Развитие музыкального восприятия у дошкольников

«Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы

Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Поэтому многих педагогов волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Наш детский сад работает по программе, содержание которой выстроено на основе комплексной общеобразовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду»/ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и парциальных программ: «Са – Фи – Дансе» Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Слайд 2 Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями воспитанников.

Слайд 3 Задачи представлены на слайде

Слайд 4 В своей работе использую программу «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой. В настоящее время это единственная программа по восприятию музыки, ориентированная на возраст детей от трех до семи лет. Методы, разработанные автором программы -метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки и основные приемы, которые вкючают в себя методы представленые на слайде.

(Основные приемы, которые включают в себя эти методы:

- прием сравнения

- контраст жанров

- контраст настроений

А так же практические:

- моделирование элементов музыки движениями (имитация движений)

- оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки)

- выражение восприятия музыки через рисование, аппликацию.)

Слайд 5 Восприятие музыки включает в себя:

Слайд 6 Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастнойгруппе на новом материале:

1. Природа и музыка

2. Музыкальные инструменты и игрушки

3. Песня, танец, марш

4. Музыка выражает настроение, чувства, характер людей

5. Сказка в музыке

6. Музыка рассказывает о животных и птицах

В основу методической работы по эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста вошли произведения композиторов - классиков, предложенные программой, которые перекликаются с произведениями из программы О. П. Радыновой.

Слайд 7, 8

Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель…

«Как мы слушаем музыку и зачем? »

1. Перед прослушиванием:

• Познакомить с композитором, названием или темой произведения (фрагмента) ;

• Использовать для иллюстрации и создания определенного настроения фрагменты литературы, стихи, произведения изобразительного искусства;

• Использовать демонстрационный материал (картотеки, подборки иллюстраций и т. д.) ;

• «Определить проблему» – то есть поставить вопрос, на который дети дадут ответ после слушания;

2. После слушания:

• Беседа о характере, музыкальных образах («Вам понравилась музыка? », «Какие впечатления она вызывает», «Какое у нее настроение», «Какие музыкальные образы вы услышали… » и т. д.)

• Беседа о средствах выразительности, способствующих раскрытию образов (темп, ритм, динамика, мелодия, исполнитель)

• Выполнение творческих заданий после прослушивания произведений: предложить детям выразить свои впечатления в различных формах (рисование, музицирование, музыкально-дидактическая игра и т. д.)

Слайд 9

Хочу познакомить с некоторыми традиционными и инновационными методами развития восприятия музыки дошкольников, которые использую в своей работе. С детьми старшей и подготовительной группы мы проводим встречи в музыкальной гостиной. Тематику вы можете видеть на слайде.

Слайд 10, 11

На встречу в музыкальную гостиную были приглашены выпускники нашего сада, ныне воспитанники студии сольного пения «Бельканто». Они познакомили наших ребят с вокальными и инструментальными произведениями композиторов классиков.

Слайд 12

В рамках методического объединения музыкальных руководителей, мною был показан доминантный вид образовательной деятельности «Выставка музыкальных картин».

Слайд 17

Интегрированный вид образовательной деятельности по восприятию музыки для старших дошкольников «Весенние краски в произведениях композиторов, художников и поэтов».

Слайд 21

Важной составляющей успешного развития восприятия классической музыки дошкольниками, считаю знакомство с группами музыкальными инструментов, с ролью и задачей дирижера в исполнении музыкального произведения.

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.

Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры

Слайд 23-24

Таким образом: используя традиционные и инновационные методы и приемы, мы формируем эмоциональную сферу, совершенствуем мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Прикреплённые файлы:

vosprijatie-muzyki-doshkolnikov_0cuv6.ppt | 13677 Кб | Скачан: 109
www.maam.ru

Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время) , кроме воскресенья

Рубан Татьяна Геннадьевна. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Москва, 1998 113 с. РГБ ОД, 61:98-13/599-2

Содержание к диссертации

Глава 1. Синтез искусств и его роль в формировании

музыкального восприятия у дошкольников 9

Глава 2. Уровни и динамика развития музыкального восприятия у детей 5—7-го годов жизни 31

Глава 3. Развитие у детей музыкального восприятия на основе

взаимодействия различных видов искусства 56

1. Принципы отбора экспериментального материала

и методы работы с детьми 56

2. Экспериментальные занятия с дошкольниками 5—7 лет по ознакомлению с синтетическими жанрами оперы и балета 76

Заключение 104

Литература 108

Введение к работе

Актуальность исследования. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб». Поддержанный индустрией радио и телевидения, растиражированный в бесчисленном множестве видео- и аудиокассет, бессодержательный и антихудожественный, он буквально захлестывает массового слушателя.

Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов (Г. Ш. Орджоникидзе, 1983) .

Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В. В. Медушевс-кий, 1993, с. 159) .

Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем

интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника.

Музыкальный образ — абстрактный, динамичный, развернутый во времени — сложен для ребенка-дошкольника, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием, только начинающим складываться преднамеренным запоминанием.

В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы — в силу своей наглядности, живое слово — поэзия, проза, - благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.

В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Исследовались лишь отдельные ее аспекты. Так, С. П. Козырева (1985) изучала взаимодействие му-

зыки и живописи и его влияние на изобразительное творчество детей. Г. П. Новикова (1994) рассматривала взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания дошкольников. В работе Р. М. Чумичевой (1995) проблема взаимодействия, синтеза искусств исследовалась с точки зрения развития личности дошкольника.

Обогащающее воздействие на ребенка различных видов искусства было положено НАВетлугиной и ее сотрудниками в основу разработки комплексных занятий, которые строились на основе принципа тематизма. Не отрицая правомерности подобного подхода, следует отметить, что взаимодействие различных видов искусства может стать более органичным при учете общих закономерностей художественного мышления, универсальности ряда компонентов художественного языка, общих закономерностей формирования художественных способностей в онтогенезе.

Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Эти сложные жанры музыкального искусства в работе с дошкольниками практически не использовались, поскольку до настоящего времени не существовало методики ознакомления детей дошкольного возраста с оперой и балетом. Диссертационное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.

Актуальность темы диссертации определяется значимостью проблемы влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у дошкольников и малой ее разработанностью.

Объект исследования — развитие музыкальности у детей в условиях целенаправленных педагогических воздействий.

Предмет исследования - процесс развития музыкального вос-

приятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусства.

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.

Задачи: 1) Разработать теоретические основы исследования; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для средней, старшей и подготовительной групп детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Гипотезы исследования.

Использование взаимодействия различных видов искусства на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному развитию музыкального восприятия у дошкольников. Основой репертуара, предлагаемого детям на специальных занятиях, могут стать синтетические жанры оперы и балета.

Главным условием эффективности формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста является соответствие его основных линий логике развития этой способности в онтогенезе.

Использование на занятиях по слушанию музыки специально подобранных произведений художественной литературы и изобразительного искусства будет способствовать развитию у детей не только музыкального восприятия, но и художественной, и общей культуры.

Научная новизна работы. Проведено специальное исследование роли взаимодействия искусств (музыки, литературы и изобразительного искусства) и синтетических жанров оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возрас-

та. Доказана эффективность системы занятий по слушанию музыки, построенной в соответствии с логикой становления музыкального восприятия в онтогенезе. Разработаны методики развития музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств и ознакомления дошкольников с синтетическими жанрами оперы и балета; создана новая программа по слушанию музыки для детей 5-7 лет.

Теоретическое значение исследования заключается в доказательстве возможности эффективного развития музыкального восприятия у дошкольников на основе взаимодействия различных видов искусства; выявлении принципов их взаимодействия в процессе развития музыкального восприятия у детей; разработке одного из путей амплификации музыкального, художественного и общего психического развития ребенка.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и широком внедрении новой программы по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада и методов развития музыкального восприятия.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Взаимодействие искусств, основанное на общих закономерностях художественного мышления и универсальности ведущих компонентов художественного языка, — эффективное средство развития музыкального восприятия у дошкольников.

  2. Ознакомление детей на занятиях по слушанию музыки с высокохудожественными и доступными им произведениями жанров оперы и балета, синтетическими по самой своей природе, — результативный способ развития у них музыкального восприятия.

  3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность занятий, являются: а) подбор специального музыкального

репертуара и проведение линий его анализа, соответствующих логике развития музыкального восприятия в онтогенезе; б) организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов; музыкальное движение; рисование) ; в) целостное восприятие музыкального спектакля (посещение музыкального театра) .

Достоверность полученных результатов связана с изучением большого количества литературных источников по педагогике и смежным наукам — психологии, искусствознанию, музыковедению; проведением констатирующего, формирующего и контрольных диагностических экспериментов; качественным анализом и математической обработкой полученных данных.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались на Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Бердянского пединститута (1991 г.) ; расширенных заседаниях лаборатории эстетического развития дошкольников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (1997, 1998 гг.) ; обучающих семинарах для музыкальных руководителей в г. Москве (1994, 1995, 1996, 1997, 1998) , Челябинске (1993) , Волжском (1994, 1995) , Вологде (1995, 1997) , Сыктывкаре (1997) .

Результаты исследования вошли в программу «Синтез» для детей 5-го года жизни, разработанную в соавторстве с К. В. Тара-совой, М. Л. Петровой, Т. М. Шумовой, ОЛ. Кабачек. Программа «Синтез» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в дошкольных учреждениях и широко апробирована.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы; содержит 4 таблицы и одну диаграмму.

Похожие диссертации на Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств

Ссылка на источник www.dslib.net

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки — подобные документы

Основные понятия об эмоциях. Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Изучение специфики изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.

Арт- и изотерапия, как эффективные методики эмоционального развития ребенка с ЗПР.курсовая работа

Изучение роли музыки как основы личностного становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию. Психолого-педагогическое обоснование развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки.курсовая работа

Понятие и структура эмоциональной сферы человеческой жизни, ее элементы и взаимодействие. Виды эмоций и их отличительные признаки, теории и особенности развития в дошкольном возрасте. Исследование значения подвижной игры во всестороннем развитии ребенка.курсовая работа

Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников. Разработка методики работы с детьми в условиях музыкального занятия в ДОУ. Подборка вокально-двигательных разминок как основного условия развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.курсовая работа

Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр. Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОНР. Характеристика детей с ОНР.

Игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.курсовая работа

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития, его экспериментальное подтверждение.курсовая работа

Психологические теории эмоций, их основные виды. Педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей. Роль английских сказок в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, характеристика методик диагностики ее развития.курсовая работа

Теоретические основы формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Основные понятия: эмоции, чувство, аффект. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка.

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы дошкольника.курсовая работа

Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых. Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной деятельности.курсовая работа

Проведение занятия с дошкольниками с использованием музыкального произведения П. И. Чайковского "Вальс цветов". Приобщение к красоте природы и искусства, развитие эмоциональной отзывчивости. Формирование умения воспринимать музыкальное произведение.контрольная работа

Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста и главные факторы его развития. Организация эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников, анализ результатов.курсовая работа

Музыка как средство всестороннего развития ребенка. Организация музыкального уголка в МАДОУ №64 "Колокольчик" по развитию эмоциональной отзывчивости детей подготовительной группы, оценка эффективности данного процесса и факторы, на нее влияющие.курсовая работа

Свойства и структурные компоненты музыкального восприятия, специфика его формирования у детей при помощи классической музыки. Диагностика уровня музыкального восприятия у дошкольников, его развитие путем прослушивания произведений знаменитых композиторов.курсовая работа

Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Методики по развитию понимания и восприятия эмоционального состояния, развитию адекватного взаимодействия детей с окружающими, коррекции самооценки и коммуникативных навыков.дипломная работа

Понятие эстетического воспитания, цели и задачи; психолого-педагогические проблемы формирования эстетических чувств старших дошкольников. Формирование эмоциональной отзывчивости к прекрасному в природе, развитие наблюдения; выявление исходного уровня.дипломная работа

Музыкальность как совокупность структуры музыкальных способностей детей 6-9 лет на уроке музыки. Анализ педагогического процесса музыкального образования детей на уроке музыки. Развитие музыкальных способностей средствами эмоциональной отзывчивости.дипломная работа

Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возрастные и индивидуальные особенности детей и определение уровня их развития. Разработка занятий по развитию речи как средства познавательного роста ребенка.дипломная работа

Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей, анализ репертуара программы раздела слушания музыки по возрастным группам и самостоятельность деятельности ученика.реферат

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников и ее коррекция в процессе учебных занятий в дошкольном учреждении. Поэтапная экспериментальная система специальных коррекционных занятий и эмоциональной балансировки процесса познания ребенка.дипломная работа

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки. Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности. Методы развития у старших дошкольников чувства ритма на занятиях.курсовая работа

Источник allbest.ru

Статья по музыке на тему: Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Опубликовано 25.04.2015 - 14:11 - Лысенко Лия Андреевна

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им ценностей музыкального искусства и формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.

Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных наглядных средств. К ним относятся музыкально – дидактические пособия и игры.

Актуальность их применения заключается в системном музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Привлекательность этих игр заключается в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Использование игр и пособий позволяют в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой, привить к ней любовь.

У ребят возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью пособий, значительно активизируют умственную деятельность детей, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они учат ребенка применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Сейчас музыку можно услышать практически везде. Этому способствует семья, средства массовой информации, специальные музыкально – культурные учреждения, а также появление легкодоступного музыкального материала ( диски, видеозаписи) . Что же слушают наши дети, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте?

Современную эстрадную музыку. Но она тоже многообразна. Есть и высокого эстетического уровня песни, но, как правило, их содержание, чувства, переживания, которые они передают в большинстве случаев, недоступны дошкольникам.

Кроме того, среди эстрадных песен есть малохудожественные и откровенно вульгарные, так называемый «музыкальный ширпотреб». К тому же современная поп-музыка, в основном, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

То, что дети будут сами выбирать, зависит во многом от музыкального педагога, родителя.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи и забываются основные - сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей.

У современных дошкольников катастрофически не хватает времени на игру, в угоду учебной деятельности, сокращается продолжительность прогулки. Исключается часть занятий эстетического цикла или она носит локальный, дополнительный характер.

Благодаря музыкальному руководителю и использованию им музыкально – дидактических пособий и игр у ребенка развивается умение понимать характер разных музыкальных произведений, и успешно решаются на практике задачи музыкально – эстетического воспитания.

Данные отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная.

Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку, музицируют. Музыка звучит в НОД, в самостоятельной деятельности, во время праздников и развлечений.

Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.

Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена.

Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и другие. В работах этих авторов собран большой научный и теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологический механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания, возможно лишь в том случае, если он чувствует и понимает своеобразие ее языка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства начинал понимать красоту звуков классической музыки и высокохудожественной современной музыки. И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем – то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы « побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка « рассказывает», пишет Н. А. Ветлугина - Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем – то реальным. Чтобы запомнить что – либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки.

Наглядные пособия в НОД дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

В. А. Сухомлинский писал: « внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.

Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то он плохой твой помощник».

В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально – дидактические пособия и игры, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Основное их назначение формировать у детей музыкальные способности, в доступной и игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в НОД. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры являетсяобучающая задача.Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различить, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Однако, самостоятельно применить знания, полученные в НОД, они не могут. Забывают правила игры, не всегда правильно выполняют ее условия, ждут помощи музыкального руководителя или воспитателя. Недостаток знаний о музыке затрудняет решение важной задачи музыкального воспитания – развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальные способности детей ( ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) проявляются у каждого ребенка по-разному.

У некоторых в раннем возрасте они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления в раннем детстве. Поэтому необходимо начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

Музыкально-дидактические игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.Вначале игры проводятся в НОД, когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их.Самостоятельнаямузыкальная деятельность является итогом работы педагогов, детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно- развивающую среду в группах и в музыкальном зале.

Музыкально – дидактические игры можно использовать индивидуально и подгруппой детей. Так ребенок должен,прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к окружающей действительности с помощью музыки: слушая музыкальные произведения создавать музыкальные импровизации ,напевать мелодию или прослушивать ее многократно, исполнять несложные пляскиили подбиратьпростейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, водить хороводы.

Для того, чтобы дети могли слушать музыку, понимали ее эмоциональное содержание и язык, эмоционально отзывались на нее, вступали в беседу легко с удовольствием, играли в музыкально – дидактические игры, пели и танцевали мною в музыкальном зале созданы следующие условия: приобретен музыкальный центр, цифровое фортепиано, детские музыкальные инструменты, диски с записями детской музыки для восприятия, пения и танцев, портреты композиторов. Музыкально – дидактические игры и пособия, альбом «Музыкальные инструменты» мы сделали вместе с воспитателем.

В каждой возрастной группе обновлена музыкальная предметно - развивающая среда, соответствующая возрасту, которая давала возможность каждому ребенку использовать свои способности, позволяла ему проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного деятеля, позволяла ему как можно больше узнавать о музыке, реализовывать свои потребности в музыкальной деятельности. Благодаря наличию в предметно – развивающей среде группы магнитофона, дисков, настольно-печатных игровых пособий, инструментов (шумовых, звуковысотных) , в том числе сделанных своими руками, различных пособий – самоделок иллюстрированных, «нотных тетрадей», дирижерской палочки, комплектов кукольного театра, фланелеграфа, нот-самоделок у детей расширился кругозор, стали развиваться творческие способности. Они стали, приобщаться к искусству, слышать музыку.

Чтобы стимулировать развитие детей, мы решили дополнительно пополнить музыкальную предметно – развивающую среду ДОУ новыми дидактическими играми и пособиями, музыкальными инструментами и дисками с записями высокохудожественной музыки. К проведению НОД относились с воспитателем ответственно, придумывали проблемные ситуации, использовали разнообразные методические приемы, применяли музыкально – дидактические игры, иногда приглашали на занятия сотрудников детского сада, чтобы провести НОД наиболее содержательно и интересно. Игры и пособия в процессе восприятия музыки способствовали узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, т.е. способствовали развитию ладового чувства. В процессе слушания музыки, дети знакомились с инструментальными, вокальными произведениями.

Применяя различные музыкально-дидактические пособия, я давала возможность детям несколько раз в ненавязчивой форме прослушать одно и то же произведение и запомнить его. Например, к «Шарманке» Д. Д. Шостаковича - «Подбери нужную картинку», «Укрась мелодию», «Нарисуй музыку». Для закрепления жанров в музыке (песня, танец, марш) пособие «Что делает девочка?», «Выбери музыкальный инструмент».

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения проводились в процессе пения. Они помогали чисто интонировать мелодию. Например, «Лесенка-чудесенка». А «Кто поет?» - на различение звуков низкого, среднего и высокого регистров.

Ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить можно, используя музыкально-дидактические игры, связанные с воспроизведением ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах. Часто использую игры «Передай ритм другу», « Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм».

Организовывали с воспитателем концерты, которые усиливали и обогащали музыкальные впечатления детей, способствовали усвоению и закреплению специальных знаний о музыке, необходимых для развития музыкальных и творческих способностей.

Изменился характер личного взаимодействия. Я старалась помочь детям найти в музыке что – то свое, интересное для них, исходя именно из их потребностей.

Воспитателя знакомила с музыкально – дидактическими играми для восприятия музыки, вместе их изготавливали, проявляя немало творчества и мастерства. Старались, чтобы они получались простыми и доступными, красивыми и интересными, доставляли удовольствие. Только в этом случае они становились своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Игры, в изготовлении которых дети принимали активное участие, становились наиболее любимыми и желанными. Например, ребята с желанием вырезали ритмические карточки к игре «Ритмическое лото», а в игре «Музыкальные лесенки» к кружочкам -нотам приклеивали с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе. Подбирали дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?»

В процессе игр дети приобретали не только специальные музыкальные знания, у них стали формироваться такие черты личности, как чувство товарищества, ответственность. Игры способствовали развитию внимания, памяти, сообразительности, обогащению музыкального словаря.

Музыкально-дидактические игры и пособия развивают эмоциональный мир личности ребенка. Он начинает тоньше чувствовать музыкальные образы окружающего мира, прививается любовь к музыке.

Они способствуют развитию не только музыкально-сенсорных, творческих способностей , но и общих музыкальных способностей , самостоятельности в музыкальной деятельности.

Литература

1. Зимина А. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» «Сфера». Москва 2010.

3. Ветлугина Н. А. « Музыкальный букварь» «Музыка». Москва 1989.

4. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» «Владос». Москва1998.

5. Радынова О. П. Работаем по программе «Музыкальные шедевры»// Музыкальный руководитель №1.2004

6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» «Просвещение». Москва 1986.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме: