Рассказы по картинкам для дошкольников

Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587

Составление

рассказов по серии

картинок

(использование элементов технологии ТРИЗ)

Воспитатель высшей категории

Сивкова Татьяна Петровна

Екатеринбург

Дети дошкольного возраста проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразных видах деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение к ним. Как же научить детей свободному владению родным языком? На мой взгляд, помочь в этом может составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием технологии ТРИЗ (Теория Развития Изобретательских Задач) .

Для успешной подготовки ребёнка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования РФ, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

Полноценная подготовка к школе предполагает умение детей работать с серией сюжетных картинок, объединённых единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на заданную тему.

Жизнь человека представляет череду исключительных открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире.

Современная технология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание материала. Без восприятия и памяти станут несущественными операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельных процессов, будет влиять и на уровни функционирования познавательной сферы в целом.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание необходимо уделять развитию связной речи.

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ему для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и, в норме уже к 5 годам заканчивается ее становление.

В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка.

Ребенок постигает звуковое становление слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога, стремится понять правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом) .

Задачи развития речи:

1. Развивать лексическую сторону речи.

2. Формировать грамматический строй речи.

3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь, описание предметов, повествование.

5. Развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием.

Повествование:

1. Упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия) .

2. Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования.

3. Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

4. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов по аналогии (так называемые «Сказки на новый лад») .

5. Соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Рассказывание и сочинительство пользуется у детей особой популярностью. В развитии воображения детей художественно-речевое творчество играет важную роль. На более высоком уровне, а так же в качестве материала повышенной сложности, сама структура повествования обогащается результатами применения к тексту коммукативного подхода. В этом случае текст рассматривается во многом как аналог речевого акта.

Помочь ребятам в придумывании рассказов, составлении рассказов по картинке, по серии картинок можно самыми разнообразными способами.

Способ 1: «Веселые картинки».

Для организации игры необходим набор картинок или иллюстраций (до 10 шуток) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом, в совершенно бессмысленном порядке, при этом содержание (изображение) каждой последующей картинки стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того, как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

Способ 2: «Рассказы – каламбуры».

В качестве наглядного материала для составления рассказов можно использовать изготовленные таблицы «ассорти-коллаж». Для получения такой таблицы нужно на лист бумаги, разлинованной на квадраты, наклеить разнообразные картинки по одной на квадрат. Процесс изготовления таблиц уже сам по себе является творческим актом и способствует развитию воображения. На основе такой таблицы и будет составляться рассказ. Таблицы можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального творчества.

В процессе подобных игр у детей развивается не только воображение, но и тренируется память, активизируется речь и мышление. Рассказ может быть восстановлен не только в прямой, но и в обратной последовательности, то есть, начиная с конца. С помощью одного набора картинок или таблиц можно придумать множество разнообразных произведений.

Принцип работы с серией картинок.

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например, «Девочка купает куклу».

К четырем годам предлагаются серии из 4-5 картинок. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.) .

Детям в возрасте 4-5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающие типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазине, поход в зоопарк или в лес и т. п., В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций.

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями или литературных произведений, не знакомых детям и пр.

Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

Прежде, чем дать детям задание, педагог в отсутствие детей должен сам установить логику событий, изображенных на картинках.

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой; по сюжетам литературных произведений, уже знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Время игры с серией картинок, не должно превышать для детей до 4-х лет – 5-6 минут, до 5 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют тексты коллективно (командами, при этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картинка, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картинка. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные; открываются 1, 3 и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй и последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказов по серии картинок.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа.

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности обращается внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий.

Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

Этапы работы с серией картинок.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им:

Освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам;

Составить речевой текст как сопровождение к серии картинок;

Осознать последовательность этапов работы.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

Составить связанный краткий рассказ сюжета;

Осознать и озвучить правила составления серии картинок (т. е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности) .

Воспитатель должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Итогом работы служит составленный ребенком рассказ-описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Красивый снеговик» и пр.

Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками.

Но, кроме этого, работа с серией картинок решает и более серьезную задачу – формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

место действия;

время действия;

наличие действующих лиц;

наличие других предметов и лиц;

признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

наличие результата (положительного или отрицательного) .

Таким образом, эффективность использования элементов технологии ТРИЗ в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, заключается в формировании у детей начальных навыков анализа ситуации, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

Используемая литература.

1. Белобрыкина О. А. «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

2. Гризик Т. И. «Развитие речи детей 5-6 лет», М. «Просвещение», 2006 г.

3. Сидорчук Т. А. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технологии ТРИЗ) », Москва, 2009 г.

4. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет», М, Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 г.

5. Ушакова О. С. «Программа развития речи дошкольников», ТЦ Москва, 2009 г.

www.maam.ru

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.) . Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами») .

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Прикреплённые файлы:

obuchenie-doshkolnikov-raskazyvaniyu_nbkt3.pptx | 1564,09 Кб | Скачан: 568
www.maam.ru

Ой!

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов, например, антивирусной утилитой CureIt от «Dr.Web».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы) , рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом API Яндекс. Маркета.

Неверно, попробуйте ещё раз.

Ссылка на источник market.yandex.ru

Составление рассказа по серии сюжетных картинок Заяц и снеговик

- Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о весне.

1. Дидактическая игра «Подбери слово».

- Посмотрите, наше солнышко без лучиков. Чтобы солнышко засияло, надо сказать ему, какое оно. Вы будете выкладывать по одному лучику, называя признак солнца.

- Солнце какое? яркое, теплое, ласковое…. (На полу лежит круг, дети, говоря слово-признак, кладут около круга «лучик») .

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

- Пригрело солнышко, снег начал таять. Снег какой? липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый. (Из снежинок выкладывают сугроб) .

- Тает снег, побежали ручьи.

- Ручьи какие? звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые. (Из голубых полосок дети выкладывают ручеёк) .

3. - Ребята, я получила письмо от Незнайки. Что он здесь пишет? “Здравствуйте ребята! Я очень люблю весну и знаю все её признаки.

Давайте послушаем, что пишет Незнайка о весне. Если он написал правильный признак весны, то давайте хлопнем 1 раз в ладоши, а если неправильно, то просто исправим его ошибки. Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы.

Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи.

Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.

4. Элементы логоритмики без музыкального сопровождения.

- Дети, мы говорили о том, что весной с крыш капает растаявший снег. А откуда ещё он может капать? – конечно, с сосулек. Давайте покажем сосульку!

«Сосулька»

Вниз головой висит сосулька Кисти свисают вниз От солнца насморк у неё Показываем на нос То от тепла она заплачет Кулачки у глаз То платьице ушьёт своё От подмышек движение рук вниз Придёт мороз и закалеет Руки в замок перед грудью Немного за ночь подрастёт Вытянуться, руки выпрямить вверх Окрепнет телом, потолстеет, Руки на пояс, Тяжёлой станет, упадёт. Присесть на корточки.

5. Работа по серии картинок «Заяц и снеговик».

В конверте еще какие-то картинки, Незнайка просит у вас помощи. Он пишет: «Ребята, мой друг заяц Коська прислал мне картинки, хочет мне рассказать какую-то историю, но у меня не получается собрать эти картинки по порядку. Помогите мне!»

- Рассмотрите картинки и расставьте по порядку.

Установление картин в правильной последовательности. Далее беседа по вопросам с опорой на серию картин.

- Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Кого мы видим на первой картинке?

«Почему прыгает зайчик? — Потому что хочет достать морковку. Почему он хочет достать морковь? — Потому что он любит морковку. Почему зайка не смог достать морковь и с лестницей? — Потому что она коротка, потому что снеговик высокий. Почему зайка пригорюнился?

Потому что не достал морковь. Почему снеговик становится все ниже и ниже? Потому что он тает. — Почему зайчику удалось полакомиться морковкой? — Потому что снеговик растаял. — Почему растаял снеговик? — Потому что припекло солнышко. — Почему солнышко так сильно пригрело? — Потому что дело происходило весной».

- А теперь послушайте весь рассказ целиком. Вы будете рассматривать картинки, а я буду рассказывать. Если вы хотите, можете рассказывать вместе со мной.

Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился.

В это время солнышко стало пригревать, снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее.

- Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте поиграем.

6. Физкультминутка.

Был большой снеговик, (встают на носки, руки вверх) А теперь он невелик, (приседают) Зайка прыгал ловко, ловко и достал свою морковку. (прыгают)

7. Повторение рассказа по серии картинок детьми.

- Но мы должны написать Незнайке ответ. Кто расскажет рассказ про зайца Коську, а я запишу и пошлю Незнайке?

- Молодцы, хорошее письмо получилось! Выходите, поиграем в игру.

8. Игра «Конец слова за тобой»

- Я буду бросать мяч и произносить первый слог, а вы будете возвращать мне мяч, и говорить второй слог, затем называть слово полностью.

Логопед:

Материал LogoPortal.ru

Обучение детей 4-5 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин (с использованием элементов ТРИЗ технологий)

Содержание ОО «Коммуникация», Федеральных государственных требований и структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для наиболее оптимальной реализации ОО «Коммуникация», на наш взгляд необходимо сочетание традиционных и нетрадиционных методик, таких как: «Методики развития речи дошкольников» О. Ушаковой, методики элементов ТРИЗ – Г. Альтшуллера и «Технологии развития связной речи» Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. Выбранные нами технологии активизируют все основные направления речевого развития дошкольников.

Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Результаты стартовой диагностики подтвердили наши опасения о недостаточно высоком уровне детей владения способами составления рассказов по серии сюжетных картин.

  • у детей недостаточный интерес к речевой деятельности;
  • дети затрудняются устанавливать последовательность в серии сюжетных картинок;
  • дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Мы определили основное направление работы, в основе которого находится трехвекторный подход по обучению детей составлению логических рассказов по серии сюжетных картин, включающий в себя, в первую очередь: взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ, с родителями и с детьми.

Проанализировав вышеизложенное, нами была выдвинут предполагаемый результат:

Мы предполагаем, что использование алгоритма при обучении дошкольников составлению логических рассказов по серии сюжетных картин позволит сформировать у них следующие компетенции: - умеет составлять описательные рассказы; - умеет составлять рассказы по картине и по серии картин; - проявляет устойчивый интерес к речевой, познавательной деятельности; - проявляет чувство товарищества, умения действовать сообща; - умеет активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Основной целью нашей работы стало: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет, посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин и умению воспроизводить их с отсрочкой во времени (используя алгоритм) .

Были определены следующие основныезадачи:

  • Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в логической последовательности;
  • Научить работать с предложенным алгоритмом;
  • Научить составлять рассказ, как сопровождение к серии сюжетных картин с использованием схем-опор;
  • Развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) .

Для решения поставленных задач мы разработали алгоритм педагогической деятельности вне основного образовательного процесса.

Алгоритм педагогической деятельности вне основного образовательного процесса:

Этапы

Источник dohcolonoc.ru

Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картинке - 1 сентября: школьная программа, система образования средней школы-гимназии

ель - Оксана, веревка - Федя.

Дом-Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края. Будка - Лена: Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами.

На ковре я встану между собакой и домом. Ель - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома.

Собака - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. Веревка - Федя: Я - веревка и соединяю будку и собаку.

На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:- учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; - побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине».

Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока.

В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный.

Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки.

Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Цели:- учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;- уточнить представления о способах и продуктах питания; - побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики. Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный и т.п.) , и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны) . Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта) .

Примеры рассказов:

1. «Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски.

Я все время голодный».

2. «Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества.

Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».

4. Составление образных характеристик объектов

Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например:

Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок.

Игра «Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.

Составление открытых загадок. Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как...» или «Но не...».

Например:

Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок».

Загадка про ель: «Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик».

5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...) .

Ход занятия:

1. Объекты на картине разделяются на три категории:

а) рукотворный мир;б) живая природа;в) неживая природа.

2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:

- Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.- Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека) , например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.- Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Примерная последовательность вопросов к детям:

1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)

2) В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)

3) Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.

Пример рассказа.

«Миска с молоком»

«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло.

Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

6. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.Ход занятия:1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка) .2.

Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа.

«Мудрая береза»

«Я - береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом.

Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА

С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Игра «Да - Нет»

(на загаданный объект, его часть или однородное множество)

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.Правила игры.

Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта) . Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.

Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта

Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?

1. Рукотворный мир:

Читать далее 1sentyabrya.ru

составь рассказ по картинкам | Детская академия

Автор Мария Потапова· 27/03/2012

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок.

Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом», выстроив логическую цепочку из картинок, а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам».

Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке. Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?». Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

Но не спешите, не форсируйте события. Ведь наша цель не самим составить рассказ, а лишь показать ребенку, как можно это делать. Возвращайтесь к картинкам не один раз и результат не заставит себя ждать.

После неоднократного повторения и попыток составлять рассказ по одному сюжету, интерес у ребенка может угаснуть. Не беда, поищите другие варианты с заданием «Составь рассказ по картинкам» и совершенствуйте навык.

Вы можете скачать данные сюжетные картинки для составления рассказов.

Подробней на сайте academy4baby.ru

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Автор: Гребенникова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ №34 «Кораблик», г. Астрахань

Описание работы: Предлагаю вам педагогическую статью на тему «Особенности описательных рассказов дошкольников» для воспитателей и родителей. Статья направлена на исследование особенностей составления описательных рассказов у дошкольников начиная с младшей группы и заканчивая старшей.

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Актуальность темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д.

Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» - детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное.

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания.

Общение с детьми у родителей часто строится из односложных фраз. Очень мало родители читают детям. Низкое качество детских фильмов также не способствуют развитию речи ребенка.

В самом деле, попробуйте пересказать содержание «Черепашек ниндзя» или «Человека-паука». В Царскосельском лицее лицеистам преподавали литературу, поэзию, мифологию, справедливо полагая, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.

Каждый индивид в процессе своего роста испытывает 3 потребности развития индивидуальности:

1. Играть или управлять собой, пробовать себя в разных ролях;

2. Познавать и усваивать опыт предшествующих поколений;

3. Общаться.

Для общения человеку необходима тема, т.е. содержательность беседы и оценка - мнение других.

Чтобы ребенок проявил желание и смог общаться, он должен пройти по трем ступеням лестницы успеха:

1 ступень - восхищение;

2 ступень - обучение;

3 ступень - самовыражение.

Начиная с младшей группы, я обучаю детей составлению и рассказыванию описательных рассказов. Для начала ребенка нужно расположить к беседе. Индивидуальное общение «глаза в глаза» - так можно передать ребенку какое-либо сообщение и вызвать его на общение.

Ситуативный разговор, оформленный ситуативной речью, готовит эмоционально интеллект ребенка к рассуждению, к открытию зависимостей и закономерностей. Именно он определяет готовность ребенка к решению интеллектуальной задачи. Я строю свой разговор таким образом, чтобы ребенок мог отвечать на мои вопросы, всем своим видом даю ему понять, что наш разговор мне интересен.

После разговора, в котором ребенок легко ответит на все вопросы, он уже без боязни приходит на индивидуальный разговор, образованный контакт рождает веру в себя, в свой успех. Когда ребенок любит себя и уверен в себе он всегда готов поделиться знанием с другими. Поэтому я ввожу в занятия и в индивидуальные разговоры персонажей, нуждающихся в обучении.

У ребенка трехлетнего возраста только формируется словарный запас. Его речь бессвязна, поэтому первые опыты по рассказыванию даются ему с большим трудом. Уговаривая ребенка перечислить достоинства той или иной вещи: воротничок есть, чтобы горлышко не мерзло, рукава… Но проводить такое занятие можно лишь после того, как проведена большая подготовительная работа и ребенок честно усвоил для себя назначение каждой вещи и ее детали.

Важно научить ребенка составлять рассказ-описание, который называется «словесное рисование», «что глазки видят, то язычок говорит». Если вы в младшей группе научите детей этому, то в старшей группе воспитанники порадуют вас образностью речи, точностью воссоздания образа предмета, который разбудил их эмоции.

Но и в этом случае речь ребенка достаточно сумбурна. Чтобы научить ребенка составлять описательные рассказы, по плану вводим опорные картинки-символы. Обозначение этих картинок дети проговаривается вместе с детьми.

Составляя рассказ по этим картинкам, дети приобретают первый опыт составления рассказов по плану.

В средней группе самое важное в развитии рассказывания - овладение планом рассказа, порядком изложения - этому тоже служат картинки. План детям нужно повторять многократно, каждый раз показывать картинку и задавать вопрос.

В средней группе воспитатель не только слушает, но и помогает искать ответ на вопрос, получить результат. И в этом поиске четырехлетний воспитанник овладевает способом самостоятельного решения задач по аналогии.

В старшей группе у ребенка меняется роль в семье. Его признают уже большим, он ходит с родителями в музеи, театры, цирк. Существенно расширяется спектр каналов познания, а также приобретения опыта.

Приобретаемый опыт - и положительный, и отрицательный - дети приносят в группу. Так появляются рассказчики и слушатели. Рассказывает ребенок по своей инициативе о том, что его эмоционально увлекло.

Эмоции затрудняют воспроизвести последовательно, связно рассказать о посещении музея или театра, и поэтому воспитатель не только внимательный и заинтересованный слушатель, но и незаметный помощник, вопросами помогающий выстроить рассказ в последовательности, уточнять детали.

Беседа - самый сложный вид занятий по развитию речи у старших дошкольников. Мастерство воспитания и будет заключаться в организации такого речевого общения между детьми, когда они ясно формируют для других свои мысли.

С. Л. Рубинштейн писал, что «только формируя мысль в речи, мы ее формируем». Не допускайте ситуативной речи, т.е. недосказанных предложений если требуется доказательство, но в то же время помнить, что беседа - это речевое общение, эмоциональное, непринужденное.

Ответ может быть дан и одним словом. Если вопрос обращен к воспоминанию. Если же вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «для чего» и т.д., тогда ответы должны быть сложными по форме.

Чтобы быть мастером беседы с детьми нужно очень хорошо самому владеть материалом. Вопросы должны быть на картинках, чтобы они помогали, как говорила Е. И. Тихеева, «держать мысль на привязи».

Вопросы надо группировать так, как строится беседа:

1 часть - 3 вопроса;

2 часть - состоит из 3-х подзадач, каждая включает тоже 3 вопроса, следовательно, 3 карточки.

3 часть имеет свои вопросы.

Указание «Как ты думаешь?» не входит в количество вопросов - это прием активизации детей.

Дискуссия между детьми как способ овладения философией. Этот опыт или приобретен, начиная с младшей группы, при решении проблемных задач и необходимости объяснить их решение.

А потом уже в средней группе приходилось философствовать, решая экспериментальные задачи, обсуждая ролевые отношения в разнообразны играх, осуществляя оценку и самооценку исполнения обязанностей дежурных. Весь этот опыт, образно говоря, «4-х этапное здание» - система знаний выделенных в опыте человечества М. Н. Скоткиным и И. Я. Лернером.

1 этап - система знаний о предметах природы и общества.

2 этап - система знаний о разных видах детей.

3 этап - система знаний о творческих способах решения задач.

4 этап - система знаний об отношениях будет способствовать развитию у шестилеток способности мыслить, вырабатывать свою точку зрения, критическую позицию и искать убедительные доводы.

Рассмотрим особенности построения описательных рассказов у детей, составленных при рассмотрении картины.

В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании картины, ведем разговор «Мишкой», «от обратного». Мишка пытается доказать детям, что на картинке, например «кошка с котятами», изображена белка. Абсурдность рассуждений Мишки активизирует речь детей, обращает внимание на детали картины, на отличительные особенности разных животных.

Дети, составляя рассказ по картинке, отвечают на вопросы Мишки, доказывая ему свою правоту, учатся давать развернутые ответы.

В средней группе описательные рассказы по картине строятся по плану. Опять детям предлагается рассказывать Мишке, что изображено на картине.

Мишка, задавая нелепые вопросы, уточняет детали картины, определяет суть рассказа, учит детей четко формулировать свои рассуждения, аргументировать выводы и доказательства. Детям для сравнения дается образец рассказа, составленный самим воспитателем. Дети, опираясь на этот образец и на опорные картинки, которые нужно показывать каждому ребенку, будут составлять рассказ.

Словарный запас ребенка за год достаточно пополнится, речь его уже более эмоциональна, он может строить сложные предложения. Рассказы детей сложно условно разделить.

В старшей группе описательные рассказы детей строятся только по плану. Дети учатся задавать Мишке вопросы для составления рассказов. Таким образом, они сами составляют вопросы плана.

Продолжая обучать мишку, дети отвечают на эти вопросы развернутым полным ответом, доказывая свою правоту. Для сравнения можно предложить детям другой план для описания той же картины. Дети пробуют составить рассказ по разным планам.

Могут отобрать для себя оптимальный вариант и пытаются аргументировать свой выбор. Очень интересна работа по составлению описательных рассказов, когда детям предлагается сравнить две картины или две различные иллюстрации разны художников одной и той же сказки.

В этом случае детям приходится составлять одновременно два рассказа по одному плану, что очень развивает внимание ребенка. Опорные картинки-символы в этом возрасте хороши еще и тем, что дети, обучая Мишку, задают вопросы, могут манипулировать этими картинками, перестанавливать их местами или добавлять новые.

В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану. Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют.

Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Источник ped-kopilka.ru

Другие статьи по теме:

  • Картинки для составления рассказа для дошкольников

    Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ) Проблема развития связной речи детей хорошо известна моим коллегам. Это показывает и мой опыт работы с д...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Подготовка к школе занятия для дошкольников распечатать

    Подготовка руки к письму. Уважаемые родители, распечатайте, пожалуйста, предложенные варианты заданий. Это поможет вашему ребенку закрепить пройденное на занятиях. Для этого необходимо открыть из...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Русский язык для дошкольников

    «Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду». Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку. Задачи : опред...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Мнемотаблицы для дошкольников

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Сюжетные картинки для дошкольников

    Обучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинок Обучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинок Успешность обучения детей в школе во многом з...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Речевые игры для дошкольников

    Психологические игры и речевые настройки для дошкольников Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование пози...

  • Азбука для дошкольников

    Презентации для дошкольников | Азбука Ума - раннее развитие детей, игры с детьми, презентации для дошкольников Красочные презентации для Вашего ребенка. Все о нашем мире и его явлениях. "ДЕТЯМ о...