Рубрика: Детиmam-sovet
Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов, одним из которых является мышление.
Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.
Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.
Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.
Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.
Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.
Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.
Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции.
Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.
Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.
Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения.
Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.
Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.
Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного разнообразия. В детских магазинах есть книги с заданиями по возрасту. Достаточно просто купить пару из них и уделять выполнению задач 20-30 минут в день.
Главное – не переусердствовать и не утомить ребенка.
Как способствовать развитию мышления дошкольника, как помочь ребенку в этом процессе? Об этом вы узнаете из данной статьи.
Многие современные педагоги утверждают что раннее развитие дает потрясающие результаты, именно поэтому сегодня так бурно развиваются всевозможные детские центры дошкольного развития.
Дело в том, что именно дошкольный период максимально располагает к развитию умственных способностей и осознанияребенка. Мозг проходит через несколько фаз интенсивного роста в жизни человека, и две из таких фаз приходятся именно на период от 3 до 8 лет.
Пониманиеявляется сложным познавательным процессом, благодаря которому человек познает мир. В действиях осознанияберут участие умственные операции, которые не являются наблюдаемыми.
Благодаря пониманиючеловек лучше узнает окружающий мир, создает проекты, производит открытия, формулирует оценки. Процесс пониманияпротекает по-разному в разном возрасте.
Границы дошкольного возраста относительны, как и границы других периодов развития.
Согласно одной из теорий выделяют четыре стадии развития мышления дошкольников:
Период дошкольного возраста – это стадия мышления предоперационная. В начале дошкольного возраста детки в течение короткого периода находятся в стадии сенсомоторного мышления. Активно развивается символическая функция.
Развитие мышления дошкольников
Малышначинает пользоваться символами, основанными на представлениях, а также символами окружающего мира, которые составляют основу текущего понимания.
На второй стадии формируется, прежде всего, логическое осознание – по-прежнему в тесной связи с действиями. Оно подчинено задачам практическим, проявляется в решении проблем во время игр и повседневных занятий.
Это осознаниепрактическое, связанное с конкретной целью или задачей, которая поставлена перед ребенком.
На третьем этапе детки начинают осознавать взаимосвязи между состояниями и преобразованиями и достигают понимания постоянства. Выше шестого года жизни, умственные действия малышаорганизуются в определенные логические структуры.
Эгоцентризм – это естественное состояние развития, как умственного, так и морального. Заключается в неспособности ребенка входить в положение другого человека и взглянуть на мир с ее точки зрения.
Чадоне верит в существование чужой точки зрения. Результатом этого является уверенность ребенка в том, что собственное мнение является единственно истинным и проявляется такая позиция относительно всего.
Детский реализм заключается в проблеме разграничения между внутренним (психическим) и внешним миром. Слова связаны с вещами, а говорить значит воздействовать непосредственно на предметы – таково понимание малыша.
Мышление ребенка отличается анимизм (склонность к вере в одушевленность и наличие сознания у окружающих вещей и природы) и артификализм (убеждение, что мир был создан человеком, или какой-то высшим существом для удовлетворения потребностей и желаний малыша) .
Синкретизм осознаниядошкольников заключается в том, что все находится в связи со всем. Чадоне видит реальных связей и целей всего, что происходит, все наблюдение основано на образах и аналогиях. Не есть случайности, которые не поддаются никакой аналогии.
Следствием этого является пренебрежение противоречиями. Ребятав дошкольном возрасте часто основывают свои суждения, на основании слишком малого количества данных.
То, как малышвоспринимает мир, зависит от состояния и возможностей его органов чувств и от притока раздражителей, несущих информацию о мире. Количество информации, характерной его среде – огромное, но ребенок не обнаруживает ее сразу.
Развитие чувственного познания мира заключается в том, что с возрастом происходит все более и более точные и тонкие различения особенностей наблюдаемого объекта.
Внимание детей дошкольного возраста не является слишком прочным и сконцентрированным. Крохесложно не рассеивать внимание и долго концентрироваться на чем-то одном.
Чадоменяет часто предметы интереса, отвлекает от одной деятельности или игры, чтобы перейти к следующей. Но, дошкольник прерывает начатую операцию только тогда, когда начинает скучать.
Его внимание, прежде всего, имеет характер непроизвольный. У старших дошкольников можно наблюдать проявления формирующейся концентрации внимания.
Большинство мальчиков и девочекдошкольного возраста наделены живым воображением. Помимо этого, воображение в данный период активно развивается, благодаря чему дети могут вымышлять различные факты и события, которые не происходили на самом деле.
Также дошкольники очень эмоционально переживают читаемые им сказки так, как будто это происходило в действительности, а в тематических или сюжетно-ролевых играх отождествляют себя иногда с фантастическими персонажами из сказок.
Под конец периода дошкольного возраста, под влиянием выполнения различного рода задач, малышучит сдерживать свое воображение, следовательно, мы говорим о переходе воображения непроизвольного в управляемый процесс. Это очень важный этап в развитии творческих способностей малышей.
Память детей в возрасте от 3 до 7 лет имеет непроизвольный характер, как и воображение или внимание. В конце дошкольного возраста у детей появляются начатки долговременной и кратковременной памяти.
Способствуют развитию памяти ситуации, в которых малышдолжен запомнить какие-то правила или вспомнить обязательные предписания или запреты.
Тренировка и развитие памяти происходит также во время учебных игр и игр с правилами, во время подготовки к декламации стихов или пения песен на торжествах в детском саду.
Речь и осознаниеразвиваются на основе обогащения опытом в ходе практической деятельности ребенка. Легче всего крохаусваивает себе новые слова тогда, когда видит соответствующие им предметы, явления, действия, когда сталкивается с ними в практической деятельности.
Только у детишек старшего возраста начинают получаться первые формы мышления абстрактного.
Период дошкольного возраста называют „возрастом вопросов”, так как крохав этом возрасте задает много вопросов и, таким образом, приобретает знания. Вопросы свидетельствуют о развитии мышления ребенка.
Первые вопросы деток являются проявлением зарождающегося интеллекта ребенка!
Ответы взрослых на эти вопросы чрезвычайно важны для правильного развития ребенка; они должны быть понятны для детлк, поощрять их, по возможности, к самостоятельному решению задач.
Вопросы малышао названиях, причинах, последствиях („что это”, „почему”, „зачем”, „где”?) – свидетельствуют о том, что мышление ребенка утрачивает характер абстрактного; приобретает все более и более причинно-следственные формы.
Именно в вопросах проявляются умственные усилия крохи, желающего понять окружающую его реальность.
После трех лет малышуже использует процессы осознанияситуативно. Указанная ситуация обновляет следы памяти прежних переживаний и информации, чадооперирует ими в уме, а готовый результат мыслительного процесса применяется на практике.
Нервная система должна достичь уже такой зрелости, чтобы оперировать информацией, а ребенок должен иметь достаточное количество информации.
К концу дошкольного возраста мышление ребенка становится все более зрелым: он начинает оперировать цифрами, решает простые арифметические операции, усваивает себе представления о явлениях и предметах.
Большую роль в развитии мышления и речи ребенка дошкольного возраста играют рассказы родителей, беседы, сказки, побуждающие малышаэмоционально и способствующие развитию его творческого воображения.
Важно осознание того, что умственное воспитание является неотъемлемой частью процесса воспитания и осуществляется оно в процессе обучения дошкольника, приобретения ими индивидуального опыта.
Знание особенностей осознанияребенка дошкольного возраста способствует эффективности действий, предпринимаемых со стороны родителей и педагогов.
Про развитие мышления дошкольников мы вам рассказали, удачи в воспитании!
© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.
Цель: формирование творческой личности, развитие фантазии детей.
Задачи проекта:
Актуальность проекта:Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Мы привыкли, что с раннего детства нас учили мыслить строго по определенным шаблонам, не выходя за рамки дозволенного.
В итоге сейчас многие из нас только могут мечтать о финансовой или другой свободе выбора.
Нестандартное мышление - именно оно может спасти жизнь и вывести ее на новый уровень. Так, что же нужно делать и как развить нестандартное мышление?
Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства, до обучения в школе. Так как именно там навязываются определенные стереотипы мышления. Здесь шаблонное мышление не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения, не отвечающие общепризнанным стандартам.
Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.
А у дошкольников шаблонное мышление еще отсутствует. И как раз самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, задействовать по полной программе воображение и фантазию.
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный (2013 учебный год) : теоретический анализ проблемы нестандартного мышления детей, изучение методической литературы, накопление практического опыта, создание развивающей среды;
- Практический (2013-2014 учебный год) ;
-Заключительный (2014 учебный год) .
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки образовательной деятельности по нестандартному мышлению.
Занимательное дело проводится с группой из 5-10 дошкольников подготовительной группы. Длительность - от 15 до 30 мин.
Периодичность проведения - 1 раз в неделю. Общее количество занимательных дел не является фиксированным и зависит от исходного уровня, сформированной мыслительной деятельности у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.
Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Проводиться диагностика (входная и итоговая) по результатам которой можно судить об эффективности данного проекта.
Итоги занятия можно подводить в самых разнообразных формах:
-игры “Интервью”,
- “Копилка новостей”
-“Доскажи предложение”;
-обсуждение планов на будущее (“Вот мы сегодня узнали о..., а в следующий раз узнаем еще и о...”) ;
-продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание непосредственной деятельности с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности.
Тематический план:
Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.
Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.
Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.
Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко) , которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.
Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.
Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнкаво многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.
В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.
Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображениесвойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.
Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.
Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.
Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.
Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены - это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.
Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет.
Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.
Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя!
Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет) , можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.
Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.
Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.
Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.
Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.) .
Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.
Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитиедошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена
Полезное видео о развитии творческого мышления детей:
Оценка статьи:
Развитие волевой сферы дошкольника
Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ксперимен...
Развитие познавательной сферы дошкольника
Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...
Развитие познавательного интереса у дошкольников
Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...
Развитие познавательной активности дошкольников
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...
Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников
Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...
Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...
Развитие познавательных процессов у дошкольников
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...
В дошкольном возрасте происходит интенсивное накапливание физических и духовных сил. Малыш быстро растет, динамично развивается весь его организм, усложняются процессы высшей нервной деятельности...
Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников
Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...
Развитие речи дошкольников по ушаковой
Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...
Развитие произвольности поведения дошкольника
Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...
Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления
Возрастная психология - дошкольный возраст Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “ Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочк...
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...