Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению»

ПРОЕКТ на тему:

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к школьному обучению».

Актуальность.

Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной в наше время, так как одним из критерий предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие. Работая в старшей группе компенсирующего назначения, я убедилась, что одним из важнейших направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению. Родители не придают значения важности использования дидактических игр дома, это показали результаты анкетирования по теме «Во что играют дети дома? »

Первоначальная диагностика интеллектуальных способностей выявила проблемы в сфере развития процессов мышления, произвольного внимания и запоминания, слухового восприятия. Дети не умеют соблюдать правила игры, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты, распределять роли и т. д. Так же был выявлен низкий уровень заинтересованности родителей в совместных играх с детьми. Поэтому для успешного перехода к школьному обучению, и возникла необходимость в этом проекте.

Проблема

Несформированность интеллектуальной сферы детей с ОНР.

Задачи проекта:

• Развивать познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста;

• Развивать познавательную активность желание получать новые знания;

• Стимулировать умственную активность через подбор знаний разной степени сложности;

• Развивать умение использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, развивать слуховое понимание обращенной к нему речи;

• Развивать умение осмысливать собственные действия;

• Развивать гибкость мышления.

Ожидаемый результат

В ходе проекта у детей должны будут сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

Должны быть развиты такие качества как любознательность, сообразительность, наблюдательность, гибкость мышления.

ХОД ПРОЕКТА:

В течение учебного года в вечернее время проводились мероприятия в соответствии с планом работы. Ребята учились играть в дидактические игры, соблюдая правила, учились договариваться между собой. В процессе игры у детей развивалась мелкая моторика пальцев рук, дети учились контролировать свои движения и управлять ими. Возникающие в ходе игр конфликты разрешались сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно. В процессе игр совершенствовалась диалогическая речь.

Развиваем мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Закрепляем знания детей о животных разных стран, развиваем речь, мышление, память.

Закрепляем знания о геометрических фигурах, цвете; развиваем внимание, зрительное восприятие, речь, мышление.

Закрепляем умение соблюдать правила игры; развиваем комбинаторные и логические способности.

Закрепляем счет, развиваем сообразительность, логическое мышление и пространственное воображение.

Продолжаем учиться играть в шашки, развиваем логическое мышление, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Воспитываем спокойствие и уверенность в своих силах, умение выигрывать и проигрывать с достоинством.

Работа с родителями

Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:

• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;

• Выставка – экскурсия «Играя – обучаем, обучая – играем» выставка групповых дидактических игр с учетом возраста и обучающих задач;

• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки и домино дома»;

• Мастер – класс «Использование дидактических игр для развития познавательных способностей будущего школьника»;

• Родительское собрание «Растить любознательных».

Итоговое мероприятие

В конце года было проведено итоговое мероприятие "Шашечный турнир". В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира - Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос "Что нужно для игры в шашки? " дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира - кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.

Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.

Результативность.

Диагностика интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего назначения показала, что применение дидактических игр и дидактического материала дает положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей детей.

Следует учесть, что три человека, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Ожидаемый результат достигнут. У детей стали более развиты такие качества как любознательность, сообразительность, наблюдательность, гибкость мышления. Дети стали самостоятельно рассуждать, делать умозаключения, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, умение достойно проигрывать.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо продолжать работу по использованию дидактических игр для развития умственных способностей детей. А так же проводить работу с родителями, с целью повышения знаний о значении игр с детьми дома для успешной подготовки детей к школе.

www.maam.ru

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми. Они с интересом повторяют нужные действия, слова. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре… » В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью» К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать. На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Игровые действия ребенка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Дети в возрасте 4-5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное, слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач. Для пятого года жизни ребенка целесообразно использовать чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно –образное мышление.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно –ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и т. д.) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным. Выбор игры для воспитателя – дело серьезное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям.

Классификация дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами.

Во время игр с предметами (игрушками) дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В дидактической игре нужно сделать предметом внимания и содержания речи детей именно то, что отвечает цели, поставленной воспитателем. Если закрепляем названия определенных предметов, то необходимо подобрать именно эти предметы. Если мы закрепляем названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям. Например, воспитатель закрепляет у детей точное название цвета. Он подбирает для дидактической игры «Угадай, что спрятала» несколько однородных предметов разного цвета. На столе шесть флажков: синий, белый, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Воспитатель прячет синий флажок. Водящий ребенок должен назвать признак предмета. Очень нравятся детям такие игры как «Найди и принеси», «Волшебный мешочек», «Что лишнее», «Угадай, что изменилось». В этой игре воспитатель комбинирует расположение предметов так, чтобы детям пришлось использовать слова: слева, справа, впереди, сбоку, сверху, снизу.

2. Настольные игры

Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок, карт –картинок во время очередного хода («Домино», составлению целого из частей (разрезанные картинки, кубики, пазлы). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы, пространственные ориентации, смекалку, внимание.

3 Словесные дидактические игры

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать. Особенно важен этот тип игр, если ребенок еще плохо говорит.

Словесные дидактические игры:

- игры –путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)

- игры –поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

- игры –загадки (развивают способность к анализу)

- игры –беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность)

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

www.maam.ru

Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.02.2014 - 14:44 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

А. Камю

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Подробней на сайте nsportal.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 28.02.2012 - 13:20 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Материал с сайта nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать?

Так вот, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить.

Познание человеком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания (ощущение, восприятие и представление) и в форме абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение) .

Ведущим видом деятельности дошкольника является – игра. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции, поэтому играя с детьми мы можем развивать и его интеллектуальные способности (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, ощущения, речь) .

Итак, с чего же начать?

1. Учим детей описывать различные свойства окружающих предметов.

Можно попросить ребёнка описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?

Можно попросить ребёнка рассказать о данном предмете сказку или фантастическую историю.

2. Продолжаем знакомить детей со свойствами предметов.

Попросить ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему слов. Допустим слово «книга». Следует дать пример: «красочная книга».

Затем вопрос: «Какая ещё бывает книга?» и т.п.

Игра «Съедобное - несъедобное». Ведущий называет предметы (яблоко, сыр, книга, лук, мел и т. д.) Если названный предмет съедобный ребёнок ловит брошенный мяч. Если названный предмет не съедобен, то мяч надо отбить.

Можно загадывать детям загадки. (Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт песенки поёт. КОШКА. У кого глаза на рогах, а дом на спине? УЛИТКА.

Под полом таится, кошки боится? МЫШЬ. и т.п.)

3. Учим детей искать одинаковые (разные) свойства или признаки предметов.

В мешочек положить несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, маленькую игрушку, ложку. Попросить ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их.

Есть ли среди этих вещей одинаковые?

Среди нескольких игрушек или предметов предложите ребёнку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребёнка объяснить, чем отличается предмет.

4. Учим детей сравнивать предметы.

Предлагайте детям картинки из газет и журналов «Найди 5 отличий»или рисуйте сами такие картинки.

5. Учим детей классифицировать предметы.

Можно использовать карточки, например, мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, ель, голубь, синица, василёк, воробей. Предложить ребёнку разложить эти карточки на три группы (цветы, птицы, деревья) . С такими карточками можно играть в игру «Что лишнее?», если выложить в ряд карточки: шкаф, стул, стол, ложка и спросить «Что лишнее?» и т. п. Игра «Я знаю…»с использованием мяча так же учит классифицировать и обобщать. Для игры можно использовать следующие понятия: имена девочек, имена мальчиков, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды, продукты, одежда, мебель и др.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»потребуются карточки с геометрическими фигурами разных цветов, которые можно изготовить из цветного картона.

Задания:

- Дай мишке круг. Дай кукле треугольник. Дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно, круг на диван.

Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

- Собери круги: синие, красные, зелёные. жёлтые.

- Покажи треугольники: синие, зелёные, красные, жёлтые.

- Собери квадраты: синие, красные, зелёные. жёлтые.

- Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты) , маленькие красные круги (треугольники, квадраты) .

- Собери большие квадраты (круги, треугольники) , большие зелёные квадраты (круги, треугольники) и т.п.

Игра «Цвета» предлагаем ребёнку за 1 минуту назвать 5 разных предметов определённого цвета. Игра «Кто наблюдательнее?» предлагаем ребёнку за 1 минуту назвать 5 разных предметов определённой формы (круглые, овальные, прямоугольные, треугольные и т.д.) .

6. Знакомим детей с понятиями типа род-вид.

Упражнение на изучение родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Игра «Рыбы – птицы – звери», или «Ягоды – цветы – деревья», или «Одежда – мебель – посуда» и т.п. Взрослый бросая мяч ребёнку произносит одно из слов (рыба, птица, зверь) . Ребёнок поймав мяч подбирает видовое понятие к родовому. (рыба – карп, птица – воробейи т.п.)

7. Знакомим детей с противоположными по значению понятиями.

Упражнение «Подбери пару слов» кислый - ?, грустный - ?, большой - ?, белый - ?, день - ?, покупать - ?, конец - ? и т.п.

А так же в игровой форме необходимо познакомить детей с категориями: меньше и больше, выше и ниже, ближе и дальше, короче и длиннее, впереди и сзади, справа и слева, раньше и позже.

Упражнения «Найди картинку…»(с самым маленьким деревом, с самым высоким мальчиком, с самым низким забором, с мячом средней величины и т.п.)

Упражнения-указания:

- Поставь пирамидку на стул, под стул, за стул, перед стулом.

- Положи мяч справа от себя, слева от себя, перед собой и т.п.

8. Знакомим детей с временами года и природными изменениями зимой, весной, летом, осенью.

9. Учим детей понимать последовательность событий.

Используем сюжетные картинки «Что сначала, что потом?», «Сказка в картинках», и т.п. Просим ребёнка расположить картинки по порядку, объяснить последовательность нарисованных событий и составить рассказ (пересказать сказку) по картинкам.

10. Развиваем мелкую моторику рук.

Лепим из пластилина, солёного теста, глины. Рисуем пальчиковыми красками на бумаге или стекле, гуашью, восковыми мелками, карандашами, аккуратно раскрашиваем раскраски, режем газеты, журналы, делаем аппликации из бумаги, картона и др. материалов, нанизываем бусинки, макароны на нитку, перебираем крупу («Помоги Золушке отделить горох от гречки», (рис от фасоли) и т.п.) . Срисовываем узоры по клеточкам, рисуем узоры под диктовку (1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 1 вправо, 2 вверх и т.п.) , помогаем зайке (мишке, ёжику) добраться до дома (лабиринты) , срисовываем прописные буквы. Делаем пальчиковую гимнастику.

Следует помнить о том, что продолжительность игр-занятий с ребёнком не должна превышать 20 минут в день.

Играйте с детьми, читайте им, смотрите вместе фильмы, слушайте музыку, танцуйте, посещайте выставки, спектакли, музеи, рассказывайте им об окружающем мире: о своей профессии, о видах транспорта, об эмоциях и чувствах, о добре и зле, о правилах дорожного движения, о семейных традициях и т.п. Давайте детям возможность проявить самостоятельность.

Делайте всё это с любовью, и вы получите потрясающий результат!

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме: Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста

Опубликовано 05.07.2012 - 19:27 - Булышева Татьяна Александровна

Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучшее подготовлены к школе.

Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.

Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того,что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

Реализация этой задачи обьективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические иры.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры - головоломки.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознокомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесения новой игры в группу.

Цель знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в обьектах, называть их, обобщать обьекты по их свойствам, обьяснять сходства и различия обьектов.

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной обьектов
  • Развивать пространственные отношения
  • Развивать познавательные поцессы, мыслительные операции

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно-практический характер.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб.

Эти слова могли бы быть своего рода эпиграфом к работе каждого педагога, который стремиться понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личности ребенка и подготовка его к дальнейшему обучению в школе.

Кажется, что если упустить время, не сделать все необходимое, учиться малышу в современной школе будет просто невозможно.

Наверное, уже нет таких взрослых, которые бы не признавали огромного значения детства для всей последующей жизни. Вряд ли сейчас найдется кто - нибудь кто будет настаивать на однозначно определяющей будущей роли врожденных особенностей ребенка. Да, они важны, но все же Среда, взрослые в гораздо большей степени влияют на развитие.

Какого это влияние? В каком возрасте можно что-то изменить в ребенке?

Так же, как раньше переоценивалось роль наследственности, врожденных особенностей, так и сейчас нередко переоценивается роль раннего опыта. Если что-то упущено или, наоборот, заложено в ребенка до трех лет, то это уже навсегда. Но возможности изменения в человеке огромны и совсем не обязательно полностью теряются с возрастом.

Главное помогать ребенку в его развитии в любом возрасте.Конечно, роль раннего опыта огромна, но многое можно исправить, многое заложить вновь. Надо только знать, что можно делать, когда и как, чтобы помочь каждому вырасти творческой личностью, реализовать свои возможности.

Давайте попробуем разобраться в этом. Ведь если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развитию.

Мир противоречив, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картину действительности, открыть новые ее законы. Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них, творческое воображение - это основа для развития личности, творчество как отношение к нашей прекрасной и изменчивой жизни.

И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложиться их жизнь, жизнь людей нового столетия. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Мнемотехника.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем, и т.д.. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретения умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связи ребенка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, то есть лучше запоминается предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становиться произвольной, то есть ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему в практической деятельности.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") , - это система различных приемов, облегчающих запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной) , мышление, внимание, воображение.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процесс накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого интеллектуализируется.

Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Как определить индивидуальные особенности памяти ребенка?

  1. Определение кратковременной и долговременной памяти

Методика «10 картинок»

Подобрать 10 картинок с предметами, знакомыми ребенку.

Поочередно покажите их ребенку – каждую в течение 1-2 сек.

Затем спросите его, что он запомнил (в любом порядке) .

Норма – 4-6 картинок.

Теперь покажите картинки, которые выпали из памяти ребенка. Через 10 минут попросите его вспомнить все картинки, которые он видел (изображения не показываются) и зафиксируйте результат.

После повторного показа картинок ребенок воспроизводит 7-8 объектов. Через час предложите вспомнить все картинки.

Набор: кукла, слон, телевизор, собака, дом, корова, мяч, машина,утка, молоток.

  1. Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной

Тест «10 слов»

Подготовьте список из 10 односложных и двусложных слов, знакомых ребенку (стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь) .Предложите ребенку внимательно послушать список слов и постараться их запомнить. Затем спросите, что он запомнил.

Норма – 4-6 слов, более 6 – высокий показатель.

После этого тот же список слов зачитайте ребенку еще несколько раз, пока он не запомнит все слова. При каждом предъявлении читайте все слова, сначала по порядку с интервалом 1-2 сек.

Обычно к пятому повторению ребенку удается закрепить в памяти весь список. Через 30 минут вернитесь к этому упражнению и, не называя слов, попросите припомнить их. Затем через час после заучивания.

Для ребенка 6-7 лет долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических приёмов позволяет одновременно развивать все психические процессы, общие способности и интеллект. Дети усваивают способы познания мира, способы обработки доступной информации.

Воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, "сензитивный" возраст для развития воображения как отмечал Л. С. Выгоцкий, - это дошкольное детство.

Развивать... Но как?

Сегодня существует множество инновационных программ, технологий и методик в области дошкольного образования и воспитания.

ТРИЗ.

Учить творчеству можно и нужно каждого ребенка, ибо каждый рождается с задатками гения. Здоровый ребенок от рождения талантлив, считает автор теории решения изобретательских задач Генрих Саулович Альтшуллер. И чем раньше начать такую учебу, тем лучше результат.

ТРИЗ помогает в забавной, доступной для детей форме научить их решать творческие задачи в общении, в учебе, игре. С его помощью у малышей можно тренировать способность фантазировать, преодолевать психологические и интеллектуальные затруднения.

ТРИЗ дает возможность ставить на крыло детский разум в самом нежном возрасте, когда его познавательные возможности громадны, а темп познания фантастически быстрый, реактивный. Причем в неразрывном единстве с развитием психики, обогащением и обогащением чувств и эмоций.

Развитый ум делает еще более красивыми души наших детей, чувствительнее и нежнее их сердца, а высокие чувства укрепляют крылья ума, дают ему силы для более крутого взлета. Чувствительный ум и разумные чувства нераздельны.

Основная цель приемов и методов ТРИЗа - развитие нестандартного мышления, формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, каждый педагог реализует главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер) .

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, = сделай из него лимонад. И может быть тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше, и на одного счастливого больше. Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ.

Что в нем хорошего, мы уже знаем. А что в нем плохого? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец, всегда поймет творца.

И мир измениться к лучшему.

ТРИЗ для дошкольников– это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

1. Мозговой штурм– предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика– это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

3. Морфологический анализпомогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены

4. Метод фокальных объектов– к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Да-нет-ка– этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод Робинзонаформирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.) , успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так какобществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.

Примеры игр:

Игра "Да-Нет-ка” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?

Оно живет в жарких странах? Это слон?) , воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра "Черно-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.

Плохо – они быстро рвутся…и т.д.

Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом) .

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги.

Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем- нибудь тяжелым прижимать.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение.

Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…

Игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи на общее развитие, на проверку инерции мышления, на использование приемов фантазирования.

Участвуя в «тренажерах ума», дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ.

Комплекс упражнений «Тренажер ума»:

1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)

Окно, корабль, ручка, пальто, часы;

2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы) .

3. Одно из этих слов лишнее. Расшифруй и узнай какое?- бхле, феко, туюг, сомя. Почему?

Тренажер 2. (Упражнения с числами)

1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.

2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ...

3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам)

358

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме: