Развитие интеллекта дошкольников

Развитие интеллекта дошкольника | Демьянова наука

Наступила пора задуматься о готовности детей к школе, возраст которых уже подошел к отметке в семь лет.

Наиболее важным критерием многие родители считают уровень развития интеллектуальных способностей.

Предлагаем вам интересные тесты на постоянство свойств вещей, разработанные известным Швейцарским психологом и философом Жаном Пиаже. Данная способность тесно связана с характеристикой общего развития интеллекта дошкольника.

Успешность выполнения данных заданий поможет задуматься о готовности вашего ребенка к школьному обучению и о его способностях к математике.

Важно! Не подсказывайте ребенку, тогда не будет частоты эксперимента. Не разъясняйте задания пока их не выполните все.

И в то же время помните, что простое объяснение заданий. Читайте инструкцию так, как написано и смотрите результат.

Поставьте рядом с ребенком два одинаковых прозрачных стакана, в которых налито одинаковое количество воды и спросите:

- Одинаковое количество жидкости в стаканах (воды должно быть действительно одинаковое количество) ?

После получения утвердительного ответа. Возьмите третий стакан повыше или по шире и на глазах у ребенка перелейте в него жидкость из одного предыдущего стакана. После этого повторите вопрос:

- Одинаковое количество жидкости в стаканах?

Очень часто такие казалось бы простые задания вызывают у ребенка затруднения. Если ваш справился - поздравляем!!!

Предложите ему ещё несколько:

Скатайте два совершенно одинаковых шарика из пластилина и спросите ребенка:

- Одинаковое количество пластилина в шариках?

А теперь на глазах у него расплюсните один пластилиновый шарик и снова спросите:

- А теперь одинаковое количество пластилина в шариках?

Если ребенок скажет нет, спросите где больше. Обычно дети показывают на тот кусок, который мы расплющили, который стал шире (но не с большим количеством пластилина) .

Положите перед ребенком два одинаковых ряда шашек (или пуговиц) , одну под другой, чтобы шашки одного ряда соответствовали шашкам ряда ниже. Спросите у ребенка:

- В каком ряду шашек больше?

Дождитесь утвердительного ответа, что их действительно одинаково. А потом соберите один ряд в кучу или просто уменьшите расстояние между ними, сдвинув поплотнее друг к другу и опять спросите:

- А теперь, где шашек больше?

Ещё задание – положите один под другим два одинаковых по длине карандаша и спросите:

- Какой карандаш длиннее?

После утвердительного ответа, что оба одинаковые, передвиньте один в сторону и опять задайте вопрос:

- А теперь какой карандаш длиннее?

Пусть ваш любознательный ребенок нарисует улитку, которая переползла на другую сторону шарика. Конечно в идеале он должен изобразить её вверх ногами. Но посмотрите, что получиться?!

Для следующего эксперимента. Сделайте бумажный цилиндр и соедините верёвочкой разного цвета шарики или различные предметы, которые должны проходить в отверстие данной трубки. На глазах у ребенка вы протягиваете предметы сквозь цилиндр и когда они все скроются спросите:

- Какой шарик (с противоположной стороны) выйдет первым?

Возьмите набор кубиков. Постройте башню определенной высоты на полу. После этого предложите ребенку построить ТОЧНО ТАКУЮ ЖЕ БАШНЮ, но только на невысокой опоре рядом.

Понятно что вы просите построить именно ТОЧНО ТАКУЮ ДЖЕ БАШНЮ, но не по горизонтальной отметке высоты (это ребенку в инструкции объяснять не нужно, способность к сохранению свойств должна быть воспринята адекватно)

В следующем задании нарисованы две веревочки. Здесь может быть два варианта заданий: Спросите у ребенка:

Какая из веревочек длиннее?

А можно нарисовать рядом ящик и спросить:

- Какая веревочка подходит для того, чтобы перевязать данный ящик?

Достигая зрелого возраста, дошкольники со способностью к обучению легко справляются с подобными заданиями.

Родители не тешьте себя иллюзиями, что ваш дошкольник просто не понял заданий!! Если ваш ребенок не выполнил задачу в той инструкции, которая была предложена и вы ему помогли в подсказках или изменили объяснения… Лучше посмотрите правде в глаза и задумайтесь сейчас, чем потом грешить на неподходящего учителя или систему образования, в которой будет сложно вашему ребенку воспринимать учебный материал.

Тесты не берутся с потолка. Многочисленные исследования ученых и многолетние наблюдения создают диагностические методы, которые конечно лучше проверять с высококвалифицированным специалистом!

Другой важной характеристикой незрелого ребенка является так называемый эгоцентризм. Это, проще говоря, неспособность видеть мир чужими глазами.

Проведите следующий эксперимент: Расположите три различных предмета, или по классической схеме Пиаже – три горки разной величины на столе. Попросите ребенка посмотреть их с разных сторон, а затем посадите напротив него куклу и попросите выбрать тот рисунок (рисунки вы заранее готовите, изображая на них разное расположение представленных предметов) , соответствующий ракурсу, который видит кукла.

Обычно дети, свободно рисующие карты пути (возможно где зарыты сокровища или спрятан подарок) , легко справляются с подобными заданиями. Поэтому играйте с ними в подобные игры, так как социальное и культурное окружение напрямую влияет на развитие ребенка, ускоряя или замедляя данный процесс.

Обогащайте окружающее пространство дошкольника. Предоставляйте ему подходящий материал для занятий и досуга.

Обсуждайте, спорьте, играйте. Пробуйте сами быть детьми. Представляйте себя ребенком, которому интересно рядом со своим ребенком.

И тогда ваш любимый сын (дочь) всегда будут активными, любознательными и способными к обучению.

Удачи вам в развитии детских способностей!

Как развить данные способности (а не просто их вдолбить ребенку, что не даёт развития, а только его тормозит) читайте в материалах следующих статей...

Как подготовить ребенка к школе после каникул и настроить его на новый режим ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайтhttp://leusdiv.ru/. Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Post Popularity 0.63%

Читать далее leusdiv.ru

Семинар-практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

После презентаций игр обобщаю:

Развивающие игры до года

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.

В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

2. «Мастер-класс»

Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.

- Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек.

А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича") , "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.

К достоинствам развивающих игр В. В. Воскобовича можно отнести:

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:

Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;

Узнает и запоминает цвет или форму;

Учиться считать, ориентироваться в пространстве;

Тренирует мелкую моторику рук;

Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи технологии.

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) .

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических) , речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Универсальность использования

Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.

Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".

Китайская мудрость гласит:

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

- Вашему вниманию предлагается элемент мастер-класса, который проведет воспитатель подготовительной группы Н. В. Соболева, использующая в своей работе с детьми «Квадрат Воскобовича».

(Участника и гостям семинара раздаются «Квадраты Воскобовича»)

- А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» - «Геоконт».

В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка - "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка.

На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка) , и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины) , мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) , творческие способности.

Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Но знакомство с играми как вы, наверное, уже поняли, начинается с сюжетно-ролевых игр.

- Предлагаю начать знакомство с «Геоконтом» с подвижной развивающей игры «Паутинка».

(Сидя в кругу, выполнение заданий паука Юка.)

3. «Педагогическая вертушка»

Цель: Обобщение полученных знаний, объединение усилий коллектива при создании рекомендаций.

Задание: составление памятки.

- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.

(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)

- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома»и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».

4. «Дерево ожидания»

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Использованы сведения с сайта

Материал dohcolonoc.ru

Развитие социального интеллекта в дошкольный период

Субъект

Старшие дошкольники (дети 6-7 лет)

Форма деятельности

Познавательная: приём и переработка информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти; активизация процессов мышления, эмоциональной сферы

Средства

Исполнительные психологические средства (по О. И. Моткову) :

- сознание (средство активации и яркого высвечивания любой, поступающей в него внешней и внутренней информации, позволяющее субъекту быстрее и точнее понимать происходящее «здесь и теперь», и использовать эту информацию для организации текущего или будущего поведения) ;

- познавательные процессы и образования (средстваощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, мышления и воображения, дающие возможность отображать внешнюю и внутреннюю информацию, запоминать и воспроизводить ее на «экране» сознания, избирательно сосредоточивать на ней «внутренний взор» субъекта, совершать операции сравнения, анализа и синтеза) ;

- психомоторные процессы и схемы действий (средстваавтоматической организации и осуществления простых движений различных внешних и внутренних органов тела и первичные схемы последовательностей их движений) ;

- речь, процессы её восприятия и артикуляции (средство внешней коммуникации, а также средство саморегуляции своего поведения, в управлении которым, как правило, участвует субъект) .

Педагогические средства: обучение, развитие, воспитание.

Методы (по Ю. Н. Емельянову)

Жизненный опыт (социальный аспект - освоение интериоризированных норм и ценностей конкретной общественной среды и индивидуальный аспект - опора на индивидуальные особенности и психологические события личной жизни) ; искусство (развитие коммуникативных умений) ; зачатки научных методов (индукция, дедукция, анализ)

Результат

- владение простейшими навыками основ организационной работы;

- освоение приёмов саморасслабления;

- умение устанавливать простейшие связи между собственным поведением и отношением к себе окружающих;

- умение использовать полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности;

- умение правильно определять различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых (в реальной жизни и художественном изображении) по способам выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации) ;

- владение отдельными способами передачи собственного эмоционального состояния (мимика, интонации) ;

- проявление адекватных эмоциональных реакций в общении со сверстниками, взрослыми. Что касается выявления механизмов, обуславливающих развитие социального интеллекта, то в качестве основных (в частности, в старшем дошкольном возрасте) нами выделены: процесс становления самосознания, процесс развития саморегуляции.

При этом мы отталкивались от механизма формирования личности, в качестве которого выступает процесс социализации в целом (В. С. Мухина, М. И. Бобнева и др.) . Это обусловлено тем, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л.

С. Выготский, Ю. С. Воробьёва) . Наиболее ярко процесс становления самосознания дошкольника находит своё отражение в отношении ребёнка к себе, своим качествам (самооценке) . Адекватная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что соответствующим образом качественно влияет на развитие социо-интеллектуального уровня.

Процесс осознания ребёнком себя как субъекта и объекта социальных отношений также является одним из звеньев самосознания. Осознание внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения.

В процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам как в непосредственном, контактном, так и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в процессе становления самосознания личности (А. Л. Журавлёв, Г. М. Андреева, С. Я. Якобсон, П. М. Якобсон) .

Активное становление самосознания в дошкольном возрасте тесно связано с процессом развития саморегуляции. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые ребёнок получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации своего поведения информацию.

Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Психические состояния детей старшего дошкольного возраста связаны с расширением диапазона усвоенных ребенком социальных эталонов регуляции состояний, приобретаемых в общении с взрослыми и сверстниками (согласно С. В. Велиевой) . Применение активных способов саморегуляции дошкольников связано с внутренними факторами - развитием рефлексии, адекватной самооценкой, потребностями в сфере общения с взрослыми и сверстниками и внешними факторами - личностью взрослого, социальными условиями, адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации. Таким образом, происходит непрерывное развитие саморегуляции: от внешних, вербальных инструкций взрослых и реакций на поведенческие проявления сверстников к внутреннему самоконтролю.

Выделенный в проблемном поле развития социального интеллекта вопрос об определении значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта старших дошкольников, актуален особенно. Опыт общения ребенка с взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования социального интеллекта невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в:

Сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

Оценке его деятельности и поведения;

Формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

Формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей .

Похожая статья: Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников

Таким образом, влияние взрослых на формирование социального интеллекта осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка(включая активизацию наблюдения и анализирования действий и поступков других людей и своих собственных) и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Исходя из того, что каждому возрастному периоду присущ особый комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств (основание для возрастного подхода) , нами была составлена модель развития социального интеллекта старших дошкольников (Рис.1.) .

Похожая статья: Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период

Приведённая модель наглядно демонстрирует поуровневое развитие социального интеллекта, происходящее наряду с процессом социализации старшего дошкольника. Социализация в данном случае рассматривается нами не только как процесс, но и как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, то есть преобразование (под влиянием обучения и воспитания) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения . И в этой связи отметим важность двухаспектности социализации: с одной стороны, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Активность позиции предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации, построения определенной стратегии деятельности и поведения в частности. Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

В модель заложен потенциал развития социального интеллекта. Это означает, что достижению высокого уровня исследуемого феномена у ребёнка 6-7 лет способствует ориентация на зону ближайшего развития (Л. С. Выготский) , как реализация возможности активного влияния на процесс развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями.

Таким образом, подводя общий итог теоретическому анализу данной статьи, обозначим основные выводы:

Социальный интеллект является многоаспектным понятием, изучаемым на протяжении девяноста лет с позиций различных подходов (феноменологического, генетического, социокультурного, процессуально-деятельностного, функционально-уровневого, образовательного, информационного, регуляционного, структурно-динамического) ;

Определение сути понятия социального интеллекта включает, кроме всего прочего, понимание его как целостной системы по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности;

Изучение социального интеллекта с позиций возрастного подхода обладает большим потенциалом в области изучения и вероятностного проектирования эффективности его развития.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева/http://psylib.org.ua/books/glava 16

  2. Антонова, Г. П. Учёт особенностей мышления детей-шестилеток в процессе обучения/ Г. П. Антонова // Процессы познания и деятельности личности.- Ульяновск, 1988.- С. 88-97

  3. Антонова, Г. П. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения / Г. П. Антонова, З. И. Икунина, И. П. Антонова, Н. А. Антонова // Вопросы психологии.- 1999.- №2.- С.12

  4. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. -М.:Изд-во «Наука»,1978.- 311с.

  5. Буслаева, Е. П. К проблеме развития интеллекта и творчества до начала школьного обучения / Е. П. Буслаева. - М., 2006

  6. Веракса, Н. Е. Противоречивые ситуации в познавательной деятельности дошкольников / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов: межвузовский сборник науч. трудов - М.: МГПИ им Ленина, 1981.- С. 16-25

  7. Галигузова, Л. Н. Проблемы развития детского интеллекта: теория, эксперимент, практика / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии.- 1997.-№5.- С.136

  8. Ермакова, Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е. С. Ермакова //Вопросы психологии.- 1996.- №1.- С.124

  9. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет /А. З. Зак. - М., 1996

  10. Масягина, О. Ю. Проект повышения уровня социального интеллекта детей 6-7 лет «Я успешен!» / О. Ю. Масягина / http: //festival.1september.ru - Москва: ИД «Первое сентября», 2009

  11. Масягина, О. Ю. Психологический аспект оценки образовательных достижений: социальный интеллект как предпосылка успешности обучения / О. Ю. Масягина // Совершенствование системы оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 21 ноября 2007. - Часть 2. - Омск: ГОУ ДПО «ИРООО», 2008. - С.88-89

  12. Новиков, А. М. Предмет и структура методологии / А. М. Новиков, Д. А. Новиков/ www.methodolog.ru

  13. Савенков, А. И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников / А. И. Савенков // Детское творчество.- 1998.-№1.- С.12-14

  14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.- С.91

  15. Чеснокова, О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей/ О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии.- 2005.- №6.- С.36

  16. Чеснокова, О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова// «Познание. Общество. Развитие». -М.: Изд-во ИП РАН, 1996

Похожие статьи

Материал www.moluch.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Социальная ситуация развития дошкольника

    Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий дл...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Умственное развитие дошкольников

    Консультация для родителей Интеллектуальное развитие дошкольников Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и о...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Музыкальное развитие дошкольников курсовая

    Курсовые работы и проекты - Музыкальное образование Без выходных данных. — 48 с. Значение музыкально-дидактических пособий и игр, их значимость в развитии музыкальных способностей у детей дошколь...

  • Психическое развитие дошкольника

    Apteke.net » » Психология и развитие » Общение важнейший фактор психического развития дошкольника Дошкольное детство - важный период психического развития. Возраст начального фактического образов...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...