Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»

Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) .

Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.

Исследования многих авторов (Ильяшенко М. Б., Ушаковой О. С., Халезовой Н. А. и др.) показали, что развитие коммуникативных способностей детей может быть эффективным только тогда, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения; если у ребёнка будет формироваться осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям, если будет формироваться умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и, в соответствие с этим, применять речевые нормы общения.

Однако, недостаточно изученными остаются возможности формирования речевых умений при обучении детей родному языку, в процессе усвоения ими родного языка как средства общения с окружающими людьми, хотя очевидно, что специальные формы и методы работы по развитию речи детей заключают в себе богатые возможности и для развития коммуникативных умений детей.

Бесспорно, что коммуникативные способности ребёнка отражают культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребёнок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остаётся, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

Важным фактором развития коммуникативных способностей ребёнка-дошкольника является совместная партнёрская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество семьи и детского сада оказывают влияние на развитие коммуникативных умений в целом.

Основными направлениями эффективности работы по проблеме сотрудничества с семьёй являются:

создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, с другими окружающими людьми;

формирование представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях – важные знания для каждой семьи, для каждого ДОУ.

Формирование у детей коммуникативных умений и навыков в ДОУ и семье предусматривает реализацию следующих задач:

- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

- создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

Игры, помогающие в развитии коммуникативных навыков у детей.

Игра «КТО Я? »

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я? ». Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я»

(я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть) и т. д.

Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие дружные и добрые дети есть у них в группе.

Игра «ИМЯ»

Цель: Получить дополнительную информацию о ребенке, о его самооценке.

Предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь или оставить свое. Спросить, почему нравится или не нравится свое имя? Почему бы он хотел изменить свое имя, чтобы его называли по-другому. (Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше)

В конце можно предложить почитать стихотворения, в которых есть имена детей, обратить внимание как они звучат, что детей можно называть по-разному; ласково, сердито и т. д.

ИГРЫ - ИМИТАЦИИ

Цель: учить детей мышечному расслаблению, двигательному раскрепощение, (только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен).

«МЕДВЕЖАТА» -учить снимать мышечное напряжение

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких медвежат Медвежонок лежит в берлоге. Спит. Подул холодный ветерок, он пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек, греется. Стало тепло, жарко, медвежонок развернулся, зарычал. Воспитатель рассказывает, а ребенок изображает движения. Аналогично проводится игра-имитация «КОТЯТА», «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ». «МАЛЕНЬКИЙ ЩЕНОК», «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ», «ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ».

«Кто к нам пришел? »

Программное содержание: Научить ребенка осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей. Дать возможность пережить приятное ощущение, внимание со стороны сверстников к себе, радоваться самому себе. Формировать игровое партнерство, сближать детей друг с другом.

Описание игры: Воспитатель вызывает 2-3 детей (наиболее смелых) и договаривается, какого гостя (животного) будет изображать тот или иной ребенок, помогая ребенку найти нужные движения. Дети по очереди показывает животных, а другие отгадывают и ласково, приветливо принимают гостя. После встречи последнего гостя воспитатель подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

Литература

1. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - Книголюб, 2006.

2. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Феникс, 2005.

www.maam.ru

Формирование коммуникативных способностей у дошкольников

Формирование коммуникативных

способностей у дошкольников.

Медведева Н. С.,

воспитатель МБДОУ

д/с «Здоровый ребенок»

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.) ; не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм коммуникативного взаимодействия младших дошкольников я выбрала технологию «круг общения».

Работа в моей группе по развитию коммуникативного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста велась по следующим направлениям:

теоретическая подготовка (изучение возрастных особенностей дошкольников, изучение значимости общения и коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми) ;

определение исходного уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей;

создание перспективного плана;

создание положительной мотивации на общение;

осуществление технологии «круг общения»;

определение итогового уровня развития коммуникативного взаимодействия у детей.

«Общение в кругу» длительностью до 20 минут можно проводить 1-2-раза в день, в зависимости от созданной или сложившейся ситуации. Для проведения данной технологии необходимо помещение, стульчики на каждого ребёнка и взрослого, материал, необходимый при данной беседе. В «кругу общения» дошкольники должны чувствовать себя комфортно и свободно, в тоже время выглядеть опрятно, ровно и красиво сидеть на своих местах. Начиная со средней группы, дети рассаживаются: мальчик - девочка. Во время общения в кругу мы с детьми обсуждаем разнообразные темы: «Как я провёл выходные», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой домашний питомец», «Как правильно вести себя на улице», «Что делать, если ты потерялся в парке? » и т. д., разбираем проблемные моменты, сложившиеся в группе: ссора между детьми, порча игрушки или книги и т. д. Выполняем упражнения на снятие напряжения:

«Дерево»

Цель: повышение уверенности.

Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, я никого не боюсь».

«Киндер - сюрприз»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту. Расскажи, какой зверёк был у тебя в ладошках».

«Связующая нить»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда-ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Мне нравится играть с, потому что ты. »

Играем в коллективные игры: «Вкусные слова», «Красивые ножки», сочиняем истории, выдумываем свой конец известным сказкам, и т. д. Также читаем сказки, рассказы, разучиваем стихотворения, обсуждаем поступки героев.

Моя роль в «кругу общения»: с одной стороны, я руковожу данным процессом, организуя коммуникативное общение детей, а с другой стороны – исполняю роль участника общения, партнёра, направляющего каждого ребёнка на выполнение заданий, а при необходимости даю образец поведения в «кругу общения». Участвуя в общении, игре и т. д. одновременно слежу за выполнением правил.

Я считаю, что «круг общения» требует от организатора отказа от жестких условий проведения, формализованного подхода. Для успешного проведения общения в кругу необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, с взрослыми, важно понимать и помнить необходимость воспитание личности, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Поэтому, очевидно, использование такой технологии как «круг общения», создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативного взаимодействия и активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

www.maam.ru

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Введение

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Научные труды ученных

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др., в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях) .

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Целевые установки

- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучать умению слушать и слышать другого;

- учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие коммуникативных качеств

Полноценную игру

Творческую предметно – практическую деятельность

Опыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

Интересная и занимательная непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Дидактические игры

Ситуативный разговор

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Коммуникативные тренинги для детей

Игры с правилами

Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

Цель:

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи:

1. Развитие навыков конструктивного общения;

2. Преодоление барьеров в общении;

3. Развитие лучшего понимания себя и других;

4. Снятие психического и эмоционального напряжения;

5. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

«Мое настроение» Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении».

«Животные наши друзья» Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок».

«Добрые и злые поступки» Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, Упражнение «Добрый -злой»

«Дружба» Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

«Хорошо ли быть злым» Упражнение Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица»

«Если бы я был волшебником» Игра «Водяной, Упражнение «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника».

«Мои поступки и поступки

других» Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо –плохо»

Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов) .

Задание В. (Образование предложений с данными словами) .

Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет?

Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?

Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

- Игры и упражнения на умение сотрудничать;

- Игры и упражнения на умение активно слушать;

- Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;

- Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;

• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

- На систему ценностей;

- На ответственность;

- На личное достоинство и уважение этого достоинства;

- На индивидуальность и своеобразие;

- На независимость от других людей;

- На собственные мысли;

- На отстаивание своих прав.

Заключение

По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире.

Список литературы

1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).

2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

5. Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»

6. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

7. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001

8. Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

9. Скорлупова О. А., Федина Н. В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010.

Прикреплённые файлы:

razvitie-komunikativnyh-navykov_ovlu6.ppt | 659,5 Кб | Скачан: 380
www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребенка последовательно формируются средства, приемы и способы коммуникации (общения) . По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения, оказываются в то же время еще недостаточно сформированными для перехода на новую деятельность - учебную. У детей дошкольного возраста можно сформировать умения, связанные с сознательной ориентировкой на языковую действительность, если сделать предметом осознанного анализа словесный состав речи, грамматический строй, т.е. сами средства общения.

На этом этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения) , направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Формирование речевых умений и навыков начинается на материале слов и высказывания.

Важным разделом является развитие лексической стороны речи. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит; отбирать нужные слова и употреблять их; группировать в лексико-грамматические категории - части речи.

Нужно формировать и развивать структуру слов, предметную отнесенность, обобщающую функцию слова, на основе которой ребенок учится выделять свойства и признаки. Эта работа оказывает ребенку возможности для развития фразовой речи, т.к. умения выделять в предмете свойства, признаки, действия этого предмета составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

Требуется внимание и к формированию грамматического строя, т.е. к связи слов (согласование, управление, примыкание) . Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных, глаголов. Работа над предложением должна предусматривать его развертывание, распространение и интонационное оформление.

Затем осуществляется переход к связной речи. В этой работе активизируется познавательно-речевая деятельность детей: они теперь должны сделать предметом осознания и саморазвития мысли в связном высказывании и средств, которыми достигается эта связность.

Вместе с тем, при совершенствовании речевых умений и навыков предусматривается развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов; шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полным рассказ» и т.д. эффективность работы в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какова степень его инициативности.

Взрослый должен направить этот процесс так. чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учета ситуации общения.

Поэтому, на каждом занятии, в игре должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка. Работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких или сложных слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) осуществляется и на этапе обучения детей драматизации, в театральной деятельности.

Сначала лучше использовать небольшие законченные диалоги и диалоги из сказок. Затем задействуют небольшие сказки и рассказы с диалогической речью, понятным и интересным сюжетом. Необходима большая предварительная работа с детьми: чтение сказок и рассказов, беседы по их содержанию, пересказы, придумывание сказок, составление рассказов.

Важно стремиться, чтобы каждое занятие, игра, совместная деятельность взрослого и ребенка носила игровой характер и в то же время имела учебные и развивающие цели.

Деятельность должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать детей, вызывать живой интерес. Для успешной реализации поставленных задач требуется многоплановый, красочный, научно-обоснованный дидактический материал, созданный или подобранный педагогами и родителями.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Цель: закрепить у детей понятие «слово»

Взрослый показывает предмет (картинку) и называет слово. Затем дети повторяют. Отвечают, сколько слов назвали.

Игра «Кто это? Что это?»

Цель: закрепить у детей понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Дети задают вопросы к картинкам с одушевленными предметами «Кто это?», с неодушевленными

«Что это?»

Цель: закрепить у детей понятие о слове, которое обозначает действие.

Дети отвечают на вопрос: «Что делает?», глядя на действия детей, картинки. Затем сами ставят

вопрос.

Игра «Какой он?»

Цель: закрепить понятия о словах, обозначающих признаки предмета. Дети отвечают о предмете на вопрос: «Какой?» и сами ставят вопросы.

Игра «А что у вас?»

Цель: учить детей правильно образовывать множественное число существительных в И. П. Ведущий называет по картинке ед. число «У меня шар», а ребенок множественное «У меня шары»

Игра «Что кому нужно»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных в Д. П. Дети подбирают и называют картинки: самолет нужен летчику; молоток нужен плотнику и т.д.

Игра «Рыбы, звери, птицы»

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»

Дети ходят по кругу, повторяют: «Рыбы, птицы, звери...» ведущий неожиданно останавливается на ком-то и тот называет соответствующее слово (из тем «Рыбы» или «Звери», или «Птицы»)

Игра «Что это?»

Цель: закреплять у детей обобщающие понятия.

Дети в кругу - педагог бросает мяч и называет слово из какой-то обобщающей категории (цвет «игрушки», «мебель» и т.д.) , ребенок должен назвать слово-обобщение.

Игра «Что такого же цвета?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый показывает какой-либо цвет, ребенок должен назвать предметы такого же цвета. Красный - красный цветок, красная футболка и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени. Взрослый спрашивает, как двигаются бабочка, заяц, воробей и т.д.

Игра «Прятки»

Цель: учить детей называть количественные и порядковые числительные.

Ребенок пересчитывает предметы или картинки на столе. Затем раскладывает их в разных местах, говоря: «Первый котенок спрятался за стульчик, второй котенок спрятался под шкаф» и т.д.

СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Кто лучше?»

Цель: закрепить у детей понятия о слове и предложении.

У детей по 2 (3) предметных картинки. Нужно составить предложения с этими словами. Медведь, лес - Медведь живет в лесу.

Игра «Предложения по картинкам»

Цель: учить детей составлять распространенные предложения по сюжетной картине.

Дети рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы, все более распространяя

предложения.

Кто? - Федя - Что делает? - Поливает цветы - Где? - В саду - Когда? - Летом - Летом Федя

поливает цветы в саду.

Цель: учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в Т. П.

Ребенку дают предметную картинку, он отвечает на вопрос:

Чем пилят? - пилой Чем шьют? - швеи шьют иглой

Игра «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом НА.

По сюжетной картинке дети придумывают предложения, отвечая на вопрос: «Кто на чем сидит?»

Белочка сидит НА ветке. Нина сидит НА стуле.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения. Детям раздают по две картинки с животными и просят составить предложения: У коровы телята, а у козы козлята.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Ссылка на источник nsportal.ru

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади.

Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.

Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот.

Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Игра « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Кинолента

Цель:развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: группа (6-7 человек) .

Описание игры:дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий:вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с ис­пользованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, раз­вития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой) , тог­да лучше использовать первый вариант окончания игры.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые

Цель:развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры:дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий:взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.

Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон­такта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель:развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих:2 или более человек.

Описание игры:взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Интервью

Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий:на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется.

Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся) . Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий:приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр) .

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки.

Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна ») .

Сиамские близнецы

Цель:развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графиче­ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры:дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета.

До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий:на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим

Цель:развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким) . Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.

В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий:эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Клубочек

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься) . Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий:эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Газета

Цель:развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих:четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий:эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Живая картина

Цель:развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Количество играющих:любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий:несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

Войди в круг — выйди из круга

Цель:развитие эмпатии, отработка способов по­ведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры:дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом.

Он все­ми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Старенькая бабушка

Цель:развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки) . «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей) , и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий:перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки) » должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Ау!

Цель:развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих:5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий:игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Небоскреб

Цель:развитие умения договариваться, работать в команде.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления:складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры:дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал.

Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий:взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Литература:

- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

- Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

- Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Электронная литература:

- Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.

- Орлова Н. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...

  • Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...

  • Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

    Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» Слайд №1 Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. Слайд...

  • Развитие коммуникативных качеств у дошкольников

    Формирование коммуникативности РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формирование коммуникативности - важное условие нор...

  • Развитие внимания у дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...