

3. Воспитывать интерес и любовь к природе, растительному и животному миру, формировать первоначальные представления о сезонных изменениях в жизни растений и животных.

4. Развивать у детей коммуникативные навыки.

5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

В среднем дошкольном возрасте – это:

Продолжать формирование предпосылок поисковой деятельности, по средством практических опытов и проектов (кратковременные мини - проекты, продолжительностью от недели до месяца) ;

Побуждать детей с помощью взрослого решать поставленную задачу, добиваясь результата, используя при этом полученные ранее знания и умения;

В старшем дошкольном возрасте – это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Пути реализации.

I этап – подготовительный:

1. Определяется тема проекта, оценивается доступность исследования этой темы, определяется территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования.

2. Проводится разъяснительная и организаторская работа с родителями и самими детьми.

- Провела родительское собрание, с целью познакомить родителей с нашим проектом, с его целями и задачами, постаралась привлечь их к совместной деятельности по проекту.

– Анкетирование родителей;

- Провела беседу с детьми о деревьях, с целью выявить знания об исследуемых объектах, заинтересовала детей.

– Подобрала методическую и художественную литературу по теме проекта.

3. Отбор участников проводила по желанию самих детей включиться в проектную деятельность.

II этап – исследовательский:

Реализация целей и задач проекта: проводятся наблюдения, экскурсии, опыты, беседы, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность, все это тщательно фиксируется. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.

III этап – подведение итогов;

– Анализировали полученные результаты;

– Разработали рекомендации по отношению ребят к природе, к деревьям.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Вывод:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.

3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся решать свои собственные задачи на уровне образного мышления.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

• Успешно приобретаются навыки общения со сверстниками и со взрослыми.

• Возрастает эрудиция детей и педагогов.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.- 128 с.

2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада/авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 286 с.

3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.–104 с.

4. По материалам Интернет ресурсов: http://nsportal.ru http://konf.uiuniver.ru

http://knowledge.allbest.ru

www.maam.ru

Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях

Семинар "Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях"

Цель семинара

Выработать у педагогов дошкольного образовательного учреждения навыки исследовательской работы по основным разделам проектной деятельности в ДОУ.

Задачи семинара

1. систематизировать теоретические знания педагогов о проектной деятельности в дошкольных учреждениях;

2. проанализировать и определить структуру организации проектной деятельности в ДОУ;

3. обменяться имеющимся опытом работы по проектной деятельности в ДОУ.

Оборудование.

1. компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;

2. презентация «Проектная деятельность в ДОУ» (Приложение 1) ;

3. памятки «Этапы работы над проектом» (Приложение 2) .

План проведения семинара

I. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

II. Основная часть

III. Рефлексия

IV. Итог семинара

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.

Проектная деятельность включает в себя:

1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

2. Целенаправленную детскую деятельность

3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом

4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта

Существует такое понятие, как метод проекта.

Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Метод проекта включает в себя несколько аспектов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация.

Этапы работы над проектом:

1. Проблематизация.

Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.

2. Целеполагание.

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители) .

3. Планирование.

Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

4. Реализация плана.

Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы) .

5. Презентация.

Представление проектного продукта происходит в виде презентации.

6. Рефлексия.

Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.

7. Портфолио проекта.

Включает в себя:

- паспорт проекта;

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом) ;

- промежуточные отчеты группы;

- собранная информация по теме;

- результаты исследования;

- материалы для презентации.

Проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

По продолжительности проекты бывают:

1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)

2. Средней продолжительности

3. Долгосрочные (в течении года).

Спасибо за внимание!

Терминологический словарь

1. Целеполагание — это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

2. Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам;

3. Метод - это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

4. Планирование — это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

5. Портфолио — это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.) .

6. Презентация — это документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т. п.) .

7. Проблематизация – это нахождение проблем (источников затруднений) с целью их разрешения.

8. Проект – это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации

9. Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Список использованной литературы

1. Деркунская В. А. – Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.

2. Кочкина Н. А. – Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72с.

www.maam.ru

Подготовила воспитатель:

Фомина Е. Н.

В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов) .

Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

Уникальность деятельности приработе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных) , в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

- исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) .

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников .

Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

- комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

- групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

- исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .

Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Исследовательская деятельность с дошкольниками

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Развитие коммуникативных навыков в проектно-исследовательской деятельности у дошкольников

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Всё более востребованным становится метод проектов в практике работы учителя-логопеда с детьми имеющими речевые нарушения. Он позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие.

Профессор Е. С. Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом. В проектное обучение заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Метод перспективен, он даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность .

Мы имеем опыт логопедической работы по использованию технологии совместной проектной деятельности по литературному направлению, который распространялся на конкурсах всероссийского уровня, с результатами у детей (см. Приложение №2) .

На конкурс «Мои первые открытия», были представлены реализованные познавательные проекты детей: «В мире мудрых пословиц», «Мы читаем- С. В. Михалкова», которые играли большую роль в реализации всех сторон речи у дошкольников. Рассмотрим познавательный проект на тему «Мы читаем- С. В. Михалкова» (см.

Приложение №1) . Эта тема выбрана неслучайно, так как детская литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение. Классическая литература для детей наполненная добротой, душевностью, светлым юмором, всем, что свойственно настоящему детству, широко признанная в мире, утрачивает авторитет и весомость (искали пути активизации чтения, так как современные дети читают мало) , нельзя терять классику искусства слова.

Читая стихи, в которых присутствовали интересные, весёлые выдумки, хитрости, дети становились наблюдательнее, решительнее, смелее, находчивее. Исследования и личный опыт убеждают: восприятие юмора в наибольшей мере зависит от таланта, мастерства, произведений.

Творчество С. В. Михалкова имеет свои корни в опыте чтения не одного поколения. Его весёлые стихотворения становятся любимыми с момента первой встречи с ними. Герои С. В. Михалкова настолько забавны, сила произведений свойственны живость, озорство, наивность, любознательность и естественная потребность в радости .

С. В. Михалков ценен как художник, чувствующий удивительный мир детского сердца. Он понимает мысли и чувства ребёнка, великолепно знает его психологию и чувствует детскую душу - проникает во все её заповедные уголки.

Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для духовного и душевно-нравственного становления детей. Сюжетам его книг свойственны реальность, неподдельная искренность и эмоциональность, живость и заразительность. Отсюда - их обаяние .

Сила произведений писателя заключается не в сформированной педагогической идее как таковой, а в изящном, жизненно убедительном юмористическом способе её выражения .

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что изучение различных произведений С. В. Михалкова на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

Объектом исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста. Проблема: снижение интереса детей к чтению и творчеству детских писателей.

1. Дидактическая коррекционно-образовательная цель проекта:

Формирование умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умения высказывать суждения, оценку прочитанного.

Познавательная цель: изучение творческой жизни поэта, его вклада в развитие художественной литературы, к 100-летию со дня рождения детского писателя С. В. Михалкова.

Развивающая цель: развитие информационных навыков (поиск, систематизация, обработка информации) ;

Развитие организационных навыков (умение работать в группах) ;

Развитие навыков научно-исследовательской и творческой деятельности;

Развитие ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, общекультурной.

Развитие интереса к художественной литературе и чтению; изучить произведения поэта;

Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательная цель - патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;

Задачи исследования проекта:

- Познакомить детей с творчеством поэта, приобщение детей к чтению;

- Вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова.

- Проявить творчество, используя возможности (фотографий, рисунка) .

- Способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора;

- Вовлекать детей в коллективное творческое дело; Межпредметные связи (ИЗО, чтение, ИЗО - тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова) .

- Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, педагогический эксперимент, беседа;

Критерии оценки деятельности детей: опрос детей по стихотворному материалу, сравнительный анализ, через игровые упражнения по содержанию изученных стихов, выставка детских работ,

Результаты проекта:

- активизация познавательного интереса детей при работе с книгой;

- повышение интеллектуального уровня детей;

- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;

- расширение кругозора;

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, фотографий, портретов, заучивание, прослушивание стихотворений, рассказ.

Совместная деятельность: выполнение стихотворных минуток, рисование стихотворений (техника исполнения: карандаш, акварель, цветные карандаши, аппликация) ;

Работа с родителями: рекомендации по организации домашнего чтения и выбора текста по личным интересам.

Приёмы, используемые в работе над проектом на занятиях:

- Приём настроя детей на работу, организация логопедической группы;

- Приём постановки цели и актуализации знаний;

- Приём работы по отработке наизусть стихотворений автора;

- Приём дифференцированного подхода к детям (давались игровые задания) ;

- Приём творческой работы;

- Приём наглядности (портреты писателя, рисунки детей, книги поэта) ;

- Приём вопросов и ответов;

- Приём наблюдения за речью детей;

- Приём активизации словарного запаса;

- Приём формулирования выводов;

- Приём речевых выводов и обобщений;

На занятиях по литературному проекту «Мы читаем С. В. Михалкова» присутствовали все обучающиеся логопедических групп. В целом дети все трудоспособны, но не все успешны в обучении. Выделялась группа дошкольников, которым нелегко давалось исследование проекта, так как родители мало читают с детьми.

Чтобы вызвать интерес у ребят к работе над проектом, использовали игровые методы и формы работы, в целях повышения мотивации к учебной деятельности.

В этом проекте мы работали над стихотворениями известного писателя. Работая в группах, дети сдружились, рисовали рисунки, рассказывали стихи, приносили книги автора. Каждый ребёнок был успешным через игровую деятельность.

Была создана положительная мотивация к знаниям, так как игра, творчество - эффективные способы повышения мотивации обучающихся.

С помощью творческих игр мы достигли больших успехов в воспитательно-образовательной работе над проектом с детьми. Широко использовались в практике речевые игры, которые помогали детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В игре познавали творчество С. В. Михалкова, развивали: мышление, чувства, волю, речь.

Неплохо планировалась индивидуальная работа с детьми в процессе руководства над творческим проектом.

Использование дидактических игр на занятиях позволило достичь эффективного уровня развития детей, значительно повысился интерес к логопедическим занятиям. Чем больше дети упражнялись с речевым материалом, тем больше у них развивалось внимание, находчивость, инициатива, самостоятельная умственная работа.

Через творческий проект успешно осуществлялись задачи умственного воспитания детей, формировались качества, такие как умение доводить начатое дело до конца, дети проявляли умственную активность, могли самостоятельно выполнять задания учителя.

Таким образом, анализируя и наблюдая за работой детей, обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Подводя итог, можем отметить, что работа над проектом способствовала формированию у воспитанников положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность.

Проявлялась умственная активность дошкольников в стремлении узнать новое. Работа воображения над рисунками у детей, вызвало бодрое, радостное настроение. Особенно велика роль слова.

Оно помогало детям выразить свои мысли и чувства. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяли детям думать, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, развивали коммуникативные умения, познавательную активность, так как вопросы и задания требовали от них активизации имеющегося речевого опыта. Создание рисунков, творческих работ, знакомство с литературными произведениями писателя-всё это вклад в познавательное и речевое развитие детей.

Приложение 1

Подробней на сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность дошкольников

В современной жизни происходят интенсивные изменения, научно-технические открытия проникают и в сферу педагогики.

Дошкольное образование является первым звеном в системе непрерывного образования. В постоянно меняющихся условиях окружающего мира необходимо научить ребёнка способности к анализу существующей ситуации и самостоятельному принятию решения.

Существует много методов обучения и воспитания детей, необходимо выбирать более эффективные средства на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Этот метод поддерживает детскую познавательную активность, которая помогает получить ребёнку позитивный опыт реализации собственных замыслов, поиска новых, нестандартных действий основанных на оригинальности мышления, поддержать инициативу ребёнка и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Существует три типа проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная.

Творческая проектная деятельность это создание творческого продукта, который осуществляется коллективно совместно с родителями.

Исследовательская проектная деятельность предполагает получение ответа на поставленный вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с современной точки зрения.

Нормативная проектная деятельность развивает позитивную социализацию детей.

Особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт. Творческий проект не может быть выполнена прямым действием, ребёнку необходимо проанализировать, осмыслить ситуацию, определить адресат, которому будет предъявлен продукт.

Проект это самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. Исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, а творческий проект чаще осуществляется коллективно с воспитателями или совместно с родителями.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей зависят от применяемых методов и могут быть разнообразны. Проекты могут быть игровые, творческие, познавательные.

По продолжительности проекты могут быть

- краткосрочные от 1 занятия до 1 дня

- длительные от 1 недели до 3 месяцев.

Работа делится на этапы:

1 этап - постановка цели: проводится подготовительная работа, в ходе которой обсуждаются возможные темы проектов; 2 этап - поиск формы реализации проекта: работа направлена на то, чтобы раскрыть смыслы предстоящей деятельности; 3 этап - разработка содержания всего процесса на основе тематики проекта;4 этап - организация развивающей, познавательно й, предметной среды: организуется работа по созданию идей;5 этап - определение направлений поисковой и практической деятельности: выбирается идея, которая задает продукт творческого проекта;6 этап - организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; 7 этап - работа над частями проекта, коррекция; 8 этап - коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проектную деятельность хорошо использовать в работе со старшими дошкольниками. В возрасте 5 – 7 лет более устойчивы внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. а также стремлением к совместной деятельности.

Необходимо помнить, что проект продукт коллективный, поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются совместно всеми участниками.

Проектная деятельность поддерживает видение мира, свойственное данному ребенку, стимулирует его познавательную активность, способствует повышению креативности за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов. Ребёнок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других участников проекта.

По теме:

Материал nsportal.ru

подготовила старший воспитатель Решетникова Е. М.

Тема поддержки детской познавательной инициативы весьма актуальна.

В ФГОС ДО п.1.2 подпункт 4 реализация Программы происходит в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Большое место отводится проектно- исследовательской деятельности с детьми. Нестандартность действий воспитателя и детей основывается на оригинальности мышления. Приходит на ум один пример из жизни воспитанников детского сада Японии. Дети захотели в своем детском саду иметь бассейн.

Воспитатель предоставила детям полную самостоятельность и инициативу. Не имея жизненного опыта, дети дружно принялись копать яму. Когда она была готова, все радостно вздохнули и предложили наполнить ее водой. Воспитатель выполнила их просьбу.

Яма была наполнена водой. Дети пошли в группу со спокойной совестью. Но. когда они пришли после сна к своему «бассейну», то увидели, что воды там нет. И тут воспитатель предложила им узнать подробнее о том, как же все -таки строят бассейны.

У воспитателя хватило терпения, чтобы не помешать неправильным действиям детей, тем самым заинтересовать, создать интригу для дальнейшей деятельности. Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым.

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на определенных принципах:

  1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Проектная деятельность возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.
  2. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Он ищет пути решения проблемы самостоятельно, в ходе деятельности, проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант. Но делает это самостоятельно. Например: воспитатель предлагает детям сделать подставки под кисточки. На выбор детей предлагается самый нетрадиционный материал. Воспитатель предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать «эскиз» подставки. Замысел ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги, может привести к трудностям в выполнении. И здесь он может рассчитывать на помощь товарищей или взрослого. Совместная реализация детского замысла позволяет лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна выливаться в готовность выполнить работу за ребенка.
  3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. Субъективность выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Например: при обсуждении подарков к 8 Марта одни дети предлагают сделать открытки. Все дружно соглашаются. Воспитатель выслушивает все варианты. Хвалит ребенка за то, что тот предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке. Попробуйте придумать что-нибудь другое. Воспитатель дает повод для включения всех детей в творческий проект. Обязательно должна быть поддержана и одобрена любая инициатива детей.
  4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима.

Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понять и усвоить, что такое праздник? (это особый день в жизни человека или страны) . Почему мы его празднуем? Как мы выражаем свое отношение к празднику?

И как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.

  1. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата -того, к кому обращено его высказывание, оформленное виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Виды проектной деятельности

1. Исследовательский проект.

Он предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как это объясняется с точки зрения современного знания.

исследовательский проект включает в себя 4 этапа.

Первый этаппредполагает создание ситуации. Например, воспитатель создает одну и ту же ситуацию для всех детей откуда берется электричество. Наблюдая за деятельностью ребенка (любит играть с машинками, куклами) можно подвести к вопросу о том, как куклы выглядели раньше или какими были машины раньше. и совместно с ребенком формулируется задача для проекта.

Первый этап проекта формулируется вопросом Что такое?, Почему?, Какие бывают? Иногда в проекте отсутствует вопрос «Улица, на которой я живу».

На втором этапе дети приступают к реализации проекта, т.е. отвечают на поставленный вопрос. Для младших детей основной способ получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями могут искать информацию в энциклопедиях, Интернете, телевизионной передаче и т.д.

Результаты исследовательской деятельности заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Например, в проекте «Что такое лодка- дом?» первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования.

Вторая страница: Что говорит семья: папа - его высказывание, мама- ее высказывание и т.д.

Третья станица: Что говорят друзья. Подружка Оля- высказывание и т.д.

Четвертая страница: Что я выбрал (а) Я выбрал свой ответ и думаю, что он правильный. И пишется ответ.

Пятая страница Как проверить: Интернет, энциклопедия, телепередача, книги и т.д.

Пятая страница: Мы проверили: Атлас мира, в Интернете, большая детская энциклопедия ( и краткие высказывания из источников)

Шестая страница6 Где применить. Я расскажу об этом ( и картинки- друзья, соседи, в младшей группе.

Третий этап- презентация проекта.

Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, ребенок получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители должны обязательно присутствовать на презентации. Воспитатель и родители помогают ребенку развесить на стенде страницы своего проекта.

Четвертый этап

После презентации проектов воспитатель организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления системы знаний, полученных в ходе работы над проектами. После проекты сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе в группе.

Примерные темы исследовательских проектов «Почему собаки кусают?» «Откуда появляются альбомы для рисования?», «Космос- далекий и близкий», «История куклы», «Во саду ли в огороде», «День пожилого человека», «Что такое день поселка, села?»и т.д.

Следующий вид проекта

Творческий проект

Если исследовательский проект носит, как правило, индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна, выработанная в коллективе.

Здесь дети должны научиться объективно оценивать идеи своих товарищей. Творческий проект - это долгосрочный проект. Выбор идеи занимает 2-3 недели.

На первом этапепроводится подготовительная работа по выбору темы проекта.

На втором этапеопределяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. О важности обсуждаемой темы

На третьем этапедети высказывают идеи реализации проекта.

Например, проект « Кормушка для птиц». Задача педагог - подвести детей к идее необходимости изготовления кормушки.

Проводится беседа о птицах. Воспитатель в конце беседы подводит детей к мысли, что зимой птицам очень нужны кормушки. Задает вопрос Из чего можно сделать кормушки? Деревянный домик мы пока что не сможем сами сделать.

На четвертом этапе

Предлагает нарисовать домики, которые могут дети самостоятельно изготовить. Придумать, из чего можно изготовить кормушки, какой материал будет нужен.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы. У детей должно сложиться понимание важности выполняемой работы, смысла его деятельности.

В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Можно предложить детям фишки для «голосования». Дети кладут свою фишку на тот рисунок, который считают более интересным.

Если выбор падает на два или три рисунка. то воспитатель может предложить по очереди делать кормушки с помощью жребия.

Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого рисунок или рисунки проекта вывешиваются на стенде.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дети делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе готовится презентация готового продукта (чтобы презентация была яркой. необходимо на каждом этапе проекта фотографировать деятельность детей.) Презентация обязательна. Иначе результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, не повлияют на социальный статус ребенка и на развитие его личности.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. На презентации присутствуют родители, сверстники. Творческие проекты начинать можно с 5 лет.

Примеры творческих проектов: «Уголок конструирования», «Зимние забавы», «Новогодняя игрушка», «Книжки- малышки» «Масленица», «Пасха», «День Березки»и т.д.

Нормативный проект

Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Проекты такого типа всегда инициируются педагогом.

Например: некоторые дети постоянно нарушают дисциплину во время занятий.

Педагог предложил обсудить в коллективе возникшую проблему, последствия неправильного поведения некоторых детей на занятии: сам ничего не успел сделать и другим детям мешал, расстраивал воспитателя. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: если тебе не интересно на занятии, выйди потихоньку в раздевалку и отдохни. Помни, ты мешаешь всему коллективу.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

Первый этап- воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые часто повторяются.

Второй этаппедагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

На третьем этапепедагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям сформировать отрицательное отношение к ситуации.

На четвертом этапепедагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапепедагог предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель просит выбрать одно из предложений в качестве правила.

На шестом этапевоспитатель просит зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило не должно быть запрещающим, поскольку оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на деталях рисунков и просит на основе рисунков создать « знак» правила. Например, на рисунке изображен ребенок, указывающий на других детей и рядом стоит воспитатель. Прежде чем идти играть на другой участок, попроси разрешения у воспитателя.

Восьмой этапсвязан с оформлением «знака» правила в альбоме, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Нормативный проект нужно начинать с раннего возраста.

Роль педагога в проектной деятельности

В связи с введением ФГОС в образовательное пространство ДО, традиционная педагогическая деятельность, осуществляемая с принятыми нормами и требованиями уходит на второй план, уступая более современным технологиям, одной из которых и является проектная деятельность. Проектная деятельность, если она правильно организована, позволяет дошкольнику проявить себя как личность.

Естественно, следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Большие затруднения педагоги будут испытывать при организации проектной деятельности в сдержанности, выдержки и терпения. Эмоциональная и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребенка (вспомните пример с бассейном в начале выступления) .

Вы все прекрасно знаете, как готовятся подарки для мам, пап. Вы все выполняете свою работу как по инструкции: объяснил, нарезал цветочков и листиков, показал, куда все это приклеить. Если у кого получается неуклюже, отчитал и сделал сам.

Зато довольны мы, дети и родители. В проектной деятельности ребенок должен понять и осознать значимость подарка, зачем делаются подарки для близких людей, ему дается возможность проявить свои возможности и способности. От педагога требуется только корректное вмешательство в процесс.

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, требующий от педагогов полной включенности в процесс, системного преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, переосмысления собственной деятельности.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Исследовательская деятельность дошкольников

    Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Весова...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Организация исследовательской деятельности дошкольников

    Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Т...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Театрализованная деятельность дошкольников

    Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Обоснование актуальности Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через обр...

  • Организация игровой деятельности дошкольников

    Сценарий педсовета «Создание условий для развития игровой активности дошкольников» Сценарий проведения педагогического совета в ДОУ Тема: «Создание условий для развития игровой активности дошколь...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников

    Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Подготовила: Здоровов...

  • Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

    Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольника» Введение. Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, ч...

  • Познавательно исследовательская деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание» Содержание Введение. 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Це...

  • Познавательная деятельность дошкольников

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельно...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...