Развитие инициативности дошкольника

Педагогический проект «Развитие самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста»

Актуальность.

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

Постановка проблемы

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности и активности.

Но, к сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет. Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников: не знают специфики работы по развитию самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности.

Цель: формирование базовой культуры личности, развитие самостоятельности у дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Задачи:

1. Развивать эмоционально – волевую регуляцию.

2. Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

Выбирая формы и методы воздействия на ребенка, педагог должен учитывать соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога.

Совместная деятельность педагога и ребенка помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для развития самостоятельности и активности ребенка. Педагог должен чувствовать границы меры собственного участия в деятельности детей, суметь отойти в тень и признать полное право детей на свободный выбор. Только в условиях защищенности ребенок свободно выражает свое отношение к чему – либо, благоприятно ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и результатом.

Форма работы – специально организованная деятельность педагога и воспитанника, протекающая по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу воспитанников, характеру взаимодействия между педагогом и воспитанником и способам деятельности (методами и приёмами, месту проведения. В ДОУ используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Формы организации обучения в повседневной жизни. В течение дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – совместная деятельность педагога и детей. При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется в совместной деятельности, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных в совместной деятельности.

Рабочий план реализации проекта

Изучение психолого – педагогической и методической литературы

В психолого – педагогической и методической литературе активно обсуждается вопрос о путях развития самостоятельности и активности на разных возрастных этапах. Какими бы природными задатками не обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно. Поэтому, чтобы сформировать у ребенка новую черту личности прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития самостоятельности и активности ребенка необходимо создать условия, которые требуют ее проявления.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития самостоятельности и активности. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие физических и психических качеств личности. Фундамент самостоятельности закладывается с приобретением некоторой автономии и осознания ребенком себя как личности. Как указывал А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без

помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Для проявления самостоятельности ребенок должен обладать рядом необходимых знаний, умений и навыков, а также, безусловно, соответствующей мотивацией.

Леонтьев А. Н. считает, что самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, деятельность общения, элементарная трудовая деятельность. Поэтому в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего, развиться как личность».

Система деятельности воспитателя ДОУ по развитию самостоятельности и активности у дошкольников разработана в соответствии с личностно – ориентированными, деятельностным и культурологическими подходами.

Деятельность воспитателя ДОУ по развитию самостоятельности и активности у дошкольников представлена в следующих блоках. Каждый блок соответствует формированию определенного компонента.

1 блок «Я хочу» - мотивационный компонент;

2 блок «Я знаю» - эмоционально – волевой компонент;

3 блок «Я умею» - операционный компонент;

4 блок «Я делаю» - деятельностный компонент

Планируемый результат

Модель воспитанника: умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях;

-умение ставить перед собой цель и планировать результат;

-выполнять действия без помощи взрослых;

- осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

Диагностика

Оценка самостоятельности и активности детей дошкольника (автор А. Козлова). Дается по проявлению активности, инициативности, ответственности, степени прилагаемых усилий. Дети разделяются на четыре группы по степени развития самостоятельности.

1. Низкий уровень развития самостоятельности.

Критерии определения уровня самостоятельности: низкий интерес к заданиям в обычных условиях, повышающийся в нестандартных условиях, наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность, обращение к взрослому за помощью без использования собственных возможностей, активность сравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль вследствие пресыщения, результат достигается с помощью хаотических проб.

2. Средний уровень развития самостоятельности.

Высокий интерес к заданиям, но выраженная неустойчивость поведения, в начале деятельности – высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются, поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко

приводят к существенному подъему активности, инициативы, дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо, в обычных условиях наблюдается несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако при усложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность и независимость, в этом

случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью.

3. Высокий уровень развития самостоятельности.

Внимательное принятие задач, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата, обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей, работа выполняется без спешки, суетливости.

Характерных для детей, отнесенных в 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в 1 и 2 группах, наблюдается стойкая мобилизация усилий, встречающиеся трудности не демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление, во что бы то ни стало, найти пути и способы их преодоления, время выполнения заданий обычно используется рационально, работа выполняется добросовестно, аккуратно, эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качественно своей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым, в играх выступают инициаторами.

Дальнейшее развитие проекта

Проект рассчитан на 4 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Данный проект имеет практическую значимость для руководителей и педагогов ДОУ.

www.maam.ru

План-конспект мастер-класса для родителей

Тема. «Развитие творческой инициативы дошкольников».

Цель мастер-класса.Познакомить участников мастер-класса со значением интеллектуальной активности ребенка для его дальнейшего развития и социализации в обществе.

Задачи.Учить участников мастер-класса использовать загадки для развития творческого потенциала дошкольников.

Развивать умение поэтапного использования загадки, как способа поисковой деятельности детей.

Воспитывать у родителей дух сотрудничества и сотворчества со своими детьми.

Оборудование.Набор картинок с изображением предметов, модель «Составь рассказ о предмете»

Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мастер-класса.

Водная часть.

Педагог.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин) . Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности.

Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина) . Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

Исследовательское обучение – это обучение, в котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного педагогом.

Одно из направленийразвития творческой исследовательской активности дошкольников – занятия, связанные с загадками.

Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Любая загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

Главными задачами работы при развитии познавательной активности стали: учить детей видеть и понимать образные сравнения; с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета; учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Решение указанных задач ведется поэтапно:

I. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;

II. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

III. Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать - отгадывать;

IV. Коллективное составление загадок.

Основная часть.

I этап.

Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью на первом этапе предлагаются следующие задания:

Задание 1.

Цель: учить находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание

Педагог дает задание участникам мастер-класса:Назовите все деревянные предметы в группе. Участники сначала перечисляют предметы, которые находятся в поле их зрения, потом ходят и ищут деревянные предметы в группе. (Столы, стулья, двери, шкафы, полочки, рамка у зеркала,шкафы в раздевалке и скамеечки и т.д.) .

Педагог: Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?

Участники:Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать. Из конструктора можно построить домик для нашего хомячка, тогда они будут похожи. А еще у стола и стула четыре ножки.

Общее у них, что они деревянные.

Педагог предлагает найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы. Участники выполняют задание.

Педагог:Вы довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки, обобщали по ним.

Задание 2.

Цель: учить находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Педагог дает задание участникам мастер-класса:Назовите все предметы круглой формы.

Участники:Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики.

Педагог задает вопрос:А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?

Участники обследуют вещи, игрушки и называют детали круглой формы. (Пуговицы тоже круглые.Глаза у медведя и голова у него круглая.Ластик у меня круглый.И у куклы тоже глаза и голова круглые.А у конструктора есть детали круглые. У меня значок круглыйи т.д.) .

Педагог:При выполнении заданий возможны трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как нужно сконцентрировать внимание. Здесь целесообразно задавать вопросы, стимулирующие анализирующее восприятие.

Педагог:На первом этапе можно проследить, что при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, участники игр активизируются, начинают искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям поддерживается вопросом о предметах-заместителях, т.е. рефлексией. В результате таких заданий удается развивать наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

II этап.

Педагог:Этот этап строится так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять, овладевать умением находить образные сравнения. С этой целью используют следующие задания.

Педагогпредлагает участникам прослушать стихотворение:

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму,

Я - на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)

Педагог:Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком, луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой? Какое между ними сходство? Участники отвечают.

Педагог:Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама и т.д.

Задание усложняется.

Участникам предлагается набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении. Например, гриб - зонтик - шляпа; груша - лампочка; арбуз - мячик; подсолнух - солнце; еж - иголки - булавки; змея - ремень - веревка - шнур и т. д..

Педагог предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Для облегчения задания педагог использует загадки, где присутствует образное описание предмета.

Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)

Участники находят картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме.

Под кочкой крошка

Только шляпка да ножка. (Гриб)

Участники: У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем приходят к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

Педагог:В результате выполнения задания, опираясь на образные сравнения, вы пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку) , глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

III этап.

Педагог:

На этом этапе детям предлагается модель (на листе бумаги изображены: человек - назначение и способы использования предмета; геометрические фигуры - форма предмета; цветовой спектр - цвет предмета; кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый) , с помощью которой они учатся выделять признаки и на этой основе составлять загадки) . Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению - важнейший в развитии познавательной активности.

При этом учитывали основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание приближает детей к пониманию понятия. С этой целью были проведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.

Задание 1.

Участникам предлагается для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, они выделяли признаки данного предмета.

Педагог:

  • «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»
  • «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»
  • «Какое яблоко на ощупь?»

Подробней nsportal.ru

"Развитие познавательной активности дошкольников" / Проекты /

  1. Выполнение указаний взрослого
  2. Желание трудиться и учиться
  • отсутствие в развивающей среде условий для развития познавательной активности, соответствующих возрастным требованиям, в частности, отсутствие разнообразия развивающего материала, позволяющей экспериментировать, реализовывать самостоятельный, творческий поиск решения проблемной ситуации, выполнять самостоятельно контроль выполненных действий и т.д
  • бессистемность и несформированность знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи.

Вариативность подходов в воспитании детей дает возможность раскрыть индивидуальность ребенка, учесть образовательные потребности семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствует развитию инициативы и творческого потенциала педагогов;

Интегрированный подход обучения позволяет добиться обогащения образовательного процесса, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей и является для нашего дошкольного учреждения инновационным , а так же соответствует принципам «Федеральных государственные требований к структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования», где определено что: «Программа должна:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ;
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") ;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Познавательная активность формируется посредством создания условий в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, в которых дети:

1. Думают(анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают)

2. Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне)

3. Проявляют внимательность (целеустремленны, настойчивы, самостоятельно контролируют свою деятельность, проявляют волю)

4. Фантазируют (предвосхищают, создают новые образы)

Педагогический коллектив определил цель проекта.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Обосновать, разработать и внедрить методическое обеспечение развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори с целью обеспечения вариативности образовательного процесса.

ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить условия для развития познавательной активности дошкольника в развивающей среде.
  2. Обеспечить организационно-методические условия для профессионального роста педагогов посредством внедрения системы повышения компетентности в области развития познавательной активности детей.
  3. Определить содержательные основы интеграции программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори.
  4. Разработать методическое обеспечение развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори.
  5. Создать систему диагностики познавательной активности воспитанников ДОУ.
  6. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в образовательное пространство ДОУ и привлечению их к сотрудничеству по развитию познавательной активности детей в семье.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Выпускник обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:

1.«Искать» – проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе»;

2. «Думать» – умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) , поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

3.«Творить» – умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия;

4. «Сотрудничать» – владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) . Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

5. «Самостоятельно приниматься за дело» – стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, склонность к постановке вопросов и самостоятельному принятию решений на основе личного опыта;

6.«Адаптироваться» – умеет управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам, дисциплинирован, организован, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Педагог:

- испытывает потребность непрерывного профессионального роста как условия достижения эффективных результатов деятельности;

-владеет и использует активные методы обучения воспитанников;

-создает в развивающей среде условия для развития познавательной активности дошкольников.

Родитель:

- активно участвует в образовательном процессе ДОУ;

- владеет знаниями о возрастных закономерностях развития дошкольника и умениями формировать познавательную активность в условиях семьи.

МОНИТОРИНГ

  1. Разработка диагностики познавательной активности дошкольников.
  2. Дни ДРК по развитию познавательной активности.

РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

  1. Низкая мотивация и неготовность педагогов к использованию методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори;
  2. Недостаточная разработанность системы методического обеспечения развития познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори;
  3. Нежелание и неготовность родителей к конструктивному сотрудничеству.

Материал с сайта old131.tvoysadik.ru

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Проблема активности личности как одна из важнейших её сущностных характеристик сегодня. Активность - это динамизм личности, инициатива, гибкость, чуткое улавливание ситуации, конструктивность действий преобразующее начало жизнедеятельности человека. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Любознательность, жажда новых впечатлений, стремление экспери-ментировать, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представления о взаимосвязи природы и человека. В совместной работе педагоги дают ребёнку возможность добывать знания самостоятельно практическим путём приобретать опыт, размышлять, испытывать радость открытия. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Цель педагогической деятельности обеспечение положительной динамики познавательной активности дошкольников в совместной деятельности с взрослыми путём использования экспериментальных методов обучения.

Достижению этой цели служит решение задач:

  • использовать познавательную деятельность дошкольников как стержнеобразующую;
  • обеспечить освоение детьми основополагающий культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные) ;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ рассуждения.

В работе по развитию познавательной активности дошкольников педагог намечает следующие направления:

  1. Формирование экспериментальной активности дошкольников.
  2. Развитие творческой инициативы детей в повседневной жизни.

Основная задача первого направления - использование экспериментальных методов обучения - основной способ в развитии познавательной активности дошкольника. Это не увеличение количества знания, а путь их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка.

А задача второго направления заключается в развитии интересов к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремление к систематизации конкретных материалов вещей.

Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.

Для развития этого вида деятельности в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами.

Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном месте для детей. Каждая неделя посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Полезные вещи», «Животные и растения», «Космос» и другие.

После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Педагог не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребёнка: его отношение к природе, к деятельности человека, дети учатся работать сообща, общаясь друг с другом, объединённые целью. Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности это даёт возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе, справляться с большим объёмом учебных заданий.

Подробней www.o-detstve.ru

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и экспериментирование.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» ( Выготский Л. С.)

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в современном обществе, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности. И я считаю, что активность – это важная предпосылка формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

В работах современных педагогов и психологов (Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин, Г. И. Щукина и др.) можно встретить разнообразные определения активности: эмоциональная, физическая, социальная, интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская.Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления.

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве (как будто бы бесцельное манипулирование с игрушками и предметами) . Ребенок при этом овладевает сенсорными эталонами - цвет, форма, размер и другими, осуществляет своего рода природоведческие исоциальные эксперименты. Далее манипулирование усложняется: ребенок все совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов, растений, животных, людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-либо систему.

К началу периода дошкольного детства, примерно к трем годам, начинается их интегрирование. Развитие получает период любопытства, который при активном участии нас, взрослых, плавно переходит в период любознательности (обычно к началу старшей группы) . Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Ребенок начинает самостоятельно рассуждать, делать определенные умозаключения. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться осуществлять экспериментирование самостоятельно или принекотором руководстве взрослых. У него уже проявляются определенные навыки данной деятельности: начинает выделять проблему, принимать и ставить цель, решать поставленную проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять факты, выдвигать предположения, отбирать материалы для самостоятельной деятельности, делать выводы, а также учится фиксировать этапы действий и результаты графически.

И именно в этот период перед нами, взрослыми, главной становится необходимость поддерживать и ненавязчиво развивать у него интерес к окружающему миру, желание открывать новое и испытывать радость от таких открытий.

Общеизвестно, что ребенок наиболее прочно усваивает то, что видит и делает сам. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов

-расширяются представления ребенка о физических свойствах окружающего мира (свойства веществ, виды физических явлений) ;

-повышается уровень развитиялюбознательности, исследовательских навыков (ребенок учиться анализировать, соблюдать последовательность действий и др.) ;

-развивается речь(обогащается и активизируется словарь, присутствуют логические речевые высказывания и др.) ;

развиваются умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками (наличие общей цели, задачи) ;

-совершенствуются навыки соблюдения правил техники безопасности;

-формируется эмоционально - ценностное отношение к окружающему (к природе, деятельности человека и др.) .

Во время проведения наблюдений дети получают информацию посредством зрения, слуха, обоняния и др. Это возможно только при непосредственном контакте с предметом или явлением, что и оптимально для правильного проведения опыта. Дети должны сами видеть, слышать объект, чувствовать его запах, вкус, ощущать характер поверхности и т. д. Здесь, как нельзя кстати неоценимую помощь окажет следование правилу незабвенного Я. А. Коменского: «Насколько возможно, все сделать доступным, именно: что можно видеть – зрению, что можно слышать – слуху, запахи – обонянию, что имеет вкус – вкусу; а если что может быть воспринимаемо одновременно несколькими чувствами, то можно представить их вместе».

Чтобы экспериментирование стало наиболее эффективным, стараюсь соблюдать некоторые требования:

-тщательно отбираю содержание знаний, которые целесообразно дать детям конкретной группы с помощью опытов;

-обязательно путем наблюдений, коротких бесед, опросов уточняю уровень готовности моих детей к освоению определенных знаний;

- каждого ребенка привлекаю к участию в посильной работе;

-тщательно отбираю материал, необходимый для данного опыта.

Обязательным условием успешной работы в данном направлении считаю обеспечение предметно – развивающей среды, будь то уголок по экспериментированию или мини – лаборатория.

Я стараюсь подбирать материал, пригодный для разнообразной поисковой деятельности с детьми: это и натуральные объекты природы (песок, земля, вода, воздух, снег, лед, камни, растения и их семена, плоды и др.) , а так же предметы, изготовленные руками человека (пластмассовые, деревянные, резиновые и т. д.) . Важное условие - целостность материала, четкость его цвета, форм и др. Раздаточный материал готовлю на каждого ребенка и небольшой запас (бывают разные ситуации) . Материал должен быть безопасным, эстетически оформленным, раскладываться в индивидуальные розетки, стаканчики, тарелочки, коробочки.

С возрастом детей я обязательно пополняю содержание уголка. Для этого в группе есть специальное место: небольшой стеллаж, стол, использую ближайший подоконник. Часть материала хранится в недоступном для детей месте, в шкафу ( особо мелкий, или новый, а также требующий особого обращения) .

Повышает интерес детей к исследованиям наличие в группе технических средств, приборов: микроскоп, комнатный термометр, увеличительные стекла, колбы, коллекции семян и камней, разнообразная тара для хранения (стаканчики, тарелочки, контейнеры, деревянные палочки, пинцеты.

Уголок по экспериментированию пополняю художественным материалом. Это различные иллюстрации, поделки, творческие работы детей, листы наблюдений, зарисовки.

В процессе обучения важно сочетать предметно-познавательную и творческую деятельность учащихся.Этому способствует игра. Игра занимает ребенка, развивает познавательные способности, снимает утомление, расслабляет, побуждает фантазировать, рассуждать, помогает отслеживать результат развития определенных навыков. Конечно, помогает присутствие сказочных персонажей: Волшебная Капелька, Незнайка, Старичок – Лесовичок, Буратино и др. Они задают вопросы, побуждают детей к рассуждениям,приносят интересные вещи исследователями др.

Хорошим помощником в моей работе стало и художественное слово. Я оформила несколько альбомов с загадками, стихами.

Для развития творческой и познавательной активности дошкольников важно организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать воспитанников на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Эти и лежит в основе всей моей работы: стараюсь объединять познавательную деятельность воспитанников с коммуникативной, игровой, трудовой. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, образовательный процесс.

Особое значение, я считаю, имеет активное участие родителей. Они помогают продолжать, повторять исследования с детьми дома, помогают зарисовать результат, сами рисуют или фотографируют.

Родители помогают в оснащении нашей мини – лаборатории, участвуют в проведении экскурсий, презентации результатов. А мы готовим для родителей стенгазеты, фоторепортажи, выставки поделок и рисунков и др.

Поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он стремиться познать окружающий его мир. Исследовать, открыть – это значит сделать шаг в неизведанное, непознанное. А это и есть возможность для детей думать, искать, экспериментировать, и, в конечном итоге, самовыражаться и самоутверждаться.

Во время экспериментирования ребенок становится исследователем, который воздействует на окружающие его предметы и явления, чтобы лучше их понять. Ребенок обнаруживает новые свойства, находит различия, сходство, делает свои первые выводы. Экспериментирование и есть та деятельность, которая помогает ребенку на его личных наблюдениях моделировать картину мира.

Наша задача, воспитателей и родителей, - помочь детям в организации и проведении этих исследований, сделать их доступными и полезными.

Хочется напомнить высказывание особо почитаемого мною Я. А. Коменского из его «Великой дидактики»: « …нужно учить так, чтобы люда, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т. е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах. И это будет значить, что мы снова идем по стопам древних мудрецов, черпая знание не из какого-либо иного источника, а из самого первообраза вещей».

Систематическое использование исследовательских методов образовательной деятельности и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и способствует дальнейшему успешному обучению в школе и, что особенно важно,дальнейшей социализации.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...