Программы для детей дошкольного возраста

Авторская программа обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии: "Талант – восьмое чудо света"

5. Предварительные результаты по возрастным группам по разделам (см. Приложение 4) :

- коллективно-порядковые навыки и умения;

- навыки и умения выразительного движения.

6. Реализация и выполнение программы (см. Приложение 5) .

Новизна программы заключается в том, что обучение хореографии на подготовительном этапе начинается с двухлетнего возраста с постепенным усложнением содержания, значительно превышающим базовую программу. Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста.

Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

Этапы работы.

I этап – подготовительный (I и II младшая группы)

II этап – основной (средняя и старшая группы)

III этап – этап совершенствования (подготовительная группа)

Методические рекомендации к организации занятий

Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.

У детей от двух до трех лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук) , умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.

Дети четвертого года

жизни учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных движений, появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.

На пятом году

формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

На шестом году

жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках.

Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Дети седьмого года

жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед) , способны передавать игровые образы различного характера.

Занятия хореографией проводятся, начиная с I младшей группы, в каждой возрастной группе 2 раза в неделю, во второй половине дня, после дневного сна.

Длительность занятий составляет

- в I младшей группе - 10 минут,

- во II младшей группе - 15 минут,

- в средней группе - 20 минут,

- в старшей группе - 25 минут,

- в подготовительной группе - 30 минут.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

- пляски: парные народно-тематические;

- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

- хороводы;

- упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

- задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

В работе педагог использует различные методические приемы:

• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

• выразительное исполнение движения под музыку;

• словесное пояснение выполнения движения;

• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

• творческие задания.

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.) , его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Программа апробирована в нашем детском саду

(см. Приложение 6) . Шестой год в нашем детском саду реализуется авторская программа дополнительного образования детей дошкольного возраста “Талант-восьмое чудо света”.

79 воспитанников всех возрастных групп (78%) занимаются в студии хореографического искусства “Родничок” (руководитель – Опришко М. В., см. Приложение 7) . Воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые знания, навыки, овладевают танцевальной техникой (см. Приложение 8) .

Дети разучивают элементы классических, народных, бальных, спортивных и эстрадных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.

Об успехах детей свидетельствуют годовые отчётные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, города, района, республики; призовые места в городских конкурсах и фестивалях:

- конкурс, посвящённый 100-летию со дня рождения М. Джалиля – 1 место;

- конкурс, посвящённый 120-летию со дня рождения Г. Тукая – 1 место;

- конкурс “Одарённый ребёнок” - 1 место;

- второй конкурс-фестиваль детского творчества “Родного края многоцветье” – 1 место;

- третий конкурс-фестиваль детского творчества “Родного края многоцветье” – 2 место;

- номинации “Артистичность” (Трушина Е.) и “Грация” (Илюшина В.) в конкурсе “Одарённый ребёнок”. Дети с успехом выступали на зональном семинаре специалистов по дошкольному образованию управлений образования, информационно-методических центров, городских конференциях дошкольных работников, на семинарах и городских методических объединениях музыкальных работников, преподавателей по обучению татарскому языку, на встречах для учителей будущих первоклассников – выпускников детского сада, для работников оздоровительного центра ДЭНАС, ГРОВД, на праздниках Двора, перед сотрудниками и родителями детского.

Детям очень нравятся занятия в хореографической студии. Они получают большое удовлетворение, радость, заряд бодрости и настроения, огромное наслаждение от своих выступлений.

100% детей успешно усваивают данную программу. Программа дала положительные результаты в укреплении физического, психического и психологического здоровья детей.

Хореографическая деятельность улучшила состояние здоровья детей: на 32% снизилось количество заболеваний детей. Жизненная емкость легких соответствует норме у 95% детей. Дыхательная выносливость сформирована у 100% детей.

У 85% детей сформирована адекватная самооценка, уверенность в своих силах и другие положительные личностные качества, высокий уровень познавательных процессов, нравственно-волевых качеств. У 91% детей подготовительной группы проявились предпосылки таланта в хореографической деятельности и им рекомендовано дальнейшее совершенствование мастерства в профессиональных кружках города.

Ежегодно 25% выпускников детского сада продолжают хореографическое обучение в городских студиях дополнительного образования; занимают призовые места в городских и республиканских конкурсах и фестивалях.

Программа была представлена на 1 Республиканский конкурс педагогических инноваций (2007) , где была отмечена Свидетельством участника 1-го Республиканского конкурса педагогических инноваций. Она признана инновационной, отмечена соответствием требованиям высшей квалификационной категории, рекомендована к включению в Классификатор педагогических инноваций. Программа рекомендована к применению и распространению для использования в работе в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

Мы гордимся успехами наших воспитанников. И пусть их первые шаги в прекрасный мир танца будут удачными.

Литература

1. Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.

2. Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г.

3. Белая К. “Триста ответов на вопросы заведующей детским садом”, М., 2004 г.

4. Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев, 1998 г.

5. Костровицкая В. “Сто уроков классического танца”, С-Пб., 1999 г.

6. Конорова Е. “Хореографическая работа со школьниками”, С-Пб., 1998 г.

7. “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16

8. “Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М. А. Васильевой, М., 2005 г.

9. Урунтаева Г. “Дошкольная психология”, М., 1996 г.

10. “Эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1985 г.

Материал festival.1september.ru

*Дополнительная образовательная программа по ритмике для детей дошкольного возраста (6-7 лет) «Танцы и здоровье».

* Чернышкова Валентина Анатольевна- учитель ритмики

* Рецензенты: учитель хореографии Муллагулова А. С.; методист по УВР ДПШ Советского района Тазетдинова Г. Г.

* индекс РБ г. Уфа ул. Комсомольская 33 телефон

* Чернышкова Валентина Анатольевна учитель ритмики

* Сформировано 4 группы. В группе занимается не более 15человек возраст 6-7 лет

* Цель программы: укреплять физическое и психическое здоровье детей, научить правильно, красиво двигаться и танцевать, воспитать эстетическое чувство вкуса. Направленность танцевально - эстетическая

* Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Программа составлена с учетом занятий 1 раз в неделю (занятие длится 25 минут) с октября по апрель месяц учебного года (всего 28 занятий) . Вид - модифицированная.

* Уровень реализации: дошкольное образование

* Уровень освоения: общекультурный

* Способ освоения содержания образования: репродуктивный

* Краткое содержание программы: Программа разделена на 7 разделов (например «Игроритмика», «Игрогимнастика» и т.д.) ,которые делятся на подразделы( например раздел «Игрогимнастика» подраздел «Строевые упражнения и т.д.) , в которых описаны основные элементы и упражнения(например раздел «Игротанцы» подраздел «Хореографические упражнения» упражнение «Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью» и т.д.) .

Пояснительная записка

Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.

Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразит все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетической совершенной форме.

Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Мы живем на рубеже веков - и в танце тоже отражается веяние времени.

Танцевальное искусство делает жизнь ярче и праздничнее.

Именно в танце человек получает возможность познать дух своего народа, ощутить пластику своего тела, наиболее полно выразить свои чувства. Танец во все времена был средством выражения настроения и эмоций в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Все, что люди не могли сказать словами, они стремились передать в танце.

Свобода и легкость, красота и пластичность танцевальных движений доставляют радость танцорам и восхищают зрителей.

Актуальность

Танцевальная гимнастика, ритмические упражнения необходимые для освоения танца, помогают приобрести учащимися навыки легкости, грациозности, избавить от тяжеловесности, скованности, что присуще детям данного микрорайона.

Танцы - это наиболее яркая и эмоциональная часть любого мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться.

Не последнюю роль играет и желание выделиться, проявить свои способности. Но самым главным, конечно же, является стремление танцевать.

Кроме того, ритмические движения и музыка воздействую на состояние здоровья человека.

Новизна

Учебный материал концентрируется вокруг блоков, каждый из которых включает в себя доступный и интересный по своему содержанию материал. В программу включены танцы народов мира, классические, современные, игровые-шуточные. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей и уровня первоначальной подготовки.

Цель программы– укреплять физическое и психическое здоровье детей, научить правильно, красиво двигаться и танцевать, воспитать эстетическое чувство вкуса.

Задачи программы:

1. Образовательные- ознакомление учащихся с танцами народов мира, классическими, современными, игровыми.

2. Воспитательные- развитие художественные способности учащихся, привить им любовь к танцам, воспитание любви к музыке, к хореографическому искусству, развитие фантазии и образное мышление учеников в области хореографии

3. Развивающие- Ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами в пространстве. Выработать правильную осанку и постановку корпуса.

Программа составлена с учетом занятий 1 раз в неделю (занятие длится 25 минут) с октября по апрель месяц учебного года (всего 28 занятий) .

Содержание программы

Ходьба на каждый счет и через счет.

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

Определение музыкального размера 4/4 и ?.

Бег в различном темпе

Материал nsportal.ru

учительинформатики МОУСОШ№1

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАКОМПЬЮТЕРНЫХПРОГРАММДЛЯДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Анализпрограммногообеспечения, рекомендуемогодетямдошкольноговозраста (каквнашейстране, такизарубежом) , показываетогромныевозможностикомпьютерныхигрдляобщегоинтеллектуальногоиэмоционально-личностногоразвитиядетейиихобучения. Вседетскиеигровыекомпьютерныепрограммывсилусвоейспецифической, специальноориентированнойнадошкольниковорганизацииносятразвивающийхарактер. Вместестем, вразнообразномассортиментедетскихпрограммвыделяетсябольшаягруппаобучающихиразвивающихкомпьютерныхигр, которыеспециальносоздаютсядляиспользованиявобразовательныхцелях .

Классификациякомпьютерныхпрограммиигр

Развивающиеигрыдлядошкольников.

Этокомпьютерныепрограммы, предназначенныедляформированияиразвитияудетейобщихумственныхспособностей, целеполагания, фантазии, воображения. Внихнетявнозаданнойцели - ониявляютсяинструментамидлятворчестваисамовыраженияребенка.

Кпрограммамэтоготипаотносятся:

  1. графическиередакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющиевозможностьсвободногорисованиянаэкранепрямымиикривымилиниями, контурнымиисплошнымигеометрическимифигурамиипятнами, закрашиваниязамкнутыхобластей, вставкиготовыхрисунков, стиранияизображения;
  2. простыетекстовыередакторыдляввода, редактирования, храненияипечатитекста;
  3. «конструкторысред» сразнообразнымифункциональнымивозможностямисвободногоперемещенияперсонажейидругихэлементовнафонедекораций, втомчислете, которыеслужатосновойсоздания «режиссерских» компьютерныхигр; «музыкальныередакторы» дляввода, храненияивоспроизведенияпростых (чащеодноголосых) мелодийвнотнойформезаписи;
  4. «конструкторысказок», совмещающиевозможностиэлементарныхтекстовогоиграфическогоредакторов.

Обучающиеигры

Этоигровыепрограммыдидактическоготипа, вкоторыхвигровойформепредлагаетсярешитьоднуилинесколькодидактическихзадач. Кэтомуклассуотносятсяигры, связанныесформированиемудетейначальныхматематическихпредставлений; собучениемазбуке, слого- исловообразованию, письмучерезчтениеичтениючерезписьмо, родномуииностраннымязыкам; сформированиемпредставленийпоориентациинаплоскостиивпространстве; сэстетическим, нравственнымвоспитанием; экологическимвоспитанием; сосновамисистематизациииклассификации, синтезаианализапонятий.

Игры - эксперименты

Виграхэтоготипацельиправилаигрынезаданыявно, аскрытывсюжетеилиспособеуправления. Поэтомуребенок, чтобыдобитьсяуспехаврешенииигровойзадачи, долженпутемпоисковыхдействийприйтикосознаниюцелииспособадействиявигре.

Игры-забавы

Втакихиграхнесодержатсявявномвидеигровыезадачиилизадачиразвития. Онипростопредоставляютвозможностьдетямразвлечься, осуществитьпоисковыедействияиувидетьнаэкранерезультатввидекакого-либо «микромультика».

Компьютерныедиагностическиеигры

Игрыразвивающие, обучающие, эксперименты, можносчитатьдиагностическими, посколькуопытныйпедагоги, темболее, психологпоспособурешениякомпьютерныхзадачсмогутмногоесказатьоребенке .

Примерыкомпьютерныхобучающихиразвивающихпрограмм:

Названиеигры

Читать далее nsportal.ru

педагог – психолог МДОУ д/с № 4

«Солнышко» г. Пятигорска

Командин Е. Н.

Актуальность

На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.

Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.

Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.

С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К. Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей) , так и отечественными учеными (Э.

Ш. Бубнова, Е. Е. Копченова, А. А. Реан) . Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, А. А. Романов) . Вместе с тем наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.

Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде.

С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.

Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме.

Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.

Н. Леонтьев) . Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д. Б. Эльконин и др.) .

Программа может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта.

Программа занятий рассчитана на 18,5 часов (37 занятий) . Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю. В каждой группе от 8 до 10 человек. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастными. Продолжительность каждого занятия 30-40 мин.

Цели программы:

  1. формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;
  2. формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими;
  3. коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников.

Задачи программы:

  1. оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
  2. создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;
  3. снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
  4. оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением;
  5. гармонизация уровня базальной эмоциональной регуляции;
  6. обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника:

  1. эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции) ;
  2. когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения) ;
  3. поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения) ;
  4. двигательную (за счет развития навыков психомоторики) .

Методы и приемы, используемые в программе:

  1. словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  2. ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  3. психогимнастика (имитационные игры) ;
  4. арт-терапия (свободное и тематическое рисование) ;
  5. телесно-ориентированная терапия;

Подробней на сайте nsportal.ru

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации воспитанников, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и общественными организациями.

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами) , так и отдельными блоками. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей в образовательном учреждении, ведь она не требует стартовой подготовки воспитанника и ребенок с особенностями психофизического развития может ее успешно усвоить, также, как и здоровые сверстники.

Пояснительная записка

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.

В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:

  • уважительного отношения к установленным правилам поведения;
  • осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
  • понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
  • установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
  • установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
  • неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
  • ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
  • ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание дошкольников в детском доме предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества(Ган Н. Ю.Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 (электронный ресурс) . - М.: РГБ. 2003. - С. 154.

Программа правового воспитания дошкольников содержит следующие разделы:

1. Введение.

3. Цели и задачи правового воспитания дошкольников детского дома.

4. Основные направления правового воспитания дошкольников детского дома 5. Содержание воспитания воспитания дошкольников детского дома

6. Совместная деятельность детского дома, семьи и общественности по правовому воспитанию дошкольников

7. Планируемые результаты правового воспитания дошкольников детского дома.

  • I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Цели:

  • формирование основ правового сознания дошкольников
  • способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

Правовое воспитание воспитанников детского дома направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

  • логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения) ;
  • эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения) ;
  • принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей) .

Основные задачи правового воспитания в детском доме:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
  • воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
  • создание в детском доме правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
  • повышение уровня правовой культуры педагогического состава детского дома и родителей (законных представителей) детей, ;
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и детского дома по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в детском доме, так и в семье;
  • формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
  • оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Модель организации правового воспитания в детском доме.

Модель организации правового воспитания в детском доме основана на социальном партнерстве детского дома с родителями (законными представителями) , требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители) , педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты) .

Система взаимодействия—это организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно- образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр. Работа с детьмивне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.

Блок «работа с детьми» включает в себя девять фронтальных занятий в год, т.е. одно занятие в месяц. Такого количества занятий недостаточно, что бы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания.

Организованная форма обучениявключает в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) .

Самостоятельная деятельность детейвключает:

  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: