Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки

Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! »

Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ «ЦРР д-с» Дюймовочка МО г. Алдан РС (Я)

Информационная карта проекта

• Продолжительность проекта: 2014-2015г.

• Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

• Участники проекта: воспитанники средней и старшей групп, педагог дополнительного образования; воспитатели, родители, музыкальный работник.

• Возраст детей: 4-7 лет

Актуальность

• В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

• В процессе воспитания и обучения понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.

• Литературный жанр «сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т, к, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.

Проблема

• Ни для кого не секрет, что в наше время, время глобальной компьютеризации существует явный диссонанс между миром реальным и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности. Это сказывается как на внешнем, так и на и на внутреннем мире ребёнка.

• Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует всестороннему развитию личности, глушит природные задатки, не позволяя личности развиваться творчески и всесторонне.

Цель

• Создание системы развития творческих способностей для реализации креативного потенциала активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной, духовно-нравственной и развивающейся личности посредством приобщения к литературному жанру – сказке.

Задачи

• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.

• Создать психологически комфортные условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с охватом всех образовательных областей. Привлечь ко взаимодействию социальных партнёров.

• Создать систему реализации творческого потенциала личности при помощи сказки.

Краткое содержание проекта:

1 этап

• Диагностический - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей; изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;

2 этап

• Теоретический – создание системы развития творческих способностей, научно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию проекта.

3 этап

• Практический – апробация системы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Обогащение и распространение опыта.

Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста при помощи сказки

1 блок

Воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для развития творческой личности: наблюдательности, коммуникативности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.

2 блок

Планирование и осуществление совместной деятельности педагогов и воспитанников по теме проекта «Сказка - рядом с нами! » с охватом пяти образовательных областей согласно ФГОС.

3 блок

Самовыражение индивидуальности детской личности через творчество и театральную деятельность.

Презентация результатов деятельности.

Формы работы.

• Театрализованные игры.

• Занятия в театральном кружке.

• Рассказы воспитателя о театре.

• Организация спектаклей.

• Индивидуальные творческие задания.

• Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

• Беседы-диалоги.

• Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

• Чтение литературы – русских народных и авторских сказок.

• Оформление альбома о театре.

Заключение

• Выводы и заключения по диагностическим исследованиям наглядно показывают, как положительно влияет работа со сказкой на всестороннее личностное развитие воспитанников дошкольного возраста, на раскрытие их творческих способностей, а так же – на воспитание нравственных качеств у детей и развитие духовной личности.

Прикреплённые файлы:

proekt-kopija_eps3p.pptx | 16823,6 Кб | Скачан: 19
www.maam.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования? » были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

При детском саде существует клуб «Гнездышко», где родители могут получить индивидуальные консультации по вопросам адаптации своего ребенка.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

• Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»

• И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»

• И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»

• Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:

1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) ;

2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) .

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

www.maam.ru

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:

  • улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии) ;
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
  • обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации дошкольника - это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители.

Идеально, если ребенок дополнительно имеет позитивный опыт раннего обучения и возможности узконаправленной квалифицированной помощи. Имеются ввиду развивающие занятия и профессиональная подготовка к школе.

Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним.

Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры.

Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность.

Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться - это необходимо стимулировать в них.

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится») , давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать») , усиливать мотивацию («это необходимо нам для…») .

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие - это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.

Теги: обучение

Развитие мотивации к обучению у дошкольников - RODITELI.UA

Егор | Написано: 25.06.2015 08:38:28 Поощрение и мотивация - это очень сильная штука. Мы с женой воспитываем пятерых. Со старшими - особенно не просто. "Помочь" им делать правильное, и не делать неправильное - сложно, и не всегда удается.

При этом считаем, что мотивировать деньгами нельзя ни в коем случае. Сделали систему, которой пользуемся - horoshometr.ru. Нам помогает, детям нравится.

tchapova.lyda@yandex.ru | Написано: 15.02.2014 13:13:06 мне очень понравилась статья.очень емко,позитивно.не хватило только предостеречь от лишнего нажима на детей.чтоб родители и учителя не перегнули палку в своих стараниях) )

Добавить комментарий

Материал с сайта www.roditeli.ua

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. При этом основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Взрослый выполняет функцию соорганизатора детской деятельности, партнера, советника и эксперта, а детский коллектив – функцию формирования общественного мнения, функцию психолого-педагогической поддержки или конкуренции. Совмещение данных функций с развитием Образа себя как реального, так и потенциального возможно в ходе детской игры.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.

Рассмотрим онтогенез игры.

Ознакомительная игровая деятельность – первый этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Отобразительная игровая деятельность – второй этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.

Сюжетно-отобразительная игровая деятельность – предшествующий сюжетно-ролевой игре этап становления игры у ребенка дошкольного возраста. Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом.

И. О. Ивакина выделяет три уровня сюжетно-отобразительной игры:

высокий уровень сформированности, когда замысел у ребенка возникает по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь;

средний уровень – замысел появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. Игровые задачи ребенок ставит как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности.

Могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок использует только знакомые предметы-заместители. Роли взрослого малыш не принимает.

низкий уровень – чаще всего требуется помощь взрослого. Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще однообразные, по степени обобщенности только развернутые.

Сюжетно-ролевая игровая деятельность – уровень становления игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей.

С данной точки зрения, развернутая игра состоит из следующих компонентов: потребностно-мотивациоииого, целевого, содержательного, операционного, результативного.

1. Мотивационно-потребностный компонент. Игровая деятельность реализует потребность ребенка в социальной компетенции, так как мотивом игры является "быть как взрослый".

Учитывая мотивационное начало детской игры, Д. Б. Эльконин в организации игры выделяет три момента:

– в ознакомлении с окружающим: необходимо уделять особое внимание деятельности человека и его отношениям с другими людьми;

– руководство игрой надо строить так, чтобы смысл игровой деятельности не заслонялся "техническими моментами выполняемых действий";

– оказывать помощь детям в борьбе с мимолетными желаниями, появляющимися в игре и "содействовать контролю самого ребенка и сто товарищей по игре за выполнением роли".

2. Целевой компонент. Особенностью детской игры является сдвиг мотива, г.е. желания быть, как взрослый, на цель.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.д.) , выступая в роли взрослого. При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

3. Содержательный компонент. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Чем больше возможностей для активного действия, тем привлекательнее становится игра.

Поэтому ребенку интереснее быть продавцом, чем покупателем, шофером, чем пассажиром и др.

С этой точки зрения представляет интерес исследование Н. Я. Михайленко, в котором выделена логика развития сюжета детской игры:

– одноперсонажные (предпосылочные, усеченные) , характеризующиеся действием единственного персонажа;

– многоперсонажные, характеризующиеся действиями нескольких персонажей;

– многотемные, характеризующиеся не только набором действий персонажей, но и взаимоотношениями между ними.

При организации руководства детской игрой воспитателю следует помнить, что план предусматривает работу, направленную на развитие содержания игр и обогащение их тематики, т.е. что планированию подлежит педагогическая деятельность воспитателя, а не игровая деятельность детей.

4. Операционный компонент. Он рассматривает игру с точки зрения игровых действий.

Согласно Е. В. Зворыгиной, генезис игровых действий может быть представлен следующим образом.

– игровое действие с реальным предметом.

– условное действие с предметом разной степени обобщенности.

– условное действие, уподобляющееся особенностям реального действия с предметом, но совершаемое без предмета.

– условное действие, обозначаемое жестом.

– условное действие, обозначаемое словом.

5. Результативный компонент. Основным результатом игры ребенка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Кроме того, это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специфика сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе игры ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, а с другой – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

Ролевая игровая деятельность – этап развернутой сюжетно-ролевой игры. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, т.е. умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера.

Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции в зависимости от смены роли партнером. Поэтому II. Я. Михайленко выделила следующие генетические этапы становления роли в детской игре.

1. Воспроизведение отдельных действий, заданных сюжетом, и объединение их общим названием ("кормить куклу") .

2. Воспроизведение ряда игровых действий с названием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения "другого") .

3. Воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения) .

По мнению Н. Я. Михайленко, в ходе этих этапов у детей старшего дошкольного возраста формируется осознанная дифференцировка себя и другого, происходит отделение себя от персонажа игры, складывается механизм ролевого поведения. Формируется знаково-символическая функция сознания и механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации.

Вместе с тем многочисленные исследования, проведенные с детьми дошкольного возраста, показали, что детская игра не складывается вне специально организованного общения воспитателя с детьми, в ходе которого ребенок овладевает игровыми умениями (Л. В. Артемова, Е. В. Зворыгина, П. Л. Короткова, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.) .

В современной педагогике можно выделить несколько направлений в организации сюжетно-ролевой игры.

Сторонники первого исторически возникшего направления – Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, И. А. Школьная и др. выделили два этапа в организации игры.

На первом этапе осуществляется опосредованное руководство через косвенные приемы воздействия (реплики, вопросы, ответы) и тематические наборы игрушек и игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр "Семья", "Магазин", "Больница" и др.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры авторы этого направления сводили к следующему:

– наблюдение игр, влияние на их содержание, обогащение содержания, развитие сюжета;

приучение к коллективной игре через создание правильных взаимоотношений между детьми;

– создание необходимых условий для игр: достаточное время, удобство, правильно подобранные игрушки;

– изучение интересов, переживаний, характер детей, а также их уровня развития.

Данный подход ориентирован на самостоятельное овладение детьми игровыми умениями, что в условиях одновозрастной группы современного дошкольного учреждения малоэффективно.

А. П. Усова – создатель второго направления в организации детской игры – полагала, что объектом педагогического воздействия должны быть детские реальные отношения, возникающие в ходе коллективных игр и связанные с формированием у детей качеств общественности. По мнению А. П. Усовой, необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Концепция А. П. Усовой получила дальнейшую научно-практическую разработку (Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина, Р. А. Иванкова, Т. А. Репина, И. Б. Теплицкая и др.) .

Так, исследованиями И. Б. Теплицкой установлено, что роль взрослого будет меняться в зависимости от уровня развития игры. В индивидуальных играх, играх рядом важно поддержать интерес к действиям сверстника и внести правила поведения по отношению к нему. В совместных играх надо обращать внимание на регулирование взаимоотношений детей, внося правила для формирования положительного отношения к сверстнику.

Исследованием Т. В. Антоновой была доказана необходимость специального обучения детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, при обсуждении игрового замысла и т.д.

Эта проблема получила дальнейшую разработку в исследовании Т. А. Репиной, Л. Васильевой, Р. Говоровой. Они доказали, что у дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.

Признание необходимости целенаправленного воздействия на детскую игру с целью ее развития в данных исследованиях послужило дальнейшей разработке теории и практики организации игры.

Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова установили, что для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий.

Авторами выделены следующие компоненты комплексной методики.

1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. Воспитателю важно учитывать, что реальная жизнь – основной источник возникновения игры и ее обогащения.

2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Ребенок учится имеющийся жизненный опыт переводить в игровой условный план, ставить и решать игровые задачи разными способами.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Подбор игрушек и игрового материала разного по тематике и образному решению помогает детям восстанавливать в памяти жизненные впечатления и побуждает к самостоятельной игре.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение дошкольников к самостоятельному использованию в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний об окружающем мире. Такое общение взрослых и детей имеет традиционную форму: вопрос, совет, подсказка в ходе игры.

По мнению Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, основные принципы комплексного подхода сохраняются на всех этапах развития игры, но меняется роль каждого компонента в системе педагогических воздействий.

На этане формирования предметно-игровой деятельности важна предметная среда, на этапе отобразительной игры – обучающая игра и активизирующее общение для перевода к ролевому поведению, на этапе сюжетно-ролевой игры – активизирующее общение и изменение предметно-игровой среды. На последнем этапе уменьшается роль обучающего воздействия педагога как носителя образца игрового поведения.

Авторами комплексной методики предложено сочетание прямых и косвенных приемов организации игры и обосновано это в связи с новым подходом к игре как к решению игровых задач самими детьми.

Принципиально новый, третий подход к организации сюжетно-ролевой игры предложен Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко.

Формирование игры Н. Я. Михайленко рассматривала как передачу детям усложняющихся на протяжении дошкольного детства способов построения игры. По ее мнению, способ построения игры представляет собой собственно игровые действия и их обозначения.

H. Я. Михайленко утверждала, что стихийный путь воспроизводства игры сегодня практически утрачен, поэтому она может формироваться как совместная деятельность взрослого и ребенка в условиях дошкольного учреждения, в ходе которой педагог передает свой игровой опыт детям.

Н. Я. Михайленко сформулировала основные принципы формирования сюжетно-ролевой игры:

1. Воспитатель должен играть с детьми в позиции "играющего партнера".

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения (в ходе совместных игр) .

3. Начиная с раннего возраста и далее, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

H. А. Короткова, Н. Я. Михайленко выделили три способа построения игры:

1. Предметно-игровой (ранний) возраст – формирование игры осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушкой, предметом-заместителем, воображаемым предметом, учатся взаимодействовать друг с другом.

В отличие от А. П. Усовой, Н. Л. Короткова утверждала, что традиционное культивирование одиночной игры в раннем возрасте, сосредоточение ребенка на индивидуальной игрушке и невмешательство в игру другого ребенка подавляет и снимает стремление детей к общению и взаимодействию со сверстником. Напротив, усвоение симметричного взаимодействия с игрушкой, закрепляющего обращенность на партнера и ожидание его ответного действия, является существенно важным для перехода к более сложному игровому взаимодействию.

2. Ролевой (младший дошкольный возраст) – формирование ролевого поведения, ориентированного на партнера: сначала – игрушку, затем – взрослого и сверстника ("роли в действии", взаимодействие но ролям, ролевой диалог, смена ролей в зависимости от изменения сюжета) .

3. Сюжетосложение (старший дошкольный возраст) – формирование совместного построения сюжета игры, комбинирования, согласования индивидуальных замыслов. Характер совместной игры-"придумки" в ходе работы меняется в определенной последовательности:

– совместное "вспоминание" волшебной сказки;

– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

– развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями;

– придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Исследованием Н. А. Коротковой установлено, что наиболее эффективным способом согласования замыслов в совместной игре является "попеременное пошаговое планирование", которое осуществляется посредством особых, планирующих действий, определяющих согласованные переходы от одних игровых ситуаций к другим. При этом, по утверждению Н. Я. Михайленко, эффективность усвоения нового способа построения игры на каждом этапе достигается за счет того, что в ситуации его формирования предыдущий способ блокируется и исключается. При переходе к самостоятельной игре новый способ вбирает в себя предыдущий и игра осуществляется полноценно.

По нашему мнению, этот подход к организации игры в большей степени подходит современному дошкольному учреждению. Сегодня, когда акцент в педагогическом процессе дошкольного учреждения смещен на учебную деятельность и игра не получает должного развития, формирование игры по Н. Я. Михайленко позволяет детям овладеть не только игровым действием с предметом, но и способами ролевого поведения и совместного построения сюжета, что способствует формированию игровых умений дошкольника. Важно отметить, что подход Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко использован в комплексных программах нового поколения, ориентированных на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте ("Детство", "Развитие" и др.) .

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Материал studme.org

Психолого – педагогические основы музыкального развития дошкольников.

Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования.

Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте.

Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Слушание музыки— один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

В последнее время внимание, общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Еще в начале 30-х годов ХХ в. выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка.

По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыкальное искусство- один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы.

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере.

Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости.

Способности- это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;

- развитие музыкально-художественной деятельности.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание) , исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование) , элементарное музыкальное творчество.

- развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация, Познание) ;

- развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами (Социализация, Художественное творчество, Чтение) ;

- формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание) ;

- стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний (Познание, Чтение) ;

- способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры) (Коммуникация) ;

- учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация, Коммуникация) ;

Универсальные учебные действия-

это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта или совокупность способов действия ребенка (а также связанных с ними навыков учения) , обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса (умение учиться) , обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся широкие ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции) , познавательный и коммуникативный.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

- построение содержания образовательных областей и образования в целом с ориентацией на сущностные знания;

- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития воспитанников;

- определение круга образовательных областей, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Содержание дошкольного образования в части приобщения детей к музыкальному искусству может быть реализовано в детском саду с помощью следующей формы работы: совместное слушание произведений.

Сначала приучаем внимательно слушать музыку, не разговаривать во время исполнения, уметь внимательно слушать небольшое музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, сопереживая настроение. Педагог включает музыкально- дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Подбирая детские инструменты и игрушки, предлагаем детям поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.

Постепенно музыкально-дидактические игры усложняются. Основой методики слушания музыки является выразительное исполнение произведения, теплота и задушевность педагога, передающего его отношение к художественному образу. Необходимы наглядные приемы, в частности показ игрушки, что доставляет радость слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Применяем персонажи кукольного театра.

Можно применять короткие пояснения. Такой эмоциональный фон настраивает малышей внимательно и с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. Более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому способствует качественное исполнение произведения.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные. Нужно проигрывать эти моменты отдельно, заостряя внимание детей. Разученные на занятии дидактические игры должны закрепляться воспитателем в часы досуга.

Используемая литература:

Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1953, 1955; Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр, М., 1958...

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Н. А. Метлов - Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях М.: «Издательство Учпедгиз», 1939

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -л.: апн РСФСР, 1947.

Кабалевский Д. Б. Как слушать и понимать музыку. – М.: Музыка, 1974

Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1997-255с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 2005

Усова А. П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Психолого педагогическое сопровождение дошкольников

    Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу но...

  • Психолого педагогические условия дошкольники

    «Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста формами и правилами ЗОЖ» Актуальность Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового обра...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Развитие сенсорных способностей дошкольников

    Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних с...

  • Условия развития познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Игры на развитие способностей дошкольников

    Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...