Психофизическое развитие дошкольного детства

Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1

Часть 2

Часть з

ПЕДСОВЕТ

«Психофизическое развитие детей

посредством подвижных игр» (часть 1).

Литература:

1. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе – М. : Просвещение, 1983.

2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. : Просвещение, 1978., стр. 80, 117, 155, 202, 244.

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. : Просвещение, 1986., стр. 35, 79, 127, 194, 257.

4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 1985., с. 148.

5. Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 1976., с. 158.

6. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2006.-№3.-С. 117-122.

7. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25

8. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 84-87.

9. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2000.-С. 30-48.

План проведения:

I. Теоретическая часть.

1. Сообщение заведующего о роли подвижной игры в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста

(Инструктор по физической культуре) .

3. Подвижные игры в воспитании и развитии дошкольников (Старший воспитатель) .

4. Итоги тематического контроля организации подвижных игр и педагогического руководства ими в разных возрастных группах детского сада (Справка) .

II. Практическая часть. Деловая игра «Знатоки подвижных игр».

I.

1. Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

Все методы воспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижение всестороннего гармонического развития ребенка, и должны обеспечивать формирование самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Этому в большей мере способствует комплексное использование разнообразных средств.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Старших ребят надо приучать к совместным играм с малышами, оказывать им помощь в выборе игр, участвовать в играх в качестве водящего, следить за ходом игры, подсказывать порядок игровых действий, напоминать правила и т. д.

Чаще всего подвижные игры используют в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, к увеличению работоспособности.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови! », «Беги! », «Стой! » и др.

По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Ведущая цель п/игр – физическое развитие и оздоровление детей.

Я. А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

• движение;

• физическая раскованность и свобода;

• общественный характер;

• состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;

• наличие правил, т. к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;

• легкость, которую приобретает каждый ее участник;

• ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

2. Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста (Инструктор по физической культуре) .

Младший дошкольный возраст. Это период активного накопления и использование всего арсенала движений, их вариантов и сочетаний. Этот возраст сензитивен к развитию быстроты, выносливости, мышечной силы, функции равновесия, основное внимание на развитие психофизических качеств. Ребёнку 3 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники.

Средний возраст 4-5 лет.

С 4 до 7 лет – это период первого детства. С точки зрения нейрофизиологов, нейропсихологов, его начало - один из самых сложных этапов жизни ребёнка, который обозначается как критический.

В четыре года ребёнок заявляет о себе как о личности, но не всегда и не всеми взрослыми это воспринимается как факт. С этого возраста начинают формироваться способы поведения детей, свойственные только мальчикам и только девочкам. Дети этого возраста достаточно свободно ориентируются в пространстве.

Детям 4-5 лет становятся интересными наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Дети этого возраста хорошо осваивают разные виды ходьбы, оформляется структура бега, вот почему особое внимание обращается на то, чтобы дети бегали легко, ритмично, энергично. Внимание детей пятого года жизни приобретает всё более устойчивый характер, у них совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Старший дошкольный возраст.

Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол) .

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.

К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются

по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игр.

Таким образом, движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Прогулки, физ. досуги и занятия, включающие разные варианты подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом уровня двигательной активности детей, позволяют решать важные задачи, направленные на укрепление их физического и психического здоровья.

www.maam.ru

Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания

В условиях детских дошкольных учреждений воспитывается более 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте формируются психологические особенности ребенка и развиваются интеллектуальные и физические возможности личности. В этот период в организме ребенка при неблагоприятных условиях происходят значительные изменения, приводящие в последующие годы к развитию хронических заболеваний. Вместе с тем более 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к категории часто болеющих. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

При ежегодных медицинских осмотрах выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, недостаточное физическое развитие. Между тем в период интенсивного роста и развития ребенка ведущей системой развивающегося организма является костно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т. е. чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.

В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная слаженная работа педагогов, врачей, психологов. Один из путей решения этой проблемы - разработка и внедрение комплексных оздоровительных программ. В работе с детьми очень важен их интерес к занятиям физической культурой.

Дошкольники с нарушениями в психофизическом развитии испытывают затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы детского сада.

Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта. В процессе развития и обучения детей в ДОУ происходит постоянное совершенствование сенсорных и моторных функций. Сенсорные реакции становятся более дифференцированными и носят избирательный характер. Двигательная активность в этом возрасте приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Игры и упражнения с мячом имеют большое влияние на психофизическое развитие дошкольников, в частности они развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом реализуют очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. Такие важные составляющие развития как общая моторика, пространственное представление, координация, понятия «право-лево» необычайно важны в дошкольном детстве для развития мышления и речи.

О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений.

Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка.

Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)

- Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки.

Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» - «правое») ; расширяет периферийное зрение.

- Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков.

Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.

www.maam.ru

Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.

Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возраста занимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова) ; лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин) ; психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор. При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.

Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.

Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.

На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.

На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.

К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение, в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.

У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).

Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.

На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.

В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.

Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.

Список литературы:

1. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выгодский. - М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.

2. Козырёва, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст]: учеб. пособие для воспитателей и родителей / Л. М. Козырёва. - Ярославль: Академия развития, 2001.- 160с.

3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мазаик-синтез, 2006.- 152с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика – синтез, 2005.- 345с.

www.maam.ru

- Работа медицинского персонала

- Работа со школами.

Медицинское направление - отслеживание эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду врачами ЛФК, медработниками ДОУ (на физкультурных занятиях, в бассейне, логоритмике, утренней гимнастике, закаливающих процедурах, прогулке, самостоятельной двигательной активности детей, дополнительных физкультурных занятиях по спортивной и художественной гимнастике и др.) . Вся работа ведется с целью оценки и корректировки физкультурно-оздоровительной работы в детском саду .

Профилактические мероприятия проводятся медработником ДОУ. Они включают в себя витаминотерапию, фиточай, дрожжевые напитки, физиолечение УВЧ, ингаляции, осмотр детей узкими специалистами; ЛФК; массаж для улучшения работоспособности спинного отдела и голеностопного сустава) .

Работа с детьми может проводитmся как физкультурно-оздоровительная:

- на физкультурных занятиях (по 30 мин. 2 раза в неделю) , дополнительных физкультурных занятиях по спортивной аэробике (по 45 мин., 3 раза в неделю во второй половине дня, у девочек с 4 -х лет, у мальчиков - с 5 лет) ;

- в бассейне (по 30-40- мин. 2 раза в неделю, начиная с 3х лет. С 2-х до3-х лет в младшей группе можно использовать сухой бассейн) ;

- как логоритмика в старших и подготовительных логопедических группах (1 раз в неделю по 30 минут) ;

- в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия подвижные игры, физминутки, психогимнастика, физические упражнения на прогулке, катание на лыжах) ;

- как самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми) ;

- как активный отдых (праздники, развлечения, соревнования: 1 раз в месяц - инструктором по физической культуре и бассейна, 1 раз музыкальным руководителем, 1 раз в месяц – воспитателями (всего 2 развлечения в месяц) ;

- проводятся срезовые обследования в форме соревнования на базе детского сада и спортивной школы. Занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и подгрупповые) .

Работа с родителями предполагает следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, наглядная пропаганда.

1. Коллективная: общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия, КВН, «Новоселье» и др.) . Консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей) , совместно с родителями проводятся праздники, развлечения, соревнования, концерты, «Дни открытых дверей».

2. Консультации у специалистов детского сада: логопедов, инструкторов по физической культуре, бассейна, врача, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп) .

3. Беседы с родителями на интересующие их темы.

4. Посещение детей на дому.

5. Анкетирование родителей, поручения родителям (индивидуальные рекомендации, журналы, издаваемые в группах рассказывающие о жизни детей в данной группе) .

Во второй главе будет рассмотрен комплекс практических мероприятий в ДОУ по развитию и контролю за психофизическим состоянием дошкольников.

Глава II. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей В ДОУ

2.1 Организационно-методическое обеспечение

Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:

- создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, -интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

- организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики;

- создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;

- разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста;

- совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;

- обеспечить рациональное питание.

Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников можно использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Современная практика работы ДОУ показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизиологического, моционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики .

Одним из ключевых вопросов в системе управления дошкольным учреждением является организация медико-педагогического контроля.

В практической работе применяют несколько блоков по психофизическому развитию детей.

1) Здоровье

В содержание блока включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду» и «Школа моего питания» для каждого возраста. В этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.

- Раздел «Я узнаю себя». Содержание представлено по нескольким направлениям: «Знакомимся с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными».

При реализации этого раздела перед педагогами ставятся задачи не только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у детей младших групп желание быть здоровыми, у старших — сформировать потребность в здоровом образе жизни. В то же время не рекомендуется давать детям дошкольного возраста сведения об анатомическом строении организма человека.

- Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» раскрывает задачи, направленные на обеспечение тренировки защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, предлагаются разные варианты использования основных природных факторов окружающей среды (солнца, воздуха и воды) .

Отличительной особенностью этого раздела является включение в его содержание задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье.

Кроме того, в разделе раскрывается комплексная система закаливания для разного возраста детей с учетом их индивидуальных особенностей и физического здоровья. Особо выделяется работа с детьми, пришедшими после болезни.

- Раздел «Школа моего питания» раскрывает вопросы правильного питания детей. Большое внимание уделяется созданию условий для полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них соответствующих культурно-гигиенических навыков. Особо подчеркивается необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, отрабатывается единство подходов в решении вопросов питания детей.

Отличительной особенностью данного раздела является его методическая направленность.

2) Азбука движений

В программу данного блока включены основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, равновесие, метание — для всех возрастных групп. Содержание программного материала предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости) ; формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма) ; проведение работы по профилактике и коррекции организма.

Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные на закрепление различных движений. В старшей и подготовительной к школе группах предусмотрен материал элементарной спортивной подготовки детей.

Но в то же время этот материал не следует рассматривать в качестве специальной профессиональной подготовки детей к большому спорту. Цель данного материала — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых из указанных спортивных играх и упражнениях.

Одновременно рекомендуется учитывать интерес родителей и способности ребенка к спортивной, игровой деятельности. Так, в старшем дошкольном возрасте детям желательно раскрыть элементарные понятия и представления о разных видах спорта, играх с элементами спорта; в подготовительной к школе группе детей можно учить некоторым правилам и техническим приемам спортивной игры .

Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Детям, которые впервые переступили порог физкультурного зала, — особая забота. Как правило, эти дети не подготовлены работать в коллективе, физически слабые, эмоционально заторможенные.

Снять напряжение, включить в деятельность помогают игровые приемы, образные ситуации, сюжеты сказок, в которые малышу очень хочется поиграть.

вид занятия.

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разрабатывается двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы».

Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (Рождественские и весенние) . В конце раздела приводится практический материал по данным формам работы с детьми.

2.2 Работа с кадрами дошкольного учреждения

Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики.

Для более эффективного взаимодействия педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка в дошкольном учреждении необходимо организовывать семинары, консультации, тренинги, практикумы, беседы. В условиях дошкольного учреждения рассматриваются следующие вопросы, которые помогут педагогическому, техническому персоналу и родителям постепенно овладеть приемами здоровьесберегающей технологии:

I. Вопросы возрастной физиологии и психологии

План консультации:

1. Особенности физического развития ребенка на разных возрастных этапах и условия его воспитания.

2. Организация гигиенического режима для двигательной деятельности.

3. Профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребенка.

4. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенка.

5. Гигиена дыхания.

II. Педагогическое общение (для педагогов и родителей) Проблему рассмотривают на постоянно-действующем семинаре-практикуме, в содержание которого, кроме теоретических занятий, обязательно включены педагогические тренинги.

План семинара:

1. Что такое педагогическое общение?

2. Умеем ли мы говорить с ребенком?

3. Умеем ли ребенка слушать?

4. Детские конфликты, роль педагога при их разрешении.

5. Наказания и запреты.

6. Оценка и поощрения.

III. Организация периода адаптации в разных возрастных группах. В содержании проблемы на консультативных встречах с педагогами ДОУ прорабатываются следующие вопросы:

1. Как организовать период адаптации в каждой возрастной группе?

2. Как обеспечить спокойную адаптацию вновь поступивших детей (работа с родителями) ?

3. Какие материалы для обследования детей надо подготовить и как их использовать?

4. Особенности организации работы в рамках гибкого режима.

5. Как создать эмоционально-комфортную среду в группе и дома?

IV. О проведении обследования детей ДОУ

При реализации этой темы обязательно знакомят педагогический коллектив с содержанием методического письма Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.01.99 «О практике проведения диагностики развития детей дошкольного возраста в ДОУ».

Для проведения квалифицированного всестороннего обследования детей объединяют усилия всех специалистов учреждения, обеспечив их нормативными материалами и методиками обследования.

Так, обследование уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится медицинским персоналом и воспитателем по физической культуре 2 раза в год (в начале и в конце) .

Промежуточное обследование проводят с детьми, развитие которых по показателям не соответствует нормативам. При обследовании используют программу скрининг-тестов, разработанную НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Горкомсанэпиднадзора России и утвержденную Министерством здравоохранения и Министерством образования России.

Психолого-педагогическое обследование детей проводит психолог — 2 раза в год (при необходимости проводится промежуточное обследование) . При этом он особое внимание обращает на уровень развития памяти, внимания, умственной работоспособности, речи, логики мышления и эмоционально-волевой сферы ребенка. Методика обследования психических процессов выбирается психологом самостоятельно.

Для определения эмоционально-волевой сферы ребенка используются задания, разработанные В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры».

Особое внимание при этом нужно уделяют следующим проблемам:

- адекватность реакции детей на различные явления окружающей действительности;

- различение и понимание детьми эмоциональных состояний других людей;

- объем понимаемых и переживаемых ребенком эмоций, передача эмоционального состояния в речи, терминологическое обогащение языка;

- проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Педагогическое обследование проводят педагоги группы, используя разные формы работы: наблюдения за состоянием и поведением ребенка; беседы с ним и родителями; анкетирование; дневниковые записи; образцы детских работ; интервью; дидактические и подвижные игры; итоговые занятия (их содержание предусматривает использование материалов предыдущей по возрасту группы) .

Педагог фиксирует степень самостоятельного выполнения задания детьми, занимая рефлексивную позицию. В ходе обследования выявляют индивидуальные особенности сна, аппетита, уровень развития умений и навыков, активную позицию работоспособности в течение дня; интересы детей, поведенческие реакции.

Вновь поступивших детей обследуют в присутствии родителей. Показатели фиксируются специалистами в картах и доводятся до сведения руководства дошкольного учреждения, воспитателей и родителей (в индивидуальном порядке) .

Результаты оценки физической подготовленности детей заносятся в сводные карты (указывается высокий, средний, низкий уровни) , сравниваются с показателями утвержденных нормативов. Результаты могут обрабатываться в компьютере. В этом случае на основе полученных данных каждому ребенку выдается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями на полугодие, что позволяет использовать специальные двигательные режимы как факторы естественного оздоровления.

Кроме того, компьютерная программа дает аналитическую информацию о состоянии физической подготовленности любой возрастной группы, параллели групп, отдельно мальчиков и девочек, что поможет успешно корректировать работу в детском саду и семье.

2.3 Организация работы по взаимодействию с родителями

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимости от вида учреждения роль родителей существенно отличается) .

Рекомендации педагогическому персоналу по организации иного подхода в работе с родителями доводятся на консультативных, индивидуальных встречах в конце текущего учебного года.

Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в проведении культурно-гигиенических навыков, установлении времени для пребывания детей на свежем воздухе, проведении статических занятий, использовании электронных средств информации;

- привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач.

Первое, что необходимо сделать руководителю, это предварительно показать родителям условия, в которых будет воспитываться их ребенок; познакомить с содержанием работы ДОУ и наличием дополнительных услуг, а также с педагогами группы, в которую будет ходить малыш.

Далее следует оформить и подписать договор, предварительно обговорив с родителями все его положения, особенно вопросы питания, оплаты, обеспечения детей спортивной формой (в соответствии с сезоном) , время прихода в дошкольное учреждение.

Важно, чтобы родители поняли необходимость постепенного введения ребенка в детский коллектив, для чего предложить им предварительно побывать с ребенком на разных занятиях, которые организуются в дошкольном учреждении для тех, кто готовится к поступлению в ДОУ.

После этого целесообразно организовать для ребенка кратковременное посещение детского сада (занятие, прогулка, питание, сон) . При благоприятной адаптации ребенка этот период может составить 2—3 недели.

Немаловажным для педагогов является вопрос знакомства с семьей своего воспитанника. Для этого рекомендуются следующие методы изучения семьи:

- беседы с родителями (о составе семьи, об участии членов семьи в воспитании ребенка; о подготовленности родителей к совместному участию в воспитании, об особенностях в поведении их ребенка и др.) , беседы с ребенком на темы, близкие его возрасту и интересам;

- наблюдения за ребенком;

- анкетирование (по любым интересующим педагогов вопросам) ;

- посещение семьи;

- изучение рисунков ребенка на тему «Моя семья».

Для проведения анкетирования родителей в помощь педагогам во время консультации или на стенде информации можно предложить следующие примерные анкеты.

Анкета 1

Просим вас ответить на следующие вопросы:

¦ Сколько лет вашему ребенку?

¦ Как долго ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?

¦ Вы получаете информацию о:

— целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка?

— режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях) ?

— питании (меню) ?

¦ Проводится ли в дошкольном учреждении специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, пребывание их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т.д.) ?

¦ Имеете ли возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми и других мероприятиях?

¦ Получаете ли вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка, об изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках (информационный стенд, устные сообщения сотрудников) ?

¦ Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.) , которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении?

Напишите ваши предложения по улучшению работы детского сада. Мы будем очень признательны, если вы вернете анкету заполненной.

Анкета 2

Общие сведения о ребенке и семье

- Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

- Состав семьи.

Источник x-uni.com

Реферат - Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении - Педагогика

— Работа медицинского персонала

— Работа со школами.

Медицинское направление — отслеживание эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду врачами ЛФК, медработниками ДОУ (на физкультурных занятиях, в бассейне, логоритмике, утренней гимнастике, закаливающих процедурах, прогулке, самостоятельной двигательной активности детей, дополнительных физкультурных занятиях по спортивной и художественной гимнастике и др.) . Вся работа ведется с целью оценки и корректировки физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Профилактические мероприятия проводятся медработником ДОУ. Они включают в себя витаминотерапию, фиточай, дрожжевые напитки, физиолечение УВЧ, ингаляции, осмотр детей узкими специалистами; ЛФК; массаж для улучшения работоспособности спинного отдела и голеностопного сустава) .

Работа с детьми может проводитmся как физкультурно-оздоровительная:

— на физкультурных занятиях (по 30 мин. 2 раза в неделю) , дополнительных физкультурных занятиях по спортивной аэробике (по 45 мин., 3 раза в неделю во второй половине дня, у девочек с 4 -х лет, у мальчиков — с 5 лет) ;

— в бассейне (по 30-40- мин. 2 раза в неделю, начиная с 3х лет. С 2-х до3-х лет в младшей группе можно использовать сухой бассейн) ;

— как логоритмика в старших и подготовительных логопедических группах (1 раз в неделю по 30 минут) ;

— в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия подвижные игры, физминутки, психогимнастика, физические упражнения на прогулке, катание на лыжах) ;

— как самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми) ;

— как активный отдых (праздники, развлечения, соревнования: 1 раз в месяц — инструктором по физической культуре и бассейна, 1 раз музыкальным руководителем, 1 раз в месяц – воспитателями (всего 2 развлечения в месяц) ;

— проводятся срезовые обследования в форме соревнования на базе детского сада и спортивной школы. Занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и подгрупповые) .

Работа с родителями предполагает следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, наглядная пропаганда.

1. Коллективная: общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия, КВН, «Новоселье» и др.) . Консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей) , совместно с родителями проводятся праздники, развлечения, соревнования, концерты, «Дни открытых дверей».

2. Консультации у специалистов детского сада: логопедов, инструкторов по физической культуре, бассейна, врача, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп) .

3. Беседы с родителями на интересующие их темы.

4. Посещение детей на дому.

5. Анкетирование родителей, поручения родителям (индивидуальные рекомендации, журналы, издаваемые в группах рассказывающие о жизни детей в данной группе) .

Во второй главе будет рассмотрен комплекс практических мероприятий в ДОУ по развитию и контролю за психофизическим состоянием дошкольников.

Глава II. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей В ДОУ

2.1 Организационно-методическое обеспечение

Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:

— создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, -интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

— организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики;

— создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;

— разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста;

— совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;

— обеспечить рациональное питание.

Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников можно использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Современная практика работы ДОУ показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизиологического, моционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики.

Одним из ключевых вопросов в системе управления дошкольным учреждением является организация медико-педагогического контроля.

В практической работе применяют несколько блоков по психофизическому развитию детей.

1) Здоровье

В содержание блока включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду» и «Школа моего питания» для каждого возраста. В этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.

— Раздел «Я узнаю себя». Содержание представлено по нескольким направлениям: «Знакомимся с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными».

При реализации этого раздела перед педагогами ставятся задачи не только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у детей младших групп желание быть здоровыми, у старших — сформировать потребность в здоровом образе жизни. В то же время не рекомендуется давать детям дошкольного возраста сведения об анатомическом строении организма человека.

— Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» раскрывает задачи, направленные на обеспечение тренировки защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, предлагаются разные варианты использования основных природных факторов окружающей среды (солнца, воздуха и воды) .

Отличительной особенностью этого раздела является включение в его содержание задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье.

Кроме того, в разделе раскрывается комплексная система закаливания для разного возраста детей с учетом их индивидуальных особенностей и физического здоровья. Особо выделяется работа с детьми, пришедшими после болезни.

— Раздел «Школа моего питания» раскрывает вопросы правильного питания детей. Большое внимание уделяется созданию условий для полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них соответствующих культурно-гигиенических навыков. Особо подчеркивается необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, отрабатывается единство подходов в решении вопросов питания детей.

Отличительной особенностью данного раздела является его методическая направленность.

2) Азбука движений

В программу данного блока включены основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, равновесие, метание — для всех возрастных групп. Содержание программного материала предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости) ; формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма) ; проведение работы по профилактике и коррекции организма.

Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные на закрепление различных движений. В старшей и подготовительной к школе группах предусмотрен материал элементарной спортивной подготовки детей.

Но в то же время этот материал не следует рассматривать в качестве специальной профессиональной подготовки детей к большому спорту. Цель данного материала — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых из указанных спортивных играх и упражнениях.

Одновременно рекомендуется учитывать интерес родителей и способности ребенка к спортивной, игровой деятельности. Так, в старшем дошкольном возрасте детям желательно раскрыть элементарные понятия и представления о разных видах спорта, играх с элементами спорта; в подготовительной к школе группе детей можно учить некоторым правилам и техническим приемам спортивной игры .

Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Детям, которые впервые переступили порог физкультурного зала, — особая забота. Как правило, эти дети не подготовлены работать в коллективе, физически слабые, эмоционально заторможенные.

Снять напряжение, включить в деятельность помогают игровые приемы, образные ситуации, сюжеты сказок, в которые малышу очень хочется поиграть.

вид занятия.

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разрабатывается двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы».

Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (Рождественские и весенние) . В конце раздела приводится практический материал по данным формам работы с детьми.

2.2 Работа с кадрами дошкольного учреждения

Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики.

Для более эффективного взаимодействия педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка в дошкольном учреждении необходимо организовывать семинары, консультации, тренинги, практикумы, беседы. В условиях дошкольного учреждения рассматриваются следующие вопросы, которые помогут педагогическому, техническому персоналу и родителям постепенно овладеть приемами здоровьесберегающей технологии:

I. Вопросы возрастной физиологии и психологии

План консультации:

1. Особенности физического развития ребенка на разных возрастных этапах и условия его воспитания.

2. Организация гигиенического режима для двигательной деятельности.

3. Профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребенка.

4. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенка.

5. Гигиена дыхания.

II. Педагогическое общение (для педагогов и родителей) Проблему рассмотривают на постоянно-действующем семинаре-практикуме, в содержание которого, кроме теоретических занятий, обязательно включены педагогические тренинги.

План семинара:

1. Что такое педагогическое общение?

2. Умеем ли мы говорить с ребенком?

3. Умеем ли ребенка слушать?

4. Детские конфликты, роль педагога при их разрешении.

5. Наказания и запреты.

6. Оценка и поощрения.

III. Организация периода адаптации в разных возрастных группах. В содержании проблемы на консультативных встречах с педагогами ДОУ прорабатываются следующие вопросы:

1. Как организовать период адаптации в каждой возрастной группе?

2. Как обеспечить спокойную адаптацию вновь поступивших детей (работа с родителями) ?

3. Какие материалы для обследования детей надо подготовить и как их использовать?

4. Особенности организации работы в рамках гибкого режима.

5. Как создать эмоционально-комфортную среду в группе и дома?

IV. О проведении обследования детей ДОУ

При реализации этой темы обязательно знакомят педагогический коллектив с содержанием методического письма Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.01.99 «О практике проведения диагностики развития детей дошкольного возраста в ДОУ».

Для проведения квалифицированного всестороннего обследования детей объединяют усилия всех специалистов учреждения, обеспечив их нормативными материалами и методиками обследования.

Так, обследование уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится медицинским персоналом и воспитателем по физической культуре 2 раза в год (в начале и в конце) .

Промежуточное обследование проводят с детьми, развитие которых по показателям не соответствует нормативам. При обследовании используют программу скрининг-тестов, разработанную НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Горкомсанэпиднадзора России и утвержденную Министерством здравоохранения и Министерством образования России.

Психолого-педагогическое обследование детей проводит психолог — 2 раза в год (при необходимости проводится промежуточное обследование) . При этом он особое внимание обращает на уровень развития памяти, внимания, умственной работоспособности, речи, логики мышления и эмоционально-волевой сферы ребенка. Методика обследования психических процессов выбирается психологом самостоятельно.

Для определения эмоционально-волевой сферы ребенка используются задания, разработанные В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры».

Особое внимание при этом нужно уделяют следующим проблемам:

— адекватность реакции детей на различные явления окружающей действительности;

— различение и понимание детьми эмоциональных состояний других людей;

— объем понимаемых и переживаемых ребенком эмоций, передача эмоционального состояния в речи, терминологическое обогащение языка;

— проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Педагогическое обследование проводят педагоги группы, используя разные формы работы: наблюдения за состоянием и поведением ребенка; беседы с ним и родителями; анкетирование; дневниковые записи; образцы детских работ; интервью; дидактические и подвижные игры; итоговые занятия (их содержание предусматривает использование материалов предыдущей по возрасту группы) .

Педагог фиксирует степень самостоятельного выполнения задания детьми, занимая рефлексивную позицию. В ходе обследования выявляют индивидуальные особенности сна, аппетита, уровень развития умений и навыков, активную позицию работоспособности в течение дня; интересы детей, поведенческие реакции.

Вновь поступивших детей обследуют в присутствии родителей. Показатели фиксируются специалистами в картах и доводятся до сведения руководства дошкольного учреждения, воспитателей и родителей (в индивидуальном порядке) .

Результаты оценки физической подготовленности детей заносятся в сводные карты (указывается высокий, средний, низкий уровни) , сравниваются с показателями утвержденных нормативов. Результаты могут обрабатываться в компьютере. В этом случае на основе полученных данных каждому ребенку выдается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями на полугодие, что позволяет использовать специальные двигательные режимы как факторы естественного оздоровления.

Кроме того, компьютерная программа дает аналитическую информацию о состоянии физической подготовленности любой возрастной группы, параллели групп, отдельно мальчиков и девочек, что поможет успешно корректировать работу в детском саду и семье.

2.3 Организация работы по взаимодействию с родителями

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимости от вида учреждения роль родителей существенно отличается) .

Рекомендации педагогическому персоналу по организации иного подхода в работе с родителями доводятся на консультативных, индивидуальных встречах в конце текущего учебного года.

Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

— повысить педагогическую культуру родителей;

— определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в проведении культурно-гигиенических навыков, установлении времени для пребывания детей на свежем воздухе, проведении статических занятий, использовании электронных средств информации;

— привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач.

Первое, что необходимо сделать руководителю, это предварительно показать родителям условия, в которых будет воспитываться их ребенок; познакомить с содержанием работы ДОУ и наличием дополнительных услуг, а также с педагогами группы, в которую будет ходить малыш.

Далее следует оформить и подписать договор, предварительно обговорив с родителями все его положения, особенно вопросы питания, оплаты, обеспечения детей спортивной формой (в соответствии с сезоном) , время прихода в дошкольное учреждение.

Важно, чтобы родители поняли необходимость постепенного введения ребенка в детский коллектив, для чего предложить им предварительно побывать с ребенком на разных занятиях, которые организуются в дошкольном учреждении для тех, кто готовится к поступлению в ДОУ.

После этого целесообразно организовать для ребенка кратковременное посещение детского сада (занятие, прогулка, питание, сон) . При благоприятной адаптации ребенка этот период может составить 2—3 недели.

Немаловажным для педагогов является вопрос знакомства с семьей своего воспитанника. Для этого рекомендуются следующие методы изучения семьи:

— беседы с родителями (о составе семьи, об участии членов семьи в воспитании ребенка; о подготовленности родителей к совместному участию в воспитании, об особенностях в поведении их ребенка и др.) , беседы с ребенком на темы, близкие его возрасту и интересам;

— наблюдения за ребенком;

— анкетирование (по любым интересующим педагогов вопросам) ;

— посещение семьи;

— изучение рисунков ребенка на тему «Моя семья».

Для проведения анкетирования родителей в помощь педагогам во время консультации или на стенде информации можно предложить следующие примерные анкеты.

Анкета 1

Просим вас ответить на следующие вопросы:

¦ Сколько лет вашему ребенку?

¦ Как долго ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?

¦ Вы получаете информацию о:

— целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка?

— режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях) ?

— питании (меню) ?

¦ Проводится ли в дошкольном учреждении специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, пребывание их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т.д.) ?

¦ Имеете ли возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми и других мероприятиях?

¦ Получаете ли вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка, об изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках (информационный стенд, устные сообщения сотрудников) ?

¦ Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.) , которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении?

Напишите ваши предложения по улучшению работы детского сада. Мы будем очень признательны, если вы вернете анкету заполненной.

Анкета 2

Общие сведения о ребенке и семье

— Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

— Состав семьи.

Подробней на сайте www.ronl.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Методики развития детей дошкольного возраста

    МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...