Развитие мотивационной сферы дошкольника

Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентации по проблеме развития мотивационной сферы у детей дошкольного возраста.

Цель семинара:

- способствовать психологическому просвещению воспитателей по проблеме формирования и развития мотивационной сферы у дошкольников.

Задачи семинара:

1. Расширить знания педагогов о мотивационной сфере дошкольников, о ее формировании на разных возрастных этапах.

2. Рассмотреть процесс формирования социальных мотивов у дошкольников.

3. Раскрыть понятие мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Оборудование и материалы:

- компьютер и проектор для показа презентации;

- памятки для педагогов «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

Содержание семинара.

1 слайд «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

- Тема нашего сегодняшнего семинара – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

2 слайд «Формирование детской личности».

Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллекту-альным развитием, но и возникновением у ребенка новых эмоциональных пере-живаний, а так же новых потребностей и интересов.

Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.

3 слайд «Понятия «мотив» и «мотивация».

Любая деятельность ребенка или взрослого всегда имеет мотив.

Мотив —материальный или идеальный предмет, который побуждает и направля-ет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Источником побудительной силы мотивов выступают потребности.

4 слайд «Группы потребностей».

Можно выделить следующие группы потребностей: биологические, социальные и идеальные. Для того, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.

Задача воспитательного процесса в ДОУ – развитие социальных потребностей у детей.

5 слайд «Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов».

Говоря о мотивах дошкольников, необходимо обратиться к эмоциям. Сам мотив деятельности ребенком, как правило, не осознается. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, - явления разной природы, но динамично взаимосвязанные и их проявления часто трудно отличить друг от друга.

6 слайд «Мотивы поведения дошкольников на разных возрастных этапах»

Мотивационно- потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.

Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

7 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Рассмотрим их:

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком и в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано взрослым и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», — говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

8 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Другая важная группа мотивов— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию (например, ребенок моет посуду, вытирает пыль)

9 слайд «Мотивы, характерные для дошкольников»

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Стремление к положительным взаимоотно-шениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

10 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников»

В период старшего дошкольного детства формируются новые мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок задает вопросы: «А как? », «Зачем? ». Позднее преобладающим становится вопрос «Почему? ».

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению новой формы мотивов— стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.

11 слайд «Мотивы, формирующиеся у старших дошкольников» Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

12 слайд «Соподчинение мотивов»

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

13 слайд «Мотивационная готовность к школе»

Мотивационная готовность - готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

14 слайд «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольника»

Рассмотрим процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол)

Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.

В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет). Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют. Со временем, деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует по собственной инициативе - это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

15 слайд «Выводы»

Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства

Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний

Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.

16 слайд. «Спасибо за внимание! »

Воспитателям раздаются памятки.

Памятка

«Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

I. Разъяснение смысла работы детям, формирование у них представлений о социальной значимости этих действий.

II. Эмоциональная окраска выполняемых действий.

III. Регулярное оценивание действий детей воспитателем.

IV. Деятельность детей упорядочивается, у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к делу.

V. Действия ребенка по собственной инициативе - превращение усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

Прикреплённые файлы:

razvitie-motivacionoi-sfery-detei-3_0rvi4.ppt | 1699,5 Кб | Скачан: 273
www.maam.ru

Развитие эмоциональной, мотивационной сферы ребёнка

Развитие эмоциональной сферы

Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность (отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам) . Сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою значимость. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамику появления представлений ребенка, то есть появляются представления об окружающем мире, которые позволяют отвлечься от непосредственной ситуации. Таким образом, у него возникают переживания, не связанные с игрой, и формируется детское мировоззрение.

И хотя эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, из этого не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения.

Несмотря на спокойную эмоциональность, у дошкольника возможна острая обида на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Пример: мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой воспитательнице, что я не копуша, вот!»

Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее, Такое обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.

Побуждения ребенка соединяются с представлениями о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем, что дает развитие механизму эмоционального предвосхищения.

А. В. Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения. Автор показал, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения.

До 3 лет ребенок переживает только последствия своих собственных действий, их оценку взрослым - похвалили ребенка или наказали. У дошкольника, еще до того как он начнет действовать, появляется эмоциональный образ будущего результата и оценки его взрослыми.

Эмоционально предвосхищая последствия своего поступка, ребенок уже заранее знает хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит отрицательную реакцию взрослых, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние способное затормозить нежелательное действие.

Т.о., в дошкольном возрасте происходит смешение аффекта с конца к началу деятельности. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что еще предстоит сделать. Этот механизм лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется также и содержание аффектов - появляется сочувствие другому, сопереживание.

Развитие мотивационной сферы

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны) .

Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды.

Более слабый мотив - наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив - собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив - прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение) . Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение) .

Старший школьник может преодолевать свои желания и действовать по принципу «Надо!»

С умением сдерживать себя связано усвоение этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение.

Основная часть этических норм усваивается ребенком в семье. А родители демонстрируют и положительные, и отрицательные качества.

Вследствие умения сдерживать себя и усвоения этических норм у дошкольника возникает первичное чувство долга (проявляющееся в наиболее простых ситуациях) . Оно рождается под влиянием оценки, которую взрослый дает совершенному поступку. Из этого следует, что ребенок постоянно ориентируется на мнение взрослых.

Развитие самосознания

Управление своим поведением способствует переходу сознания на ступень самосознания. Самосознание формируется лишь к концу дошкольного возраста и является центральным новообразованием личности в этом возрасте. Оно складывается из самооценки, осознания своих переживаний, половой идентификации и осознания себя во времени.

1. Самооценка появляется во второй половине периода. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего взрослого.

В начале периода самооценка завышенная и недифференцированная.

Отношения родителей к малышу должны строиться на полном его принятии. Отношение родных к малышу - это выражение абсолютной любви (безусловная любовь) . Поэтому и оценку ими ребенка психологи называют абсолютно положительной.

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

Таким образом, на фоне оценки взрослых у ребенка формируется самооценка.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

- абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

- конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной.

Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но уже не в такой открытой форме и более обоснована.

На протяжении дошкольного возраста этот позитив укрепится, наполнится новым содержанием, а самооценка, все более совершенствуясь и дифференцируясь, к 7 годам у большинства детей становится более адекватной. Смягчается негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло.

Высокая самооценка помогает дошкольникам осваивать новые виды деятельности без сомнений и страха перед неудачей. Самооценка способствует формированию «образа Я» и «Я-концепции».

2.Осознание своих переживаний. Не только в раннем детстве, но и в первой половине дошкольного возраста ребенок имеет разнообразные переживания, но не осознает их (мне радостно, мне грустно) . После 4-5 лет он уже ориентируется на свои эмоциональные состояния и может выразить словами (я рад, я сердит) .

3.Половая идентификация. Ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой.

Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -для мальчиков и для девочек.

4. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту».

Таким образом, дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поступка, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот основные особенности личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно так же считать соподчинение мотивов и самосознание.

  • Меню

Подробней на сайте biofile.ru

62 Развитие мотивационной сферы и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

Мотивационная сфера дошкольника развивается активно, формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста

Формирование самосознания находится во взаимосвязи с развитием мотивационной сферы На основе их развития у ребенка появляется осознание своего социального Я и формирование внутренней позиции

Основой мотивов являются первичные (естественные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т.д.

Общая характеристика мотивов поведения ребенка

Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, которые находятся в определенной субординации: одни играют ведущую роль, другие - второстепенную Соотношение их образует систему мотивов вероятно ого акта поведенияи.

Мотив раскрывает смысл, который имеют для человека его действия и поступки, их жизненное значение Он сложный индивидуальных характер

Мотив (франц motif, лат motus - движение) - осознанная причина действий и поступков человека

Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии

Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются

Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека

Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека, поскольку мотивы ее сделаю нкив заметны в усьому.

На разных возрастных этапах мотивация определяется ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития

В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет многое, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства

Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре Его часто используют в воспитании ребенка: \"Ты же большой, а большие одеваются сами\", \"Мужчины не плачутовіки не плачуть".

В поведении детей постоянно обнаруживаются игровые мотивы \"связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые Также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают не еповторну специфику дошкольного детства Иногда они порождают недоразумения, когда ребенок выдает желаемое за действительное: \"Мы с папой катались на лодке, перевернулся\" Высказывания о том, чего не было, не дают оснований считать мальчика лжецом, ведь он создает воображаемую ситуацию, в которой из игры фантазия переместилась в рассказ Любое дело ребенок может превратить в игру: иногда кажется, что она с айнята серьезным делом, а на самом деле - играет, создав для себя вымышленную ситуацию Например, во время психологического исследования детям предлагали из изображений четырех предметов (человек, лев, кон ь виз) отобрать \"лишний\" Дети назвали лишним льва, пояснив: \"Дядя запряжет коня в телегу и поедет, а для чего ему лев? Лев может съесть и его, и лошадь, поэтому его нужно отправить в зоопаркому його потрібно відправити в зоопарк".

Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружения Своими действиями она пытается заслужить их одобрение Стремление к положительных взаимоотношений со взрослыми заставляет ребенка учитывать их мнения и оцен нки, выполнять установленные ими правила поведенияки.

С повзрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает а их в своем поведении (может забрать стульчик у соседа, если захочет сесть) .

Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника Особенно стараются они получить сим мпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично Для воспитателя важно, чтобы ребенок получала признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным дорожноом.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы ее уважали и слушались, обращали на нее внимание, выполняли вали ее просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ими себе положительных качеств, без особых переживает нь соответствия их действительности, преувеличение своей смелости, силы и т.п. Например, на вопрос, силен ли он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой каминінь.

При определенных условиях стремление к самоутверждению может вызвать и негативные проявления (капризы, упрямство) Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является насл следствий неправильного отношения к ребенку, закрепление негативных форм взаимоотношений с ней Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым Такими обычно становятся безинициа ные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении с сверстникамами.

протяжении дошкольного детства мотивы поведения ребенка существенно изменяются Младший дошкольник, как ребенок раннего возраста, в основном действует под влиянием ситуативных чувств и желаний, не осознавая тог го, что заставляет его к определенным поступкам Более осознанной является деятельность старшего дошкольника, проявляющееся в его способности объяснить, почему поступил так, а не иначеше.

Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они совпадают и клюют, а 6-летний - чтобы помочь маме по хозяйству

О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют:

1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивов Например, 6-7-летние дети, для которых имеет значение общественное мнение, всегда считаться в своих поступках интересы, оценки товарищей Об этом заботиться даже дети, которые находятся в группе в роли лидеров Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер поэтому его поведение нередко бывает неожиданным для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание) , следствием чего является нарушение хорошо известных ему правилил;

2) четкий проявление побудительной силы различных мотивов Например, задания игрового характера (найти скрытый флажок) имеет наибольшую побудительную силу для младших дошкольников; трудовое задание (сделать куклы для спектакля) - для 5-6-летних детей; интеллектуальные задачи (составление флажка из мозаики) - для старших дошкольниковв.

С осознанием себя и своего места в мире взрослых типа мотивов поведения дошкольника меняются качественно: появляются другие причины, ситуативные желания перемещаются на задний план

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Материал uchebnikionline.com

Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников - Статьи по психологии - PGuides.ru

Статьи по психологии » Особенности развития мотивационной сферы старших дошкольников

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль.

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Это ответственное отношение к школе и учёбе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со сверстниками и взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения.

Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказывается уже сформированные сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к обучению в школе - это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Первым условием успешного учения ребёнка в начальной школе является у него соответствующих мотивов учения - отношения к нему как к важному, общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.

Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующиеся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему.

Мотивы - это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учению.

Знание законов мотивации – ключ к решению большинства школьных проблем. Необходимость изучения механизмов мотивационных отношений также нужно при изучении особенностей развития мотивов в дошкольном возрасте, чтобы уметь правильно построить процесс развития и воспитания дошкольника. Этим вопросам и отводится основное внимание в курсовой работе.

Источник www.pguides.ru

Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте - Мотивы поведения дошкольников - Статьи по психологии - PGuides.ru

Статьи по психологии » Мотивы поведения дошкольников » Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрастеСтраница 1

Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой - обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапом перед поступлением ребенка в школу ,,.

Очевидно, что степень сформированности различных мотивов поведения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешность обучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на успешности человека в будущей жизни.

Ввиду этого представляется важным обращение внимания на особенности развития мотивации в дошкольном возрасте. Ведь если расширить понятие учения либо обучения, то под него будет подпадать все то, чему человек научается в процессе своей жизни с момента рождения.

Таким образом, более успешное освоение тех или иных сфер деятельности, поведения и т.п., будет характеризоваться более сильной мотивации достижения в этих сферах.

Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детском возрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период. Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами.

Кроме того, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения к окружающему старших детей — более осознанны.

Разные мотивы побуждают детей разного детского возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, шестилетний — чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.

К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультурники») .

Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых.

Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети, — установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими.

Большое значение для ребенка в детский период начинает приобретать такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок — ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.

Подробней www.pguides.ru

Развитие волевой и мотивационно-потребностной сфер личности дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

720

900

Приведенные данные показывают: во всех сериях опытов длительность сохранения позы с возрастом увеличивается; в среднем дошкольном возрасте имеются значительные колебания в длительности сохранения позы в зависимости от условий; колебания в длительности сохранения позы в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) становятся значительно меньшими; во всех возрастах, за исключением самого старшего, самая большая длительность сохранения позы отмечается при выполнении роли в игре в рамках детского коллектива; в старшем дошкольном возрасте наибольшая длительность сохранения позы характерна в условиях соревнования; в самом младшем возрасте (3-4 года) еще нет произвольного управления своим поведением (об этом говорят очень низкие показатели во всех сериях и то, что выполнение ребенком роли хотя и повышает показатели, но не создаст условий для достаточно длительного удержания позы) .

Уже в возрасте 4-5 лет проявляются возможности произвольно управлять своим поведением, что основывается на тех психологических факторах, которые связаны с содержанием поведения ребенка. Ребенок может длительно сохранять позу "часового" потому, что берет на себя соответствующую роль, благодаря этому сохранение позы становится содержанием его поведения.

Управление собой здесь опосредствовано отношением к принимаемому на себя поведению, к его содержанию, которое проявляется в игровой роли, в реализации определенной функции, которая является всегда социальной. Произвольное поведение ребенка опосредуется определенным представлением. При этом существенно не то, в какой форме дано это представление – в форме ли обобщенного правила взаимоотношений, или в форме поведения конкретного человека, важно то, что образ поведения другого человека впервые начинает выступать для дошкольника как регулятор его поведения.

Впервые ребенок задумывается над вопросом о том, каким образом надо себя вести. Это свидетельствует о переходе от импульсивного поведения к произвольному, от элементарных действий к поступкам и действиям, регулируемым самим ребенком, благодаря усвоенному образу поведения другого человека.

Произвольное поведение проходит длительный путь своего формирования. У детей 4-5 лет регулирование своего поведения не может осуществляться, если образ дан в отвлеченной "идеальной" форме и не основывается на реальных отношениях с другими.

Только в условиях наглядности и конкретности образа, контроля со стороны соучастников игры, он направляет поведение ребенка. Хотя более высокие результаты по-прежнему отмечаются при выполнении ребенком роли в игре, однако происходит значительное повышение показателей в условиях соревнования.

Ситуация игры не имеет уже главного значения. Для произвольного сохранения позы не обязательно, чтобы поведение ребенка прямо вытекало из конкретного содержания роли, которую он принимает на себя.

Об этом говорят относительно высокие показатели сохранения позы в условиях первой серии, когда ребенок выполняет прямое задание. Если все же они значительно ниже показателей третьей серии (игра) , то это означает, что задача управления своим поведением вне игровой роли остается для ребенка этого возраста более трудной.

В более старшем возрасте образ, регулирующий поведение, может быть дан уже в более обобщенной и отвлеченной форме и для того, чтобы ребенок мог руководствоваться им, нет необходимости в поддержке со стороны соучастников игры. Из процесса управления своим поведением выпадает одно звено – внешний контроль со стороны других детей – участников совместной игры.

Наконец, в старшем дошкольном возрасте даже данный в отвлеченной словесной форме образ легко становится регулирующим поведение и для осуществления этой его функции исчезает необходимость в поддержке ни со стороны наглядно воспринимаемых объектов, ни со стороны соответствующих взаимоотношений с другими детьми. Управление своим поведением приобретает особый "внутренний механизм".

Если раньше произвольная регуляция поведения была прямо опосредствована отношением ребенка к принимаемой на себя роли, то теперь возникает обратное отношение. Ребенок регулирует свое поведение через отношение к себе, "своим" возможностям.

Это отношение по своей природе является также социальным. Дети этого возраста продолжают "испытывать себя" и после того, как они выполнили задачу, поставленную перед ними в эксперименте.

Такой "механизм" поведения характеризует высшую форму произвольности, возможную в дошкольном возрасте. Управление своим поведением постепенно становится предметом сознания дошкольника.

Произвольно управляемыми становятся поведение в целом, поступки ребенка, а не только отдельные его действия. Поведение ребенка сначала является опосредованным образами, проявляющимися в конкретной форме поведения другого человека, постепенно оно начинает опосредоваться более обобщенными образами, которые проявляются в виде словесно выраженного правила или нормы.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируется система соподчинения мотивов, поведение постепенно становится волевым. Развитие волевой сферы осуществляется в тесной связи с формированием мотивационно-потребностной сферы, которое обусловлено возрастанием осознанности и опосредованности поведения. Наибольшее значение для развития волевой и мотивационно-потребностной сфер личности дошкольника имеет игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Коммуникативное развитие дошкольников

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников

    Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b] Выполнила: Марычева С. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Тема проекта: раз...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...