Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы

Цель программы:

• Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную память детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.

• Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

• Формирование навыков исполнительского мастерства.

• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Содержание

I этап: диагностический

• диагностируется уровень развития мелкой моторики

IIэтап: коррекционный.

Программа предусматривает работу по четырем блокам:

• речь с движением;

• веселые игры;

• скоро в школу;

• диагностика.

1. Речь с движением.

Этот блок включает следующие темы:

- Весёлые пальчики.

-Игры с прищепками.

-Работа с бумагой в технике "Оригами".

2. Веселые игры.

Этот блок включает следующие темы:

- лепка;

- рисование (работа с трафаретами, штампами, нетрадиционное рисование) ;

-поделки из природного материала;

-игры со счетными палочками;

-игры с крупой, бусами, орехами, карандашом;

-игры с пуговицами;

-игры с песком.

3. Скоро в школу.

Этот блок включает следующие темы:

-Знакомство с тетрадью.

-Графические диктанты.

-Ориентировка в пространстве листа.

-Копирование (по точкам, на кальку, по образцу) .

4. Диагностика.

Этот блок включает следующие темы:

1. Критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.

2. Содержание и методика диагностик (методика "Домик", методика "Дорожки", монометрический тест, графический диктант) .

Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Работа с родителями.

Этот блок включает следующее:

1. Родительские собрания

2. Практические рекомендации

3. Анкетирование

4. Консультации, наглядная информация

5. Вечера досугов

6. Дни открытых дверей.

7. Мастер-классы.

Настоящая программа предусматривает обучение детей 6-7 лет. Срок реализации программы – 1 учебный год. Работа по данной программе предусмотрена в различных видах деятельности по тематическим неделям – ежедневно на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, в разных режимных моментах (утром, на прогулке, во вторую половину дня и т. д.) . Занятия проводятся в группах (15 человек) и индивидуально.

Календарно – тематический план. (На первое полугодие)

В начале учебного года – МОНИТОРИНГ

Тема «Мой любимый детский сад»

Сентябрь 1-2 недели

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики».

2. «Фигурки из палочек» (качели) .

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную) .

5. «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее) .

Тема «Игры и игрушки»

Сентябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».

2. Игры с пуговицами.

3. Игра «Волшебный сундучок».

4. Игра с грецкими орехами «Не урони».

5. Дорисуй узор. (Штриховка, лабиринт) .

Тема «Овощи»

Сентябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей) .

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу) .

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор. (Найди и назови, Четвертый лишний) .

Тема «Фруктовый рай»

Октябрь 1 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами».

2. Фигурки из палочек.

3. Игра с чечевицей (сливы) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти банан».

5. Лепка.

6. Дорисуй узор. (Нарисуй, Расскажи где)

Тема «В царстве грибов и ягод»

Октябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Грибы», «Собираем ягоды»

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк) .

3. Игра с перловкой (грибы) .

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

5. Игы с прищепками.

6. Дорисуй узор. (Лабиринт, Назови соседей) .

Тема «Осенние странички»

Октябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «В школу», «Осень», «Осенний букет», «Вышел дождик погулять»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья) .

6. Дорисуй узор.

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Рубашка», «Обувь», «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками, резинками.

3. Плетение узора из разноцветных шнурков.

4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

5. Оригами – гол. убор.

6. Дорисуй узор. (Четвертый лишний, Нарисуй)

Тема «Я человек»

Ноябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки».

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

3. Аппликация из сухих листьев.

4. Самомассаж с шариками.

5. Игры с крышками.

6. Дорисуй узор. (2 одинаковых, дорисуй)

Тема «Моя семья – мое богатство»

Ноябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «За работу », «Дом», «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки) .

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра «Волшебный сундучок».

6. Дорисуй узор. (Раскрась, дорисуй)

Тема «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»

Декабрь 1неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Часы», «Пылесос»

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Игра с волчками (конкурс)

4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема «Такая разная посуда»

Декабрь 2неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Мамина каша», «Братцы».

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с крупой «Золушка»

5. Лепка «Посуда»

6. Дорисуй узор.

Тема «Пришла волшебница зима»

Декабрь 3неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Андрюшка», «Мороз»

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток.

5. Дорисуй узор.

Тема «Новый год у ворот»

Декабрь 4неделя

1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

Литература

1. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.

2. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.

3. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru

4. Справочник старшего воспитателя. Журнал для работников ДОУ, архив номеров с 2010-2014г.

5. Федина О. В. Готовимся к обучению письму. Рисуем по образцу; 2010; Просвещение.

www.maam.ru

Рабочая программа по курсу «Развитие мелкой моторики» (старшая, подготовительная группы) | Открытый класс

Число 10.

Итоговое занятие.

1. Научить писать цифру 10 и упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, закреплять название геометрических фигур и пространственные представления: справа, слева, снизу вверх, верху вниз.

2. Развитие, формирование, закрепление внимания, сосредоточенности, организованности мышления, мелких движений рук, зрительно-моторных координаций.

Май

Требования к уровню подготовки воспитанников.

В результате изучения курса «Развитие мелкой моторики» дошкольник должен знать:

  • понятия: вправо, влево, вверх, вниз, над, под, справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, волнистая и пунктирная линии;

Кроме того, должен уметь:

  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • правильно держать карандаш, ручку;
  • раскрашивать предметы в пределах контура;
  • раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
  • рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном листе;
  • писать цифры от 1 до 0.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста можно также определить, воспользовавшись диагностикой из Программы «Из детства - в отрочество».

Обследование мелкой моторики рук.

Педагог даёт образец выполнения каждого упражнения.

При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.

Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10) .

Выполняется 2 - 3 раза.

3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8) .

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10) .

Выполняется 3 - 4 раза.

5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10) .

6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10) .

Динамические упражнения

7. Вырезание ножницами. Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

8. Обрывание листа бумаги. Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук.

Тактильные ощущения.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».

Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Цель - выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

9. Узнавание качества предметов. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева) ».

10. Узнавание формы предмета. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник) .

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг) ».

11. Узнавание предмета. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук) .

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Сила тонуса.

Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

12. Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

13. Сжатие руки взрослого одной рукой. Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий - левая.

Координация движений.

14. Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

15. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз.

Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3) . Выполняется 3-4 раза.

16. Упражнение «Коза - заяц». Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го) . Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

Обследование щепоти.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей - левой.

17. Захват карандаша. Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10) . Фиксирует , как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

  • как ребёнок держит карандаш;
  • в какой руке держит карандаш;
  • как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.) ;
  • как заканчивает линию.

18. Упражнение «Посолим суп». Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

19. Катание шарика. Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.

Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм) , начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения - 30 сек.

Все полученные данные по обследованию мелкой моторики рук заносятся в таблицу («+» - выполнил задание(1 балл) , «-» - не выполнил) . Подсчитывается суммарное количество баллов(по числу выполненных заданий) . В соответствии с суммой баллов определяются подгруппы:

«А»(18-19 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо.

«Б»(15-17 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

«В»(11-14 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

«Г»(не больше 10 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

С детьми подгрупп «Б» и «В» проводятся занятия по курсу, а с детьми подгруппы «Г» проводится дополнительно ещё и индивидуальная работа.

Таблица. Обследование мелкой моторики рук.

Материал с сайта www.openclass.ru

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

7. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Материал nsportal.ru

Тип программы: рабочая.

Цель программы: развитие двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы: -Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) .

-Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах) .

-Формирование зрительно-моторных координаций

-Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

- Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

- Формирование навыков учебной деятельности: ? умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, особенно с нарушениями речи, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Предлагаемые игры – упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности, речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя еёразвитию.

Настоящая программа описывает курс по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) . В МДОУ введены дополнительные занятия по данному курсу, которые проводятся 2 раз в неделю по 30 минут с подгруппой детей. Сроки реализации программы пять месяцев. Всего 32 занятия. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре – октябре и в мае) .

Ожидаемые результаты:Развитие, формирование, закрепление слухового восприятия, чувства ритма, умения одновременно, слаженно выполнять трёхчленные движения руками под словесные указания педагога.

Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. «Развиваем руку дошкольника, готовим еёк рисованию и письму».(20 часов)

Пространственная ориентация. Ориентация на листе бумаги. Зрительно-моторная

координация. Слухо-моторная координация. Массаж пальцев и кистей рук.

Дифференциация движений рук.

Раздел 2. «Здравствуйте, цифры.» ( 12 часов)

Обучение письму цифр. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Тема

Ссылка на источник nsportal.ru

Программа по развитию мелкой моторики руки и элементарных математических представлений детей дошкольного возраста "Занимательные картинки"

Разделы:Работа сдошкольниками

Пояснительная записка.

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.

Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.

“Рука – вышедший наружу мозг”, – писал Кант. Установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических чувств, волевых интеллектуальных качеств младшего школьника. Для этого необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте.

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. При этом решаются задачи и математического развития: счёт и отсчёт, ориентировка в пространстве, ориентировка на листе в клетку. Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить малыша ловкости при обращении с карандашом и ручкой и точности в движениях руки, что даст возможность заложить основу в формировании каллиграфически правильного письма.

Можно предложить дополнительное задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, “вышить” фигурку крестиком или просто раскрасить. На каждом занятии обязательно проводится пальчиковая гимнастика.

Обсуждение результатов и качества выполнения задания приучает ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.

Кроме графических диктантов решать эти важные задачи помогают математические картинки. Они служат для развития вычислительных навыков устного счёта, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, координации движения. Они вырабатывают у детей такие качества, как аккуратность, терпение, усидчивость.

Для выполнения данных заданий ребёнок должен уметь хорошо и быстро считать, знать графические обозначения цифр. Не забывайте, что ребёнок быстро утомляется, лучше раскрасить рисунок за два приёма

Условия реализации программы подразумевают наличие:

– комнаты для занятий, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями; – литературы по детской педагогике и психологии; – новейших научных разработок в данной области; – специального печатного материала и наборов цветных карандашей по количеству детей; – временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут; – возрастного принципа формирования группы; – учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка; – принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы; – литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы; – новых научных разработок по данной теме; – разработок бесед и консультаций с родителями; – папки – презентации данной программы; – подробных разработок на каждое занятие; – набор необходимых распечаток на каждого ребёнка.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учётом индивидуальных возможностей развития каждого ребёнка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приёмов в обучении.
  4. Использование новейших разработок по теме “Подготовка дошкольника к письму”, таких как графические диктанты и математические картинки.
  5. Применение здоровье сберегающих технологий.
  6. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  7. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, учит взаимопомощи.

Новизну данной программы определяет использование графических диктантов и математических картинок для подготовки дошкольника к письму.

Примечание: в работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов.

Цель: развитие мелкой моторики руки и элементарных математических представлений у детей посредствам графических диктантов и математических картинок

Задачи:

– ориентироваться на листе в клетку; – выделять структурные единицы клетки; – выполнять счёт и отсчёт клеточек, ориентируясь на цифровые указатели; – упражнять в различных видах штриховки; – решать примеры на сложение и вычитание; – помогать сверстнику в случае необходимости; – свободно разговаривать со взрослыми по поводу выполняемых заданий, уметь объяснить правила и последовательность действий; – определять цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровые указатели; – формировать правильную осанку при письме; – отработка ловкости при обращении с карандашом; – развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, глазомер.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя три направления, работа по которым рассчитана на один год: с детьми 5–6 лет.

1. “Графические диктанты”.

Включает в себя графические задания, формирующие у детей умения: ориентироваться на листе в клетку; путём отсчёта указанного количества клеточек, создавать силуэтные изображения животных; действовать в определённой последовательности, находить и исправлять ошибки самостоятельно. Развивают внимание, память, логическое мышление.

2. “Штриховка”.

Включает в себя специально разработанные упражнения на штриховку, различными способами, помогающие развивать глазомер, усидчивость, мелкую мускулатуру руки.

3. “Математические картинки”.

Включает в себя специально разработанные картинки для разукрашивания, позволяющие развивать у дошкольников умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, умение соотносить определённое число с определённым цветом, ориентируясь на цифровые указатели, способствующие развитию у детей усидчивости, внимания, мелкой мускулатуры руки.

Занятия проводятся со всеми детьми 5–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей – 10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин . Организованные занятия начинаются с октября, после того, как дети повторят ранее изученный материал, они должны знать цифры, уметь решать примеры в пределах 10.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15мин.

Основная форма работы обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

I. Вводная, вступительная часть.(2 минуты.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник;

Установление благожелательного эмоционального контакта.

II. Основная часть. (Два типа построения в зависимости от вида деятельности.)

1. Графический диктант.

Материал festival.1september.ru

Развитие мелкой моторики у дошкольников

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Как часто мы слышим выражение «Мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука- глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторку рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, В. Н. Бехтерев) . Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.

Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Лепка из различных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто) . Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-ворону», «Ладушки», «Козу - рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.

Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Переливание жидкостей из одной емкости в другую. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок.

Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.

Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитьё, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведерко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит.

Совсем скоро он станет полноценным участником диалога! И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

Литература

1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»

2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи»

3. Дарвиш О. Б. «возрастная психология»

4. Холмовская В. В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»

5. Фомина Л. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Гризик Т. И. «Детство и отрочество»

9. Справочник старшего воспитателя.

10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.

11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.

12. Дубровина И. В. «Готовность к школе, развивающие программы»

13. Данилова Е. Е. «Психология»

14. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

15. Выгодский Л. С.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников план по самообразованию

    План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста че...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Развитие мелкой моторики у дошкольников

    Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мел...

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников самообразование

    Самоанализ по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант «Истоки способностей и дарования детей -...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Программа интеллектуального развития дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Сенсорное развитие дошкольников

    Сенсорное воспитание дошкольников Сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет...

  • Программа по развитию речи для дошкольников

    Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет Пояснительная записка Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлен...

  • Развитие графомоторных навыков у дошкольников

    Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР» Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует о...

  • Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Особенности развития моторики детей дошкольного возраста

    Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых...