Развитие речи через сказку с дошкольниками

Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников".

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие речевого творчества. области "коммуникация"направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок" в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел - низкий 29%, 10 чел - средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

"Мир сказок и приключений"

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок) .

" В стране доброты"

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник "Путешествие в сказочную страну".

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре - сказке.

Был разработан проект "В гостях у сказки".

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки "Волк и семеро козлят".

4. Работа с родителями"Рисуем сказку". Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля "Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7. Размещение консультаций для родителей:" Сказкотерапия", "Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей".

8. Проведение сюжетно - ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг "Сказки моего детства".

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Результат:

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел - средний 50%, 7 чел - высокий 50%) .

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов - практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Прикреплённые файлы:

tema-diploma_1rjir.pptx | 2645,19 Кб | Скачан: 188
www.maam.ru

Театральная деятельность как средство развития речи младших дошкольников Занятие В гостях у сказки Детский сад

Теперь все видно! Идем, перешагиваем сугробы.

Ой! Что это? (елочка)

Под елкой, что-то есть, посмотрите, какой сугроб намело!

Наверное, здесь кто то живет, видите сугроб шевелится! Кто же здесь? Кто зимой может спать под сугробом? (Мишка) , (а это берлога мишки и нам нужно идти тихо, что бы не разбудить его) .

Ребята, нам не получилось тихо пройти, и мишка вылез из берлоги, (воспитатель приветствует мишку за лапу)

Поздоровайтесь и вы, погладьте мишке лапу! Правда, мишка хороший? (да) . А мишка, какой? (мягкий, большой) ,. Какие у него глазки? (черные, как бусинки, маленькие) . Что у мишки еще есть? (носик черный, блестящий, как пуговка) . Что еще есть на голове? (ушки) . Какие ушки? (маленькие) . Лапы, какие? (большие, толстые) .

Кто сможет показать, как мишка ходит? (дети показывают)

Наш мишка не простой, а сказочный. Он что - то говорит нам! А вы хотите с мишкой поиграть (да) .

Давайте скажем мишке: " Мишка, ложись на бочек, на животик" (мишка выполняет поручения детей)

Дети посмотрите, какая у мишки пушистая шерстка, подуйте фу, фу - мишке нравится.

Мишка встает и подходит к елочке, на которой весят грибы.

Мишка:- Что это? (грибы) - А грибы на елочке когда - нибудь растут? (нет)

Мишка: - А как же они там очутились? Их, наверное, кто - то осенью повесил сушиться и забыл? Ой! Кто же это?

На сучке висит грибок. Кто его повесить мог? Без шеста, без лесенки, высоко повесили! Раздвину ельник мелкий, " огляжусь, увижу белку!"

Кто же это? (белка) - Поздоровайтесь с белочкой.

Белка угощает мишку грибком, мишка благодарит белочку.

Дети, покажите, как мишка доставал грибочки, (дети потягиваются, встают на носочки, руки тянут вверх) .

Ребята. Мишке грибок понравился, ему вот как вкусно (погладить мишку по животику и поурчать: у-у-у!)

Какие мы с вами молодцы, покормили мишку, поиграли с ним. Ой! Мишка трет глазки, наверное, хочет спать.

Пойдемте, положим, его спать.

Мишка: - Ой! Подождите, я знаю, что вы тоже любите сладкое. И я вас хочу угостить (угощает конфетами, дети благодарят мишку)

Положите мишку в берлогу и спойте ему колыбельную (Баю-баю надо спать. Ты спи, а сон придет. И гостинцев принесет! До свидания, мишка!)

Уснул наш мишка и нам пора возвращаться домой из леса. Дети, где мы были, кого мы там встретили, чем белочка угостила мишку?

От мы с вами и побывали в волшебном, сказочном лесу. Давайте вместе задуем свечу.

Вот и сказке конец

Источник 50ds.ru

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Подробности Просмотров: 111

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Особое место в речевом развитии имеет театрализованная деятельность. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения

людей, для понимания их сокровенных чувств.

Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки,

стимулировать психические процессы, совершенствовать

телесную пластичность, формировать активность…»

К. С. Станиславский

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность носит поэтапный характер:

На первом этапе обогащается восприятие за счет жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Второй этап собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки

Третий этапхарактеризуется появлением новой продукции.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Основные задачи в данном направлении работы:

- развитие восприятия литературных произведений разных жанров (сказок, рассказов, стихотворений) в единстве содержания и художественной формы, знакомство с выразительным языком народных сказок.

- расширение жизненного опыта, ознакомление с окружающим миром в соответствии с содержанием литературных произведений, воспитание внимания, наблюдательности, самостоятельности и активности.

- развитие всех сторон речи: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса) , обучение навыками диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать) .

- использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

- привлечение детей к играм – драматизациям и участию в спектаклях по мотивам прочитанных литературных произведений

Примерный план непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

1. Музыкально-ритмическая разминка

2. Дыхательная и речевая гимнастика

3. Литературно-художественная практика (связная речь)

4. Игры, минута шалости, физическая минутка.

5. Театрализованная деятельность

Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают:

- двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) ;

- пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.)

- воображение (способности к пластической импровизации)

Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция)

В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д., а также развивать воображение, умение представлять о том, о чем идет речь, обогащать словарный запас, активизировать речевые умения и навыки, делать речь ярче, образнее.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки.

Критерии в подборе сказок

- ярко выраженная социальная норма (лучше парная)

- возможность обыграть сюжет

- предпочтение сказкам, персонажи которых животные

Методические приемы:

- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей

- выделение героев с различными чертами характера

- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни)

- развивающие и словесные игры

- использование элементов психогимнастики

- игровые упражнения, обучающие ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

- выбор темы

Источник skazka.borzya.ru

«Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками». Опыт педагога Н. М. Левашовой

26 Май 20140(1784) Просмотры

Актуальность и перспективность опыта

Овладением родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, создают условия для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности.

Образовательная деятельность речевого, познавательного цикла несёт в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка.

Литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа.

Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка.

В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи.

Речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

Подробней PlanetaDetstva.net

Мастер – класс «Развитие речи через воображение» | Социальная сеть Pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

Мастер – класс «Развитие речи через воображение»

Уважаемые коллеги!

по теме: «Развитие речи через воображение».

Теоретическая часть:

На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки) , в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществить элементарное словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки) творчество.

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения, ведут к его отставанию, обеднению.

Существуют три группы факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием.

Во – первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения.

Во - вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

В – третьих, не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел. Речь может участвовать в процессах наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и выражать уже сложившиеся модельные представления.

Содержащаяся в рассказе пространственная терминология вначале направляет и корректирует построение наглядной модели пространственной ситуации, а затем служит выражением сложившихся модельных представлений о пространственных взаимоотношениях предметов. Специфическая форма опосредования мыслительной деятельности дошкольников – наглядное моделирование.

Оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении самых разных задач. Развитие наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения задач. Овладение указанными действиями происходит в процессе перехода от построения и применения внешних материальных моделей к функционально эквивалентным им модельным представлением.

Первоначально детям следует освоить действие замечания: научиться использовать различные заместители предметов. На этом этапе решается двоичная задача: с одной стороны, задания на замещение развивают умение использовать «опредмечивающий» образ, а с другой – эти задания создают основу для перехода к действиям моделирования.

Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно.

После этого намечается переход к использованию предметной наглядной модели. Теперь детям необходимо по заданной взрослым пространственной модели – плану придумать и рассказать собственную историю. При этом модель должна организовать и направлять их фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения.

Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т. е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме.

Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и использованию моделей как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй.

В работе с детьми удобнее всего использовать сказки.

Сказка - один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией.

Итак, давайте, уважаемые коллеги, попробуем вместе с вами определить цель (коллективная постановка цели)

Цель работы с дошкольниками :

Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй.

Данная цель предполагает 4 этапа:

1. Введение «опредмечивающего» образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа) ;

2. Двигательное моделирование (средняя группа) ;

3. Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа) ;

4. Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения.

Отнесение того или иного этапа к определенной возрастной группе достаточно условно, т. к. зависит от уровня развития конкретных детей.

На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов: подбор заместителей по определенному признаку.

Практическая часть:

Для отработки умения выбора заместителей предлагаю вам, уважаемые коллеги, использовать дидактическую игру: «Какая это игрушка?».

В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 7-10 человек.

Цель: научить придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

Материал: набор из 6-10 карточек, на каждой нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких предметов.

Ход игры:

Предлагаю вам, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку (предмет) похожа изображенная на ней фигурка. И так каждую следующую картинку. Ответы не должны повторяться, вы имеете возможность предложить свои варианты ответов (приложение 1, рисунки 1-2) .

После того, как отработали умение пользоваться заместителями, можно перейти к построению и использованию моделей для пересказа художественных произведений. Для этого удобнее всего использовать сказки. На начальном этапе работы лучше всего предлагать детям такие сказки как «Репка», «Теремок», «Три медведя».

Следующее задание:

Сейчас предлагаю вспомнить сказку «Репка», после чего вам необходимо подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей вы выбираете в соответствии с сюжетной линией (приложение 2, рисунок 2) .

Коррекционно-развивающее занятие в младшей группе В. Л. Шарохина №3 стр.17

Психолог:

  • Сегодня к нам в гости пришла сказка. А главная героиня этой сказки желтая, круглая. Как вы думаете, что это? Что бывает желтым и круглым?
  • Правильно. А репка, какая?
  • Вспомните, в какой сказке говорится про репку.
  • Желтым и круглым бывает солнышко, шарик, мяч, тарелка, колобок, солнечный зайчик…
  • Желтая, круглая.
  • Сказка так и называется «Репка».

Прикрепляется изображение репки к фланелеграфу.

  • Посадил дед репку. А сколько репок посадил дед?
  • Дед посадил одну репку.

Прикрепляется изображение деда к фланелеграфу.

  • Выросла репка большая –

Материал с сайта pandia.ru

В:Ребята, из какого произведения эти строки и кто помнит автора?Д: Эти строки из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик».

В:Почему сказка с таким необычным названием?

Д: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.

В: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Д: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

В:Эту сказку написал автор Валентин Катаев. Она называется авторская. Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной.

А почему называется русская народная сказка? (Сказку сочинил народ.) Есть ли такая волшебная сказка среди русских народных сказок?

Д: «По щучьему велению». Русская народная сказка.

В: А что волшебного?

Д: Волшебная щука. Исполняются все желания. Счастливый конец сказки.

Основная часть. В: Ребята, посмотрите. Слайд 1: с изображением грустной Жени.- Вы знаете, кто это? (Ответы детей)В:Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».- Ребята, но почему-то на Женином лице нет улыбки.(Ответы детей) Она потеряла последний лепесток своего цветика-семицветика, а ей так хочется, чтобы мальчик Витя смог бегать, прыгать и играть с ней в догонялки.

Давайте поможем ей найти волшебный лепесток, для этого мы отправимся в сказку и вспомним, на что Женя потратила другие лепестки. В:Но, на чем же мы отправимся в путь? (Ответы детей) .Я предлагаю полететь на «ковре – самолете». (Дети рассаживаются на ковре) . Ребята, ну вот мы и в сказке, давайте вспомним, на что Женя потратила первый лепесток?Д:Она захотела вернуться домой.

В:Правильно. Женя заблудилась и пожелала вернуться домой.А как получилось, что она заблудилась?

Дидактическое упражнение:"Что сначала, а что потом?"

В: Послушайте предложение: "К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок". Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок и сушку или к ней пристала собака? (Ответы детей) .

В:Внимательно слушайте предложение: "Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку". Что Женя сделала раньше, а что позже? Сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку? (Ответы детей)

В: Для того чтобы Женя вернулась домой, вы должны вспомнить волшебные слова или заклинания из других сказок.

• По щучьему велению, по моему хотению• Сим, сим – откройся! («Али-Баба и 40 разбойников») • Снип, снап, снуре, пуре, базалюре. («Снежная королева») • Крекс, пекс, фекс («Золотой ключик») • Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»)

В:Давайте вспомним, на что Женя потратила второй лепесток? (Слайд 2: разбитая ваза)

Д: Она разбила вазу и загадала, чтобы ваза вновь стала целой.

Дидактическая игра«Собери вазу»

(детина мольберте собирают пазлы) .

В:Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. Что загадала Женя, когда оторвала третий лепесток?

Д:Она захотела отправиться на Северный полюс.- А где находится Северный полюс? Покажите на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе?

Какие животные живут на Севере? Кого Женя встретила? (Слайд 3: изображения животных, живущих на Севере.)

В: Как же животные живут в таких суровых условиях? (Густая шерсть, подкожный жир)

В: Ой, посмотрите, какой-то камешек нам подарил белый медведь. Как он называется? (Лед) . А из чего делают лед? (Лед-это замерзшая вода) . В каких состояниях бывает вода? (Жидкая, твердая, газообразная, пар, туман) . Вспомните свойства воды? (Прозрачная, не имеет вкуса, без запаха, без цвета, растворяет соль и сахар) . А какое состояние погоды на Севере? (там холодно круглый год, море покрыто льдом) . В:Четвёртый лепесток она потратила на что?Д:Чтобы вернуться домой.В:Но чтобы ей вернуться, нам нужно с вами ответить на вопросы:В какой стране мы живем?

- Столица России?

- - В каком городе мы живем?

Где проходила олимпиада?

Слайд 4: разные игрушки и дерево.

В:Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они!(ответы детей) . Жене не понравилось, когда все игрушки на свете стали её, она оторвала шестой лепесток для того, чтобы игрушки вернулись на свои места. Но чтобы исполнилось ее желание, помогайте ей. , Теперь посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее, чего нет в сказке?

Динамическая пауза«Наши алые цветки». Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет;Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают

Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел. Взвился вверх и полетел. (дети сопровождают текст - движениями) . В: Ребята, сколько осталось лепестков у жениного «цветика-семицветика?»Д: Один.

В: Но где же он?Слайд 5: с изображением радостной Жени.- Посмотрите, это же Женя, а в руках у неё последний лепесток «цветика-семицветика». А это значит, что мы с вами смогли помочь Жене и она теперь загадает последнее желание, чтобы мальчик Витя смог бегать и прыгать!

В: А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш «ковёр-самолёт.

В: На лепестках цифры и буквы. Сложим цветок, расставляя числа по порядку, и узнаем какое слово зашифровано. 4 1 3 6 2 5 7

Р д б т о о а

- В: Какое слово зашифровано? « Доброта» Послушайте пословицы. Какая из пословиц выражает главную мысль сказки? Делано наспех – сделано на смех. Жизнь дана на добрые дела…В:Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом)

В: А этот цветок останется в нашей группе, я первая загадаю желание: хочу, чтобы дети нашей группы были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник nsportal.ru

Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок.

Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок.

09.11.2012 23:59

Введение

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии».

Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Одно из игровых упражнений - опорное моделирование, используя карты Проппа.

Дж. Родари отмечает, что «преимущество карт Проппа очевидны, каждая из них - целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

Наглядность и красочность их использования позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности. Создателем оригинальных литературных произведений.

Существуют различные методики, например универсальная методика Л. Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Л. Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.) , умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л. Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:

- срифмовать два слова (кузнец - удалец) , а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку».

Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом.

Самые простые виды такого общения, по мнению Л. Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения.

Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю) . Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л. Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука) , а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер) ;

- объяснить этимологию слова;

- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?) . Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом) .

Так же Л. Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.

Заключение

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать.

При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.

Рекомендую подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.:Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.

4. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.:Знание, 1998.-94с.

5. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.

7. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.

8. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

9. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. -Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.

10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:Просвещение, 1969. -214с.

12. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 336с.

13. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М.:Педагогика, 1985. -208с.

15. Основы теории речевой деятельности. - М.: Издательство «НАУКА», 1974. - 368с.

16. Пропп В. Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

17. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120с.

18. Расскажи мне сказку/Сост. Э. И. Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

19. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

20. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

21. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О. С, Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

22. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.

23. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

24. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

25. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

26. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырех - семи лет // Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С.59-66

27. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М, 1999.

28. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

29. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

30. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

31. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - М.: Издательство «Просвещение», 1966. - 96 с.

Материал с сайта ext.spb.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Актуальные проблемы речевого развития дошкольников

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи у дошкольников с зпр

    Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...

  • Развитие речи младших дошкольников

    Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие...

  • Развитие речи дошкольников через художественную литературу

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко...